Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой
Московский педагогический государственный университет
Взгляд на Антропологическую концепцию
психологии музыкального образования
А. В. ТороповойКурсовая работа по Истории и теории
музыкального образованияРабота выполнена студентом 1 курса
эстрадного отделения музыкального факультета
Долгих АлександромМосква 2003
Введение
«…в современном музыкально-образовательном пространстве отсутствует
( или присутствует в весьма размытом виде ) важнейшее звено —
психолого — антропологические знания о субъекте музыкальной культуры,
теории музыки и музыкальной практики — Homo – musicus, являющемся
собственно адресатом усилий музыкального образования, партнёром диалога
с культурой, посредником которого выступает педагог-музыкант…»Интересная идея по-поводу того, что сознание передаёт смысл чего-
либо
посредством интонации — это и есть искусство звука, то есть
создание
музыки. Я считаю это абсолютной истиной и мало того я обобщю:
«Когда сознание передаёт смысл чего угодно посредством чего угодно
— это и есть создание вселенной вокруг нас…»Актуальность
Эта тема достаточно актуальна, так как это бальзам на душу
сегодняшнего общества, увязшего в грязи ложных данных старых
психологических школ о человеке — животном, не имеющем души
( а точнее — самого себя в роли психической субстанции или
духовного существа ). Эта тема также придаёт значение философии,
религии и искусству, а также разным видам наук, изучающим области
не только материального.«…до последнего времени как в общей психологии (отечественной), так
и в музыкальной наблюдалось исключение, или игнорирование
фундаментальных категорий науки о целостном человеке — сознание,
душа. ( Такое положение вещей в отечественной науке имеет социально-
историческое, искусственно созданное вненаучными политически
идеологическими директивами происхождение). История советской
психологической школы, по В.П.Зинченко, это история потерь и
титанических усилий сохранить Человека («всего Человека» — А.Блок, а не
его рефлексы) в сфере научных интересов психологии: так, ранее
потеряв душу, и дух «в 1925 г. страна потеряла бессознательное :
был запрещён психоанализ. В 1929 г. …страна начала терять
сознание…
С 1931 г. начался дрейф от проблематики сознания к проблематике
деятельности». Нам кажется необходимым и с содержательно-
теоретической, и с методологической, и с психолого-педагогической ( и
даже с этико-эстетической ) точки зрения «опереть» музыкально-
психологическую науку на фундамент исследования сознания человека в
его целостности и многомерности, как средоточия «человеческого в
человеке», как категории, отвечающей требованию отражения некоей
целостности в иерархии других целостностей (человек,мир) и вмещающей в
себя все проявления психического. На этом магистральном направлении,
лишь привлекая знание, добытое на различных путях познания, где
наряду с наукой, философия человека, религия и искусство создают
многомерную картину искомого целого, можно строить концепции,
соотносящие эти «частичные» образы человека друг с другом и со
смыслом его существования и развития…»Цели, задачи
Цель А.В.Тороповой как мне показалось в том, чтобы поднять предмет
музыкальной психологии и психологии музыкального образования на
совершенно новый уровень понимания. Она не преследует цель
накладывать уже готовую структуру общей психологии на музыку и её
атрибуты, хотя не отрицает возможности заимствования некоторых
моментов из «науки о душе». Её цель — новая структура.«…К попытке понимания того, как культура и психика создают друг
друга, были устремлены усилия целого ряда выдающихся учёных нашего
времени: Г.Г.Шпета, Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, А.А.Ухтомского,
М.К.Мамардашвили, В.П.Зинченко, М.Коула и др. Их и последующие
интерпритации культурно-исторической психологии, а также «дух
романтической науки приведут нас когда-нибудь к психологии, в
которой человеческие существа смогут жить и дышать» без ущерба для
ощущения и сознания своей целостности…»Но как мне кажется, вряд ли это будет называться «психология»…
Основная часть
Приведу основную часть статьи, наиболее полно описывающую её идею :
«…Итак, интонирующее сознание несёт функцию объективации
(удваивания) и экспликации (объяснения) процесса становления сознания,
где трансформирующееся и трансформируемое нерасчленимо взаимосвязаны
в акте делания и задают континуальность и необратимость развитию.
Именно такое существование интонирующего сознания во времени и
обусловливает его особое значение в самосознании различных традиций.Становление человека в антропогенезе через инобытие не раз являлось
предметом размышлений философов и учёных. «Человеческое инобытие есть
такая форма существования человека, когда он оставляет какие-то
следы, отпечатки в других людях, предметах, вещах, произведениях
искусства и т.п.» Эти процессы есть суть организации функционирования
и развития сознания: интонирующего и музыкального, в частности.Развитие сознания через его инобытие приводит нас к осознанию
важности символического слоя сознания, трансперсонального резервуара
образов, подвигающих человеческое сознание к развитию, деланию,
осуществлению. Так, роль образа, даже протообраза — архетипа
становится в нашем исследовании одним из ключевых понятий, берущих
на себя как функцию одной из единиц анализа психики и сознания
человека, так и медиатора становления, развития и делания сознания
как в антропогенезе, так и в индивидуальном развитии человека.Итак, наша концепция заключается в том, что значение музыки в
антропогенезе может выявиться только при прояснении суперпозиции
необратимых процессов развития сознания человека и музыки (в
расширенном понимании слова «музыка» и тех явлений становления
человеческой культуры, которые ещё собственно музыкой не являлись и
которые можно условно назвать звукосимволическим планом выражения
смысла). В данной суперпозиции заключена природа спонтанного и
поступательного развития сознания человека во взаимных превращениях
форм психических и культурных (символических) феноменов.
Звукосимволический пласт выражения ( как и музыка ) является одним из
каналов интонирующего сознания или
сознания интонируемого смысла. Отсюда вытекают функции интонирующего
сознания :
а) гностическая ( бессознательное познание имплицитных законов бытия
через звуко-ритмическую символику),
б) рефлексирующая ( музыка как спонтанная звучащая рефлексия
сознания),
в) регистрирующая этапы
развития сознания человека, его уровня взаимоотношений с миром
( порождающая нормы, «эпистемы» ) и г) трансформирующая сознание
( функция «внутреннего делания» ).Самоосуществление или спонтанно-внутреннее делание — эта «функция»
тесно связана со всей органомией сознания: его чувственной и
рефлексивной, биодинамической и аффективной тканями сознания. Они
обеспечиваются языком или языками, выносящими акты переживания и
рефлексии во внешний план и возвращающие их в сознание через
усмотрение их значений и отработку в контексте культуры ( культура,
таким образом, понимается как общественный полигон смыслов,
утяжелённых многократным отражением в её явлениях ( через архетипы )
и способных влиять на антропогенез). Таковы процессы, «омывающие»
сознание человека как данность и обеспечивающие трансформации этой
данности, психическое развитие человека и человечества.Напомним мысль М.К.Мамардашвили о том, что сколь бы глубоко в
историю мы не погружались, нигде мы не найдём человека без
сознания, без языка, без плача по умершему… Таким образом,
двунаправленными становятся предметные понятия нашего тезауруса:
сознание, язык, символ, символическое действие — одним концом
направлены к пониманию порождающей музыку цепочки превращенных форм
сознания, а другим концом — к пониманию порождения человека и
трансформаций его природы через звукосимволический пласт культуры. В
первой перспективе — музыка, её язык и значение «просвечивает» сквозь
целостность человека, во второй — человек, его развитие, прошлое,
будущее и вневременное просвечивают сквозь музыкальную реальность, её
«интонируемый смысл», образуя один из аспектов человековедения —
музыкально-психологическую антропологию. Ещё В.Гумбольдт хотел понять,
как «язык, происходя из природного звука и потребности, становится
родителем и воспитателем всего высочайшего и утончённейшего в
человечестве». Гумбольдт считал язык организмом духа. Думаю, что
речь идёт не об одном языке
( вербальном ), а о языках культуры.Таким образом, концепция психологии музыкального образования,
фундированная в более общих и глубоких пластах онтологии человека,
выводит рассмотрение своих проблем на уровень музыкально-
психологической антропологии. Такой способ концептуализации содержания
означенного предмета кажется нам оправданным и своевременным.
Привитие будущим музыкантам-педагогам опыта антропологического
самосознания в своей профессии даст ещё ряд преимуществ. Например,
связанных с погружением ребёнка — субъекта образования — в такой
музыкально-педагогический контекст, создаваемый сформировавшимися
установками педагога, который включает понятия «внешняя и внутренняя
музыкальная (звукосимволическая) реальность психики ребёнка», «охранный
для личности смысл фантазирования», «интонационно-символические
манифестации личности», «архетип интонирующего сознания личности»,
«музыкально-символическая модель будущего в развитии ребёнка»,
«интегрированность или расщеплённость
'Я' «, «живое или механическое движение в построении образа»,
«музыка как функциональный орган души» и т.д.Такова в самых общих чертах антропологическая концепция психологии
музыкального образования, заслуживающая, на наш взгляд, обсуждения и
развития в ряду базовых подходов к разработке прблематики
музыкально-педагогической и музыкально-психологической
направленности…»Комментарии
Как я понял, главная идея — сознание человека необъятно, в нём
очень
много таинственного потенциала, оно представитель Высшего Разума или
Высшей Субстанции, его возможности не ограничены ( тем более
музыкальные и, естественно, творческие).«…В связи с представлением о том, что сознание человека является
тем
предметом, в содержании и структуре которого заложены потенции и
программы самоосуществления человека, его развития и «внутреннего
делания» ( как осознаваемого саморазвития ) и, кроме того, сознание
является презентантом самой субстанции психического ( включающего
телесные и социальные уровни ) ещё до её расчленения на отдельные
процессы и функции, данная категория принимается в качестве ключевой
и основополагающей нашего концептуального подхода…»Не удивительно, что выдающиеся люди — это в основном не те, кто
учился на хорошие отметки или вобще учился. Я поддерживаю идею
того, что теорией (или логикой) возможно перебарщивают наши умы.
Мне кажется, что порвано равновесие между массой ( реальным предметом
или свойством ) и значимостью ( идеей об этом реальном предмете
или свойстве ). Слишком большое значение придаётся значимости, а не
массе. Не потому ли это, что в сфере искусства слишком много
авторитетных мнений, нежели каких-либо реальных законов или аксиом ?«…Добавим, что в жертву логике принесена не только психология,
но
и музыка, превращенная в иллюстрации к построениям музыкознания.
Следствием этого является обучение «тощим абстракциям»,
способствующим всё той же психологической дистантности человека (
ребёнка ) и музыки. Данное положение вещей требует осознания и
соотнесения с целью музыкального образования…»Заключение
Торопова пишет о влиянии прошлого музыкального опыта человека на
его сегодняшнее состояние, на его интонирующее сознание.
Также она упоминает Ламу Анагарика Говинду и его «Психологию
раннего буддизма» и «Основы тибетского мистицизма».
Лично я вижу в её идее глубокий смысл, хотя возможно не все его
могут уловить. Торопова не пишет это конкретно в лоб, а
использует обобщённые слова и выражения, пытаясь скрыть это за
призмой научной терминологии — и это единственное, что я действительно
критикую! Зачем всё так усложнять?! Для кого писалась эта статья,
которую я здесь рассматриваю ?! Для «избранных» что ли ?! Это то,
что мне не нравится в психологии — слишком много «хлама» !
Всё же я, используя несколько словарей, прочитал статью и понял
о чём там. Но сколько у меня ушло на это времени !..
Я бы уже пару любовных романов прочитал за это время…
Но, возвращаясь к глубокой идее, она заключается в том, что
возможно
прошлый музыкальный опыт человека (конкретного человека) не
ограничивается рамками одной жизни человека, а уходит очень далеко
в его прошлое. Как мне кажется здесь есть намёк на прошлые
воплощения человека, что и проповедует буддизм в лице Ламы,
которого упоминает автор.«…Звуковой символ, по Ламе Анагарика Говинда, лежит в основании
становления сознания. Акт переживания субъекта становится актом
становления сознания в творческом акте «наименования, формулирования»
(так в переводе означено его представление), мы бы сказали
интонирования.
Каждая интонированная сознанием «вещь опыта» становится содержанием и
принадлежит сознанию интонирующего. Таким образом, акт интонирования
становится уже не только рефлексивным актом, актом познания, но и
актом делания. Делание, или самоосуществление (самосозидание или
саморазрушение) происходит через трансформации в сознании человека,
которое охватывает всю иерархию его природно-психологической
структуры. На признании того факта, что в загадочно-неопределённых и
неисчерпаемых ресурсах сознания и коренится возможность трансформаций
и направленного воздействия,
основывается всё магическое мировоззрение. И сейчас нередко это
знание отражается в интуициях и гипотезах современной науки, и во
вненаучных, подчас спекулятивных, практиках ( что не отменяет
наличия данного опыта сознания у человека )…»«…Зная из теорий развития психики, что ранние её формы не
исчезают, а
лишь интериоризуются, инкорпорируются в сознании. Мы предполагаем, что
в музыкальном сознании современного человека в бессознательной и
превращённой форме содержатся все предыдущие формы функционирования
интонирующего сознания : от его синкретичности, через появление
расщеплённых форм, к образованию во внутреннем пространстве отчуждённых
«искусственных» форм музыкально-художественного творчества. Таким
образом, через предмет музыкально-психологической антропологии —
сознание Homo-musicus, которое многообразно и многомерно —
релизуется диалог с Другим, а вернее, с Другими «Я» —
инокультурными, инонациональными и
иновременными обликами «человека музыкального»… Именно в такой
перспективе и диалоге только и возможно прояснение своего места исостояния сознания современного человека, транслируемого через
культуру и образование. С таким осознанием собственных психолого-
педагогических деяний в антропологическом контексте связано чувство
ответственностипедагога и музыканта перед настоящим и будущим,
которое мы готовы или не готовы принять…»Ещё одна идея блестит в предыдущих строках:
Через историю о себе реализуется диалог с другим.***
Ну вот и раскрыты основные идеи Антропологической концепции
психологии музыкального образования, жаль только что они
не решают проблему свойств человеческой души
( как обычно и происходит в психологии ).«…Выстраиваемая нами концепция психологии музыкального
образования не свободна от проблемы, общей для исследований
психического плана человеческого существования…»