Теоретико-правовые аспекты ценообразования

Дата: 21.05.2016

		

Теоретико-правовые аспекты ценообразования

§1. Теоретические аспекты
ценообразования

1.1 Роль и значение цены в
рыночной экономике

В директивно управляемой
(планово-административной) экономике цены использовались как внешний регулятор,
инструмент воздействия на экономические процессы со стороны государства: они являлись
объектом планирования и устанавливались централизованно государственными органами;
были едины в масштабах страны, постоянны и менялись только по решению правительства;
уровень цен был оторван от реальной стоимости товаров и от мировых цен. Таким образом,
цена занимала второе место после плана и выполняла чисто расчетные функции, служила
инструментом учета, так как само государство определяло уровень цен и контролировало
динамику их изменения.

Цена – элемент,
присущий экономике любого типа, основанной на товарно-денежных отношениях, так как
опосредствует их, но формируются и действуют цены в различных системах по-разному.
Так как цена является одним из рычагов управления процессами, протекающими в экономике,
то она тесным образом связана с типом хозяйствования – методология ценообразования,
свойства, функции и виды цен соответствуют механизму функционирования системы управления.

В рыночной системе хозяйствования
каждое предприятие и его собственники самостоятельно принимают все производственные
и экономические решения: что, где, когда и сколько производить, кому, по какой цене
и на каких условиях продавать. Связи между предприятиями свободные, поэтому трудовые,
материальные и финансовые ресурсы (являясь частью совокупных ресурсов общества)
включаются в производственный процесс собственниками предприятий, соответственно
они сами несут ответственность за все принимаемые решения и действия. Механизм регулирования
деятельности предприятий базируется на использовании экономических методов, таких,
как финансово-кредитная система, налоговая, таможенная, инвестиционная и бюджетная
политика, поэтому рыночная экономика требует совершенно иного ценообразования: принципы
и модели цен здесь качественно другие – цена играет главную структуроопределяющую
роль, является основным звеном системы рыночного саморегулирования и характеризуется
следующими моментами.

Категория цены
является одним из наиболее сложных экономических понятий, вызывающих споры среди
экономистов, и до настоящего времени среди них нет единства по этому вопросу. В
экономической теории выделяются два основных направления познания экономической
природы цены: марксистское, признающее, что в основе цены лежит стоимость, и австрийское
(маржинальное), считающее, что базой цены является полезность товара.

В основе первой
лежит теория стоимости, основоположниками которой являются У. Петти, А. Смитт и
Д. Рикардо. Теория стоимости была развита и получила наиболее полное воплощение
в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. В соответствии с ней в основе цены лежит стоимость
товара, определяемая трудовыми затратами на его производство. Так как невозможно
количественно измерить стоимость в ее трудовом восприятии, то вводятся такие понятия,
как абстрактный и конкретный труд, общественно необходимые затраты труда. По Марксу
необходимо различать две стороны труда – стоимость как выражение заложенного в товаре
абстрактного труда и потребительная стоимость, как вещное выражение результатов
труда. Здесь возникает противоречие: с одной стороны, товар – это выражение труда,
а с другой – полезная вещь, «ценность». Но на рынке покупатель платит одну цену,
а не две – по затратам и по результатам. Рыночная цена как бы объединяет эти два
фактора, несмотря на их противоречия. Как именно оно разрешается, К. Маркс и Ф.
Энгельс не объяснили. Советская политэкономия безоговорочно приняла закон стоимости
как закон затрат и использовала его как основу практики ценообразования в Советском
Союзе. Исходя из этой концепции во всей экономической литературе давалось следующее
определение: цена есть денежное выражение стоимости товара. Практическая связь между
ценой и стоимостью осуществлялась на основе затратного принципа, в рамках которого
величина цены определялась путем суммирования затрат всех факторов производства
в денежном выражении (издержек) на единицу товара, к которой прибавлялась определенная
величина прибыли. Стоимостной подход к определению цены имеет ряд недостатков:

все затраты признаются
необходимыми уже на стадии производства товаров;

не учитывается
ценность товара для потребителей;

невозможно определить
цену товаров, продукции, не являющихся предметами труда;

категории стоимости
и труда носят абстрактный характер и неприменимы для оценки конкретного товара.

Маржинальная теория
цены противостоит марксистскому подходу, в рамках нее цена – это форма выражения
ценности благ, проявляющаяся в процессе обмена на рынке. В маржинальной теории различают
два направления: субъективное маржинальное и неоклассический синтез.

Родоначальники
субъективной маржинальной теории (У. Джевонс, К. Менчер, Л. Вальрас) выделили в
качестве основы цены категорию «полезность», определяемую как меру предпочтения,
отдаваемого потребителем конкретному товару из предлагаемого ассортимента на рынке.
Базой цены здесь выступает предельная полезность, означающая прирост единицы продукции
и определяемая по формуле (1.1):

Теоретико-правовые аспекты ценообразования (1.1)

где Пп– предельная полезность;

ΔП– прирост величины полезности;

В– прирост объема производства.

1.2 Основные принципы
маржинальной теории цен:

1. Рассмотрение
спроса и предложения как равнозначных ценообразующих факторов. При этом для объяснения
закономерностей формирования предложения были взяты категории из трудовой теории
факторов производства, а идеи теории предельной полезности использованы для пояснения
формирования потребительского спроса.

2. Достижение
равновесия на рынке, в результате чего рыночная цена является ценой равновесия.

3. Учет и анализ
соотношения спроса и предложения, их взаимосвязь с ценой в условиях чистой конкуренции:
рост спроса и падение предложения при уменьшении цены и снижение спроса и рост предложения
при ее увеличении.

В этой конструкции
цена тяготеет к денежным издержкам, но эти издержки не связаны со стоимостью в марксистском
понимании, а сами определяются соотношением спроса и предложения на те факторы производства,
которые образуют издержки.

1.3 Неоклассическая теория

Неоклассическая теория в лице ее основателя Альфреда Маршалла предложила свой
взгляд на цену и ценообразование. Подход Маршалла является синтезом классического
и маржиналист-ского подхода к цене. Маршалл исходил из того, что Рикардо и Бем-Баверк
сосредоточили свое внимание на различных сторонах одного и того же процесса — формирования
ценности.

Согласно выработанному неоклассической теорией подходу цена товара определяется
двумя принципами: предельной полезностью и издержками производства. Цена, которую
покупатель согласен уплатить за товар, обусловливается степенью полезности товара.
Цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства товара.
Цены формируются не посредством их «усреднения», а в ходе своеобразного компромисса
между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса и со
стороны предложения. Это два взаимодействующих между собой принципа цены. Маршалл
писал: «Принцип «издержек производства» и принцип «конечной полезности», без сомнения,
являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения, каждый
из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц».

Спрос — это
количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период
времени при всех возможных ценах на этот товар.

В условиях рынка действует
так называемый закон спроса, суть которого
можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на
товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже
величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта
дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены
товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара.
Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится
заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

Понятие «спрос» отражает желание
и возможность приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствует
и спрос. Например, у некоего потребителя есть желание приобрести автомобиль за 15
тыс. долл., однако он не располагает такой суммой. В данном случае есть желание,
но нет возможности, поэтому спрос на автомобиль со стороны данного потребителя отсутствует.
Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

• при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения
цен;

• для некоторых редких и дорогих товаров, покупка
которых является средством накоплен ия (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные
изделия и т.п.);

• при переключении спроса на более новые и качественные
товары (например, с пишущих машинок — на домашние компьютеры; снижение цен на пишущие
машинки не приведет к повышению спроса на них).

Изменение количества товара,
которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара
называют изменением величины спроса. На рисунке графически изображена зависимость
между ценой костюма и величиной спроса на него в магазине. Изменение величины спроса
— это движение по кривой спроса.

Теоретико-правовые аспекты ценообразования

Рис.1 График спроса: Р— цена; Q — величина
спроса

Если цена костюма снизится
с 2 тыс. до 1 тыс. руб., то величина спроса на него возрастет с 200 до 400 шт. ежедневно.
И наоборот.

Однако цена является не единственным
фактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар.
Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, называют изменением спроса. Все другие факторы (так называемые неценовые)
воздействуют как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения спроса.

К неценовым факторам относятся:

• изменения в доходах населения. Если доходы населения
растут, то у покупателей возникает желание приобретать больше товаров вне зависимости
от цен на них. Например, растет спрос на высококачественные одежду и обувь, товары
длительного пользования, недвижимость и т.п.;

• изменения в структуре населения. Например, увеличение
рождаемости приводит к росту спроса на детские товары; старение населения влечет
за собой увеличение спроса на лекарства, предметы ухода за пожилыми людьми;

• изменение цен на другие товары. К примеру, повышение
цен на говядину может привести к росту спроса на продукт — заменитель — свинину
и т. п.;

• изменение вкусов потребителей, изменения моды,
привычек, а также другие факторы, не связанные с ценой.

Теоретико-правовые аспекты ценообразования

Рис.2

На графике влияние неценовых факторов на спрос; может быть изображено как
сдвиг кривой спроса вправо (рост опроса) или влево (снижение спроса)

Предложение — это
количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный
промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.

Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях
количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже
цена, тем ниже величина его предложения.

На рис. графически изображена
зависимость между ценой товара и его количеством, которое продавцы готовы предложить
на продажу. Движение вдоль кривой предложения называют изменением величины предложения.

Теоретико-правовые аспекты ценообразования

Рис.3 График предложения:P—цена; О—величина предложения

Как видно из приведенного
графика, если цена костюма повысится с 1 тыс. до 2 тыс. руб., то количество предлагаемых
костюмов увеличится с 200 до 400 шт. ежедневно. И наоборот.

Помимо цены на предложение
оказывают воздействие и неценовые факторы, среди которых можно выделить следующие:

• изменение издержек фирмы. Снижение издержек
в результате, например, технических нововведений или снижения цен на сырье и материалы
приводит к росту предложения. Увеличение издержек вследствие повышения цен на сырье
или введения дополнительных налогов на производителя вызывает уменьшение предложения;

• изменение количества фирм в отрасли. Их увеличение
(уменьшение) приводит к росту (сокращению) предложения;

• природные катастрофы, войны.

На графике влияние неценовых
факторов на предложение может быть изображено как сдвиг кривой предложения вправо
(рост предложения) или влево (сокращение предложения). В данном случае говорят об изменении предложения.

Теоретико-правовые аспекты ценообразования

Рис. 4. Влияние неценовых факторов на предложение: S — первоначальное
предложение: S1 — возросшее предложение; S2 — уменьшившееся предложение

Равновесная (рыночная) цена устанавливается
под воздействием опроса и предложения. На рис. 5 представлен график равновесия.
При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а
также желание и готовность продавцов его продать совпадают.

Теоретико-правовые аспекты ценообразования

Рис.5 Равновесие на рынке: Р— равновесная цена; Q — равновесный объем продаж

Равновесие означает, что все покупатели, которые
могут и хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы,
которые желают и готовы продать товар по цене Р, продадут его. При этом на рынке
не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.

Что произойдет, если цена
повысится и станет равна Р1?. В этом случае желания продавцов и покупателей
не совпадут. Покупатели при такой цене будут готовы приобрести товар в количестве Q1 а продавцы захотят предложить его в количестве Q2. Продукция в объеме Q2 — Q1 представит собой излишек на рынке, который
не будет куплен. Как поступят продавцы? Для того чтобы продать излишки, они предоставят
покупателям скидки, цена начнет падать до тех пор, пока не установится на уровне
Р.

Аналогичная картина создастся,
если цена окажется ниже равновесной, т.е. будет равна Р2Несовпадение
интересов продавцов и покупателей выразится в возникновении дефицита товара в объеме Q1 — Q2 . Желающие
купить недоступный товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не поднимется
до уровня цены равновесия Р.

На рынке действует закон рыночного
ценообразования, который состоит в следующем:

1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при
котором спрос равен предложению.

2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет
изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая
новому состоянию спроса и предложения.

1.4 Рыночный механизм спроса и предложения

Как действует рыночный механизм
спроса и предложения? Что произойдет, если спрос на какой-либо товар изменится в
результате влияния неценовых факторов? Предположим, что спрос на некий товар А повысился,
так как этот товар стал более модным.

Повышение спроса на графике
(рис. 6) отразится как сдвиг кривой спроса вправо (из положения D в положение D1). В результате установится новая равновесная цена P1, которая выше цены первоначального равновесия
Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет
новых продавцов к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения.
Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1).Результатом
подобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q2). Такие изменения на рынке происходят постоянно,
поэтому понятие равновесной цены может быть применимо только к данному конкретному
моменту.

Теоретико-правовые аспекты ценообразования

Рис.6 Спрос, предложение, цена

ценообразование
рынок маржинальный правовой

§2. Правовые аспекты ценообразования

Под ценообразованием понимают процесс образования, формирования цен на товары
и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом,
относящимися ко всем товарам. Различают две основные системы ценообразования: рыночное
ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное
государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.

Механизм ценообразования в экономической литературе раскрывается, например,
через регулируемую цену (цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном
воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер). Иными
словами, в данном случае речь идет о правовом регулировании ценообразования, поскольку
какое-либо воздействие на цену того или иного товара на рынке государство осуществляет
через нормы права. При этом регулируемые государственные цены применяются всеми
организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Правовые основы современного, рыночного государственного регулирования цен
были заложены Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации
цен». В настоящее время они определяются следующими актами: Указом Президента
РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования
цен (тарифов)« и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 »О
мерах по упорядочению государственного регулирования цен». В эти акты неоднократно
вносились изменения и дополнения. Данными актами определена государственная ценовая
политика. Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении
государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных
закупок и на ряд социально значимых товаров и услуг. Регулируемые государственные
цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм
и форм собственности.

Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ. Например,
Постановлением Правительства Москвы от 27 октября 1995 г. № 893 принята «Концепция
ценовой политики на территории г. Москвы».

Следует отметить, что в настоящее время государственная ценовая политика определяется
следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 «О мерах
по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением
Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного
регулирования цен» и др.

Государственное регулирование цен, как элемент государственного регулирования
экономики, осуществляется в сфере естественных монополий и в отношении социально
значимых товаров и услуг. Кроме того, к мерам экономического (косвенного) регулирования
ценообразования принято относить льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные
дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет (должна
позволить) снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень
цен.

Политика ценообразования является частью экономической и социальной политики
любого государства. Для ее осуществления органы государственного управления используют
следующие рычаги:

— налоговую и финансово-кредитную политику, включая установление ставок налогов
и налоговых льгот, цен и правил ценообразования, дотаций, экономических санкций
и лицензий, социальных и экологических норм и нормативов;

— научно-технические, экономические и социальные государственные и региональные
программы;

— государственные заказы на производство продукции, выполнение работ и услуг
для государственных нужд.

При этом государство может влиять на процесс ценообразования тремя способами:

— назначать фиксированные цены (вводить государственные прейскурантные цены,
например, на электроэнергию, железнодорожные тарифы, жилищно-коммунальные услуги,
проезд в общественном транспорте), замораживать цены, фиксировать цены предприятий-монополистов;

— определять правила, в соответствии с которыми предприятия сами назначают
регулируемые государством цены (установление предельного уровня цен отдельных видов
товаров; регламентация основных параметров цены, таких как прибыль, скидки, косвенные
налоги и т.д.; определение предельного уровня разового повышения цен конкретных
товаров);

— устанавливать рыночные правила игры, т.е. вводить ряд запретов на недобросовестную
конкуренцию и монополизацию рынка (запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование
цен; запрет на демпинг).[1]

Таким образом, ценообразование подвержено как прямому, так и косвенному регулированию
со стороны государства, из чего следует, что ценообразование есть определенная деятельность,
опосредующая механизм функционирования цены. При этом ценообразование есть процесс,
подлежащий регламентированию, организации и в какой-то степени планированию. Данное
положение позволяет определить ценообразование как специфический вид отношений с
особым объектом — ценой.

В рассматриваемом аспекте достаточно убедительным аргументом, подтверждающим
функционирование цены и ценообразования в правовом поле, является действующее законодательство.

Статья 424 Гражданского кодекса РФ[2] «Цена»
не дает определения данному понятию, а указывает на то, что исполнение договора
оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом
случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или
регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного
самоуправления. Обратим внимание, что указанная статья определяет прежде всего особенности
современной практики ценообразования, отражающие рыночные отношения, а также роль
государства в указанной сфере. Следовательно, можно говорить о соответствующих функциях
государства в рыночной экономике. Если данный вопрос рассмотреть с позиции общей
теории права, то ценообразование есть элемент внутренней функции государства (экономической),
наравне с такими, как экологическая, функция развития культуры, науки и образования.
При этом, как известно, функции осуществляются в определенных формах и при помощи
специальных методов.

Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» (в ред. от 26.06.2007)
определяет нормативную цену земли. В ст. 25 названного Закона нормативная цена земли
— показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения,
исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения
нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.О цене
упоминается и в ст. 103 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
где указано, что цена иска определяется:

1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы;

2) по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного
документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке,
исходя из оспариваемой денежной суммы;

3) по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;

4) по искам об истребовании земельного участка, исходя из стоимости земельного
участка.

В ст. 52 «Цены и ценообразование в области культуры» в Основах законодательства
Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 23.07.2008)
указано на то, что цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на
билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.

Статья 40 Налогового кодекса РФ «Принципы определения цены товаров, работ
или услуг для целей налогообложения» также не содержит определения цены. В
данной статье указано, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ
или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается,
что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Следует заметить, что к разновидностям цен законодатель относит тарифы, расценки,
ставки. Этим обстоятельством подтверждается распространение категории «цена»
и на различные сферы деятельности хозяйствующих субъектов.

Цена, по мнению цивилистов, как правовая категория представляет собой окончательно
определенное сторонами условие договора, характеризующее в денежном выражении ценность
и стоимость объекта гражданских прав. Цена обладает сложной объективно-субъективной
природой и формируется в результате взаимодействия ценности и стоимости. Ценность,
участвуя в ценообразовании, воплощает в себе потребительскую сторону цены, в то
время как стоимость — производственную. Таким образом, раскрытие содержания ценообразования
и цены в определенном смысле необходимо связать в том числе с их субъективной природой,
а именно с психологией конкретного субъекта, в частности, потребителя. Однако в
рамках государственного регулирования ценообразования не всегда учитываются интересы
потребителя, о чем свидетельствуют, например, изменения ставки транспортного налога,
тарифов ЖКХ и др.

Цена — объект правоотношения. В одних случаях это элемент договора, условие
реализации соглашения сторон договора. В других — объект публичных правоотношений
(правоотношений типа «власть и подчинение»). Следовательно, акцентировать
внимание исключительно на гражданско-правовом аспекте функционирования цены является
недостаточным.

Цена является также категорией финансового права. Так, например, актуальность
проблемы определения цены, ее разновидности — ставки в системе регулирования ценообразования
государством наполняется новым содержанием в механизме установления налоговой ставки
как обязательного элемента налога. Особенности установления налоговой ставки отражаются
в высказывании французского просветителя и философа Ш. Монтескье: «Ничто не
требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают,
и той, которую оставляют им»[3]. П.М. Годме
справедливо подчеркивал, что налоговая ставка должна позволить учитывать все, что
оказывает влияние на имущественное положение налогоплательщика: личное положение
налогоплательщика, характер объекта обложения, размер обложения, все это должно
приниматься во внимание при установлении налоговой ставки.[4] Налоги и
сборы, а также иные фискальные платежи воздействуют на финансовую политику хозяйствующих
субъектов, тем самым отражаются в цене производимых товаров. Так, на уровень цен
особенно сильно воздействуют налог на добавленную стоимость и акцизы.

Анализ экономической литературы указывает на то, что любая цена включает в
себя определенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав элементов
может меняться, пишут авторы учебника «Цены и ценообразование».[5]

Одним из основных элементов цены является себестоимость. В целом определение
себестоимости сводится к тому, что себестоимость — это выраженные в денежной форме
затраты на производство и реализацию продукции. Уровень цены, а также регламентация
состава затрат, включаемого в себестоимость, регулируется следующими нормативными
актами: Приказом Минэкономики РФ от 01.10.1997 N 118 «Об утверждении Методических
рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»[6]; нормативными
актами, регулирующими механизм отраслевых затрат по производству и реализации работ
и услуг, например, Постановлением Правительства РФ от 29.06.1993 N 513 «Об
изменении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) акционерных
обществ энергетики и электрификации»[7], Отраслевыми
особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции на предприятиях
лесопромышленного комплекса» (утв. Минэкономики РФ 19.10.1994), Приказом ГКФТ
РФ от 08.06.1998 N 210 «Об утверждении особенностей состава затрат, включаемых
в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью»[8] и др.

Прибыль также является важнейшим элементом цены. Прибыль — это форма дохода,
полученного после того, как товар будет реализован по установленной цене. После
уплаты налогов в распоряжении хозяйствующего субъекта остается чистая прибыль. При
фиксированных ценах размер реализуемой прибыли зависит от динамики себестоимости.
Именно в этой связи с себестоимостью прибыль характеризует экономическую эффективность
производства, рост ее увеличивает доходы предприятий и государственного бюджета.[9]

На уровень цены определенное влияние оказывают посредники (хозяйствующие субъекты,
занимающиеся торгово-закупочными, посредническими, заготовительными и иными услугами),
что обусловливает в структуре цены наличие наценок, надбавок, в некоторых случаях
скидок.

Особое место в составе цены занимают налоги. Как известно, налоги являются
основным источником формирования государственной казны. Указанным обстоятельством
опосредована связь цены-ценообразования с государством. Правовая форма данной связи
позволяет в ценообразовании выделить еще один аспект: императивный, поскольку государство
самостоятельно организует, устанавливает и регулирует механизм налогообложения в
стране.

Содержание ценообразования проявляется в его функциях, которые, в свою очередь,
тесно взаимосвязаны с функциями цены. В экономической литературе выделяют следующие
функции цены:1) измерительную. Как пишут экономисты, благодаря цене удается измерить,
определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить
за проданный товар;

2) соизмерительную функцию, которая позволяет сопоставить ценности разных
товаров;

3) учетную функцию, с помощью которой исчисляются все стоимостные показатели;4)
информационную функцию, которая позволяет реализовать процесс прогнозирования, планирования,
анализа и принятия рациональных и эффективных решений;

5) стимулирующую функцию. С одной стороны, цена поощряет производителя тем,
что от нее (цены) зависит прибыль. Сдерживающее воздействие цены сказывается на
выпуске и потреблении отдельных товаров (услуг);

6) перераспределительную функцию. Данная функция означает, что с помощью цен
осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода
между отраслями экономики, различными формами собственности, регионами страны, различными
социальными группами населения.

Особое место, определяющее сущность ценообразования, должно отводиться контрольной
функции ценообразования. Данная функция наиболее полно отражает влияние государственного
воздействия на цены, что особенно ярко демонстрирует правовую форму регулирования
ценообразования.

Таким образом, можно заключить, что на ценообразование воздействует большое
количество различных факторов. Ценообразование, с одной стороны, является «зеркалом»,
отражающим состояние экономики в стране, с другой стороны — наглядно показывает
роль государства и степень его участия в регулировании ценообразования, что, несомненно,
свидетельствует о большом значении права в системе функционирования цен.


[1]
Центр креативных технологий // Воздействие государства на механизм
ценообразования в условиях рыночной экономики // http://www.inventech.ru/lib/pricing/pricing — 0121/

[2]
Гражданский кодекс РФ

[3]
У истоков финансового права / Под ред. А.Н.
Козырина. М., 1998. С. 137.

[4]
Годме П.М. Финансовое право. М., 1978. С. 396 —
397.

[5]
Цены и ценообразование: Учебник / Под ред. В.Е.
Есипова. СПб., 2002. С. 223.

[6]
Экономика и жизнь. 1997. N 49 — 52. 1998. N 2

[7]
Собрание актов Президента и Правительства РФ.
05.07.1993. N 27.

[8]
Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. 07.09.1998. N 22.

[9]
Цены и ценообразование: Учебник / Под ред. В.Е.
Есипова. СПб., 2002. С. 228.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий