План.
I. Традиции русской детской литературы.
П. «Детские годы Багрова-внука» Аксакова С.Т.
1. «Память детства ожила во мне…»
а) Герой повести и природа.
б) Внутренний мир Сережи.
в) «Важность и святость труда».
г) Искания Сережи.
д) Детство кончилось.
2. Отношение современников к повести
«Детские годы Багрова-внука».
Ш. Авторское отношение к описываемым событиям
в «Детских годах Багрова-внука» Аксакова С.Т.
и «Детстве» Л.Н.Толстого.
IV. «Детство» Л.Н.Толстого.
1. Тема детства в творчестве Л.Н.Толстого.
2. «Счастливейшая пора человеческой
жизни».3. Несоответствие окружающего мира и
истинного его содержания в понимании
главного героя.
4. Чувство любви к людям.
5. «Развитие чувствительности».
6. Образ отца.
7. Художественное и познавательное
значение «Детства» Л.Н.Толстого.
V. «Детство Никиты» А.Н.Толстого.
1. Взаимосвязь жизни ребенка с жизнью природы.
2. Народный быт в повести.
3. «Детство Никиты» последнее звено в
ряду книг о дворянском детстве.
VI. Закономерность развития детской литературы.
Современная русская детская литература выросла не на
пустом месте.Глубинные традиции ее следует искать прежде всего в
труде тех большихрусских писателей, для которых детская тема была темой
трепетной и сердечной,темой серьезной и непременной, чье творчество в какой-то
важной его части прочновошло в детское чтение в силу своей конкретности, простоты и
задушевности.Становление детской литературы как явления
эстетического протекало в руслеобщелитературного развития.
В начальной стадии детская литература учитывала
социальное неравенство,но представляла его абстрактно: богатый ребенок бедный
ребенок. Благотворительностьбыла единственной сферой деятельности богатого ребенка: он
был хорош потому,что не делал того-то и того-то, будучи послушным, а если
что-то и делал, тактолько добро. Сфера проявления добродеятельности для бедного
ребенка былашире. Бедное дитя часто бывало благороднее и смекалистие
дворянского ребенка:оно вытаскивало маленького дворянина из воды, выручало в
трудную минуту ибыло способно на тонкие чувства.
В процессе развития детской литературы традиционная
для нее пара«добродеятельный порочный» перестает быть
обязательной и заменяется инойантитезой: «чувствительный холодный». Это новое
понимание ребенка, уходящеекорнями в сентиментализм, окрепла в эпоху романтизма и
составило основуромантической концепции детства. Начала разрабатывать эту
концепцию детскаялитература, но уже в 40-50 годы XIX века, ее осваивает и
«большая» литература.Детство представляется как пора невинности и чистоты.
«…Дети несравненнонравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до
этого страхом),они сближаются со сверстниками, не спрашивая, богат ли он,
ровен ли им попроисхождению… Да, мы должны учится у детей, чтобы
достигнуть видения истинного добра и правды.Такова поэтизация детства в русской классике:
«Детстве» Л.Н.Толстого, «Детских годах Багрова-внука»С.Аксакова. Семья всегда была в русской литературе
прообразом народной жизни:пушкинские Гриневы, тургеневские Калитины, толстовские
Ростовы… Семья Багровыхзанимает среди них особое место, т.к. за нею стоит семья
самих Аксаковых.26 августа 1854 года Сергей Тимофеевич Аксаков
сообщает своей любимице —маленькой внучке Оле о том, что пришлет ей через год книжку,
в которой расскажет… про весну младую,
Про цветы полей,
Про малюток-птичек,
Про гнездо яичек,
Бабочек красивых,
Мотыльков игривых,
Про лесного Мишку,
Про грибочек белый —
И читать день целый
Станет Оля книжку.
Через два года, снова поздравляя Олю с днем
рождения, Аксаков писал:«Милая моя Оля! Два года тому назад я стихами обещал
прислать через годкнижку, но дай Бог, чтобы к будущему дню твоего рождения она
была готова. Даи книжка выходит совсем не такая, какую я обещал тебе.»
Действительно,замысел Аксакова значительно расширился и получилась книга о
годах далекогодетства, о людях и судьбах прошлого.
С полной правдивостью Аксаков рассказал обо всем,
что им было пережитов детстве, начиная от первых еле уловимых ощущений и кончая
тончайшей гаммойчеловеческих чувств.
Самым большим достоинством «Детства»
Аксакова Л.Н.Толстой считалразлитую в книге любовь к природе, поэзию природы.
Чувство природы пришло к мальчику, герою книги, во
время первойвесны в деревне и сложилось под влиянием отца его Алексея
Степановича Багроваи дядьки Евсеича.
Оживающие под весенним солнцем берега реки, со
всякого рода дичью,плавающие утки и проносившиеся стаи птиц, которых отец и
Евсеич знали поголосам, наполняли сердце мальчика восторгом.
Именно в этот период мальчик почувствовал то слияние
с природой,которое так характерно для писателя Аксакова: «В конце
фоминой неделиначалась та чудная пора, не всегда являющаяся дpужно, когда
пpиpода,пpобудясь ото сна, начинает жить полною, молодою, тоpопливою
жизнью: когдавсе переходит в волненье, движенье, в звук, в цвет, в запах.
Ничего тогда непонимая, не разбирая, не оценивая, никакими именами не
называя, я сам почуялв себе новую жизнь, сделался частью природы, и только в
зрелом возрасте,сознательных воспоминаний об этом времени сознательно оценил
всю егоочаровательную прелесть, всю поэтическую красоту.»
Природа благотворно влияет на ребенка. Мальчик
нежно-участливопривязывается к матери. Растет их взаимная любовь и
понимание друг друга.Мать становится для Сережи самым большим авторитетом, самым
любимым идорогим авторитетом в мире. Он делится с ней всем увиденным,
всем услышанными пережитым. Добросердечие и искренность, которые мать
воспитывала в Сереже,побуждали мальчика сочувствовать подневольному положению
крепостных. Вбогатом поместье бабушки Прасковьи Ивановны, Парашине,
старостой былМироныч, которого Сережа называл про себя «мужиком со
страшными глазами».Осматривая вместе с отцом мельницу, мальчик наблюдал грубое
отношениеМироныча к старик-засыпке и другим крестьянам и чувствовал
«внутреннююдрожь». Множество вопросов возникало в сознании Сережи:
«За что страдаетбольной старичок, что такое злой Мироныч, какая это сила
Михайлушка ибабушка».
Преимущественный интерес Аксаков проявляет к
внутреннему миру своегогероя. С пристальным вниманием следит он за возникновением и
развитиемдушевных движений, даже самых незначительных. Обгоняющая
возраст умственнаязрелость выработала у Сережи привычку анализировать
собственные чувства имысли. Он не только живет впечатлениями. Он делает их
предметом анализа,подыскивая им соответствующие толкования и понятия и
закрепляя в своейпамяти. Когда же герою повествования это не удается, на
помощь приходитБагров повзрослевший, вспоминающий. И на протяжении всей
книги мы слышим дваголоса.
Расширяются, углубляются знания о внешнем мире и
все чаще и чащеприходит желание практического его освоения. И пусть над
Cережей не тяготеланеобходимость физического труда, потребность труда,
неотъемлемая отчеловеческого естества, властно пробуждается и в нем. Сережа
не тольковосхищался прелестями полевых работ. Он подмечал и то,
какими невыносимотяжелыми бывают они для крепостных крестьян. И, повзрослев,
он не толькосострадает, он убеждается в «важности и святости
труда», в том, что«крестьяне и крестьянки гораздо нас искуснее и ловчее,
потому что умеют тоделать, чего мы не умеем».
Чем шире раздвигаются горизонты Сережиного мира, тем
настойчивеевторгаются в него факты, нарушающие его гармонию. В сознании
Сережи никакне укладывается, почему злой староста Мироныч, выгоняющий
крестьян набарщину даже в праздник, считается самими же крестьянами
человеком добрым.»Почему пасхальный кулич для Багровых «был гораздо белее
того, какимразговлялись дворовые люди»? Одни из этих многочисленных
«почему» оставалисьбез ответа. Даже его любимая мать, чьим «разумным
судом» привык Сережапроверять свои впечатления и мысли. и та нет-нет да и
одернет его: «Это нетвое дело«. Другие же »почему» затрагивали
такие отношения, которые дети сих врожденной справедливостью вообще не могли понять, а тем
более оправдать.Все это приводило к «смешению понятий»,
производило «какой-то разлад в …голове«, возмущало »ясную тишину … души».
Мир взрослых, не всегда понятныйдля детей, начинает просвечиваться непосредственным,
естественным, чисточеловеческим детским взглядом. И многое в нем начинает
выглядеть не толькостранным, но и не ненормальным, достойным осуждения.
Переживая дисгармонию внешнего мира, Сережа приходит
к сознанию исвоего собственного несовершенства: в нем пробуждается
критическое отношениеи к самому себе, «ясная тишина» сменяется в душе
по-детски преувеличеннымисомнениями, исканиями выхода.
Но внутренний мир Сережи не раскалывается, не
распадается. Онкачественно видоизменяется: он наполняется
социально-психологическимсодержанием, в него входят ситуации и столкновения, в
преодолении которых ипротекает становление человека, подготавливающее его к
равноправному участиюв жизни.
Повествование в «Детских годах» прекращается
накануне важнейшегособытия в жизни Сережи предстоит поступление в гимназию.
Детствокончилось. Изображение взрослеющего, мужающего человека со
своим событийными духовно-эмоциональным миром, беспрестанно и качественно
меняющимся, вотглавный пафос книги «Детские годы Багрова-внука».
Но точнее и полнее другихего выразил сам Аксаков: «Жизнь человека в детстве,
детский мир, созидающийпод влиянием ежедневных новых впечатлений.. Жизнь человека в
дитяти».Выйдя в свет, «Детские годы Багрова-внука»
сразу же стали хрестоматийнымклассическим произведением. «Детские годы…»
после своего выхода вызваливосторженные отзывы современников. У каждого из знаменитых
современниковС.Т.Аксакова был свой взгляд на его книги, но все сходились
в одном: впризнании выдающихся художественных достоинств этих книг,
редкого талантаих автора.
Для Толстого Л.Н. в «Детских годах
Багрова-внука« »равномерно сладкаяпоэзия природы разлита по всему, вследствие чего может
казаться иногда скучным,но зато необыкновенно успокоительно и поразительно ясностью,
верностью ипропорциональностью отражения».
Повесть Аксакова это прежде всего художественное
изображение детскихлет его собственной жизни. Чтобы придать фактам и событиям
своего далекого прошлоготипическое значение, автор этих художественных мемуаров
скрывается подмаской постороннего рассказчика, добросовестно излагающего
то, что он слышалот Багрова-внука.
Поскольку повествование ведется от лица его главного
героя, постолькуавторское «я» и авторская речь почти полностью
сливаются с образом и речью самогоБагрова-внука. Его отношение к описываемым событиям, как
правило, выражает авторскоеотношение к ним.
В трилогии Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество.
Юность» повествование такжеведется от лица его главного героя.
Однако рядом с детским и юношеским образом
Николеньки Иртеньева в трилогиидан четко очерченный образ авторского «я», образ
взрослого, умудренного опытомжизни «умного и чувствительного» человека,
взволнованного воспоминанием о прошлом,заново переживающего, критически оценивающего это прошлое.
Тем самым точка зрениясамого Николеньки Иртеньева на изображаемые события его
жизни и авторская оценкаэтих событий отнюдь не совпадают.
Тема детства глубоко органична для творчества
Толстого и выражаетхарактерные черты его воззрений на человека и общество. И не
случайно, чтоТолстой посвятил этой теме свое первое художественное
произведение.Ведущим, основополагающим началом в духовном
развитии НиколенькиИртеньева есть его стремление к добру, к правде, к истине, к
любви, к красоте.Первоначальным источником этих его высоких духовных
устремленийявляется образ матери, которая олицетворяла для него все
самое прекрасное.Большую роль в духовном развитии Николеньки сыграла простая
русская женщина —Наталья Савишна.
В своей повести Толстой называет детство
счастливейшей поройчеловеческой жизни. «Счастливая, счастливая,
невозвратимая пора детства!..Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность
любви исилы веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может
быть лучше того,когда две лучшие добродетели невинная веселость и
беспредельная потребностьлюбви были единственными побуждениями в жизни?»
Детские годы Николеньки Иртеньева были беспокойными,
в детстве ониспытал немало нравственных страданий , разочарований в
окружающих его людях,в том числе и самых близких для него, разочарований в самом
себе.Толстой рисует, как постепенно перед Николенькой
раскрываетсянесоответствие внешней оболочки окружающего мира и истинного
его содержания.Николенька постепенно уясняет, что люди, с которыми он
встречается,не исключая самых близких и дорогих для него людей, на деле
вовсе не такие,какими они хотят казаться. Он замечает в каждом человеке
неестественностьи фальшь, и это развивает в нем беспощадность к людям.
Замечая и в себе этикачества, он нравственно казнит себя. Для этого характерен
такой пример:Николенька написал стихи по случаю дня рождения бабушки. В
них есть строка,говорящая, что он любит бабушку как родную мать. Обнаружив
это он начинаетдоискиваться, как мог он написать такую строку. С одной
стороны , он видитв этих словах как бы измену по отношению к матери, а с
другой неискренностьпо отношению к бабушке. Николенька рассуждает так: если эта
строка искренняя, —значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою
мать по-прежнему, значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. В
результате в Николенькеукрепляется аналитическая способность. Подвергая все
анализу, Николенькаобогащает свой духовный мир, но тот же самый анализ
разрушает в нем наивность,безотчетную веру во все доброе и прекрасное, что Толстой
считал «лучшим даромдетства». Это очень хорошо показано в главе
«Игры». Дети играют, и иградоставляет им большое наслаждение. Но они получают это
наслаждение в тоймере, в какой игра кажется им настоящей жизнью. Как только
утрачивается этанаивная вера, игра становится неинтересной. Первым
высказывает мысль о том,что игра не есть настоящее, Володя старший брат
Николеньки. Николенькапонимает, что брат прав, но тем не менее слова Володи
глубоко его огорчают.Николенька размышляет: «Ежели судить
по-настоящему, то игры никакойне будет. А игры не будет, что ж тогда останется?»
Эта последняя фраза многозначительна. Она
свидетельствует о том,что настоящая жизнь (не игра) мало доставляет радости
Николеньки. Настоящаяжизнь это жизнь «больших», то есть взрослых,
близких ему людей. Николенькаживет как бы в двух мирах в мире взрослых людей, полном
взаимного недоверия,и в мире детском, привлекающем своей гармонией.
Большое место в повести занимает описание чувства
любви в людям.Детский мир Николеньки, ограниченный пределами
патриархальной дворянскойсемьи и наследственной усадьбы, действительно полон для него
тепла и очарования.Нежная любовь к матери и почтительное обожание отца,
привязанность кчудаковатому добряку Карлу Ивановичу, к Наталье Савишне,
убеждение, что всеокружающее существует только для того, чтобы «мне»
и «нам» было хорошо,детская дружба и беспечные детские игры, безотчетная детская
любознательность —все это вместе взятое окрашивает для Николеньки окружающий
его мир в самыесветлые, радужные тона. Но в то же время Толстой дает
почувствовать, что вдействительности этот мир полон неблагополучия, горя и
страдания. Авторпоказывает, как мир взрослых людей разрушает чувство любви,
не дает ему возможностиразвиваться во всей чистоте и непосредственности. отношение
Николеньки кИлиньки Грапу отражает дурное влияние на него мира
«больших». Илинька Грапбыл из небогатой семьи, и он стал предметом насмешек и
издевательств состороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева. Дети уже были
способныпроявлять жестокость. Николенька не отстает от своих друзей.
Но тут же,как всегда, испытывает чувство стыда и раскаяния.
Окружающий Николеньку мир действительных отношений
усадебной исветской жизни раскрывается в «Детстве» в двух
аспектах: в субъективном, т.е.в том виде, в котором он воспринимается наивным ребенком и
со стороны своегообъективного общественно-нравственного содержания, как оно
понимается автором.На постоянном сопоставлении и столкновении этих двух
аспектов истроится все повествование.
Образы всех действующих лиц в повести группируются
вокруг центральногообраза Николеньки Иртеньева. Объективное содержание этих
образовхарактеризуется не столько отношением к ним самого
Николеньки, сколько темдействительным влиянием, которое они оказали на ход его
морального развития,о чем сам Николенька еще не может судить, но весьма
определенно судит автор.Наглядным примером того служит подчеркнутое
противопоставление детскогоотношения Николеньки к Наталье Савишне авторскому
воспоминанию о ней.«С тех пор, как я себя помню, помню я и Наталью Савишну,
ее любовь и ласки;но теперь только умею ценить их…» это говорит
автор. Что же касаетсяНиколеньки, то ему «и в голову не приходило, какое
редкое, чудесное созданиебыла эта старушка«. Николенька »так привык к ее
бескорыстной нежной любви..,что и не воображал, чтобы это могла быть иначе, нисколько не
был благодареней».
Мысли и чувства Николеньки, наказанного Натальей
Савишной за испачканнуюскатерть, проникнуты барским высокомерием, оскорбительным
барским пренебрежениемк этой «редкой» «чудесной» старушке:
«Как! говорил я сам себе, прохаживаясьпо зале и захлебываясь от слез, Наталья Савишна. просто
Наталья, говорит мнеты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового
мальчишку. Нет,это ужасно!»
Однако несмотря на пренебрежительное отношение и
вопреки невниманиюНиколеньки к Наталье Савишне («я … никогда не задавал
себе вопросов: а что,счастлива ли она, довольна ли она…»), она дана как
образ человека, оказавшегоедва ли не самое « сильное и благое влияние» на Николеньку,
на его«направление и развитие чувствительности».
В совершенно ином отношении к моральному развитию
Николеньки данв повести образ его отца Петра Александровича Иртеньева.
Совершенно несоответствует восторженное отношение Николеньки к отцу,
проникнутое глубочайшимуважением ко всем его словам и поступкам, авторской оценки
этого человека.Наглядным примером того служит явно отрицательная
характеристика,данная Петру Александровичу Иртеньеву от автора в главе
«Что за человекбыл мой отец?». Именно этой отрицательной авторской
характеристике, а недетским оценкам Николеньки отвечает реальное содержание
образа ПетраАлександровича, находящее тонкое выражение в трагизме
матери, в недоброжелательствебабушки к недостойному мужу обожаемой дочери.
Как и другие образы взрослых людей, окружающих
Николеньку, образотца раскрывается не в его собственном развитии,
а через развитие Николеньки, по мере своего возмужания
постепенноосвобождающегося от детских иллюзий.
Образ отца, постепенно падающего все ниже и ниже в
глазах подрастающегосына, играет очень важную роль. Взятый сам по себе, этот
образ строится напротивопоставлении блестящей светской репутации Петра
Александровича иаморальности, нечистоплотности его внутреннего облика.
За внешним обличием Петра Александровича,
обаятельного светскогочеловека, любящего мужа и нежного отца, скрывается азартный
картежник исластолюбец, обманывающий свою жену и разоряющий своих
детей.В образе отца с наибольшей глубиной раскрывается
безнравственностьсветского идеала comme il faut.
В ряд с образом отца Николеньки ставятся в повести и
все другиеобразы типичных представителей дворянского света: старший
брат Володя, вомногом повторяющий образ отца, бабушка с ее самодурством и
высокомерием,князь Иван Иванович, отношения с которым заставляют
Николеньку испытатьунизительность зависимости от богатого родственника, семья
Корнаковых —образец бездушия светского воспитания детей, и надменные,
самодовольные барчукибрать Ивины.
Воплощенная во всех этих образах аморальность
светских нравов иотношений раскрывается перед нами постепенно по мере
постижения ее НиколенькойИртеньевым.
В «подробностях чувств», в «тайных
процессах психической жизни человека»,в самой «диалектике души» ищет и находит Толстой
выражение типического и раскрываетэто типическое в бесконечном многообразии его индивидуальных
проявлений.«Детство» до сих пор сохраняет все свое
художественное ипознавательное значение глубоко реалистической картины
дворянского быта и нравов30-40-х годов прошлого века, проникновенного изображения
сложного процессаформирования человеческой личности и того влияния, которое
оказывает наэтот процесс социальная среда.
К числу самых талантливых книг, в которых
раскрывается внутренний мирребенка, принадлежит и «Детство Никиты» повесть
замечательного писателяА.Н.Толстого.
Рассматриваемая на фоне произведений Аксакова С.Т. и
Толстого Л.Н.повесть «Детство Никиты» занимает свое место, обусловленное
и новой историческойэпохой, и характером личной судьбы ее автора.
Автобиографическая повесть для детей «Детство
Никиты« (»Повесть омногих превосходных вещах» в первом издании) написана
Толстым в 1920 годудля детского журнала во Франции; в 1922 году она была
опубликована вБерлине, а для советских детей впервые была выпущена в 1936
году.«Детство Никиты» поэтическое
повествование о годах формирования человека.Это самобытное, оригинальное создание творческой памяти
писателя.В произведении описывается хроника основных событий
жизни героя втечение года, последнего года перед началом учения.
Взаимосвязь жизнидесятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный
лирический колоритповествования:
«Никита плыл под звездами, покойно глядел на
далекие миры».«Все это мое,- думал он,- когда-нибудь сяду
на воздушный корабльи умчу…» Так воспринимает природу мальчик, когда
летом после молотьбыедет на возу; Никита близок ей, растворяется в окружающем его
мире. Вотпосле новогодней елки возвращается Никита один домой,
проводив ребят, которыебыли приглашены в гости: «Никите казалось, что он едет
во сне, в заколдованномцарстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и
так счастливо надуше».
Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой
частью ее создаетв душе мальчика почти постоянное ожидание счастья,
чудесного, фантастического.Поэтому становится понятным столь пристальное внимание
Никиты ко всему, чтоего окружает.
Видение Никитой реального перекликается с его
фантастическимипредставлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления
опоэтизироватьокружающий мир. Он заражает этим стремлением других. Так,
Лиля ищет с нимвместе вазочку, приснившуюся однажды Никите. И когда в самом
деле этавазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в
ней оказалоськолечко, Никита с уверенностью говорит: «Это
волшебное».Автор включает в повествование картины быта. В
«Детстве Никиты»Толстой представил крестьянскую жизнь безмятежной, в одних
поэтических чертах,как воспринял ее сам в раннем детстве.
Толстой наделил Никиту уважением к народу. Самым
авторитетным лицом Никитасчитает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка
подпаска. Этосерьезный и рассудительный паренек, который, в подражание
взрослым говоритс напускным равнодушием. «Никита с большим уважением
глядел на Коряшонка».Хотя Мишка и маленький, но в его замечаниях, советах и
поступках уже ясно виденрусский склад ума и русский характер.
Другой знакомец Никиты вихрастый, курносый и
большеротый СтепаКарнаушкин с «заговоренным кулаком». Компанию
деревенских друзей Никиты дополняютСемка, Ленька, Артамошка-меньшой, Нил, Ванька Черные Уши и
бобылев племянникПетрушка.
Целыми днями крутится Никита во дворе, у колодца, в
каретном сарае,в людской, на гумне… Для Никиты понятнее всего суждения
Мишки Коряшонка.Но менее важно и то, что сказал или сделал плотник Пахом,
рабочий Василий,сутулый Артем.
Никита с любопытством относится к жизни деревни,
крестьянских ребят,к мужицким занятиям, не понимая, правда, сложностей и тягот
деревенской жизни,но в то же время стихийно, инстинктивно не отделяя себя от
нее, чувствуясебя чем-то неразрывно связанным с деревней.
Повесть Толстого в ряду книг о дворянском детстве
являетсяпоследним звеном; здесь есть все, характерное для детства
барчонка, но все жеэто конец дворянской усадьбы, помещичий быт на ущербе.
Судьбы детской литературы прочно связаны с историей
большой литературы.Связи эти сложны: в чем-то отставая от «взрослой»,
детская литература неплетется в хвосте у нее, а идет своими путями, делая
собственные открытия иопережаю порою «взрослую» литературу. В развитии
детской литературы естьсвоя внутренняя логика. Но в полной мере закономерности
развития детскойлитературы появляются лишь в общем историко-литературном
контексте.Список литературы.
1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука.- М.: Дет. лит.,
1986.2. Бегак Б.А. Классики в Стране Детства: Очерки.- М.: Дет.
лит., 1983.3. Богданов В.А. Становление человека // Аксаков С.Т.
Детские годыБагрова-внука.- М.: Дет.лит.,1986.
4. Войтоловская Э.Л. С.Т.Аксаков в кругу
писателей-классиков.-Л.: Дет.лит.,1982.
5. Добролюбов Н. О значении авторитета в воспитании.
6. Кошелев В.А. Время Аксаковых //Литература в школе.
1993.- N4.-С.9-167. Лобанов М. Сергей Тимофеевич Аксаков.- М.: Мол. гвардия,
1987.-(Жизнь замечательных людей)
8. Смирнова В.В. О детях и для детей.- М.,1967.
9. Толстой А.Н. Детство Никиты.- М.: Дет. лит., 1987.
10. Андроников И. «Повесть о самых необыкновенных
вещах»// Толстой А.Н.Детство Никиты.- М.,1987
11. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность.- Л.: Дет.лит.,
1966.12. Л.Н.Толстой: Сборник статей: Пособие для учителя/ под
ред. Д.Д.Благого.-М.,1955.
13. Чернышевский Н.Г. Детство и отрочество. Сочинения графа
Л.Н.Толстого//Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность.- М.:
Дет.лит,1989.