Психоаналитическая терапия искусством

Дата: 21.05.2016

		

Гизела Шмеер

Психоаналитическая терапия искусством

Перевод с немецкого

Научный руководитель:

доктор философских наук

Овчаренко Виктор Иванович

Москва 1995

Психоанализ, исследовательская и врачебная концепция и труд Зигмунда
Фрейда, базируется на самонаблюдении (интроспекции), размышлении и
воспоминании (рефлексии) и выражении через слово (вербализации).

Является ли деятельностью выражение через живопись?

Классический психоанализ понимал и понимает на сегодняшний день под
деятельностью любую отличающуюся от говорения форму выражения и
коммуникации, например, язык тела и живопись, т.е. формы, обходящие
нормальный способ осознания через слово. Выражение при помощи языка тел и
выражение через живопись в сумме не менее ценны; они дают пациенту
возможность повторить старые переживания через действие, а не через
воспоминание, заставляют его остановиться в самой глубине сознания.

Каким образом при таком высоком значении слова в психоанализе может
идти речь о психоаналитической терапии искусством?

Уже в течении нескольких десятков лет существуют отдельные
психоаналитики, которые не оставляют и не хотят оставлять без внимания
художественное творчество своих пациентов. Пациент приносит на прием что-
либо, что он нарисовал или сделал. Спонтанно или по привычке он выражается
через живопись, и созданное им может быть приобщено к психоаналитическому
процессу, так как пациент чувствует, например, что с помощью этого он может
выразить себя в большей степени и быть лучше понятым, или потому что он
страдает затруднениями или природными дефектами речи.

Модифицированный психоанализ

В последние годы психоаналитические школы открыли для себя такую
возможность, и в качестве расширения или модификации того, что в свое время
было приобщено к выражению через воображение и живопись с помощью анализов,
проведенных К.Г. Юнгом, в рамках, например, моих семинаров возникла своего
рода школа психоаналитической терапии искусством, где на переднем плане
выступают психодинамическое понимание и работа с картинами или их
элементами. При этом психодиагностические и терапевтические начала
заимствуют все основные правила психоаналитических методов. Отличие
наблюдается только в том, что во время работы с картиной пациент должен не
лежать, а сидеть напротив терапевта. Действительно, мимика, жесты и “знаки”
пациента очень важны для того, чтобы терапевт не ожидал от него большего,
чем он может восстановить. Необходимо запомнить: картина часто бывает
перенасыщена бессознательным.

Ни один эксперт

не может предсказать содержание картины!

Каждый психотерапевт привык к работе со снами и внутренними картинами
пациентов. Он обучен и в той или иной мере талантлив, чтобы во всех красках
представить себе то, о чем рассказывает пациент. И все же мы бываем очень
удивлены, когда пациент, раньше “только” говоривший, начинает по Вашей
просьбе рисовать сон, конфликт, какое-либо чувство и т.д. Картина выглядит
не так, как мы представляли ее себе, слушая пациента: она более красочная,
напыщенная, ничтожная, сильная, “здоровая”, хрупкая, разорванная,
непропорциональная, могущественная, устрашающая, детальная, бедная,
богатая, нереальная, абстрактная, духовная — она совершенно другая. Ни один
опытнейший аналитик не может высказать точных предположений относительно
того, что изобразит его пациент на бумаге и как: какими мазками, какими
красками, каковы будут композиция и распределение пространства.

Игра смены физических сил и антисил, регрессивная и прогрессивная
динамика, разделяющееся и собирающееся движение — все это видно на картине,
все это чувствуется. Картина становится третьим помощником, указывающим на
невидимое ранее, предлагающим источники и решения.

Картина как посредник другого языка

Психотерапевт может теперь сопровождать своих пациентов по ландшафтам
души, ими созданными: по лабиринтам, переливам и пятнам цветов, загадочным
символам, существам и духам, по чему-то хаотически распадающемуся,
неприятно точному, по горам, символам страха, ненависти и ужасным
сексуальным символам, по прибоям и берегам, опасным приключениям и другим
местам. Терапевт дозирует, т.е. затрагивает (обсуждает) ровно столько
элементов картины, сколько ее художник сможет восстановить и переработать.

Процесс восстановления в случае “модифицированного психоанализа” (с
помощью картин) или в случае “психоаналитической терапии искусством” (при
изменяющемся центре внимания) снова происходит через слово: итак, картина
(образ) становится посредником более глубокого, основательного, богатого,
красочного и приближенного к истине языка.

Процессы познания

в психоаналитической терапии искусством

У терапии искусством имеется, как мы увидели, несколько основных
положений.

Одно из этих положений называется выражением. На переднем плане
находится творческий процесс как таковой. Способность пациентов
самовыражаться (например, в виде живописи) поощряется терапевтами
искусством.

В психоаналитической терапии искусством на первом месте (как я
понимаю) находится процесс познания. Познание и осознание фигурирует во
всех известных в психоанализе течений.

На примере одной картины мне хотелось бы кратко осветить следующие
темы (см. рис. на стр.115).

1. Я в контексте психодинамики

Прежде всего Я следует искать там, куда указывает сам художник (сама
художница) и говорит: “Это — я”. На этой картине художница сидит,
прислонившись к дереву и протягивает руки к матери. Мать стоит на коленях в
темной пещере, вытянув руки, и смотрит в другую сторону.

Позиция Я у художницы этой картины регрессивна (взгляд налево на
картине) и беспомощна (прислонение / протянутые руки).

2. Механизм защиты / Фиксация

Художница фиксируется на матери. “Вот моя мать стоит на коленях в
пещере, наклонившись вперед, и молит о внимании. Если я умру, вы будете в
этом виноваты! В конце концов она покончила жизнь самоубийством.”

Сидя у корня дерева, словно приклеившись к нему, художница “смотрит на
вину”, оставшуюся ей после смерти матери. Наблюдая за этим комплексом вины
и из-за этого уничтожая свою духовную энергию, художница открывает для себя
дорогу направо, дорогу к прогрессу.

3. Перенос / Проекция

Каждая картина, нарисованная спонтанно, содержит элементы отношений.
Не только между личностями, нарисованными на ней, но и между автомобилями,
дорогами, реками, зверями, цветами и предметами существует динамика
отношений. Эта динамика отношений исследуется психоаналитически
ориентированными терапевтами искусством как в плане актуальном, так и
проективном.

Например, терапевт спрашивает пациентку: “Существует ли между мной и
ней такая же ситуация (переноса), как на картине?”

Вдруг я (условно) — дерево, к которому прислонилась художница? Или я
тянущаяся вверх сестра? Переносит ли на меня пациентка различные комплексы
вины (например, если она вынуждена была отменить встречу / опоздала /
иногда не принимает меня)?

4. Взаимный перенос

Терапевты, которые пережили примерно то же самое относительно своих
матерей, могут склоняться к тому, чтобы смешать собственные негативные
чувства и чувства художницы, оценить отношение матери как давление и,
следовательно, осложнить конфликт пациентки с матерью.

Терапевтам, исключившим / оттеснившим / отделившим от себя отца, не
приходит в голову, что на этой картине отца нет. “Отрицание”, “слепое
пятно” терапевта и художницы совпадает и является препятствием.

Или оно может быть шансом: психотерапевт, сам закончивший курс по
самопознанию и имеющий опыт в этом отношении, отдает себе отчет в
существовании “слепых пятен” и использует взаимный перенос для
диагностических целей.

5. Сопротивление

Предложение врача продолжить картину на листе бумаги, положенном
справа, т.е. изобразить дистанцию между собой и матерью или новую ситуацию
отношения, повергает художницу в нерешительность. Сопротивление
воспринимается и обрабатывается ориентированными на психоанализ терапевтами
искусством со всей серьезностью. Оно означает отказ от фиксации на
комплексе вины, в данном случае, например, отделение от матери. В конце
концов художнице удается нарисовать в качестве продолжения картины дорогу,
которая ведет ее, ее брата и сестру в собственную жизнь (см. рис. на стр.
117). Новый контекст этой картины превращает старую вину в “черную мозоль”,
на которой теперь никто не фиксируется и не задерживается.

6. Источники

Дорога, по которой идут трое братьев и сестер, теперь “освещается”
дорисованным деревом и висящим над ним солнцем. Дерево — архетипный символ
матери. Солнце символизирует отца. Архетипные символы представляют собой
противовес нехватке настоящих родителей.

Как мы смогли увидеть, психоаналитическая терапия искусством требует
как от терапевта, так и от пациента раскрытия всех смысловых каналов и
каналов познания. Тела, души, язык (картин), ум и дух делят между собой
плоды познания: ясность и правду.

Библиография

1. Шмеер Г. Я на картине. / Применение психодинамики в терапии
искусством. // Pfeiffer Verlag, Mьnchen 1992.

2. Шмеер Г. Лечебные деревья. / Картины деревьев в
психотерапевтической практике. // Pfeiffer Verlag, Mьnchen 1990.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий