Буржуазные реформы Александра II

Дата: 12.01.2016

		

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ     
2

Начало
царствования Александра Ⅱ   3

Крестьянская
реформа        4

Земская
реформа   6

Городская
реформа   8

Судебная
реформа   

Финансовые
реформы  9

Реформа
в области просвещения и печати  10

Военная
реформа  

Значение
буржуазных реформ   11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
12

Список
литературы  13

ВВЕДЕНИЕ

Буржуазные
реформы в России в 60-70 годах ⅩⅨ века и их историческое значение.

60-70-е
годы ⅩⅨ века – время коренных преобразований
в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни, как
общества, так и государства.

Развитие
капиталистических отношений в дореформенной России приходило во все большее противоречие
с феодально-крепостническим строем. Конфликт между новыми капиталистическими
отношениями и отжившим крепостным строем лежал в основе кризиса российского
феодализма. Помещики-крепостники не могли помешать росту товарного обмена
России с Европой, не могли удержать старых, обветшавших и рушившихся форм
хозяйства. Поражение в Крымской войне обнажило гнилость и бессилие крепостной
России. Наступил кризис политики господствующего феодального класса, который
уже не мог ее проводить прежними, крепостническими методами. Необходимы были
неотложные экономические, социальные и политические реформы для того, чтобы
предотвратить революционный взрыв в стране.

 Это
прекрасно знал и осознавал новый российский император АлександрⅡ.

НАЧАЛО
ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА Ⅱ

19
февраля 1855 года на российский престол вступил император Александр Ⅱ(1818-1881
гг.), который вошел в историю России под именем Освободителя. Новый император
по сравнению со своим отцом Николаем Ⅰ являлся достаточно заурядной
личностью. Он не обладал столь глубоким умом, как его отец, и не унаследовал
его железной воли. В довершение всего он был весьма консервативным человеком.
Однако это не помешало Александру Николаевичу быть прагматичным: он не принимал
отвлеченных от жизни идей и принципов, понимая и необходимость уступок, а также
компромисса в интересах государственной жизни. Александр Ⅱ
склонялся к мысли о необходимости перемен в политической сфере.

После
восшествия на престол молодой император ввел в кабинет министров своего брата
Константина, который был убежденным либералом. Следующие шаги императора также
носили прогрессивный характер: разрешался свободный выезд за границу, были
амнистированы декабристы и петрашевцы, снята цезура на публикации, были
проведены другие либеральные мероприятия. С большой серьезностью отнесся
император и к проблеме отмены крепостного права.

Главную
роль в осуществлении реформ сыграла экономическая исчерпанность крепостничества
– незаинтересованность крестьян в результатах труда, жестокая эксплуатация и
деградация аграрного сектора производства. Все это привело к росту социальной
нестабильности и активности низов общества и радикально настроенных
общественных деятелей. Для того чтобы сложившаяся ситуация не привела к
революции, правительство было вынуждено пойти на проведение реформ.

Также толчком к преобразованиям
послужила проигранная Крымская кампания.

Во-первых,
поражение России в войне показало полную несостоятельность политической и
экономической системы НиколаяⅠ.

Во-вторых, Крымская война привела Россию к международной
изоляции.

В-третьих,
неудачи в войне и смерть НиколаяⅠв определенном смысле раскрепостили
не только либерально настроенную часть общества, но и ряд правительственных
чиновников.

Таким
образом, сохранить Россию как великую державу, возможно, было только
посредством реорганизации николаевской системы.

КРЕСТЬЯНСКАЯ
РЕФОРМА.

В
январе 1857 года Александр Ⅱ учредил Секретный комитет по
крестьянскому делу, состоявший в основном из консервативно настроенных
сановников.

Начиная
с конца 1957 года в России был создан ряд комитетов и комиссий, основной
задачей которых являлось решение вопроса освобождения крестьянства от
крепостной зависимости. Проекты, составленные в губернских комитетах, должны
были подготовить единый проект крестьянской реформы для всей России. В начале
1859 года для суммирования и обработки проектов комитетов были созданы
Редакционные комиссии. Значительную роль в комиссиях играли либерально
настроенные деятели – Ростовцев, Милютин, представители дворянства Самарин,
Черкасский. Выработанный ими проект был передан в государственные органы. 16
февраля 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по
крестьянскому делу.

19
февраля  1861г., после обсуждения в Главном комитете и Государственном совете,
Александр Ⅱ издал манифест «О
всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния сельских
обывателей«, а также »Положение о крестьянах, вышедших из крепостной
зависимости».

По
этим документам российские крестьяне получали личную свободу и большинство
общегражданских прав, вводилось крестьянское самоуправление, в обязанности
которого входил сбор податей и ряд судебных полномочий. Однако сохранилась
крестьянская община и общинное земледелие; крестьяне по-прежнему должны были
платить подушную подать и нести рекрутскую повинность. Как и раньше, по
отношению к крестьянам применялись телесные наказания.

Помещики
сохраняли собственность на все принадлежащие им земли, однако обязаны были
предоставить в пользование крестьян надел земли. За пользование надельной
землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели
права отказаться от нее в течение девяти лет. Крестьянам предоставлялось по
соглашению с помещиком право выкупа земли, до осуществления этого они
именовались временнообязанными крестьянами.

Срок
временнообязанных отношений установлен не был, за пользование землей
временнообязанные несли повинности. Помещик являлся «попечителем»
сельского общества, получал в нем права вотчинной полиции, мог требовать смены
сельских старост и других административных лиц. 28 декабря 1881г. был издан
закон об обязательном выкупе наделов временнообязанных крестьян с 1 января 1883
года.

Правительство
считало, что нормальное развитие аграрного сектора дает возможность
сосуществовать двум типам хозяйств: крупному помещичьему и мелкому
крестьянскому. Однако крестьянам досталось земли под наделы на 20% меньше тех
участков, которыми они пользовались до освобождения. Это сильно осложнило
развитие крестьянского хозяйства, а в ряде случаев свело его на нет. За
полученную землю крестьяне должны были выплатить землевладельцам  выкуп,
превышающий ее стоимость в полтора раза; это было нереально, и поэтому 80%
стоимости земли помещикам выплачивало государство. Крестьяне стали должниками
государства и должны были выплатить эту сумму в течение 50 лет с процентами.
Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена в 867 млн. рублей.
С 1862 по 1907гг. бывшие помещичьи крестьяне выплатили казне 1540570 тыс.
рублей выкупных платежей и еще оставались ей должны. Выкупные платежи были отменены
с 1 января 1907г. в результате событий революции 1905-1907 гг.

Крестьянская
реформа 1861 года – буржуазная реформа, которая способствовала превращению
России в буржуазную монархию. Однако она не разрешила социально-экономических
противоречий в России, сохранила помещичье землевладение и ряд других
феодально-крепостнических пережитков.

ЗЕМСКАЯ
РЕФОРМА.

Крестьянская
реформа повлекла за собой и преобразование всех сторон общественной и
государственной жизни. Проект земской реформы разрабатывался комиссией,
возглавляемой сначала Н.А. Милютиным, а затем П.А.Валуевым. 1 января 1864 г.
Александром Ⅱ были утверждены  «Положения о
губернских и уездных земских учреждениях». Земская реформа положила начало
всесословному выборному представительству и при этом обеспечивала большинство
дворянству. В уездных земских собраниях дворяне составляли 42%, в губернских
земских управах дворян было 89,5%. Впервые представительство в органах местного
самоуправления получило крестьянство – 38%.

Низовым
звеном было уездное земство, которое избиралось представителями всех сословий.
Уездные земства, в свою очередь, в губернское земское собрание. Депутаты земств
получили название гласных. Возглавляли эти собрания предводители дворянских
собраний – органов самоуправления дворянства. Исполнительными органами на
местах стали земские управы, которые формировались земскими собраниями. Сфера
компетенции земств была хоть и ограничена, но достаточно широка: они имели
право собирать налоги для местных нужд и нанимать служащих, ведали хозяйственными
вопросами, школами, медицинскими учреждениями, а также вопросами
благотворительности. В пределах этой компетенции земства находились под
контролем местной и центральной власти – губернатора и министра внутренних дел,
которые имели право приостановить любое постановление земского собора (съезда).
И хотя исполнительной властью земства не обладали, в жизни страны они сыграли
огромную роль. Это и организация местного кредита путем образования
крестьянских ссудосберегательных товариществ, и устройство почт, и дорожное
строительство, и организация в деревне медицинской помощи, народного
образования. К 1880 г. в селе было создано 12 тысяч земских школ.

Земская
реформа проводилась постепенно. Несмотря на ограниченность, она содействовала
развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, буржуазной культуры и была
шагом превращения феодальной монархии в буржуазную.

ГОРОДСКАЯ
РЕФОРМА.

Вслед
за земской реформой последовала реформа городская (1870 г.). Эта реформа имела
целью поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовую
и торговую буржуазию. Реформа заменяла прежние сословные думы всесословными
городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами
становились городские думы, а исполнительными – избранные думами городские
управы. Члены городских дум выбирались на четыре года и назывались
«гласными». Правом выбора в городские думы пользовались лишь лица,
достигшие 25-и лет и владевшие недвижимой собственностью, владельцы
промышленных и торговых предприятий, купцы. В компетенции городского управления
было внешнее благоустройство города, торговля, промышленность, здравоохранение,
образование.

СУДЕБНАЯ
РЕФОРМА.          

Наиболее
радикальной и последовательной была судебная реформа, среди авторов которой
были прогрессивные юристы – С.И.Зарудный, Д.А.Ровинский, Н.А.Буцковский. Она
проводилась на основе судебных уставов, принятых 20 ноября 1864г. В них был
отражен ряд буржуазных принципов судоустройства и судопроизводства: отделение
суда от администрации, несменяемость судей и следователей, создание суда
присяжных, учреждение адвокатуры, провозглашение гласности и состязательности
процесса, выборность некоторых судебных органов. Председатели и члены окружных
судов  и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование.
Председатели и члены окружных судов  и судебных палат утверждались императором,
а мировые судьи – Сенатом. Вместе с тем судебная реформа сохранила ряд
элементов прежнего сословного суда: участие в процессе сословных
представителей, особая подсудность дел высших должностных лиц, сохранение
крестьянских, «инородческих» и духовных судов и др.

Судебная
реформа имела прогрессивное значение, так как новая система заменила собой
очень раздробленную систему судов (судов по сословиям, по роду дел, с множеством
инстанций, при закрытых дверях и т.д.). Эта реформа была подвергнута коренному
пересмотру (контрреформы 1870-х годов) ранее других реформ 60-х годов.

ФИНАНСОВЫЕ
РЕФОРМЫ.

Потребности
капиталистического развития страны и расстройство финансов в годы Крымской
войны требовали упорядочивания всего финансового дела. Подготовка и проведение
крестьянской реформы 1861г. вызвали необходимость учреждения Госбанка и
образования в министерстве финансов Главного выкупного учреждения для
проведения выкупных операций. Все ведомства должны были ежегодно составлять
сметы по установленной форме  с подробными указаниями расходов. Общая роспись
бюджета государства составлялась министерством финансов, затем утверждалась
Государственным советом и императором, после чего становилась законом. В
1864-68гг. все государственные доходы были сосредоточены в кассах
Государственного казначейства министерства финансов. Из них в соответствии с
бюджетными сметами производились расходы. Финансовые реформы 1860-х годов были
непоследовательными. В системе прямых налогов сохранился основной налог
русского феодального государства – подушная подать, не была реализована
денежная реформа 1862г. и т.д.

РЕФОРМЫ
В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПЕЧАТИ.

Не
были обойдены средства массовой информации  и учебные заведения. В 1863 и 1864
гг. были введены новые университетские уставы, возвратившие им автономию
(предоставление большей хозяйственной и административной самостоятельности,
непосредственное участие преподавателей и студентов в решении вопросов внутренней
организации), и введено новое положение о школьных учреждениях, по которому
заботу о них брали на себя государство, земства и городские думы, а также
церковь. Образование провозглашалось доступным для всех сословий и конфессий.

В
1865 г. была снята предварительная цензура на  публикации и ответственность за
уже вышедшие статьи возлагалась на издателей. Для них вводилась
«карательная» цензура – применение различных санкций уже после
публикации, вплоть до закрытия издательства.

ВОЕННАЯ
РЕФОРМА.

Армия
традиционно играла важную роль в общественно-политической жизни России.
Поражение в Крымской кампании обнажило многие слабые стороны русской армии, ее
техническую и тактическую отсталость. Европейские державы быстро увеличивали
свой военный потенциал, что в условиях складывающихся военно-политических
союзов не могло не представлять угрозу безопасности России. Под военными
реформами 1860-70-х годов понимают преобразование вооруженных сил России под
руководством военного министра Д.А.Милютина. Россия была разделена на
пятнадцать военных округов. Видоизменялись военные учебные заведения и
военно-полевой суд (был принят новый военно-судебный устав). В армии отменялись
телесные наказания. Реформа внесла много нового в подготовку офицерства:
создавались юнкерские училища для подготовки младших офицеров, военные академии
для среднего и высшего командного состава.

С
1874 г. вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность. В
армии была введена система льгот в зависимости от образования, что в свою
очередь должно было его стимулировать. Одной из целей военной реформы было
создание обученного резерва – запаса, а также образование военно-окружной
системы управления, перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и
артиллерией и др.

ЗНАЧЕНИЕ
БУРЖУАЗНЫХ РЕФОРМ.

1.         
Реформы
безусловно отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав. Они
значительно продвинули Россию по пути экономической и политической
модернизации. Однако Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией.

2.         
Реформы носили
характер компромисса. Поэтому они одновременно вызывали критику, а в ряде
случаев полное неприятие как со стороны радикалов, так и со стороны
консерваторов.

3.         
Большинство
историков полагает, что с середины 60-х гг. в деятельности правительства
начинают доминировать консервативно-охранительные тенденции, а реформаторский
потенциал оказывается почти исчерпанным.

Уступки
, сделанные прежде всего в интересах крупной буржуазии нисколько не нарушали
дворянских привилегий. Новые органы местного управления, школа и печать были
подчинены царской администрации . В политике Александра  Ⅱ
сочетаются и реформаторские  и реакционные тенденции. Последние замедляли ход
реформ. Проводя реформы самодержавие вместе с тем применяло старые
административно – полицейские методы управления, поддерживающие сословность во
всех сферах общественно – политической жизни страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Эти
реформы, получившие название «великих», привели
общественно-политическое устройство России  в соответствие с потребностями
второй половины ⅩⅨ века,
мобилизовали всех представителей общества на решение общенациональных задач.
Был сделан первый шаг к формированию правового государства и гражданского
общества.

Россия
вышла на новый, капиталистический путь своего развития.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Жукова Л. В. / История. – М.:
«Экзамен», 2000.

2.  Исаев И. А. /История Отечества. – М.:
« Юрист», 1997.

3.  Новиков С. В. /  История. Пособие для
поступающих в ВУЗы. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

4.  Радугин А. А. / История России. Курс
лекций. – М.: «Центр», 2001.

5.  Федоров В. А. / История России,
1861-1917. – М.: Высш. шк. , 2001.

6.  Чернобаев А. А., Горелов И. Е., Зуев
М. Н. / История России. – М.: Высш.шк., 2001.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий