Звуковосприятие

Дата: 21.05.2016

		

[pic]

«Мы видим звук»

«Я взвесил звук,

измерил и
расчислил,
В загадку слова хитростью
проник.
И умное злодейство я
замыслил —
Предать железу
свой живой язык…»
(А. Журавлёв)

Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много
писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в
цвете. Целое направление в искусстве — цветомузыка — основано на этом
свойстве звуков музыки.
Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже
могут восприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет «Гласные», в
котором так раскрасил звуки:
А — черный; белый — Е; И -красный; У — зелёный;
О — синий : тайну их скажу я в свой черед…
Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета: он
считал И — синим, У — ярко желтым, А — красным. Немецкий лингвист А,
Шлегель писал, что для него И — небесно-голубой, А — красный, О —
пурпурный. А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется
белым, Е — желто-зелёным, И — синим, У — чёрным, О — ярко-оранжевым. Если
продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук
окажется раскрашенным во все цвета радуги.
Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые
звукоцветовые соответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть, случайно
возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А возможно, что
звуковые связи — следствие исключительно тонко устроенных механизмов
восприятия отдельных людей?
На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на
том, что связь «звук речи — цвет» — редкий сугубо индивидуальный феномен.
Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно
либо непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в
экспериментах, либо строго вычисляется. Причем в любом случае последнее
слово остается за практикой: нужно, чтобы явление наблюдаемо
функционировало или обнаруживались бы следы его действия.
Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе. В эту
область наука, как в зону «пикника на обочине», проникает пока ещё редко и
с трудом, а проникнув, натыкается на непонятные «полные пустышки», которые
вскрыть своими инструментами не может. Психические явления чаще всего
непосредственно не наблюдаются, в экспериментах то проявляются, то нет,
вычислению поддаются плохо, а следы их функционирования неопределенны,
зыбки, нерегулярны. Особенно в области подсознания. Вот, скажем, интуиция.
Каждый может припомнить случаи, когда, как нам кажется, правильное решение
или поступок были подсказаны нам интуицией. Более того, как выяснилось в
процессе работ над искусственным интеллектом, человек в сложных ситуациях
принимает решение не путем перебора всех возможных вариантов, а
эвристически, подсознательно, интуитивно находит нужный путь. Но с другой
стороны, интуиция ведь и подводит нередко. Как же понять, когда интуиция
нашептывает нам правильное решение, а когда каверзно подталкивает нас в
тупик?
Вот так и со звукоцветовыми соответствиями. Если они существуют, то
кто прав — А. Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее?
Идея экспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых
на определённый стимул, а затем следует статистическая обработка
полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Техника
регистрации разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи —
требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые
карточки — требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить
звуки по цвету, скажем, от «самого красного» и до «наименее красного»,
«самого синего» и до «наименее синего» и т.п.
Многие такие эксперименты с тысячами информантов показало, что в
подавляющем большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные
вполне определённо. Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных —
А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А вполне согласованно называют красной
, Е — чётко зелёная, а И — определённо синяя. Звукобукву О все считают
светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых называют её жёлтой, всё же
довольно часто встречаются ответы: «белая». Получается, что она солнечная.
Заметьте, что лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными,
опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках. А
физики главными считают соответствующие этим гласным цвета, потому что их
комбинации дают все другие цвета и оттенки. Чем и пользуется цветная
фотография, цветное телевидение. Не удивительно ли, что и в языке
соответствия именно главным цветам оказались наиболее четкими?
Видимо, здесь проявляется «коллективная интуиция» людей: цветовое
устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия главных
цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки О, А, Е, И наиболее
частотны из гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными, в
свою очередь, прослеживается связь: название определённого цвета содержит
соответственно «окрашенный» звук, причем он занимает в слове самую важную —
ударную позицию: красный, синий.
Остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми
они связываются, к тому же связь эта прослеживается менее четко — здесь
больше разброс мнений испытуемых. Так, У — ассоциируется с тёмными
оттенками синего цвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным,
тёмно-лиловым. Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками синего цвета, но
со светлыми: голубым, светло-сиреневым.
Интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е, а по
звучанию с О. И в цветовом отношении она вполне определённо располагается
между жёлтой О и зелёной ЕЖ примерно половина испытуемых называет её
желтой, а половина — зелёной. Так что Ё — светлая жёлто-зелёная.
А вот Я окраской почти не отличается от А, разве что воспринимается
как более светлая и яркая.
Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о
световой характеристике. Если О — звукобуква света, то Ы — звукобуква
мрака, тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно
дают самые тёмные характеристики — темно-коричневая, чёрная.
Любопытно, что на восприятие, строго говоря, согласного звука Й явно
повлияла графическая форма буквы Й, передающей этот звук. Сходство Й с И
привело и к сходным цветовым оценкам — Й воспринимается как синяя
звукобуква, хотя и с меньшей определенностью, чем И.
Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот же
звук, который в большинстве случаев передаётся буквой Е, зелёной звукобуква
Э по ответам испытуемых не получается: буквенная форма другая. И вообще
никакой определённый цвет с Э не связывается. А поскольку и встречается Э в
текстах крайне редко (гораздо реже всех других гласных), то при дальнейшем
анализе текстов её решено было не учитывать.
Конечно, не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно
закреплены в подсознании. Есть испытуемые, которые во всех экспериментах
показывают чёткие и единообразные результаты, совпадающие с «коллективным
мнением» всех опрошенных, а есть и такие, чьи ответы в разных экспериментах
разноречивы, неустойчивы, и по их ответам никакой определённой окраски
звуков не прослеживается. Ну и что ж, ведь дальтоники не видят цвет
предметов, но это не значит, что окраски предметов не существует. Важно,
что большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно единообразно
устанавливают вполне определённые связи между звуком и цветом, хотя почти
никто этого не осознаёт.
Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям

|Звукобукв|Цвета |
|ы | |
|А |густо-красный |
|Я |ярко-красный |
|О |светло-жёлтый или белый |
|Е |зелёный |
|Ё |жёлто-зелёный |
|И |синий |
|Й |синеватый |
|У |тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, |
| |тёмно-лиловый |
|Ю |голубоватый |
|Ы |мрачный тёмно-коричневый или чёрный |

Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть
даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-
то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления
звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна.
Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в
стихотворении создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных
стиха должен бы поддержать, «подсветить» эту картину звуками
соответствующего цвета.
Если это так, то естественно ожидать, что при описании, например,
красных предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я;
они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных,
наиболее заметных позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо синего
будет сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю; зелёного — нагнетанием Е, Ё
и т.д.
Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих статистических
подсчётах стала на глазах проявляется живая игра звукоцветовых ореолов
поэтического языка, поражающая своей неожиданностью, своим разнообразием и
точным соответствием понятийному смыслу и общему экспрессивно-образному
строю произведений. Судите сами.
У А. Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от
картины В. Васнецова «Гамаюн, птица вещая». Стихотворение о грозных
пророчествах передаёт трагический колорит картины — мрачно-багровый цвет
казней, пожаров, крови.

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облечённых…
……
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
……..
И вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..

Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения
должны встречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и тёмные,
мрачные У, Ы. Не так ли?
Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с этой
точки зрения уж очень необычны, то одного утверждения, что это
действительно так, будет наверняка недостаточно. Обычная реакция любого,
кто впервые слышит о звукоцвете в поэзии: «Этого не может быть!» А на
машинные расчеты чаще всего смотрят с тайной уверенностью в подвохе.
Поэтому опишем хотя бы кратко методику компьютерного анализа этого и других
стихотворений, о которых здесь будет идти речь.
В тексте стихотворения (включая заголовок) подсчитывается количество
каждой из 10 звукобукв, перечисленных в таблице. Чтобы учесть особую роль
ударных гласных, они при счёте удваиваются. Так как Ё, Я, Ю, Й связываются
лишь с оттенками основных цветов и ещё потому, что встречаются они
сравнительно редко, самостоятельного значения в звукоцветовой картине стиха
они не имеют. Поэтому приплюсовываются к основным гласным. Поскольку
звукобуква Ё оказалась двухцветной, то её количество разделяется поровну
между О и Е. Синева Й выражена слабо, поэтому количество Й сокращается
наполовину и только затем приплюсовывается к И. Подсчитывается также
количество всех букв с удвоением ударных (величина N).
Затем определяются доля (частотность) каждой гласной в тексте
стихотворения ([pic]) и единицы размаха колебаний для данного текста:

[pic]

Полученные частности сопоставляются с нормальными
(среднестатистическими для языка), и вычисляются нормированные разности
этих частотностей, чтобы установить, случайно или нет наблюдаемые в
стихотворении частотности отличаются от нормальных и как именно отличаются:

[pic]

Звукоцвет в стихотворении «Гамаюн, птица вещая»

|Звукобуквы |n |[pic] |[pic] |[pic] |Z |Цвет |
|О+0.5Ё |28 |0.089 |0.126 |0.019 |-1.95 | |
|А+Я |50 |0.159 |0.116 |0.018 |2.39 |красный |
|Е+0.5Ё |31 |0.098 |0.102 |0.017 |-0.24 | |
|И+0.5Й |20.5 |0.065 |0.077 |0.015 |-0.80 | |
|У+Ю |16 |0.051 |0.040 |0.011 |1.00 |тёмный |
| | | | | | |сине-зелён|
| | | | | | |ый |
|Ы |11 |0.035 |0.024 |0.009 |1.22 |чёрный, |
| | | | | | |коричневый|
| | | | | | | |
|Всего звукобукв в стихотворении 315 | | | | | | |
| | | | | | | |

[pic]

Как видим, звуков А и Я в обычной речи должно было бы встретиться 116
на тысячу, а в стихотворении их гораздо больше ([pic]). При [pic] такое
отклонение частности (0.159 — 0.116 = 0.044) превышает случайное в 2.39
раза, то есть едва ли может быть случайным. Значит, поэт интуитивно
нагнетал красные А и Я, чаще обеспечивая им ударные позиции (вещает казней
ряд кровавых). Вторым по превышению нормы идет Ы, придавая красному тону
мрачное, трагическое звучание. Наконец, У (также с превышением частотности
над нормой) добавляет звукоцветовой картине тёмные сине-зелёные и лиловые
оттенки. Частотность всех остальных гласных ниже нормы.
Если теперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении
гласных, то получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое-
где с тёмной прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова.
Остаётся только поражаться, насколько точно талант поэта подсказал ему
выбор и пропорции доминантных звуков.
Таким способом на компьютере «прочитано» много стихотворений. Для
некоторых из них в общей табличке приведены итоговые величины (Z), чтобы
можно было убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответствия — не
парадокс статистики, не случайное совпадение цифр. Значимые превышения
частотностей отмечены полужирным шрифтом. В последнем, восьмом столбце
дана цветовая расшифровка результатов.

Звукоцвет в поэзии

|Стихотворения |Звукобуквы и величины | | | | | |Цвет |
| | | | | | | | |
| |О+0.5|А+Я |Е+0.5Ё|И+0.5Й|У+Ю |Ы | |
| |Ё | | | | | | |
| | | | | | | | |
|Александр Блок| | | | | | | |
| | | | | | | | |
|»Гамаюн, птица |-1.95|2.39 |-0.24 |-0.80 |1.00 |1.22 |тёмно-красный,|
|вещая» | | | | | | |тёмный |
| | | | | | | |сине-зелёный |
| | | | | | | | |
|Сергей Есенин | | | | | | | |
|»Отговорила |1.00 |-0.33 |0.82 |0.20 |-1.00|-0.17|желтый, |
|роща | | | | | | |зелёный |
|золотая…» | | | | | | | |
|»Выткался не |-0.75|1.56 |-0.40 |-2.00 |2.70 |0.35 |красный, |
|озере алый свет| | | | | | |тёмный |
|зари…» | | | | | | |сине-зелёный |
|»Воздух |-2.57|0.69 |-0.23 |1.18 |0.00 |0.00 |синий |
|прозрачный и | | | | | | | |
|синий» | | | | | | | |
|»Зелёная |-0.56|-2.00 |1.36 |-0.92 |1.22 |-0.29|зелёный, |
|причёска, | | | | | | |тёмный |
|девическая | | | | | | |сине-зелёный |
|грудь…» | | | | | | | |
| | | | | | | | |
|Арсений | | | | | | | |
|Тарковский | | | | | | | |
|»Перед |3.47 |1.93 |-1.43 |-0.83 |-3.33|0.14 |жёлтый, |
|листопадом» | | | | | | |красный |
|I строфа |2.80 |1.21 |-1.25 |-1.29 |-2.22|-0.50|жёлтый |
| | | | | | | | |
|II строфа |1.65 |-1.20 |-1.43 |1.88 |-0.28|2.71 |тёмно-синий |
| | | | | | | | |
|III строфа |0.45 |2.27 |0.43 |-1.84 |-1.72|-0.43|красный |
| | | | | | | | |
|»Синицы» |-0.68|0.17 |0.29 |1.33 |-0.55|0.11 |синий |
| | | | | | | | |
|»Сирени вы, |0.29 |-1.94 |0.40 |0.08 |0.40 |-0.12|сине-зелёный |
|сирени» | | | | | | | |
|»Дождь» |0.27 |-1.80 |0.36 |0.50 |1.78 |1.57 |тёмный |
| | | | | | | |сине-зелёный |
|»Петровские |-0.21|0.50 |-1.47 |0.13 |0.45 |2.33 |чёрный, |
|казни» | | | | | | |багровый |
|»Пускай простит|1.93 |0.14 |-1.92 |-0.82 |1.25 |0.00 |жёлтый, |
|меня Винсент | | | | | | |тёмно-синий |
|Ван Гог» | | | | | | | |
| | | | | | | | |
|А. Вознесенский| | | | | | | |
| | | | | | | | |
|»Васильки |-1.50|-1.13 |1.38 |4.14 |-0.60|0.25 |синий, |
|Шагала» | | | | | | |зеленоватый |
|»Пожар в |0.17 |2.08 |-4.36 |1.80 |-0.29|0.33 |красный, синий|
|архитектурном» | | | | | | | |
|»Сирень «Москва|-3.09|-0.08 |2.50 |-0.75 |2.70 |-2.60|сине-зелёный |
|- Варшава» | | | | | | | |
|»Очищение» |3.14 |-0.71 |-0.85 |-2.73 |4.36 |-1.83|тёмно-синий, |
| | | | | | | |бело-жёлтый |

Хорошо видно, как точно использует изобразительные возможности
звукоцветовх ореолов С. Есенин. При сравнении уже первых строчек его
стихотворений с цветами доминирующих гласных сразу обнаруживается явное
соответствие словесных и звукоцветовых картин. «Отговорила роща золотая…»
— доминирующий цвет жёлтый, слегка зеленоватый. «Выткался на озере алый
свет зари…» — звуки создают густо-красную и тёмно-синюю гамму. «Воздух
прозрачный и синий…» — звукоцвет синий, чуть розоватый. «Зелёная
причёска, девическая грудь…» — зелёная и тёмно-зелёная с синевой гамма
звукоцветовых соответствий. Как говорится, комментарии излишни. Да, поэты
могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: «Мы видим звук». Они его
действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол
и зажигают эту радугу в своих стихах.
Ну а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины, показывая
тем самым, что способен уловить и эту удивительную особенность поэтической
речи.

По книге А. Журавлёва «Диалог с компьютером». «Молодая гвардия», 1987
год.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий