Чернышевский. «Что делать»

Дата: 12.01.2016

		

                 ЧЕХОВ

         Чехов 
неслучайно  начинает  с   легких

 жанров.
Он  не ищет    своего читателя,  он знает публику и к ней

 обращается
в своих непритязательных юморесках. Неслучайны и его

 многочисленные
псевдонимы: Человек без селеэенки, Антоша… Это

 мягкий
домашний юмор,  не претендующий ни на что,  кроме шутки,

 вызывающий
улыбку   —  и  только.   И темы его ранних рассказов

просты и неприхотливы:  он высмеивает
чрезмерное чинопочитание,

 глупую
напыщенность…     Но   вот  тут-то  и  кроется  нечто

 неожиданное:
темы   рассказиков  Антоши  Чехонте  —  осмысление

 знакомых
нам  центральных проблем русской литературы!  Вспомним

 «Смерть
чиновника».    Герой,   случайно  чихнувший  на  лысину

 начальника,
извинялся-извинялся,   да и помер со страху. А ведь

 это
— чеховское преломление темы «маленького человека»! После

 острого
сочувствия судьбе гоголевского Акакия Акакиевича, после

 ощущения
бесконечной  вины  перед  униженными  и  оскорбленными

 героями
Достоевского   Россия  хохотала  над  глупой  и  пошлой

 смертью
маленького   чиновника.   Ибо  сострадали  —   «братьям

 меньшим»,то
есть адресовались — то не к ним.Предметом

интереса
и художественного осмысления  Чехова  становится  новый пласт жизни, неведомый
русской литературе. Он открывает читателю жизнь обыденную,  каждодневную, 
знакомую всем  череду  рутинных бытовых дел и соображений, проходящую мимо
сознания большинства: она служит лишь   фоном    для    действительно   
решающих,

экстраординарных
событий  и свершений.  Чехов стремится обратить внимание читателя на дни  и 
часы  ем  маленького  обывательском существования, осмыслить    их,   начать 
жить осознанно.  Таким образом, героем  Чехова   становится   человек,   
действующий

заведенно,
механически,  не познавая жизнь и не осознавая себя в ней. И вся жизнь этого
героя проходит в

 ожидании
некоего   решительного   поворота,    яркого  события.

 Но,когда
это событие действительно происходит, оказывается, что

 человек
не   может  не  только  действовать  —  способствовать

 благоприятному
повороту судьбы или противостоять ее  удару;  он

 не
способен  даже  осмыслить  происходящее:   неразработанное,

 неумелое
сознание «буксует»…  И в  результате  жизнь  катится

 дальше
уже проложенным руслом к тому последнему итогу,  который

с полной ясностью докажет,  что не состоялся
еще один  человек,

 не
сформировалась   еще  одна  личность,  еще одна жизнь прошла

 впустую…
И  все  его  творчество  воспринимается  именно  как

 диагноз:
ПАДЕНИЕ ЧУВСТВА ЛИЧНОСТИ.

      Он
писал  частную жизнь — именно это стало

художественным
открытием.   Под   его  пером  литература  стала

зеркалом
минуты,    имеющей  значение  лишь  в  жизни  и  судьбе одного.конкретного
человека.      Чеховская  Россия  состоит  из вопросов, из  сотен разгаданных и
неразгаданных судеб. И лишь из всего этого   множества,   из  совокупности 
штрихов,   начинают проглядывать очертания картины.    Персонажи  Чехова 
образуют

пеструю
толпу,   это  люди разных судеб и разных профессий,  их

занимают
различные   проблемы  —  от  мелких  бытовых  забот  до серьезных философских
вопросов.

              Художественная
манера чехова не назидательна, ему

 претит
пафос   проповедника,   учителя жизни.  Он выступает как

 свидетель,
как бытописатель.

  В
«Вишневом  саде»  Чехов  не только создал образы людей,  чья

 жизнь
пришлась на переломную эпоху,  но запечатлел само Время в

его движении. Ход истории есть главный нерв
комедии, ее сюжет и

 содержание.

   Герой
Чехова,    как  всегда,   играет  в  собственной  жизни

 второстепенную
роль.  Но в «Вишневом  саде»  герои  оказываются

 жертвами
не  частных обстоятельств и собственного безволия,  а

 глобальных
законов истории:  деятельный  и  энергичный  Лопахин

 такой
же заложник времени, как пассивный Гаев.

   Пьеса
построена  на  уникальной  ситуации,    которая стала

 излюбленной
для   всей  новой  драмы  ХХ  века,  — это ситуация

 ПОРОГА.
Еще ничего такого не происходит, но есть ощущение

края,
бездны, в которую должен низвергнуться человек.

              Система персонажей:   герои  и
их роли каждый из героев исповедуется, но в итоге все эти

исповеди
оказываются обращены в зрительный зал, а не к партнерам по сцен В какой-то
момент исповедующийся понимает,

 что
самого  главного  объяснить  не сможет.  Так Аня никогда не

 поймет
драмы матери,  а сама Любовь Андреевна никогда не поймет

 ее
увлечения Петиными идеями. Человек может в известной степени

 корректировать
свою личность,  свои отношения с окружающими. Но изменить свою роль он не
может,  как бы чужда она ему  ни  была. Несоответствие внутренней сущности
героя той

социально-исторической роли которую он
вынужден играть,  —  вот

 драматическая суть «Вишневом
сада».

      В
комедии  переплетаются несколько сюжетных линий.  Раньше

 всех
заканчивается  линия  несостоявшегося  романа  Лопахина  и

 Вари.
Она    построена на излюбленном чеховском приеме:  больше

 всего
и охотнее всего говорят  о  том,   чего  нет,   обсуждают

 подробности,
спорят о мелочах — несуществующего, не замечая или

 сознательно
замалчивая существующее  и  существенное.   Давайте

 прежде
всего всмотримся в образ Лопахина.  Сам Чехов считал его

 роль
«центральной» в комедии.

      Вот
это-то  сочетание бескорыстной любви к прекрасному — и

 купеческой
жилки,  мужицкой простоты — и  тонкой  артистической

 души и стремится уловить и
воплотить в образе Лопахина Чехов. Лопахин —  единственный,   кто  предлагает 
реальный  план

 спасения
вишневого   сада.   И  реален  этот  план прежде всего

 потому,
что  Лопахин понимает:  в прежнем  виде  сад  сохранить

 нельзя,
время    его  ушло,   и теперь сад можно сберечь,  лишь

 переустроив,
пересоздав  в соответствии  с  требованиями  новой

 эпохи.

    Варя
ждет простого и логического хода  жизни:   раз  Лопахин часто бывает   в доме, 
где есть незамужние девушки,  из которых «подходит» ему лишь она,
Варя, — значит, должен жениться. И лишь занятость мешает ему заметить ее
достоинства.  У Вари даже мысли

 не
возникает иначе взглянуть на ситуацию, подумать, любит ли ее

 Лопахин,
интересна  ли она ему? Все Варины ожидания основаны на

 разговорах
окружающих о том,  что этот брак был бы удачен,   на

 досужих
пересудах!

Гибнущий сад и несостоявшаяся,  даже
незамеченная любовь — две

 сквозные,
внутренне связанные темы пьесы

  Спасение
сада — в его коренном переустройстве,  но новая жизнь означает прежде всего
смерть былого,  и палачом оказывается тот, кто яснее всех видит красоту
гибнущего мира.

    (И
вот  еще  —  важнейшее)   Сейчас,  близко к новому рубежу

 веков,
в  современной смуте конца эпохи,  разрушения  старом  и

 судорожных
попыток создать новое, «Вишневый сад» звучит для нас

 не
так,  как звучал еще десять лет назад.  Оказалось,   что  не

 только
рубеж  Х1Х-ХХ веков — время действия чеховской комедии;

 она
написана  и  о  безвременье   вообще,    о   том   смутном

 предрассветном
часе,     который  пришелся  в  на  нашу  жизнь,

 определил и наши судьбы.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий