§ 2. Психологический анализ коллектива осужденных
Создание коллектива осужденных является важным фактором в перевоспитании.
В исправительном учреждении воздействие на личность всегда происходит через
коллектив, и это воздействие бывает тем более полным, правильным и
целенаправленным, чем скорее удается создать коллектив. В соответствии с
этим деятельность воспитателя в значительной мере и направлена на
организацию коллектива осужденных. Коллектив осужденных не представляет
однообразную массу. Он состоит из отдельных ячеек — индивидуальностей,
личностей, которые в свою очередь образуют группы и другие категории. При
создании групп должна учитываться интенсивность прошлой преступной
деятельности, вид ее, отбывание наказания в прошлом, проявляющиеся
отношения к мерам воздействия, труду, режиму и т. д.
Этот принцип должен соблюдаться применительно к различным группам
осужденных, находящихся в колониях разного режима. Но и в колонии каждого
типа продолжается процесс распределения осужденных на более мелкие группы,
соответствующие индивидуальным особенностям личности. Здесь, как правило,
учитываются личные симпатии и антипатии, конкретные связи и общие интересы
по профессиональной деятельности, бригадные принципы и т. д. Существенную
помощь в создании коллектива осужденных оказывает и сам режим ИТУ, который
формирует одинаковые привычки в действиях, навыках, поведении: а это в свою
очередь способствует возникновению традиций, скрепляющих коллектив'.
Процесс создания коллектива сопровождается постоянным изучением каждого из
членов, продолжением отбора и изменением этих групп Значительный интерес в
этом отношении представляет воспитательная деятельность А.С. Макаренко,
который писал: «Я то и дело пересматри-'См.: Глоточком АД., Пирожков В.Ф. Психологические основы режима. М., 1968,
с. 9.
вал их состав и раскладывал его на кучки, классифицируя с точки зрения
социальной и человеческой ценности»'.
Для того чтобы правильно воздействовать на коллектив заключенных, каждому
воспитателю необходимо иметь ясное представление о его структуре, об
удельном весе каждой входящей в него группировки и о месте личности в
данном коллективе. Главное место в этой структуре занимает актив. Это
группа осужденных, которые твердо встали на путь исправления, принимают
активное участие в трудовом процессе и общественной жизни, и что самое
главное, активными действиями способствуют перевоспитанию других
осужденных. Чем больше группа активистов, тем, естественно, легче вести
воспитательную работу и тем, как правило, выше оценивается потенциал
коллектива в целом.
Группа резерва — это осужденные, которые твердо встали на путь исправления,
принимают активное участие в трудовой деятельности, но по собственной
инициативе не оказывают помощи в перевоспитании других лиц.
Группа пассива — осужденные, колеблющиеся в выборе стратегии своего
поведения. Поступки их в значительной степени зависят от создавшейся
ситуации.
Последней является группа тредновоспитуемых, к которым относятся лица, не
только не вставшие на путь исправления, но и уклоняющиеся от участия в
трудовом процессе, стремящиеся активно противодействовать положительному
воспитательному воздействию администрации и активной части осужденных. Эта
группа в союзе с осужденными из группы пассива может разлагающе действовать
на весь коллектив. Если нельзя положительно воздействовать на отдельных
членов этой группы, целесообразно бывает прибегнуть к переводу их в другие,
более сильные подразделения и коллективы.
Воспитатель и коллектив контактируют с осужденным не только прямо и
непосредственно, но и через малую группу. И от того, на чьей стороне она
находится, во многом зависит успех воздействия на конкретную личность.
Малые группы возникают самостоятельно, независимо от администрации, как
правило, стихийно. Практически в любом коллективе осужденных на любой
стадии его развития имеются малые группы. В исправлении и перевоспитании
осужденных они играют особую роль: в них создается тот «микроклимат»,
который оказывает нередко решающее влияние на поведение осужденных, со всей
силой здесь действуют механизмы подражания, соперничества и
самоутверждения. В малой группе воспитателю приходится иметь дело с
групповой убежденностью, групповыми интересами, повседневными традициями.'Макаренко А.С. Соч. Т. 1, М., 1957. с. 241.
Между воспитателем и осужденным, как и между коллективом и личностью
осужденного, всегда стоит малая группа. Возникнув, она проходит свой путь
развития, внутри группы создается определенная структура, выражающаяся в
установлении иерархии отношений членов группы. Любой член каждой из этих
групп выполняет обязанности в соответствии с отведенной ему ролью. В такой
группе всегда имеется лидер, вожак, вторые, третьи и т. д. В малой группе с
положительной направленностью обычно складываются товарищеские, дружеские
отношения, проявляются взаимные симпатии. В процессе организации и
становления отрицательно направленной малой группы часто возникает
нездоровое соперничество, а порой и борьба между отдельными лидерами.
Побеждает тот, кто сумеет подчинить себе остальных осужденных. Захватив
лидерство, вожак перестает сам лично творить суд и расправу. Всю черную
работу он поручает другим осужденным, оставляя за собой функцию
организатора. Ни о какой истинной дружбе между членами отрицательно
направленной малой группы не может быть и речи.
Формы проявления конфликтов в ИТУ чрезвычайно многообразны:
от скрытых состояний неудовлетворенности, которые могут быть очень
длительными, до открытых столкновений интересов, до групповых аффективных
действий.
Каждый конфликт в своем развитии проходит ряд стадий: 1) начало,
характеризующееся возникновением отрицательных чувств, столкновением
интересов, противоречивостью мнений, вкусов; 2) формирование конфликтных
отношений; 3) открытое столкновение конфликтных сторон; 4) разрешение
возникших противоречий. Все это важно знать для профилактики,
предупреждения и разрешения конфликтов. Правильное разрешение конфликтов
всех индивидов, особенно психопрофилактика, имеет важное значение для
исправления и перевоспитания осужденных.
Гуманизация исправительно-трудовой системы, очевидно, будет осу-,
ществляться через разработку и внедрение более мягких мер наказания,
сокращение сроков наказания, введение альтернативных лишению свободы мер по
отношению к лицам, совершившим преступление. Все это потребует более
серьезных и всесторонних психологических исследований по разработке и
внедрению широкого спектра психолого-педагогических методов воздействия на
личность, группу, коллектив осужденных. Перспективным является исправление
правонарушителя через исповедь, покаяние, примирение с потерпевшим, что
создает предпосылки для подлинной перестройки личности, ее ресоциализации и
создания перспективы для социальной адаптации.В ряде ИТУ достигаются заметные успехи в ресоциализирующей деятельности,
особенно там, где администрация и персонал приобщаются к опыту и
теоретическому наследию известных педагогов и психо-логов, где образуется
сплоченный коллектив квалифицированных сотрудников, формируются механизмы
социально адаптированной групповой интеграции в среде заключенных,
создаются перспективы личностного самоутверждения, определяются перспективы
исправления, сопровождающиеся получением определенных льгот, создается
перспектива будущего.§ 3. Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их
перевоспитания
Процесс создания коллектива в колонии во всех случаях проходит при
активном участии воспитателя. Воспитатель должен стремиться к укреплению
самосознания коллектива, чувства коллективизма, взаимозависимости и
взаимоответственности. Его деятельность направляется на оказание
воздействия на каждую конкретную личность, на коллектив осужденных в целом.
Это определяет развитую систему и специфичность тех методов воздействия,
которые должны применяться в ИТУ. Все методы по возможности должны
обеспечивать определенное воспитательное воздействие одновременно и на
конкретную личность, и на создаваемый коллектив; должны переплетаться и
дополнять друг друга. Меры воздействия со стороны воспитателя направлены на
коллектив, а в условиях коллектива эти меры уже оказывают свое действие на
каждого осужденного. А.С. Макаренско писал: «Мы имеем дело только с
отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В
сущности это есть форма воздействия именно на личность, но формулировка
идет параллельно сущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, не
утверждая, что до личности нам нет никакого дела»'.
Воздействие на коллектив, использование коллектива для воздействия на
отдельную личность не исключает и целенаправленного личностного воздействия
воспитателя на каждого отдельного осужденного. Для этого применяются
следующие основные методы.
Метод убеждения. Он чаще всего реализуется в ходе проведения
индивидуальных бесед. Как и любое психическое общение, беседа сочетает в
себе цели изучения и воздействия на личность.
Во время бесед разъясняются сущность и конечная цель действий
администрации исправительного учреждения, чтобы осужденные поняли, что цели
действий администрации полностью совпадают с их собственными интересами.
Осужденные должны знать, какими путями они могут облегчать себе переходный
период к жизни и деятельности в об-' Макаренко А.С. Соч. Т. 5, с. 169.
щем коллективе российских граждан. Эти знания будут способствовать
направленности их деятельности, волевых и интеллектуальных способностей на
достижение таких промежуточных целей. Создается отрицательное отношение
осужденного к своему прошлому поведению, которое в конечном итоге и привело
его к совершению преступления. Без подобного изменения отношения к своему
прошлому поведению не может создаться новое отношение ктруду, к жизни,
новое мировоззрение.
Убеждение направлено и на пробуждение у осужденного чувства совести и т. п.
Метод регулирования психических общений. Воспитатель имеет большую
возможность влиять на психические общения, регулировать те из них, которые
складываются у осужденного с работниками колоний, с другими осужденными, с
родными, близкими ему людьми.
Воспитательное воздействие представителей общественных организаций и
коллективов существенно дополняется встречами с лицами, ранее отбывавшими
наказание в данной колонии и ставшими полноценными гражданами российского
общества.
Особое значение имеет осуществление контакта осужденного с семьей, который
во многом способствует выработке у него положительных качеств, изменению
его отрицательных психических состояний. В этом немаловажная роль
принадлежит и воспитателям колонии, которые должны обеспечить в необходимых
случаях связи с семьей, соответствующее отношение членов семьи к
осужденному. Особенно важно правильно использовать в целях воспитательного
воздействия свидания с родственниками, которые надо тщательно
подготавливать. Перед свиданием воспитатель информирует их о тех
изменениях, которые произошли в психологии данного осужденного, о возможных
путях укрепления в нем положительных интересов, качеств, тактично
подсказать наиболее целесообразную линию их поведения при свидании и т. д.
Для достижения целей перевоспитания воспитатель должен использовать все
психические общения, в которые вступает осужденный.
Метод передачи информации. Специально и целенаправленно отбираемая
информация, поступающая к осужденному, должна способствовать восполнению
его социального опыта, получению и переработке им сведений, которых он
раньше не получал, и т. д. Опыт многих воспитателей показывает, что очень
важно собирать» сведения о том, как живет семья осужденного в настоящее
время, как ей оказывают помощь государство, коллектив, где он раньше
работал. На наглядных примерах он видит, что, хотя он и причинил вред
государству, коллективу, они оказывают помощь его семье, делают все, чтобы
его дети росли нормальными гражданами. Такие факты существенно влияют на
выработку твердого решения перевоспитываться, повысить активность в труде,
скорее вернуться к нормальной жизни.