Компетенция таможенных органов в области валютного контроля

Дата: 21.05.2016

		

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 4
1.1. Валюта Российской Федерации 4
1.2. Иностранная валюта 4
1.3. Валютные ценности 5
1.4. Валютные операции 5

Глава 2. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ 6
2.1. Проведение таможенного контроля 6
2.2. Органы таможенного контроля 7
2.2. Ответственность за несоблюдение таможенного режима 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

ВВЕДЕНИЕ

Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права
выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая
физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской
экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж
валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских
физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая
масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в
Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы не только решить проблему
выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других
государств и международных организаций. Таким образом, сформировалась
система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит
незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление
внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины
существования этой системы — непривлекательность инвестиционного климата
России не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей.
Цель данной работы определить, что входит в компетенцию таможенных
органов в области валютного контроля в Российской Федерации.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

В данной главе даётся определение понятий необходимых для понимания при
написании данной работы. Для большей наглядности глава разбита на пункты.

1.1. Валюта Российской Федерации

а) находящиеся в обращении, а так же изъятые или изымаемые из обращения,
но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов, банкнот Центрального
банка Российской Федерации и монеты;
б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в
Российской Федерации;
в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за
пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого
Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской
Федерации с соответствующими органами иностранного государства об
использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации
в качестве законного платежного средства.

1.2. Иностранная валюта

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты,
находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в
соответствующем иностранном государстве или группе государств, а так же
изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и
международных денежных или расчетных единицах.

1.3. Валютные ценности

а) иностранная валюта;
б) ценные бумаги в иностранной валюте;
в) драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением
ювелирных и других бытовых изделий, а также лома этих изделий;
г) природные драгоценные камни, а также жемчуг, за исключением ювелирных
и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий (ст. 1 Закона
РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

1.4. Валютные операции

Понятие валютных операций дано в п. п. 7-10 ст. 1 Закона о валютном
регулировании. К валютным операциям законодатель отнес: операции, связанные
с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том
числе использование в качестве средства платежа иностранной валюты и
платежных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылку в Российскую
Федерацию и из нее валютных ценностей; осуществление международных денежных
переводов. Таким образом, предварительная оплата по внешнеторговому
контракту однозначно должна квалифицироваться как валютная операция,
связанная с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты.
Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте
подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные
с движением капитала.

Глава 2. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Наряду с фактическим контролем за пересылкой, ввозом и вывозом валютных
ценностей таможенные органы осуществляют также документальный контроль за
валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу
товаров и транспортных средств.

2.1. Проведение таможенного контроля

В связи с осуществлением валютного контроля должностные лица таможни
наделяются правом в пределах своей компетенции: проверять все документы,
связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать
необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при
проверках, изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере
валютного законодательства, не производить выпуск товаров в случае
представления паспорта сделки, оформленного с нарушениями установленных
требований, а также другими правами, предусмотренными российским
законодательством.
Таможенные органы при осуществлении ими функций валютного контроля имеют
право:
. не производить выпуск товаров в случае представления ненадлежаще
оформленных документов, необходимых для валютного контроля;
. осуществлять в пределах своей компетенции проверки валютных
операций экспортеров;
. запрашивать у экспортера и банков документы и информацию об
осуществляемых ими валютных операциях, связанных с перемещением
через таможенную границу товаров и транспортных средств.

2.2. Органы таможенного контроля

Распределение компетенции по валютному контролю производится между
следующими структурными подразделениями таможенных органов:
. таможенным постом (отделом таможенного оформления и таможенного
контроля при его наличии в структуре таможенного поста), акцизным
таможенным постом (отделом таможенного оформления и таможенного
контроля при его наличии в структуре акцизного таможенного поста);
. отделом таможенного оформления и таможенного контроля и отделом
таможенной стоимости и валютного контроля таможни (в т.ч. таможни
центрального подчинения);
. отделом таможенной стоимости и валютного контроля регионального
таможенного управления.
. Управлением валютного контроля Государственного таможенного
комитета.

2.2. Ответственность за несоблюдение таможенного режима

В ходе осуществления контроля за соблюдением участниками
внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) требований валютного и
таможенного законодательства отделом валютного контроля (далее — ОВК)
запрашивает у уполномоченных банков, участников ВЭД и на таможенных постах
документы, необходимые для осуществления данного контроля (ГТД, ПС,
транспортные документы, инвойсы, письма из уполномоченных банков и другие).
При подтверждении своевременного и полного зачисления выручки, либо
ввозе товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на
основании подтверждающих документов ОВК готовит акт о результатах проверки.
В случае непоступления (несвоевременного поступления) выручки; неввоза
товаров, эквивалентных по стоимости переведенным в их оплату средствам, или
неосуществления возврата переведенных ранее в оплату товаров средств;
неввоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности
при совершении бартерных сделок выносится определение о возбуждении дела об
административном правонарушении и проведении административного
расследования или составляется протокол об административном правонарушении,
ответственность за которое предусмотрена статьями 15.25 или 16.17 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях. Акт проверки,
определение о возбуждении дела об административном правонарушении или
протокол об административном правонарушении вместе с материалами,
являющимися поводом и основанием для возбуждения дела об административном
правонарушении, передаются в соответствии с порядком, предусмотренным, в
том числе приказом МЮТ от 29.07.2002 N 333, для регистрации в
правоохранительный блок таможни, где осуществляются дальнейшие
процессуальные действия по материалам об административном правонарушении.
В процессе проведения проверки ОВК для получения необходимых сведений
направляет соответствующие запросы в ОРО, а также в ОТИ таможни. Информация
о присвоении номера определению или протоколу об административном
правонарушении, о суммах штрафных санкций, указанных в постановлении по
делу об административном правонарушении, об уплаченных суммах штрафов после
получения указанных сведений в виде копий документов из ОТР и ОИПпоДАП
таможни заносится сотрудниками ОВК в электронные копии КУ и УК и с копиями
постановлений по делу об административном правонарушении передается в ОВК
ЦТУ.
ОТР регистрирует поступившее из ОВК определение или протокол об
административном правонарушении в порядке, определенном соответствующими
нормативными документами ГТК России и приказом МЮТ от 29.07.2002 N 333.
Сотрудники ОТР принимают материалы к производству и осуществляют в
установленном порядке конкретные процессуальные действия. Сотрудники ОТР в
рамках производства по делу в части, касающейся незачисления выручки, при
выявлении превышения суммы незачисления свыше 10000-кратного установленного
МРОТ, предусмотренного ст. 193 УК РФ, в соответствии со ст. 300 ТК РФ
решают вопрос о передаче материалов дела об административном правонарушении
в органы дознания. В процессе производства при необходимости привлекают
сотрудников ОВК для консультаций, а при подготовке постановления по делам,
возбужденным в соответствии со ст. 15.25 КоАП, согласовывают с ОВК проект
постановления. ОТР информирует ОВК о продлении производства по делу об
административном правонарушении, о соединении дел в одно производство или
направлении материалов в судебные инстанции, а также о результатах
рассмотрения материалов дела в судебной инстанции.
После завершения производства по делу об административном правонарушении
в 3-дневный срок ОТР направляет копии постановлений по делам в ОВК таможни
для формирования установленной отчетности по валютному контролю[1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении
валютных операций является единственной целью валютного контроля.
Необходимо обратить внимание, что ЦБ РФ, в соответствии со ст.9 НК, не
является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и
сборах. Участником таких отношений из числа органов валютного контроля
является только Государственный таможенный комитет РФ, который, в
соответствии с п.2 ст.10 Закона «О валютном регулировании и валютном
контроле», может контролировать выполнение резидентами обязательств в
иностранной валюте перед государством. Заметим, однако, что на территории
РФ ни на кого не может возлагаться обязанность уплаты налога и сбора в
иностранной валюте. Безусловное право (а не обязанность) уплаты налогов и
сборов в иностранной валюте предоставлено лишь лицам, не являющимся
налоговыми резидентами РФ. Резидентам же такое право, в виде отступления от
общего правила об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов в
валюте РФ, может быть предоставлено федеральными законами (п.3 ст.45 НК).
Однако возможности возложения на резидентов обязанности по уплате налога в
иностранной валюте ст.45 НК не предусматривает.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Таможенный кодекс Российской Федерации. — М.: «ТД ЭЛИТ-2000»,
2002.
2. Комментарий к таможенному кодексу. — М.: Издательская группа ИНФРА-
М-НОРМА, 1997.
3. Комментарий к Закону РФ «О валютном регулировании и валютном
контроле» (А.М. Эрделевский) — М.: Юрид. лит., 2000.
4. Приказ МЮТ 392 от 19.08.02 «О введении порядка взаимодействия
структурных подразделений таможни при осуществлении валютного
контроля» — http://www.vch.ru
5. http://www.bolshe.ru
————————
[1] Приказ МЮТ 392 от 19.08.02 “О введении порядка взаимодействия
структурных подразделений таможни при осуществлении валютного контроля”.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий