Быт и нравы «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Дата: 12.01.2016

		

Читая произведения Островского, мы невольно попадаем в
ту атмосферу, которая царит в данном обществе, и становимся непосредственными
участниками тех событий, которые происходят на сцене. Мы сливаемся с толпой и
как бы со стороны наблюдаем за жизнью героев.

Так, оказавшись в приволжском городе Калинове, мы
можем наблюдать быт и нравы его жителей. Основную массу составляет купечество,
жизнь которого с таким мастерством и знанием дела показал драматург в своих
пьесах. Именно оно и является тем “темным царством”, которое правит бал в таких
тихих провинциальных приволжских городах, как Калинов.

Познакомимся с представителями этого общества. В самом
начале произведения мы узнаем о Диком, “значительном лице” в городе, купце. Вот
как говорит о нем Шапкин: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич,
поискать еще. Ни за что человека оборвет”. Тут же мы слышим и о Кабанихе и
понимаем, что они с Диким “одного поля ягоды”.

“Вид необычный! Красота! Душа радуется”, — восклицает
Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина
жизни, которая предстает перед нами в “Грозе”. Именно Кулигин дает точную и
четкую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Кали-нове. Он
один из немногих осознает ту атмосферу, которая сложилась в городе. Он прямо
говорит о необразованности и невежестве масс, о невозможности честным трудом
заработать деньги, выбиться в люди из-под кабалы знатных и важных лиц в городе.
Они живут вдали от цивилиза-.ции и не очень-то к ней стремятся. Сохранение
старых устоев, страх перед всем новым, отсутствие всякого закона и власть силы
— вот закон и норма их жизни, вот чем живут и довольствуются эти люди. Они
подчиняют себе всех, кто их окружает, подавляют всякий протест, любое
проявление личности.

Островский показывает нам типичных представителей
этого общества — Кабаниху и Дикого. Эти лица занимают особое положение в
обществе, их боятся и потому уважают, они имеют капитал, а следовательно, —
власть. Для них не существует общих законов, они создали свои и заставляют
остальных жить в соответствии с ними. Они стремятся к тому, чтобы подчинить
себе тех, кто слабее, и “умаслить” тех, кто сильнее. Они деспоты как в жизни,
так и в семье. Мы видим это беспрекословное подчинение Тихона своей матери, а
Бориса — своему дяде. Но если Кабаниха бранит “под видом благочестия”, то Дикой
ругается так, “как с цепи сорвался”. Ни тот, ни другой не желает признавать ничего
нового, а хочет жить по домостроевским порядкам. Их невежество в сочетании со
скупостью вызывают у нас не только смех, но и горькую усмешку. Вспомним
рассуждения Дикого: “Какое еще там електричество!.. Гроза-то нам в наказание
посылается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то,
прости господи, обороняться”.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым
от них людям, нежелание расстаться с деньгами, обманывать при расчетах с
рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: “О посту как-то, о великом, я
говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил…
Согрешил-таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил”.

У этих властителей есть и те, кто невольно помогает им
осуществлять их господство. Это и Тихон, который своим молчанием и слабоволием
только способствует укреплению власти маменьки. Это и Фе^луша, необразованная,
глупая сочинительница всяких небылиц про цивилизованный мир, это и горожане,
обитающие в этом городе и смирившиеся с такими порядками. Все они вместе и
являются тем “темным царством”, которое представлено в пьесе.

Островский, используя различные художественные
средства, показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами,
город, где царит произвол, насилие, полное невежество, где подавляется любое
проявление к свободе, свободе духа.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий