Бытовое обслуживание

Дата: 21.05.2016

		

Министерство образования
и науки Российской Федерации

Федеральное
государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования

«Чувашский
государственный университет имени И.Н. Ульянова»

Кафедра региональной
экономики и предпринимательства

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Экономика сферы услуг

Канаш 2009 г.

Содержание

Бытовое обслуживание

1. Роль и значение бытового
обслуживания как отрасли

2. Виды бытовых услуг:
состав и характеристика

3. Особенности
организации деятельности предприятий бытового обслуживания

4. Предприятия бытового
обслуживания Чувашии

Заключение

Список использованной
литературы

Бытовое
обслуживание

Бытовые
услуги – платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в
соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Бытовые услуги
обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств
изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение
грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к ним могут быть
отнесены услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий,
жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и
т.д.

Бытовое
обслуживание населения – часть сферы обслуживания, где населению оказываются
непроизводственные и производственные услуги. Бытовое обслуживание
характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения
непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их
профессиональной и общественно-политической деятельности.

В современных
условиях бытовое обслуживание, располагавшее в прошлом кустарными мастерскими,
стало отраслью народного хозяйства с соответствующей индустриальной
материально-технической базой – промышленными предприятиями, производственными
объединениями и комбинатами бытового обслуживания имеющими
высокопроизводительные машины и механизмы. Оно приобретает всё более
универсальный характер при специализации отдельных видов и типов обслуживания.

1. Роль и значение
бытового обслуживания как отрасли

В настоящее время
российский рынок бытовых услуг выходит на качественно новый уровень. Все больше
людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и
прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Образы некомпетентных
сантехников или электриков безвозвратно уходят в прошлое, на смену им приходят
высокооплачиваемые профессионалы своего дела. Увеличивается число организаций
бытового обслуживания.

Объем рынка бытовых услуг
в России оценивается в 400–500 млн. долларов США (по данным игроков рынка). В
2006 году рост рынка составил 5,9% (см. http://www.businessproekt.ru/NewsAMShow.asp?
ID=807657).

Российский рынок бытового
обслуживания во многом своеобразен по отношению к европейскому рынку. Так, в
России в сфере бытового обслуживания населения получило распространение не
малое частное предпринимательство, не семейный бизнес, как на Западе, а
коллективные, кооперативные формы хозяйствования. Владельцами предприятий сферы
быта являются: трудовые коллективы – 63%, юридические лица – 23% и физические
лица – 13% (см. рисунок 1).

Другая специфичная черта
российского рынка бытового обслуживания связана с диверсификацией профильных
предприятий, к которой побуждает необходимость выживания в современных
условиях. В ряде случаев предприятия бытового обслуживания наряду с основной
деятельностью активно развивают другие непрофильные виды деятельности,
приносящие дополнительный доход. Это, в конечном счете, часто приводит к
перепрофилированию предприятий.

Рисунок 1. Доли организаций коллективной
и индивидуальной форм собственности на российском рынке бытовых услуг, %

Бытовое обслуживание

В современных условиях
отрасль бытового обслуживания населения развивается неустойчиво, о чем, в
частности, свидетельствует следующий факт. Удельный вес бытовых услуг в общем
объеме платных услуг населению не имеет тенденции к росту. В 2000 году он
составил 12,6%, в 2001 году – 12,2%, в 2002 году – 11,7%, в 2003 году – 10,7%,
в 2004 году – 10,5% (см. рисунок 2). В то же время степень износа основных
фондов в отрасли «непроизводственные виды бытового обслуживания населения» в
целом по России снизилась с 37,8% в 1995 году до 34,5% в 2004 году.

Рисунок 2. Динамика доли бытовых
услуг в общем объеме платных услуг населению в России в 2000–2004 гг., %

Бытовое обслуживание

Лидирующее положение на
российском рынке бытовых услуг занимает Москва. Объем реализации бытовых услуг
в Москве в 2005 году составил порядка 40 миллиардов рублей. В период с 2000 по
2005 год в отрасль бытовых услуг в Москве привлечено порядка 15 миллиардов
рублей инвестиций. На столичный рынок приходится пятая часть всего объема
бытовых услуг на российском рынке. По отдельным сегментам рынка бытовых услуг
доля Москвы существенно больше, чем пятая часть, так, в сегментах услуг по
техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, а также
ритуальных услуг, доля столицы составляет 40% от общероссийского объема
потребления, в сегменте услуг химической чистки и крашения – 44%, в сегменте
прачечных – 47%. В среднем, каждый москвич тратит на бытовые услуги 3330 рублей
в год, что в 3 раза больше, чем средний россиянин (см. http://www.rg.ru/2005/08/02/byt-uslugi.html;

Второе место на
российском рынке бытовых услуг принадлежит Подмосковью. По сообщению комитета
по развитию предпринимательства Московской области, доля труда субъектов малого
предпринимательства в общем объеме бытовых услуг выросла в прошлом году до 87%
(см. http://www.garant-center.ru/index.php? S=223&I=12182).

Интенсивному развитию
организаций бытового обслуживания способствует все возрастающий спрос на
бытовые услуги, как со стороны корпоративных клиентов – банков, офисных и
торговых центров, так и со стороны частных лиц. По мнению экспертов
маркетингового агентства Bauman Innovation, спрос на бытовые услуги в последние
годы увеличивается на 25–30% ежегодно и обусловлен главным образом стремлением
состоятельных людей улучшить качество своей жизни и сэкономить время на
повседневных делах (см. http://www.allmedia.ru/newsitem.asp? id=706499).

По данным Bauman
Innovation, целевой аудиторией для предоставления качественных бытовых услуг в
России сегодня выступают не более 10–15% населения – это наиболее обеспеченная
часть россиян. Эта аудитория в целом уже охвачена действующими организациями
бытового обслуживания.

Данный факт позволяет полагать,
что, несмотря на оптимистичные показатели развития отрасли бытовых услуг в
России, уже в ближайшие годы тенденция бурного роста может приостановиться,
поскольку рынок столкнется с ограничениями спроса.

В соответствии с
неравномерностью спроса на бытовые услуги среди населения с различным уровнем
дохода одними из основных тенденций производства бытовых услуг на современном
этапе выступают: снижение предложения по целому ряду бытовых услуг в связи с
приватизацией и перепрофилированием предприятий, а также в некоторых случаях
«вымывание» услуг, производимых по ценам, доступным для малодоходных слоев
населения, и увеличение предложения услуг для населения с высокими доходами.

Чтобы удержать свои
позиции, компаниям, действующим на российском рынке бытовых услуг, необходимо
организовывать грамотный менеджмент, разрабатывать эффективные бизнес-решения.
Бизнес, связанный с предоставлением бытовых услуг населению, является одним из
наиболее сложных в сфере услуг. Сложность ведения этого вида бизнеса связана с невысокой
рентабельностью, которая даже у лучших предприятий редко поднимается выше 10%.
Одними из основных направлений, обеспечивающих повышение рентабельности и
быстрый рост для компаний, предоставляющих бытовые услуги населению, выступают
постоянная диверсификация бизнеса и экспансия в регионы.

Диверсификация бизнеса
проявляется в стремлении компаний, предоставляющих бытовые услуги населению,
ежегодно расширять спектр оказываемых услуг. В частности, крупные клининговые
компании, действующие на российском рынке, помимо основных услуг по уборке
помещений предлагают клиентам и новые специальные услуги: кейтеринг,
ландшафтный дизайн, поставку питьевой воды и другие. В значительной мере
увеличить оборот крупным игрокам рынка бытовых услуг позволяет экспансия в
регионы. В частности, у всех лидеров рынка клининговых услуг на сегодняшний
день есть филиалы. Сами игроки полагают, что открытие филиалов является более
продуктивным способом развития, чем франчайзинг, поскольку в этом случае вся
прибыль от эксплуатации бизнес-модели и брэнда остается в пределах одной
компании, что немаловажно при невысокой рентабельности.

По мнению экспертов, в
современных условиях наиболее перспективными являются две формы ведения
бизнеса, связанного с организацией бытового обслуживания населения – сопутствующая
и сетевая формы. В первом случае развиваются компании, для которых бытовые
услуги – это сопутствующий бизнес, усиливающий конкурентное преимущество
основного (например, сервисное обслуживание и ремонт бытовой техники и электроники).
Второй эффективной формой является сетевая, по которой работают предприятия,
создающие свои сети благодаря собственным или иностранным инвестициям. Эти
сетевые компании развиваются по принципу строительства филиалов, либо используя
франчайзинг. Самые представительные сети – в клининге, – одном из
быстрорастущих сегментов рынка бытовых услуг, который на сегодняшний день
включает и новые специальные виды услуг: ландшафтный дизайн, поставку питьевой
воды и другие.

Для российского рынка
бытовых услуг актуальны некоторые проблемы, среди которых одной из основных
является невысокая рентабельность бизнеса. Даже у лидеров рынка рентабельность
редко поднимается выше 10%. Одним из основных факторов невысокой рентабельности
предприятий бытовых услуг выступают длительные сроки окупаемости инвестиционных
проектов. Например, техническое перевооружение фабрики-прачечной обходится в 3
миллиона долларов США, а сроки возврата вложенных средств находятся в пределах
70‑ти лет.

В первую очередь именно
на решение проблемы рентабельности ориентированы сопутствующая и сетевая
модели, рекомендуемые экспертами как наиболее эффективные в современных
условиях для ведения бизнеса бытовых услуг. Примечательно, что проблема низкой
рентабельности и высоких издержек не останавливает инвесторов, развивающих
различные виды бытовых услуг. В частности, наиболее быстрыми темпами в
настоящее время развивается сегмент клининга, характеризующийся наиболее
высокими издержками на рынке бытовых услуг (только в оборудование и подготовку
кадров необходимо инвестировать не менее полумиллиона долларов). Ежегодно
сегмент клининга увеличивается на 50%, в нем появляется до 20 новых компаний.

Сегодня емкость рынка
клининга оценивается в 130 млн. долларов США. Прогнозируется, что в ближайшие
три-четыре года емкость рынка достигнет 800 млн. долларов США (см. http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?
id=706499).

Среди других актуальных
для российского рынка бытовых услуг проблем необходимо отметить:

– Низкое качество
оказываемых услуг, во многом являющееся следствием таких факторов, как:
устаревшее оборудование, низкая квалификация персонала, низкая заработная
плата.

– Значительное количество
проверок, которые не помогают, а скорее мешают деятельности предприятия.

– Нездоровая конкуренция,
например, на предприятиях по ремонту радиоэлектронной аппаратуры. Действует
значительное количество мастеров, оказывающих услуги в частном порядке, что
является незаконным, так как такие мастера не платят налогов, аренды,
коммунальных платежей и в результате получают сверхприбыли.

Для решения актуальных
для современного российского рынка бытовых услуг проблем, по мнению экспертов,
эффективны следующие меры:

– Совершенствование
кредитной системы и разработка специальных программ кредитования предприятий
сферы бытового обслуживания населения. Сегодня лишь 5% предприятий бытовых
услуг пользуются кредитами коммерческих банков. Необходимо упростить доступ к
кредитным ресурсам и их получение. Для этого важно активно использовать
возможности предоставления льготных кредитов предприятиям, в том числе через
фонд поддержки малого предпринимательства, так как более 80% предприятий
бытовых услуг относятся к малому бизнесу.

– Предоставление
предприятиям обслуживания населения налоговых льгот, льгот по арендной плате.

– Совершенствование
нормативного регулирования деятельности предприятий бытового обслуживания.

— И другие меры.

В целом для поднятия и
развития отрасли бытовых услуг в России важна социально-ориентированная
государственная политика, в рамках которой предусмотрены значительные расходы
на социальную сферу.

Экспертами отмечается
значимость разработки институционального механизма регулирования рынка бытовых
услуг, основой для которого, в частности, может выступать германская модель. В
рамках этой модели предприятия сферы услуг условно подразделяются на две
большие группы: предприятия с «особыми» задачами и предприятия, осуществляющие
свою деятельность по законам рынка. Деятельность первой группы предприятий направлена
на решение государственных задач, а получение прибыли на втором месте.
Финансирование этих предприятий зависит от политики государственных органов. К
примеру, устанавливаются верхние границы цен, при этом, если предприятие терпит
убытки, они покрываются из бюджета. Этим предприятиям представляются
многочисленные льготы: денежные кредиты за счет государственных средств,
субсидирование государством процентных выплат и т.д. Предприятия второй группы
ориентированы на получение прибыли и являются полноправными экономическими
субъектами рынка.

Подобная система
организации услуг сочетает платность и льготность, открыта для всех
потребителей, предоставляя возможность наиболее полного удовлетворения бытовых
потребностей групп населения с различным уровнем дохода.

2. Характеристика отдельных видов
бытового
обслуживания населения

 

2.1 Услуги
парикмахерских

Эта сфера бытового
сервиса, в которой количество предприятий, работников и оборот услуг постоянно
растет. Срок окупаемости вложенных средств в парикмахерскую составляет не более
2 лет.

В связи с этим
привлекательность сферы услуг парикмахерских достаточно высока для
предпринимателей и инвесторов. Предприниматели достаточно охотно открывают новые
парикмахерские, в основном салоны красоты, даже в отдаленных районах.

2.2
Химическая чистка одежды, услуги прачечных

Для этого вида
услуг особенно актуальна проблема ценовой доступности. Химическая чистка одежды
– это наиболее материалоемкое и энергоемкое производство, требующее дорогостоящего,
технически сложного оборудования, применения химикатов, в основном зарубежного производства,
что формирует высокую себестоимость услуг.

Кроме того, техническое
перевооружение предприятий химической чистки требует значительных финансовых
вложений, для чего необходимы доступные кредитные средства.

Для предприятий
химической чистки актуальны также проблемы развития сети приемных пунктов в шаговой
доступности, совершенствования технологических процессов и нормативной базы, подготовки
и переподготовки квалифицированных рабочих кадров, обладающих специальными
знаниями и навыками.

2.3
Фотоуслуги

Наибольшим спросом
у населения пользуются услуги по изготовлению фото на документы, проявке пленок
и изготовлению любительских фотографий.

Тенденции развития
фотоуслуг в настоящее время таковы, что отдельные виды услуг исчезли или резко сократились,
другие стремительно развиваются. Вытеснение таких услуг, как изготовление художественной
фотографии, портретов, фотокерамики обусловлено рядом объективных причин:
обязательное наличие значительных производственных площадей, особые санитарные требования,
отсутствие высококвалифицированных специалистов, сложная технология
изготовления фотокерамики (свинцовое напыление, эфирные обработки, обжиг и т.д.).

2.4 Услуги
ломбарда ювелирных изделий

Особенностью развития
данного вида услуг на современном этапе является то, что ими все чаще
пользуются предприятия малого бизнеса.

Сложности с получением
кредитов коммерческих банков вынуждают предпринимателей обращаться к более простым
схемам залогового финансирования.

В числе негативных
тенденций развития данного вида услуг – наличие нелегального рынка скупки драгоценных
металлов и камней, связанного с отменой лицензирования данного вида
деятельности.

Выводы и
предложения:

– услуги
ломбардов на данном этапе востребованы населением, активно развиваются в рыночных
условиях и не требуют привлечения городских инвестиционных ресурсов и (или)
бюджетных средств;

– в качестве
одного из механизмов пресечения теневого рынка в сфере предоставления услуг
ломбардов целесообразно внедрение системы добровольной сертификации бытовых
услуг.

2.5 Услуги
бань

По итогам опросов
населения спрос на услуги бань наименее удовлетворен: около половины опрошенных
считают, что бань в горо    дах не

хватает.

Необходимо
ускорить проведение конкурсов и создать для инвесторов наиболее благоприятные условия
с учетом обременений по социальному профилю деятельности бань.

Выводы и
предложения:

– для развития
услуг бань необходимо активное привлечение как бюджетных средств, так и средств
частных инвесторов;

– для малообеспеченных
категорий населения по данному виду услуг необходима прямая адресная помощь через
систему аккредитованных предприятий;

– необходимо
повышать уровень обслуживания населения, обеспечивать соотношение цены и качества
предлагаемых услуг, в том числе через внедрение системы добровольной
сертификации бытовых услуг.

2.6 Услуги
проката

На сегодня наиболее
востребованы услуги по прокату дорогостоящих товаров краткосрочного (сезонного)
использования: туристическое снаряжение; свадебные, карнавальные костюмы;
сложная бытовая техника, автомобили и т.п. В перспективе именно в этом направлении
возможно дальнейшее развитие услуг проката.

У определенной
категории потребителей (студенты, проживающие в общежитиях, гости столиц, прибывающие
в город на срок до 1 года и снимающие жилье, новоселы-молодожены, не имеющие возможности
приобрести все необходимое, и т.п.) продолжает сохраняться потребность в услугах
проката предметов домашнего обихода (телевизоры, холодильники, стиральные машины
и т.п.). Учитывая незначительное количество жителей, пользующихся услугами
проката, этот сегмент услуг сохранится в прежних объемах.

Выводы и
предложения:

– развитие
услуг проката в рыночных условиях соответствует спросу и потребительским
предпочтениям населения;

– необходимо
расширять ассортимент предметов проката в соответствии с запросами населения;

– развивать
услуги проката в студенческих общежитиях и жилых домах для молодых семей.

2.7 Услуги
по профессиональной уборке помещений (клининговые услуги)

По оценкам зарубежных
экспертов развитие услуг по профессиональной уборке помещений является признаком
роста благосостояния и высокого уровня экономического развития общества.

При оказании услуг
клининговые компании руководствуются Санитарными нормами содержания помещений,
Государственным стандартом ГОСТ Р 51870–2000 «Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий
и сооружений. Общие технические условия». Предприятия, входящие в состав Ассоциации
русских уборочных компаний, оказывают услуги в соответствии с Международным
стандартом ГОСТ Р ИСО 9001–2001 «Система менеджмента и качества».

По оценкам специалистов
и отзывам жильцов качество уборки и содержания объектов стало значительно выше.

Выводы и
предложения:

– клининговые
услуги на данном этапе развиваются в рыночных условиях;

– необходимо
расширение сферы деятельности клининговых компаний, их привлечение к уборке
подъездов жилых домов, городских организаций социальной сферы: поликлиник, больниц,
интернатов, городских учреждений – в рамках городского заказа за счет бюджетных
средств;

– необходимо
организовать работу по широкому информированию населения о преимуществах
клининговых услуг;

развивать клининговые
услуги за счет привлечения клининговых компаний к уборке жилых помещений. Для
малообеспеченных категорий населения по данному виду услуг необходима прямая
адресная помощь через систему аккредитованных предприятий.

2.8 Услуги
по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры,
бытовых машин и приборов

Опыт показывает,
что в сложившихся условиях наиболее эффективно работают сервисные центры,
имеющие техническую базу для ремонта всего спектра бытовой техники: от
кофемолки до холодильника, посудомоечных машин, телевизоров и музыкальных
центров, в том числе сервисные центры при торговых центрах. Таких центров в
Москве немного, однако, чтобы услугами таких предприятий смогли воспользоваться
все жители столицы, необходимо развивать сеть приемных пунктов, в том числе в
районах массовой жилой застройки.

Широкий ассортимент
и высокий технический уровень современной бытовой техники требуют
соответствующего уровня подготовки кадров, что в настоящее время является
одной из основных проблем.

Выводы и
предложения:

– услуги
по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых
машин и приборов остро востребованы населением;

– основной
проблемой данного вида услуг является необходимость широкого развития сети предприятий
и приемных пунктов, особенно в районах массовой жилой застройки;

– для малообеспеченных
категорий населения по данному виду услуг необходима прямая адресная помощь через
систему аккредитованных предприятий;

– необходимо
повышать уровень обслуживания населения, обеспечивать безопасность услуг, а
также качество предлагаемых услуг, в том числе через внедрение системы
добровольной сертификации бытовых услуг;

– целесообразно
рассмотреть вопрос о подготовке кадров для предоставления населению услуг по
ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых
машин и приборов

2.9 Пошив
и ремонт швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий
текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий

Высоким спросом
пользуются ремонтные виды работ. Это явилось стимулом для развития небольших мастерских
в торговых центрах, на рынках.

По результатам
социологических опросов более 50% опрошенных считают, что таких предприятий
недостаточно, особенно предприятий по пошиву кожаных, меховых и трикотажных
изделий.

Кроме того, для
предприятий данного вида услуг существует проблема нехватки квалифицированных
кадров, т.к. профессии непрестижны и зачастую малооплачиваемы.

Выводы и
предложения:

– услуги
по пошиву и ремонту швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий
текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий
востребованы населением;

– для малообеспеченных
категорий населения по данному виду услуг необходима прямая адресная помощь через
систему аккредитованных предприятий;

– для расширения
сети предприятий по пошиву и ремонту одежды для населения со средним достатком
необходима реализация системы мер по привлечению инвесторов;

– необходимо
повышать уровень обслуживания населения, обеспечивать соотношение цены и качества
предлагаемых услуг, в том числе через внедрение системы добровольной
сертификации бытовых услуг

– необходимо
разработать и реализовать комплекс мер, направленных на создание позитивного имиджа
таких профессий, как портной, закройщик, мастер художественной штопки, модистка
и т.п.

2.10
Изготовление и ремонт мебели

Спрос населения
на эти услуги и соответственно спектр услуг в последние годы претерпели
значительные изменения.

Насыщение
рынка разнообразной по качеству и ценам мебелью привело к резкому сокращению спроса
на изготовление мебели и ремонтные виды работ по корпусной мебели. Спрос
населения на ремонт мягкой мебели сократился в меньшей степени, услуги по ее обивке
и перетяжке пользуются спросом у населения.

Возрос спрос населения
на услуги по изготовлению встроенной мебели по образцам, однако такие работы в основном
выполняют промышленные мебельные предприятия, имеющие для этого более совершенную
техническую и материальную базу.

Выводы и
предложения:

– в существующих
условиях необходимо повышать уровень обслуживания населения, обеспечивать соотношение
цены и качества предлагаемых услуг, в том числе через приоритетное внедрение
систем добровольной сертификации бытовых услуг.

2.11
Ремонт и пошив обуви

Требуется
дальнейшее развитие сети этих предприятий, что приведет к развитию конкурентной
среды и снижению цен на услуги.

Количество предприятий
по пошиву обуви в последние годы резко сократилось. Причина – в насыщении рынка
обувью разнообразного ассортимента и ценовых категорий. Услугами по пошиву
обуви пользуются лица, не имеющие возможности приобретать готовую обувь из-за особенностей
в строении стопы или имеющие желание и возможности заказывать эксклюзивную
обувь по индивидуальным образцам.

Насыщение рынка
обувью также определило тенденцию к резкому снижению спроса населения на сложный
ремонт, реставрацию, окраску обуви. Это в свою очередь привело к росту сети мелких
предприятий по ремонту обуви, оказывающих ограниченный перечень услуг и располагающихся
в киосках, на небольших площадях в магазинах, торговых центрах, предприятиях
бытового обслуживания иного профиля.

Дальнейшее развитие
сети таких предприятий сдерживается трудностями с выделением и оформлением
земельных участков под киоски и палатки.

Кроме того, для
предприятий по ремонту обуви как и для других небольших предприятий бытового обслуживания
населения существует проблема предоставления населению информации об их
местонахождении в тех случаях, когда они расположены во дворах, не имеют выхода
на центральные магистрали, а также для предприятий, находящихся в подвальных
помещениях жилых домов.

Выводы и
предложения:

– услуги
по ремонту и пошиву обуви развиваются в рыночных условиях в соответствии со
спросом населения;

– необходимо
создание условий для дальнейшего развития сети, в том числе через включение
киосков по ремонту обуви в схемы размещения объектов мелкорозничной сети на
территории административных округов и районов, а также в торговых центрах и
комплексах;

– для малообеспеченных
категорий населения по данному виду услуг необходима прямая адресная помощь через
систему аккредитованных предприятий;

– необходимо
решить вопрос об установлении для предприятий, расположенных в подвальных,
полуподвальных помещениях, во дворах без выхода на основные пешеходные улицы,
упрощенного порядка регистрации размещения информации для населения без
взимания платы.

2.12
Ритуальные услуги

Учитывая социальную
значимость похоронной отрасли, Правительство уделяет постоянное внимание ее развитию
и укреплению материально-технической базы. На строительство и реконструкцию объектов
ритуального назначения (кладбищ, крематориев и т.д.).

Требуется обеспечить
стабильное финансирование в полном объеме похоронной отрасли.

Другой задачей
отрасли является обеспечение наличия свободных территорий под захоронение
умерших.

В
существующих условиях резерв земель для захоронений должен быть создан за счет
расширения существующих и строительства новых кладбищ

Выводы и
предложения:

– для дальнейшего
развития сферы ритуальных услуг требуется бюджетное финансирование в полном
объеме, в том числе в соответствии с городскими адресными инвестиционными
программами;

– в целях
дальнейшего расширения и развития кладбищ необходимо решить вопрос о подборе дополнительных
земельных участков

– необходимо
внедрять практику создания мест для семейных (родовых) захоронений;

2.13
Комплексные предприятия бытового обслуживания по типу «мультисервис»

Возможность получения
комплекса бытовых услуг в одном месте способствует их популярности у населения,
а наиболее рациональное использование помещений, вспомогательных служб, кадров,
транспорта обеспечивает наибольшую эффективность работы и доступные цены на услуги.

Для предприятий
типа «мультисервис» существует проблема предоставления населению информации об их
местонахождении в тех случаях, когда они расположены во дворах, не имеют выхода
на центральные магистрали, а также для предприятий, находящихся в подвальных
помещениях жилых домов.

Выводы и
предложения:

– необходимо
обеспечить условия для развития комплексных предприятий бытового обслуживания
по типу «мультисервис» ускоренными темпами, для чего необходимо приоритетное выделение
помещений, особенно в районах массового проживания населения;

– рассмотреть
вопрос об установлении для предприятий, расположенных в подвальных,
полуподвальных помещениях, во дворах без выхода на основные пешеходные улицы,
упрощенного порядка регистрации размещения информации для населения без взимания
платы.

  

3. Особенности организации деятельности предприятий бытового обслуживания

Для
результативной работы в современных условиях особенно важным является
проведение эффективной кадровой политики. В этих целях основными задачами в
области кадров необходимо считать:

подбор,
переподготовку и повышение квалификации руководящих кадров, специалистов и
мастеров производства, работников, которые непосредственно связаны с
обслуживанием заказчика.

расстановку и
использование кадров на основе точного определения квалификационных требований
к ним;

составление
должностных, квалификационных требований к каждому рабочему месту;

регулярная
аттестация работников;

непрерывное
повышение квалификации работников через УПК министерства и другие
образовательные учреждения;

усиление
ответственности руководителей подразделений за состояние трудовой дисциплины и
текучесть кадров;

воспитание
сознательного, творческого отношения каждого работника к своей работе,
рациональному использованию рабочего времени;

организация
конструкторско-технологической лаборатории и оказание предприятиям помощи по
внедрению новых технологий, конструкторских разработок.

4.
Предприятия бытового обслуживания Чувашии

Накануне
празднования Дня Победы – с 4 по 8 мая 2008 г. – предприятия бытового
обслуживания столицы Чувашии оказывали бытовые услуги ветеранам Великой
Отечественной по льготным ценам. Как сообщили ИА REGNUM в чебоксарской мэрии,
бесплатно были оказаны услуги парикмахерских (простая стрижка) 534 инвалидам,
вдовам и участникам Великой Отечественной войны в 19 предприятиях города.

Услугами по
мелкому и среднему ремонту обуви с 50% скидкой воспользовались 40 инвалидов и
участников Великой Отечественной войны в 7 предприятиях города.

Бесплатно
сфотографировались 26 инвалидов, вдов и участников ВОВ в 4 предприятиях,
оказывающих фотоуслуги.

Всего же
льготными услугами предприятий сферы быта воспользовались 600 инвалидов, вдов и
участников Великой Отечественной войны на сумму более 35 000 рублей.

Согласно распоряжению
главы администрации города Канаша В.И. Полукаровой №454 от 14.09.2007 г.
проведен городской конкурс «Лучшее предприятие бытового обслуживания
населения». Авторитетная комиссия в течение трех недель обследовала предприятия
бытового обслуживания, а их в городе 75. Комиссией были охвачены в основном
стационарные предприятия бытового обслуживания. А имеющиеся в городе пункты
приема ремонта обуви, ремонта часов не подходят по критериям оценки конкурса,
поэтому в основном комиссия осмотрела парикмахерские и предприятия по
индивидуальному пошиву одежды. Форма конкурса была открытой, т.е. в нем
участвовали все предприятия бытового обслуживания. Задача конкурса выявить
лучшее предприятие бытового обслуживания города, с последующим участием в
Республиканском конкурсе «Лучшее предприятие бытового обслуживания населения
Чувашии». Победителями конкурса определены по количеству набранных баллов по
каждому критерию. Всего 20 критериев. По каждому критерию 5‑ти бальная
система. Наибольшее количество баллов набрали: парикмахерская «Жаннет» (ТД
«Кристалл»), парикмахерская «Леди Алла» и студия красоты «Алекса».

По парикмахерской
«Жаннет» такое количество баллов получено за счет следующих критериев:
организация рабочих мест и наличие системы льгот и скидок. Согласно
прейскуранту услуг в этой парикмахерской простая стрижка стоит 30 рублей и хорошо
поставлена организация рабочих мест.

По парикмахерской «Леди
Алла» высокие баллы получены по оказанию дополнительных услуг и квалификация
персонала. По студии красоты «Алекса» наивысшие баллы получены по внешнему
оформлению объекта и организации рабочих мест.

Хочется отметить, что
постоянно оказываются парикмахерские услуги в виде простых стрижек пенсионерам
и детям по низким ценам в парикмахерских: «Садко» и «Жаннет». Итак, итоги
конкурса: звание «Самое уютное предприятие» получила парикмахерская «Жаннет» в
ТД «Кристалл»; парикмахерская «Леди Алла» удостоилась звания «Самый широкий
спектр услуг», салон студия «Алекса» – звания «Фирменный стиль».

Заключение

• В последние
годы российский рынок бытовых услуг активно развивается. Объем рынка оценивается
в 400–500 млн. долларов США. В 2006 году рост рынка составил 5,9%.

• По
отношению к европейскому рынку российский рынок бытового обслуживания во многом
своеобразен. Так, в России в сфере бытового обслуживания населения получили
распространение коллективные, кооперативные формы хозяйствования (а не малое
частное предпринимательство или семейный бизнес, как в странах Евросоюза).
Другая специфичная черта российского рынка бытового обслуживания связана с
диверсификацией профильных предприятий, к которой побуждает необходимость
выживания в современных условиях.

• Лидирующее
положение на российском рынке бытовых услуг занимает Москва. Объем реализации
бытовых услуг в Москве в 2005 году составил порядка 40 миллиардов рублей.
Второе место на российском рынке бытовых услуг принадлежит Подмосковью.


Интенсивному развитию организаций бытового обслуживания способствует все
возрастающий спрос на бытовые услуги, как со стороны корпоративных клиентов – банков,
офисных и торговых центров, так и со стороны частных лиц. Спрос на бытовые
услуги в последние годы увеличивается на 25–30% ежегодно. Однако целевой
аудиторией для предоставления качественных бытовых услуг в России в настоящее
время выступают лишь 10–15% наиболее обеспеченного населения. В этой связи уже
в ближайшие один-два года тенденция бурного роста может приостановиться,
поскольку рынок бытовых услуг столкнется с ограничениями спроса.

• Одной из
наиболее актуальных проблем для современного российского рынка бытовых услуг
выступает невысокая рентабельность, величина которой находится в пределах 5–10%.
Повышение рентабельности и быстрый рост для компаний, предоставляющих бытовые
услуги населению, в современных условиях обеспечивают, в частности, постоянная
диверсификация бизнеса и экспансия в регионы.

• Одними из
наиболее перспективных форм ведения бизнеса, связанного с организацией бытового
обслуживания населения, являются сопутствующая и сетевая формы. Сетевая модель
бизнеса позволяет игрокам не только выдержать конкуренцию, но и создавать, по
сути, новые сегменты рынка бытовых услуг. Именно сетевые компании в
значительной мере формируют современный рынок бытовых услуг в России, в будущем
роль этих компаний еще более усилится.

• В целом для
поднятия и развития отрасли бытовых услуг в России важна социально-ориентированная
государственная политика, в рамках которой предусмотрены значительные расходы
на социальную сферу. На современном этапе развития рынка бытовых услуг в России
весьма актуальна разработка институционального механизма регулирования рынка,
основой для которого, в частности, может выступать германская модель.

Список
литературы

1. Христофорова И., Колгушкина А.,
Коровин Е. Опыт изучения потребностей населения в бытовых услугах //
Маркетинг.

2. Концепция развития
сферы бытовых услуг и ремесленничества в Российской Федерации

3. http://iac.marketcenter.ru/ Обзор российского рынка
бытовых услуг

4. www.businesspravo.ru. Об основных напрвления
бытового обслуживания населения

5. http://www.regnum.ru/news/chuvashia/ новости Чувашия

6. http://www.kanash.ru/index.php? act=news Новости города Канаш

Метки:
Автор: admin

Опубликовать комментарий