Символ и миф: к проблеме генезиса

Дата: 12.01.2016

		

А. Чех

И
вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут
последними.

Лк.
13.30

1.
Введение. Взаимообусловленное сосуществования мифа и символа в устной и
письменной традиции культур, сильно разнесённых по времени и местоположению,
давно привлекал к себе внимание. В славянских языках этот феномен уже в XIX
веке был тщательно изучен в знаменитом трёхтомном труде А. Н. Афанасьева; а
затем в работах А. А. Потебни, А. Н. Веселовского и других учёных школы Ф. И.
Буслаева приобрёл классическую завершённость изложения.

Один
из важнейших выводов, сделанных А. А. Потебнёй на основании достигнутого к тому
моменту уровня развития литературы, сводился к ясному разграничению между
мифическим и поэтическим мышлением: «Каков бы ни был, в частности, способ
перехода от образа к значению (то есть по способу ли, называемому синекдохой
или по метонимии, метафоре), сознание может относиться к образу двояко: или так,
что образ считается объективным и потому целиком переносится в значение и
служит основанием для дальнейших заключений о свойствах означаемого; или так,
что образ рассматривается лишь как субъективное средство для перехода к
значению и ни для каких дальнейших заключений не служит. Первый способ мышления
называем мифическим (а произведения его мифами в обширном смысле), а второй —
собственно поэтическим. Этот второй состоит в различении относительно
субъективного и относительно объективного содержания мысли. Он выделяет научное
мышление, тогда как при господстве первого собственно научное мышление
невозможно.» [1]

Этот
небольшой отрывок выражает две существенные характеристики взаимодействия
мифологического начала с остальными культурными составляющими на конец XIX
века. Во-первых, поэтическое сознание, как и вообще художественное, получили
вполне автономный статус; во-вторых, в этом сопоставлении поэтическое
сближается даже с научным сознанием. Мифологическое мышление как таковое
оказалось в известной изоляции, сохраняя своё влияние разве что в
простонародной среде, мало затронутой просвещением, культурным и научным. Как
сказано в известном стихотворении К. К. Случевского (написанном примерно в то
время):

…Отвечает гора голосам облаков,

Каждый камень становится жив…

Неподвижен один только — старец веков —

В той горе схоронившийся Миф.

Он в кольчуге сидит, волосами оброс,

Он от солнца в ту гору бежал —

И желает, и ждёт, чтобы прежний хаос

На земле, как бывало, настал…

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий