Ортодоксальность теории З. Фрейда

Дата: 21.05.2016

		

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Институт Психологии
им.Л.С.Выготского
Кафедра общей, возрастной
и дифференциальной психологии

РЕФЕРАТ

по курсу История Психологии

«Ортодоксальность теории З.Фрейда»

Преподаватель: Марценковская Т.Д.
Студент: Трапани С.С.
Курс 2 группа 961-2

Москва 1998

Психоанализ.

Без преувеличения можно сказать, что австрийский пси-холог и психиатр
Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом
повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии.
Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую
известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием
его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли
науки, связанные с человеком.
З.Фрейд назвал свое учение психоанализом — по имени метода,
разработанного им для диагностики и лечения нев-розов.
Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а через год он
начал проводить систематические само-наблюдения, которые фиксировал в
дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга ”Толкование
сновидений”, в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей
концепции, дополненные в следующей книге “Психопатология обыденной жизни”.
Постепенно его идеи приобретали призна-ние. В 1910 году его приглашают
читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность.
Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно скла-
дывается кружок почитателей и последователей. После орга-низации
психоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире,
психоаналитическое движение ширится. В то же время Фрейд становится все
более догма-тичным в своих взглядах, не терпит ни малейших отклонений от
своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа
некоторых положений психотерапии или структуры личности, предпринимаемые
его учениками. Это приводит к разрыву с Фрейдом самых талантливых его
после-дователей.
О том, что мыслью Фрейда правила общая логика преоб-разования
научного знания о психике, говорит сопоставление пути, следуя которому он
пришел к концепции бессознательной психики, с путями творчества других
натуралистов. Отвергая альтернативу — либо физиология, либо психология
сознания, они открывали особые психодетерминанты, не идентичные ни
нейродетерминантам, ни лишенным реального причинного значения феноменам
сознания, понятого как замкнутое бестелесное “поле” субъекта. В этом общем
прогрессе научного познания психики важная роль наряду с Гельмгольцем,
Дарвином, Сеченовым принадлежит Фрейду.
Во введении в научный оборот различных гипотез, моде-лей и понятий,
охватывающих огромную неизведанную об-ласть неосознаваемой психической
жизни, и состоит заслуга Фрейда. В своих исследованиях Фрейд разработал ряд
поня-тий, запечатлевших реальное своеобразие психики и потому прочно
вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся, в
частности, понятия о защитных меха-низмах, фрустрации, идентификации,
вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силе Я и др.
Фрейд выдывинул на первый план жизненные вопросы, которые никогда не
переставали волновать людей, — о слож-ности внутреннего мира человека, об
испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных
влечений, о противоречиях между “желаемым” и “должным”. Жизненность и
практическая важность этих вопросов выгодно контрастировали с
абстрактностью и сухостью академической, “университетской” психологии. Это
и обусловило тот огромный резонанс, который получило учение Фрейда как в
самой психологии, так и далеко за ее пределами.
Вместе с тем на интерпретацию выдвинутых им проблем, моделей и
понятий неизгладимую печать наложила социально-идеологическая атмосфера, в
которой он творил.
Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения
функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества.
При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру
личности. Фрейд выделял несколько защитных механизмов , главными из которых
являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.
Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией.
Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрес-сивными
стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной
деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с
этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия.
Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная
реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.
Либижозная энергия, которая связана с инстинктом жиз-ни, является
также основой развития личности, характера. Фрейд говорил о том, что в
процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от
друга способом фик-сации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни.
При этом важно, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли
при этом человек в посторонних объектах. Исходя из этого Фрейд выделял три
больших этапа.
Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида,
но и человечского общества. Он писал, что вождь племени является своего
рода отцом рода, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь
занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и
междоусобица, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов,
таюу, которые начинают регули-ровать социальное поведение человека. Позднее
последова-тели Фрейда создали систему этнопсихологических концепций,
которая объясняла особенности психики различных народов способами
происхождения основных этапов в развитии либидо.
Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод — психоанализ, для
объяснения работы которого и были соб-ственно созданы остальные части его
теории. В своей психо-терапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в
глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент
признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит
беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть
появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в
бессознательное своего пациента, но и внушает ему опреде-ленные положения,
прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического
состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации
ассоциаций, снов и ошибок пациента, то есть следов его вытесненного
влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и
внушает ему свое толкование, которое пациент некри-тично понимает. Это
внушение, по мнению Фрейда, и обес-печивает катарсис: принимая позицию
врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождаеся от него.
Поскольку основа такого выздоровления связана с внушением, эта терапия была
названа директивной — в отличие от той, которая основана на равноправных
отношениях пациента и врача.
Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а
многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее
истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что
его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой культуры — не
только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый
мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная
заслуга перед человечеством.
Ни одно течение в истории психологии не вызывало таких
взаимоисключающих суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по
свидетельству многих писателей, настолько проникли в “кровь” западной
культуры, что многим ее предста-вителям значительно легче мыслить ими, чем
игнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается
резкой критике.
Несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда его
последователями основные подходы к психическому развитию, заложенные в его
теории, остались неизменными. К ним относятся прежде всего следующие
положения:
1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;
2) представление о развитии как адаптации к среде; хотя среда и не является
всегда и полностью враждебной, однако она всегда противостоит конкретному
индивиду;
3) представление о движущих силах психического развития как врожденных и
бессознательных;
4) идея о том, что основные механизмы развития, также врожденные,
закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и
существенного изменения эта структура в дальнейшем не претерпевает.

О причинах парадоксальной “жизнеспособности” психоанализа

Какие обстоятельства придали психоанализу неоспоримую
сопротивляемость, хотя ни одно, пожалуй, на-правление психологической мысли
не подвергалось такой резкой и никогда не прекращавшейся критике, как со
стороны тех, кто идеи этого направления в той или иной степени признавал,
так и тем более со стороны тех, кто эти идеи отвер-гал. Пестрота мнений,
которая поныне наблюдатся в его рам-ках, делает нелегким ответ даже на
такой, казалось бы, прос-той вопрос: является ли психоанализ, несмотря на
все пере-петии и парадоксы его истории, более или менее единой
теоретической конструкцией или же, рассматривая его сегодня, мы оказываемся
скорее лишь перед поверхностно объединен-ным конгломератом течений,
лишенным специфического для него концептуального ядра?
Ответ на этот вопрос тем более затруднителен, что, с одной стороны,
теоретические позиции, которые характери-зуют различные направления
современного психоанализа, никогда не были ранее так трудно совместимыми, а
с другой — то, что, несмотря на эту свою внутреннюю разнородность и даже
расщепленность, психоанализ продолжает оставаться в рамках западной
культуры течением качественно особым, противостоящим большинству других
направлений, которые в той или иной степени символизируют или выражают эту
культуру.
Сегодня можно уверенно сказать, что, завоевав с боями определенное
место в западной культуре как течение, имев-шее вначале
психотерапевтическую, а затем также философ-скую и социологическую
ориентацию, психоанализ стал посте-пенно наталкивался в возрастающих
масштабах на довольно резкое сопротивление его дальнейшей экспансии. При
всей “модности” некоторых его понятий и призывов, их популяр-ности на
страницах невзыскательной массовой печати, он остается тем не менее в
условиях современной культуры Запада скорее изолированной сферой мысли.
Подлинного оплодотворения идеями психоанализа концептуальных на-правлений,
проникновения этих идей в иные философские или психологические течения не
произошло. И тем более, конечно, не приходится говорить о каком бы то ни
было влиянии идей психоанализа на работы советских исследователей.
Такое положение вещей не может не заострить естеств-енно возникающий
вопрос: чем же обусловливается эта пара-доксальная жизнеспособность
системы, которая сама по себе, то есть при ретроспективном взгляде на ее
собственные внут-ренние противоречия, обрисовывается как крайне неустойчи-
вая? Что позволяет этой системе сохранять определенную степень исторически
выраженной стабильности при отнюдь не сочувственном принятии ее миром
других идей, при явном наличии в ней сильных критических тенденций,
направленных на переосмысление ее основных исходных положений?
Отвечая, следует прежде всего подчеркнуть, что своеобразие судьбы
психоанализа объясняется своеобразием спектра идей, которые он пытается
утвердить. Существова-нием в этом спектре как важных идей, имеющих
серьезное зна-чение для дальнейшего развития наших знаний, так и идей малой
и даже негативной научной ценности, идей-эфемеров, о которых перестают и
думать очень скоро после того, как они сформулированы. Если последние
придают истории психо-анализа облик динамичной мозаики, неустанной смены
про-грамм и декораций, то первые выступают как основа неоспо-римой
сопротивляемости, которую это течение оказывало на протяжении десятилетий
самым разнообразным попыткам его критики.
Каковы же эти “стабилизирующие” психоанализ идеи? Ответ требует
глубокого анализа, потому что они нелегко воспринимаемы: согласие с ними
возможно лишь при оказе от трактовок, уже давно ставших традициоными, то
есть при условии нового вздляда на целый ряд психологических и клинических
проблем.
Почти уже вековая история психоанализа убедительно говорит в пользу
того, что, сколь бы ярко ни проявлялась изменчивость направлений
психоаналитической мысли, все эти направления, начиная от созданных первыми
“отступ-никами” А.Адлером и К.Юнгом и кончая наиболее известными
современными теоретиками психоанализа Дж.Клайном и Ж.Лаканом, основываются
так или иначе на одной и той же общей для них идее существования
бессознательного, понима-емого как категория принципиально психологическая.
Если утверждается, что неосознаваемая психическая деятельность
обнаруживается в том или ином виде в структуре любой формы человеческого
реагирования, в структуре любого поведенческого феномена, то становится
очевидной невозможность понять в отвлечении от этой идеи ни одно, по
существу, из проявлений целенаправленной активности чело-века.
Именно эта опора на категорию бессознательного, кото-рая объединяет
самые различные направления психоана-литической мысли, позволила
психоанализу уцелеть как специ-фическому концептуальному течению на
протяжении почти уже целого века.

Библиография.

1. «Краткий психологический словарь.» М.1985
2. «Буржуазная философия ХХ века.» Сб.М. 1974
3. «Современная буржуазная философия и религия.»Сб.М.1977
4. Фрейд З. «Введение в психоанализ. Лекции.» М.1991
5. «Философский энциклопедический словарь.» М.1983
6. Ярошевский М.М. «История психологии от античности до середины ХХ века.»
М.1996

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий