Билеты по основам возрастной психологии за весенний семестр 2001 года

Дата: 21.05.2016

		

примерный перечень экзаменационных вопросов

особенности возрастной психологии

1. Возрастная психология как наука: предмет и разделы.
1. Проблемы и направления в развитии возрастной психологии.
1. Разделы возрастной психологии.
1. Периодизация развития человека.
1. Периоды психического развития детей.
1. Периоды взрослости и старости.
1. Этап детского развития и его состав.
1. Связь дифференциальной психологии и возрастной психологии.
1. Связь социальной психологии и возрастной психологии.
1. Методы исследования возрастной психологии.
1. Характеристика отдельных методов возрастной психологии.
1. Сущность понятия «развития» в возрастной психологии.
1. Основные теории развития.
1. Понятие «фактор развития» и «ведущий вид деятельности».
1. Содержание общения людей.
1. Предметно-манипуляционная деятельность детей и ее значение.
1. Основные возрастные кризисы детей.
1. Внутриутробное развитие ребенка и его особенности.
1. Рефлексы ребенка на первых месяцах жизни.
1. Функционирование нейронов головного мозга новорожденного.
1. Комплекс оживления и его содержание.
1. Развитие личности ребенка (психоанализ, социодинамическая теория).
1. Память ребенка в 3-4 месяца.
1. Зрение ребенка 3-4 месяцев.
1. Боязнь новорожденного и ее природа.
1. Память ребенка после 3-4 месяцев жизни.
1. Образ предмета и способ проверки его восприятия у годовалого ребенка.
1. Восприятие формы и величины у ребенка 3-4 месяцев.
1. Стадии сенсорного развития детей 1 года.
1. Характеристика стадий сенсорного развития ребенка 1 года.
1. Когнитивная схема и ее содержание.
1. Развитие речи ребенка на первом году.
1. Автономная речь ребенка.
1. Запас слов ребенка 1,5 лет.
1. Проблемы пренатальной психологии.
1. Словарный запас ребенка от 1,5 до 3-х лет.
1. Эгоцентризм и его значение.
1. Жизненные «приобретения» ребенка в раннем детстве.
1. Семантическая функция и ее значение для детей.
1. Особенности репродуктивной деятельности детей.
1. Синкретизм и механизм перехода к мышлению.
1. Речь ребенка 1,5-2,5 лет.
1. Кризис 3-х лет.
1. Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства.
1. Центральное новообразование раннего детства.
1. Зона ближайшего развития и ее содержание.
1. Психологическая готовность ребенка к школе.
1. Кризис 7 лет.
1. Подражание и его роль в развитии ребенка.
1. Негативизм и упрямство ребенка: характеристики.
1. Строптивость, протест и деспотизм ребенка.
1. Характеристика дошкольного детства.
1. Сущность понятия «дифференциация отношений».
1. Виды деятельности характерные для дошкольного детства.
1. Афферентный комплекс в начале школьной жизни.
1. Новообразования начального периода школьной жизни.
1. Мышление и его развитие в младшем школьном возрасте.
1. Развитие восприятия в младшем школьном возрасте.
1. Память в младшем школьном возрасте.
1. Внимание в младшем школьном возрасте.
1. Специфика психического и физиологического развития подростков
(мальчиков, девочек)
1. Особенности мыслительных операций в подростковом возрасте.
1. Понятие «нервная анорексия».
1. Развитие личности подростка.
1. Хронологические границы ранней юности.
1. Юношеская дружба и любовь.
1. Центральное новообразование юности.
1. Мировоззрение и ведущий вид деятельности юношества.
1. Самооценка старшеклассников.
1. Классификация периодов жизни взрослого человека.
1. Стандартная установка пожилого человека.
1. Направленность личности и ее значение для взрослого человека.
1. Мотив достижения успеха и его значения.
1. Клинические формы психических расстройств зрелого и пожилого возраста.
1. Теория интенциональности и ее содержание.
1. Фазы жизненного цикла.
1. Кризисы сорока лет, зрелого возраста, биографический кризис.
1. Характеристика нереализованности, бесперспективности и опустошенности.
1. Выход на пенсию и его особенности.
1. Причины девиантного поведения.
1. Социальная позиция личности и ее значение.
1. Классификация правонарушителей.
1. Профессионализация и психограмма.
1. Освоение профессии (психология человека).
1. Конфликты: внутриличностный, профессиональный.
1. Разрешение профессиональных кризисов.
1. Социометрия и ее значение.
1. Характеристика профессионалов занятых в сферах: технических,
гуманитарных, творчества.
1. Семья и ее значение для социализации.
1. Виды семей: благополучная, проблемная.
1. Эпигенетический подход и его содержание.
1. Семейная патология и ее содержание.
1. Биологически имманентная система ценностей.
1. Системы ценностей: религиозная и атеистическая.
1. Предмет геронтопсихологии.
1. Особенности процесса старения.
1. Стадии реагирования при смертельном диагнозе.
1. Этапы ухода человека из жизни.
1. Содержание психологического закона отражения.
1. Отношение человека к пенсионному возрасту.
1. Пенсионный стресс и его проявление.
1. Механизм «вытеснения».
1. Активная старость и ее значение.
1. Жизненная мудрость и ее значение.
1. Умственные способности и память пожилых людей.
1. Депрессии и доминанты пожилых людей.
1. Долгожители по Ф. Дунбар.
1. Роль и место пожилых людей в семье.
1. Верования и их значение (рациональное, иррациональное).
1. Классификация пожилых людей по психологическим признакам.

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 1

1) Основные теории развития психики и поведения человека.
2) Сущность и содержание комплекса оживления.
3) Сущность понятия «дифференциация отношений».
4) Кризис периода старения и его содержание.
5) Характеристика проблемных семей.
6) Механизм «вытеснения» у пожилого человека. и его сущность.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 2

1) Краткая характеристика основных возрастных кризисов детей.
7) Функционирование памяти ребенка после 3-4 месяцев жизни.
8) Роль и место подражания в развитии ребенка в раннем детстве.
9) Характеристика кризиса бесперспективности.
10) Способы разрешения профессиональных конфликтов.
11) Социальные факторы старения.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 3

2) Метод опроса: сущность и формы.
12) Боязнь и ее развитие у новорожденного.
13) Особенности физиологического развития девочек в подростковый период.
14) Основная психологическая особенность пожилого возраста.
15) Особенности поведения пожилых людей пенсионного возраста, не имеющих
профессиональных интересов.
16) Доминанта враждебности к миру пожилых людей и ее особенности.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 4

3) Содержание эмоционально-непосредственного общения детей.
17) Социодинамическая теория и развитие личности ребенка.
18) Содержание аффективного комплекса ребенка в начальный период школьной
жизни.
19) Характеристика кризиса опустошенности.
20) Особенности профессионала в системе обработки информации.
21) Рациональная вера и ее содержание.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 5

4) Основные проблемы возрастной психологии.
22) Интеракционистская теория и ее основные положения.
23) Краткая характеристика ревности и обесценивания в раннем детстве.
24) Психические процессы, связанные с выходом на пенсию.
25) Содержание мозговой и физиологической смерти.
26) Причины депрессии у пожилых людей.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 6

5) Сюжетно-ролевая игра и ее значение.
27) Функционирование зрения ребенка на первых месяцах жизни.
28) Развитие мышления ребенка в младшем школьном возрасте.
29) Подкризисы сорколетнего возраста и их специфика.
30) Факторы, определяющие отношение человека к пенсионному возрасту.
31) Характеристика веры в человека и человечество.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 7

6) Периоды психического развития человека.
32) Сущность кризиса 1 года жизни ребенка.
33) Особенности физиологического развития мальчиков в подростковый период.
34) Сущность аккомодации зрелого возраста.
35) Социометрическая методика и ее предназначение.
36) Понятие жизненная мудрость старых людей: сущность и характеристика.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 8

7) Теоретические подходы к периодизации развития человека.
37) Рефлексы, характеризующие поведение ребенка на первых месяцах жизни.
38) Ведущая предметной деятельности детей к концу раннего детства.
39) Сущность теории интенциональности.
40) Характеристика профессионалов, занятых в технических системах.
41) Симптомы психологического старения и болезни: сущность и отличие.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 9

8) Дискретность процесса развития ребенка и его сущность.
42) Основные подходы к пониманию формирования речи ребенка.
43) Память и ее развитие в младшем школьном возрасте.
44) Инсайт и его значение в период зрелости.
45) Психологический закон отражения и его значение для пожилых людей.
46) Основные способы профилактики старческой депрессии.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 10

9) Основные разделы возрастной психологии.
47) Важнейшие жизненные «приобретения» ребенка в раннем детстве и их
характеристика.
48) Теоретическое мышление и его развитие в младшем школьном возрасте.
49) Количественно-качественные характеристики психосоциальных кризисов
периода зрелости и старения.
50) Конфликты в процессе профессиональной адаптации специалиста.
51) Особенности долгожителей по Ф. Дунбар.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 11

10) Понятие «факторы развития» и их сущность.
52) Психоанализ о развитии личности ребенка.
53) Развитие восприятия в младшем школьном возрасте.
54) Факторы ориентации старшеклассников на выбор профессии.
55) Сущность понятия «семейная патология».
56) Внутрисемейные конфликты, связанные со старшим поколением.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 12

11) Периоды психического развития в детском возрасте.
57) Развитие речи детей в возрасте 1,5 — 2,5 лет.
58) Смысловая ориентировочная основа поступка и ее значение в начальный
период школьной жизни.
59) Стандартная психологическая установка пожилого человека.
60) Психологические реакции умирающего человека на третьей и четвертой
стадии.
61) Иррациональная вера и ее содержание.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 13

12) Содержание культурно-исторической теории развития.
62) Содержание продуктивной деятельности ребенка в раннем детстве.
63) Виды деятельности характерные для окончания дошкольного детства.
64) Динамика самооценки старшеклассника.
65) Внутриличностный конфликт специалиста и его развитие.
66) Основные доминанты в пожилом возрасте.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 14

13) Методы исследования возрастной психологии.
67) Содержание понятия «синкретизм».
68) Познавательные интересы младшего школьника.
69) Кризис сорокалетнего возраста и его особенности.
70) Содержание понятия «личностный смысл».
71) Классификация пожилых людей на психологические группы.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 15

14) Периоды взрослости и старости.
72) Специфика функционирования нейронов головного мозга новорожденного.
73) Центральное новообразование периода раннего детства.
74) Причины девиантного поведения.
75) Особенности проявления «пенсионного стресса».
76) Доминанта враждебности к себе и к своей жизни у пожилых людей и ее
содержание.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 16

15) Этапы процесса детского развития.
77) Последовательность стадий сенсорного развития детей первого года жизни.
78) Индивидуальные различия детей в мыслительных операциях к концу младшего
школьного возраста.
79) Основные биографические кризисы.
80) Религиозная система ценностей и ее содержание.
81) Влияние стиля жизни пожилых людей на подрастающее поколение семьи.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 17

16) Сущность учебно-познавательной деятельности.
82) Источники и сроки становления ребенка как личности.
83) Сущность «зоны ближайшего развития» ребенка.
84) Характер клинических психических расстройств зрелого и пожилого
возраста.
85) Особенности процесса старения у активных людей.
86) Роль и место пожилых людей в процессе воспитания внуков.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 18

17) Значение дифференциальной психологии для возрастной психологии.
87) Основные проблемы пренатальной психологии.
88) Кризис 7 лет и его содержание.
89) Характеристика кризиса нереализованности.
90) Общественные ценности: сущность и подходы к пониманию.
91) Старческое слабоумие людей и его развитие.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 19

18) Понятие «ведущий вид деятельности» и его содержание.
92) Простейший способ оценки умения полугодовалого или годовалого ребенка
воспроизводить образ предмета.
93) Психологическая готовность ребенка к школе и ее составляющие.
94) Формирование мировоззрения в юношеском возрасте.
95) Особенности профессионала в системе художественного творчества.
96) Содержание психогигиены в процессе старения.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 20

19) Функциональная теория развития и ее характеристика.
97) Краткая характеристика стадий развития взаимодействия ребенка с
неживыми предметами.
98) Хронологические границы начального периода школьной жизни ребенка.
99) Ведущий вид деятельности старшеклассников.
100) Профессиональный старт специалиста и его развитие.
101) Подходы к пониманию умственных способностей в старческом возрасте.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 21

20) Эксперимент и специфика его применения в работе с детьми.
102) Развитие речи ребенка в течении первого года жизни.
103) Основные психологические новообразования в начальный период школьной
жизни.
104) Мотив достижения успеха и его значение в период старения.
105) Психологические реакции умирающего человека на первой и второй стадии.
106) Характеристика конструктивной доминанты пожилых людей.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 22

21) Состав каждого этапа процесса детского развития.
107) Тип памяти ребенка в первые месяцы жизни (до 3-4 месяцев).
108) Развитие личностных свойств в подростковый период.
109) Классификация периодов жизни взрослого человека.
110) Сущность понятия «эпигенетический подход» в семье.
111) Характеристика защитной доминанты пожилых людей.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 23

22) Значение общей психологии для развития возрастной психологии.
112) Теория черт личности и ее основные положения.
113) Общая характеристика негативизма и упрямства в раннем детстве.
114) Профессиограмма и ее содержание.
115) Влияние творческой деятельности на долголетие.
116) Иррациональные сомнения и верования людей.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 24

23) Значение социальной психологии для возрастной психологии.
117) Средний запас слов полуторагодовалого ребенка.
118) Общая характеристика дошкольного детства.
119) Девиантное поведение личности и его содержание.
120) Основные факторы укрепления семьи.
121) Зависимая доминанта пожилых людей и ее содержание.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 25

24) Понятие «ведущий тип общения» и его содержание.
122) Социализация ребенка: сущность и содержание.
123) Самооценка и направленность межличностных отношений в ранней юности.
124) Формирование чувства полноценности и его подкризисы.
125) Стадии реагирования пожилого человека на диагноз со смертельным
исходом.
126) Потребность в деятельности и ее реализация в старческом возрасте.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 26

25) Связи возрастной психологии с другими отраслями науки.
127) Семиотическая функция и ее значение в раннем детстве.
128) Сущность понятия «нервная анорексия».
129) Юношеская дружба и любовь: особенности проявления.
130) Причины внутрисемейных конфликтов.
131) Проявления эмоциональных состояний пожилых людей.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 27

26) Революционная теория развития и ее содержание.
132) Отличительные черты автономной речи ребенка 1 года.
133) Мотивационная сфера младшего школьника.
134) Профессионализация и психосоциальная роль: сущность и специфика
взаимодействияю.
135) Психологические причины разрушения семьи.
136) Специфика функционирования памяти пожилых людей.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 28

27) Предметно-манипулятивная деятельность и ее содержание.
137) Специфика развития у ребенка 3-4 месяцев восприятия формы и величины
предметов.
138) Специфика психического и физиологического развития подростков.
139) Психологическая классификация «личности» правонарушителя, отбывающего
наказание.
140) Этапы ухода человека из жизни.
141) Развитие геронтопсихологии на современном этапе.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 29

28) Метод наблюдения: сущность и виды.
142) Содержание репродуктивной деятельности ребенка в раннем детстве.
143) Формирование чувства взрослости у подростков.
144) Кризис зрелого возраста и его негативная сторона.
145) Характеристика благополучной семьи.
146) Сущность активной старости.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 30

29) Направления в развитии возрастной психологии.
147) Основной психологический механизм перехода от синкретизма к мышлению.
148) Краткая характеристика строптивости, протеста и деспотизма в раннем
детстве.
149) Центральное новообразование ранней юности.
150) Основное отличие зрелой семьи от проблемной.
151) Рациональные сомнения и верования людей.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 31

30) Предмет и задачи возрастной психологии.
152) Особенности внутриутробного развития ребенка.
153) Подростковый возраст (отрочество): сущность и сроки.
154) Фазы жизненного цикла ( по теории интенциональности).
155) Сущность биологически имманентной системы ценностей.
156) Способности к профессиональной деятельности в преклонном возрасте.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 32

31) Вероятностная теория развития и ее характеристика.
157) Краткая характеристика развития взаимодействия ребенка с окружающими
людьми.
158) Развитие научных и житейских понятий у младших школьников.
159) Психологические особенности освоения профессии.
160) Характеристика профессионалов, занятых в общественно-гуманитарных
системах.
161) Основные социально-психологические мероприятия противодействия
социальному старению.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 33

32) Процесс развития ребенка и человека с точки зрения на его содержание.
162) Теоретические подходы к пониманию развития личности ребенка.
163) Хронологические границы ранней юности.
164) Содержание понятия «интроверсия зрелого возраста».
165) Предметная область геронтологии.
166) Способы замедления процесса старения.

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 34

33) Психологическое тестирование: сущность и возможности в работе с детьми.
167) Содержание понятия «эгоцентризм».
168) Характеристика мыслительных операций в подростковый период.
169) Направленность личности: сущность и характеристика.
170) Типология пожилых людей пенсионного возраста по отношению к
собственной профессиональной деятельности.
171) Сущность понятия «экономическое старение».

Зав. кафедрой
—————————————————

Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 35

34) Понятие «развитие» и его составляющие.
172) Количественные показатели словарного запаса ребенка в раннем детстве.
173) Кризис трех лет: сущность и основные характеристики.
174) Релятивистская нравственная позиция старшеклассника.
175) Характеристика зрелой семьи.
176) Особенности функционирования нервной системы в старческом возрасте.

Зав. кафедрой
—————————————————

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий