Зигмунд Фрэйд – основоположник психоанализа

Дата: 21.05.2016

		

Белорусский государственный университет
Факультет управления и социальных технологий

Реферат по предмету
«История психологии»
на тему:
Зигмунд Фрэйд – основоположник психоанализа

Студента 1 курса группы №171
специальность «Социальная работа»
Кардымона Юрия Валентиновича

2001 Минск

«Чтобы оценить его полностью,
необходимо два условия: свобода
от предубеждений и, желание
прямо смотреть правде в глаза»

Лоуренс Даррен

«Придет время, — писал известный швейцарский психиатр Э. Блейлер, —
когда будут говорить о психологии до Фрейда и психологии после Фрейда».
Действительно, трудно переоценить влияние этого учения на дальнейшее
развитие психологии и клинической психиатрии, да и вообще на эволюцию
человеческой мысли. Ведь недаром Фрейда ставят в один ряд с Аристотелем,
Дарвином, Эйнштейном, называют «зодчим современного понимания человека»,
«одним из научных новаторов нашей эпохи», а его учение — «коперниковским
переворотом», видоизменившим не только науку, но и культуру общества в
целом.
С самого начала становления как науки, психоанализ имел горячих
приверженцев не только в среде психологов и психиатров (Э. Блейлер, А.
Адлер. К. Г. Юнг, О. Ранк, Э. Джонс); многие выдающиеся современники:
Альберт Эйнштейн (назвавший Фрейда «величайшим учителем»), Томас Манн,
Стефан Цвейг, Теодор Драйзер, Густав Маллер, Роберт Уэллс, высоко ценили и
уважали Фрейда как ученого и мыслителя, о чем, более чем красноречиво,
свидетельствует его переписка.
Смелость, неординарность и революционность самого подхода Фрейда к
«хрупкой» проблеме человеческой психики снискали ему и его учению много
противников, в основном, среди клиницистов (Е. Крепелин, К. Ясперс. В.
Майер-Гросс, Г. Г руле и др.).
В то же время идеи Фрейда постепенно прокладывали себе путь через
многие трудности и противоречия. Второе поколение психоаналитиков (К.
Хорни, Э. Фромм. Д. Морено, Г. Маркузе) способствовало дальнейшему развитию
фрейдизма, который нес в самом себе стимул для творческих и
интеллектуальных исканий в самых широких областях человеческих знаний.
В настоящее время, являясь крайне противоречивым учением, со
множеством, часто взаимоисключающих ответвлений, психоанализ остается одним
из основных психологических и философских концепций современности, и вряд
ли какой-либо знающий психолог или психиатр позволит себе оспаривать
важность основных предпосылок Фрейда о роли бессознательного в структуре
личности. Хотя Фрейду вряд ли принадлежит честь изобретения термина
«бессознательное». Английский исследователь Л.Уайт показал, что в период
Фрэйда в университете вышло 6 книг на английском, французском и немецком
языках, в названии которых стоял термин «бессознательное».
«Благодаря этому учению в качестве предмета психологии стала
выступать психика во всех своих возможных формах ее проявления, как в
сознательной, так и бессознательной, как в сновидениях, так и наяву, как в
норме, так и в патологии» (А. Е. Шерозия). Так же трудно переоценить
влияние психоанализа на культуру общества в целом. Фрэйд дал стимул для
поиска новых форм и содержания в литературе, драматургии, поэзии,
изобразительном искусстве. Позволим себе напомнить лишь малую часть
деятелей культуры, чье творчество несет яркий отпечаток идей Фрейда: Т.
Манн, С. Цвейг, Г. Гессе, Р. Роллан, А. Жид, Ж Кокто, С. Беккет, Э.
Ионеско, С. Дали, X. Миро.
Долгие годы тоталитаризма и застоя, изоляции нашего общества от
магистральных направлений интеллектуальных исканий человечества нанесли
тяжелый урон отечественной науке. В печальном списке «вредных учений»,
наряду с генетикой, кибернетикой и социологией, одним из первых оказался
психоанализ. Вследствие «идейных дискуссий» конца 20-х — начала 30-х годов
был ликвидирован. Психоаналитический институт, подверглись гонениям многие
психиатры психологи, стоящие на позициях психоанализа.
Ввиду того, что в литературе зачастую тенденциозно, а порой искаженно
трактовалось не только учение Фрейда — психоанализ, но крайне однобоко и
скудно давались его биографические сведения, необходимо остановиться на
главных этапах жизненного пути великого ученого.
____________________________________
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в Фрейбурге, провинциальном
городе Австро-Венгерской империи, в семье торговца шерстью. В дальнейшем,
ввиду разгула антисемитизма, семья Фрейдов, после недолгих скитаний,
поселилась в Вене. Отец Зигмунда — Якоб Фрейд, придерживаясь либерально-
просветительских взглядов всячески способствовал образованию сына. Еще в
гимназии, показав неординарные способности, Фрейд увлекся естествознанием,
особенно учением Дарвина, много и упорно учился и решил в дальнейшем
посвятить себя науке. В 1873 году он поступает на медицинский факультет
Венского университета. Особенное влияние на формирование З. Фрейда как
ученого оказал крупнейший физиолог школы Гельмгольца, директор Института
физиологии при университете Эрнст Брюкке, у которого Фрейд работал в
течение пяти лет — с 1876 по 1881 г. За эти годы Фрейд сделал важнейшие
наблюдения, которые поставили его в ряд пионеров нейронной теории —
основного положения современной неврологии.
В 1885 году отлично сдав устные и письменные экзамены, и прочитав
блестящую лекцию о «Модулярных областях головного мозга», он становится
приват-доцентом по неврологии Венского университета. В том же году Фрейд в
течение почти пяти месяцев работал в Париже, в клинике Ж. Шарко, одного из
самых знаменитых неврологов XIX века. Здесь он впервые заинтересовался
проблемой истерии и параллельно с исследованиями в области неврологии стал
искать причины и механизмы этого заболевания.
Одновременно с научной деятельностью Фрейд занимался и практической
работой. Систематические практические наблюдения привели Фрейда к
необходимости значительного изменения способа лечения больных неврозами.
Вместо гипнотического внушения он стал применять метод «свободных
ассоциаций», толкования сновидений и перенесения. Всеми этими путями,
согласно предположению Фрейда, вытесненные из сознательной сферы
переживания могут выйти в сознание. Именно эти методы легли в основу
техники психоаналитической терапии, применяемой в принципиально неизменном
виде и в наши дни.
В 1909 году 3. Фрейд и К. Г. Юнг были приглашены в США для чтения
лекций. После восторженной встречи Фрейд иронично заметил: «Эти люди не
подозревают, что я принес им чуму». Именно такой была первая реакция
широкой общественности на психоанализ.
В то же время психоанализ постепенно стал завоевывать мир. В США,
Германии, Англии, Франции, Италии, Швеции и других странах создаются
психоаналитические общества, выходят журналы.
Последнее десятилетие своей жизни Фрейд посвятил изучению, анализу и
обобщению своих представлений о природе человека, общества и культуры.
Окруженный ореолом популярности и всеобщего поклонения, Фрейд скромно и
почти безвыездно жил в Леопольштадте — еврейском гетто Вены — с женой и
шестью детьми. Его блистательный и острый ум, талант полемиста, научный
гуманизм и демократизм расширили круг его единомышленников и привлекли
друзей в среде интеллектуальной элиты своего времени. В последние годы
жизни Фрейд страдал от рака гортани, перенес несколько операций. Он почти
отошел от практической клинической работы, сосредоточившись на творческой
деятельности и обучении психоаналитиков.
После захвата Австрии нацистами в 1938 году Фрейд, лишенный паспорта,
стал узником гетто. Фашисты конфисковали его имущество и библиотеку, четыре
его сестры погибли в нацистском лагере. Лишь огромный международный
резонанс и выкуп в 100 000 шиллингов вырвал Фрейда из Вены. Последний, год
жизни он провел в Англии. Зигмунд Фрейд умер 23 сентября 1939 года в
возрасте 83-х лет.
_________________________________
Многие понятия фрэйдовского анализа подвергались экспериментальной
проверке еще в 30-40 годы, правда, с сомнительным результатом. В последние
годы был проведен ряд более надежных исследований. Научная достоверность
полученных Фрэйдом выводов проверялась на основе анализа около 2000 случаев
из психиатрии, психологии, антропологии и ряда других дисциплин. Итоги
таковы: часть базовых понятий психоанализа — такие как ИД, ЭГО, Супер-ЭГО,
стремление к смерти, либидо и тревога, — выдержала испытания средствами
науки. Другая же часть понятий была признана научно несостоятельными.
Я приведу ряд положений, которые как показывает анализ публикаций,
выдержали научную проверку:
1) некоторые характеристики орального и анального типа личности;
2) некоторые причинные факторы гомосексуальности;
3) некоторые аспекты эдипова комплекса у мальчиков (чувства соперничества
по отношению к отцу, сексуальные фантазии по поводу матери и страх
кастрации). / Хотя, по-моему, абсурдно звучит утверждения о том, что
двухмесячный ребенок ведет осознанную и целенаправленную борьбу за
сексуальное обладание матерью./
Укажу также на ряд положений, которые не получили поддержки со
стороны научных методов проверки:
1) что в сновидениях в символической форме удовлетворяются ранее
подавленные намерения и желания;
2) что под влиянием эдипова комплекса мальчики и сравнивают себя с
отцом, и усваивают его нормы супер-эго под влиянием страха;
3) что женщины имеют заниженную по сравнению с мужчинами оценку
собственного тела, что у них менее развиты стандарты супер-эго.

Однако, несмотря на всю критику в свой адрес, недостаток научной
строгости и некоторую методологическую слабость, фрэйдовский психоанализ
продолжает оставаться влиятельной силой в современной психологии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Фрэйд З. «Я и Оно»
2. Д.Шульц и С.-Э. Шульц «История современной психологии»
3. С. Шишов «Обратная сторона нашего Я»
4. Б. Р. Нанейшвили и Г.Б. Нанейшвили «Предисловие к собранию сочинений
З.Фрэйда»

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий