Роль государства в экономике

Дата: 21.05.2016

		

ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра
экономики и управления

РОЛЬ
ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

Вид работы:
курсовая работа

Таллинн 2009г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1
ГЛАВА. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1.1
Причины государственного вмешательства в экономику

1.2
Типы регулирования экономики

1.3
Основные инструменты государственного регулирования экономики

2
ГЛАВА. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАН ЕС   

2.1
Характеристика экономики стран ЕС       

2.2
Характеристика экономики стран Балтийского региона

2.3
Особенности регулирования экономики в современных условиях        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ
1 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГЕРМАНИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ
2 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭСТОНИИ    

ПРИЛОЖЕНИЕ
3 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИТАЛИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ
4 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ШВЕЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Экономический порядок характеризуется
разделением в определенной форме между государством и отдельными личностями прав
принятия экономических решений – особенно прав принятия решений относительно производства
и прав принятия решений относительно удовлетворения потребностей.

Государственное
регулирование, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми
рынок по своей природе не может справиться. Хотя подобное регулирование в современной
рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной
системе, все же здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению
с системой свободной конкуренции.

Необходимость выполнения государством
определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в
каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы
границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий
спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов – от полного
государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического
либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях
ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами
есть множество промежуточных, которые и используются во многих странах.

Цель данной работы в анализе
основных инструментов государственного регулирования экономики и особенностей их
применения в современных условиях.

Для достижения поставленной
цели в работе рассматриваются следующие задачи:

1. 
Проанализировать основные
инструменты государственного регулирования экономики;

2. 
Дать
характеристику темпов экономического развития экономики некоторых стран ЕС;

3. 
Исследовать особенности
регулирования экономики в современных условиях.

Основываясь на этой информации
автор считает что эта тема актуальна и важна будет до тех пор пока есть государство
и рынок. На взгляд автора знать данную информацию полезно будет всем.

1 ГЛАВА. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

1.1 Причины государственного вмешательства
в экономику

Экономика
страны — это сотни миллионов различных компонентов (включая людей, машины, оборудование,
сырье, материалы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Синхронность
работы гигантской экономической системы, ее динамическая устойчивость обеспечиваются
хозяйственным механизмом, преследующим общие целевые задачи, но при условии достаточной
свободы действия этого механизма в нижних звеньях явственной структуры. Каждое мельчайшее
звено в рамках общих целевых задач и правил должно действовать самостоятельно. Все
локальные вопросы должны решаться на том уровне, где они возникают. Только при условии
рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими
уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления. Роль
государственных органов заключается главным образом, во-первых, в контроле соблюдения
законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов.

Главная задача хозяйственного
законодательства и государственных органов, обеспечивающих его исполнение, — недопущение
крупных сбоев в экономике и ее зашита от хозяйственных злоупотреблений. Наряду с
этим немыслимо и невозможно пытаться централизованно, с помощью приказов регулировать
неисчислимое многообразие явлений и процессов, происходящих в каждом звене экономики
страны. Государственные органы управления ставят перед хозяйственными структурами
задачи общественного значения, а также вводят отдельные ограничения на их действия,
способные нанести ущерб экономике страны или отдельным лицам. Наряду с этим государство
определяет основные направления, развивает программы развития экономики и добивается
безусловного выполнения этих программ. Во многих странах фундаментальные исследования,
определяющие основные направления развития современной науки, техники и производства,
в основном финансируются из государственного бюджета, а также нельзя забывать об
инициируемых государствами иследованиях.

Количественно выразить экономическую
роль правительства нелегко. Очень грубым показателем удельного веса рынка и правительства
в экономике, служит тот факт, что в настоящее время примерно около 4/5 национального
продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под
эгидой правительства. Но помимо финансирования производства правительство осуществляет
также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей
целью перераспределение доходов в частном секторе экономики. Наконец, множество
трудно поддающихся количественному измерению регулирующих мер, предназначенных для
защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от
опасных продуктов, обеспечение равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля
за практикой ценообразования в определенных отраслях, вовлекает правительство практически
во все сферы экономической деятельности.

Экономическая роль правительства,
несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличии от модели чистого капитализма, нашу
экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного
сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным
сектором.

Теория экономической политики
как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного
регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного
самому себе. При этом речь идет о следующих проявлениях:

1. 
Несостоятельность
конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках
могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует
государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества. А так
как поддержание конкуренции как основного регулирующего механизма в рыночной экономике
является одной из приоритетных задач государства, обществу с рынком, но без государства,
никак.

2. 
Макроэкономическая
нестабильность. Функционирование рыночного механизма приводит к равновесию между
спросом и предложением. Но такое равновесие может установиться при неполной занятости
экономических ресурсов или при высоком уровне инфляции. Рынок самостоятельно (без
осмысленной государственной политики) не может справиться с высокой безработицей
и инфляцией, со сглаживанием циклических колебаний в экономике. Государственное
регулирование в этой области состоит в проведении бюджетно-финансовой и кредитно-денежной
политики.

3. 
Безработица, инфляция,
экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессии)
и депрессий. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой
централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению
экономического роста. Так было с западноевропейскими странами в послевоенный период,
с латиноамериканскими совсем недавно.

4. 
Излишне неравномерное
распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной
компенсации» малоимущим, обездоленным, и прочим нуждающимся в поддержке слоям населения,
ставит под угрозу общественную стабильность. Рынок предъявляет одинаковые требования
ко всем, однако у кого-то есть экономические ресурсы, а у кого-то их нет. В данной
ситуации государственное регулирование заключается в различных программах борьбы
с бедностью, в трансфертных (безвозмездных) платежах обездоленным слоям населения,
регулировании ценообразования и определении минимального размера заработной платы.
Прогрессивная шкала обложения индивидуальных доходов (богатые платят больше, чем
бедные) также является инструментом государственного регулирования социальных проблем.

5. 
Наличие обязательных
товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить
только государство, но никак не рынок.

6. 
Отрицательные
внешние эффекты (издержки перелива) обычно иллюстрируются примерами, связанными
с загрязнением окружающей среды. Целлюлозно-бумажный комбинат загрязняет своими
отходами чистый водоём, вблизи которого он располагается. Стороной, которая страдает
в данной ситуации (несёт дополнительные издержки), является население этого региона.
Производитель и потребитель выигрывают. Производственные затраты, без учёта расходов
на очистку отходов, оказываются достаточно низкими. Производитель привлекает дополнительные
экономические ресурсы. Объём производства растёт до уровня выше оптимального с точки
зрения всего общества. Цена опускается до уровня ниже оптимального для общества.
Таким образом, для производства целлюлозы и бумаги используется избыточное количество
ресурсов. Рынок не видит и не может регулировать подобную ситуацию. Государственное
регулирование издержек перелива может быть разным: законодательное ограничение и
даже запрещение загрязнения природы; введение штрафных санкций, особых налогов (комплекс
законодательных, административных и экономических инструментов государственного
регулирования). Такими действиями государство перекладывает на производителя издержки
перелива.

7. 
Положительные внешние
эффекты (выгоды перелива) могут возникать для третьих лиц или для общества в целом
при производстве и потреблении определённых товаров, услуг. Эти выгоды перелива
не оплачиваются и не компенсируются. Примером могут служить услуги здравоохранения
и образования. Если проводится вакцинация и лечение больных туберкулёзом или либо
другими инфекционными заболеваниями, то выгоду получают не только больные, но и
всё население. Образование приносит пользу не только самим учащимся. Предприниматели
получают более квалифицированных работников, с высокой производительностью труда.
Общество получает активных и думающих граждан. Но так как выгоды перелива не оплачиваются,
то объём производства таких товаров и услуг может оказаться заниженным по сравнению
с общественными потребностями. Государственное регулирование выгод перелива может
заключаться в предоставлении субсидий потребителям и производителям подобных товаров
и услуг. Государство само может заняться производством продукции с большим положительным
внешним эффектом, так как среди них имеется много товаров жизненно необходимых обществу.

Из указанных и других проявлений
несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного
регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством
такого регулирования.

1.2 Типы регулирования
экономики

Типы государственного регулирования
экономики могут быть такие: правовое регулирование, финансовое регулирование, социальное
регулирование и государственное предпринимательство.

Правовое регулирование экономики
состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур
(биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав
покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество
между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т.д.

Финансовое регулирование,
всегда представляют государственно–организованную систему денежных отношений в обществе,
т.к. организатором денежного обращения может выступать только государство. Размеры
банкнотной (наличной) и депозитной — чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень
ее обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику
рыночных процессов (определяя величину платежеспособного спроса, масштаб цен предложения,
скорость оборота денежной единицы и ее валютный курс).

Особым направлением в государственном
регулировании рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой
защите нуждаются практически все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым
должна быть гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное
распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.
Приоритетами являются следующие направления социальной защиты: гарантия минимума
заработной платы, обеспечение занятости, индексация фиксированных доходов.

Государство выступает и как
крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике.
В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только
как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно
– коммерческих операциях.

Также возможна классификация
регулирования по масштабам его влияния – либо на отдельную отрасль экономики, либо
на экономику в целом, то есть имеет ли узкоотраслевую направленность или общеэкономическую.
Некоторые виды влияния могут касаться только отдельных отраслей, тогда как большинство
типов регулирования влияет на экономику в целом.

Государственное регулирование
экономики также можно разделить на два типа: в зависимости от того, нацелено оно
на замену конкуренции или является дополнением к рыночным механизмам и предназначено
для достижения других специфических целей.

Классическим примером первого
типа регулирования является естественная монополия. Она существует в отраслях, связанных
с большим объемом продукции, где в силу технологических особенностей производства
наиболее эффективное удовлетворение спроса достигается при отсутствии конкуренции,
функционировании одного субъекта предпринимательства. Предоставление коммунальных
услуг – типичный пример такой монополии, а регулирование доступа на рынок, цен и
доходов субъектов предпринимательства – это пример государственного регулирования.

Второй тип регулирования отличается
тем, что он не заменяет конкуренцию, а является дополнением к рынку и предназначен
для достижения специфических целей. Он действует в тех случаях, когда нерегулируемый
рынок не обеспечивает определенные общественные интересы (например, при недостаточной
информации о ценах на рынке)

В любой экономической системе,
в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический
агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой
политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической
философией, требующей подчинения личных интересов общественным. Принуждение, если
оно расширительно трактуется государством, сводит на нет все преимущества свободного
предпринимательства, основанного на конкуренции и рыночном ценообразовании.

 

1.3 Основные инструменты государственного
регулирования экономики

Основные инструменты государственного
регулирования экономики можно разделить на административные и экономические.

Административные
средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных
масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей
среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения. Административные
средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или
опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают
в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретило
строить предприятия в пределах города. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто
прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государство
обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение,
создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.

Административные
средства государственного регулирования:

1. 
Фискальная
политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов. Главным инструментом
мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги.
Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства.
Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора
налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых
льгот. Налоги в государствнном регулировании экономики играют две роли: а) это главный
источник финансирования государственных расходов б) это инструмент регулирования.
Так как в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами
источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное
поведение.

2. 
Денежная
политика — способ воздействия государства на национальную экономику с использованием
учетной ставки процента и размеров денежной массы. Цель этой политики обычно заключается
в стабилизации цен путем принятия антициклических мер в сфере денежного обращения,
которые в будущем должны способствовать экономическому росту. Поскольку основную
часть денежной массы в современной кредитной системе составляют банковские депозиты,
создаваемые путем увеличения кредитов и инвестиций, Денежная политика оказывает
влияние на денежное обращение путем воздействия на чрезмерные банковские ресурсы,
которые служат источником увеличения кредитов и инвестиций, что ведет к росту банковских
депозитов.

3. 
Политика
регулирования доходов или перераспределение доходов. Это изъятие части доходов у
одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними
лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов может иметь место
в масштабе государства и регионов посредством налогов.

4. 
Социальная
политика. Она
включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через
местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня
жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих
либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям
общества на долговременную перспективу. Социальная политика это составная часть
общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность
по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения
в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных
групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти,
опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена
аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе,
потребности и цели социального развития.

5.  Государственное регулирование ценообразования. Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Государство может вмешиваться в механизм ценообразования, как правило, путем фиксирования цен. Цена фиксируется на определенном уровне выше или ниже которой она не может меняться. Государство это делает что бы обеспечить доступ большинству потребителей к потреблению определенного товара, предотвратить дефицит, обеспечить определенный уровень доходов некоторым группам поставщиков ресурсов или помочь производителям покрыть свои издержки.

6. 
Внешнеэкономическое
государственное регулирование. Оно воздействует на все важнейшие аспекты внешнеэкономической
деятельности развитых стран: их участие в международной торговле товарами и услугами,
миграции капитала и рабочей силы, а также валютно-расчетные отношения. Внешнеторговый
режим развитых стран характеризуется высшей степенью либерализации, что является
закономерным следствием высокой международной конкурентоспособности их национальных
экономик.

Экономические
средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной
и бюджетной политики.

Основные
экономические средства это:

1. 
Регулирование
учетной ставки (осуществляется центральным банком ). Учётная ставка — это сумма,
указанная в процентном выражении к величине денежного обязательства (векселя), которую
взимает приобретатель обязательства. Это цена, взимаемая за приобретение обязательства
до наступления срока уплаты, как и процентная ставка, учётная ставка определяет
величину платы за аренду денег, плата в данном случае называется дисконтом.

2. 
Установление
и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны
хранить в центральном банке. Для расчета минимального уставного капитала применяется
свое определенное количество минимальных размеров оплаты труда для каждого вида
предприятий.

3. 
Операции
государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных
обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи
этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения
на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование
осуществляется средствами бюджетной политики.

2 ГЛАВА. ОСОБЕННОСТИ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАН ЕС
 

2.1 Характеристика экономики стран ЕС

По мнению автора хорошо будет
сначала рассмотреть экономики пары стран, которые учавствовали в создании ЕС, потом
взять пару стран из известной нам местности Балтийского региона, и определить особенности
регулирования их экономики в современных условиях.

В экономике Германии государству
отведены, главным образом, регулирующие функции, в интересах обеспечения свободы
конкуренции, устойчивости цен, высокой занятости, внешнеэкономической динамики и
сбалансированности.

Государственное влияние на
развитие отдельных отраслей и экономики осуществляется с помощью инструментов налоговой,
кредитно-финансовой, таможенной, инвестиционной и антимонопольной политики, а также
политики в сфере занятости. Правительство ФРГ основное внимание уделяет росту экономики
и занятости населения (Рис.1).

Центральная задача экономической
политики государства – сокращение безработицы. Ключ к обеспечению большей занятости
лежит в увеличении объёма инвестиций и в инновациях, создающих перспективные рабочие
места. Цель – разгрузить предприятия и граждан от излишней бюрократии и связанных
с ней издержек, высвободив благодаря этому ресурсы для инноваций и инвестиций (Рис.2),
тем самым открыть перспективы в сфере занятости.

Таким образом, конечная цель
правительства ФРГ заключается в том, чтобы улучшить общие условия для предпринимательской
деятельности в Германии, в основе которой должна быть обеспечена свободная конкуренция.
Необходимо повысить конкурентоспособность предприятий на глобализированных рынках
за счёт налоговой реформы, наступательной политики в области инноваций и экологии,
более эффективного содействия малому и среднему бизнесу.

Эффективное содействие бизнесу
проводится в работе по законодательному облегчению давления в следующих областях:

— статистической, справочной
документации и бухгалтерского учета;

— ускорения и упрощения лицензирования
при осуществлении внешнеторговых операций;

— сокращения и упразднения
двойных проверок;

— унификации пороговых величин.

В координации и осуществлении
экономической и финансовой политики государства участвуют следующие органы:

— Конъюнктурный совет государственных
органов;

— Совет финансового планирования;

— Экспертный совет по оценке
общеэкономического развития.

Для решения задач государственной
экономической политики Правительство ФРГ привлекает как государственные органы власти
(федеральные и земельные министерства и ведомства), так и общественные организации
и объединения (отраслевые союзы и ассоциации, торгово-промышленные палаты, институты
экономических исследований, экспертные советы и т.д.). В данном случае общественные
организации и объединения выполняют посредническую функцию и являются связующим
звеном между государством и предпринимателями. В качестве поддержки предпринимателей
со стороны государства могут служить постоянные консультации между правительством,
предпринимателями и профсоюзами. А правительство, в свою очередь, использует выкладки
и оценки союзов и институтов экономических исследований при выработке ежегодных
прогнозов развития страны на макроэкономическом уровне.

Благодаря этому, вместе с
значительной ролью государства в оказании помощи предпринимателям и экспортёрам,
Германия прочно удерживает свои позиции среди ведущих стран в мировой экономике
будучи крупнейшим экспортером в мире (Рис.3).

Причём, эта помощь осуществляется
за счёт федеральных и земельных бюджетов порой в отношении целых отраслей. Государственной
поддержкой охвачены и разработки в области НИОКР (до 50% расходов фирм), в том числе
в области альтернативных видов энергии, энергосберегающие и природоохранные технологии,
малое и среднее предпринимательство, в частности, ремесленное производство.

Особенно сильно влияние государства
в аграрном секторе. Регулирование производства сельхозпродукции происходит как с
помощью стимулирующих методов, так и ограничений в производстве отдельных продуктов
с целью стабилизации цен. В соответствии с имеющимися программами государство за
счёт бюджета компенсирует разницу между ценой немецкого производителя и мировыми
ценами при согласованном объёме экспорта.

Система государственной поддержки
национальной экономики и экспорта осуществляется не только с помощью субсидирования
и дотаций производителям и страхования экспортных поставок, но и путём содействия
в осуществлении ярмарочно-выставочной деятельности фирм ФРГ за рубежом, консультационно-информационной
помощи как в стране, так и за рубежом через департаменты или отделы экономики и
науки посольств Германии.

Роль государства в экономике

Рис.1 Уровень безработицы

Роль государства в экономике

Рис.2 Инвестиции

Роль государства в экономике

Рис.3 Торговый баланс

Большее количество макроэкономических
показателей Германии можно увидеть в ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Италия — высокоразвитая индустриально-аграрная
страна, активно используящая денежно-кредитный инструментарий наподобие параметров
денежной массы, норм резервов, уровня процента, сроков кредита, ставок рефинансирования
и т. д. В целом экономическая политика Италии до сих пор находится под сильным влиянием
кейнсианской школы, несмотря на растущую в мире и внутри страны популярность неоклассических
концепций. Пересмотр национальной экономической политики через призму монетаристских
идей происходит очень медленно с середины 70-х годов.

Для итальянской экономики
характерно активное вмешательство государственного капитала в промышленность, высокий
уровень развития государственно-монополистического капитализма. Наиболее распространенной
формой воздействия государства на экономику является участие крупнейших государственно-монополистических
объединений — Института промышленной реконструкции — ИРИ. Институт промышленной
реконструкции (ИРИ) — крупнейшее государственное объединение Италии имеет структуру
холдинга, входит в первую десятку промышленных групп мира, объединяет свыше 150
предприятий в различных отраслях промышленности. В государстве постоянно царит неравное
распределение благосостояния между богатым Севером и бедным Югом, где безработица
в 3 раза выше.

Государству почти полностью
принадлежит энергетика, на 50 % — транспорт, на 30 % — горнодобывающая промышленность,
на 45 % —металлургия, на 22 % — транспортное машиностроение, а также многие предприятия
легкой промышленности, многие крупные банки, на 2009 год удельный вес госсектора
составляет 39-42%, в том числе в промышленности — 30%. Италия весьма недостаточно
и неравномерно обеспечена сырьевыми энергетическими ресурсами, что однако не мешает
промышленности быть — ведущей сферой экономики. Италия — крупнейший район международного
туризма (свыше 50 млн человек в год). Туризм в Италии является одним из ведущих
секторов экономики и составляет 12 % от ВВП. На долю Италии приходится 5,6 % от
мирового туристического рынка. По этому показателю страна занимает 3-е место в ЕС
псоле Франции и Испании.

У экономики Италии есть также
большой государственный долг в 2008 он составлял 105,8% от ВВП. Уровень безработицы
постепенно снижается, но все еще остается на достаточно высоком уровне. Проблема
остается в вышеуказанной диспропорции: рост занятости на севере и в центре, и снижение
на юге. При этом на юге в неформальном секторе остается почти половина трудоспособного
населения.

Государственный бюджет Италии
состоит из двух частей: счета текущих операций и счета движения капиталов. Расходы
счета текущих операций образуются в основном из выплаты жалованья и пенсий государственным
служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и частным предприятиям,
учреждениям и населению, а также уплаты процентов по государственному долгу. За
счет средств счета движения капиталов финансируются прямые капиталовложения государства,
трансферты государственным предприятиям и учреждениям, предоставление кредитов,
приобретение акций, погашение государственного долга. Для покрытия дыр бюджета государство
широко использует государственные займы, выпуск которых влечет за собой рост государственного
долга и стимулирует развитие инфляционного процесса. Дефицит внешнеторгового баланса
Италии частично покрывают переводы итальянцев, работающих за рубежом, и доходы от
туризма, по развитию которого страна издавна занимает одно из первых мест в мире.
Ежегодно Италию посещают свыше 30 млн иностранных туристов. Обслуживание туристов
превратилось в одну из важнейших отраслей экономики.

 

2.2 Характеристика экономики стран Балтийского
региона

Существующая в Швеции экономическая
система обычно характеризуется как рыночный социализм. В ее основе лежат рыночные
отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования,
что составляет экономический базис шведской модели. Под рыночным социализмом понимается
сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом
рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих
форм заняла свое место и выполняет свои функции в общей системе экономических и
социальных взаимосвязей. Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний
с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. На частные предприятия
приходится 75% занятых в производственном секторе, из них 8% работают в принадлежащих
иностранному капиталу фирмах. Остальная часть приходится на государство и кооперативы,
на каждый по 11-13%. Государственный сектор расширялся, а удельный вес кооперативного
почти не менялся с 1965 г. Еще один способ определения шведской модели исходит из
того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели : полная занятость
и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная
политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор
(при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная
собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Высокая конкурентоспособность
в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного
на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных
институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий
с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие
как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства
новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного
тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат).

Основанный на этих принципах
шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической
эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель
базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной
на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции.
Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической
модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант пути к «обществу всеобщего
процветания и благоденствия» и они действительно много сделали в этом направлении.

Шведская разновидность государства
всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские
принципы управления экономикой. В шведском обществе высокий уровень жизни и социальной
защищенности, обеспечиваемой для большинства населения, сочетается с почти полной
занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения
через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный
характер. Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и
широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование
капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство.

Государство превратилось в
Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно
для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают
почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных
или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий
из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики.

Успешное функционирование
экономической системы швеции в общем зависит от динамики цен, конкурентоспособности
шведской промышленности и экономического роста, в частности, инфляция — угроза как
равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Из этого следует что
при этой модели экономики, должны использоваться такие методы поддержания полной
занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику.

Эстония представляет собой
развивающуюся страну с постиндустриальной рыночной экономикой, в которой сфера услуг
составляет 68,5 % ВВП. Одна из главных характеристик эстонской экономики — высокая
степень ее открытости. Политика реформ проводимая в Эстонии в целом отвечает классическому
набору рекомендаций монетаризма: практически полный отказ от прямого государственного
регулирования работы предприятий; решительные действия по либерализации цен и условий
хозяйственной деятельности в целом; поддержка частного предпринимательства, акционирование
и приватизация государственной собственности; перестройка производства в целях переориентации
хозяйственных связей с союзного на европейский и мировые рынки; привлечение иностранного
капитала; жесткая финансово-кредитная политика, предполагающая сокращение расходов.

За годы реформ в Эстонии произошла
резкая переориентация внешней торговли с рынков республик бывшего СССР на западные.
Подобная смена приоритетов представляется естественной, поскольку с либерализацией
экономики внешнеэкономические связи Эстонии стали определяться геополитическим положением
страны, ее сравнительными преимуществами и складывающимся спросом. Важной причиной
такой переориентации явилось и ухудшение условий торговли с Россией вследствие высокой
инфляции, усложненной системы взаимных расчетов, введения импортных тарифов, быстрого
роста цен на сырьевые ресурсы. Во многих случаях эстонские фирмы предпочитали импортировать
более дорогое и качественное западное сырье, но с гарантированным сроком поставок.
Эстонские товары теряли конкурентоспособность на российском рынке также из-за своей
относительно высокой стоимости. Положение еще более усугубилось, когда Россия ввела
в 1994 г. двойное таможенное обложение эстонского экспорта, поскольку республика
не имела статуса наибольшего благоприятствования в торговле. В целом Россия продолжает
оставаться важным торговым партнером Эстонии и стабильно занимает второе место по
доле как экспорта, так и импорта.

Сложившаяся структура торговли
со странами Западной и Северной Европы сформировалась под влиянием фактора географической
близости: крупнейшими торговыми партнерами Эстонии являются Финляндия, Германия,
Швеция. Доля западных стран в общем объеме ее внешней торговли продолжает расти,
что усиливает зависимость эстонской экономики от колебаний спроса на их рынках.
Что касается стран Балтии и Центральной Европы, то масштабы торговли с ними ниже
потенциальных возможностей. Это объясняется, с одной стороны, ориентированностью
экспортных потоков на страны с более высоким уровнем цен, а с другой — во многом
сходной структурой производства и неразвитостью региональной производственной кооперации.

В условиях общего спада производства,
приспособления к спросу западных рынков важное значение приобрел экспорт сырья и
материалоемких полуфабрикатов. В товарной структуре импорта произошли определенные
сдвиги. Устойчиво растет доля импорта потребительских товаров. Увеличение доли импорта
транспортных средств связано и с повышением внутреннего спроса, и с развитием реэкспорта
в страны СНГ. В структуре внешней торговли Эстонии реэкспорт вообще играет важную
роль. В последние годы на него приходилось около одной трети стоимости экспорта.
Классическая теория развития экономики предполагает, что экономический рост способствует
сокращению безработицы, однако столь быстрые изменения, происходящие в современном
мире, не подтверждают эту теорию. В Эстонии сложилась ситуация, когда при большом
количестве безработных имеется также и много вакантных мест. Эстонская безработица
носит структурный характер, так как образование и место проживания ищущих работу
не совпадает с требованиями и регионами имеющихся рабочих мест. Основной задачей
Эстонии является сохранение экономического роста, основанного на увеличивающейся
производительности, ограничение дефицита текущих счетов и снижение инфляции. Для
этого правительство и Банк Эстонии обеспечат преемственность экономической политики
последних лет в Эстонии и поддержат ее новыми, возможно не совсем правильными, финансово-политическими
шагами. Успешному развитию экономики Эстонии содействует быстрое развитие финансового
сектора, основанного на частном капитале.

Несмотря на успешное экономическое
развитие, правительство и Банк Эстонии учитывают опасности, сопутствующие быстрому
экономическому росту, которые выражаются прежде всего в достаточно большом дефиците
текущих счетов и стремительном росте кредитных портфелей банков.

По первоначальным данным,
меры, предпринятые Банком Эстонии, оказывают позитивное влияние на поведение банков
в желаемом направлении.

При необходимости центральный
банк готов предпринять дополнительные шаги, в том числе повысить адекватную меру
капитала. По словам руководства Банка Эстонии, столпы эстонского успеха – это консервативная
бюджетная политика и построение стабильной экономической среды, основанной на здоровой
конкуренции и минимальном вмешательстве со стороны государства. Кроме того, важное
значение имеет строгая бюджетная и финансовая дисциплина.

2.3 Особенности
регулирования экономики в современных условиях

Насчет Швеции сейчас особенно
беспокоит экспертов сильное падение внутреннего спроса. Несмотря на то, что еще
осенью правительство Швеции осуществило масштабное снижение налогов, а Центробанк
понизил учетную ставку, падение растет быстрее. Как показала практика в виде кризиса,
дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской экономики,
по этому, вызывает беспокойство и быстрый рост безработицы, несмотря на принятые
правительством меры стимулирования занятости, предполагающие дополнительно направить
в текущем году примерно 1,3% ВВП на осуществление инфраструктурных проектов, уровень
безработицы в Швеции достигнет в будущем году, по расчетам экспертов банка SEB,
примерно 10,2%.

Но наиболее болезненным для
Швеции оказался удар, который глобальный кризис нанес по той части ее экономики,
которая ориентирована на экспорт и обеспечивает примерно половину всей производительности
шведского народного хозяйства. Слабый курс шведской кроны по отношению к евро и
доллару смог в некоторой степени компенсировать падение в четвертом квартале объема
заказов.

По поводу Италии в Еврокомиссии
ожидают, что в результате застоя экономики, государственный долг Италии, который
является самым высоким в Европе по сравнению с размером экономики, останется в районе
104% от ВВП до 2010 года и прогнозируют что рост экономики Италии будет нулевым
ввиду замедления роста мировой экономики из-за мирового финансового кризиса и давления
гоударственного долга, которые негативно повлияют на спрос в этой третьей по величине
экономике еврозоны.

Малый прирост экономики, неэффективная
сфера услуг, которая интенсивно приватизируется, неравное распределение благосостояния
между богатым Севером и бедным Югом, где безработица в 3 раза выше, сильная зависимость
от импорта энергоресурсов, в силу всего этого в Италии нынешний
кризис проявляется сильнее чем во многих других странах Западной Европы. Кризис
привел также к увеличению сектора теневой экономики, и на данный момент размеры
теневой экономики в Италии составляют от 20% до 25% от ВВП, а количество людей,
ищущих работу зашло за полтара миллиона.

Место крупнейшего экспортера
в мире, государственная поддержка и эффективное содействие малому и среднему предпринимательству,
в частности, ремесленному производству, система государственной поддержки национальной
экономики и экспорта, регулирование производства сельхозпродукции с помощью стимулирующих
методов и ограничений в производстве отдельных продуктов с целью стабилизации цен.
К сожалению все это не сильно спасает от кризиса, падение ВВП Германии установило
рекорд за предыдущие 40 лет причем оно снижается четвертый квартал подряд, что также
является беспрецедентным явлением. Также все больше и больше растет безработица.

В столкновении с кризисом
промышленное производство Эстонии довольно сильно упало, бюджет на 2009 год впервые
за последнее десятилетие, принят с дефицитом. По мнению экспертов Эстония может
вернуться к прежним темпам развития минимум через 5 лет. Очередное, третье по счету,
сокращение бюджета 2009 года ожидается осенью. Эксперты, бизнесмены и оппозиция
обвиняют государство «в снятии с себя социальных и экономических обязательств»
перед населением. По данным Европейской Комиссии, Эстония занимает последнее место
в ЕС по доле ВВП, выделяемой на поддержку социальной сферы.

Основываясь на описанной информации
а также макроэкономических данных в ПРИЛОЖЕНИИ 1,2,3,4 автор считает что лучше использовать
те принципы кейнсианства и монетаризма что не конфликтуют друг с другом, а по спорным
вопросам склонятся к вмешательству государства так как отдельно в обоих суждениях
есть изьяны. Также государству полезно:

1. Использовать денежно-кредитный инструментарий наподобие параметров
денежной массы, норм резервов, уровня процента, сроков кредита, ставок рефинансирования;

2. Влиять на развитие отдельных
отраслей и экономики осуществляется с помощью инструментов налоговой, кредитно-финансовой,
таможенной, инвестиционной, антимонопольной политики, а также политики в сфере занятости;

3. По необходимости проводить
решительные действия по либерализации цен и условий хозяйственной деятельности в
целом, поддерживать частное предпринимательство, привлекать иностранный капитал,
проводить жесткую финансово-кредитную политику в случае возможности получения сокращенных
расходов.

По мнению автора разумно не
пускать все на волю рынка а контролировать такие вещи как доходы, прибыли, использование
различными организациями капитала, рабочей силы, а также цены через законодательства,
активно вмешиватся и стимулировать промышленный и аграрный сектора, поддерживать
постоянный доступ к сырьевым и энергетическим ресурсам. Важно для роста экономики
и занятости населения поддерживать экспорт и улучшать общие условия для предпринимательской
деятельности в стране, в основе которой должна быть обеспечена свободная конкуренция,
удерживать примерное равновесие в росте занятости по стране. Ключ к обеспечению
большей занятости лежит в увеличении объёма инвестиций и в инновациях, создающих
перспективные рабочие места. Иначе говоря надо разгрузить предприятия и граждан
от излишней бюрократии и связанных с ней издержек, высвободив благодаря этому ресурсы
для инноваций и инвестиций, тем самым открыть перспективы в сфере занятости.

Полезно повышать конкурентоспособность
предприятий на глобализированных рынках за счёт налоговой реформы, наступательной
политики в области инноваций и экологии, более эффективного содействия малому и
среднему бизнесу.

Благодаря этому, вместе с
значительной ролью государства в оказании помощи предпринимателям и экспортёрам
можно добится стабильного роста экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы поставленная
цель была достигнута, задачи были выполнены.

Основные инструменты государственного
регулирования экономики можно разделить на административные и экономические. Административные
средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных
масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей
среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения. Они бывают
такие:

1.  Фискальная политика

2.  Денежная политика

3.  Политика регулирования доходов

4.  Социальная политика

5.  Государственное регулирование ценообразования

6.  Внешнеэкономическое государственное регулирование

Экономические
средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной
и бюджетной политики. Основные экономические средства это:

1.  Регулирование учетной ставки

2.  Установление и изменение размеров минимальных
резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке

3.  Операции государственных учреждений на
рынке ценных бумаг

В экономике Германии государству
отведены, главным образом, регулирующие функции, в интересах обеспечения свободы
конкуренции, устойчивости цен, высокой занятости, внешнеэкономической динамики и
сбалансированности. Государственное влияние на развитие отдельных отраслей и экономики
осуществляется с помощью инструментов налоговой, кредитно-финансовой, таможенной,
инвестиционной и антимонопольной политики, а также политики в сфере занятости. Правительство
ФРГ основное внимание уделяет росту экономики и занятости населения. Благодаря этому,
вместе с значительной ролью государства в оказании помощи предпринимателям и экспортёрам,
Германия прочно удерживает свои позиции среди ведущих стран в мировой экономике
будучи крупнейшим экспортером в мире

Италия — высокоразвитая индустриально-аграрная
страна, активно используящая денежно-кредитный инструментарий наподобие параметров
денежной массы, норм резервов, уровня процента, сроков кредита, ставок рефинансирования
и т. д. В целом экономическая политика Италии до сих пор находится под сильным влиянием
кейнсианской школы, несмотря на растущую в мире и внутри страны популярность неоклассических
концепций. У экономики Италии есть также большой государственный долг в 2008 он
составлял 105,8% от ВВП. Ежегодно Италию посещают свыше 30 млн иностранных туристов.
Обслуживание туристов превратилось в одну из важнейших отраслей экономики.

Существующая в Швеции экономическая
система обычно характеризуется как рыночный социализм. Основанный на этих принципах
шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической
эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Шведская разновидность
государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны
на кейнсианские принципы управления экономикой. Государство превратилось в Швеции
в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети
экономически активного населения.

Эстония представляет собой
развивающуюся страну с постиндустриальной рыночной экономикой, в которой сфера услуг
составляет 68,5 % ВВП. Одна из главных характеристик эстонской экономики — высокая
степень ее открытости. Политика реформ проводимая в Эстонии в целом отвечает классическому
набору рекомендаций монетаризма. За годы реформ в Эстонии произошла резкая переориентация
внешней торговли с рынков республик бывшего СССР на западные. Основной задачей Эстонии
является сохранение экономического роста, ограничение дефицита текущих счетов и
снижение инфляции..

По результатам иследований
разумно не пускать все на волю рынка а контролировать такие вещи как использование
различными организациями капитала, рабочей силы, а также цены через законодательства,
активно вмешиватся и стимулировать промышленный и аграрный сектора, поддерживать
постоянный доступ к сырьевым и энергетическим ресурсам. Важно для роста экономики
и занятости населения поддерживать экспорт и улучшать общие условия для предпринимательской
деятельности в стране, в основе которой должна быть обеспечена свободная конкуренция,
удерживать примерное равновесие в росте занятости по стране. Ключ к обеспечению
большей занятости лежит в увеличении объёма инвестиций и в инновациях, создающих
перспективные рабочие места. Иначе говоря надо разгрузить предприятия и граждан
от излишней бюрократии и связанных с ней издержек, высвободив благодаря этому ресурсы
для инноваций и инвестиций, тем самым открыть перспективы в сфере занятости.

Результаты работы можно использовать
всем.

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Апаз С.В. Государственное регулирование
экономики. «Питер», 2004.

2.  Васильев В.П. Государственное регулирование
экономики. «Дело и Сервис»., 2006.

3.  В. И. Кушлин Государственное регулирование
рыночной экономики «РАГС» 2005.

4.  Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева
Е. Б. Современный экономический словарь.
5-е изд., перераб. и доп. «ИНФРА-М», 2007.

5. 
Игорь Качалов,
Игорь Березин, Максим Мозговой, Александр Левитас, Евгений Буряков, Анатолий Дураков,
Евгений Ющук, Вадим Ширяев, Дмитрий Комендантов, Сергей Моисеев, Наталья Мандрова,
Игорь Манн, Томас Гэд и др. План «Б». Новые антикризисные стратегии «МАРКЕТИНГpro», 2009 г.

6. 
Долан С., Райх М. Глобальный кризис. За гранью
очевидного «Претекст», 2009 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ
1

 

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГЕРМАНИИ

Роль государства в экономике

Рис.3 Валовой внутренний продукт

Роль государства в экономике

Рис.4 Частное потребление

Роль государства в экономике

Рис.5Оборот розничной торговли

Роль государства в экономике

Рис.6 Оборот оптовой торговли

Источник:

Национальное Статистическое
бюро Германии

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ ЭСТОНИИ

Основные индикаторы экономического прогноза
2007-2012г.

Таблица 1

2007 2008 2009 2010 2011 2012
Основные экономические индикаторы
1. Реальный рост ВВП (%) 6,3 — 2,2 — 3,5 2,6 4,8 5,0
1a. ВВП в постоянных ценах (млрд. EEK) 163,6 159,9 154,3 158,2 165,8 174,1
2. Номинальный рост ВВП 16,5 6,3 0,8 5,6 8,3 8,6
2a. ВВП в текущих ценах (млрд. EEK) 238,9 254,1 256,1 270,6 293,0 318,3
2b. ВНП в текущих ценах (млрд. EEK) 220,9 234,6 242,7 256,5 277,6 301,4
4. Дефлятор ВВП (%) 9,6 8,8 4,4 3,0 3,3 3,4
5. Индекс потребительских цен (%) 6,6 10,4 4,1 2,8 3,0 3,2
6. Гармонизированный индекс потребительских
цен (%)
6,7 10,6 4,2 2,8 3,0 3,2
7. Занятость (от 15 лет до пенсионного
возраста, тысяч)
655,4 653,4 631,5 627,1 628,4 628,4
8. Рост занятости (%) 1,4 — 0,3 — 3,4 — 0,7 0,2 0,0
9. Реальный рост производительности
труда (%)
4,9 — 2,0 — 0,2 3,3 4,6 5,0
10. Процент безработицы 4,7 5,3 8,6 9,3 9,0 8,8
11. Средняя заработная плата (крон) 11 336 13 012 13 549 14 199 15 335 16 608
12. Реальный рост заработной платы (%) 13,1 3,9 0,0 1,9 4,9 4,9
12a. Номинальный рост заработной платы
(%)
20,5 14,8 4,1 4,8 8,0 8,3
13. Инвестиции вместе с запасами (%
ВВП)
37,9 31,8 28,1 28,5 28,3 27,9
14. Внутренние сбережения (% ВВП) (%) 19,8 19,7 20,8 21,4 21,4 21,2
15. Текущий платежный баланс (% ВВП) — 18,1 — 12,1 — 7,2 — 7,1 — 6,9 — 6,7
16. Внешний долг (% ВВП) — 16,9 — 10,5 — 5,1 — 5,0 — 4,7 — 4,7
Источники роста
17. Частные потребительские расходы
(%)
7,8 — 2,0 — 2,4 2,0 5,0 5,4
18. Конечные потребительские расходы
правительственного сектора (%)
3,9 2,5 — 2,2 1,3 1,4 2,2
19. Совокупные инвестиции в основные
средства (%)
4,8 — 6,4 — 12,9 5,1 4,8 4,9
20. Изменение запасов (% ВВП) 5,4 3,4 3,4 3,5 3,6 3,5
21. Внутренний спрос (%) 7,5 — 4,6 — 5,3 2,7 4,3 4,7
22. Экспорт товаров и услуг (%) 0,0 — 1,2 0,0 3,1 5,7 5,8
23. Импорт товаров и услуг (%) 4,2 — 5,7 — 2,8 3,2 5,0 5,3
Вклад в рост ВВП
24. Внутренний спрос (без запасов) (%) 6,6 — 2,7 — 5,3 2,7 4,3 4,7
25. Изменение запасов (% ВВП) 1,7 — 2,3 — 0,3 0,1 0,2 0,2
Продолжение таблицы 1
26. Баланс товаров и услуг (%) — 3,9 4,0 2,2 — 0,2 0,3 0,2
Рост добавленной стоимости
27. Сельское хозяйство (%) — 10,4 1,3 — 1,8 1,5 2,2 2,2
28. Промышленность
(%)
8,0 — 1,4 — 1,7 3,0 5,0 5,2
29. Строительство (%) 10,0 0,2 — 12,6 2,8 4,8 5,0
30. Услуги (%) 6,2 — 2,0 — 3,3 2,4 4,8 5,1

Источник: Министерство финансов, Департамент статистики Эстонии

Таблица 2 Прогноз доходов государственного
бюджета в 2009 году

Программа конвергенции Законопроект гос. бюджета Разница
Налоги и платежи по социальному
страхованию
72 177,7 77 147,5 — 4 969,8
 в том числе подоходный налог с
физических лиц
3 020,0 3 680,0 — 660,0
подоходный налог с юридических лиц 3 710,0 4 140,0 — 430,0
социальный налог 32 340,0 34 710,0 — 2 370,0
налог с оборота 21 715,1 22 920,0 — 1 204,9
акцизы 10 565,5 10 350,6 — 214,9
Неналоговые доходы 20 696,1 20 696,1 0,0
в том числе продажа товаров и услуг 2 056,1 2 056,1 0,0
 доходы от имущества 2 652,8 2 652,8 0,0
 субсидии 13 665,2 13 665,2 0,0
ВСЕГО ДОХОДОВ 97 843,6 92 873,7 — 4 969,8

Источник: Министерство финансов.

Таблица 3

Долговое бремя правительственного сектора в 2007-2012 гг. (%
ВВП)

2007 2008 2009 2010 2011 2012
1. Долг, всего 3,5 3,7 3,7 3,5 3,0 2,8
2. Изменение долгового бремени — 0,8 0,2 0,0 — 0,2 — 0,5 — 0,2
Вклад в изменение долгового бремени
3. Первичное сальдо (-) 2,9 — 1,7 — 1,8 — 1,7 — 2,0 — 2,2
4. Процентные выплаты 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
5. Прочие факторы, влияющие на долг
(SFA)
2,5 — 1,6 — 1,9 — 1,9 — 2,5 — 2,3
5.1. из которых чистого возникновения
финансовых активов
3,0 — 1,1 — 1,4 — 1,4 — 2,0 — 1,8
5.2. поправки — 0,5 — 0,5 — 0,5 — 0,5 — 0,5 — 0,5
6. Вклад рост ВВП — 0,6 — 0,2 0,0 — 0,2 — 0,2 — 0,2
Процентная ставка по долгу правительственного
сектора
4,9 5,0 5,2 5,2 5,2 4,8

Источник:
Министерство финансов, Департамент статистики Эстонии

ПРИЛОЖЕНИЕ
3

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ ИТАЛИИ

Таблица 4

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011
ВВП (в постоянных ценах,) млрд EUR 1284 1284 1281 1285 1295
Рост ВВП (в постоянных ценах,) 1,457% — 0,06% — 0,24% 0,34% 0,80%
ВВП (в текущих ценах,) млрд EUR 1535 1574 1602 1639 1685
ВВП (в текущих ценах,) млрд USD 2104 2399 2407 2474 2554
Дефлятор ВВП, * 11951 122617 125069 127571 130122
ВВП на душу населения (в постоянных
ценах,) EUR
21821 21648 21444 21371 21403
ВВП на душу населения (в текущих ценах,)EUR 26079 26544 26820 27264 27851
ВВП на душу населения (в текущих ценах,)
USD
35745 40449 40297 41148 42203
Результат дефицита в процентах от ВВП
Потенциальная
0,172% — 0,63% — 1,57% — 2,31% — 3,11%
ВВП Доля от общемирового производства
(НПП)
2,76% 2,68% 2,61% 2,53% 2,46%
Инвестиции (в % от ВВП) 21,49% 21,93% 21,79% 21,51% 21,49%
Валовая национальная Экономия (% от
ВВП)
18,98% 19,15% 19,403% 19,80% 19,92%
Инфляция, Средние потребительские цены
*
117687 121746 124034 126515 129045
Инфляция (Средние потребительские цены
изменения в % )
2,04% 3,45% 1,88% 2% 2%
Инфляция на конец года * 117176 122601 124525 127015 129555
Инфляция (на конец года Изменение в%) 1,84% 4,63% 1,57% 2% 2%
Уровень безработицы (в% от рабочей силы) 6,15% 6,70% 6,60% 6,90% Нет информации
Занятость (млн,) 23,207 23,502 23,692 23,692 23,692
Население (млн,) 58,88 59,315 59,737 60,143 60,534
Общий баланс правительства EUR Млрд — 24,24 — 40,545 — 45,87 Нет информации Нет информации
Общий баланс правительства (% от ВВП) — 1,58% — 2,58% — 2,86% Нет информации Нет информации
Общие правительство структурный баланс
Млрд,
— 27,057 — 36,933 — 34,44 Нет информации Нет информации

· 
Примечание: базовое
значение индикаторов 2000 год = 100

Источник:
The Organization for Economic Cooperation and Development, the World Bank, the Penn
World Tables

ПРИЛОЖЕНИЕ
4

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ ШВЕЦИИ

Таблица 5

Значение Изменение по сравнению с предыдущим периодом Изменение по сравнению с соответствующим периодом
предыдущего года
Период
Национальные счета, ВВП, в ценах базисного
года 2000
646 979 — 0,9 % — 6,5 % 1 квартал 2009
Национальные счета, ВВП на душу населения 342,4 (1000 SEK) Год 2008
Оборот розничной торговли 118,7 *
3,5 % 5,0 % Апрель 2009
Импорт товаров 72,5 (Млрд. SEK) — 27,7 % Апрель 2009
Экспорт товаров 80,9 (Млрд.SEK) — 26,9 % Апрель 2009
Население 9 269 986 (Количество
человек)
0,07 % 0.80% 31 Марта, 2009
Безработные 403 (Тыс.) 37,7 % Апрель 2009
Занятые 4460 (Тыс.) — 2,5 % Апрель 2009
Уровень безработицы 8,3 (В процентах) 2,3% Апрель 2009
http://74.125.77.132/translate_c?hl=ru&sl=auto&tl=ru&u=http://www.scb.se/Pages/Product____33492.aspx&prev=hp&rurl=translate.google.ru&usg=ALkJrhiri4aIWo450ibiuJtJQljIdD2ELg Ежемесячная зарплата служащих
частного сектора
32 100
(Крона) 0,5 % 3,1 % Март 2009
Почасовую заработную плату для работников частного сектора 135,90 (Крона) — 0,2 % 2,0 % Март 2009
Индекс промышленного производства 86 * — 2,8 % — 22,9 % Март 2009
Индекс экспортных цен 115,9 * — 1.6% 5,9 % Апрель 2009
Согласованный Индекс потребительских цен 108,35 * 0,3% 1,8 % Апрель 2009
Чистый индекс цен 251,80 * 0,2% — 0,5 % Апрель 2009
Индекс цен на внутреннем рынке 115,6* — 0.7% 0,5 % Апрель 2009
Индекс цен производителей 116* — 0.9% 3,2 % Апрель 2009
Индекс активности 97,45 * — 1,22 % — 10,55 % Март 2009

*Примечание: базовое значение
индикаторов 2005 год = 100. Источник: Статистическое управление
Швеции

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий