Неврозы детей. Причины и следствия

Дата: 21.05.2016

		

РОССИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

по курсу КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

на тему: “НЕВРОЗЫ ДЕТЕЙ, ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ”

1997 год, Москва

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение

2. Мнение о проблеме детских неврозов: А.И.Захаров

3. Выводы: невроз детей — можно ли избежать?

4. Библиография

1. ВВЕДЕНИЕ

Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только
специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего,
родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает
количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного
заболевания. По данным исследований А.И.Захарова к окончанию младшей школы
здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в
сложной социальной обстановке, но на много глубже.
Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости
(невроз — излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство
родителей просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных
расстройств у своих детей, вторая часть — если и обращает внимание, то
относится достаточно поверхностно (“само пройдет”), и лишь незначительная
часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению
школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного
расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми
можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в
школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей
приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные
выводы.
Пословицы говорят: “Посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь
характер — пожнешь судьбу”, “Привычка — вторая натура”. Народная мудрость
тонко подметила связь между образом жизни, который закладывается еще в
детстве, и отношениями человека с окружающими его людьми, из которых
действительно складывается его судьба. Если ребенку в детстве родители
постоянно внушали, что он:” тюфяк, разгильдяй, оболтус”, то рано или поздно
в это начинает верить. Но сначала внутри ребенка происходит конфликт,
потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать
своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под
свои мерки. Из этого конфликта “вытекает” нервное напряжение, с которым
ребенок под час не может справиться. Возможно два варианта решения ребенком
этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых и
спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты
собственного “Я” доступными для него способами, либо он будет
сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и
другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если
родители не сменят свою “воспитательную политику”, то у ребенка возникнет
нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой
во взрослую жизнь. Напрашивается закономерный вопрос: вырастут ли эти дети
полноценными личностями, будут ли они удачливы и счастливы? Напрашивается
соответствующий ответ. В книге Вл. Леви “Нестандартный ребенок”*
описывается случай, когда родители обратились к психологу по поводу своего
ребенка: мальчик перестал убирать свою постель. Сколько лет вашему
мальчику? — спросил психолог. 25 — ответили родители — он уже 3 года как
женат. Причина оказалась лежала на поверхности — родители воспитывали
своего ребенка так, как хотелось им, принудили поступить в институт по их
выбору. Вот “ребеночек” и взбунтовался.
Судя по масштабу распространения этой проблемы — в недалеком будущем
нам грозит “полная невротизация населения”. Общество состоящее в
большинстве своем из невротиков не сможет гармонично существовать в
дальнейшем. Чем может обернуться проблема детских неврозов в дальнейшем,
говорить не приходится.
Вл.Леви “нестандартный ребенок” М., 1989год

Может показаться, что я сгущаю краски и рисую апокалиптическое
будущее. Да, проблема важна, очень. Но все больше родителей придает
значение здоровью своих детей и своих семей в целом. К сожалению,
большинству из них приходится действовать методом проб и ошибок, но самое
главное — они хотят вырастить здоровых детей. Задумываются о профилактике
детских нервных заболеваний и стараются не допускать их. Никто не спорит —
современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности и полна стрессов. В
данных условиях жить и растить новое поколение будет легче только здоровому
человеку и физически, и морально, но в первую очередь психически.
Современная семья “представляет собой не застывшую социальную
организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в
диалектическом развитии. Общеизвестны определенные изменения, происшедшие в
структуре семьи: уменьшение размеров семьи и количества детей, уменьшение
роли старшего брата и сестры, исчезновение резкой дифференциации между
членами семьи в целом” — пишет А.И.Захаров в книге “Неврозы детей”*. Сюда
же можно добавить и смешение половых ролей в обществе: становится все более
заметна феминизация мужчин и, обратно, мускулюнизация женщин. Мужчины все
больше отстраняются от воспитания собственных детей (хотя надо отметить,
эта тенденция существовала и раньше), стараются сложить с себя как можно
больше ответственности за этот процесс. Женщины предлагают своим детям
стереотип модели поведения (согласно половой дифференциации в обществе), не
соответствующий действительности: для мальчиков — образец смеси
“прекрасного принца” и “Шварценегера”, не подкрепленный личным примером
отца, для девочек до сих пор действует стереотип поведения скромной,
домовитой женщины, хотя перед глазами ежедневно пример собственной матери,
не соответствующий реальной женщине в современном обществе.
Современные социальные психологи отмечают изменения происшедшие в
нынешней семье. Намечается тенденция к формированию нового типа семьи.
Отношения между родителями изначально в семье строятся скорее на принципах
товарищества, нежели на принципах главенства того или иного члена семьи (по
патриархальному или матриархальному укладу). Но процесс становления новой
семьи труден и болезнен, так как новые роли еще не до конца освоены: мужчин
в семье еще тянет стукнуть кулаком по столу и сказать: ”Кто в доме
хозяин?”, женщины, воспитанные старшим поколением в ином ключе, вынуждены
приспособиться к современным условиям и вести себя более активно , тоже
претендуют на роль главы семьи. Множество семей распадается, не перейдя 5-
летний рубеж существования. Но так как в большинстве семей уже есть дети,
то прежде всего они расплачиваются за ошибки взрослых. Что, в свою очередь,
способствует возникновению неврозов и других нервных заболеваний детей.
На мой взгляд, причины сложных взаимоотношений между родителями и
детьми, а, в свою очередь и в большинстве случаев, причины повышенной
нервозности детей, кроются в несостоятельности родителей, не способности
выполнять материнские и отцовские обязанности из-за инфантилизма людей,
создающих семью. Современные родители по инерции продолжают жить своими
проблемами, не задумываясь о судьбе своих детей. Современные родители, по
определению Дж.Пирса, “рассоединенные” , они существуют рядом, но не
вместе. Каждый из членов семьи занимается своими проблемами, забывая, что
ребенок нуждается в постоянном любви, внимании и заботе, понимании своих
проблем, которых у него много. Вместо этого современные родители стараются
как можно раньше переложить воспитание собственного ребенка на детские
учреждения, занимаясь тем временем собственной карьерой и собственной
жизнью. Что в свою очередь не способствует здоровью ребенка во всех
* А.И.Захаров “Неврозы у детей” Изд-во Дельта, СПб ,1996г, стр.18
отношениях. Предвижу возражения, что современная жизнь заставляет принимать
решения, не соответствующие собственным стремлениям. На что могу ответить:
компромисс можно найти всегда, было бы желание. Термин “Воссоединение в
родительстве”, предложенный ,Дж.Пирсом*, на самом деле — актуальное
требование к современной семье, реально выполнимое в современных условиях.
Оно поможет предотвратить большинство случаев нервных заболеваний детей,
что в свою очередь обеспечит психическое здоровье подрастающего поколения.
Дети уносят во взрослую жизнь тот стереотип отношений, который
закладывается в детстве. Если малыш часто видит ссоры родителей, то в
последствии принимает их за норму жизни, вырабатывает привычку к подобным
отношениям. Став, в свою очередь родителем, подсознательно реализует
заложенное в детстве представление в собственной семье. По моему мнению, в
современную школьную программу надо включить предмет “Родительство”, обучая
, что называется “с младых ногтей” премудростям этой сложной науки. Так как
пока что редкую нынешнюю семью можно взять за пример для подражания —
гармония семейных отношений вероятнее всего создаст благоприятную почву для
воспитания гармоничной личности (конечно, ни кто не застрахован от ошибок).

______________________
Дж.Пирс “Волшебный ребенок вырастает” Самиздат

2. МНЕНИЕ О ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ: А.И.ЗАХАРОВ

По мнению А.И.Захарова существуют несколько видов неврозов. В своей
книге “Неврозы у детей” он перечисляет их в следующем порядке:

1. Невроз страха *. Пример девочки 6-ти лет описывает данный вид
невроза.
“Мы знаем, что, когда возникают такие состояния, чаще всего речь идет
о страхе смерти. Он проявляется в той или иной степени у всех детей в
возрасте 5-6 лет. … Как правило, дети сами справляются с подобными
переживаниями; но только в том случае, если в семье существует
жизнерадостная эмоциональная атмосфера… А если ребенок и прежде был
беспокойным , то подобное беспокойство резко усиливает возрастной страх
смерти, и вот вам набор невротических страхов, как у этой девочки ( боязнь
лифта, пожара, огня, болезни, машин и т.д.). Все эти страхи мотивированы,
по существу, одним: боязнью, что может что-то случиться. В своем
максимальном выражении это “что-то” означает смерть: от пожара, болезни и
т.д. …Источником подобных страхов была мать, тревожная по характеру, и
всего этого боявшаяся в детстве”.
А.И.Захаров видит причину передачи материнских страхов дочери в такой
особенности психологического развития ребенка, как “феномен ролевой
идентификации “ — в возрасте 4-5 лет девочки хотят в играх изображать себя
мамой, мальчики 5-8 лет — отца.
Так и в данном случае девочка подсознательно, незаметно усвоила
материнский способ поведения.

2. Неврастения *.
“Болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка.
Он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее
считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями”.
Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка
таким, каков он есть на самом деле. Ребенок, в свою очередь не может
понять, почему родители так строги к нему, ведь он так старается делать то,
что они требуют. Противоречия самих родителей приводят ребенка к нервному
перенапряжению, неврастении. Говорить о здоровой психике ребенка не
приходится — конфликт родителей с ребенком, воспринимается последним, как
собственная неполноценность. На самом деле, приходится удивляться терпению
детей в таких ситуациях. По словам Захарова, родители по его просьбе
подсчитали сколько замечаний в день они сделали своему ребенку: около 300
противоречивых требований ( не просьб, обращений, а требований и приказов).
Другой причиной подобного невроза может быть переключение внимания
родителей на другого ребенка, появившегося в семье, неспособность самих
родителей равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье.
Часто, упреки в адрес старшего (в такой ситуации реже бывает наоборот)
ребенка бывают несправедливы и мотивированы тем, что “он старший, на нем
больше ответственности, он сам должен понимать”. Как правило оборачивается
такая ситуация нервными срывами, тиками, а в худших случаях неприкрытой
агрессией к младшему брату или сестре. Так страдающий ребенок понимает
причину снижения своего рейтинга у родителей.

А.И.Захаров “Неврозы у детей” . Невроз страха -стр.61
неврастения —
стр.66

3. Истерический невроз*.

“Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно
капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный
невроз надо отличать от патологии характера, которая бывает в более старшем
возрасте”. Можно добавить: надо отличать от педагогической запущенности, но
причина — та же. Родители до определенного момента потакали возрастающим
требованиям чада, но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно —
ведь ребенок не понимает смену логики родителей. “Главное отличие: ребенок
не хочет быть таким; он устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но
ничего с собой не может сделать, это происходит помимо его воли”.
Причины возникновения такого поведения Захаров видит в вышеуказанной
причине: непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения
— бабушек и дедушек. За примером далеко обращаться не надо, он взят из
жизни. Приехала свекровь, которая видит своего внука раз в год, решила
проявить “педагогическую чуткость. “Ребенку нельзя говорить нет” — сказала
она мне. Ребенок требовал достать специально спрятанные от него сладости
перед обедом. Малыш почувствовал, что здесь он не получит сопротивления,
заставил бабушку поднять его на нужную высоту и сам достал искомое. Перед
этим устроив небольшую истерику для острастки. Хуже было, когда бабушка
уехала — невозможно было объяснить, почему ему запрещают то, что вчера
разрешили.
Другую причину истерического невроза Захаров называет обратную сторону
такой ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное
отсутствие такового. Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере
накопления дефицита внимания устраивают демонстрации. Но, как правило,
натыкается на стену непонимания — всегда тихий и незаметный ребенок
превращается в неуправляемого буяна. “Ты нам такой не нравишься” — как бы
говорят родители. Таких детей называют “невостребованными”.
На самом деле проблема “невостребованных детей” характерна для
поколения 60-80х годов, когда молодые родители были заняты устройством
личной жизни и карьеры, лишь у малого количества родителей была возможность
заниматься домашним воспитание детей, остальные были лишены такой
возможности, вынуждены были отдавать своих детей в детские ясли и сады.
Можно сказать — веяние времени.

4. Невроз навязчивых состояний*.

Последний невроз, описанный Захаровым. “…Обычно проявляется в более
старшем школьном возрасте”. Состояния, при которых ребенок испытывает
потребность совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это
несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами
защиты, как тики, однообразные движения, или респираторные явления (по
мнению В.И.Гарбузова).
Корни этого невроза — те же, семейные отношения, вернее их нарушения.
Повышенная требовательность родителей, требовательность — ради требований,
принципиальность — вопреки здравому смыслу. Родители требуют
беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У
детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования
родителей (о взрослых, выросших в таких условиях говорят: ”Пуганная ворона
куста боится”).
*А.И.Захаров “Неврозы у детей” Истерический невроз — стр.69
Невроз
навязчивых состояний — стр.70

3. ВЫВОДЫ: НЕВРОЗ ДЕТЕЙ — МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ?

А.И.Захаров видит причины детских неврозов в несовершенстве семейных
отношений. Но, таким образом, проблема становится похожа на замкнутый круг:
родители несут из своего детства свои страхи проблемы, перекладывая их на
плечи порастающих детей, те в свою очередь — на плечи своих детей. И так
можно продолжать долго, пока кто-либо из этой цепочки не остановится и не
задумается, как исправить это положение. Сознательное родительство, то есть
полное осознание свей ответственности как родителя и воспитателя многим
мамам и папам помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей
относительно здоровыми. Дети, чувствуя в родителях, прежде всего любовь,
находя опору и понимание более безболезненно проходят кризисные моменты
своей жизни.
Очень важный момент, которому Захаров придает большое значение —
период до рождения ребенка. Насколько ребенок будет желанным в семье, в
каком состоянии находится сама семья на момент появления ребенка в семье.
Старинная притча говорит: когда к древнему мудрецу пришли молодые
родители, ребенку которых было 10 дней, и спросили: “Когда нам начинать
воспитывать своего ребенка?” На что мудрец им ответил: “Вы опоздали на 9
месяцев и 10 дней”.
На самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют
право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить
собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное понимание
такого решения в будущем гарантирует и психическое здоровье ребенка в
семье, а так же гарантия, что большинство ваших проблем не перейдут
бесполезным багажом в жизнь наших внуков.
Не менее важно понимание чувства меры — “Ничто не яд, ничто не
лекарство — главное мера”. Избыток неоправданного внимания, этакое
“всевидящее око”, родителей может породить в ребенке неуверенность в
собственных силах, различные комплексы, так же может привести к
возникновению невроза. Адекватное отношение к возрасту ребенка (кстати,
большинство родителей не может спокойно принять темпы взросления
собственных детей — здесь возможны полярные мнения, то им кажется, что
ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не
соответствующие возрасту ребенка) — сложность, которую не многие могут
преодолеть спокойно. Понимание и уважение к личной жизни ребенка
соблюдается далеко не всеми родителями, но это относится уже к разделу
этики самих родителей.
Многие родители воспринимают собственного ребенка, как еще один шанс
для воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей. Как и
чем расплачиваются дети таких родителей, по-моему, не требуется
рассказывать.
Действительно, перечислять причины детских неврозов можно долго.
Главное понять, что причины нервных заболеваний детей кроются не в
несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители,
водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез,
заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая
так, валят “с больной головы на здоровую” — если здесь уместен такой
каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей.
Конечно, нельзя забывать, что спровоцировать выход невроза “на
поверхность” может какой угодно напряженный момент — облаяла собака, резко
просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа
закладывается в раннем детстве.
Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания
собственной невнимательности к своим же детям.
В кабинете у моего отца висел плакат: “Кто хочет работать — работает,
кто не хочет — ищет оправдания собственной бездеятельности”. Перефразируя,
можно сказать: “Кто хочет вырастить гармоничного ребенка — прикладывает
усилия для достижения своей цели, кто хочет заниматься только собой — ищет
оправдания собственной бездеятельности”.
Говоря о детских неврозах, надо постоянно помнить, что это заболевание
получают в виде наследства от своих собственных родителей. А.И.Захаров
постоянно подчеркивает, что неврозы у детей — заболевания не генетические,
но обусловлены состоянием родителей на момент рождения малыша.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. А.И.ЗАХАРОВ “НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ”, изд-во “Дельта” , СПб, 1996 год

2. В.И.ГАРБУЗОВ “НЕРВНЫЕ ДЕТИ” Ленинград 1990 год (?)

3. В.ЛЕВИ “НЕСТАНДАРТНЫЙ РЕБЕНОК” Москва 1989 год.

4 Дж.ПИРС “ВОЛШЕБНЫЙ РЕБЕНОК ПОДРАСТАЕТ” , Самиздат.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий