М. Вебер Протестантская этика и дух капитализма

Дата: 21.05.2016

		

Московский Государственный
Социальный Университет
Институт Социологии

Реферат

М. Вебер
» Протестантская этика и дух капитализма»

Студента 3 курса факультета социологии
Иванова Михаила Сергеевича

Москва 1998

М. Вебер ( 1884 — 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из
основных его работ считается » Протестантская этика и дух капитализма», в
продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых
религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных
факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было
опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших
работ по анализу причин возникновения современного капитализма.
В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный анализ
статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в
различных социальных слоях. На основание данных, собранных в Германии,
Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди
владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев
рабочих.
Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании. Так, если
среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди
протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к «буржуазному» образу жизни
больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным
складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания.
Так же Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов в
политике и коммерции, опровергают тенденцию о том, что национальные и
религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо
другой «господствующей» группе …. концентрируют свои усилия в области
предпринимательства и торговле. Так было с поляками в России и Пруссии, с
гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.
Он задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение
социального статуса во взаимосвязи с религией. И, не смотря на то, что
действительно существуют объективно-исторические причины преобладания
протестантов среди наиболее обеспечнных слоев населения, он все же
склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать в
«устойчивом внутреннем своеобразии», а не только в историко-политическом
положении.
Далее следует попытка дать определение так называемого «духа
капитализма», вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер
понимает следующие: » комплекс связей, существующих в исторической
действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом
зрения их культурного значения.
Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который является
неким пропагандистом философии скупости. В его понимании идеальный человек
— » кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать
приумножение своего капитала как самоцель». На первый взгляд речь идет о
чисто эгоистичной, утилитарной модели мира, когда «честность полезна
только потому, что дает кредит». Но высшее благо этой этики в наживе, при
полном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как
самоцель. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о
некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что такая позиция является
прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. Вебер считает,
что честность, если она приносит кредит столь же ценна как и истинная
честность.
Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать
капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно
обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало
именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе,
деление на классы, но не было нацеленности на рациональную
организованность труда.
Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для
извлечения наживы, но там дух капитализма был менее развит, нежели в
позднее образованных проповедниками северных штатах.
Исходя из этого, Вебер разделяет капитализм на «традиционный» и
«современный», по способу организации предприятия. Он пишет, что
современный капитализм повсюду натыкаясь на традиционный, боролся с его
проявлениями. Автор приводит пример с введением сдельной оплаты труда на
сельскохозяйственном предприятии в Германии. Так как сельхозработы носят
сезонный характер, и во время уборки урожая необходима наибольшая
интенсивность труда, то была проведена попытка стимулировать
производительность труда за счет введения сдельной заработной платы, и
соответственно, перспективы ее повышения. Но увеличение заработанной платы
привлекало человека, порожденного «традиционным» капитализмом, гораздо
менее чем облегчение работы. В этом сказывалось докапиталистическое
отношение к труду.
Вебер считал, что для развития капитализма, необходим некоторый
избыток населения, обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы. Но
низкая заработанная плата отнюдь не тождественна дешевому труду Даже чисто
в количественном отношении производительность труда падает в тех случаях,
когда не обеспечивает потребностей физического существования. Но низкая
заработная плата не оправдывает себя и дает обратный результат в тех
случаях, когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном
оборудовании. Т. е. там, где необходимо и развитое чувство ответственности,
и такой строй мышления, при котором труд становился бы самоцелью. Такое
отношение к труду не свойственно человеку, а может сложиться лишь в
результате длительного воспитания.
Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным
капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении
человека к труду.

|Традиционный человек |Современный протестант |
|Работает, чтобы жить |Живет, чтобы работать |
|Профессия -бремя |Профессия- форма существования |
|Простое производство |Расширенное производство |
|Не обманешь- не продашь |Честность -лучшая гарантия |
|Основной вид деятельности — |Основной вид деятельности — |
|торговля |производство |

Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые немецкие
промышленники того времени, Вебер обозначал так: «ему чужды показная
роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ
жизни, сдержанность и скромность». Богатство дает ему иррациональное
ощущение хорошо исполненного долга.
Поэтому этот тип поведения так часто осуждался в традиционных обществах,
«неужели нужно всю жизнь напряженно работать, чтобы потом все свое
богатство унести в могилу ?»
Далее Вебер анализирует современное общество и приходит к выводу о том, что
капиталистическое хозяйство не нуждается больше в санкции того или иного
религиозного учения и видит в любом ( если это возможно) влиянии церкви на
хозяйственную жизнь такую же помеху, как и регламентация экономики со
стороны государства. Мировоззрение теперь определяется интересами торговли
и социальной политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав
победу, отбрасывает ненужную ему опору. Подобно тому, как он в свое время
сумел разрушить старые средневековые формы регламентирования хозяйства
только в союзе со складывающейся государственной властью, он, может быть
использовал и религиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то,
что концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох.
Отношение носителей новых веяний и церкви складывались достаточно сложно. К
торговцам и крупным промышленникам церковь относилась достаточно сдержано,
считая то, что они делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в
свою очередь, опасаясь грядущего после смерти, старались задобрить Бога,
посредством церкви, подарками в виде крупных сумм денег, передаваемых как
при жизни, так и после смерти.
Вебер проводит глубокий анализ эволюции взглядов на занятие мирской
деятельностью предреформенной церкви. Он сразу же оговаривается, что
программа этических реформы никогда не стояла в центре внимания кого-либо
из реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни
и деятельности. Этические воздействия их учений были лишь следствием
религиорзных мотивов. Вебер считает, что культурные влияния реформ в
значительной своей части были непредвиденными и даже нежелательными для
самих реформаторов.
Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в немецком и
английском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело
свое значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм.
Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках мирской профессии
рассматривается как наивысшая нравственная задача человека. В этом
утверждении находит подтверждение центральный догмат протестантской этики в
противу католицизму, отвергающий пренебрежение мирской нравственностью с
высот монашеской аскезы, а предлагает выполнение мирских обязанностей так,
как они определены для каждого человека его местом в жизни. Тем самым
обязанность становится его призванием. Т. е. декларируется равенство всех
профессий перед Богом.
Основные значимые догматы протестантизма:

.Человек изначально грешен
До начала жизни все предопределено
Знак о том, спасен ты или нет можно получить лишь совершенствуясь в своей
профессии.
Послушание властям
Отрицание превосходства аскетического долга над мирским.
Примирение со своим местом в мире.

Протестантская церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и
человека были определены предельно жестко — есть избранные и есть
неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным.
Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный
долг, а во вторых, избегать наслаждений — и в совокупности это должно
обеспечить рост богатства. Так появился веберовский предприниматель —
трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради
самих денег.

Список использованной литературы:

М. Вебер » Избранные произведения», М. Просвящение, 1990

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий