Сикхизм

Дата: 21.05.2016

		

Реферат по географии на тему:
“Сикхизм”

Автор: ученица 10“Б” класса

лицея №486
Зайцева Елена

Преподаватель: Шутько Л.М.

Санкт — Петербург

2002г.

План.

1.Вступление

2.Исторические условия зарождения сикхизма

3.Основатель сикхизма

4.Сущность верований сикхов

5.Святыни сикхов

6.Хальса

7.Сикхские праздники

8.Секты в сикхизме

9.Реформация в сикхизме

10.Заключение

В специальном металлическом сосуде старейшины общины готовят
амриту — воду для священного обряда. Под пение гимнов они
обоюдоострым кинжалом размешивают в ней тростниковый сахар. В
трапезной храма уже готова еда — пахаль: паста из муки, масла и
сахара, замешанных на воде. Теперь посвящаемые должны отпить
сладковатой воды и съесть пахаль, поданный на общем блюде. Вот и
всё. Отныне они никогда не будут стричь волосы, брить бороду и
усы. При них всегда будут кинжал, железный браслет на правой руке
и гребень в волосах; непременной деталью их одежды станут
короткие кожаные шаровары. Отныне к имени каждого из них
прибавится титул «сингх», что означает «лев». А себя они будут
называть сикхами — «учениками». Чьими учениками? и что за гимны
исполняют старейшины? Что вообще означает этот обряд? Об этом и
будет рассказано далее.

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ СИКХИЗМА

Тревожным и смутным был для Индии XV век. Делийский султанат —
одно из крупнейших азиатских государств средневековья — в этом
столетии поистине не знал покоя. Менялись династии, новые
правители приходили один за другим, уничтожая своих
предшественников и всё, что было связано с их памятью. Не
случайно XV век учёные называют «глухим столетием» индийской
истории: слишком мало дошло до нас документов (хроник, биографий
мусульманских правителей), созданных в Индии именно в этот
период. В 1451 г. на смену четырём тюркским династиям, правившим
в Дели с начала XIII в., пришла афганская династия Лоди. Но и ей
суждено было продержаться немногим более полувека.
Не было покоя и в духовной жизни. Индуизм — религия,
исповедуемая большинством населения Индии, переживал очень
сложный этап своей истории. В его рамках возникло
религиозно-реформаторское движение бхакти, основанное на любви к
Богу, доходящей до экстаза; особое распространение оно получило
на севере страны. Последователи этого движения — бхакты — не
признавали никаких посредников при общении с Богом, отрицали роль
брахманов — высшей индуистской касты, отвергали обряды и
церемонии индуизма.
Официальной религией Индии, религией двора делийского султана,
в то время был ислам. Уже в конце I тыс. н. э. Северная Индия
получила представление об одном из «опальных» направлений в
исламе — суфише. Изгнанные из Ирана и других стран мусульманского
мира, суфийские проповедники находили пристанище в Уче и Мултане
(paйоны на северо-западе Индостана). Там в XI-XII вв. даже
существовали суфийские государства. Постепенно суфии продвигались
дальше на восток, вплоть до Дели (впрочем, делийские султаны их
тоже не жаловали). Суфии полагали, что конечная цель человека —
общение и слияние с Богом, и достичь этого можно, если отречься
от мира, вести аскетический образ жизни, погружаться в
размышления о божестве, петь молитвы, повторяя в них имя Бога.
Они считали необходимым самоотречение под руководством духовных
наставников — шейхов. Бедность в суфизме расценивалась как один
из праведных путей в противовес богатству и роскоши. Дервиши
(члены суфийских орденов, которых на территории Индии
насчитывалось более десятка) проповедовали те же идеи, что и
бхакты, — они говорили о необходимости всеобщей любви и братства
между людьми разного происхождения и достатка, что, конечно же,
находило отклик в кастовом индийском обществе.
Таковы были условия, предшествовавшие возникновению на северо-
западе Индии нового религиозного течения — сикхизма, вобравшего
многие черты как бхакти, так и суфизма.
Оформилось оно в Пенджабе ( от перс. «пандж аб» — «пять рек»
или «пятиречье») — так называется область, по которой протекают
пять великих притоков Инда: Джелам, Чинаб, Рави, Биас и Сатледж;
и это произошло не случайно. Пенджабу в истории Индии издавна
отводилась особая роль: эта территория, находящаяся на стыке
Южной Азии и Среднего Востока, в силу своего географического
положения постоянно подвергалась бесчисленным вторжениям и
нашествиям. Чужеземцы не могли проникнуть в Индию с севера и
северо-востока, где неприступной стеной возвышались великие
Гималаи, а с востока дорогу преграждали гряды не таких высоких,
но тоже труднопроходимых гор. Индийский океан, омывающий Индию с
юга, юго-зaпадa и юго-востока, также оставлял мало надежд
завоевателям. Немногие решались пересекать раскалённую пустыню
Тар на западе. Желающим попасть в страну сказочных богатств
оставался единственный путь — через северо-западный «угол» Индии,
северную часть равнины великого Инда, образованную его притоками.
Поэтому и люди, которые жили здесь, были особенными. Они умели
обращаться с оружием; когда возникала нужда, сражались с врагами
и побеждали их, а после расправы с очередными захватчиками вновь
становились крестьянами, мирно трудясь на своих полях.
В конце II — начале I тыс. до н. э. с северо-запада в Индию
пришли арии. Жители Пенджаба первыми познакомились также с
саками, кушанами и другими выходцами из стран Ближнего и Среднего
Востока. Позднее через Пенджаб проходили жестокие эфталиты (белые
гунны). С VII в. н. э. началось проникновение мусульман в Южную
Азию, и Пенджаб вновь выступил в роли своеобразного «буфера»,
теперь уже между двумя крупнейшими религиями Востока — индуизмом
и исламом. Именно эта область Индии первой приобщилась не только
к ортодоксальному исламу, но и ко многим его «ересям». К
середине XV в. Пенджаб представлял собой бурлящий котёл идей, в
разные времена принесённых сюда различными людьми. Вот на этом
фоне и возникает здесь новое религиозное течение. Основы его были
заложены человеком по имени Гуру Нанак. Последователи Гуру Нанака
стали называть себя сикхами — «учениками», а религия, основанная
им, получила название «сикхизм».

ОСНОВАТЕЛЬ СИКХИЗМА

Гуру Нанак родился в апреле 1469 г. в деревушке Раи Бхои ди
Талванди на западе Пенджаба. Нанак рос и воспитывался в
индуистской семье и с раннего детства заметно выделялся среди
своих сверстников. С момента его рождения в округе ходили слухи
об исключительности мальчика, о его врождённой мудрости.
Рассказывали, что, когда Нанаку исполнилось семь лет, его отвели
к учителю-пандиту, чтобы научить читать и писать, и он на
удивление быстро освоил пенджабскую грамоту. Тогда мальчик был
отправлен в мусульманскую школу медресе, чтобы изучить персидский
язык (в то время государственный язык Индии); благодаря этому он
со временем смог бы занять место своего отца — учётчика земли в
деревне. Обучение тонкостям сложнейшего персидского языка прошло
у Нанака очень легко, и учёба в медресе также завершилась в
считанные месяцы.
Когда Нанаку исполнилось девять лет, он должен был пройти
индуистский обряд, дающий право носить священный шнур (привилегия
высших каст в индуизме). Но, к удивлению и ужасу родных, в
кульминационный момент этой необычайно торжественной церемонии
мальчик отказался от шнура, заявив, что преданность Богу
заключается в глубокой внутренней вере, а шнур здесь ни при чём.
Позже эта идея ляжет в основу его учения.
В детстве друзьями Нанака были дети из бедных семей, причём
кaк индуисты (в основном низших каст), так и мусульмане. В
юношеские годы он много общался с аскетами-индуистами и
мусульманскими дервишами, жившими в лесах неподалёку от деревни,
вёл с ними долгие религиознофилософские беседы, пытаясь постичь
их образ мысли и жизни. Легенды рассказывают о том, что у Нанака
был чрезвычайно красивый и мелодичный голос; он нередко впадал в
транс и исполнял гимны и тут же сочинённые им песни, посвящённые
некоему божеству, пронизанные идеей страстной любви к Всевышнему.
Несколько лет Нанак пробыл на службе у правителя Даулат-хана
Лоди в Лахоре, столице Пенджаба. Однажды утром, как гласит
предание, он совершал своё обычное омовение в ближайшей реке. На
глазах у многих людей он нырнул, но так и не показался вновь на
поверхности воды; и лишь спустя три дня, когда все считали его
погибшим, он появился в городе. Но, как рассказывает легенда, это
был уже совершенно другой человек. Его глаза излучали
таинственный свет, над головой мерцал нимб, от всей фигуры
исходило божественное сияние, и он хранил молчание. Когда же
через несколько дней он заговорил, то прежде всего сказал: «Нет
индусов и нет мусульман», а спустя немного времени произнёс:
«Человек должен трудиться и делиться плодами своего труда с
другими людьми». Таковы были основополагающие идеи сикхизма,
высказанные теперь уже Гуру Нанаком, посланником Бога.
После чудесного воскресения Гуру Нанак покинул службу при дворе
Даулат-хана и отправился странствовать. Он побывал почти во всех
наиболее важных местах, священных для индуистов, мусульман и
буддистов. Гуру посетил Курукшетру и Панипат, Айодхью и Варанаси,
Хардвар и Аллахабад, а также многие другие места, где, согласно
преданию, разворачивались события великих индийских эпосов
«Махабхарата» и «Рамаяна», места, где и сегодня в дни индуистских
праздников собираются десятки и сотни тысяч паломников. Он
побывал в Бодх-Гае — месте просветления Будды, совершил
путешествие в Мекку и Медину, к главным мусульманским святыням.
Об этих его странствиях повествует множество легенд, в которых
трудно отделить вымысел от правды.
Существует, например, рассказ о том, как в Мекке сторож
обнаружил Нанака спящим в мечети; к тому же он лёг ногами к
мусульманской святыне Каабе. Растолкав его, сторож закричал: «Как
смеешь ты спать, расположившись не головой к Богу, а ногами». Но
Гуру Нанак спокойно сказал ему: «Добрый человек, тогда покажи мне
ту сторону, где нет Бога», и мусульманин не нашёлся, что
ответить.
Из Мекки Гуру Нанак отправился в Медину, по пути беседуя с
паломниками, рассказывая им о своём учении и расспрашивая об их
собственных духовных воззрениях. Обратный путь, как гласят
легенды, лежал через Багдад, Кабул, Пешавар, Мултан, Сайидпур
(ныне город Эминабад в Пакистане).
В странствиях прошло почти 30 лет; во многих местах Индии и за
её пределами у Гуру появилось большое количество последователей и
почитателей, желавших посетить своего Учителя. И в жизни Гуру
Нанака, которому к этому времени исполнилось 50 лет, началась
новая страница, связанная с созданием общины сикхов его учеников.
На правом берегу реки Рави великого притока Инда, на участке
земли, подаренном Нанаку богатым торговцем, принявшим его веру,
он основывает город Картарпур («крепость Всевышнего») и резко
меняет свой образ жизни. Вместо одежд паломника Гуру Нанак
облачается в одежду простого пенджабского крестьянина и вместе с
женой и сыновьями трудится на своей земле. Этим же занимаются
поклонники и последователи Гуру, которые называют себя сикхами.
Все общинники делятся друг с другом плодами своего Труда. В
общине существует общая трапезная — гуру-ди-лангар (в буквальном
переводе — «кухня гуру»), в которую приглашают любого гостя вне
зависимости от его социального статуса или касты — неслыханное
поведение для индуистов, по представлениям которых даже тень
человека из более низкой касты, упавшая на пищу или воду, может
осквернить её. Такие общие трапезные сохранились у сикхов и
поныне. Они есть и в маленьких деревенских общинах, и при главных
сикхских святынях. Там не готовят изысканных блюд, но пресными
лепёшками (чапати) и острейшей гороховой похлёбкой (дал) накормят
любого — сикха и иноверца, земляка и странника-чужеземца.
После смерти Нанака проповедь его учения продолжили ещё девять
гуру, последним из которых в конце XVII — начале XVIII вв. был
Говинд Сингх. По традиции все они считаются десятью воплощениями
одного и того же Гуру, проповедовавшего единое учение, — как
огонь, передающийся от одного факела к другому, как свечи,
зажигающиеся одна от другой.

СУЩНОСТЬ ВЕРОВАНИй СИКХОВ

На протяжении всей жизни общаясь с индуистскими и
мусульманскими проповедниками, Гуру Нанак создаёт своё учение —
сикхизм.
Первая мантра (молитвенная формула или зaклинание), именуемая
«Мул Мантра», с которой начинается священная книга сикхов «Ади
Грантх», выглядит следующим образом (она написана на пенджаби):

Звучит она так: «Om sati namu karata puruku nirabau niravairu
akal murati ajuni saiba gur prasadi».
В переводе это означает: «Бог един и вечен. Он содержится во
всём, и в то же время Он — творец всего сущего. Он лишён страха и
враждебности. Он существует вне времени. Он вне рождения и
смерти. Он познаётся милостью Гуру».
В этом кратком изречении изложена суть учения Нанака.
Итак, сикхизм — религия, отвергающая многобожие индуизма,
признающая существование одного божества. Одно из наименований
Бога у Нанака — Эк (Единственный, Единый, Один). В то же время
понятие о Боге в сикхизме сильно отличается от существующего,
например, в исламе. Сикхский Бог не имеет внешности, и в то же
время Он существует во всём и повсюду. Индуистские боги Брахма,
Вишну и Шива, а также мусульманский Аллах — все они сливаются в
Боге. У Него нет собственного имени. Сикхи обращаются к Нему,
используя и индуистские, и мусульманские имена: Хари (это имя
встречается наиболее часто), Гопал, Рам, Парамешвар, Аллах, Сахиб
и т. д.
Бог определяется понятиями ниргун «лишённый качеств» и сагун
(«на- делённый качествами», «имеющий качества» ). Главное Его
состояние — ниргун; это сущность, лишённая каких бы то ни было
черт. Но, для того чтобы человек мог познать Его, Бог по своей
воле переходит в состояние сагуна (что совершенно не связано с
приобретением видимого облика, Он всегда невидим и проявляется
через свои деяния). К божеству в состоянии сагуна и взывает
человек, общаясь с Всевышним во время медитации, при пении
гимнов.
В сикхизме Бог воплощает в себе Создателя, Хранителя и
Разрушителя (качества, присущие индуистским богам Брахме, Вишну и
Шиве), Он всемогущ и всеведущ. Мир, созданный Им, изменчив и
невечен, в то время как сам Бог вечен. Он существует в прошлом,
настоящем и будущем сам по себе; к Нему применимы такие эпитеты,
как «анади» ( «без начала» ), «акал» ( «существующий вне времени»
), «аджуни» ( «нерождённый» ) и «амар» ( «бессмертный» ). При
встрече сикхи даже приветствуют друг друга словами: «Сат сри
акал», что означает: «Истинный бессмертен».
Бог — вне цепи перерождений, вне смерти, и поэтому у Него не
существует зримых воплощений, как у индуистских богов; Он никогда
не принимает видимого облика. Его невозможно описать, Он
непостижим, непознаваем и невидим, Он необъясним с помощью
произнесённого или написанного слова. в книге «Гуру Нанак»
приводится такой гимн:

Тысячи глаз являются твоими глазами,
Но ты не имеешь ни одного.
Тысячи ликов — твои лики,
Но ты не имеешь своего.

Тысячи стоп являются твоими,
Но ты не имеешь ни одной.
Тысячи носов — твои,
Но ты не имеешь носа.
(Перевод К. Ашрафян)

в сикхизме существует представление о бесконечной цепи
рождений человека в соответствии с его заслугам или проступками,
совершёнными в жизни. Есть подобные положения и в буддизме, и в
индуизме. Но в сикхизме эта цепь не столь длинна и безнадёжна, и
прервать её (т. е. получить полное духовное и материальное
освобождение, а значит, максимально приблизиться к божеству)
вполне возможно для каждого верующего сикха. Постижение божества
— вот основная цель и стремление каждого верующего. А полное
постижение — это не что иное, как абсолютное погружение в Бога,
растворение в Нём, означающее прерывание цепи рождений. Бог
должен быть в сердце человека, и это главное. Так учил Нанак.
Как же постичь Бога в сикхизме? Во-первых, необходимо познать
мистическое Слово («шабд»). Медитируя, размышляя о божественной
сущности, человек может услышать зачаровывающую «беззвучную»
музыку («анахад шабд»), которая и является откровением.
Во-вторых, необходимо постоянно повторять в молитвах Имя
(«нам»). Для обозначения Бога у сикхов существуют разные имена,
но все они несущественны. Имя — это божественная сущность,
которая определяется с помощью понятий «сат» — «истинный», «сач»
— «истина». «Сати нам» («Его Имя – Истина») — одно из основных
понятий в сикхизме.
Ещё одно важнейшее понятие Гуру (Божественный Наставник),
являющийся проводником высшей Истины. В учении Нанака это понятие
используется в различных смыслах: в одних случаях Гуру
ассоциируется с Богом, в других — чётко прослеживается различие
между Богом и Гуру (когда в роли Гуру выступает голос Бога, с
помощью которого Бог сообщает истину человеку). Существует и
такое толкование Гуру: это Слово, Божественная Истина. Но
наиболее понятным и для индуистов, и для мусульман-суфиев было
восприятие гуру как духовного наставника, открывающего своим
ученикам путь к спасению. В одном из сикхских гимнов говорится:

Те, кто пpиoбщились к мудрости Гуру,
Чисты сердцем и речь их чиста.
…………………………………….
Без Гуру, поучающего нас,
Мы блуждали бы в потёмках.
Слово Гуру — это свет.
Свет его слова ведёт к истине.

Всё сущее определяется понятием Хукам (Божественный Порядок,
Указание, Воля), которое относится не только к физическому миру,
но и к понятию кармы (т. е. закона причин и следствий). Сикхи
верят в предопределённость судьбы, жизненного пути человека,
который обусловливается тем, что он делает в настоящей жизни, и
тем, что он делал в своих предьщущих воплощениях. Каждый человек
должен жить в соответствии с тем, что ему предначертано свыше, т.
е. выполнять свою дхарму (долг). Таким долгом Нанак считал
активную жизнь, заполненную трудом, исполнение дхармы
домохозяина.
Постижение Бога и соединение с Ним возможны для каждого
человека, следующего путём любви, веры, преданности Богу и
размышляющего о Его деяниях. Человек должен избавляться от своих
пороков. Их пять — гнев, гордыня, алчность, страсть,
привязанность к земным благам.

Там, где есть «я»,
Там Бога нет.
Там, где есть Бог,
«Я» — там нет.

При этом служение Богу ни в коей мере не подразумевает отход от
мирских дел, отшельничество или аскетизм. Жизнь Нанака — тому
пример. Размышляя о Боге, познавая Его через медитацию и
исполнение гимнов, Нанак приходит к осознанию необходимости
физического труда. И в последние десятилетия своей жизни Нанак
вместе с учениками обрабатывает земли, принадлежащие общине,
следуя некогда провозглашённой им заповеди: «Человек должен
трудиться и делиться плодами своего труда с другими людьми».
Неотступное следование этим принципам должно привести в конце
концов к прерыванию цепи рождений и слиянию с божеством. Каждый
последователь этого учения может общаться с Богом напрямую, без
посредников, поэтому в сикхизме нет священнослужителей.
Вызовом индуизму является важнейшая идея учения Нанака —
равенство всех людей перед Богом, отрицание каст и кастовой
системы. При Нанаке была введена особая форма богослужения —
сангат, предполагавшая совместное присутствие сикхов (независимо
от касты) на проповеди гуру, совместное исполнение гимнов.
Несколько позже, при третьем Гуру Амар Дасе — стали проводиться
совместные трапезы — пангат (дословно это означает «линия»,
«ряд», на которых присутствовали и, сидя в ряд, передавали из рук
в руки чашу с водой все члены общины — также независимо от касты
и положения в обществе. Именно поэтому и сегодня при вступлении
новых членов в сикхскую общину посвящаемые должны отпить амриты
(«напитка бессмертных») из общей чаши и отведать пахаль. А
кинжал, которым размешивается вода, — символ культа оружия,
существующего у воинственных сикхов. Поэтому он непременно
присутствует в ритуале посвящения.

СВЯТЫНИ СИКХОВ

При пятом Гуру — Арджуне (1581-1606 гг.) — была составлена
священная книга сикхов «Ади Грантх» («Изначальная Книга»). Она
также носит названия «Гуру Грантх» — КнигаГуру», «Грантх Сахиб» —
«Книга-Господин». В неё вошли гимны сначала пяти первых, а
впоследствии и остальных гуру наряду с гимнами многих бхактов и
суфиев. Написанная на пенджаби и содержащая вставки на языках
других народов Индии, эта книга хранится в «3олотом храме» —
главной сикхской святыне в индийском городе Амритсаре, а копии её
во всех сикхских храмах.
Со второй половины XVI в. и особенно в XVII в. усилилось
противостояние пенджабского крестьянства (в первую очередь
сикхов) и мусульманских правителей Индии. На рубеже XVII — XVIII
вв. оно вылилось в крупнейшее антимусульманское движение в
Пенджабе под знаменем сикхизма. Тогда же десятый Гуру Говинд
Сингх — внёс ряд изменений в учение сикхизма и организацию
общины. В 1699 г. было провозглашено, что высшая духовная и
светская власть переходит из рук гуру к хальсе («ордену чистых»)
— собранию вооружённых общинников, наиболее преданных вере,
готовых в любую минуту погибнуть за общину сикхов. Тогда же было
решено прервать линию живых гуру; Гуру Говинд Сингх решил не
назначать себе преемника и стал последним сикхским Гуру, а
одновременно и членом хальсы, таким же, как все. Именно тогда
«Ади Грантх» бьта канонизирована (объявлена святыней) и стала
предметом поклонения в храмах. Отныне в роли Гуру стал выступать
мистический союз «Ади Грантх» и хальсы. Решения собрания сикхов
«в присутствии» «Ади Грантх» аналогичны решениям Гуру и потому
священны. Так прекратилась линия гуру, основанная Гуру Нанаком.
Для того чтобы решения собрания имели силу, достаточно
присутствия на нём пяти человек, но особую роль у сикхов играет
сарбат хальса — собрание всех членов общины. Решения такого
собрания ещё важнее. Огромным авторитетом у сикхов пользуются те,
кого правильнее всего было бы назвать служителями храмов. Это
«пятёрки» наиболее влиятельных членов хальсы, которые назначаются
и могут быть смещены собранием общинников. Особую роль здесь
играет «пятёрка» «Золотого храма», а также пять старейшин пяти
важнейших храмов (включая «Золотой храм»). Эта цифра не случайна:
5 — священное число у сикхов.
«Золотой храм» расположен на берегу водоёма, также считающегося
священным. Сикхи сначала называли свои храмы дхар.масалами, а
затем гурудварами. Второе название сохранилось до сегодняшнего
дня и означает «врата гуру». Как и у любой гурудвары, у «Золотого
храма» имеются четыре входа (по числу варн — сословий), что
означает открытость сикхской веры для людей всех каст.
Центральное место в этом очень ярком, изобилующем позолотой
сооружении принадлежит «Ади Грантх». Собственно, ради церемоний,
связанных с этой огромной книгой и очень похожих на поклонение
индуистским божествам, и сооружаются гурудвары.
Изо дня в день, из года в год, из века в век каждое утро в
«Золотом храме» торжественно и с большими почестями выносят
«Книгу-Гуру», помещают её на специальном ложе, где она и
находится в течение дня, а вечером закрывают и не менее
торжественно уносят «на отдых». «Ади Грантх»- это Книга-Господин,
и отношение к ней соответствующее: при наступлении дневного зноя
специально приставленные сикхи обмахивают её опахалами. В
«3олотом храме» и некоторых других крупных гурудварах постоянно
читают из этой книги, а в остальных храмах подобный обряд
проводится в наиболее торжественных случаях. «Ади Грантх»
используется также и для гадания. Сикхи не читают свою священную
книгу сами в отличие от христиан и иудеев, читающих Священное
Писание. Они приходят в гурудвары для того, чтобы послушать
чтение «Ади Грантх», взглянуть на неё и приобщиться к откровению
Всевышнего, которое даётся милостью Гуру.

ХАЛЬСА

История Пенджаба в конце XVII — начале ХУШ вв. неразрывно
связана с именем десятого Гуру сикхов Говинда сингха. В то время
жестокий и фанатичный правитель династии Великих Моголов
Аурангзеб пытался прибрать к рукам непокорный Пенджаб, а его
население заставить служить правителям Индии. Воины Аурангзеба
получили приказ уничтожать сикхов. Девятый Гуру Тег Бахадур был
заживо распилен пилой в Дели.
С запада Пенджабу угрожали воинственные афганцы, да и местные
феодалы-землевладельцы всячески стремились подчинить
вольнолюбивых сикхов.
Всё это видел и сознавал Гуру Говинд Сингх. Он решил укрепить
сикхскую общину, сделать её способной противостоять врагам.
В 1699 г. во время весеннего праздника он собрал всю общину в
маленьком городке Анандпур. Сикхи пришли на площадь послушать
своего Гуру. Говинд Сингх вышел из шатра, окинул взором тысячи
собравшихся и спросил:
— Найдётся ли среди вас тот, кто готов отдать жизнь за веру?
Из толпы тут же вышел сикх и вслед за Говиндом вошёл в шатёр. И
тут… Толпа застьта в ужасе. Из-под полога шатра хлынула кровь.
Спустя мгновение появился Гуру Говинд, держа в руке окровавленный
меч. Он вновь спросил:
— Найдётся ли среди вас тот, кто готов отдать жизнь за веру?
Вышел ещё один сикх. Его тоже увели в шатёр. Снова хлынула
кровь. Люди в ужасе и недоумении отпрянули и застыли, когда Гуру
снова появился перед ними с окровавленным мечом и опять повторил
тот же вопрос. Толпа начала роптать и поредела. Но нашёлся ещё
один смельчак, а за ним ещё двое последовали его примеру. Новые
потоки крови привели людей в ужас. А когда смятение достигло
предела, из шатра вышли Говинд Сингх и… пятеро живых и здоровых
сикхов.
Только тут люди поняли: Гуру испытывал их, чтобы отобрать самых
бесстрашных и преданных вере. Убиты же были козы, приведённые в
шатёр заранее. Это их кровь разливалась вокруг. Говинд Сингх
объявил, что отныне тятеро любимых («панч пиаре», выходцы из
разных каст, составят основу его «боевой дружины» — хальсы
(«ордена чистых»), и приказал принести чашу с водой. Мечом он
размешал в ней сок сахарного тростника, а затем дал отпить из
чаши всем пятерым и сам принял чашу из их рук. Гуру объявил, что
таким отныне будет обряд посвящения в хальсу — святое боевое
содружество сикхов, наиболее смелых и преданных вере.
Праздник продолжался. В те дни тысячи сикхов прошли обряд
посвящения и стали истинными воинами. Что же касается пятерых
избранных, то любая сикхская процессия и в наши дни напоминает об
этих смельчаках: в каждом праздничном шествии всегда присутствуют
пять человек с обнажёнными мечами на плечах, одетые в красивые
шёлковые одежды. Это — память о тех пятерых, которые стояли у
истоков сикхской хальсы. Сегодня эти пятеро — наиболее уважаемые
и чтимые люди в каждой общине, будь то деревушка, город или вся
сикхская община в целом.
Со времени Гуру Говинда Сингха и до наших дней у сикхов
существует особая церемония посвящения в общинники, которую в
определённом смысле можно сравнить с обрядом крещения. К имени
сикхов стал добавляться воинский титул «сингх» («лев») —
например, Рам Сингх, Арджун Сингх. Женщины общины к своим именам
добавляют титул «каур» «львица». Тогда же был выработан и особый
кодекс поведения сикхов, попучивший название «пять К». В
соответствии с ним сикхам — членам хальсы- предписывается всегда
иметь при себе кинжал (кирпан), железный браслет (кара) и носить
короткие кожаные шаровары (качха). Они не должны стричь волосы и
бороду (кеш); волосы под тюрбаном обязаны закреплять гребнем
(кангха). В большинстве случаев эти требования выполняются и
сегодня; поэтому сикхов легко узнать в толпе: как правило, это
высокие люди с правильными чертами лица, с накрученным на голове
большим тюрбаном и с бородой либо окладистой, либо туго
подвязанной бечёвкой. Сикхи, не стригущие волос, называют себя
кeшдxapи (буквально — «носящие волосы») в отличие от сахадждхари
тех, кто стрижёт волосы и не столь точно следует принципу «пяти
К».
Кроме того, члены хальсы не должны пить вино, курить табак,
употреблять наркотики. Вступление в хальсу добровольно, и оно
непременно должно быть осознанным шагом. Поэтому инициацию —
обряд посвящения в общинники, — как правило, проходят уже
достаточно взрослые люди (их называют амритдхари «принявшие
амриту»).
Хотя сикхизм возникал как религия, в значительной мере
противостоящая индуизму и отрицающая многие его представления,
тем не менее грань, разделяющую эти две религии, нельзя назвать
чёткой. Многие идеи раннего сикхизма превратились со временем в
свою противоположность. Сикхские идеи равенства всех людей перед
Богом и отрицания каст остаются незыблемыми, но у самих сикхов
также есть касты, хотя их рамки далеко не такие жёсткие, как в
индуизме.

СИКХСКИЕ ПРАЗДНИКИ

у сикхов распространены праздники, связанные с годовщинами
рождения или смерти почти всех их гуру. Некоторые из этих дат
отмечаются пышно, Другие более скромно — в зависимости от
традиций, сложившихся в той или иной местности или храме. Эти
праздники носят название Гурпураб. В такие дни храмы-гурудвары
украшают цветами, проходят торжественные чтения священной «Ади
Грантх», послушать которые собираются толпы людей в праздничных
одеждах. С полной нагрузкой работают трапезные, где по случаю
празднеств готовят специальные сладкие блюда. Только в такие дни
сикхи пьют бханг — напиток на основе индийской конопли; её
перебродивший сок, смешанный с водой, даёт наркотический эффект.
Одним из самых ярких праздников является Байсакхи — день
рождения хальсы, coвпадающий с первым днём месяца басакх
(апрель — май) по индийскому календарю. Этот праздник отмечается
в течение нескольких дней. Байсакхи называют праздником весны,
когда в Индии после прохладных зимних месяцев и в преддверии
сильнейшей жары всё пышно расцветает.
Центрами торжеств обычно становятся храмы. В эти дни
устраиваются ярмарки, в том числе и ярмарки скота. И поскольку
Байсакхи — это «день хальсы», то повсюду проводятся воинские
игры, соревнования воинов-общинников, т. е. «истинных сикхов».
Предшествует играм торжественная процессия, возглавляемая
предводителем общины,который едет обычно на празднично наряженном
слоне. Его окружают конные всадники, а за ними следуют пешие
сикхи во главе с пятью избранными — наиболее уважаемыми людьми в
общине. Вся процессия гремит, звенит, сверкает оружием кинжалами,
мечами, копьями. Каждый общинник буквально увешан оружием с
головы до ног. Участники процессии заходят в храм, а затем, как
бы получив благословение Bсевышнего, устремляются к месту
проведения соревнований. Там иногда исполняются короткие боевые
ритуальные танцы, произносятся молитвы во славу оружия, а
потом… Потом выплёскиваются вся горячность и неуёмная энергия
сикхов, их стремление продемонстрировать свои воинские навыки,
усиленное возбуждающим действием бханга. Они соревнуются в
джигитовке, в умении владеть всеми мыслимыми видами оружия.
Состязание сикхов, вспыльчивых по натуре, разгорячённых
атмосферой соревнования и праздника, — захватывающее зрелище.

СЕКТЫ В СИКХИЗМЕ

В сикхизме возникло немало различных сект и направлений, но
здесь нет резкого противостояния Идей и воззрений; границы между
ними в значительной степени размыты. Одной из первых появилась
секта удаси, основанная, по преданию, одним из сыновей Гуру
Нанака, Шри Чандом, склонным к аскетизму и совершенно
отрешившимся от мирских дел. Есть секта рамраи, включающая
последователей и сторонников сына Гуру Хар Рая, которого звали
Рам Рай; он посчитал себя обделённым при назначении следующим
Гуру своего брата. Секта нирмала, ближе других стоящая к
индуизму, появилась при Гуру Говинде, который отравил группу
сикхов в Bаранаси изучать Веды. Но наиболее интересны, пожалуй,
ниханги — члены особого ордена, при встрече с которыми все
уступают дорогу.
К представителям этой секты, носящим яркие сине-жёлтые одежды,
относятся с особым почтением и осторожностью, боясь возразить им
или допустить какую-нибудь оплошность: за это легко можно
поплатиться жизнью. Это самые воинственные сикхи, не боящиеся
смерти, не боящиеся убивать, увешанные с ног до головы холодным
оружием. На их высоких тюрбанах надeты чакры металлические кольца
с краями, острыми как бритва. Если чакру раскрутить на двух
пальцах и метко бросить, то она легко может срезать голову.
Ниханги не имеют семьи и дома и не должны работать. Они
путешествуют по Пенджабу подобно цыганам. Им не нужны деньги, т.
к. всё необходимое ниханги получают бесплатно от людей, которые
уважают их и боятся им отказать.
Вообще принадлежность к разным сектам не играет у сикхов
слишком большой роли. Но есть одна секта, сторонники которой
заметно отличаются от других своих собратьев. Это секта
«строгого» толка, возникшая в начале XIX в. «Намдхари» дословно
переводится как «носящий имя Бога», а если обратиться к принципам
и идеям, выдвигаемым сикха ми-намдхари, то это название будет
скорее означать «единственные, по праву носящие имя Бога». Чем же
выдeляются эти люди?
Они отличаются от остaльных сикхов даже внешне, потому что
всегда носят белые одежды и по-особому повязывают на голове
тюрбан. Ткани на него уходит не меньше, чем у других сикхов, но
на лбу, над переносицей, складки не образуют острого уголка. Всё
это объясняется религиозным запретом: им нельзя носить нарядные
одежды и украшать себя, ибо Гуру Нанак учил простоте.
Намдхари, казалось бы, «нетипичные» сикхи. Они далеко не столь
воинственны, как другие последователи этой религии. Приверженцы
секты намдхари вообще отрицают насилие, не вспыльчивы, не любят
лишнего шума. Они — строгие вегетарианцы и никогда не употребляют
алкогольных напитков. У сикховнамдхари, как и у индуистов,
корова является священным животным, и относятся они к ней едва ли
не с большим почтением и уважением, чем индуисты.
Но главное, что отличает их религиозную доктрину от «основной»
сикхской, — существование у сикховнамдхари своей династии гуру.
По их мнению, линия живых гуру не закончилась со смертью десятого
сикхского Гуру Говинда Сингха, а имеет своё продолжение. И вот на
протяжении уже нескольких столетий намдхари поклоняются своим
гуру, передающим этот титул по наследству, и боготворят их.
И eщё один любопытный обычай есть у сикхов-намдхари. Браки
членов общины могут заключаться только на священной для сикхов
земле Пенджаба — и нигде больше. Даже если волею судьбы кого-то
из членов общины занесло далеко за пределы Индии — а секты
намдхари есть и в Африке, и в Юго- Восточной Азии, для совершения
обряда бракосочетания они непременно возвращаются в свой родной
Пенджаб. Интересно и то, что с 60-х гг. XIX в. намдхари стали
проводить массовые обряды бракосочетания, в которых участвуют
несколько десятков пар, а иногда их количество доходит и до ста.
Эти обряды, известные под названием ананд («радость»), проводятся
обычно раз в год в одном из центров общины намдхари, и на них
непременно присутствует гуру — глава всей общины. Как и у
большинства индийцев, пары обычно подбирают родители. Выбор их
считается окончательным. Вся церемония проводится у священного
огня, вокруг которого сидят парами молодые. Старейшины поют
священные мантры, готовят ритуальную еду — паршад (очень сладкую
кашу из муки), которой потом обносят женихов и невест. Огню
приносится жертва — топлёное масло, которое льют прямо в очаг.
Это же масло подносят парам; кроме того, их окропляют священной
водой. А самый важный момент церемонии — это четыре круга,
которые каждая пара должна совершить вокруг огня. Жених идёт
впереди, ведя за собой невесту, при этом края их одежды связаны
между собой. После этого брак считается заключённым навеки.
Только смерть, полагают намдхари, сможет отныне разлучить мужа и
жену.
в сегодняшней Индии сикхов-намдхари насчитывается несколько
лакхов, т. е. сотен тысяч, но более точную цифру назвать трудно.

РЕФОРМАЦИЯ в СИКХИЗМЕ

Важнейшей вехой в истории Пенджаба и сикхизма была середина
XVIII в., когда после распада империи Великих Моголов и успешного
отражения сикхами попыток афганского правителя Ахмад-шаха Дуррани
включить эту часть Индии в свои владения была провозглашена
независимость Пенджаба (1765г.). Сикхизм становится религией
самостоятельного государства, возглавляемого сикхскими феодалами.
Наметившийся в XVIII в. отход от ряда принципов раннего сикхизма
(включавших осуждение неприкасаемости, отмену обрядов
самосожжения вдов — сати — и умерщвления новорождённых девочек в
зажиточных семьях, отказ от человекоподобных изображений божества
и обожествления гуру, а также от услуг брахманов и т. д.) вызвал
массовое движение за очищение религии. Возникли «строгие» секты
(ниранкари – «не имеющий формы»; намдхари, о которой уже
рассказывал ось выше, и др.). Идеи этих сектантских течений
получили развитие век спустя в движении за реформацию сикхизма.
Оно было реакцией на изменения в жизни Пенджаба, связанные с
английской колонизацией. В стране формировались капиталистические
отношения, укреплялся буржуазный национализм, расширялось
просветительство. Последовала реформа в управлении гурудварами.
Она заключалась в отстранении от власти махантов — настоятелей
храмов, пользовавшихся благосклонностью англичан. Колонизаторы
наделяли махантов землёй, и постепенно те превратились в крупных
помещиков — землевладельцев, нередко преследовавших личные,
корыстные цели.
В 1926 г. на политическую арену Пенджаба выходит партия Акали
Дал (Орден Бессмертного), сформированная по религиозно-общинному
принципу и выступавшая вначале за равенство мусульман, индуистов
и сикхов. Влияние её заметно усилилось с 1947 г., когда в связи с
предоставлением Индии независимости часть спорных пограничных
территорий отошла к Пакистану. Тогда большинство мусульман
переселились в пакистанский Пенджаб, а индуисты и сикхи — в
индийский.
В жизни независимой Индии сикхи играют немаловажную роль.
Примерно с середины 50-х гг. растёт и укрепляется национально-
религиозное движение. В 1950-1960 гг. сикхи требуют создания
единого штата Пенджаб на основе общего языка. В 1966 г. такой
штат был создан, и большая часть индийских сикхов (около 80%) с
тех пор проживает именно там. Общая численность сикхской общины в
современной Индии составляет около 15 млн человек; это третья по
величине — после индуистов и мусульман — религиозная группа
страны (2% населения).
С середины 60-х гг. ХХ в. всё большую силу стала набирать
борьба за создание сикхского государства Халистан. Последующие
десятилетия принесли новые подтверждения тому, что сикхизм не
только не сдаёт своих позиций в Пенджабе, но и оказывает всё
возрастающее влияние на политические процессы в масштабах всей
страны.
* * * *
* *
История сикхизма — одной из самых молодых религий мира —
насчитывaeт пять веков. По историческим меркам это не такой уж
большой срок. Тем не менее эти столетия вместили в себя многое:
зарождение учения сикхов при Гуру Нанаке в конце XV- начале XVI
вв., дальнейшее формирование учения при девяти последующих гуру в
XVI — XVIII вв., расцвет, трансформацию и возникновение
современных форм сикхской религии. Религиозно-реформаторское
учение Гуру Нанака благодаря простоте и доступности проповедуемых
принципов, предлагаемому относительно лёгкому (в сравнении,
например, с индуизмом) пути спасения, а также что немаловажно —
своему оптимистическому настрою привлекло к себе много
единомышленников.

Список используемой литературы.

1. Энциклопедия для детей. Религии мира. – М.: Аванта +, 1996.
2. Энциклопедия для детей. География. – М.: Аванта +, 1994.
3. Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10–11 классов
общеобразовательных учреждений. Человек и общество. – М.: Просвещение,
2000.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий