По определению, данному в ряде словарей, интервью — это беседа
журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный
интерес и предназначенная для передачи в средствах массовой информации.Телевизионное интервью, как правило, проходит в прямом эфире
и продолжается 15—20 минут. В это ограниченное время, в присутствии
телеоператора и других работников телестудии надо свободно высказать свою
позицию. Умение говорить перед телекамерой и держаться свободно, нескованно
приходит с опытом, но ему можно учиться при ведении других типов публичных
диалогов, например диспутов, ответов на вопросы аудитории после публичного
выступления.Многим запомнились неприятные минуты, которые они пережили во
время своего первого публичного выступления: язык прилипает к нёбу, становится
ватным или чугунным, в глазах все плывет, . теряется представление о времени,
мысли ускользают. Чтобы хотя бы частично избежать этих неприятных спутников
первого интервью, к нему необходимо подготовиться. Можно обговорить с интервьюером
круг основных проблем, которые будут затронуты в интервью. Если это невозможно,
стоит самому представить, что может интересовать журналиста, продумать наиболее
вероятные вопросы и возможные ответы на них. Во время интервью постарайтесь забыть
о телезрителях и телекамере, разговаривайте с журналистом доброжелательно.
Открытость, непредвзятость — важное условие общения. Старайтесь держаться
естественно и быть самим собой. Сосредоточьтесь на собеседнике, слушайте, что
он говорит. Забудьте о своих руках и ногах, думайте о теме разговора.Как и всякое общение, телеинтервью имеет свои фазы. О подготовительной
фазе мы уже сказали, правда, не всегда такая подготовительная фаза бывает
возможна. В условияхблиц-интервью на улице, после публичного выступления, после
совещания, на митинге беседа носит характер максимально спонтанный. Как
правило, такие интервью короткие и касаются какой-то одной проблемы.Первая фаза интервью— контактоустанавливающая. К этой фазе
относятся приветствие, представление интервьюируемого зрителям. В этой фазе
задаются социальные роли собеседников, происходит «сонастройка» эмоциональных
волн, устанавливается психологический контакт.В телевизионном интервью у журналиста и интервьюируемого почти
равные роли. Эти роли определяются в зависимости от конкретных участников
разговора, Возможное неравноправие участников телеинтервью, вызванное высоким
социальным статусом гостя (известный политик, преуспевающий бизнесмен,
популярный певец), компенсируется ролью «хозяина», которую выполняет журналист
по отношению к гостю. За журналистом остается право вести интервью и определять
тему беседы, хотя иногда случается и так, что гость программы перехватывает
инициативу.Многое зависит от того, как вас представит журналист в первой
фазе интервью. На эту фазу общения надо Обратить особое вниманиеЕсли с первых слов с гостем студии начинают говорить на украинском
языке (как произошло с Людмилой Гурченко в ток-шоу «СВ») и он отвечает таким же
образом, то до конца передачи ему приходится выступать в роли провинциала «с
Харькови», который недавно приехал в Москву.Если роль, предлагаемая вам журналистом вас не устраивает,
надо попытаться переменить характер отношений.Журналист может предложить в виде игры разный характер отношений:
судья — обвиняемый, подросток — старый морской волк, мужчина — женщина,
неопытный спортсмен — опытный спортсмен, безупречный журналист — виновный
политик и т.д. Задача гостя студии распознать по языковым и неязыковым
(жестам, мимике, позе) характеристикам общения журналиста предлагаемую
социальную роль и включиться в игру или отказаться от нее.Вторая (основная) фаза интервью— концентрация внимания на
какой-то проблеме, теме. Обычно в 15-минутном интервью обсуждаются 5—10 тем,
которые представляют собой микродиалоги, имеющие начало и конец.В третьей (заключительной) фазе подводятся итоги разговора,
журналист обычно еще раз представляет гостя студии и прощается с ним и
телезрителями.Типы телеинтервью
Все фазы интервью подчиняются его жанровым особенностям.
Различают интервью-расспрос, цель которого — получение новой информации;интервью-обмен мнениями, в центре внимания которого находится
‘ обсуждение общезначимой проблемы; интервью-портрет, создающий образ
интервьюируемого. Характер беседы зависит от того, с -какой целью пригласили
интервьюируемого — получить от него ин-‘ формацию, обсудить с ним проблему или
рассказать о нем. ‘..В интервую-расспросе задача интервьюируемого — предоставить запрашиваемую
информацию или раскрыть свое мнение. Характер общения в таком интервью носит
односторонний характер: журналист спрашивает, интервьюируемый отвечает. В ходе
интервью интервьюируемому задают в основном вопросы открытого типа, т.е. вопросы,
включающие вопросительные слова (что, где, когда, о чем, почему и т.д.); в
основе этих вопросов лежит желание узнать новую информацию. Реже в
интервью-расспросе используются вопросы закрытого типа, запрашивающие мнение
(Вам нравится отдыхать в Крыму?;Важно ли это?). Открытые вопросы требуют от интервьюируемого
достаточно полных ответов. Но и в ответ на закрытый вопрос интервьюируемому
редко удается ограничиться ответом Да или Нет, обычно приходится объяснять
свою позицию или арuументировать мнение, в противном случае журналист будет
подталкивать интервьюируемого к ответу(Ну что я из вас тяну слова ?)
В интервью обмене мнениями задача интервьюируемого усложняется.
Он должен не просто высказать, по и отстоять свое мнение.В интервью этого типа оба собеседника играют активную роль,
при этом журналист может прямо не высказывать своего мнения, но сомневаться в
справедливости точки зрения интервьюируемого.Журналист, находясь в позиции «хозяина» по отношению к
«гостю», не может прямо высказывать свое мнение; по нашим стереотипным
представлениям о поведении журналиста, его основная задача — расспросить
собеседника, узнать его мнение. Поэтому журналисты часто прибегают к
высказыванию мнения в форме предположения.Качество речи интервьюируемого
Речь интервьюируемого должна отвечать следующим критериям:
должна правдива; содержать информации не больше и не меньше, а ровно столько,
сколько нужно; соответствовать теме разговора; быть понятной; не оскорблять
слушающих.Рассмотрим критерий «понятность речи». Интервьюируемый должен
учитывать специфику восприятия устной речи. Следует быть осторожными с
использованием отглагольных существительных, лучше их заменить глагольными
конструкциями: в целях улучшения качества чтобы улучшить качество, при
условии реализации программы развития если реализовать программу развития.
Не рекомендуется использовать очень длинные предложения, осложненные перечисленными
рядами, причастными и деепричастными оборотами.Давая телеинтервью, говорящий должен учитывать, что интервью
носит публичный характер, предназначено для телезрителей. Он должен внимательно
следить за репликами и комментариями журналиста, касающимися содержательной и
языковой стороны диалога. Интервьюируемый должен учитывать, что он выступает
перед миллионами телезрителей, зачастую не являющихся специалистами и
обсуждаемой проблеме. Поэтому его речь должна быть достаточно конкретной,
иллюстративной, доказательной и живой. Отрицательным качеством речи
интервьюируемого является ее штампованность. Следует избегать употребления
штампов, снижающих содержательность речи.Таким образом, телеинтервью— непростая задача. Каждый тип
интервью требует от интервьюируемого определенного характера участия в беседе.
В интервью-расспросе интервьюируемый является источником информации, поэтому
важно, чтобы эта информация была правдивой, ее отбор был обдуманным, не наносил
вред ни интервьюируемому, ни телезрителям, которые в большинстве своем слово с
телеэкрана воспринимают как правдивое.В интервью-обмене мнениями интервьюируемый должен быть
достойным собеседником, умеющим высказать и защитить свое мнение. Умение
просто и ясно сформулировать собственную точку зрения приходит с опытом. Но
главное — это мнение иметь, только тогда можно стать участником такого типа
интервью.Интервью-портрет — штучный товар Его берут у людей известных,
интересных, обладающих даром рассказчика. Можно только пожелать вам в будущем
стать героями интервью-портретов, это всегда доказательство признания
обществом ваших заслуг, не только профессиональных, но и личных.Телеинтервью — бурно развивающийся жанр. Обилие программ,
построенных в форме интервью или использующих его в качестве составляющей,
свидетельствует о повороте общества к человеку, его личности и
индивидуальности.При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru