ЧЕХОВ
Чехов
неслучайно начинает с легкихжанров.
Он не ищет своего читателя, он знает публику и к нейобращается
в своих непритязательных юморесках. Неслучайны и егомногочисленные
псевдонимы: Человек без селеэенки, Антоша… Этомягкий
домашний юмор, не претендующий ни на что, кроме шутки,вызывающий
улыбку и только. И темы его ранних рассказовпросты и неприхотливы: он высмеивает
чрезмерное чинопочитание,глупую
напыщенность… Но вот тут-то и кроется нечтонеожиданное:
темы рассказиков Антоши Чехонте осмыслениезнакомых
нам центральных проблем русской литературы! Вспомним«Смерть
чиновника». Герой, случайно чихнувший на лысинуначальника,
извинялся-извинялся, да и помер со страху. А ведьэто
чеховское преломление темы «маленького человека»! Послеострого
сочувствия судьбе гоголевского Акакия Акакиевича, послеощущения
бесконечной вины перед униженными и оскорбленнымигероями
Достоевского Россия хохотала над глупой и пошлойсмертью
маленького чиновника. Ибо сострадали «братьямменьшим»,то
есть адресовались то не к ним.Предметоминтереса
и художественного осмысления Чехова становится новый пласт жизни, неведомый
русской литературе. Он открывает читателю жизнь обыденную, каждодневную,
знакомую всем череду рутинных бытовых дел и соображений, проходящую мимо
сознания большинства: она служит лишь фоном для действительно
решающих,экстраординарных
событий и свершений. Чехов стремится обратить внимание читателя на дни и
часы ем маленького обывательском существования, осмыслить их, начать
жить осознанно. Таким образом, героем Чехова становится человек,
действующийзаведенно,
механически, не познавая жизнь и не осознавая себя в ней. И вся жизнь этого
героя проходит вожидании
некоего решительного поворота, яркого события.Но,когда
это событие действительно происходит, оказывается, чточеловек
не может не только действовать способствоватьблагоприятному
повороту судьбы или противостоять ее удару; онне
способен даже осмыслить происходящее: неразработанное,неумелое
сознание «буксует»… И в результате жизнь катитсядальше
уже проложенным руслом к тому последнему итогу, который
с полной ясностью докажет, что не состоялся
еще один человек,
не
сформировалась еще одна личность, еще одна жизнь прошла
впустую…
И все его творчество воспринимается именно как
диагноз:
ПАДЕНИЕ ЧУВСТВА ЛИЧНОСТИ.
Он
писал частную жизнь именно это стало
художественным
открытием. Под его пером литература стала
зеркалом
минуты, имеющей значение лишь в жизни и судьбе одного.конкретного
человека. Чеховская Россия состоит из вопросов, из сотен разгаданных и
неразгаданных судеб. И лишь из всего этого множества, из совокупности
штрихов, начинают проглядывать очертания картины. Персонажи Чехова
образуют
пеструю
толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их
занимают
различные проблемы от мелких бытовых забот до серьезных философских
вопросов.
Художественная
манера чехова не назидательна, ему
претит
пафос проповедника, учителя жизни. Он выступает как
свидетель,
как бытописатель.
В
«Вишневом саде» Чехов не только создал образы людей, чья
жизнь
пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само Время в
его движении. Ход истории есть главный нерв
комедии, ее сюжет и
содержание.
Герой
Чехова, как всегда, играет в собственной жизни
второстепенную
роль. Но в «Вишневом саде» герои оказываются
жертвами
не частных обстоятельств и собственного безволия, а
глобальных
законов истории: деятельный и энергичный Лопахин
такой
же заложник времени, как пассивный Гаев.
Пьеса
построена на уникальной ситуации, которая стала
излюбленной
для всей новой драмы ХХ века, это ситуация
ПОРОГА.
Еще ничего такого не происходит, но есть ощущение
края,
бездны, в которую должен низвергнуться человек.
Система персонажей: герои и
их роли каждый из героев исповедуется, но в итоге все эти
исповеди
оказываются обращены в зрительный зал, а не к партнерам по сцен В какой-то
момент исповедующийся понимает,
что
самого главного объяснить не сможет. Так Аня никогда не
поймет
драмы матери, а сама Любовь Андреевна никогда не поймет
ее
увлечения Петиными идеями. Человек может в известной степени
корректировать
свою личность, свои отношения с окружающими. Но изменить свою роль он не
может, как бы чужда она ему ни была. Несоответствие внутренней сущности
героя той
социально-исторической роли которую он
вынужден играть, вот
драматическая суть «Вишневом
сада».
В
комедии переплетаются несколько сюжетных линий. Раньше
всех
заканчивается линия несостоявшегося романа Лопахина и
Вари.
Она построена на излюбленном чеховском приеме: больше
всего
и охотнее всего говорят о том, чего нет, обсуждают
подробности,
спорят о мелочах несуществующего, не замечая или
сознательно
замалчивая существующее и существенное. Давайте
прежде
всего всмотримся в образ Лопахина. Сам Чехов считал его
роль
«центральной» в комедии.
Вот
это-то сочетание бескорыстной любви к прекрасному и
купеческой
жилки, мужицкой простоты и тонкой артистической
души и стремится уловить и
воплотить в образе Лопахина Чехов. Лопахин единственный, кто предлагает
реальный план
спасения
вишневого сада. И реален этот план прежде всего
потому,
что Лопахин понимает: в прежнем виде сад сохранить
нельзя,
время его ушло, и теперь сад можно сберечь, лишь
переустроив,
пересоздав в соответствии с требованиями новой
эпохи.
Варя
ждет простого и логического хода жизни: раз Лопахин часто бывает в доме,
где есть незамужние девушки, из которых «подходит» ему лишь она,
Варя, значит, должен жениться. И лишь занятость мешает ему заметить ее
достоинства. У Вари даже мысли
не
возникает иначе взглянуть на ситуацию, подумать, любит ли ее
Лопахин,
интересна ли она ему? Все Варины ожидания основаны на
разговорах
окружающих о том, что этот брак был бы удачен, на
досужих
пересудах!
Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже
незамеченная любовь две
сквозные,
внутренне связанные темы пьесы
Спасение
сада в его коренном переустройстве, но новая жизнь означает прежде всего
смерть былого, и палачом оказывается тот, кто яснее всех видит красоту
гибнущего мира.
(И
вот еще важнейшее) Сейчас, близко к новому рубежу
веков,
в современной смуте конца эпохи, разрушения старом и
судорожных
попыток создать новое, «Вишневый сад» звучит для нас
не
так, как звучал еще десять лет назад. Оказалось, что не
только
рубеж Х1Х-ХХ веков время действия чеховской комедии;
она
написана и о безвременье вообще, о том смутном
предрассветном
часе, который пришелся в на нашу жизнь,
определил и наши судьбы.