Государственная поддержка как основа повышения конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса

Дата: 21.05.2016

		

Государственная поддержка как основа повышения конкурентоспособности
предприятий АПК

Можно смело утверждать,
что агропромышленный комплекс производит жизненно важную для общества
продукцию, кроме того, в нем сосредоточен огромный экономический потенциал, что
делает АПК важнейшей составной частью экономики. Следовательно, развитие
агропромышленного комплекса, в значительной мере, определяет состояние всего
народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности
государства и социально-экономическую обстановку в обществе.

Сельское хозяйство
является важнейшим звеном агропромышленного комплекса. Оно по праву занимает
особое место не только в агропромышленном комплексе, но и во всем народном
хозяйстве, так как спрос населения на товары народного потребления примерно на
75 % покрывается за счет сельского хозяйства. Другими словами, чем выше эффективность
функционирования сельского хозяйства, тем стабильнее экономика страны в целом.

Факторы, определяющие
эффективность агропромышленного комплекса, подразделяются на две группы:
внешние и внутренние.

К внешним факторам
относятся факторы, не зависящие от хозяйственной деятельности предприятия,
такие как кредитование, ценообразование, налогообложение, субсидирование,
инфляционные процессы, аграрное законодательство и др.

К внутренним факторам
относится урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность животных,
себестоимость продукции, специализация, технология и организация производства и
т. д.

Эффективность
сельскохозяйственною производства во многом зависит от факторов первой группы.

Следовательно, говорить
об уровне экономической эффективности можно только при условии отлаженного экономического
механизма в целом. Остановимся более подробно на одном из составляющих первой
группы факторов, а именно на субсидировании. Данный выбор обусловлен
существенными отличиями сельскохозяйственного производства от других секторов
экономики и заключается в том, что сельское хозяйство менее эффективно по
сравнению с ними.

Это объясняется тем, что
вложенный в него капитал приносит меньшую прибыль, и поэтому сельское хозяйство
не в состоянии на равных, по сравнению с промышленностью, участвовать в
межотраслевой конкуренции без внешней поддержки.

Кроме того, в силу своих
особенностей сельское хозяйство не в состоянии оперативно реагировать на
изменения рынка. При повышении спроса на сельхозпродукцию хозяйства не могут
быстро отреагировать на изменения рынка и увеличить выпуск продукции, так как
существует ряд ограничений по увеличению темпов роста сельхозпроизводства.
Нельзя быстро увеличить площадь обрабатываемых земель, даже при условии
увеличения инвестиций.

Также не возможен
мгновенный рост поголовья скота, особенного маточкою, который связан с довольно
длительным сроком выращивания. Ситуация аналогична и при падении спроса на
продукцию сельского хозяйства. Так. например, невозможно сократить площади и
производство сельскохозяйственных культур, если уже произведены посевные
работы, без ущерба для хозяйства.

Или существенно сократить
производство молока и мяса без сокращения поголовья скота. Следовательно,
сельскохозяйственное производство сможет отреагировать на изменения рынка
только через определенный промежуток времени.

Кроме того, из-за
описанных особенностей сельское хозяйство теряет привлекательность для
инвесторов.

Сезонный характер
производства и высокая фондоемкость: зависимость от природно-климатических
условий: нестабильность в получении доходов; неновая не эластичность спроса на многие
продукты сельского хозяйства; разница во времени между произведенными затратами
и получением продукции и другие особенности приводят к не конкурентоспособности
отраслей АПК. Указанные особенности сельского хозяйства еще раз подтверждают
необходимость постоянного вмешательства и поддержки государства.

Результаты
государственной поддержки проявляются в повышении рентабельности, продуктивности,
эффективности сельского хозяйства.

Действующая политика государственной
поддержки снижает конкурентоспособность сельского хозяйства. Чтобы правильно понять
происходящее в аграрном секторе, нужно различить понятия «агропромышленный
комплекс« и »сельское хозяйство». С точки зрения рынка,
агропромышленный комплекс состоит из производства сельскохозяйственного сырья и
предприятий, его перерабатывающих.

Особенности АПК таковы,
что сегодня не менее 90% сельскохозяйственного сырья подвергается промышленной
переработке. Доля чистой продукции сельского хозяйства не превышает 10—15%
стоимости конечного продовольствия, а остальная ее часть создается в несельскохозяйственных
секторах.

В развитых странах мира
наблюдается схожая тенденция, причем именно от перерабатывающих предприятий
зависит функционирование сельского хозяйства и рациональное использование его
продукции.

Перерабатывающие
предприятия являются более конкурентоспособными на мировых рынках, чем сырьевые
производства. Перерабатывающий сектор в Украине — это сложившийся конкурентный
рынок. У нас насчитываются сотни предприятий пищевой переработки, которые
активно борются за рынок. Сельское хозяйство же — более монолитно и менее
обеспокоено рынком сбыта.

Конкуренция между предприятиями
сектора отсутствует, поскольку зачастую продукция, выращиваемая
сельскохозяйственной отраслью, если не покупается перерабатывающими
предприятиями и торговыми посредниками, то скупается государством.

Сельское хозяйство
Украины является технически и технологически отсталым. Следовательно, чего
точно нельзя допустить — так это того, чтобы государственная поддержка
консервировала данное состояние.

Украинское государство
превратило сельское хозяйство в одно из главных направлений социальной
поддержки населения, и вывело его за рамки политики экономического роста. Государство
относится к сельскому хозяйству как к заведомо убыточной деятельности. Но
бизнес в сельском хозяйстве может давать большую прибыль. Есть немало примеров
успешных предприятий.

Однако их отличительными
характеристиками являются наличие частных инвестиций и новые технологии
производства и управления. Эти хозяйства появляются как успешная частная
инициатива, но не как прямое следствие государственной поддержки. В Европейском
Союзе субсидии ориентированы на развитие, у нас — на консервацию отсталости.

Сельское хозяйство — это
техническая и технологическая отсталость. Аграрным предприятиям не хватает
современной сельскохозяйственной техники. Изношенность сельскохозяйственных
машин велика. Но у предприятий отрасли нет денег на ее обновление, а существующая
система кредитования не приспособлена к финансированию развития сельхозеектора.

Все, что сейчас есть у
сельскохозяйственных предприятий, — это урожай будущего года; другая
собственность с высокой залоговой стоимостью практически отсутствует. А кредиты
на развитие требуют многолетнего срока погашения. Следует отметить, что
государство не ставило задачу создания условий для долгосрочного кредитования
сельскохозяйственных предприятий.

И аграрии, и
правительство всегда были ориентированы на обеспечение текущих посевной и
уборочной; отсюда и появилась схема кредитования под будущий урожай. В
настоящее время в Украине основная доля бюджетных расходов на АПК приходится на
поддержку текущей деятельности хозяйств. Такая структура поддержки резко
отличается от практики подавляющего большинства членов ЕС, где значительная доля
затрат на сельское хозяйствоприходится на развитие и поддержку рыночной
инфраструктуры, аграрной науки и служб консалтинга и внедрения. А в Украине при
отсутствии реструктуризации хозяйств бюджетная поддержка попросту «проедается».
Поэтому необходима переориентация программ бюджетной поддержки с текущей на
долгосрочную поддержку сельского хозяйства. Приостановление инвестиционного
процесса в сельском хозяйстве Украины, возникшее из-за дефицита средств в
начале девяностых годов прошлого столетья обусловило катастрофическое
уменьшение объемов основных производственных фондов. Часть аграрного сектора в
основных средствах народного хозяйства уменьшилась от 22,3% в 1993 году до 8,8%
в 2003 г. До сих пор продолжается процесс интенсивной деиндустриализации
производства. Особенно ухудшилось состояние обеспеченности основными фондами в
последние пять лет (табл. 1)
[20].

Таблица 1 Парк тракторов, зерноуборочных комбайнов и грузовых
автомобилей аграрных предприятий Луганской области, шт

Наименование Годы Отношение,
%
1990 2000 5601 2002 2003 2004 2005 2005
г от
1990 г.
2005
г от
2004 г.
Трактора 16467 11904 11765 11669 11569 11592 7307 44,1 63,0
Зерноуборочны
е комбайны
3511 1973 1931 1842 1838 1790 1550 44,1 86,6
Грузовые
автомобили
10085 6201 5531 5103 4774 4687 4057 40,2 86,6

Темпы ежегодного списания
изношенной техники в несколько раз превышают темпы ее обновления, вследствие
чего нагрузки на машины увеличиваются более чем в три раза. Это приводит к
значительному увеличению сроков выполнения полевых работ, потерям урожая и
значительному увеличению себестоимости продукции, и как следствие к снижению
эффективности аграрного производства.

Таблица 2 Производство продукции сельского хозяйства аграрными
предприятиями Луганской области, в сопоставимых ценах 2000 г., млн. грн.

Годы Отношение,
%
Показатели 1990 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2005 г от 1990 г. 2005 г от 2004 г
Продукция
растениеводства
1518 803,9 895,2 921,3 827,8 1067,5 1371,5 90,3 128,5
Продукция
животноводства
1968,2 630 606 681.2 697,4 703,4 763,5 38,8 108,5
Всего 3486,2 1433,9 1501,2 1602,5 1525,2 1770,9 2135 61,2 102,6

Как видим, парк машин,
задействованных в сельскохозяйственном производстве Луганской области с
девяностого года уменьшился более, чем в два раза. И эта тенденция отразилась
на производстве сельскохозяйственной продукции (табл. 2).

Ныне организация
аграрного бизнеса и рынка на Украине не соответствует мировой практике
расширенного воспроизводства. При этом современное состояние государственного
регулирования аграрного рынка не адекватно экономическим реалиям — сельское
хозяйство, как отмечалось утратило покупательскую способность. Его техническое
оснащение достигло критических норм. Поэтому, при нынешних условиях рынок
материально- технических ресурсов должен формироваться в условиях поддержания доходности     и
платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей и создания единой схемы финансирования процесса формирования
необходимого количества средств, ресурсов и услуг для АПК.

Государство должно
выполнить свои функции — создать такой экономический механизм межотраслевых
экономических отношений, при котором были бы обеспечены условия для
функционирования всех составляющих аграрного рынка, а для его основного
сегмента – сельского хозяйства возможности получения прибыли на авансированный
капитал с учетом стоимости земли и срока оборачиваемости капитала. Это возможно
осуществить двумя путями: первый — совершенствование ценообразования, при
котором наряду со свободным ценообразованием предприятия учитывают затраты и
прибыли в пределах нормы, которая существует в стране; второй -поддержка
доходов отраслей, которые получают прибыли, при норме, ниже, чем в среднем по
народному хозяйству страны, для чего должен быть создан специальный
государственный фонд.

Современная экономическая
теория и практика исходит из концепции, что основными механизмами, на основании
которых осуществляется регулирование цен, является действие экономических
законов:

закона стоимости, который
учитывает цену производства;

закона поддержания нормы
прибыли (в ЕС максимальный процент прибыли не может превышать 21%; в Японии —
19%);

законы нормы
эксплуатации, который регулирует уровень заработной платы.

Большое значение в
развитых странах уделяется и вопросам регулирования распределения прибыли между
отраслями народного хозяйства. К примеру, по японской модели рыночной экономики
распределение прибыли является следующим: банки имеют менее 1% прибыли
промышленности и сельскохозяйственных производителей: коммерческие структуры —
около 4% производители — 92-95%, из них 70-85% направляется на стимулирование
процессов расширенного воспроизводства. Подобная картина характерна и для
большинства развитых стран мира. В то же время в Украине за период
реформирования экономики в направлении рыночных отношений наблюдается противоположная
ситуация, касающаяся государственного регулирования рыночных механизмов.

В период с 2002 по 2005 годы прибыль банков и
коммерческих структур с 36,5% увеличилась до 90%, сельское хозяйство и
промышленность на данный момент имеют лишь 12-15% прибыли. В таких условия трудоемким
отраслям с длительным сроком оборачиваемости оборотных средств, как сельское
хозяйство, невозможно даже мечтать об эффективном развитии.

Таким образом, показатель
нормы прибыльности (доходности) в должен ежегодно устанавливаться и приниматься
за основу в системе регулирования цен, распределительных отношений.

Результаты хозяйственной
деятельности в значительной мере зависят не только от состояния дел в
производстве, но и от развитости сферы обращения аграрного рынка где
складывается широкий участок для инновационной составляющей в хозяйственной
деятельности.

В регионе действует
агропромышленная товарная биржа. Объемы реализации зерновых и масличных культур
урожая 2005 года через биржевой рынок составили по внутренним соглашениям 23 тыс.
т на сумму 12,1 млн. грн (221% по сравнению с 2004 годом), по экспортным — 319
тис. тонн на 159,7 млн. грн. (219%). В Луганской области действуют 18
агроторговых домов, через которые реализовано продукции на сумму 12 млн. грн.
Проводится постоянный мониторинг биржевых цен и тарифов, которые публикуются в
областной газете «Биржевая неделя».

Средневзвешенные биржевые
цены на сельскохозяйственную продукцию, которые сложились в результате торгов с
июня 2005 г. по январь 2006 г. представлены в табл. 3.

Таблица 3 Средневзвешенные биржевые цены на сельскохозяйственную
продукцию

Продукция Цена,
грн./ц
Пшеница
мягкая Зкл.
690
Пшеница
мягкая 4кл.
540
ДНнсница
мягкая бкл.
422,79
Рожь
4кл.
302
Ячмень
Зкл.
540
Кукуруза
Зкл.
398,14
Овес
4кл.
378
1
орох 3 кл.
545
Семена
подсолнечника 1кл.
1200

В 2005 году проведены 134
выставки-ярмарки разных уровней, работает 15 сельскохозяйственных обслуживающих
кооперативов.

Продолжается работа по
формированию сети пунктов по заготовке сельскохозяйственной продукции, которых
создано 528, из них 434 специализируются на заготовке молока, 53 — на
выращивании живого скота и птицы. В области работают 566 фирменных магазина, из
них открыто 108 вновь созданными агроформированиями.

Для обеспечения доступа
сельхозяйственных товаропроизводителей к финансовым ресурсам в сельской
местности действует 15 кредитных союзов, которые объединяют 14 тыс. граждан и
имеют в активе более 12,5 млн.грн.

В 2005 году отмечается
увеличение объемов продаж зерновых культур в целом по области в сравнении с 2004 г. на 46,8%.

Как видим по основным
(для сельхозпроизводителей Луганской области) видам продукции — зерновые
культуры и подсолнечник в 2005 г. произошло снижение средних цен реализации по
сравнению с 2004 годом соответственно на 18,9 и 15,7% (табл. 4 — 5).

Все попытки
государственного регулирования ситуации на аграрном рынке оказались
декларативными. Это подтверждается и тем, что на биржевом рынке цены на
сельскохозяйственную продукцию значительно выше, чем средние сложившиеся по
предприятиям области.

Примером может быть
реализация семян подсолнечника, по которой на бирже цена в 2005 году сложилась
на уровне 1200 грн. за тонну, что на 26,1% больше, чем фактическая средняя цена
реализации, сложившаяся по предприятиям области.

Таблица 4 Средняя цена, на продукцию, реализованную
сельскохозяйственными предприятиями, грн./т

Государственная поддержка как основа повышения конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса

Таблица 5 Рентабельность производства основных сельскохозяйственных
культур, %

Культуры Годы Отклонения
1990 2002 2005 2005гот
1990 г., %
2005г.
от 2002 г., %
Зерно 277,1 16,7 — 3,4 — 280,5 — 20,1
Семена
подсолнечника
193,2 86,2 24.1 — 161,1 — 62.1
Картофель — 18,9 9 — 46,4 — 27,5 — 37,0
Овощи
открытого грунта
— 2,2 11,3 — 9,0 — 6,8 — 20,3

Литература

1. 
Агропромисловий
комплекс України: стан та перспективи розвитку – Інформаційно аналітичний
збірник (випуск 5) – К. АЕН УААН – 2009 р.

2. 
Андрійчук
В.С. – Економіка аграрних підприємств — К. 2006 р.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий