Мир героев Островского

Дата: 12.01.2016

		

Александр Николаевич Островский — замечательный
драматург, создавший на долгие годы репертуар русских театров. Родившись в
Замосковречье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует
различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо населены
купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи,
начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого
персонажа.

Островский исследует характеры: купца Большова и
приказчика Подхалюзина из пьесы “Свои люди — сочтемся!”, Паратова и Карандышева
из “Бесприданницы”, Тихона и Дикого из “Грозы”. Всех их объединяет жажда
наживы, желание любой ценой добиться благосостояния и власти, они готовы душу
продать дьяволу. Об окружающих и даже самых близких они не заботят- ся, поэтому
нет в этом кругу истинной любви и привязанностей. Дочь предает Вольтова,
посаженного в долговую яму. Паратов, несмотря на искреннюю и преданную любовь
Ларисы, “женится на деньгах”, продавая свою свободу подороже. Тихон бежит от
тирании матери, оставляя беззащитную молодую жену в этом царстве тьмы. Здесь
нет высоких понятий: благородства и чести, совести и преданности. Но очень
хорошо развиты чувства стяжательства и наживы, поэтому лучшие Герои Островского
стремятся вырваться из мрака на светлую дорогу, на свободу. Для Катерины, как
ни покажется странным, это — омут, для Ларисы — замужество.

Нежная, беззащитная Катерина, попав в семью Кабановых,
ощущает себя как в тюрьме. Вспоминая своих родителей и дом, Катерина понимает,
что навек утратила ощущение свободы и счастья, выйдя замуж за Тихона, попав в
эту среду. Она хотела бы стать птицей, летящей куда захочет: “Отчего люди не
летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что
я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась,
подняла руки и полетела, — говорит она Варваре, сестре Тихона, — какая я была
резвая! А у вас завяла совсем…” Суровая действительность возвращает героиню в
мир кабановых и диких. Здесь нужно лгать, втихомолку делать то, что хочешь,
внешне соблюдая правила приличия. Варвара, выросшая в доме, прекрасно усвоила
эту науку. Катерине же претит такое поведение. Полюбив Бориса, она не хочет
скрывать своих чувств.

У Катерины очень своеобразный характер: она
богобоязненна и мятежна одновременно. В грозе она видит предостережение Бога и
во всем кается людям. Тихон жалеет Катерину, но боится мать. Борис полностью
зависит от Дикого, поэтому не властен над своей судьбой. Всеми отвергнутая,
героиня видит единственный для себя выход — омут. Для нее это не самоубийство,
а освобождение от тягот жизни, безысходности.

Совершенно иная героиня пьесы “Бесприданница”. Лариса
образованная, культурная, мыслящая девушка. Ее угнетает бедность и
приниженность положения. Лариса не приемлет мир, в котором она живет. Она любой
ценой хочет из него вырваться. Лариса понимает, что мать хочет продать ее
подороже. Полюбив в Паратове внешний блеск, Лариса не видит ничтожности и
мелочности его натуры. Потеряв надежду на счастье с Сергеем Сергеевичем, Лариса
готова выйти замуж за любого, кто уведет ее из дома, похожего на ярмарку.

Карандышева она не любит, даже не уважает, но надеется
на него. Но в этом мире нет благородства. Лариса вскоре это поняла. “Я вещь”, —
говори она Карандышеву. Поняв это, Лариса хочет продать себя подороже. Героиню
одолевают внутренние противоречия. Она стыдится своих мыслей, хочет чистой и
честной жизни, но не видит путей туда. Хочет умереть, и нет сил, поэтому
выстрел Карандышева Лариса принимает как благо, избавление от гнета нерешаемых
проблем. Смерть героини — это достойный ее уход из жизни.

“Гроза” и “Бесприданница” — лучшие пьесы Островского,
показавшие читателю и зрителю доныне неизвестный мир купечества с его страстями
и болью, печалями и радостями. Этот мир шагнул на сцену русского театра,
показав всю глубину и разнообразие натур, необузданных и богатых страстями,
мелочных и жестоких, добрых и благородных, но слабых, не умеющих постоять за
себя.

Женские образы, созданные драматургом, заняли
достойное место в классической русской литературе.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий