Особенности финансового состояния предприятия в переходной экономике

Дата: 21.05.2016

		

В данном реферате вашему вниманию представлен анализ финансовых
результатов предприятия в условиях инфляции, что немаловажно для нынешней
экономической ситуации, сложившейся в российской экономике в настоящее
время.
Для полного изложения материала я хотел бы кратко рассмотреть
финансовую деятельность предприятия, как она учитывается.
Под финансовым результатом деятельности предприятия понимается
способность предприятия финансировать свою деятельность. Финансовый
результат предприятия — это совокупность показателей, отражающих его
способность погасить свои долговые обязательства.
Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения и
обеспечения сохранности имущества предприятия, контроля за его
использованием. Финансовое состояние является результатом взаимодействия
всех элементов системы финансовых отношений предприятия и поэтому
определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов.
От финансовых результатов деятельности предприятия складывается его
финансовое состояние, которое может быть устойчивым, неустойчивым и
кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи,
финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его
хорошем финансовом состоянии.
Главная цель анализа — своевременно выявлять и устранять недостатки в
финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния
предприятия и его платежеспособности.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность
хозяйствования предприятия. Рост прибыли создает базу для самостоятельного
финансирования, расширения производства, решения проблем социальных и
трудовых конфликтов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств
предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и
организациями.
Основные задачи анализа:
1. Оценка динамики показателей прибыли;
2. оценка обоснованности образования и распределения ее фактической
величины;
3. изучение структуры балансовой прибыли;
4. выявление и измерение действий различных факторов на прибыль;
5. оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе
оптимизации объемов производства и издержек.

1. Анализ валюты бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс служит индикатором для оценки финансового состояния
предприятия. Итого, баланса, носит название валюты баланса и дает
ориентировочную сумму средств, находящихся в распоряжении предприятия.
Для общей оценки финансового состояния предприятия составляют
уплотненный баланс, в котором объединяют в группы однородные статьи. При
этом сокращается число статей баланса, что повышает его наглядность и
позволяет сравнивать с балансами других предприятий.
Уплотненный баланс можно выполнять различными способами. Допустимо
объединение статей различных разделов.
В таблице 1 представлен уплотненный баланс.

Таблица 1

Уплотненный баланс

|Наименование статей |на |на |Наименование статей |на |на |
| |нач. |конец| |нач.|конец|
| |г. |г. | |г. |г. |
|1. Внеоборотные активы | | |4. Капитал и резервы | | |
|1.1. Основные средства |0 |0 |4.1. Уставный капитал|6 |6,3 |
|1.2. Нематериальные |0 |0 |4.2. Добавочный и |0 |0 |
|активы | | |резервный капитал | | |
|1.3. Прочие |0 |0 |4.3. Спец. фонды и |0 |0 |
|внеоборотные средства | | |целевое финан-ние | | |
|Итого по разделу 1 |0 |0 |4.4. Нерасп-ная |0 |0 |
| | | |прибыль отч. года | | |
| | | |Итого по разделу 4 |6 |6,3 |
|2. Оборотные активы | | | | | |
|2.1. Запасы |226 |439,8|5. Долгосрочные |0 |0 |
| | | |пассивы | | |
|2.2. Дебит. задол-ть |0 |0 | | | |
|(плат. через 12 мес.) | | | | | |
|2.3. Дебит. задол-ть |515 |412,7|6. Краткосрочные | | |
|(плат. в теч.12 мес.) | | |пассивы | | |
|2.4. Краткосрочные фин.|0 |0 |6.1. Заемные средства|0 |0 |
|вложения | | | | | |
|2.5. Денежные ср-ва |44 |5,5 |6.2. Кредиторская |179 |353,1|
| | | |задолженность | | |
|Итого по разделу 2 |788 |860,2|6.3. Прочие пассивы |603 |500,8|
|Итого стоимость |788 |860,2|Итого по разделу 6 |782 |853,9|
|имущества | | | | | |
| | | |Итого заемных средств|782 |853,9|
|Баланс |788 |860,2|Баланс |788 |860,2|

Предварительную оценку финансового состояния предприятия можно сделать
на основе выявление «больных» статей баланса. Об определенных недостатках в
работе предприятия свидетельствует наличие дебиторской и просроченной
кредиторской задолженности, стоит отметить, что дебиторская задолженность
уменьшилась на 102,3 тыс.руб, а кредиторская задолженность увеличилась на
174,1 тыс.руб.; на конец 99 года дебиторская задолженность превышает
кредиторскую задолженность на 59,6 тыс.руб.. Валюта баланса в абсолютном
выражении увеличилась на 72,2 тыс.руб., но с учетом инфляции ситуация
выглядит следующим образом: 860,2-788*1,15=-46, т.е. уменьшение на 46
тыс.руб.
Рассчитаем коэффициент прироста валюты баланса и коэффициент прироста
выручки от реализации.
Коэффициент прироста валюты баланса Кб определяется следующим образом:
Кб = (Бср1-Бср0)*100/Бср0 (1.1),
где Бср1, Бср0 — средняя величина итога баланса за отчетный и предыдущий
периоды.
Кб = (860,2-788)*100/788 = 9,16243654822336

Коэффициент прироста выручки от реализации Кv рассчитываем по формуле:
Кv = (V1-V0)*100/V0 (1.2),
где V1, V0 — выручка от реализации продукции за отчетный и предыдущие
периоды.
Кv = (885,9-1919,5)*100/1919,5 = -53,8473560823131
Т.е. за 99 год прирост валюты баланса составил 9,16% , а выручка от
реализации продукции уменьшилась на 53,85%.
По мимо снижения выручки от реализации продукции предприятие в 98 году
получило убыток (от реализации — 38,6 тыс.руб., от финансово хозяйственной
деятельности — 50,3 тыс.руб.).
Помимо изучения изменений суммы баланса необходимо проанализировать
характер изменения отдельных его статей. Такой анализ проводится с помощью
горизонтального (временного) и вертикального (структурного) анализа.

2. Влияние инфляции на деятельность предприятия
Финансы предприятия — это совокупность денежных отношений, связанные с
формированием и использованием денежных доходов и накоплений предприятия.
Финансы предприятия обеспечивают круговорот основного и оборотного капитала
и взаимоотношение с государственным бюджетом, налоговыми органами, банками,
страховыми компаниями и прочими учреждениями финансово-кредитной системы.
При этом они выполняют две функции:
а) воспроизводственную;
б) контрольную
Воспроизводственная функция состоит в обслуживании денежными ресурсами
круговорота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой
деятельности предприятия на основе формирования и использования денежных
доходов и накоплений.
Контрольная функция — это финансовый контроль за производственно-
хозяйственной деятельностью предприятия.
Финансовая стратегия предприятия строится на определенных принципах
организации:
1. Жесткая централизация финансовых ресурсов, обеспечивающая фирме быструю
маневренность финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных
направлениях производственно-хозяйственной деятельности.
2. Финансовое планирование, определяющее на перспективу все поступления
денежных средств предприятия и основные направления их расходования.
3. Формирование крупных финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую
работу предприятия в условиях возможных колебаний рыночной коньюктуры.
4. Безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами.
5. Главной задачей финансовой стратегии является достижение самоокупаемости
предприятия.
Предприятие не только должно покрывать свои расходы доходами, но и быть
рентабельным, т. е. получать прибыль.
Самофинансирование — способность предприятия из заработанных средств не
только возмещать производственные затраты, но и финансировать расширение
производства, решение социальных задач.
Самофинансирование осуществляется за счет прибыли и амортизации. В
процессе накопления объем прибыли подвергается уменьшению за счет налогов и
различных платежей из прибыли, сюда включается и инфляции, в различных ее
проявлениях, что оказывает большой отпечаток на финансовые результаты
предприятия. В конечном итоге остается перераспределенная прибыль. Из не
распределенной прибыли и амортизации формируется финансовый фонд или
источники самофинансирования предприятия.
Финансирование может осуществляться и путем привлечения средств рынка
ссудных капиталов, к которым относятся: кредит банка, выпуск ценных бумаг
(акций и облигаций). Однако остановимся более подробно на собственных
источниках финансирования предприятия (собственном капитале).
Собственный капитал — капитал, безусловным и исключительным владельцем
которого является собственник (или собственники) предприятия.
К собственному капиталу следует отнести уставной фонд (акционерный
капитал), т. е. первоначальные и последующие вложения собственных средств
собственниками, акционерами, и приращение капитала за счет прибыли.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйствования
предприятия и слагается из финансового результата от реализации продукции
(работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от
внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим
операциям. В практической деятельности её принято называть валовой
прибылью.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как
разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на
добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию,
включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Определение прибыли связано с получением валового дохода предприятия от
реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на
основе спроса и предложения. В этом случае валовой доход предприятия —
выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных
затрат и представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия,
включая в себя оплату труда и прибыль. Связь между ними представлена на
рис.1.

Валовый доход

Материальные затраты Оплата труда Прибыль

Издержки производства (себестоимость) Чистый доход

Объём реализации

рис. 1: Себестоимость, валовый доход и прибыль предприятия

Масса прибыли и валового дохода характеризует размер эффекта,
получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности
предприятия.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к
получению максимальной прибыли, то по крайней мере, такому объёму прибыли,
который бы позволил предприятию не только прочно удерживать свои позиции
на рынке сбыта своих товаров и услуг, но и обеспечивать динамическое
развитие его производства в условиях конкуренции. Для этого необходимо
знание источников формирования прибыли и методов по лучшему их
использованию.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика,
имеется три основных источника получения прибыли :
первый — получение прибыли за счет монопольного положения предприятия по
выпуску той или иной продукции или уникальности продукта;
второй источник связан непосредственно с производственной и
предпринимательской деятельностью;
третий источник связан с инновационной деятельностью предприятия.
Величина средств для финансирования расширения производства зависят от
ряда факторов: 1) налогообложения; 2) величины амортизационных отчислений;
3) поведение предприятия на рынке банковских ссуд; 4) уровня инфляционных
процессов, проходящих в стране 5) поведение предприятия на рынке ценных
бумаг.
Остановимся на таком факторе как инфляция, в качестве раскрытия темы
хотел бы привести пример из российской экономики, данные будут без цифр,
так как этот пример еще не был показан в книгах.
17 августа 1998 г. галопирующий рост темпов инфляции, произошедший в
результате неумелого использования заемных средств зарубежных инвесторов
российским правительством, что отразилось на курсе доллара по отношению к
национальной валюте. Существенно повлиял на экономические показатели
многих предприятий, которые были ориентированы на отечественного
потребителя, во-первых в связи с ростом курса доллара значительно
подорожали импортные изделия (в рублях), между тем, как на товары
отечественного производства цены (в рублях) возросли всего лишь на
несколько процентов. Во-вторых; значительно возрос спрос, а вместе с ним и
сбыт товаров отечественного производства, которые прежде не выдерживали
конкуренцию с импортом, даже в цене. Только за полгода такого положения дел
товары, которые раньше лежали на складах предприятий полностью разошлись,
что позволило некоторым из них обновить ассортимент выпускаемой продукции и
расширить производственные мощности. Пример Волжский автозавод, Горьковский
автозавод и др. И, что самое главное, появился интерес у инвесторов
вкладывать деньги в отечественное производство, а не вывозить их за рубеж.
Следовательно данная ситуация положительно повлияла на финансовые
результаты предприятий, которые были ориентированы на отечественного
потребителя, и на те предприятия, чья продукция шла на экспорт.
Тут следует отметить, что те предприятия, которые использовали импортное
сырье и материалы в производстве своей продукции, потерпели убытки из-за
удорожания их конечного продукта пропорционально росту курса доллара.
Сумма прибыли в балансе предприятий увеличилась и в целом
оборачиваемость денежных средств возросла, так как товар стал очень быстро
расходится, поскольку в долларовом эквиваленте он продавался по демпинговым
ценам, что несомненно отразилось на финансовой деятельности предприятия в
целом.
Как видно из вышесказанного рост финансовой устойчивости предприятия и
его эффективности в условиях инфляции возможен, несмотря на нестабильное, в
этот момент, состояние экономики. В этом и заключается особенность анализа
финансовых результатов предприятия, который проводится в условиях инфляции.
Прежде чем анализировать деятельность предприятия необходимо рассмотреть
его производственную структуру; что данное предприятие выпускает и какое
сырье использует (импортное или отечественное) в своем производстве – это
составляющие рентабельности работы предприятия в условиях инфляции.

1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А.
Богдановская, Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и др.; Под общественная. ред. В.И.
Стражева. — 2-е изд., стереотип.- Мн.: Выш. шк., 1996. — 363 с.

2. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие.-
М.: Издательство «ДИС», НГАЭиУ, 1997.-128 с.

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е
изд., перераб. и доп. — Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997. — 498 с.

5. Э.А.Маркарьян, Г.П.Герасименко ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ — М.: «ПРИОР», 1997.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий