Дикой и Кабаниха — основные черты самодурства

Дата: 12.01.2016

		

Написав “Грозу”, А. Н. Островский как бы включил себя
в ряд таких писателей, как Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов. Он создал еще одну,
свою модель города, где царит традиционный уклад жизни. Но в отличие от
гоголевского города Калинов показан Островским неоднозначно. С одной стороны,
прекрасная природа (“Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”), а с другой —
черствость людей, невежество, царящее в городе, злоба и так далее.

Всех жителей этого города можно условно разделить на
две группы: деспоты и те, кто им подчиняется. К деспотам можно смело отнести
двух самых влиятельных людей города: Дикого и Кабанову, которую все в городе
зовут Кабанихой. Фамилии этих людей говорят многое об их характерах. Ведь
недаром никто (кроме Феклуши) не называет Дикого Савелом Про-кофьевичем, а
Кабаниху — Марфой Игнатьевной.

И Дикой, и Кабаниха чувствуют себя в городе
полноправными хозяевами. Все им подчиняются: одни охотно (“Уж лучше терпеть”),
другие же нет, но все их протесты выражаются только на словах (“Мало у нас
парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили”). И именно
поэтому они делают что хотят, и никто не смеет возразить им.

Главная черта, объединяющая этих купцов, — любовь к
деньгам. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.
Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе,
в общении с которым Дикой должен быть вежлив. (“Ну, ты не очень горло-то
распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!”) Еще одна черта, которая
объединяет их, — это религиозность. Но Бога они воспринимают не как кого-то,
кто прощает, а как того, кто может лишь наказывать.

Но чтобы лучше понять этих персонажей, рассмотрим
каждого в отдельности. Савел Прокофьевич Дикой — жадный и очень грубый человек.
Его можно сравнить с гоголевским Плюшкиным. Он так же торгуется буквально за
каждую копейку. (“…Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня
сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне,
и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю”.) Дикой делает
все, что в его силах, лишь бы накопить побольше денег. (“Недоплачу я им по
какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются”.) Но
главный недостаток его в том, что он считает себя таким же, как все. (“Ну, что
ж такое? Кому своего добра не жалко?”) Дикой — очень расчетливый. Он никогда
-не позволит себе нагрубить кому-нибудь, кто сильнее и могущественнее его
(“…воюешь-то ты всю жизнь с бабами”). Об этом же свидетельствует история с
гусаром (Дикой молча слушал, как его ругают, и ничего не возразил).

Характер же Кабанихи немного другой. Его довольно
четко сформулировал Кудряш; на утверждение Шапкина “Хороша тоже и Кабаниха” он
отвечает: “Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия”…
Кабанова, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым
традициям. (Она учит Катерину, Тихона и других, как надо жить вообще и как
вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, чуткой,
искренней, а главное, несчастной женщиной. Пытается оправдать свои поступки
возрастом: “Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас,
дураков, и взыскивать”. Но это утверждение больше похоже на иронию, чем на
искреннее признание. Кабанова считает себя центром вселенной, она не может
представить себе, что будет со всем миром после ее смерти.

В своем произведении Островский показал город, жители
которого невежественны (они не хотят читать книги и что-либо учить, но с
удовольствием слушают странниц, которые сами нигде не были). Им чужды такие
понятия, как любовь, дружба, взаимопомощь. (“Я потрачусь, да уж и ему станет в
копейку”.)’ Но этот мир не так безмятежен. Протест Катерины, т. е. ее
самоубийство, колеблет их устоявшуюся тихую жизнь.

И уход Катерины из жизни не случаен, ведь она была
единственным “лучом света в темном царстве”.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий