Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра гуманитарных дисциплинКУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: РОЛЬ И МЕСТО МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
Краснодар 2000
ПЛАН РАБОТЫ:
ВВЕДЕНИЕ
31. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
4
Место и роль малого предприятия в рыночной экономике
Цели создания малых предприятий
6Опыт функционирования малых предприятий в разных странах
92. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 10
Виды малых предприятий и характеристика их экономической
деятельности
13
Опыт предпринимательской деятельности в г. Новороссийске.
15
Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления
163.МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БАНКИ: ПУТИ РАСХОДЯТСЯ 19
Факторы дисгармонизации интересов малых предприятий и
коммерческих банков
214. СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
22Фонды защиты предпринимательской деятельности
24ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
29ВВЕДЕНИЕ
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их
непоследовательности и противоречивости явились условием становления и
развития малого предпринимательства, которое решает основные функции,
присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт
развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма
большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на
ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами
необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то
есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую
поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные
черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым
бизнесом.
В данной работе дается характеристика сущности малого
предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки.
Также приведены фактические данные, характеризующие роль малого
предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его
дальнейшее развитие.
Предпринимательская деятельность является самостоятельной,
инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на
систематическое получение прибыли (дохода) законным путем. На основе
использования действующего законодательства и многих нормативных актов
изложена система государственной поддержки и регулирования малого
предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-
технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не
может динамично развиваться.
Большое внимание уделено проблемам налогообложения субъектов малого
предпринимательства — юридических и физических лиц, перехода их на
упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. В работе изложена
система ведения субъектами малого предпринимательства бухгалтерского учета
и отчетности, ведения кассовых операций.ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в
экономике России является разгосударствление и приватизация имущества
государственных монополий. Решается она главным образом через создание
мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо
ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и,
естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных
структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает
мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех
странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших
предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.
В настоящее время в экономике России одновременно функционируют
крупные, средние, и малые предприятия, а также осуществляется деятельность,
базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их
технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть
отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами
производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры
предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются
предпочтительнее.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных
по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам,
и небольших, — складывающаяся под влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса
является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают
большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами,
квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-
технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические
сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост
мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не
требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации
множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в
наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с
производством потребительских товаров.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства
определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством:
близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры;
производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение
лишних звеньев управления и т. д.. Малому производству способствует
дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и
личного потребления.
В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает
благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная
среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная
перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий
ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного
потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу
приложения труда, создавать новые возможности не только для
трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности
населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных
производственных мощностей.МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка.
Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной
экономики.
Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса,
являются:
. активизация структурной перестройки экономики;
. насыщение потребительского рынка товарами;
. преодоление отраслевого и регионального монополизма;
. расширение конкуренции;
. создание материальной основы для трудоустройства работников,
высвобождающихся с действующих предприятий.
. укрепление экономической базы местных органов власти.
. Развитие сел, небольших городов
. Возрождение художественных промыслов.Сейчас еще рано вести речь об уровне достижения целей, поставленных перед
малыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя налицо
положительная динамика развития малого бизнеса.|Предприятия | | | | |
| |1.01.95г. |1.01.96г. |1.01.97г. |1.01.98г. |
| |тыс.|% |Тыс.|% |Тыс.|% |Тыс. |% |
| | | | | | | |Ед. | |
| |ед. | |Ед. | |Ед. | | | |
|Всего |896,|100,|877,|100,|828,|100,|866,0 |100,|
| |9 |0 |3 |0 |0 |0 | |0 |
|В том числе: | | | | | | | | |
|промышленные |127,|14,2|128,|14,7|129,|15,6|137,2 |15,8|
| |2 | |5 | |3 | | | |
|строительные |123,|13,8|145,|16,6|137,|16,5|137,5 |15,9|
| |5 | |5 | |0 | | | |
|Торговли и общепита |419,|46,8|374,|42,7|353,|42,7|383,0 |44,2|
| |4 | |6 | |1 | | | |
|коммерческие |51,9|5,8 |42,4|4,8 |35,0|4,2 |36,8 |4,3 |
|Науки и научного |51,7|5,8 |48,8|5,6 |46,0|5,6 |38,7 |4,5 |
|обслуживания | | | | | | | | |
|Других отраслей |123,|13,7|137,|15,7|127,|15,4|132,8 |15,4|
| |2 | |5 | |6 | | | |Роль и место малого бизнеса российской экономике трудно переоценить.
Малое предпринимательство, располагая всего 3,4% стоимости основныхсредств экономики РФ, произвело в 1998г. Около 12% ВВП (внутреннего
валового продукта) России. Полученная малым бизнесом прибыль составляет
пятую часть всей прибыли, полученной экономикой страны.
Каждый вложенный в малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в
то время как в целом по экономике – 0,73 рубля.
Способствует развитию предпринимательства постановление правительства
о сокращении числа видов деятельности, на ведение которых требуются
лицензии. В 1998г. Подлежало лицензированию 70 отдельных видов
деятельности вместо 141. Можно работать без лицензии в торговле (кроме
торговли подакцизными товарами), в бытовом обслуживании, в
полиграфическом и издательском деле, в производстве отдельных видов
стройматериалов и ряде других. В новом Гражданском кодексе РФ
предусмотрена возможность создания объединений малых предприятий.
Конкуренция между индивидуалами и мелкими предприятиями носит
достаточно жесткий характер и приводит к сокращению их «жизненного
цикла». Однако в подавляющем большинстве случаев они не становятся
банкротами. Предприниматели переключаются на производство новых видов
товаров, на другие работы и услуги. Происходит гибкое изменение,
расширение рынка, что обеспечивает динамизм всего хозяйства. Мелкие
предприятия, «открывшие» новый вид товаров или услуг, начинают заполнять
свой «сегмент», свою часть рынка, расширяет производство, и могут стать
средними, а при благоприятных условиях – и крупными.
Выделять малые предприятия из массы товаропроизводителей заставляет
жесткая конкурентная борьба. Малые предприятия в условиях рыночной
экономики не могут действовать наравне с крупными, особенно в годы
становления. Ведь малый бизнес – это небольшие предприятия по
численности работающих, по объему производства, величине имущества,
вовлеченного в процесс производства. В процессе хозяйственной
деятельности они неизбежно сталкиваются с рядом организационно
–технических и коммерческих трудностей. Например, с дефицитом материально-
технических ресурсов, высокими процентами на кредиты, относительно
большими затратами на изучение рынка, рекламу, подготовку и повышение
квалификации кадров. Малые предприятия — это повышенный риск всей
хозяйственной деятельности. Если крупные предприятия могут резко
увеличить свои доходы просто за счет перехода на массовый выпуск
продукции, то предприятиям малого бизнеса надо рассчитывать на
оптимальную хозяйственную ориентацию, на узкие группы потребителей,
находить выгодные формы взаимосвязи с крупными предприятиями. В таких
условиях рыночных отношений предприятия малого бизнеса нуждаются в
поддержке и защите со стороны государства как особый хозяйственный
субъект.
Большим толчком к созданию и развитию малых предприятий послужил Закон
РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25
декабря 1990 г и постановление Совмина РСФСР № 406 «О мерах по
поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Этот закон и
постановление правительства открыли широкий простор для всех, кто
склонен к предпринимательской деятельности, создали условия для
проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости на основе
реализации принципа равенства всех форм собственности, свободного
распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.
Предпринимательство и предпринимательская деятельность – это
инициативная и самостоятельная деятельность граждан и их объединений,
направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на
свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных
пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной
деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство
обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку.
Начинать малый бизнес приходится с нуля и в условиях действия ряда
неблагоприятных факторов.
Во-первых, экономическое положение в стране, и, прежде всего дефицит
госбюджета, не позволяют государству широко финансировать программу
развития предприятий малого бизнеса.
Во- вторых, нехватка оборудования в стране и значительный рост цен на
новую технику не позволяют малому предприятию вести производственный
процесс на высоком технологическом уровне.
В- третьих, в стране отсутствует инфраструктура рынка, и, прежде всего
система страхования промышленных рисков и кредитов, что особенно важно
для предприятий малого бизнеса в силу преимущественно инновационного
характера их деятельности.
В-четвертых, ощущается острая нехватка предпринимателей-специалистов,
обладающих опытом предпринимательской деятельности в условиях рыночных
отношений.
В силу такой неблагоприятной экономической ситуации для предприятий
малого бизнеса надо искать нетрадиционные организаторские решения на
уровне определенного региона, ибо объем межрегиональных связей малых
предприятий незначителен. Опыт стран с развитой рыночной экономикой
показывает, что начинать развитие малого бизнеса надо с создания особых
региональных центров развития малого предпринимательства с привлечением
зарубежных партнеров, используя отношения, сложившиеся между городами
России и зарубежными странами , c целью привлечения иностранного капитала
и разнообразного опыта работы малых предприятий в условиях рынка.
Для успешного ведения малого предпринимательского дела необходимо
иметь качества, которые отличают предпринимателей-ремесленников,
кооператоров, хозяев малых предприятий: «самостоятельность», «чувство
свободы», «сам себе голова». При этом они подчеркивают свое отличие от
менеджера-управленца, наемного распорядителя. Предприниматель ставит на
карту свое собственное достояние, работает 12-14 часов в сутки, т. е. за
двоих.
В июле 1998 г. Правительством РФ утверждена Федеральная программа
государственной поддержки малого предпринимательства в Российской
Федерации на 1998-1999 гг., которая предусматривает реализацию
мероприятий по трем направлениям.
Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных
правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный)
порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности,
новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку
отечественных производителей; защиту от рэкета и других посягательств на
безопасность функционирования малых предприятий и другое.
Второе направление включает формирование региональных центров
поддержки предпринимательства на базе существующих структур для
обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности,
финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание
информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения
юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах,
клиентах, состоянии рынка).
Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных и
инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств
государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного
капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для
самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование,
предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых
операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация
в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных
институтах для поддержки малого предпринимательства.
Источники финансирования программы определены. Это федеральный бюджет,
в котором на нужды малых предприятий предусмотрены средства в размере 73
млн. рублей в год; 60 млн. рублей выделяет Государственный фонд
занятости; 30 млн. рублей – Федеральный фонд поддержки малого
предпринимательства.
Реализация целей Федеральной программы в сочетании с мероприятиями
регионального и отраслевого уровня повысит значение малого бизнеса в
народном хозяйстве, приведет к существенным качественным изменениям в
структуре экономики, созданию реальной конкурентной среды, насыщению
рынка товарами и услугами, укреплению налоговой базы бюджета, росту
занятости населения, повышению доли производимой им продукции.ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ.
Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние
несколько лет в Западной Европе, США, и Японии большое значение приобрел
малый бизнес, где он представлен совокупностью многочисленных малых и
средних предприятий. Основная масса их – это мельчайшие предприятия, в
которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 23
прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить
безработицу в этих странах.
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и
как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и
других элементов, необходимых для производства необходимой продукции,
выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает
необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых
предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются
большие резервы, которые можно поставить и на службу России.
Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового
национального продукта и половину валового продукта частного сектора, в том
числе: в обрабатывающей промышленности – 21%, строительстве- 80%, оптовой
торговле-86%, сфере обслуживания- 81 %. На этих предприятиях сосредоточена
половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают
создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США,
относящихся к сфере научно-технического прогресса.
Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том,
что разорение мелких и средних фирм не привело к исчезновению мелкого
бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно
вызвал интерес к себе со стороны крупных консервов. В Западной Европе
примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается
на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои
усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и
сбыта. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их
воспроизводство.
Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах.
Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма
организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим
интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для
экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и
поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые
предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный
труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и
национальное богатство. Малое предпринимательство является таким источником
развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ.
Этапы становления малого предпринимательства.
Субъектом малого предпринимательства (МП) является малое предприятие.
Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность
малых предприятий в стране в хронологической последовательности, можно
выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства.Этапы развития малого предпринимательства в России.
|№ |Нормативный |Дата |Основное содержание |Последствия |
|пп|акт |принятия | |применения |
| | | | |В экономике |
|1 | 2 | 3 | 4 | |
| | | | |5 |
|1 |Закон СССР |26.08.1988|Созданы |Отток |
| |«О кооперации | |привилегированные |квалифицированной |
| |в СССР» | |условия одной форме |рабочей силы с |
| | | |собственности |государственных |
| | | |(отсутствие для |предприятий в |
| | | |кооперативов платежей в |кооперативы |
| | | |бюджет, возможность | |
| | | |устанавливать | |
| | | |неограниченные надбавки | |
| | | |к заработной плате | |
| | | |работников кооперативов)| |
| | | | | |
|2 |«Положение об |6.06.1988 |Введен упрощенный |Началось создание |
| |организации | |порядок создания и |в различных |
| |деятельности малых| |регистрации малых |отраслях |
| |предприятий» | |предприятий. Они |промышленности и |
| |(Протокол №6 | |получили статус |регионах страны |
| |заседания Комиссии| |юридического лица, |малых предприятий |
| |по | |большую | |
| |совершенствованию | |самостоятельность в | |
| |хозяйственного | |осуществлении | |
| |механизма при | |хоздеятельности и | |
| |Совете Министров | |распределении | |
| |СССР) | |хозрасчетного дохода | |
| | | | | |
|3 |Закон СССР |4.06.1990 |Объявлено о равенстве |Рост предприятий |
| |«О предприятии в | |организационно-правовых |различных форм |
| |СССР» | |форм предприятий, |собственности |
| | | |основанных на любой | |
| | | |форме собственности | |
| | | | | |
|4 |Постановление |8.07.1990 |Определены основные |Развитие малого |
| |Совета Министров | |документы для |предпринимательств|
| |СССР № 790 «О | |государственной |а, основанного на |
| |мерах по созданию | |регистрации малых |различных формах |
| |и развитию малых | |предприятий, утвержден |собственности, их |
| |предприятий» | |двухнедельный срок |сочетании |
| | | |госрегистрации, | |
| | | |определены льготы малому| |
| | | |бизнесу по | |
| | | |налогообложению, | |
| | | |амортизации и др. | |
| | | | | |
|5 |Постановление |18.06.1991|Определены направления |Развитие малого |
| |Совета Министров | |государственной |бизнеса в стране |
| |РСФСР 1991 № 406 «| |поддержки малого бизнеса| |
| |О мерах по | |в России | |
| |поддержанию и | | | |
| |развитию малых | | | |
| |предприятий» | | | |
| | | | | |
|6 |Закон РСФСР «О |27.12.1991|Определены |Усилена |
| |налоге на прибыль | |дополнительные льготы |государственная |
| |предприятий и | |для малых предприятий |поддержка малого |
| |организаций» | | |бизнеса |
| | | | | |
|7 |Постановление |11.05.1993|Указано, что |Эффективность |
| |Совета Министров- | |государственная |работы малого |
| |Правительства РФ | |поддержка малого |предпринимательств|
| |№446 «О | |предпринимательства — |а |
| |первоочередных | |одно из важнейших | |
| |мерах по развитию | |направлений | |
| |малого | |экономической реформы. | |
| |предпринимательств| |Определены приоритеты | |
| |а в РФ» | |развития малого | |
| | | |предпринимательства | |
| | | | | |
|8 |Федеральный Закон |12.05.1995|Определены признаки |Развитие и |
| |«О государственной| |субъекта малого |повышение |
| |поддержке малого | |предпринимательства, |эффективности |
| |предпринимательств| |инфраструктура поддержки|деятельности МП |
| |а в РФ» | |и развития МП | |
| | | | | |
|9 |Федеральный Закон |08.12.1995|Предусмотрена замена |Дальнейшее |
| |«Об упрощенной | |уплаты совокупности |развитие малого |
| |системе | |установленных |бизнеса в стране |
| |налогообложения, | |законодательством РФ | |
| |учета и отчетности| |Федеральных, | |
| |для субъектов | |региональных и местных | |
| |малого | |налогов и сборов уплатой| |
| |предпринимательств| |единого налога, | |
| |а | |исчисляемого по | |
| | | |результатам | |
| | | |хозяйственной | |
| | | |деятельности предприятий| |
| | | |и организаций | |Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать
общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их
организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних
предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса,
налогообложения и некоторые другие.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические
лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица.
Содержание учредительных документов малых предприятий выявило ряд их
особенностей. В 80-90 случаях из 100 имеет место создание малого
предприятия, основанного на частной или смешанной (частной или
государственной) форме собственности.
В начале 1990 г. Малые предприятия образовывались чаще отделением от
государственных предприятий-учредителей. В 1991г. Малые предприятия
создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной
ответственностью. За первую половину 1991г. многие коллективы
реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой
собственности.
Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это
можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
В ряде случаев местные власти выступают учредителями малых
предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как
учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на
условиях аренды.
В наше время вопрос развития сети малых предприятий включен как один
из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Здесь
предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение
монопольных производств:. выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
. выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
. создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных
предприятий.
Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых,
выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов,
производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах.
Последний путь в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной
инфраструктуры является оптимальным.
Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными,
общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также
организациями других форм собственности.
Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух
условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее
регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему
права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти
факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее
чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой
личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют
конечный результат экономических решений.ВИДЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
В зависимости от того, какой вид деятельности, и какую стратегию
поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике западных стран
выделяют следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты,
эксплеренты.
. КОММУНАНТЫ. Малые предприятия этой группы, как правило,
специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей,
иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия
очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через
систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью
этих предприятий крупное производство освобождается от
невыгодного ему вспомогательного неэффективного
производства. Малые предприятия этой группы находятся в
сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную
борьбу между собой.
. ПАТИЕНТЫ. Предприятия этой группы специализируются на
выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в
основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на
местные источники сырья и материалов. Это производство
продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они
достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и
сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому
качеству выпускаемого продукта.
. ЭКСПЛЕРЕНТЫ. Предприятия этой группы – так называемые
рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в
основном научными, конструкторскими разработками,
коммерческим освоением технических открытий, производством
опытных партий товаров.ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.
Малое предприятие осуществляет свою деятельность во всех сферах и
отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов
деятельности. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды деятельности
разрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство ряда
товаров может быть осуществленном только на основании специального
разрешения (лицензии). Малое предприятие обладает самостоятельностью в
осуществлении своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой
продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных
платежей, если иное не предусмотрено его уставом.
На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых
результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности
предприятия – планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою
деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на
производимую продукцию, услуги и необходимости обеспечения
производственного и социального развития предприятия, повышения личных
доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные
самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а
также поставщиками сырья, материалов, необходимых для производства
продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными
органами.
В условиях либерализации цен предприятие реализует свою продукцию,
работу, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым
самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации – по государственным ценам.
Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в
зависимости от его организационно-правовой формы являются прибыль,
амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг,
паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты и другие
поступления, не противоречащие закону.
Для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных,
кредитных и кассовых операций предприятие открывает расчетный и другие
счета в любом банке. Банк или его отделения по месту регистрации
предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия.
Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных
договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее свои
обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено
неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом Российской
Федерации от 19 ноября 1992г. «О несостоятельности (банкротстве)
предприятий».
Малое предприятие может заключать на общих основаниях договоры с
иностранными партнерами и открывать инвалютные счета. При условии
соблюдения установленных правил, малые предприятия могут самостоятельно
выходить на международный рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать
ее, в том числе и на аукционах.
Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также
другие виды их доходов устанавливается предприятием самостоятельно.
Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты
труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от
видов собственности и организационно-правовых форм предприятия. При этом
оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные
отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять
работников организаций, обслуживающий трудовой коллектив и не входящих в
состав предприятия.
Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим
работникам безопасные условия труда, и несет ответственность в
установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и
трудоспособности.
Работники малых предприятий подлежат социальному и медицинскому
страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях,
установленных для рабочих и служащих государственных предприятий. Малое
предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и
социальному обеспечению в порядке и размерах, установленных действующим
законодательством.ОПЫТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В Г. НОВОРОССИЙСКЕ. РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО «РЕТРО».
Рассмотрим наглядный пример открытия своего дела у нас, в
г. Новороссийске. Посмотрим, каких успехов добиваются
предприниматели нашего города, а также с какими трудностями им приходится
сталкиваться.
Ровно пять лет прошло с тех пор, как никому не известный тогда
частный предприниматель, Игорь Журба, «наклеил» первую рекламу на городской
троллейбус. День 20 апреля решено было считать днем основания рекламного
агентства «Ретро», что первоначально, и означает «Реклама на Троллейбусах».
Сегодня агентство в состоянии предложить клиенту полный спектр рекламных
услуг. О рынке рекламы — наш разговор.
Сначала узнаем, «Зачем нужны рекламные агентства, какой на них
спрос?». Рекламное агентство помогает людям сориентироваться во всем
многообразии производимых продуктов и услуг и сделать правильный выбор.
За качество рекламируемых продуктов будет отвечать та организация,
которая выпускает его на рынок, а с заведомо некачественным товаром,
который не имеет сертификата соответствия, не позволяет работать закон.
Поговорим о теневом бизнесе: те продукты, которые сегодня широко
рекламируются, все они качественные, просто под известные фирмы
подстраиваются для того, чтобы заработать деньги — это дело не
рекламопроизводителя, а полиграфистов, которые копируют один в один
упаковку. С теневым бизнесом рекламное агентство предпочитает не
связываться.
А как дела обстоят с обучением кадров? Начнем с того, что
дипломированного специалиста в области рекламы у нас в городе нет — по той
причине, что их только недавно стали выпускать вузы. Рекламное агентство
«Ретро» нашло себя в этом бизнесе путем собственных проб и ошибок.
С конкуренцией в г. Новороссийске в рекламном бизнесе дела обстоят
так: все крупные рекламодатели уже «прибились» к определенным агентствам.
Что касается мелкого рекламодателя, он на сегодняшний день является
предметом дележа. Но крупные агентства за мелким заказчиком не гоняются, их
«обрабатывают» небольшие конторы либо один частный предприниматель, который
лично соберет вывеску и сам же ее и повесит. Здесь основным критерием
является ценовая политика- заказ получает тот, у кого дешевле. Для крупных
рекламодателей стоимость услуг не столь принципиальна, лишь бы было красиво
и качественно – они не торгуются.Многие рекламные агентства не утруждают себя разработками программ
продвижения товара, они договариваются с клиентом на какой-то разовый
проект-вывеску сделать или объявление дать. Маркетинговые исследования не
проводятся, ведь это затратное мероприятие, вопрос: кто его будет
финансировать? Человек ведь как рассуждает: зачем я буду тратить на какие-
то исследования тысячу долларов, лучше я закуплю на них товара. Покупая
какой-нибудь товар — не по принципу, что сегодня пользуется наибольшим
спросом, а, допустим потому, что он нашел, где его можно купить дешевле –
предприниматель выводит из своего оборота определенные средства. Товар не
идет – лежит месяц, два, три, а, проведя на эти деньги исследования рынка,
он бы купил тот товар, который бы не залежался, таким образом,
предприниматель «отбил» бы эти деньги очень скоро. Но сейчас во многих
фирмах, которые прошли период становления, пережили экономический кризис,
средства, которые они вкладывали, несколько раз уже успели обернуться,
сейчас у них появились свободные деньги, и они готовы вкладывать их в
собственную рекламу. Так что рекламный рынок начал приобретать
цивилизованные формы, и, соответственно, перспективы у него большие.
Экономическая практика показывает, что переломный этап развития
предприятия – это пятилетие. Если фирме удалось продержаться на рынке пять
лет, значит, у нее есть перспектива занять прочную нишу в своем бизнесе.
Так что агентство «Ретро» только начинает жить.ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.
Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с
большими трудностями.
Основная проблема малых предприятий – недостаточная ресурсная база,
как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о
создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте.
В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной
степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие
подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от
получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующегося
для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас
отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их
источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и
они не значительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и
усиливающейся инфляции.
Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную
сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке
конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого
материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее
время, нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсы
наверняка можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно
проводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимые
приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает
предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной
дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а
весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса,
происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.
В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться
механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода
преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл
в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при
создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.
. Следующая проблема – это та законодательная база, на которую
сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она,
мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных
положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых
документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство
(Гражданский Кодекс РФ, Законы Российской Федерации «О
собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и
муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов
Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет
сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности
российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные,
с данной точки зрения, установления претворяются в жизнь далеко
не полностью. Проблема правовой основы малого
предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена
тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это,
конечно, никак не исключает необходимости специальных
законодательных мер регулирования малого бизнеса.
В настоящее время малое предпринимательство находится в условиях,
которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным
отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше
«задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва
ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов,
фондов и т. п. Так, с 1993г. введено планирование прибыли. Уже в начале
квартала предприниматель обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если же по
итогам квартала обнаружится, что ее оказалось больше (например, потому, что
удалось в течение данного срока получить выгодный заказ, на который не
рассчитывали), предпринимателю надлежит не только уплатить дополнительную
сумму налога, но еще и банковский процент с нее.
Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых
предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически
отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым
предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в
недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы,
предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику,
отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так
как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
. Еще одна важная проблема – кадры. Часто говорят, что
предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить,
но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что «урожденных»
предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-
вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний:
ведь обучают же, скажем, «урожденных» музыкантов, ученых,
спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно
подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для
бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.
. Круг не простых проблем связан и с социальной защитой
предпринимательской деятельности. Известно, что ранее
существовавшая на основе распределения общественных фондов
система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях
переходного периода оказалась практически подорванной.
Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко
всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому
социальному слою – тем более.
Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному
ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на
приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и
оплату коммунальных услуг. То же, по сути, касается и малого
предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление,
то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере
на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом,
включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а
просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в
малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят
противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само
его существование под вопросом.
В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной
поддержки малого предпринимательства Советом Министров – Правительством
Российской Федерации принят ряд специальных постановлений. В Постановлении
«О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской
Федерации (от 11 мая 1993г. №446) отмечается, что государственная поддержка
малого предпринимательства является одним из важнейших направлений
экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты
развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и
переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных
товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспорный
потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг,
строительство объектов жилищного и производственного назначения.
Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по
внесению изменений и разработке соответствующих положений в области
финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-
технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров,
внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных
налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно
постановлению, утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого
предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое
обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое
обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое,
консультационное обеспечение.
На Министерство экономики Российской Федерации возложена разработка
основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а
также координация деятельности центральных органов федеральной
исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого
предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России
предусмотрено Федеральным Законом «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации».МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БАНКИ: ПУТИ РАСХОДЯТСЯ?
Многочисленные публикации последнего времени — влияние эволюции
новой банковской системы на развитие в России крупного предпринимательства.
При этом как-то забывается: «в пике» рыночных преобразований именно связка
«коммерческие банки – малое предпринимательство» представлялась наиболее
мобильной силой системной экономической трансформации. Отправляясь от того
факта, что ежегодный прирост объема производства малых предприятий в иные
годы достигал 25%, а объема реализации -37%, многие ученые и специалисты
видели в сближении сектора малого бизнеса и банковского сектора ту
магистральную дорогу, которая выведет Россию как минимум к потребительскому
изобилию.
Трудности, возникающие на пути развития малого бизнеса, можно с
определенной долей условности подразделить соответствующие проблемы на
четыре основные категории. Это проблемы, во-первых, организационные,
связанные с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием
счета в банке, и т.п.. Во-вторых, — материально-технического обеспечения:
нехватка или отсутствие производственных помещений и современного
оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая
защищенность деятельности предприятий и др. В-третьих, финансовые
(инвестиционные), включая проблемы капитализации сбережений индивидуальной
ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации
предприятия, в формировании на основе собственных сбережений и долгосрочных
кредитов стартового капитала, в создании собственной дилерской сети и
установлении связей с поставщиками сырья. В-четвертых, — кредитные,
сопряженные с получением кредитов (для обслуживания кругооборота и оборота
капитала) при посредничестве банков или других организаций, имеющих
лицензию на совершение расчетных, платежных, ссудных и депозитных операций
(таких, например, как общества взаимного кредитования, кредитные
товарищества и т. п.)
При отсутствии поддержки банков, предлагающих спекулятивные условия
кредитования, независимый малый бизнес вынужден обращаться за ссудами под
оборотный и основной капитал в неформальный сектор, естественно, попадая в
сферу жесткого финансового и иного (информационного, интеллектуального,
профессионального) контроля со стороны «теневого» капитала. Не склонные
вступать в сговор с последним банкиры в свою очередь отказываются работать
с малым бизнесом, не входящим в контролирующую их банк корпорацию: «чужим»
малым предприятиям предлагаются заведомо неприемлемые условия
предоставления ссуд. Иными словами, банки выталкивают «сторонних»
платежеспособных заемщиков «в тень» и практикуют убыточное кредитование
«своих» неплатежеспособных, подчас вместе с ними разоряясь.
Все перечисленные выше группы проблем, естественно резко обостряются:
1) в период учреждения малых предприятий и их выхода на рынок; 2) в
условиях макрофинансовых кризисов. Очевидно, что и в том, и в другом
случаях малые предприятия особенно нуждаются в поддержке со стороны
государства, его специальных фондов и иных институтов, а также со стороны
кредитных организаций.
По мнению руководителей малых предприятий, главный камень преткновения
для развития — чрезмерно высокие налоги. Что касается наиболее желательных
конкретных видов помощи со стороны региональных администраций и
муниципальных (городских) властей, то о них можно судить по следующим
итогам базового опроса: 29,2 % респондентов отдали приоритет прямой
финансовой помощи (целевому льготному кредитованию и т. п.); 48,9-
налоговому льготированию; 7,9- предоставлению гарантий по кредитам
коммерческих банков; 5,9- содействию в получении необходимого оборудования
по лизингу; 17,1- обеспечению безопасности бизнеса в своей личной
безопасности; 17,2- привлечению их бизнеса к выполнению госзаказов; 8,0-
облегчению доступа к неиспользуемым производственным помещениям; 4,2-
содействию в установлении кооперационных связей с крупными предприятиями;
9,0- информационной поддержке; 37,7- упрощению налогообложения; 35,7-
общему снижению налоговых ставок; 6,7- отмене лицензирования; 2,9- бизнес-
обучению; 6,9- защите прав собственности, улучшению работы суда и иным
правообеспечивающим аспектам.ФАКТОРЫ ДИСГАРМОНИЗАЦИИ ИНТЕРЕСОВ МАЛЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Труднодоступность банковских кредитов для малого бизнеса – одно из
серьезнейших препятствий на пути роста его конкурентоспособности, хотя
стимулирование последней банками, несомненно, является существенным
условием продвижения к высокоэффективной рыночной экономике. Отсутствие у
малых предприятий необходимых залоговых возможностей, неразвитость системы
гарантий и лизинговых механизмов, с одной стороны, неустойчивость
региональных и даже столичных кредитных организаций, спекулятивный и
корпоративно-политизированный характер их рыночных стратегий, — с другой, —
все это предопределяет фактическую отчужденность в отношениях между
сектором малых предприятий и банковским сектором.
И вот наиболее яркие ее проявления. Если финансовые затруднения
испытывают более 70% малых предприятий, то банковскими кредитами пользуются
лишь 27,9% из них, в том числе 14,1% для финансирования капиталовложений и
13,8% для кредитования оборотных средств. При этом в 1998г. такими
кредитами пользовались 37,1%, в 1996г.- 45,3%, в1995г.- 57,7, а в 1994-
52,5% малых предприятий.
Печальным следует также признать обстоятельство высокой и
возрастающей роли в кредитовании малого бизнеса физических лиц и
предприятий-партнеров: в настоящее время львиную долю совокупных кредитных
ресурсов малый бизнес получает именно от первых и от вторых; на долю же
кредитных организаций приходится лишь чуть больше 23%, тогда как во втором
полугодии 1998г. приходилось не менее 36% общей массы кредитов, запрошенных
малыми предприятиями.
В качестве главных факторов (причин) отчуждения предпринимателей
малого бизнеса от банковских (в том числе сбербанковских) кредитных услуг
сами респонденты отмечают: 1) дороговизну этих услуг — высокий процент по
ссудам; 2) длительность процедуры оформления кредитов; 3) краткосрочность
последних; 4) требование залога; 5) нежелание банков работать с малыми
предприятиями. Первая из перечисленных позиций — ключевая, причем уровень
процента по ссудам банков примерно вдвое превышает его уровень по ссудам
физических лиц (40-60 против 20-30%).
Дополнительные мотивы, по которым малые предприятия предпочитают
покупать кредитные услуги у физических лиц, — меньшие затраты времени на
оформление кредита, более длительные сроки кредитования, отсутствие
требования залога, возможность получения ссуды наличными, дружеские
отношения с заимодавцами.
Факторами, ограничивающими возможности получения малыми предприятиями
банковского кредита, являются особо жесткие требования к ним со стороны
банков в отношении обеспечения ссуд (включая гарантии); дело в том, что у
многих из этой категории заемщиков отсутствует солидная кредитная история,
для них характерны повышенные производственные риски (из-за недостаточной
мобильности капитала), им присуща неликвидная структура активов (в ней
почти нет недвижимости, которая могла бы служить залогом для банковского
кредита), и т. п..
Анализ состава использовавших банковские кредиты малых предприятий с
точки зрения их рентабельности выявляет устойчивость предрассудка наших
предпринимателей, согласно которому заимствовать средства необходимо лишь,
если дела идут плохо, тогда, как при устойчивости финансового положения
потребность в привлечении кредитных ресурсов отпадает. В результате
относительно благополучные предприятия, способные добиться положительной
рентабельности задействования банковских кредитов даже при существующих
высоких ставках, весьма вяло пользуются или вообще не пользуются ссудами
банков, ограничивая тем самым темпы своего роста. Напротив, кризисные
предприятия, стремясь возвратить взятые ранее кредиты, в большинстве
случаев получают ссуды на невыгодных для себя условиях, наращивая в
результате кредиторскую задолженность и усиливая свою финансовую
неустойчивость.
Отношения между малым бизнесом и банками лишены твердых оснований
взаимного доверия. Надежды на то, что между становлением коммерческих
банков и развитием малых предприятий автоматически, под воздействием
долгожданной свободы предпринимательства, торговли и кредитного дела,
возникает органическая взаимосвязь, оказались иллюзорными. Однако они
способствовали игнорированию нашими практическими политиками необходимости
специальной кропотливой и многоаспектной работы в направлении гармонизации
интересов двух неотъемлемых секторов становящейся рыночной экономики.СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ.
Кризисные процессы в сфере малого предпринимательства, проявившиеся в
последнее время в неустойчивой динамике численности малых предприятий и
занятых на них работников, в формировании нерациональной отраслевой и
региональной структуры малого бизнеса и его криминализации, в «бегстве»
мелких предпринимателей от производства и инвестиций, дают основания для
вывода о неуправляемом, хаотичном характере становления важнейшего сектора
современной российской экономики.
Думается, причины этого – не только в ограниченности финансовых
средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства, отсутствии его
развитой инфраструктуры. Существуют более серьезные причинные основания,
среди которых можно выделить неразработанность стратегии поддержки малого
бизнеса, невыявленность соответствующих отраслевых, региональных и других
приоритетов.
Решение назревших проблем видится в первую очередь в коренном
улучшении управления процессами развития малого предпринимательства, и
важнейшей предпосылкой здесь выступает реализация системного подхода к его
исследованию. Дело в том, что малое предпринимательство объективно
существует и развивается как некая целостность, особый сектор экономики
национального, регионального, местного масштаба: одновременно малый бизнес,
естественно представлен конкретными предприятиями, каждое из которых
выступает как некая микросистема.
Во всех развитых странах государство оказывает малому и среднему
предпринимательству экономическую и социальную поддержку. Необходимость
такой поддержки признается и в России, осуществляются и некоторые меры в
этом направлении.
Основные задачи региональных программ поддержки малого
предпринимательства можно объединить в две группы.
Первая – формирование многоуровневой комплексной системы поддержки
малого предпринимательства, которая обеспечит доступ его субъектов к
производственно-технологическим, финансовым, трудовым и информационным
ресурсам. Для этого необходимо создание муниципальных или межрайонных
фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе гарантийных, а
также организация в качестве комплексных объектов межрегиональной и
муниципальной инфраструктуры агентств поддержки малого предпринимательства,
бизнесинкубаторов, консультационных пунктов и т. п..
Вторая задача – достижение положительных изменений в количественных,
качественных и структурных показателях малого предпринимательства, в том
числе: рост его доли в валовом региональном продукте; развитие конкурентной
среды на товарных рынках области; обеспечение стабильных налоговых
поступлений от субъектов малого предпринимательства в областной и местные
бюджеты на уровне 10% налоговых доходов бюджета субъекта Федерации и,
соответственно, бюджетов городов и районов; снижение социальной
напряженности посредством создания новых рабочих мест и условий для
самозанятости.
В последнем проекте третьей по счету федеральной программы поддержки
малого предпринимательства основной целью было определено создание
благоприятных условий для повышения устойчивости деятельности малых
предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития
инфраструктуры поддержки, освоение новых форм и механизмов финансовой
поддержки. Для достижения этой цели требуется также преодоление
административных барьеров, предотвращение коррупции и перехода малых
предприятий в «теневую» экономику, максимальная легализация деятельности
малого бизнеса; ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных
механизмов-франчайзинга, микрокредитования, инвестиционных конкурсов,
создание условий, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к
финансовым, информационным производственным и другим ресурсам; поддержка
образования кредитных и инвестиционных союзов, обществ взаимного
страхования, кредитно-инвестиционных и, гарантийно-инвестиционных
организаций, создание региональных центров поддержки предпринимательства;
активное включение малого предпринимательства в деятельность по
стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации продукции и
услуг; реализация новых программ подготовки молодых менеджеров и
предпринимателей; развитие международного сотрудничества сфере малого
предпринимательства; укрепление социального статуса, повышение престижа и
обеспечение безопасности предпринимателей. Тем самым должны быть созданы
условия для того, чтобы уже в ближайшие годы произошли значительные
изменения в секторе малого предпринимательства, способствующие
экономическому росту в масштабах всей страны.
Следует восстановить те источники финансирования, пусть даже
скудного, которые использовались на начальной стадии рыночных форм. Речь
идет об определенном проценте доходов от приватизации. Очевидно, что
значительные средства в настоящее время из этого источника получить нельзя,
но и весьма небольшие позволили бы «оживить» многие институты поддержки
малого предпринимательства, которые нынче практически не действуют.
В первоочередном порядке следует поддержать и идею создания особой
финансовой базы государственного регулирования и программирования и
развитие малых предприятий по внебюджетным направлениям, к числу которых в
первую очередь относится система гарантирования банковских кредитов.
Наконец наиболее перспективным и в то же время малозатратным (в
отношении бюджетных средств) направлением развития поддержки
предпринимательства является стимулирование самоорганизации малых
предприятий в различные союзы, ассоциации и общества.
Следует также законодательно обеспечить работу объединений малых
предприятий. Часто высказываются предложения о привлечении в фонды
поддержки малых предприятий средств частных инвесторов с помощью выпуска
доходных облигаций или создания при фондах, каких либо специальных
структур, имеющих право привлекать частные средства.
Но все это, к сожалению, пока лишь возможности отдаленной
перспективы. Сейчас же главное внимание нужно уделять тем мерам, которые
реально можно осуществить в нынешних кризисных условиях.ФОНДЫ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любому вновь создаваемому предприятию требуется время на его
становление, финансово-экономическое укрепление и развитие. Особенно это
важно для малых предприятий, которые в силу своей специфики слабо
защищены от различного рода негативных обстоятельств. Малый бизнес
особенно чувствителен ко всяким потрясениям, колебаниям конъюнктуры
рынка. Предприниматель может «прогореть» из-за необязательности
контрагента, несвоевременных поставок, задержек платежей, поскольку его
капитал и оборот на начальной стадии еще невелики. Поэтому
предпринимательская деятельность должна быть надежно защищена от таких
неожиданностей специальными фондами, государственными программами.
Цель фондов защиты и поддержки предпринимательской деятельности –
способствовать созданию гибкой инфраструктуры, без которой рыночные
отношения не могут нормально развиваться, то есть, необходима как
законодательная поддержка, так и экономическая. Финансовая поддержка
малым предприятиям может осуществляться через реализацию финансовых
программ, разработанных с учетом конкретных условий и возможностей
района, области, республики. Для этого необходимо наличие разветвленной
сети специализированных финансовых организаций, которые ориентированы на
создание, поддержку и развитие предприятий малого бизнеса.
Для российской экономики, идущей трудным путем реформирования,
задача развития и поддержки предпринимательства, прежде всего малых форм
в производственной сфере, остается одной из главных задач государства.
В настоящее время в ряде областей уже разработаны на
разнообразной методической основе программы поддержки малых
предпринимательских структур. При этом инициатором их поддержки являлись
как областные администрации, так и различные регионные ассоциации, центры
по поддержке предпринимательства. Достаточно глубокая и обоснованная
разработка под программы, соответствующих мероприятий, отдельных проектов
в составе региональной программы поддержки малого предпринимательства
может быть одновременно убедительным аргументом для получения поддержки
в виде кредитов (на возвратной и безвозвратной основе) из бюджетных и
внебюджетных источников финансовых средств.
Региональные программы ориентируются на активное участие малых
предпринимателей в оздоровлении экономической и социальной ситуации на
той территории, где они функционируют, поэтому они увязываются,
согласовываются с другими программными документами: программой занятости,
программой поддержки крестьянских хозяйств и другими.
В региональных программах поддержки малого бизнеса упор делается
на приоритеты, связанные с производственной деятельностью, что особенно
важно в условиях засилья мелких посреднических структур. Вместе с тем
успешность развития малого предпринимательства в значительной степени
связана с созданием необходимой среды, поэтому в региональных программах
выделяется блок функциональных подпрограмм: нормативно-правового,
инфраструктурного, информационного, организационного, материально-
технического и кадрового обеспечения.
Малое инвестиционное предпринимательство уже по определению
предполагает передовую, перспективную, обещающую выгоду деятельность.
Поэтому государство для поддержки этой сферы бизнеса в феврале 1994 года
утвердила Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-
технической сфере, который осуществляет свою деятельность совместно с
Министерством науки и технологии РФ, в рамках единой программы поддержки
малого предпринимательства. Фонд содействия предоставляет финансовую
помощь для реализации федеральных, региональных и отраслевых программ и
высокоэффективных проектов малого инновационного предпринимательства,
финансирует мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров для
малого предпринимательства в научно-технической сфере.
Источником формирования средств фонда содействия являются
бюджетные ассигнования в размере 0,5% средств, предусматриваемых ежегодно
в федеральном бюджете на финансирование науки, а также добровольные
взносы предприятий.
Фонд содействия финансирует 40-50 проектов в год. Выбор проектов
для финансирования осуществляет конкурсная комиссия на основании
заключений экспертов. Средний «размер» проекта составляет около 100 млн.
рублей. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-
технической сфере не является Фондом поддержки малых предприятий, поэтому
помогает не всем малым предприятиям, а только тем, в уставном капитале
которых доля госсобственности не превышает 25%. При этом финансирование
открывается как начинающему свою деятельность и ничего не имеющему, кроме
опытного образца, так и малому предприятию, уже серийно выпускающему
продукцию, но которому не хватает, например, оборотных средств, какого-то
оборудования для расширения своего производства. Фонд содействия
финансирует малые предприятия, имеющие объем реализации от нескольких
тысяч до 500 000 рублей. Фонд содействия создает свои региональные
представительства, которым, начиная с 1996 года, было направлено на
поддержку местного информационного бизнеса 50% средств фонда.
В целях усиления практического взаимодействия руководителей
предприятий, банковских и предпринимательских структур, научных
организаций с органами государственного управления, консолидации их
усилий для реализации промышленной политики, развития производства и
выработки мер государственной поддержки предпринимательской деятельности
создан Совет по промышленной политике и предпринимательству при
Правительстве Российской Федерации, в структуре которого работает секция
развития и поддержки малого предпринимательства.
Совет является экспертно-консультативным органом, его основная задача –
организация поддержки со стороны деловых кругов, правительства РФ в
проведении социально-экономических реформ в России; создание условий,
способствующих развитию предпринимательской инициативы, вовлечение
предпринимателей в процесс разработки и реализации экономических реформ;
разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы для
эффективного функционирования экономики, по созданию новых хозяйственных
структур.
Как уже отмечалось, в странах с развитой рыночной экономикой малые
предприятия производят значительную часть валового национального продукта,
аккомулируют в себе значительные потоки инвестиций, особенно требующих
большого риска, удерживают на своих рабочих местах половину занятого
населения.
Поэтому вся система глубокого рыночного реформирования российской
экономики тоже ориентируется на поощрение развития малого бизнеса. С этой
целью созданы специальные структуры, и не только на государственном уровне,
но и на общественных началах. Возникла и взяла на себя соответствующие
функции такая общественная организация предпринимателей, как Российская
товарно-промышленная палата (ТПП). Комитет ТПП РФ по развитию частного
предпринимательства, малого и среднего бизнеса, который в рамках
возможностей общественной организации определяет основные пути развития
малого и среднего бизнеса, является коллективным общественным защитником
отечественных малых предприятий.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование рынка — процесс многоплановый. Требуется взаимодействие
многих составляющих, одной из которых является становление и развитие малых
предприятий. Понятие «малое предприятие» предполагает предпринимательскую
деятельность небольших предприятий в традиционных областях.
В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как
один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны.
Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики:
развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами;
создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор;
лучше используются местные сырьевые ресурсы.
Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в
больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную
напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий — это
наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы
ресурсосберегающего экономического роста в стране.
Малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура,
наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней
государственной поддержке. В целях развития малого бизнеса и обеспечения
государственной поддержки малого предпринимательства принято специальное
постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. №446 «О первоочередных
мерах по развитию малого предпринимательства является одним из важнейших
направлений экономической реформы. Постановление устанавливает комплекс
первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в России.
Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным
Законом от 12 мая 1995г..СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоусов М.С., Овчинников И.К. Экономика предприятия и отрасли
промышленности, 1998.
2. Горфинкель В.Н., Швандар С.М., Купряков Н.И., Курс
предпринимательства, Москва, 1997.
3. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л., Малое предпринимательство. Москва:
ИНФРА – М, 1997.
4. Беседина Т. Н., «Собственный интерес. Жертва рекламы».
«Новороссийский рабочий»: Газета, 20 04.2000.
5. Виленский А., «Финансовая поддержка малых предприятий». Экономист:
Журнал, №9/1999.
6. Новиков В.М., Шереги Ф., «Малое предпринимательство и банки: пути
расходятся?» Российский экономический журнал, №3/1999.
7. Савченко В.Е., «Феномен предпринимательства. Организационно-
хозяйственный механизм предпринимательства». Российский
экономический журнал, №1/1996.
8. Шулус А., «Субъекты малого предпринимательства и система его
государственной поддержки». Российский экономический журнал,
№5, №6/ 1997.
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НОВОРОССИЙСКИЙ ФИЛИАЛКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ ____________________________
ВАРИАНТ № ______СТУДЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
_______ КУРСА ГРУППА №________ГОНЧАРОВОЙ СВЕТЛАНЫ ИВАНОВНЫ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ_____________________________________
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НОВОРОССИЙСКИЙ ФИЛИАЛКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ ____________________________
ВАРИАНТ № ______СТУДЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
_______ КУРСА ГРУППА №________ГОНЧАРОВОЙ СВЕТЛАНЫ ИВАНОВНЫ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ_____________________________________
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НОВОРОССИЙСКИЙ ФИЛИАЛКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ ____________________________
ВАРИАНТ № ______СТУДЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
_______ КУРСА ГРУППА №________ГОНЧАРОВОЙ СВЕТЛАНЫ ИВАНОВНЫ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ_____________________________________