Поэт и поэзия – Пушкин, Лермонтов, Некрасов

Дата: 12.01.2016

		

Каждому большому художнику
свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Лучших русских писателей и поэтов мысли об
этом волновали особенно сильно, потому что нигде литература не была так тесно
связана с освободительным движением, как в России. Рылеев, поэт-декабрист,
первым провозгласил в качестве поэтического кредо теорию гражданской поэзии: «Я
не поэт, а гражданин,» — заявил он, закрепив мученической смертью свой девиз о
том, что поэт должен быть прежде всего гражданином своей отчизны, борцом за
передовые идеалы своего времени.

Исключительно высоко оценивал
назначение поэта Пушкин. Он
предъявлял к поэту – в первую очередь к себе – очень высокие требования. Самого
строгого отношения к своим писаниям, самой большой взыскательности требовал он
от настоящего поэта.

Ты сам свой высший суд, —

Писал он в стихотворении «Поэту»:

Всех строже оценить умеешь ты
свой труд. … Ты им доволен ли,
взыскательный художник? … Доволен? Так пускай толпа его бранит.

В 1836 году, незадолго до своей
трагической гибели, Пушкин писал:

И долго буду тем любезен я
народу, … Что чувства добрые я лирой пробуждал, … Что в мой жестокий век
восславил я Свободу … И милость к падшим призывал.

В этих словах выразилось кредо
поэта.

Как же шел Пушкин к бессмертию?

Вся бурная юность поэта протекала
в неустанном творческом труде, и вместе с ростом поэта углублялось его
представление о роли и назначении поэзии.

Вольнолюбивая лирика Пушкина уже
готовила ему судьбу великого поэта, потому что была откликом на события эпохи. Именно вольнолюбивая лирика определила
этапы жизни Пушкина. В них ярко выражена позиция поэта-певца вольности,
выразителя идей передовой дворянской молодежи, прогрессивных национальных
чаяний и антикрепостнических настроений.

В оде «Вольность» поэт
отказывается от «изнеженной лиры» и видит свое назначение в том, чтобы
воспевать свободу.

Приди, сорви с меня венок, …
Разбей изнеженную лиру.

Пушкин защищал независимость
поэта, он считал творчество возвышающим и спасительным. Об этом он писал в стихотворении «К поэту».

Поэт! Не дорожи любовию народной, …
Восторженных похвал пройдет минутный шум. … Услышишь суд глупца и смех толпы
холодной, … Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Поэт не должен дорожить
восторженными похвалами. Поэт
– это певец вечных идеалов. Пушкин уподоблял поэта пророку, которому дано глаголом жечь сердца людей. С
презрением относится поэт к великосветской черни, которая не понимала и
отвергала подлинную поэзию.

«Пророк» – поэтическая аллегория,
где поэт изображен библейским пророком. Человек «влачится» в «пустыне мрачной», томимый
«духовной жаждою». (В первоначальной редакции было «великой скорбью»). На
перепутье ему является посланец бога – Серафим.

В том, что совершается с путником
далее, — и раскрываются требования к поэту.

Моих зениц коснулся он… …
Отверзлись вещие зеницы, … Как у испуганной орлицы, … Моих ушей коснулся он — …
И их наполнил шум и звон. … И
внял я неба содраганье… … И гад морских подводный ход…

Чувства поэта обострены
необычайно: он «внимает», то есть слышит и понимает всё звучание жизни (даже
шорох произрастающей в долине лозы).

Диапозон его восприятия огромен. (От
«горнего полета ангелов» до движения «гад морских» в подводных глубинах).

Не может быть у поэта «лукавого»,
«празднословного» языка. Голос
его должен быть правдив и мудр. Но самое главное для него – горячее сердце,
исполненное вечно живой любовью к людям.

И он мне грудь рассек мечом … И
сердце трепетное вынул, … И угль, пылающий огнем, … Во грудь отверстую
водвинул.

Непросто, нелегко быть поэтом:
жало мудрой змеи вложено в его «замершие» уста «десницею кровавой». Стихотворение заканчивается заповедью
поэту:

Восстань, пророк, … И виждь, и
внемли, … Исполнись волею моей, … И обходя моря и земли, … Глаголом жги сердца
людей.

Идея поэта, его произведений
волнует читателей. Но
воздействие его произведений становится по-настоящему сильным только в том
случае, если он умеет «глаголом» жечь «сердца людей». Содержание стихотворения
связано с событиями современности: с восстанием и казнью декабристов. В первой
редакции иным был конец стихотворения:

Восстань, восстань, пророк России …

Есть сведения, что листок со стихотворением
«Пророк», имевший эту резкую политическую концовку, Пушкин по приезде из ссылки
в Москву захватил с собою во дворец. Поэт намеревался отдать его Николаю 1,
«гнусному убийце» декабристов, если бы исход встречи кончился для Пушкина
трагически.

Лермонтов, живший в годы мрачной
реакции и не имевший возможности громко, во всеуслышанье сказать свое
поэтическое слово, облитое горечью и злостью, тосковал о том времени, когда
поэт воспламенял бойца для битвы, когда стих поэта звучал, как колокол на башне
вечевой.

В стихотворении «Поэт» Лермонтов
высказал свой взгляд на роль и назначение поэта. В стихотворении звучит призыв, подобный пушкинскому
«Восстань, пророк!»: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!». Слово
«пророк» рифмуется здесь с «клинок». Аллегорический образ кинжала объединяется
с образом поэта-пророка.

Подтекст в этом стихотворении
очень глубок и многопланов. Здесь
и мысль о том, что настоящее искусство нуждается «богатой резьбы». Сожалея о
превращении боевой силы в развлечение толпы, автор тоскует о том, что миновало
время битв, что оно сменилось «веком изнеженным».

В стихотворении Лермонтова
благородная тревога за судьбу родной литературы выражена аллегорически и прямо:
автор открыто противопоставляет современную поэзию предшествующей ей. Настоящая поэзия воспламеняла бойца на
битвы, свет внимал ей в «немом благоговении», а поэзия 30-х годов 19-го века
ложная, украшательская, помогает скрывать истину, а в результате она «покрыта
ржавчиной презрения». Взгляд на поэзию, выраженный в стихотворении Лермонтова
близок к пушкинскому. Ощутима близость слов: «глаголом» жечь «сердца людей»
[Пушкин] и «воспламенять бойца для битвы» [Лермонтов].

И у Лермонтова главное
стихотворение названо «Пророк». Здесь
также главная тема – тема поэта и общества. Но лермонтовский пророк теряет
библейскую величественность и становится ближе к людям. Он постиг людей,
обладает «всеведеньем», хочет пробудить в людях стремление к лучшей жизни,
проповедует «любви и правды чистое учение», и в то же время обличает «злобу и
порок». Противопоставляя изгнанника-пророка старцам, господствующим в «шумном
граде», Лермонтов показывает их самовольное торжество.

Видя лишь унижение пророка,
старцы не понимают главного: пророк не покорился судьбе, не отказался в угоду
им от любви и правды, дух его не сломлен.

Продолжая лучшие традиции Пушкина
и декабристов в понимании места поэзии в жизни общества, Лермонтов оказал
несомненное влияние на Некрасова. В раннем сборнике «Мечты и звуки» есть стихотворение «Тот не поэт», в
котором намечаются демократические взгляды Некрасова на назначение поэта.
Стихотворение заканчивается словами:

Кто у одра страдающего брата … Не
пролил слез, в ком состраданья нет, … Кто продает себя толпе за злато, … Тот не
поэт!

Муза поэта – сестра истерзанного,
измученного народа.

Вчерашний день, в часу шестом …
Зашел я на Сенную, … Там били женщину кнутом, … Крестьянку молодую. … Ни звука из ее груди, … Лишь бич
свистал, играя… … И Музе я сказал: «Гляди! … Сестра твоя родная!»

В стихотворении «Муза» поэт снова
заявляет, что его Муза – спутница бедняков. Противопоставляя Музе ласковой, поющей и прекрасной
свою неласковую Музу, он пишет:

Но рано надо мной отяготели узы …
Другой неласковой и незлобивой Музы, … Печальной спутницы печальных бедняков, …
Рожденных для труда, страданья и оков.

В стихотворении «Блажен
незлобивый поэт» дается противопоставление двух поэтов – незлобивого поэта и
поэта – обличителя толпы, ее страстей и заблуждений, уводящего от острых
вопросов жизни в мир «спокойного искусства». С нескрываемой иронией говорит он о популярности
незлобивого поэта среди современников. Симпатия Некрасова на стороне
поэта-обличителя.

Свой поэтический манифест
Некрасов утвердил в знаменитом стихотворении-диалоге «Поэт и гражданин». В стихотворении резко противопоставлены
позиции людей: страстная гражданственность одного, равнодушие, уход от
общественных интересов другого. Поэт, отказавшийся от служения обществу,
становится бесплодным.

Н. А. Некрасов, продолжая традицию Пушкина
и Лермонтова, поэтов-декабристов, возглавил новый этап русской поэзии,
связанный с демократическим течением 60-70-х годов. Поэт-гражданин, поэт
трибун. Некрасов был
певцом народной жизни, свое творчество он посвятил борьбе за свободу народа.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий