Реклама на рынке труда

Дата: 21.05.2016

		

Министерство Образования Российской Федерации

Реферат
По психологии

Студента
Кащенко Евгения
Гр.15

Тверь.2000

| |
| |
| |
| |
| |
| Коммуникативная политика в маркетинге рабочей силы |
|К системе коммуникаций в маркетинге рабочей силы относятся средства и |
|процессы сбора и предоставления информации о рынке труда, предлагаемой |
|рабочей силе и имеющихся рабочих местах, ведение переговоров о найме, т.е. |
|все то, что позволяет и требует налаживания связей обмена информацией, |
|понимания и согласия партнеров (рис |
|Система коммуникаций в маркетинге рабочей силы |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Традиционно в комплекс маркетинговых коммуникаций входят: |
|реклама — любая форма наличного представления и продвижения идей, товаров и |
|услуг, оплачиваемая точно установленным заказчиком (определение Американской|
|маркетинговой ассоциации); |
|стимулирование сбыта — кратковременные побудительные меры поощрения покупки |
|или продажи товара или услуги; |
|формирование благоприятного общественного мнения о фирме, учреждении или его|
|продукции; |
|личные контакты, продажи — устное представление товара в ходе беседы с одним|
|или несколькими потенциальными покупателями с целью последующей продажи. |
|В связи с тем, что продавая свою рабочую силу работник лично присутствует |
|при найме на работу и старается, как правило, сформировать о себе |
|благоприятное мнение, то эти два аспекта коммуникаций всегда имеют место при|
|трудоустройстве не зависимо от его способа. |
|Способы трудоустройства |
|В последние годы изменились формы поиска работы. Сейчас работники для |
|трудоустройства используют следующие способы: |
|1. «Через контактные аудитории». Роль личных связей при трудоустройстве в |
|нашей стране гипертрофированна. Можно выделить несколько вариантов: прямая |
|помощь при устройстве на работу — протекция; предоставление информации о |
|рабочем месте — рекомендация; профессионально-знакомственное |
|трудоустройство. |
|Протекция. Чаще всего ее оказывают близкие родственники, работающие на том |
|предприятии, куда намерен устроиться соискатель. Как правило, помощь |
|заключается не только в том, чтобы договориться о приеме на работу своего |
|протеже, но и помочь пройти процедуры оформления. Родственник, хорошо зная |
|все обстоятельства, может ходатайствовать не напрямую, а посоветовать, к |
|кому обратиться, задействовать посредников. В этом случае помощь заключается|
|в организации встречи с лицом, принимающим решение. |
|С начала 90-х годов прием по протекции особенно характерен для относительно |
|благополучных промышленных предприятий. Потребность в кадрах на них |
|ограничена, текучесть невелика. Даже имея протекцию, желающие устроиться на |
|эти предприятия встречаются с определенными проблемами: создаются |
|своеобразные очереди на устройство «своих». Особенно сложно устроиться |
|молодежи. Большинство молодых людей поступают на работу по знакомству. |
|Широко распространена практика, когда для молодежи обеспечиваются рабочие |
|места на том же предприятии, где работают родители. Обычно эта категория |
|работников не задерживается долго. |
|Предоставление информации о рабочем месте — рекомендация. Не во всех случаях|
|родственно-знакомственный наем означает прямую помощь при устройстве на |
|работу. Достаточно часто — это предоставление информации о вакансиях, |
|условиях работы, сведения о руководителях, атмосфере в коллективе, т.е. |
|неформальная характеристика рабочего места в полном объеме. Основным |
|источником информации о вакансиях являются друзья, родственники, знакомые. |
|Несомненно, это самый эффективный путь, поскольку их сведения более |
|подробны, достоверны и эмоционально окрашены. Обладая конкретной |
|информацией, претендент приходит в отдел кадров или к руководителю |
|подразделения, ни на кого не ссылаясь. |
|Профессионально-знакомственное трудоустройство. Оно означает использование |
|не столько личных, сколько профессиональных связей. Такой вариант характерен|
|для высококвалифицированных работников, которые известны в профессиональной |
|среде. Их приглашают или переманивают с других предприятий, предлагая более |
|выгодные индивидуальные условия. Этот вариант поведения отнесен к |
|родственно-знакомственному найму, поскольку факт личного знакомства играет |
|не последнюю роль (но не основную). Определяющее значение имеют деловые и |
|профессиональные качества работника. Такой способ подбора кадров в большей |
|мере характерен для новых фирм. |
|2. Самостоятельное трудоустройство. Прямая протекция в прежние времена, как |
|правило, была необходима при устройстве на самые престижные рабочие места. |
|Для большинства же наиболее распространенным способом найти работу было |
|обращение непосредственно в отделы кадров предприятий и организаций. |
|Некоторые приходили, вообще не имея предварительной информации, твердо зная,|
|что вакансии всегда есть, а какие — можно выяснить на месте. Возможности |
|самостоятельного трудоустройства значительно сократились с начала 90-х |
|годов. Это связано и с объективным уменьшением количества рабочих мест, и с |
|тем, что такая практика сдерживается протекционистской политикой |
|администрации предприятия, ориентированной на привлечение определенной |
|категории работников из числа родственников и близких персонала. В настоящее|
|время самостоятельно трудоустроится, как правило, можно только на |
|малооплачиваемые места не требующие высокой квалификации. |
|В последнее время появились относительно новые варианты самостоятельного |
|трудоустройства, один из них — участие в конкурсах. Но открытые конкурсы на |
|замещение вакантной должности на предприятиях проводятся пока довольно |
|редко. При этом претенденты, помимо профессиональных знаний, должны обладать|
|определенным набором личностных и квалификационных признаков (например, |
|знание иностранных языков, владение компьютером и т.д.). |
|Как вариант самостоятельного трудоустройства можно выделить самозанятость, |
|организацию собственного дела. |
|3. По формальным каналам (через службу занятости, биржу труда и частные |
|агентства по найму). Практика свидетельствует, что этот способ не имеет |
|широкого распространения. Не последнюю роль в недостаточной популярности |
|этого канала играет глубоко укоренившееся мнение, что хорошую работу можно |
|найти только «по блату». Обращение в службу занятости многие рассматривают |
|как крайнюю меру в случае, когда все остальные способы не срабатывают. |
|Спрос на рынке труда существенно отличается от предложения. В структуре |
|спроса преобладают две крайности: либо вакансии требуют очень высокой |
|квалификации (ограниченный круг специалистов), либо — невысокой (низкий |
|уровень заработной платы). Основная часть же соискателей на первые вакансии |
|претендовать не может, а вторые, как правило, не устраивают работодателей. |
|Недостатки данного варианта — информация об условиях работы и приема |
|минимальна, предварительный отбор не проводится, на предприятия направляются|
|все, кто заинтересовался вакансией или формально может работать по данной |
|специальности. Кроме того, люди, направляемые службой занятости, нередко |
|заинтересованы не в получении работы, а в приобретении статуса безработного,|
|дающего право на пособие. |
|Частные агентства по найму существуют пока лишь в крупных городах. Они |
|достаточно быстро реагируют на конъюнктуру рынка, активно привлекают |
|клиентов. Агентства в большей степени ориентированы на подбор |
|высококвалифицированных специалистов и управленческого персонала. Получить |
|работу, равно как и подобрать работника, здесь можно лишь только заплатив |
|приличные деньги. |
|4. По распределению. Практика добровольно-принудительного трудоустройства по|
|окончании учебного заведения обеспечивала молодежи, не имеющей опыта работы,|
|гарантированное рабочее место. Многие начинали свой трудовой путь именно |
|таким образом. В настоящее время практика трудоустройства молодежи через |
|систему распределения фактически отсутствует. |
|5. Через стратегии занятости. Ситуация на рынке труда за последние годы |
|коренным образом изменилась. И дело даже не в том, что стало существенно |
|меньше рабочих мест. Скорее, практически нет вакансий с хорошей оплатой |
|труда. В связи с этим определенные изменения претерпели и личные стратегии |
|занятости: |
|стратегия «остаться на месте»; |
|стратегия поиска работы «не увольняясь с рабочего места»; |
|стратегия ухода в частный бизнес; |
|стратегия поиска работы «после увольнения». |
|Стимулирование занятости рабочей силы |
|Основными направлениями стимулирования занятости путем воздействия на спрос |
|и предложение рабочей силы, требующие создания соответствующих экономических|
|механизмов на уровне предприятия, региона и на федеральном уровне, являются |
|следующие: |
|1. Стимулирование спроса на рабочую силу. Оно подчинено потребностям и |
|интересам работодателя, руководствующегося главным мотивом — обеспечить |
|конкурентоспособность возглавляемого им предприятия для получения прибыли. |
|Первое и основное направление стимулирования спроса на рабочую силу — |
|сохранение и модернизация рабочих мест, создание новых и ликвидация излишних|
|или неэффективных. Эти меры осуществляются на действующих предприятиях при |
|поддержке местных и региональных органов власти, содействующих привлечению |
|необходимых средств в первую очередь в сфере производства потребительских |
|товаров и услуг. |
|Второе направление — создание рабочих мест на основе развития |
|предпринимательства. Особенно эффективны в этом плане малые предприятия: в |
|практике США благодаря им создаются восемь из десяти новых рабочих мест |
|(хотя при этом отмечается, что в это число входит определенная доля |
|кратковременных рабочих мест). Наряду с созданием новых предприятий |
|положительное влияние на стимулирование спроса на рабочую силу может оказать|
|и развитие внутреннего предпринимательства на действующих крупных |
|предприятиях в процессе их приватизации и преобразования структурных |
|подразделений в самостоятельные предприятия, которые, помимо их |
|экономической связи со своими учредителями и спонсорами, расширяют масштабы |
|своей деятельности за счет внешних заказов. |
|Третье направление — организация оплачиваемых общественных работ. Это |
|пришедшее из зарубежной практики понятие означает предоставление безработным|
|временной работы, связанной со строительством, ремонтом, уборкой, |
|обслуживанием на объектах, находящихся в ведении местных органов управления.|
|Масштабы общественных работ и их конкретные виды определяются ситуацией на |
|местном рынке труда и составом лиц, нуждающихся в таких работах. Вместе с |
|тем это направление может быть эффективным и привлекательным для человека |
|при наличии действительного, а не искусственного спроса на рабочую силу для |
|осуществления той или иной деятельности, поскольку рабочие места создаются |
|не только ради того, чтобы занять трудоспособное население, но и для |
|удовлетворения потребностей общества в необходимых объектах, работах и |
|услугах. Сфера применения рассматриваемого направления может быть расширена |
|за счет ее распространения на предприятия (об этом свидетельствует, в |
|частности, опыт ФРГ). В этом случае предприятие определяет круг работ, не |
|входящих в его прямые обязанности, организуя для их выполнения рабочие места|
|с привлечением безработных и оплатой труда из средств предприятия и фонда |
|занятости. |
|Четвертое направление — создание рабочих мест для лиц с ограниченной |
|возможностью использования трудового потенциала. Несмотря на явно выраженную|
|социальную направленность, и в этом случае сохраняется первичное значение |
|спроса на рабочую силу с тем лишь отличием, что содержание и характер работы|
|при выполнении заказов на те или иные виды изделий или услуг должны в полной|
|мере учитывать индивидуальные ограничения физических возможностей человека, |
|в то же время способствуя его трудовой реабилитации. С этой целью должна |
|осуществляться политика поддержки предприятий, создающих указанные рабочие |
|места как по собственной инициативе, так и в порядке квотирования путем |
|освобождения их от налогов на прибыль от реализации соответствующей части |
|продукции. |
|2. Стимулирование предложения рабочей силы. Оно отражает потребности и |
|интересы работника, руководствующегося главным мотивом — получить работу, |
|устраивающую по содержанию, условиям труда и оплате. |
|Первое и основное направление политики стимулирования предложения рабочей |
|силы — содействие профессиональной подготовке и переподготовке, |
|ориентированной на занятость с учетом персональных интересов, а также |
|содействие трудоустройству (включая профориентацию и профконсультирование). |
|Второе направление — информационные компании и другие меры стимулирования |
|активных поисков работы и содействия занятости, включая самозанятость. Меры |
|по содействию самозанятости — льготное налогообложение и предоставление |
|кредита на выгодных условиях для приобретения необходимых средств |
|производства. К этому направлению следует отнести и скоординированную и |
|взвешенную миграционную политику, включающую субсидирование территориальной |
|подвижности и построенную с учетом ситуации на рынке труда и с задачей его |
|максимальной мобилизации. |
|Зарубежные исследователя выделяют в настоящее время три модели политики |
|стимулирования занятости в промышленно развитых странах, исходя из признания|
|тесной связи между темпами экономического роста, занятостью и |
|производительностью. При сокращении темпов экономического роста занятость в |
|большей или меньшей степени зависит от снижения или повышения показателей |
|производительности труда в стране. |
|Первая модель, которую иногда называют американской, предполагает создание |
|рабочих мест с низкой производительностью для значительной части |
|трудоспособных граждан, которые имеют, соответственно, и низкие доходы. |
|Формально безработица уменьшается, но появляется обширный класс «новых |
|бедных» — работающей бедноты. |
|Вторая модель, присущая в основном Скандинавским странам, ориентируется на |
|обеспечение занятости практически для всей рабочей силы путем создания |
|рабочих мест в государственном секторе со средними, удовлетворительными |
|условиями труда и оплаты. Недостаток такой политики — расчет только на |
|государственные финансовые средства, ограничение и истощение которых |
|(подстегиваемое еще инфляцией) неминуемо ведет к спаду производства и |
|резкому сокращению рабочих мест. |
|Наконец, третья модель политики занятости, которую называют европейской, |
|основывается на сокращении числа занятых при повышении производительности |
|труда и, соответственно, росте доходов работающей части населения. Такая |
|политика требует создания дорогостоящей системы пособий для увеличивающегося|
|количества безработных. Самые неприятные последствия такой политики — |
|длительная, устойчивая безработица и непомерная ноша социальных, |
|экономических и финансовых издержек, связанных с ней. |
|Новые процессы и тенденции в экономике и сфере занятости повлияли на |
|изменение политики регулирования рынка труда, причем как на макроуровне, так|
|и на микроуровне. |
|На макроуровне новые подходы в политике занятости промышленно развитых стран|
|проявляются в повышении гибкости рынка труда, сдерживании расходов на |
|рабочую силу, которое, в частности, выражается и в свертывании социальных |
|программ на уровне государства. При этом сохраняется стимулирование активной|
|политики занятости путем финансирования дополнительных рабочих мест, |
|расширения систем обучения и переобучения. Появились проекты реформирования |
|систем страхования по безработице, предусматривающие ужесточение условий |
|выплаты пособий. |
|Новыми можно считать попытки усилить роль бизнеса в решении социальных |
|проблем и, в частности, проблем занятости. Правительства многих европейских |
|стран ориентируют частный сектор на более активное участие в совместном |
|регулировании социальных проблем, не ограничиваясь выделением средств на |
|социальные нужды. |
|Изменение внутрифирменной политики в области занятости связано со |
|стремительным ростом издержек на рабочую силу. Экономический спад |
|существенно усилил этот процесс. Конкретно политика предпринимателей и их |
|объединений проявляется в форме традиционного сдерживания роста заработной |
|платы, удлинения продолжительности рабочей недели, более широкого |
|использования неполной занятости, временной работы и т.д. Как реакция на |
|обострение кризисных явлений появились и некие новации со стороны |
|предпринимателей, а именно — сокращение программ социального страхования в |
|фирмах, включая медицинское и дополнительное пенсионное страхование. Но при |
|этом повышение требований к качеству рабочей силы заставляет их расширять |
|программы профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации.|
|Своего рода компенсацию предприниматели получают, проявляя гибкость в |
|вопросах найма, увольнения и перемещения работников в фирмах, применения |
|различных режимов труда в интересах фирмы. |
|Организация рекламы субъектов рынка рабочей силы |
|Важнейшей составляющей в комплексе маркетинговых коммуникаций является |
|реклама. Причем если в сфере материальных товаров серьезную конкуренцию ей, |
|как по результативности, так и по величине бюджетных отчислений составляет |
|выставочная и ярмарочная активность, то в маркетинге рабочей силы с рекламой|
|может соперничать только формирование благоприятного общественного мнения, |
|»public relations». |
|Рекламу в целом отличает от других форм коммуникаций как минимум три |
|основные черты. Неличный характер обособляет рекламу от личных контактов; |
|платность — от ряда приемов формирования благоприятного общественного |
|мнения; четкость определения заказчика — от пропаганды, заказчик которой |
|часто бывает скрыт от несведущего глаза. |
|Особенность рекламы в маркетинге рабочей силы состоит в том, что ее |
|содержание определяется целями деятельности субъектов рынка труда. Различают|
|следующие виды рекламы: |
|1. Реклама работодателя. |
|2. Реклама посредника. |
|3. Реклама собственника рабочей силы (самореклама). |
|Деятельность рекламодателей подчинена целям и задачам маркетинга рабочей |
|силы, служит инструментом обеспечения успешной деятельности субъектов рынка |
|труда. Наиболее целесообразными для связи друг с другом субъектов рынка |
|труда предоставляются следующие средства: |
|личные контакты — визит субъекта рынка труда к другому, переговоры между |
|субъектами рынка о найме или занятости вакансий и специалистов на ярмарках, |
|на днях открытых дверей. Во время этих контактов вручается печатная реклама |
|(анкеты, проспекты, буклеты, визитные карточки и т.д.) посвященные возможным|
|трудовым отношениям или вариантам занятости; |
|почта — прямая почтовая рассылка («директ мейл»), распространение печатных |
|рекламных материалов (проспектов, резюме, листов саморекламы, листовок и |
|т.п.) по специально подобранным адресам потенциальным партнерам по трудовым |
|отношениям или занятости, а также по адресам редакций газет и журналов и |
|иных важных для субъекта рынка труда адресатов. |
|Листок саморекламы состоит из краткой справки о себе и сопроводительного |
|письма. Краткая справка должна дать представление о возможностях соискателя,|
|образовании, предшествующих занятиях, профессиональной подготовке, опыте |
|работы и личных качествах, при этом она должна занимать не более одной |
|страницы. Цель справки — добиться положительного отклика от потенциальных |
|работодателей. |
|Написать сопроводительное письмо, пожалуй, сложнее, чем подготовить справку.|
|Оно должно быть убедительным, профессионально выдержанным и интересным. В |
|идеале оно призвано поставить соискателя выше всех претендентов на |
|должность. Для каждой организации следует писать и печатать отдельные |
|послания с учетом ее специфики. Письмо должно содержать описание должности, |
|на которую будущий работник претендует, пробуждать интерес, давать |
|представления о квалификации и сообщать, как с соискателем можно связаться. |
|В сопроводительном письме указывается фамилия, а не просто титул |
|должностного лица, к которому автор обращается. Отправив письмо, следует |
|через некоторое время позвонить в фирму. |
|- пресса, в первую очередь, специализированная (например «Биржа труда»), в |
|ней размещают рекламные объявления о спросе и предложении рабочей силы, о |
|предоставлении образовательных услуг; |
|аудио-визуальные средства (радио, телевидение, кино, специальные |
|видеоустановки на ярмарках рабочих мест, слайдфильмы и т.п.); |
|рекламные щиты, плакаты (различного рода изобразительные и текстовые |
|послания, помещаемые, как правило, рядом с местонахождением рекламодателям).|
| |
|Частота использования тех или иных средств рекламы субъектами рынка труда |
|различна (табл.8). Наиболее распространенными средствами являются личные |
|контакты и газеты. И наоборот, слишком редко используется телевидение. |
|Таблица 8 |
|Частота использования средств рекламы субъектами рынка труда |
|Средства рекламы |
|Работодатель |
|Работник |
|Посредник |
| |
| |
| |
| |
|Центры занятости |
|Частные агентства по найму |
|Профессио-нальные учебные заведения |
| |
|Газета |
|часто |
|часто |
|часто |
|часто |
|часто |
| |
|Журналы |
|редко |
|очень редко |
|редко |
|редко |
|редко |
| |
|Телевидение |
|редко |
|очень редко |
|очень |
|редко |
|очень |
|редко |
|очень |
|редко |
| |
|Радио |
|часто |
|редко |
|редко |
|редко |
|редко |
| |
|Кино |
|редко |
|не используют |
|редко |
|редко |
|редко |
| |
|Наружная реклама |
|часто |
|не используют |
|часто |
|часто |
|часто |
| |
|Личные контакты |
|часто |
|часто |
|часто |
|часто |
|часто |
| |
|Поскольку любая реклама связана с расходами, то любой канал распространения |
|рекламных посланий следует выбирать исходя из его рациональности, поэтому |
|проводится специальная работа, анализирующая каналы массовой информации по |
|следующим критериям: |
|охват (т.е. до какого возможного числа адресатов удасться донести послание |
|при обычных средних условиях); |
|доступность (иными словами, сможет ли рекламодатель воспользоваться данными |
|каналами в любой нужный момент, а если нет, то насколько возникшие |
|ограничения снизят эффективность рекламы); |
|стоимость (общие расходы на одну публикацию (передачу) данного рекламного |
|послания, скидки на многократность, стоимость одного рекламного контакта с |
|учетом тиража (число зрителей, слушателей); |
|управляемость (т.е. получит ли рекламодатель возможность передавать по этому|
|каналу сообщения именно той целевой группе воздействия, которая необходима);|
| |
|авторитетность (насколько данный канал пользуется уважением со стороны |
|субъектов рынка труда); |
|сервисность (т.е. надо ли представлять рекламное послание в абсолютно |
|готовом виде для печатания (передачи) или можно рассчитывать на то, что |
|профессионалы выполнят подготовку текста, фотосъемку, создадут телефильмы и |
|т.д.). |

Как видно из вышесказанного , маркетинг рабочей силы многоаспектен . Он
включает в себя различные способы воздействия на потенциальных работников ,
с целью привлечения рабочей силы .
В наши дни большое развития получает такое средство массовой информации
,как Интернет , и скорее всего именно с помощью него в будущем
будет происходить процесс маркетинга . Уже сегодня в России открыты десятки
сайтов,
в которых печатается информация о новых вакансиях , рекламируются фирмы,
занимающиеся подбором кадров и трудоустройством . Потому можно сделать
вывод о том, что процесс развития маркетинга труда продолжается…

————————
Самореклама, личная продажа услуг труда

Рабочая сила

Посредники

Реклама, стимулирование занятости

Потребитель рабочей силы

Молва, слухи

Контакт. аудитории

Тверь.2000

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий