Сравнительный анализ

Дата: 21.05.2016

		

Основы законодательства об охране труда устанавливают гарантии
осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый
порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями
и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм
собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и
ведомственной подчиненности и направлены на создание условий труда,
отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе
трудовой деятельности и в связи с ней.
В Кодексе Законов о Труде, важнейшем законодательном акте Российской
Федерации, определяются основные направления и минимальные нормативы
деятельности по охране труда государственных и общественных органов
работодателей и работников. В целом же законодательство Российской
Федерации по охране труда включает в себя и другие нормативно — правовые
акты, принимаемые как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов
Российской Федерации.
В этой работе моей задачей является анализ проекта Трудового Кодекса
Российской Федерации (далее Проект) и действующего Кодекса Законов о Труде
(далее КЗОТ) в области охраны труда.
Первое, что следует отметить, это разделение Проекта на разделы,
которые в свою очередь делятся на главы. «Охрана труда» является первой
главой в раздел «Безопасность, гигиена и охрана труда» .
В отличие от КЗОТа, Проект расшифровывает такие понятие как:
Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья
работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально
— экономические, организационно — технические, санитарно — гигиенические,
лечебно — профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда — совокупность факторов производственной среды и
трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность
человека.
Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на
работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их
уровни не превышают установленных нормативов.
Гигиена труда — система обеспечения здоровья работников в процессе их
трудовой деятельности, включающая правовые, социально — экономические,
организационно — технические, лечебно — профилактические, реабилитационное
и иные мероприятия.
Рабочее место — все места, где работник должен находиться или куда ему
необходимо следовать в связи с выполнением им обязанностей по трудовому
договору и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические
средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на
работников опасных и (или) вредных производственных факторов, а также от
загрязнения.
Сертификат соответствия (паспорт безопасности) — документ,
удостоверяющий, что организация работы на производственном объекте и его
фактическое состояние соответствуют требованиям по охране труда. (Статья
185. Основные понятия).
Следующая статья Проекта (186) посвящена государственным нормативным
требованиям по охране труда, которая так же отсутствует в КЗОТе, в
соответствии с которой:
Государственные нормативные требования по охране труда (далее именуются
— требования по охране труда), содержащиеся в законах и иных нормативных
правовых актах, межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а
также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах,
стандартах Системы стандартов безопасности труда, организационно —
методических документах и типовых инструкциях по охране труда,
устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на обеспечение
жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Требования по охране труда обязательны для исполнения всеми
организациями независимо от их организационно — правовых форм и гражданами
при осуществлении ими любых видов производственной деятельности, включая
проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов,
конструирование машин, механизмов и оборудования, разработку
технологических процессов, организацию производства и труда.
Порядок разработки и утверждения требований по охране труда,
содержащихся в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а также
в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах,
стандартах Системы безопасности труда, организационно — методических
документах и типовых инструкциях по охране труда, а также сроки их
пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации с участием
общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений
работодателей.
Статья 187. Основные направления государственной политики в области
охраны труда
Государственная политика в области охраны труда предусматривает
совместные действия органов государственной власти, органов местного
самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных
уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и
охраны труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, возникающих в результате работы, в ходе ее
или связанных с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и
практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной
среде.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда
являются:
признание и обеспечение приоритета безопасности жизни и здоровья
работников в производственной деятельности организации;
принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов по
охране труда, а также федеральных и региональных целевых программ,
способствующих созданию безопасных условий труда, предотвращению несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
установление единых требований по охране труда, обязательных к
исполнению всеми организациями независимо от их организационно — правовых
форм;
государственное управление охраной труда;
государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране
труда;
содействие общественному контролю за соблюдением законных прав и
интересов работников в области охраны труда;
обязательное расследование каждого несчастного случая и
профессионального заболевания на производстве;
защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний путем обязательного социального
страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, а также членов семей погибших на производстве;
установление компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или)
опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне
производства и организации труда.
Данная статья не нашла своего отражения в КЗОТе.
В первые в трудовом законодательстве указываются права, которыми
обладает каждый работник и законодательством подтверждена гарантия этих
прав.
Статья 188. Право работника на труд, отвечающий требованиям
безопасности и гигиены труда
Каждый работник имеет право на:
рабочее место, соответствующее установленным требованиям охраны труда;
получение достоверной информации от работодателя о состоянии условий и
охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья, а
также мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных
производственных факторов;
отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения
работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и
здоровья (кроме случаев, предусмотренных федеральным законом) с оплатой
периода времени до устранения опасности в соответствии со ст. 142
настоящего Кодекса;
обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в
соответствии с требованиями законов и иных нормативных правовых актов по
охране труда за счет средств работодателя;
обучение безопасным методам и приемам труда;
профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае
прекращения деятельности структурного подразделения организации либо
ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а
также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем или
профессиональным заболеванием;
требование о проведении инспектирования государственными надзорными и
контрольными органами или органами общественного контроля за охраной труда;
обращение с жалобой в органы государственной власти, а также профсоюзы
и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам
охраны труда;
участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных
условий труда на его рабочем месте;
обязательное социальное страхование работодателем от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным
законом;
возмещение вреда, причиненного ему несчастным случаем на производстве и
(или) профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья,
связанным с исполнением трудовых обязанностей;
медицинское освидетельствование за счет средств работодателя в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации;
компенсации и льготы за работу с вредными и (или) опасными условиями
труда в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами.
Статья 189. Гарантии реализации права работника на труд, отвечающий
требованиям безопасности и гигиены труда
Защита прав работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и
гигиены труда, гарантируется государством.
Для реализации установленных гарантий государство обеспечивает
организацию и осуществление государственного надзора и контроля за
соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, а
также применение предусмотренных федеральными законами мер ответственности
за их нарушение к лицам, отвечающим за обеспечение безопасных условий труда
работников организации.
Условия трудового договора должны соответствовать требованиям законов и
иных нормативных правовых актов по охране труда.
В случае приостановки работ государственными надзорными и контрольными
органами вследствие нарушения работодателем законов и иных правовых актов
об охране труда за работником за все время приостановки работ сохраняется
место работы с оплатой, предусмотренной для случаев простоя не по вине
работника (ст. 142).
При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения
непосредственной опасности для его жизни и здоровья (кроме случаев,
предусмотренных федеральными законами), а также при не обеспечении его
средствами индивидуальной и коллективной защиты, работодатель обязан
предоставить работнику другую работу на время устранения опасности. В
случае, если предоставление другой работы по объективным причинам
невозможно, время до устранения опасности для жизни и здоровья работника, в
течение которого он не работает, оплачивается работодателем как простой не
по вине работника (ст. 142).
В случаях причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им
трудовых обязанностей осуществляется возмещение вреда в соответствии с
федеральным законом.
За отказ от выполнения работ в случае возникновения непосредственной
опасности для жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с
вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым
договором, работник не может быть привлечен к дисциплинарной
ответственности.
По Проекту нового законодательства государственное управление охраной
труда осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или
через специально уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами предоставлено
право осуществлять специальные разрешительные, надзорные и контрольные
функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими
нормативные правовые акты по охране труда, а также координировать свою
деятельность в области охраны труда со специально уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти.
Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в
области охраны труда осуществляется Правительством Российской Федерации.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов
Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в пределах их полномочий (статья 190).
По КЗОТу, в соответствии со статьей 139 « На всех предприятиях, в
учреждениях, организациях создаются здоровые и безопасные условия труда.
Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на
администрацию предприятий, учреждений, организаций.
Администрация обязана внедрять современные средства техники
безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать
санитарно — гигиенические условия, предотвращающие возникновение
профессиональных заболеваний работников.
Трудовые коллективы обсуждают и одобряют комплексные планы улучшения
условий, охраны труда и санитарно — оздоровительных мероприятий и
контролируют выполнение этих планов. (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от
18.01.1985)». По Проекту же « Для обеспечения соблюдения требований законов
и иных нормативных правовых актов по охране труда, осуществления контроля
за выполнением норм по охране труда в каждой организации с численностью
более 100 работников создается служба охраны труда или назначается
специалист по охране труда, имеющий соответствующую подготовку и опыт
работы.
Решение о необходимости создания службы охраны труда или назначении
специалиста по охране труда в организациях с численностью менее 100
работников принимается работодателем после консультаций с представительным
органом работников организации.
Структура и численность работников службы охраны труда организации
определяется работодателем.
В организациях с численностью работников более 50 человек создаются
комиссии по охране труда. В их состав на паритетной основе входят
представители работодателя, профсоюзов или иного уполномоченного
работниками представительного органа.» (Статья 191. Органы охраны труда в
организациях).
Проект расширил обязанности работодателя (статья 192) , по которой:
Обязанность по обеспечению охраны труда работников несет работодатель.
Работодатель обязан: обеспечить безопасность эксплуатации
производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических
процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также
применение в соответствии с установленными нормами средств индивидуальной и
коллективной защиты;
организовать эффективный контроль за состоянием условий труда на
рабочих местах и их соответствие требованиям законов и иных нормативных
правовых актов по охране труда;
организовать санитарно — бытовое и лечебно — профилактическое
обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
проводить обучение, инструктаж и проверку знаний работниками правил
охраны труда;
не допускать к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку
знаний по охране труда;
информировать работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем
месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им
средствах индивидуальной защиты, льготах и компенсациях за тяжелые работы и
работы с вредными или опасными условиями труда;
обеспечивать работников необходимой документацией по охране труда;
принимать меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников
при возникновении аварийных ситуаций, в том числе по оказанию первой помощи
пострадавшим;
вести расследование всех несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
организовать беспрепятственный допуск в организацию представителей
органов государственного надзора и контроля, государственного управления
охраной труда, внутриведомственного и общественного контроля, а также
органов, осуществляющих обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний, для проведения
проверок состояния условий и охраны труда в организации и соблюдения
законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также для
расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, предоставление им информации о состоянии условий и охраны
труда, выполнении предписаний, а также о всех несчастных случаях и
повреждениях здоровья работников на производстве;
страховать работников в связи с временной нетрудоспособностью
вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей
сертификацией производственных объектов на соответствие требованиям по
охране труда в порядке, устанавливаемом федеральным законом;
в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными
нормативными правовыми актами, организовывать за счет собственных средств
проведение предварительных (при приеме на работу), а также внеочередных
медицинских осмотров работников;
не допускать работника к выполнению трудовых обязанностей в случае не
прохождения им обучения по охране труда и соответствующей проверки знаний,
при уклонении его от прохождения обязательных медицинских осмотров, а также
находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического
опьянения;
информировать работника о предстоящих или прошедших производственных и
технологических изменениях, а также изменениях в условиях и охране труда, в
размерах льгот и компенсаций, в том числе предоставляемых работодателем
дополнительно.
В эту статью были объединены существовавшие ранее отдельно статьи КЗОТа:
статья 143. Правила по охране труда, обязательные для администрации; статья
144. Инструктаж работников по технике безопасности и производственной
санитарии; статья 146. Контроль за соблюдением требований инструкций по
охране труда; статья 147. Обязанности администрации по расследованию и
учету несчастных случаев на производстве (следует отметить тот факт, что
данная статья еще представлена в Проекте в виде отдельной главы — Глава
XXXI. РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ); статья 154.
Медицинские осмотры работников некоторых категорий.
Статья 193. Регламентирует обязанности работника по охране труда, в
них входит:
Работник обязан:
соблюдать нормы по охране труда, а также исполнять указания
работодателя по безопасному ведению работ;
проявлять заботу о собственной безопасности и безопасности других лиц,
жизнь и здоровье которых могут быть поставлены под угрозу в результате
несоблюдения им необходимых мер предосторожности во время работы;
правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
немедленно извещать работодателя о любой ситуации, угрожающей жизни и
здоровью людей, а также о любом несчастном случае или повреждении здоровья,
происшедших на производстве, и признаках профессионального заболевания;
проходить обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда;
проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические
(в период трудовой деятельности) медицинские осмотры в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными нормативными
правовыми актами.
Данная статья расширяет обязанности работника, которые в КЗОТе были
представлены в виде обязанности соблюдать инструкции по охране труда,
устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных
помещениях и на строительных площадках; соблюдать установленные требования
обращения с машинами и механизмами, пользоваться выдаваемыми им средствами
индивидуальной защиты (статья 145). То есть, Проект исключил такое понятие
как «инструкция» заменив его на «нормы», к тому же в обязанности были
включены прохождение инструктажа и медицинского осмотра.
Статья 194 Проекта. Соответствие производственных объектов и
продукции требованиям по охране труда
Проекты строительства и реконструкции объектов, предназначенных для
осуществления любых видов производственной деятельности, создания машин,
механизмов, технологических процессов должны соответствовать требованиям по
охране труда.
Запрещается строительство, реконструкция, техническое переоснащение
производственных объектов, выпуск и внедрение новой техники, технологий без
заключения государственной экспертизы условий труда о соответствии
проектной документации требованиям охраны труда, а также без испытаний и
разрешений, выданных соответствующими государственными органами надзора и
контроля.
Новые или реконструируемые объекты (организации или их структурные
подразделения) не могут быть приняты в эксплуатацию без заключения
специально уполномоченных на то государственных органов надзора и контроля
по направлениям их деятельности.
Запрещается применение в производстве опасных и вредных химических
веществ и материалов, продукции, товаров и услуг, на которые не разработаны
методики, средства метрологического контроля и которые не имеют
токсикологической (санитарно — гигиенической, медико — биологической)
оценки.
В случае поступления в организацию новых опасных и вредных веществ или
наличия в организации веществ, требующих принятия дополнительных мер
безопасности, работодатель обязан до начала их использования уведомить об
этом специально уполномоченные на то государственные органы надзора и
контроля, разработать и согласовать с ними меры по защите здоровья и жизни
работников.
Машины, станки, механизмы, оборудование, транспортные средства,
технологические процессы, материалы и химические вещества, средства
индивидуальной и коллективной защиты, в том числе приобретенные за
границей, должны соответствовать требованиям по охране труда, установленным
в Российской Федерации, и иметь сертификат соответствия (паспорт
безопасности).
Эта статья заменила три статьи КЗОТа: Статья 140. Соблюдение
требований охраны труда при строительстве и эксплуатации производственных
зданий, сооружений и оборудования; Статья 141. Запрещение ввода в
эксплуатацию предприятий, не отвечающих требованиям охраны труда; Статья
142. Запрещение передачи в серийное производство образцов новых машин и
другого оборудования, не отвечающего требованиям охраны труда
Статья 195 Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на
работах, связанных с загрязнением, работодатель обязан бесплатно
обеспечить:
выдачу сертифицированных средств индивидуальной защиты, смывающих и
обезвреживающих средств по нормам, утвержденным в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации;
хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию и обезвреживание средств
индивидуальной защиты.
Статья 196. Выдача молока и лечебно — профилактического питания
На работах с вредными условиями труда работникам бесплатно выдается
молоко или другие равноценные пищевые продукты, а в необходимых случаях
предоставляется бесплатно лечебно — профилактическое питание. Нормы и
условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов а
также лечебно — профилактического питания утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Две статьи представленные выше не изменены относительно содержания
тех, что представлены в КЗОТе: Статья 149. Выдача специальной одежды и
других средств индивидуальной защиты; Статья 151. Выдача молока и лечебно —
профилактического питания.
Статья 197. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны
труда
Для всех поступающих на работу, а также переводимых на другую работу
лиц работодатель или уполномоченное им лицо обязан проводить инструктаж по
охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и по
оказанию первой помощи пострадавшим.
Для лиц, поступающих на производство с вредными и (или) опасными
условиями труда, где в соответствии с законами и иными нормативными
правовыми актами требуется профессиональный отбор, работодатель
обеспечивает предварительное обучение по охране труда со стажировкой на
рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности —
проведение периодического обучения и проверки знаний по охране труда.
Все работники обязаны проходить обучение и проверку знаний по охране
труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Государство содействует организации обучения по охране труда в учебных
заведениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования и начального профессионального образования, а также среднего
профессионального, высшего профессионального и после вузовского
профессионального образования. Государство обеспечивает подготовку
специалистов в области охраны труда в образовательных учреждениях высшего и
среднего профессионального образования.
Данное положение в КЗОТе представлено скудной статьей 144, которая лишь
устанавливает лишь ответственность администрации за проведение
инструктажа.
Одна из самых важных на мой взгляд тем – финансирование, представлена в
Проекте статьей 198. Финансирование охраны труда
Финансирование охраны труда осуществляется в рамках федеральных,
отраслевых и региональных программ из средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных
источников в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На финансирование мероприятий по охране труда используются также
средства, полученные от:
добровольных отчислений организаций и взносов физических лиц;
штрафов, взыскиваемых за нарушения законов и иных нормативных правовых
актов о труде и охране труда, распределение которых осуществляется в
порядке установленном Правительством Российской Федерации.
Финансирование работодателями мероприятий по охране труда в
организациях осуществляется в размерах, обеспечивающих условия и охрану
труда в соответствии с требованиями по охране труда.
План мероприятий по охране труда в организации, размер средств и смета
их расходования определяются коллективным договором или локальным
нормативным актом организации после консультаций.
В статье 148 КЗОТа , по поводу средств на мероприятия по охране труда
сказано: Для проведения мероприятий по охране труда выделяются в
установленном порядке средства и необходимые материалы. Расходование этих
средств и материалов на другие цели запрещается (данное положение не
закреплено в Проекте).
Порядок использования указанных средств и материалов определяется в
коллективных договорах или в соглашениях по охране труда, заключаемых между
администрацией и соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия,
учреждения, организации.
Трудовые коллективы контролируют использование средств, предназначенных
на охрану труда( данное положение не закреплено в Проекте).
В КЗОТе в главе «Охрана туда» содержатся такие статьи как : Статья
150. Выдача мыла и обезвреживающих средств; Статья 152. Обеспечение
работников горячих цехов газированной соленой водой; Статья 153. Перерывы,
включаемые в рабочее время; Статья 155. Перевод на более легкую работу;
Статья 156. Оплата труда работников, переведенных на более легкую работу;
Статья 157. Применение труда инвалидов; Статья 159. Возмещение вреда,
причиненного работникам повреждением их здоровья. В Проекте Трудового
Кодекса данные положения представлены в других главах, либо исключены
совсем.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий