Бронепоезда в обороне Москвы
Среди бронетанковой техники Красной Армии, участвовавшей в
обороне Москвы, были и бронепоезда. Причем подчинялись они двум ведомствам Главному
автобронетанковому управлению Красной Армии и Управлению войск НКВД по охране
железнодорожных сооружений.Из армейских под Москвой участвовали два отдельных дивизиона
бронепоездов (ОДБП) 21 и 22-й и несколько отдельных депо: особый №1 «За
Сталина», №13 и 53.21 и 22-й дивизионы действовали они действовали вместе,
на Волоколамском направлении.21-й ОДБП формировался в Москве с 21 по 25 октября 1941 года.
В его состав вошли бронепоезд № 1 типа НКПС 42, построенный в депо имени
Сталина города Сталино и вооруженный 76-мм зенитными пушками образца 1914/195
годов (командир бепо лейтенант Простаков), и бронепоезда № 2 старшего
лейтенанта Коркина типа БП 35 (бывший № 15 1-го ОДБП) с 3 76-мм обр. 1902/30 и
1 76-мм обр. 1902 года.22-й ОДБП начал формироваться в Воронеже как 2-й отдельный
дивизион бронепоездов Юго-Западного направления в октябре 1941 года. Матчасть (бепо
типа НКПС 42) начинала строиться на предприятиях Мариуполя, Сталино, Славянска
и Харькова, а доделывалась и вооружалась на заводах Воронежа.18 октября дивизион убыл в Москву, где 22 октября на станции
Подмосковная был окончательно сформирован как 22-й ОДБП. Его командиром стал
старший лейтенант Симберг, в состав вошли бронепоезда № 1 лейтенанта Середы
типа НКПС 42 и бепо № 2 лейтенанта Бу-лавина, типа НКПС 42 с 76-мм пушками
образца 1902 года.25 октября 1941 года 21 ОДБП убыл на Западный фронт, где на
следующий день получил задачу от начальника штаба 16-й армии генерал-майора
Малинина: » Базируясь на ст. Румянцеве охранять ж. д. Чисмено Холщевники
с задачей не допустить проникновения танков и пехоты по Волоколамского шоссе, и
при необходимости поддержать 18 сд и 28 тбр».Но из-за разрушенных мостов и железной дороги бронепоезда не
могли войти в соприкосновение с противником, и до 14 ноября прикрывали станции
Чисмено и Холщевники. За это время они несколько раз подвергались авианалетам,
при отражении которых был сбит самолет.15 ноября 1941 года дивизион получил приказ поступить в
распоряжение группы генерала Доватора. Бронепоезд № 2 старшего лейтенанта
Коркина с черным паровозом (бронированный был в ремонте), получил задачу
подготовить огонь по деревням Сычи, Морозове, Шитьково, Допилкино, Собянки, где
находились сосредоточения пехоты и танков противника. В 10.00 16 ноября бепо №
2 открыл огонь и, несмотря на то, что стрельба велась с расстояния 12 13 км,
задачу выполнил отлично, за что генерал-майор Доватор объявил благодарность
команде. В 14.00 израсходован весь боекомплект, бепо № 2 ушел на станцию
Румянцеве для пополнения боеприпасами, углем и водой.18 ноября в 8.00 бронепоезд № 2 поддерживал 1-ю гвардейскую
танковую бригаду, ведя огонь противнику в деревнях Голубцово, Лысцево и
Городище. Разведка установила несколько прямых попаданий в скопления пехоты и
танков. В 9.30 бепо № 2 атаковали немецкие самолеты, но из-за интенсивного
зенитного огня бронепоезда № 1 лейтенанта Простакова, налет удалось отбить без
потерь.Продолжая выполнять поставленную задачу бронепоезд № 2 в 10.00
открыл огонь по противнику в деревнях Городище и Шишкино. Так как дистанция доцелей составляла 10 13 км, стрельба велось только бепо № 2:
дальность стрельбы орудий бепо № 1 составляла всего 7 км. Но зато этот
бронепоезд из своих пушек Лендера мог вести огонь по воздушным целям, поэтому
его задачей являлось прикрытие дивизиона с воздуха.На станции Лесодолгоруково бронепоезда подверглись атаке 23
пикирующих бомбардировщиков и трех истребителей. Несмотря на плотный
заградительный огонь бепо № 1, не давший возможности прицельного бомбометания,
обойтись без повреждений не удалось. Так, одна бомба разорвалась рядом с черным
паровозом бепо № 2, вывела его из строя и разрушила часть железнодорожного
полотна, вторая попала в контрольную платформу и также разбила путь, а третья
повредила одну бронеплощадку и сбросила ее с рельс. Бронепоезд № 1 тоже получил
повреждения, но из боя вышел сам.В результате восстановительных работ, проведенных дивизионом
и подошедшим восстановительным поездом, две контрольных платформы и одну бронеплощадку
бепо № 2 удалось вытянуть. Вторая бронеплощадка получила серьезные повреждения,
а в связи с невозможностью ее быстро поднять и отхода наших частей ее пришлось
взорвать.После этого оба бронепоезда отправили в ремонт.
22-й ОДБП, также как и 21-й дивизион, 26 октября 1941 года
поступил в распоряжение 16-й армии, и до 16 ноября нес охрану железной дороги
на участках Чисмино Румянцеве Установка Холщевники.17 ноября дивизион придали группе генерал-майора Доватора с
задачей подавить пехоту и танки противника в селах Читьково, Морозове,
Иванцово, Ширяево. Но из-за того, что орудия бепо имели максимальную дальность
стрельбы 8700 м, а до целей было 12 13 км выполнить это не удалось. По
инициативе командира дивизиона бронепоезда поддерживали действующую рядом 1-ю
гвардейскую танковую бригаду.На следующий день 18 ноября бронепоезда поддерживали огнем
группу Доватора, ведя огонь по селам Городище и Сычи. При этом бепо № 1
уничтожил 3 грузовика, до взвода пехоты и 2 полевых кухни, а бепо № 2 4
противотанковых орудия и до двух взводов пехоты (в этом же районе действовал и
21-й ОДБП). Сразу же после артналета над бронепоездами показался
самолет-корректировщик. Увидев его бронепоезд № 2 лейтенанта Булавина тут же
отошел в район станции Устиновка. Бепо № 1 лейтенанта Середы, вместо того,
чтобы тоже выдвинуться в безопасное место, отошел немного от огневой позиции (до
платформы 104 км) и встал, занявшись ремонтом двух заклинивших в ходе стрельбы
орудий. Ровно через 5 минут после того, как улетел самолет-корректировщик,
появилось 27 бомбардировщиков Ю 88, которые атаковали бепо № 1 22-го ОДБП и оба
не успевших уйти бронепоезда 21-го дивизиона (все составы находились на участке
6-7 км). В результате был разбит путь по обе стороны бепо № 1 22-го ОДБП,
прямыми попаданиями разбило контрольные платформы, сбросило с пути тендер и обе
бронеплощадки, получившие серьезные повреждения.Сразу же после налета команда начала восстановление пути с
помощью прибывшего ремонтного поезда, который работал до утра. С его помощью
удалось поднять и вытянуть одну бронеплощадку.19 ноября 1941 года немцы перешли в наступление, и к 19.00
перерезали железную дорогу у станции Устиновка, в результате чего бронепоезд
лейтенанта Середы оказался отрезанным. Поэтому по личному распоряжению
командующего 16-й армией генерал-майора К. Рокоссовского оставшаяся
бронеплощадка и бронепаровоз взорвали. В результате на Волоколамском
направлении остался только один действующий бронепоезд № 2 22-го ОДБП под
командованием лейтенанта Булавина.Причиной таких потерь следует считать скученность бепо на
одном участке действовало 4 состава, а обходных путей или рокадных веток здесь
не было. Кроме того, не последнюю роль сыграло очень слабое зенитное вооружение
бронепоездов.Что касается бепо лейтенанта Булавина, то благодаря хорошо
продуманным действиям и маневру (он находился на железнодорожном участке один),
он оказал существенную поддержку нашим войскам. Так,19 ноября в районе Лесодолгоруково
Румянцеве он своим огнем упредил наступление немцев на позиции 18-й
стрелковой дивизии, уничтожив до роты пехоты. Затем бронепоезд перебросили в
район Успенское, где немецкие танки прорвались к железной дороге. Передвигаясь
с места на место, бепо своим огнем уничтожил до 100 человек и подбил 7 танков,
задержав здесь продвижение противника.20 ноября 1941 года бронепоезд лейтенанта Булавина отошел к
Истре, гарнизон которой готовился к обороне. Условия для действия бепо здесь
были очень хорошие, так как железная дорога обеспечивала скрытный подход к
немецким позициям. Используя это, 22 ноября бронепоезд двумя огневыми налетами
в 12.00 и 12.45 по селам Котово и Горшково помог нашим частям выбить противника
из этих населенных пунктах.24 ноября, поддерживая гарнизон Истры, огнем бепо
была уничтожена минометная батарея, 6 автомашин и до 80 человек.25 ноября на позицию прибыл бепо № 1 лейтенанта Середы в
составе одной восстановленной бронеплощадки и черного паровоза. На следующий
день 22-й ОДБП получил задачу рассеять скопление пехоты противника, пытающегося
обойти Истру в районе Давыдовской. Здесь себя опять «отличился» бронепоезд
лейтенанта Середы:«В огневой налет должны были выехать два бепо: сначала
№ 2, за ним № 1. Бронепоезда должны были действовать в зрительной связи, так
как железная дорога была сильно закруглена, а скорость движения не должна была
превышать 7-8 км/ч.Бронепоезд лейтенанта Середы почему-то задержался и не
выехал. В этот период бронепоезд Булавина сделал артналет на Давыдовскую,
рассеял скопление пехоты и возвращался на выжидательную позицию в районе
Манихино. Лейтенант Середа не учел, что Булавин возвращается с огневого налета
и выехал на огневую позицию. Участок был однопутный, поезд шел с превышением
скорости до 15 км/ч и столкнулся с бронепоездом Булавина. В результате было разбито
5 контрольных платформ и повреждена 2-я бронеплощадка бронепоезда Булавина. Силами
личного состава дивизиона и восстановительной бригады Дзержинской железной
дороги путь был восстановлен, бронепоезд Булавина ушел на ремонт на станцию
Подмосковная, а бепо Середы нес охрану железной дороги Тучково Истра».29 ноября 3 декабря 1941 года оба бронепоезда поддерживали
своим огнем части 9-й гвардейской стрелковой дивизии, а 6 декабря получили
приказ поступить в распоряжение группы генерал-майора Попова.
Наличие боевых машин в частях фронтового подчинения Западного
фронта по состоянию на 25 ноября 1941 года.
БТ 7
Т 26
Т 37/38
БА 10
БА 20
1-я ОМСДОН НКВД
53
—
5
—
10
2-я ОМСДОН НКВД
26
—
4
—
—
42-я бригада войск НКВД
6
—
—
—
—
15-й РАБ
—
—
—
—
6-й полк охраны Западного фронта
4
—
—
—
2
2-й армейский истребительный батальон
—
3
—
—
—
Особый батальон НКВД
—
—
—
—
3
3-й гвардейский минометный дивизион
—
—
—
12
—
Отдельный бронеэскадрон 24-й кавалерийской дивизии
11
6
1-й отдельный дивизион бронепоездов
—
—
—
3
—
44-я горная кавалерийская дивизия
—
—
—
8
1
36-й полк связи
—
—
—
3
—
14-й ремонтно-восстановительный батальон
—
—
—
1
(неисправна)
—
ВСЕГО
89
3
9
41
22
Действия бепо (особенно лейтенанта Булавина) на
Волоколамском направлении и под Истрой получили высокую оценку командования:«В этом районе боевые действия бронепоездов
пользовались заслуженным авторитетом у командования 9-й гвардейской дивизии и
начальника Истринского гарнизона. Своими частыми огневыми налетами бронепоезда
очень много сделали для того, чтобы измотать противника, оказывая при этом
нашим частям активную поддержку в уничтожении живой силы и техники врага».Всего в ноябре-декабре 1941 года 22-й ОДБП уничтожил свыше
800 человек, 23 автомашины, 2 кухни, минометную батарею, 4 противотанковых
пушки, подбил 7 танков и 2 самолета, рассеял до 5 батальонов пехоты.53-й отдельный бронепоезд (типа БП 35) до войны кадр
второй очереди легкого бепо 7-го ОДБП, дислоцировавшегося на станции Тбилиси. В
ноябре 1941 года переброшен на Западный фронт, действовал на участке Клин Подсолнечная
под командованием капитана А. Джахиева. В бою у Подсолнечной 22 ноября
бронепоезд подбил 4 немецких танка, но и сам получил серьезные повреждения. После
ремонта в феврале 1942 года на базе 53-го отдельного бепо сформировали 53-й
отдельный дивизион бронепоездов.Отдельного рассказа заслуживает особый бронепоезд № 1 «За
Сталина«. В середине июля 1941 года коллективы заводов »Красный
Профинтерн», Коломенского имени Куйбышева и Ворошиловградского имени Октябрьской
революции на собраниях решили изготовить сверх плана два бронепоезда для
Красной Армии и укомплектовать их добровольцами. Направленные «наверх»
письма об этом нашли поддержку у наркома тяжелого машиностроения Казакова и
начальника ГАБТУ Красной Армии Я. Федоренко.23 июля Казаков сообщал заместителю
председателя ГКО В. Молотову (аналогичное письмо получил Молотов и от Федоренко):«Наркомтяжмаш и коллективы Коломенского завода им. Куйбышева,
завода «Красный Профинтерн» и Ворошиловградского завода им. Октябрьской
революции для усиления фронта боевой техникой имеют возможность за счет
мобилизации внутренних ресурсов заводов изготовить сверх плана и укомплектовать
добровольцами два бронепоезда.Представляю проект постановления ГКО об изготовлении и формировании
двух бронепоездов и прошу его утвердить.НКТМ СССР Н. Казаков.
Приложение упомянутое на 12 л».
В приложении приводились штаты бронепоездов, их боевой
состав, а также названия: № 1 «За Сталина» и № 2 «За Родину».26 июля 1941 года В. Молотов подписал постановление ГКО №
287сс, которым утверждалось предложение Казакова и Федоренко, устанавливались
сроки готовности бронепоездов, а также их названия Особый бронепоезд № 1
«За Сталина» и особый бронепоезд № 2 «За родину». Термином
«особые» подчеркивалось, что эти бепо изготавливаются по инициативе
заводских коллективов и комплектуются опытными кадрами рабочих специалистов.Особый бронепоезд № 2 «За Родину» по существу
являлся достроенным на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции
бронепоездом типа БП 35, то «За Сталина» был полностью оригинальным.Его изготовление началось на Коломенском машиностроительном
заводе имени Куйбышева в последних числах июля 1941 года. Изготовлением
бронепоезда и оборудованием его базы занимались 30 цехов и отделов предприятия.Бронепоезд «За Сталина» состоял из бронепаровоза,
двух бронированных платформ (вооружение каждой две 76-мм пушки Ф 34 в башнях
танка Т 34 и четыре бортовых пулемета Максима) и двух зенитных платформ (по
одной с каждой стороны состава). Наиболее интересным в конструктивном отношении
был паровоз он проектировался специально для бронепоезда группой инженеров
под руководством Лебедянского известного конструктора железнодорожной техники
и представлял собой модернизированный вариант маневренного паровоза 9П,
изготовлением которых Коломенский завод занимался с 1935 года. В отчете
предприятия об этом сказано следующее:«Паровоз бронепоезда 1-3-1 модернизирован из паровоза
промышленного типа 9П, строящегося на заводе. Необходимость длительной работы
бронепоезда требует от паровоза повышенной мощности котла, в связи с этим
паровоз 9П типа 0-3-0 был переделан. Паровозу были приданы передняя и задняя
тележки, котел был увеличен и снабжен пароперегревателем».Таким образом, паровоз особого бепо № 1 «За Сталина»
являлся единственным, специально спроектированным и изготовленным в период 1930-1945
годов для работы в составе бронепоездов. Во всяком случае, в 99% бепо этого
периода (да и более раннего Гражданской и Первой Мировой войн) как правило
использовались паровозы серии О. Во всяком случае, о других фактах изготовления
специального паровоза для бронепоездов автору ничего не известно.В начале октября 1941 года особый бронепоезд № 1 «За
Сталина» передали Красной Армии. На митинге, который состоялся на
Коломенском заводе по случаю этого события, присутствовали секретарь
Московского комитета ВКП (б) Б. Черноусое, известный полярник, Дважды Герой
Советского Союза И. Папанин и белорусский поэт Я. Купала.Судьба особого бронепоезда «За Сталина» сложилась
трагически в первом же бою под Гжатском 11 октября 1941 года он был
расстрелян немецкими танками. При этом на одной из бронеплощадок сдетонировал
боекомплект, и она была полностью разрушена. Немцы отбуксировали бронепаровоз и
одну бронеплощадку на станцию Гжатск, затем восстановили их и использовали в
составе своих бронепоездов.Схемы бронировки паровоза и зенитных площадок бронепоезда
«За Сталина» в 1942 году легли в основу конструкции бронепаровоза,
разработанного рембазой № 6 для бепо «Козьма Минин», «Илья
Муромец«, »Имени газеты «Правда» и «Имени газеты
«Красная звезда» (а позже и типа ПР 43) и бронеплощадки типа ПВО 4. После
гибели бронепоезда подвижный состав его базы использовался для размещения в нем
базы материально-технического снабжения управления бронепоездов ГАБТУ Красной
Армии.Из состава бронепоездов войск НКВД в обороне Москвы
участвовали: бепо 30,73, 76-го полков охраны железнодорожных сооружений.Бронепоезд 76-го полка (командир капитан В. Кононенко) 2-4
октября действовал в районе городов Брянск, Орел и Карачев, произведя несколько
огневых налетов по наступающим немецким войскам. На следующий день из-за
невозможности выйти к своим матчасть была взорвана, личный состав вышел к своим
пешим порядком.Бронепоезд 73-го полка (командир капитан Ф. Малышев) 23
ноября 1941 года был направлен на станцию Дмитров. Утром 29 ноября бепо (бронепаровоз,
два мотоброневагона Д 2, из них один с неисправным двигателем) с приданной
десантной ротой вступил в бой у Яхромы с прорвавшимися на восточный берег канала
Москва Волга танками 7-й танковой дивизии вермахта. При этом бепо действовал
двумя частями: впереди один мотоброневагон, за ним второй вагон с
бронепаровозом. Свидетелем этого боя был командарм 30-й армии генерал Д. Лелюшенко,
который в своей книге «Москва Сталинград Берлин Прага» рассказывал
об этом так:«Рассвет застал нас в Дмитрове. В городе было пустынно.
Наших войск нет, только трехорудийная зенитная батарея стоит на площади возле
церкви. Выскочили на машине на окраину и видим, как вдоль шоссе ползет более
двух десятков вражеских танков. Перед ними отходит наша мотоциклетная рота,
накануне посланная в разведку.Критическое положение! Противник вот-вот ворвется в Дмитров,
а здесь штаб армии, войск нет.И тут, на наше счастье, на линии железной дороги Яхрома Дмитров
появился бронепоезд. Он с ходу вел огонь…Когда бронепоезд подошел ближе, мы с начальником связи
подполковником А.Я. Остренко подбежали к нему. Вскочив на подножку, я постучал
по башне…Люк открылся, в нем показался человек в кожаной тужурке,
какие ранее носили командиры-танкисты, но без знаков различия, лицо его было
испачкано мазутом.Командир бронепоезда №73 капитан Малышев, представился он.
Веду бой. Уничтожил 8 танков…Единоборство бронепоезда с двадцатью танками! Редчайший
случай!Точно «Варяг» против японской эскадры! вполголоса
сказал Остренко».В течение 29 ноября в районе Дмитров и Яхромы шел бой. Утром
30 ноября положение было восстановлено, немецкие части отбросили за канал. Немалая
заслуга в этом экипажа бронепоезда 73-го полка охраны железных дорог НКВД.18
человек из его экипажа были награждены орденами и медалями, врученными в январе
1942 года членом Военного совета Московского военного округа генералом К. Телегиным.