Ольга Бараш
Немецкое слово «Dichter» означает не только
«поэт», но и в широком
смысле «сочинитель». Оно и хорошо. Потому что какой Герман Гессе поэт? Знаменитый немецкий писатель,
нобелевский лауреат 1946 года, автор
произведений, среди которых можно отыскать «культовое» на любой вкус. Для высоколобых интеллектуалов
«Игра в бисер». Для
любителей экзотческой премудрости «Путешествие в страну
Востока« и »Сиддхарта».
Для отвязных бунтарей «Степной волк». А ещё «Нарцисс и Златоуст»,
«Гертруда», «Кнульп» и другая проза, написанная за без малого шестьдесят лет.
О стихах же Гессе редко вспоминают даже самые
пламенные его поклонники, несмотря на
то, что он писал их всю жизнь. Первая книга
Гессе была сборником стихов, что нередко бывает с прозаиками.
Последняя, вышедшая за год до смерти также книга
стихов. А последнее своё стихотворение
Гессе написал за день до смерти.
«С тринадцати лет мне стало ясно, что я хочу быть
либо поэтом, либо никем», пишет
Гессе в своей автобиографии. Решение
повлияло на жизнь до того момента «образцового ученика» Гессе:
он сделался «плохим учеником»,
так как в школе не только не учили быть
поэтом, но желание стать поэтом и малейший поэтический дар вызывали подозрение. Гессе сменил несколько школ, ни в
одной не ужился, поссорился с
родителями, убегал из школ и из дома, едва не покончил с собой, попал в клинику неврозов словом,
пережил в юности душевный кризис, с
какого нередко начинается биография более или
менее «проклятого» поэта. Работал учеником часовщика,
продавцом в книжной лавке, а в 1899 году
вышли первые сборники его стихов. Цели,
поставленной в отрочестве, он достиг.
Дальнейшая его жизнь была жизнью преуспевающего литератора
и журналиста. Параллельно со стихами
писалась проза художественная и
публицистическая. Но успокоение если и пришло, то не надолго. Личные и общественные потрясения снова привели его к
«зияющей бездне» в 1915 году;
так что он вынужден был пройти лечение у Й.Б. Ланга, ученика К.-Г. Юнга. Следующий кризис наступил
в 1921 году; на сей раз Гессе лечился
уже у самого Юнга, который оказал на него
воздействие не только как врач, но и как мыслитель.
После лечения у Юнга и миновавшего кризиса середины
жизни, если на пути Гессе и разверзались
зияющие бездны, он находил способы
преодолевать их; все его значительные произведения написаны после 1921 года: «Степной волк» (1927),
«Путешествие в страну Востока»
(1932), «Игра в бисер» (1943). Ему была отпущена долгая жизнь.
Он умер в восемьдесят пять лет не только
знаменитым писателем и нобелевским
лауреатом, но и просветлённым мудрецом.
Стихи Гессе писал всю жизнь. Они менее известны, чем
его проза, однако имеют к ней самое
прямое отношение: они служат как бы
посредниками между внутренней жизнью автора и героев его прозы. Не зря ряд стихотворений Гессе включает в роман
«Игра в бисер» в качестве
стихов героя.
Малая популярность стихов Гессе, возможно, объясняется
их «старомодным» стилем.
«Его связь с романтикой не только лежит на
поверхности, но неизменно исповедывалась им самим. Она сказывается
в каждой интонации его лирики»,
утверждает о стихах Гессе С.С. Аверинцев. И далее: «Совершенно
естественно, что лирика Гессе немало
корили за эпигонство. Он сам от всей души соглашался с этими укорами. Он знал, что пришёл, как наследник,
как последний в роду, и что его доблесть
не отвага зачинателя, а верность завершителя».
Таким образом Гессе, как многие другие поэты ХХ века,
не работающие над построением
современного поэтического стиля,
производится в «последние романтики». Однако основное
содержание и пафос его стихов не
романтические, хотя и ведут своё происхождение
от романтики. Это попытка осознать страдания и смерть как неотъемлемую и осмысленную часть бытия,
обрести гармонически целостное
мировосприятие через преодоление душевных кризисов и одиночества. Мировоззренческой основой поэзии
Гессе нередко служат восточные
философские учения, а также учение К.-Г. Юнга, отношения с которым он поддерживал до конца жизни.
Последнее своё стихотворение «Сломанный
сук» Гессе написал накануне
смерти. Нинон Гессе, жена писателя, сообщала в
письме друзьям: «Восьмого августа мы пошли утром в лес,
который граничит с нашим участком. Во
время прогулок он с удовольствием
собирал хворост для наших костров в саду. И этим утром он приостановился и потянул за высохшую ветку
робинии, за которую часто дёргал,
проходя мимо. «Всё держится, пробормотал он… Вечером я нашла в своей комнате стихотворение про сухой
сук. Я кинулась к нему, спросила:
«Это ты сегодня написал?» «Нет, ответил он, я написал это 1 августа. Но сегодня оно
готово». Я сказала вернее,
пролепетала: «Это одно из твоих лучших стихотворений!» Он
улыбнулся и ответил: «Значит, оно
хорошее!» Я ему ещё немного почитала, как
каждый вечер; потом он слушал по радио фортепьянную сонату Моцарта (No 7 C-Dur, K.V.309). К утру он умер от
мозгового кровоизлияния, во сне. Сук в
лесу всё держится».