Жизненные циклы организации

Дата: 21.05.2016

		

Содержание

Введение

Глава 1. Смена фаз жизненного цикла системы

1.1 Понятие фазы жизненного цикла (ФЖЦ)

1.2 Факторы, влияющие на смену ФЖЦ

1.3 Анализ жизненного цикла организации

Выводы к 1 главе

Глава 2. Жизненные циклы организации.

2.1 Понятие жизненного цикла организации

2.2 Стадии жизненного цикла организации

2.3 Процедура формирования параметров оценки с учетом ЖЦО

Выводы ко 2 главе

Глава 3. Возрастной состав основных производственных фондов

3.1 Понятие основных производственных фондов

3.2 Возрастная структура основных производственных фондов

3.3 Возрастной состав производственных фондов на примере
ОАО «АК »Транснефть»

Выводы к 3 главе

Заключение

Список литературы


Введение

Окружающий нас мир многогранен. Это не может не создавать
серьезных проблем с его описанием. Выявление основных причинно-следственных
связей, существующих в нем, требует значительных материальных и
интеллектуальных усилий. Науке здесь принадлежит роль пионера, первопроходца.
Практический опыт не дает возможности заглянуть глубоко в процессы, которые
происходят вокруг нас в физической, химической, биологической, общественной и
многих других формах. Только наука с ее аппаратом научных абстракций, гипотез,
теорем в состоянии описать причинно-следственные связи, которые не видны
“невооруженному глазу».

Любая наука имеет свой предмет исследования и определяет
рамки (границы), в которых анализируются ее объекты. Теория организации не
является исключением. Объект ее изучения — организация.

Определение законов организации и уточнение предмета анализа
данной работы позволяют установить основные вопросы, которые должна решать
теория организации как наука применительно к организациям экономическим.

В последние десятилетия изучение организаций и их поведения
стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями
нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в
самостоятельную научную область — теорию организации.

Поскольку слова организация и система имеют сходное
значение, важно понимать, что обозначается термином “организация”. Так, система
— (гр. — целое, составленное из частей, объединение) чаще всего определяется
как — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,
которая образует некоторую целостность, единство.

Таких вопросов существует три. Их можно охарактеризовать как
задачи данной курсовой работы:

1) смена фаз жизненного цикла системы,

2) жизненные циклы организации,

3) возрастной состав основных производственных фондов.

Цель курсовой работы — рассмотреть законы развития
организации, как целостной экономической системы.

Предмет работы — организация.


Глава 1. Смена фаз жизненного цикла системы

1.1 Понятие фазы жизненного цикла (ФЖЦ)

Фаза жизненного цикла — динамика производства. Фазы
жизненного цикла фирмы можно описывать и при помощи динамики объемов
производства. Достижение равновесия фирмы — того объема производства, когда
прибыль становится максимальной, — прямой путь к переходу в новое качество. Не
решение данной проблемы — движение в направлении умирания экономической
организации, коей является фирма. Даже самые успешные фирмы, “живущие” долго,
не могут похвастаться, что после каждого жизненного цикла они становились
крупнее, а их бизнес рос. Большие компании наиболее устойчивы по сравнению с
мелкими, имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не
являются исключениями в их “жизни». Главное для них — получение прибыли в
конечном итоге, т.е. за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут
быть покрыты предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом)
[1].

Фирмы “живут” от нескольких дней до нескольких десятков и
даже сотен лет. Но следует заметить, что большая часть фирм имеет короткую
продолжительность жизни. В течение, например, последнего десятилетия в США
ежегодно возникало до 600 тысяч новых, прежде всего мелких, компаний (в 50-х
годах ежегодно регистрировалось в среднем 130 тыс. новых компаний, в 60-х — 220
тыс., в 70-х — 350 тыс.). Однако “смертность» их чрезвычайно высока. Мировая
практика свидетельствует, что в рыночной экономике из 100 вновь созданных фирм
до 5-летнего возраста доживают не более 20 (половина гибнет в первый год).

Жизненный цикл фирмы, по моему мнению, состоит из следующих
фаз:

1) возникновение,

2) становление,

3) развитие и 4) умирание (или переход в новое качество).
Здесь мы специально не рассматриваем каждую из фаз, так как их названия
необходимо понимать буквально, без каких-либо условностей и двойного смысла.

Вновь наблюдается высокая корреляция с фазами финансового
цикла. Принципиальной представляется и “вилка», которая возникает на
четвертой фазе. Если фирма работает успешно, то происходит переход в новое
качество (укрупнение бизнеса различными способами), если деятельность неуспешна
— то переход в фазу отмирания. В финансовом цикле успешная деятельность — это
реализация нового инвестиционного проекта (укрупнение масштабов бизнеса),
неудачная деятельность — прямой путь в направлении банкротства компании.

Фазы жизненного цикла фирмы можно описывать и при помощи
динамики объемов производства. Достижение равновесия фирмы — того объема
производства, когда прибыль становится максимальной, — прямой путь к переходу в
новое качество. Нерешение данной проблемы — движение в направлении умирания
экономической организации, коей является фирма.

Даже самые успешные фирмы, “живущие” долго, не могут
похвастаться, что после каждого жизненного цикла они становились крупнее, а их
бизнес рос. Большие компании наиболее устойчивы по сравнению с мелкими,
имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не являются
исключениями в их “жизни». Главное для них — получение прибыли в конечном
итоге, т.е. за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть
покрыты предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом).

Приведем пример. В 1992 году крупнейшие компании Запада
понесли такие убытки: “Дженерал Моторз” — 23, 498 млрд. дол., “Форд Моторз” —
7,385 млрд. дол., “ИБМ” — 4,965 млрд. дол., “ИРИ” (Италия) — 3,811 млрд. дол.,
“Ниссан» (Япония) — 448 млн. дол. (только в 1999 году данная корпорация
после нескольких лет убытков приняла решение продать более трети своих акций,
что означает передачу контроля над ее бизнесом другой компании, вероятно,
французскому концерну “Рено”), “Дюпон де Немур« — 3,927 млрд. дол, “Филипс»
(Нидерланды) — 511 млн. дол. Но это — элита мирового бизнеса, т.к перечисленные
компании входили в 1992 году в число 30 крупнейших мировых производителей.

Уже в 1994 году данные компании имели следующие прибыли:
“Дженерал Моторз” — 4,9 млрд. дол., “Форд Моторз” — 5,3 млрд. дол., “ИБМ” — 3,0
млрд. дол., “Дюпон де Немур« — 2,73 млрд. дол., “Филипс» — 1,168
млрд. дол. Убытки вновь имели “ИРИ” — 1,095 млрд. дол. и “Ниссан» — 1,671
млрд. дол.

В настоящий момент все эти компании функционируют,
большинство достаточно успешно. Исключение, как уже говорилось, составляет
японская автомобилестроительная компания “Ниссан». Итальянская “ИРИ”
по-прежнему опирается на “государственное плечо”.

1.2 Факторы, влияющие на смену ФЖЦ

Рассмотрим факторы, влияющие на средний срок жизни
экономической организации (фирмы). Первый, уже отмеченный нами, — размер фирмы.
Далее — отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации,
горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее
состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность
менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология,
корпоративная культура, уровень издержек и проч.) и многие другие[2].

Необходимо сказать, что в жизненном цикле фирмы очень важное
место принадлежит четвертой (последней) фазе. Появляющаяся “вилка” или дает
фирме возможность развиваться в будущем, или приводит к умиранию экономической
организации.

Возможности развития в организационном плане предоставляются
самые разнообразные. Это — слияния и поглощения компаний, создание
финансово-монополистических и финансово-промышленных групп. В результате
появляется новая внутрифирменная структура, отличная от предыдущей. Она может
быть как более высокой иерархией (увеличивается количество “этажей» управления
и, соответственно, затрат на координацию), так и более плоской (создание
финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.).

Не следует думать, что стадия отмирания организации является
необратимой. Выше авторы очень осторожно формулировали траекторию движения
фирм, оказавшихся в таком положении. Это связано в первую очередь с тем, что в
данной фазе имеется организационный прием (организационная технология),
спасающий фирму от банкротства и гибели. Вероятно, это тоже переход в иное
качество, но не сопровождаемый увеличением размеров фирмы и ее бизнеса (этот
тезис очень важен, когда мы рассматриваем жизненный цикл фирмы в его четвертой
фазе, которая связана либо с позитивным развитием фирмы, либо — с негативным).

Речь идет о реструктуризации компаний, оказавшихся в
кризисном состоянии. В результате сильных и направленных действий фирмы могут
пережить кризис и остаться в качестве реальных экономических субъектов, но
достигается это большой ценой (уменьшение размеров бизнеса компаний,
болезненная структурная перестройка, сокращение персонала, жесткая экономия на
управленческих расходах, возможна и частичная потеря самостоятельности и
суверенитета и проч.). Если реструктуризация потерпит неудачу, то уже ничто не
может спасти фирму. Она прекращает свое существование, по крайней мере, в
качестве самостоятельного участника рынка.

1.3 Анализ жизненного цикла организации

Таким образом, из всех проанализированных явлений,
объективно влияющих на стоимость оцениваемых объектов бизнеса, наиболее важным
является оценка фаз и периодов жизненного цикла предприятия. Рисунок 1 дает
представление о жизненных циклах предприятия.

Жизненные циклы организации Млн.руб.   Ф0 (создание)         Ф1
(рост)                  Ф2 (стагнация)                   Ф3 (кризис)

10

 8

 6

 4

 2

t

0               
t1                  t2                    t3                          t4                                 t5       
      t6

Рис. 1 Фазы и периоды жизненного цикла предприятия.

Согласно классификации, приведенной А.Ф. Крюковой, каждый
интервал времени в ЖЦП можно назвать «фазой цикла» и дать ему
названия: интервал (0 ÷ t1) — начало
производства товара (или группы товаров) — Ф0. Интервал (t1
÷ t3) — рост производства и продаж — Ф1. Интервал
(t3 ÷ t4) — стагнация
производства и продаж — Ф2. Интервал (t4 ÷ t6) — кризис продаж Ф3. В Таблице 3 представлены
распределения длительности фаз жизненных циклов для различных отраслей
народного хозяйства. Определить в какой из фаз находится в настоящий момент
предприятие того или иного вида деятельности сложно.

Таблица 3

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ БИЗНЕСА

п/п

Разброс длительности жизненного цикла (лет) 1,1 ÷ 5,9 2,2 ÷ 7,8 2,0 ÷ 8,0 Всего ЖЦП (лет)
Категории предприятий

Фаза Ф1

(роста)

Фаза Ф2

(стагнации)

Фаза Ф3

(кризиса)

1. Малый и средний бизнес в области услуг, легкой, местной и пищевой
промышленности, бытовой химии, строительных материалов, торговли,
производства продуктов питания, производства и переработки
сельскохозяйственной продукции
4,0 5,0 5,0 14,0
2. Средний и крупный бизнес в области услуг, химии, приборостроения,
строительных материалов и строительства, связи, информатики, электроники,
деревообработки и полиграфии, оптовой и розничной торговли
5,0 8,0 7,0 20,0
3. Крупный бизнес в области добычи и переработки полезных
ископаемых, лесозаготовки и переработки, топливно-энергетического комплекса,
металлургии и энергетического машиностроения
6,0 8,0 8,0 22,0
4. Крупный бизнес в области железнодорожных 6,0 8,0 8,0 22,0
перевозок, авиаперевозок, морских перевозок и портового
хозяйства, военно-промышленного
комплекса


Выводы к 1 главе

При внимательном рассмотрении поведения “долгоживущей» фирмы
можно заметить, что процессы, в ней протекающие, развиваются циклически.
Собственно говоря, этот вывод не является неожиданным. Если мы приглядимся к
формам неживой, живой и общественной материи, то либо обнаружим цикличность в
чистом виде, либо увидим, что формы материи развиваются в основном
поступательно и это развитие идет по спирали: от простых форм к более сложным,
к отрицанию отрицания в конечном итоге. Но что такое эти витки раскручивающейся
спирали? — Последовательно сменяющие друг друга циклы.

Методологическая основа цикла — теория обретения равновесия
комплекса со средой. Массовое обновление основного капитала — материальная
основа экономического цикла и жизненного цикла организации. Возникновение,
становление, развитие, отмирание или переход в новое качество как фазы
жизненного цикла. Факторы, влияющие на средний срок жизни экономической
организации. Слияния, поглощения компаний, образование
финансово-монополистических и финансово-промышленных групп. Капитал в качестве
основного строительного материала построения больших организаций (общий
подход).

Можно полагать, что для подавляющего большинства российских
предприятий, осуществляющих в настоящее время активную реструктуризацию, в
целом справедливы те же закономерности. Иными словами, каждая коммерческая
организация России как минимум раз в 4÷5 лет должна будет менять свой
бизнес (например, за счет выпуска новых изделий или его частичной
диверсификации), либо вносить существенное скачкообразное изменение в него с
тем, чтобы не исчезнуть в процессе конкурентной борьбы, как в России, так и при
интеграции России в мировой рынок.


Глава 2. Жизненные циклы организации.

2.1 Понятие жизненного цикла организации

Жизненный цикл организации определяется номенклатурой
выпускаемых им изделий или оказываемых услуг. На практике влияние жизненного
цикла изделия на динамику продаж чаще всего недооценивается, либо вовсе не
осознается. Существующая система маркетинга на предприятиях практически не
отслеживает ЖЦИ и степень устаревания продукции. Как правило, предприятие
определяет свою деятельность на основе растущей части кривой ЖЦИ, когда продажа
продукции обеспечивает предприятию стабильную прибыль, а ключевая функция
маркетинга — сохранение такого положения за счет обновления и диверсификации
ассортимента продукции практически не реализуется. К сожалению, только на
передовых отечественных предприятиях понимают, что, управляя ЖЦИ, можно
управлять прибылью от продаж.

Падение доли рынка одного или группы производителей обычно
связано с появлением на рынке новой, более совершенной продукции конкурента. По
результатам исследований, проведенных в работе[3], большинство
отечественных промышленных предприятий на сегодняшний день находится на уровне
стагнации или нисходящей части кривой ЖЦИ, всеми силами цепляясь за текущий
ассортимент, стараясь извлечь из своего положения максимальную прибыль.

Стратегия западных компаний совершенно иная. Принятая в них
система маркетинга и НИОКР максимально ориентирована на создание новых волн
ЖЦИ, с помощью которых и происходит завоевание доли рынка. При этом никто не
ждет, пока товар достигнет нижней точки ЖЦИ и перестанет продаваться. Как
только товар достиг вершины кривой ЖЦИ, и наметился спад, западная продукция
снимается с производства. Задача НИОКР в данном случае состоит в том, чтобы у
предприятия в запасе всегда имелся новый товар, который смог бы заменить
снимаемый с производства.

Жизненный цикл организации

Рост и изменение хорошо описывает концепция жизненного цикла
организации.

 № Характеристика стадии жизненного цикла Черты кризиса
Стадия предпринимательства
1. Рождение организации. Акцент на создание продукта и выживание на
рынке. Основатели кампании сами занимаются вопросами производства и сбыта.
Организация неформальна и не бюрократична. Контроль осуществляют сами
собственники. Рост организации определяется предлагаемыми ею новыми
продуктами и услугами. Основная черта — творчество. Размер — маленькая
организация.
Потребность в руководстве.
Стадия коллективизма
2.

Выработка четких целей, определение направления своей
деятельности. Подразделения выстраиваются в соответствии с властной
иерархией, спецификой деятельности и начинающимся разделением труда.
Сотрудники идентифицируют себя с миссией организации, стараются добиться ее
успеха. Работники воспринимаются себя членами коллектива, коммуникация и
контроль по большей части являются неформальными, хотя уже начинают
появляться отдельные формализованные системы.

Основная цель — рост.

Потребность в делегировании полномочий. Новый менеджмент успешен,
рядовые сотрудники постепенно начинают ощущать потребность в большей
самостоятельности. Встает задача найти механизм контроля и координации работы
подразделений без прямого надзора сверху.
Стадия формализации
3.

Появляются и начинают действовать правила, процедуры и системы
контроля. Коммуникации становятся более редкими и формальными. Высшее
руководство начинают занимать такие проблемы, как стратегия и планирование.
Контроль передается на средний уровень управления.

Цель — внутренняя стабильность и расширение рынка.

Необходимость расширения бюрократии. Организация становиться
слишком большой и сложной, чтобы ею можно было управлять посредством
формальных программ.
Стадия совершенствования
4.

Зрелая кампания становится большой и бюрократизированной, с
экстенсивными системами контроля, правилами и процедурами.

По-новому рассматривается сотрудничество и командная работа.
Бюрократия может быть ограничена. Усиливается социальный контроль и
самодисциплина. Формальные процедуры могут быть упрощены и переданы командам
менеджеров и рабочим группам. Команды часто формируются из представителей
разных подразделений. Возможно деление организации на множество
подразделений. Приобретают статус и репутация организации. Менеджеры могут
наступать на бюрократию или пытаться ее модернизировать.

Потребность в управлении. Достигнув стадии зрелости организация
может пережить временный упадок. Кампания перестает соответствовать
требованиям окружающей среды. Необходимы инновации.

2.2 Стадии жизненного цикла организации

Совокупность стадий, которые проходит организация за период
своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение,
возрождение[4].

Рождение любой организации связано с необходимостью
удовлетворения интересов потребителей, с поиском и занятием свободной рыночной
ниши. Главная цель организации на данной стадии — выживание, что требует от ее
руководства таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, неистовая
работоспособность. Характерным для стадии рождения является небольшое
количество партнеров. Особое значение на этом этапе должно придаваться всему
новому и необычному.

Детство — стадия высокорисковая, в этот период происходит
несоразмерный, по сравнению с изменением управленческого потенциала, рост
организации. На этой стадии большинство вновь образующихся организаций терпят
крах из-за неопытности и некомпетентности менеджеров. Основная задача
организации в этот период — укрепление своих позиций на рынке; особое значение
придается усилению своей конкурентоспособности. Главная цель организации на
этой стадии — кратковременный успех и обеспечение бурного роста.

Юность — это период перехода от менеджмента, осуществляемого
небольшой командой единомышленников, к дифференцированному менеджменту с
использованием простых форм финансирования, планирования и прогнозирования.
Главная цель организации в данный период — обеспечение ускоренного роста,
полный захват своей части рынка. Стадия юности характерна тем, что интуитивная
оценка риска руководством организации уже недостаточна. Это заставляет
менеджеров прибегать к математическим, оценкам возможных потерь в результате
действия риска; организация нуждается в появлении специалистов с
узкоспециализированными знаниями.

Зрелость организации связана с ее проникновением в новые
сферы деятельности, расширением и дифференциацией. Однако именно в этот период
активно зарождается бюрократизм в управлении, т.к руководитель организации
обычно удовлетворен логичностью и стройностью системы управления, и поэтому
интерес к адаптации организации к изменениям внешней среды, к обновлению и
децентрализации снижается. К руководству приходят опытные администраторы, а
талантливые специалисты заменяются более «послушными». Выделяются три
стадии зрелости организации: ранняя, промежуточная и окончательная Период
ранней зрелости характеризуется систематическим ростом организации; в период
промежуточной зрелости происходит сбалансированный рост; окончательная зрелость
— это период формирования индивидуальности и имиджа организации. Этап зрелости
опасен возможностью появления у руководства организации сознания завершенности
движения вперед.

Стадия старения характеризуется торжеством бюрократии на
всех этапах управления, гибелью новых идей в громоздких структурах управления.
Главная задача организации в данный период — борьба за выживание и
стабильность.

В период возрождения в организацию приходит новая команда
менеджеров, специфические взгляды которых позволяют осуществлять программы
внутренней перестройки, изменять структуры управления. В руководстве
организации, как правило, появляется лидер, способный «встряхнуть» всю
структуру управления. Главная цель в этот период — оживление организации.

2.3 Процедура формирования параметров оценки с учетом
ЖЦО

Графическая иллюстрация параметризации процесса выбора при
оценке бизнеса представлена на Рисунке 1.

Жизненные циклы организации Жизненные циклы организации

                                 
Ретроспективный      Прогнозный      Постпрогнозный

Жизненные циклы организации Жизненные циклы организации Жизненные циклы организации                                       период — до5
лет    период — до 5 лет       период

Жизненные циклы организации Жизненные циклы организации Жизненные циклы организации Жизненные циклы организации            

Жизненные циклы организации Жизненные циклы организации Жизненные циклы организации              

                           
Ф1-фаза роста       Ф2 — фаза стагнации            Ф3 — фаза кризиса

Рис. 2. Взаимосвязь между фазами ЖЦО и фазами оценки

Рисунок иллюстрирует, что два временных процесса — оценки и
жизненного цикла совпадают между собой во времени в момент оценки, хотя это
взаимодействие данных временных процессов между собой является случайной
величиной. Предельная длина временного интервала ретроспективного анализа и срока
прогнозирования составляют — ± 5 лет по следующим обстоятельствам:

Длина выборки ретроспективных данных для проведения для
получения приемлемой точности прогнозирования должна быть не менее, чем
рекомендуемый срок прогноза, устанавливаемый для нашей экономики по данным
работы[5] на срок до 5 лет.

Суммарная длительность периодов анализа и прогноза превышает
длительность любой из фаз ЖЦО, определенных в Таблице 3, и момент перехода от
одной фазы к другой обязательно попадет либо в ретроспективный, либо в
прогнозный период. Поэтому для компенсации возможных ошибок при проведении
оценки учет влияния жизненного цикла на темпы роста — G
представляется авторам обязательным. При этом можно использовать предлагаемую
авторами статьи и формируемую на основе ретроспективной информации систему
индикаторов его состояния по периодам анализа — Xt, в
том числе:

Прибыль до вычета налогов и процентов по займам и кредитам (EBITDA) — Х1. Выбор не чистой прибыли, а прибыли EBITDA вызван необходимостью обеспечить единую размерность
между суммой средств прибыли с суммой дебиторской задолженности и остатков
оборотных средств на счетах и в кассе предприятия.

Краткосрочная дебиторская задолженность и денежные средства
на счетах предприятия — Х2. Дебиторская задолженность показывает возможные
дополнительные источники формирования чистого дохода. Денежные средства на
счетах после разнесения их по статьям баланса также используются для
формирования чистого дохода.

Суммы амортизации на основные средства — Аm.
Суммы амортизации входят в состав чистого дохода без изменений, однако их
учитывают в индикаторах для учета прироста (или спада) суммы всех возможных
средств, формирующих впоследствии чистый доход.

Производительность труда среднесписочного работника,
выражаемая как частное от деления выручки (или поступлений) предприятия на
среднесписочную численность персонала — Х3. Данный параметр является
мультипликатором денежных средств, направляемых на формирование чистого дохода,
и в нем заложена информация о тенденции увеличения (или снижения) переменных и
постоянных затрат предприятия.

При наличии данных индикаторов оценщик имеет возможность
отследить хотя бы три фазы жизненного цикла предприятия:

1. Рост, когда текущее значение индикатора на t +1 — м периоде больше его среднего значения за предыдущий, t — й период:

(Xt+1 — Хt)
> 0, где: Хt = Х3t / Х3t — 1 * (Х1t + Х2t
+ Аmt). (3)

2. Стагнация, когда текущее значение индикатора практически
не отличается от его значения за предыдущие отчетные периоды.

(Xt+1 — Хt) ≈
0. (4)

3. Кризис, когда текущее значение индикатора меньше его
значения за предыдущие отчетные периоды:

(Xt+1 — Хt)
< 0. (5)

Где взять данные о жизненном цикле оцениваемого предприятия
и как определить прогнозные данные темпов роста?

Во-первых, — из ретроспективных данных, где в бухгалтерской
и (или) управленческой отчетности должна содержаться информация для
формирования индикаторов, либо, в крайнем случае, — информация о распределении
чистого дохода. Как индикативные данные, так и распределение чистого дохода в
виде абсолютных или относительных показателей роста или снижения показателей в
большинстве случаев должны показать, на какой фазе развития находится
предприятие.

Во-вторых, — на основе данных прогнозирования. В сочетании с
ретроспективными данными должна появиться информация не только качественного
характера, но и в виде численных значений показателей роста.

В-третьих, — на основе данных Таблицы 3 или аналогичных
данных из иных источников информации. Правило здесь простое — если не было
кризисов, подобных кризисам 90, 94 или 98 гг., резких скачков в финансовых
показателях нормально функционирующих оцениваемых предприятий быть не должно.

Выводы ко 2 главе

Жизненный цикл организации определяется номенклатурой
выпускаемых им изделий или оказываемых услуг. На практике влияние жизненного
цикла изделия на динамику продаж чаще всего недооценивается, либо вовсе не
осознается. Существующая система маркетинга на предприятиях практически не
отслеживает ЖЦИ и степень устаревания продукции. Предприятие определяет свою
деятельность на основе растущей части кривой ЖЦИ, когда продажа продукции
обеспечивает предприятию стабильную прибыль, а ключевая функция маркетинга —
сохранение такого положения за счет обновления и диверсификации ассортимента
продукции практически не реализуется. Совокупность стадий, которые проходит
организация за период своего функционирования: рождение, детство, юность,
зрелость, старение, возрождение. Два временных процесса — оценки и жизненного
цикла совпадают между собой во времени в момент оценки, хотя это взаимодействие
данных временных процессов между собой является случайной величиной.


Глава 3. Возрастной состав основных производственных
фондов

3.1 Понятие
основных производственных фондов

На современном этапе
развития нашей страны одним из важнейших факторов развития экономики,
увеличения объемов производства продукции на предприятиях является
обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте. Но
для решения данных задач необходимо не только полное обеспечение предприятия
техническим потенциалом, т.е. основными средствами, но и повышение
эффективности их использования[6].

Основные фонды (средства) — один из важнейших факторов
любого производства. Их состояние и
эффективное использование прямо влияют на конечные результаты хозяйственной деятельности
предприятий.

Основные фонды являются наиболее значимой составной частью
имущества предприятия и его внеоборотных активов.

Основные фонды — это средства труда, которые неоднократно
участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную
форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере
снашивания.

К ним относятся средства труда со сроком службы более одного
года.

Имея ясное представление о каждом элементе основных фондов в
производственном процессе, о их физическом и моральном износе, о факторах,
которые влияют на использование основных фондов, можно выявить методы, при
помощи которых повышается эффективность использования основных фондов и
производственных мощностей предприятия, обеспечивающая снижение издержек
производства и, конечно, рост производительности труда.

Основные фонды промышленного предприятия (объединения)
представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, созданных
общественным трудом, длительно участвующих в процессе производства в неизменной
натуральной форме и переносящие свою стоимость на изготовленную продукцию по
частям по мере износа.

Существует несколько классификаций основных фондов.

В зависимости от характера участие основных фондов в сфере
материального производства они подразделяются на:

производственные основные фонды функционируют в процессе
производства, постоянно участвуют в нем, изнашиваются постепенно, перенося свою
стоимость на готовый продукт, пополняются они за счет капитальных вложений,

непроизводственные основные фонды предназначены для
обслуживания процесса производства, и поэтому в нем непосредственно не
участвуют, и не переносят своей стоимости на продукт, потому что он не
производится; воспроизводятся они за счет национального дохода.

Несмотря на то, что непроизводственные основные фонды не
оказывают какого — либо непосредственного влияния на объем производства, рост
производительности труда, постоянное увеличение этих фондов связано с
улучшением благосостояния работников предприятия, повышением материального и
культурного уровня их жизни, что, в конечном счете, сказывается на результате
деятельности предприятия.

Основные фонды — важнейшая и преобладающая часть всех фондов
в промышленности (имеются в виду основные и оборотные фонды, а также фонды обращения).
Они определяют производственную мощь предприятий, характеризуют их техническую
оснащенность, непосредственно связаны с производительностью труда,
механизацией, автоматизацией производства, себестоимостью продукции, прибылью и
уровнем рентабельности.

Согласно существующей классификации основные фонды
промышленности по своему составу в зависимости от целевого назначения и
выполняемых функций подразделяются на следующие виды:

здания,

сооружения,

передаточные устройства,

машины и оборудование, в том числе:

силовые

рабочие

измерительные и регулирующие предметы

вычислительная техника

прочие

транспортные средства,

инструменты,

производственный инвентарь и принадлежности,

прочие основные фонды (рабочий скот, многолетние
насаждения).

Каждая группа состоит из множества разнообразных средств
труда. В группе здания выделяют три подгруппы: производственные здания,
непроизводственные здания и жилье. Сооружения делятся на подземные, нефтяные и
газовые скважины, горные выработки. К передаточным устройствам относят трубопроводы
и водопроводы. Силовые машины это турбины, электродвигатели. Рабочие машины и
оборудование подразделяются в зависимости от отраслей использования.
Инструменты и инвентарь учитываются в составе основных фондов только в том
случае, если они служат больше одного года и стоят больше 1 млн. руб. (если
меньше — то это уже малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и включаются в
состав оборотных фондов).

Здание и сооружения производственного назначения,
передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства формируют
основные фонды производственного назначения.

Соотношение отдельных групп основных фондов в их общем
объеме представляет собой видовую (производственную) структуру основных фондов.
В зависимости от непосредственного участия в производственном процессе
производственные основные фонды подразделяются на: активные (обслуживают
решающие участки производства и характеризуют производственные возможности
предприятия) и пассивные (здания, сооружения, инвентарь, обеспечивающие
нормальное функционирование активных элементов основных фондов).

В основном, масса производственных основных фондов в
промышленности сосредоточена в активной части.

Видовая структура основных фондов различна в отраслях
промышленности. Например, доля зданий в общей стоимости основных фондов
наиболее велика в пищевой промышленности (44%), сооружений — в топливной
промышленности (17%), передаточных устройств — в электроэнергетике (32%), машин
и оборудования — на предприятиях машиностроительного комплекса (45% и свыше).

О видовой структуре основных фондов промышленности России
можно судить по следующим данным:

Жизненные циклы организации

Состав и структура основных фондов зависят от особенностей
специализации отрасли, технологии и организации производства, технической
оснащенности. Структура основных фондов может быть различна по отраслям
промышленности и внутри отдельной отрасли в связи с теми же причинами.

3.2 Возрастная структура основных производственных
фондов

Для анализа и оценки качественного состояния основных
средств на предприятии необходимо знать их структуру. Различают
производственную (видовую), технологическую и возрастную структуру основных
средств.

Под производственной структурой понимается соотношение
различных групп основных производственных фондов (ОПФ) по
вещественно-натуральному составу в их общей среднегодовой стоимости.

Важнейшим показателем производственной структуры ОПФ
является доля активной части в их общей стоимости. Это связано с тем, что объем
выпуска продукции, производственная мощность предприятия, другие экономические
показатели работы предприятия в значительной мере зависят от величины активной
части ОПФ. Поэтому повышение ее доли до оптимального уровня является одним из
направлений совершенствования производственной структуры ОПФ на предприятии.

Возрастная структура ОПФ характеризует их распределение по
возрастным группам (до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 15 лет; от 15 до 20 лет;
свыше 20 лет). Средний возраст оборудования рассчитывается как средневзвешенная
величина. Такой расчет может быть осуществлен как в целом по предприятию, так и
по отдельным группам машин и оборудования.

В различных отраслях экономики структура основных фондов неодинакова.
Она отражает их техническую оснащенность, особенности их технологии,
специализации и организации производства[7].

В машиностроении, черной металлургии, химической и
нефтехимической промышленности ведущее место занимают машины и оборудование; в
электроэнергетике, топливной промышленности — сооружения и передаточные
устройства; в легкой промышленности — здания; в сельском хозяйстве — скот и
многолетние насаждения.

Основная задача на предприятии должна сводиться к тому,
чтобы эффективно использовать наличные ОПФ и не допускать их чрезмерного
старения (особенно активной части), так как от этого зависят уровень их
физического и морального износа, а следовательно, и результаты работы
предприятия.

Рациональное
использование основных фондов и производственных мощностей предприятия
способствует улучшению всех технико-экономических показателей, в том числе
увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости, трудоемкости
изготовления.

Финансовые результаты предприятия в значительной мере
зависят от состояния, качества и структуры основных производственных фондов.

Основные производственные фонды — это та часть
производственных систем, которая участвует в процессе производства длительное
время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на
изготовляемый продукт постепенно, по частям, по мере использования. Пополняются
они за счет дополнительных инвестиций.

Главным фактором повышения эффективности использования
основных фондов является их обновление и техническое совершенствование.
Внедрение достижения НТП повышает уровень механизации и автоматизации
производства, повышает производительность труда рабочих, способствует экономии
материальных затрат, повышает культуру и безопасность производства.

Качественный анализ состояния основных фондов и их
использования дает возможность оценить эффективность применения активной и
пассивной частей средств труда и на их основе произвести расчет резервов
увеличения выпуска продукции и фондоотдачи, которыми являются:

сокращение количества неустановленного оборудования;

замена и модернизация действующего оборудования;

повышение коэффициента использования действующего оборудования;

увеличение загрузки оборудования за счет сокращения простоев
оборудования;

повышение коэффициента использования производственных
площадей;

реализация достижений научно-технического прогресса в
производство;

увеличение доли активной части основных фондов в основных
производственных средствах и т.п.

Повышение эффективности использования основных фондов имеет
большое значение и во всём народном хозяйстве. Решение этой задачи означает
увеличение производства необходимой обществу продукции, повышение отдачи
созданного производственного потенциала и более полное удовлетворение
потребностей населения, улучшение баланса оборудования в стране, снижение
себестоимости продукции, рост рентабельности производства, накоплений
предприятия.

3.3 Возрастной состав производственных фондов на
примере ОАО «АК »Транснефть»

ОАО «АК »Транснефть» представляет собой
динамично развивающуюся компанию, деятельность которой направлена на
удовлетворение потребностей нефтяных компаний в надежном и высокоэффективном
транспорте нефти. Учитывая интересы всех пользователей системы, Компания
реализует важнейший статус естественной монополии, обеспечивая государственные
гарантии равнодоступности к трубопроводному транспорту. ОАО «АК »Транснефть»
полностью выполняет свои обязательства по приему нефти от добывающих
предприятий и своевременной транспортировке и сдаче нефти потребителям.

По системе магистральных нефтепроводов транспортируется 99%
добываемой нефти[8].

В настоящее время компанией «Транснефть» эксплуатируется
48,6 тыс. км магистральных нефтепроводов, которые проходят по 53 регионам
России, 336 насосных станций, 849 резервуаров общей емкостью 13,2 млн. м3 и
множество сопутствующих сооружений (линии электропередач, электрохимзащита,
объекты связи и телемеханики и др.).

Компания «Транснефть» —
вертикально-интегрированная структура, является естественной монополией и
представляет собой 11 дочерних трубопроводных предприятий, и другие дочерние
общества, обеспечивающие деятельность Компании.

Экспорт нефти в основном осуществляется трубопроводным
транспортом, в том числе через морские терминалы. Морские терминалы в
Новороссийске, Туапсе и Приморске в 2006 году обеспечили экспорт сырой нефти в
объеме 62,5 млн. тонн в год.

3.4 Возрастной состав основных Фондов ОАО «АК »Транснефть»

Российские трубопроводные системы активно развивались в
60-80-е годы. За этот период в основном была построена система магистральных
нефтепроводов компании «Транснефть».

Анализ технического состояния основных производственных
мощностей показал, что фактические сроки эксплуатации оборудования
нефтеперекачивающих станций достигают 25-30 лет.

В настоящее время действующие объекты Компании имеют
следующий возрастной состав:

38% нефтепроводов эксплуатируется свыше 30 лет;

37% нефтепроводов находятся в эксплуатации от 20 до 30 лет;

25% нефтепроводов находятся в эксплуатации менее 20 лет;

31% резервуарных парков находится в эксплуатации свыше 30
лет;

38% резервуарных парков находится в эксплуатации от 20 до 30
лет;

24% резервуарных парков находится в эксплуатации от 10 до 20
лет;

7% резервуарных парков находится в эксплуатации до 10 лет.

Благодаря проводимой технической политике, компанией
обеспечивается бесперебойное функционирование системы магистральных
нефтепроводов, повышается экологическая безопасность, снижается аварийность.

Поставки нефти по системе магистральных нефтепроводов ОАО
«АК »Транснефть» в 2006 — 2007 годах: млн. т/год.

Наименование показателей 2000 год 2001 год 2002 год
Прием нефти грузоотправителей в систему ОАО «АК»Транснефть» 314,8 324,7 374,4
Сдано конечным грузополучателям всего 312,5 341,6 372,5
В том числе:
НПЗ России 160,9 169,4 186,5
Экспорт, всего 151,6 172,2 186,4
в том числе:
 — ближнее зарубежье 18,6 27,4 35,3
 — дальнее зарубежье 133,0 144,8 151,1


Выводы к 3 главе

Безусловно, чтобы происходила нормальное функционирование
предприятия, необходимо наличие определенных средств и источников. Основные
производственные фонды, состоящие из зданий, сооружений, машин, оборудования и
других средств труда, которые участвуют в процессе производства, являются самой
главной основой деятельности фирмы. Без их наличия вряд ли могло что — либо
осуществиться. Естественно, для нормального функционирования каждого
предприятия необходимы не только основные средства, но и оборотные средства,
представляющие собой прежде всего денежные средства, которые используются
предприятием для приобретения оборотных фондов и фондов обращения.

Рациональное и экономное использование как основных, так и
оборотных фондов является первоочередной задачей предприятия. Поэтому
необходимо рассмотреть состав, структуру и взаимоотношение основных и оборотных
производственных фондов.


Заключение

При внимательном рассмотрении поведения “долгоживущей» фирмы
можно заметить, что процессы, в ней протекающие, развиваются циклически.
Собственно говоря, этот вывод не является неожиданным. Если мы приглядимся к
формам неживой, живой и общественной материи, то либо обнаружим цикличность в
чистом виде, либо увидим, что формы материи развиваются в основном
поступательно и это развитие идет по спирали: от простых форм к более сложным,
к отрицанию отрицания в конечном итоге. Но что такое эти витки раскручивающейся
спирали? — Последовательно сменяющие друг друга циклы.

Методологическая основа цикла — теория обретения равновесия
комплекса со средой. Массовое обновление основного капитала — материальная
основа экономического цикла и жизненного цикла организации. Возникновение,
становление, развитие, отмирание или переход в новое качество как фазы
жизненного цикла. Факторы, влияющие на средний срок жизни экономической
организации. Слияния, поглощения компаний, образование
финансово-монополистических и финансово-промышленных групп. Капитал в качестве
основного строительного материала построения больших организаций (общий
подход).

Можно полагать, что для подавляющего большинства российских
предприятий, осуществляющих в настоящее время активную реструктуризацию, в
целом справедливы те же закономерности. Иными словами, каждая коммерческая
организация России как минимум раз в 4÷5 лет должна будет менять свой
бизнес (например, за счет выпуска новых изделий или его частичной
диверсификации), либо вносить существенное скачкообразное изменение в него с
тем, чтобы не исчезнуть в процессе конкурентной борьбы, как в России, так и при
интеграции России в мировой рынок.

Жизненный цикл организации определяется номенклатурой
выпускаемых им изделий или оказываемых услуг. На практике влияние жизненного
цикла изделия на динамику продаж чаще всего недооценивается, либо вовсе не
осознается. Существующая система маркетинга на предприятиях практически не
отслеживает ЖЦИ и степень устаревания продукции.

Предприятие определяет свою деятельность на основе растущей
части кривой ЖЦИ, когда продажа продукции обеспечивает предприятию стабильную
прибыль, а ключевая функция маркетинга — сохранение такого положения за счет
обновления и диверсификации ассортимента продукции практически не реализуется.

Совокупность стадий, которые проходит организация за период
своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение,
возрождение.

Два временных процесса — оценки и жизненного цикла совпадают
между собой во времени в момент оценки, хотя это взаимодействие данных
временных процессов между собой является случайной величиной.

Безусловно, чтобы происходила нормальное функционирование
предприятия, необходимо наличие определенных средств и источников. Основные
производственные фонды, состоящие из зданий, сооружений, машин, оборудования и
других средств труда, которые участвуют в процессе производства, являются самой
главной основой деятельности фирмы. Без их наличия вряд ли могло что — либо
осуществиться. Естественно, для нормального функционирования каждого
предприятия необходимы не только основные средства, но и оборотные средства,
представляющие собой прежде всего денежные средства, которые используются
предприятием для приобретения оборотных фондов и фондов обращения.

Рациональное и экономное использование как основных, так и
оборотных фондов является первоочередной задачей предприятия. Поэтому
необходимо рассмотреть состав, структуру и взаимоотношение основных и оборотных
производственных фондов.


Список литературы

1. 
Бочаров В.В. Финансовый анализ. — СПб.: Питер, 2004. — 240с.

2. 
Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие. — 2-е
изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 208 с.

3. 
Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. — М.: Финансы и
статистика, 2004. — 562с.

4. 
Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. — М.:
ИНФРА-М, 2005. — 478с.

5. 
Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической
деятельности предприятия. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2004. — 354 с.

6. 
Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учеб. для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 639с.

7. 
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. —
2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2003. — 344 с.

8. 
Финансы предприятий: Учеб. для вузов/ Под ред. Н.В. Колчиной. — М.:
Финансы, ЮНИТИ, 2003. — 413с.

9. 
Финансовый менеджмент: Учеб. для вузов/ Под ред. Н.Ф. Самсонова. — М.:
ЮНИТИ, Финансы, 2002. — 495с.

10. 
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий: Учеб. пособие. — М.:
ИНФРА-М, 2004. — 342с.

11. 
Фролова М.В., Исаева А.А. Эффективность использования основного капитала
предприятия: Монография. — Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2000. — 115 с.

12. 
Шичков А.Н. Управление стоимостью активной части основных фондов
предприятия // Финансы и кредит. — 2004. — № 12 (150). — С.26-33.

13. 
Экономика предприятия:
Учебник / Под ред. О.И. Волкова, — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,
2000. — 520с.


[1]
Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2004. – 240с.

[2]
Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 208 с.

[3]
«ЖЦИ в промышленном маркетинге: есть ли жизнь после смерти?» Д. Волков, консультант
по маркетингу, ЗАО “ФДП “Объединенные Консультанты — Ярославль”, 2004, [email protected]

[4]
Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. – М.:
ИНФРА-М, 2005. – 478с.

[5]
Оценка бизнеса: Учебник / под ред. Грязновой А.Г., Федотовой М.А. — М.: Финансы
и статистика, 1999

[6]
Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учеб. для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 639с.

[7]
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 2-е
изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 344 с.

[8]
Шичков А.Н. Управление стоимостью активной части основных фондов предприятия //
Финансы и кредит. — 2004. — № 12(150). — С.26-33.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий