Вызов дикой силе

Дата: 12.01.2016

		

Страшна и тяжела для каждого новичка попытка идти
наперекор требованиям и убеждениям темной массы, ужасной в своей наивности и
искренности. Ведь она проклянет нас, хорошо, если только полоумными сочтет и
будет подсмеиваться…

НА. Добролюбов

“Да, именно темная масса старается утвердить свою
систему жизни”, — пишет А. Н. Островский в пьесе “Гроза”. Именно об этих старых
устоях и невыносимых порядках феодального общества, где никто не имеет права на
свое мнение, где под прикрытием добрых намерений осуществляют свои делишки
русские самодуры, рассказывает Островский. И на борьбу с ними приходит
совершенно иной, изначально чистый характер Катерины, поражающий своей
противоположностью самодурному началу. Этот характер представляется нам
решительным, исполненным веры и надежды, доброты и сочувствия. Но Катерина
находится в таком обществе, где ис полняются все прихоти Диких и Кабановых, где
ничто не подчиняется естественным законам и логике, и это приводит ее к гибели.

Что же заставило молодую еще женщину покончить жизнь
самоубийством?

Литературные критики отвечают на этот вопрос следующим
образом. Дикой и Кабанова не давали покоя всем тем, кто шел наперекор их
желаниям, убивали любое стремление к свободе и независимости мышления и
действий. Находясь в таких условиях, духовно слабый человек забывал о том, что
он имеет право на собственное мнение, на какие-то чувства, желания и свободную
от чьего-нибудь надзора жизнь. Так Дикой и Кабанова смогли превратить людей в
рабов, не способных действовать и думать самостоятельно, в существа, которые
умеют исполнять приказы. В образах Тихона и Бориса А. Н. Островский доводит это
до абсурда. Тихон не имеет даже нормальной личной жизни, которую должен вести
каждый женатый человек: его отношение к жене определяется указами Кабановой.
Борис, в сущности, — “образованная “копия Тихона”. Но образование не развило в
нем стремления к свободе, а только придало внешний блеск, оставив его внутри
слабым и гнилым человеком.

Жизнь среди таких людей не сломала характера Катерины,
не убила ее душевной силы, стремления к свободе и естественным человеческим
желаниям. Она до конца оставалась верна своим принципам, старалась находить
что-то приятное, необыкновенное даже в самые трудные моменты. И это было не
проявлением слабости, но способом подбодрить себя в трудную минуту и не забыть
о том, что она тоже человек, а не животное, без чувств и желаний. Но какой бы
сильной и свободной Катерина ни бы ла, один человек не может противостоять
всему обществу с его порядками, складывавшимися на протяжении веков. Кроме
того, Катерина не была до конца свободна от обычаев и устоев того общества:
религия являлась основой ее жизни, ее взлетов и моральных принципов. Все ее
убеждения были построены на религиозной основе, и она не имела хорошего
образования. Так, единственным ее средством борьбы против самодуров была
чистота и сила души.

Последней каплей, переполнившей чашу страданий
Катерины, стало предательство Бориса. Его любовь была для нее последним лучиком
надежд, который помогает ей преодолевать все препятствия, и, когда он погас,
мечты о любви и счастье исчезли. «У нее был выбор: жить “кроткою рабою”
своего мужа и свекрови, покоряться их желаниям и не сметь ничего сказать в свою
защиту (так как она опозорила семью) или умереть.

Так, “среда деспотов”, Диких и Кабановых, и
бесхарактерных Тихонов и Борисов, привела Катерину к обрыву, откуда нет дороги
назад, в жизнь, а есть лишь неизвестность, куда и шагает смело Катерина, чтоб
не покоряться и не сдаться на милость самодуров и их подпевал.

Катерина погибает, но, погибнув, она не сдалась, а
бросила вызов всему самодурному обществу. Ее смерть является подтверждением ее
силы и свободы, воли и независимости. Это реакция на жизнь окружавших ее людей,
на их устои и нравы. Это протест против всего существующего строя и протест
каждого его члена в отдельности против ограниченности и нахальства, против
подлости и низости, бесхарактерности и пресмыкания.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий