Виды политики

Дата: 21.05.2016

		

Виды политики

ПОЛИТИКА происходит от греч. polis — город- государство и
прилагательного от него — politikos: все, что связано с городом, —
государство, гражданин и пр. — организационная и регулятивно-контрольная
сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической,
идеологической, правовой, культурной, религиозной. Термин Политика получил
распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении
и правительстве, названного им «Политика». Вплоть до кон. XIX в.
Политика традиционно рассматривалась как учение о государстве, т.е.
власти институционального, государственного уровня. Однако уже в Новое
время развитие политической мысли и представлений о государстве привело к
выделению наук о государстве и их обособлению от политической
философии и политической науки. Представление о политике значительно
расширилось, и понимание политики стало весьма сложной проблемой, во
всяком случае, оно оказалось предметом самых различных толкований. В
настоящее время можно выделить не менее четырех основных толкований
политики:
1) как отношения, включающего согласие, подчинение, господство,
конфликт и борьбу между классами (В.И. Ленин), группами и людьми
(внутренняя политика) и государствами (внешняя политика). В основе такого
понимания политики лежат представления об общении людей, их
взаимодействии, совместном решении ими их общих дел, понимаемых как
дела государства (Аристотель), а также об отношениях к обществу власти
(т.е. государства) и между властями (государств друг к другу) — в
средневековой традиции и проблематике Возрождения и Нового времени. Акцент
на борьбе, тоже весьма древний, был усилен в марксизме и у Ленина, в
частности, идеей классовой борьбы как движущего начала истории.
Новое и более философское обоснование эта концепция политики получила в
XX в. в теории конфликтной природы политики у К.Шмитта и Ж.Френда.
2) Логически вытекающее из первого понимания отождествление
политики с другими политическими явлениями, такими, как господство,
власть, а следовательно, и государство (о чем и шла речь выше); средства
политики -та же власть, насилие, язык и языковые структуры, речь
и символика и т.п.; деятельность — управление, организация, контроль
и пр.; знание, умение (Платон и современные технократические
концепции); жизнедеятельность (у Аристотеля наиболее органическое
представление о природном свойстве человека заниматься совместно с другими
людьми их общими делами).
3) Объяснение через функции (функциональное) — управления,
поддержания порядка, сохранения внутреннего и внешнего мира или, наоборот,
ведение войны, контроль общества и человека и т.д. и т.п. Перечисление
функций политики ради ее, возможно более полного, определения (как и ее
задачи, хотя сама по себе П. не может иметь их, поскольку решение
политических задач опосредовано наличием действующих ради этого сил,
направлений, власти, которая и решает их) не имеет ни конца, ни,
следовательно, смысла.
4) Объяснение политики через ее цели (телеологическое от греч. teleos
— цель), т.е. определение путем еще более бесконечного и
малосодержательного перечисления, чем функциональное толкование, к тому же
очень близкое к нему и по сути своей чрезмерно конкретное. Всем этим
толкованиям присущи многие общие и их собственные недостатки: они не
конечны, и сами нуждаются в дальнейших определениях, особенно
тождества, которые не столько определяют, сколько замещают политику; они
часто неспецифичны для нее — как, например, деятельность, средство,
отношение, конфликт, борьба, решение задач; наличие функций и целей
может определять любое другое смежное общественное явление — право,
идеологию, мораль, экономику и т.п.; многие определения не просто и не
только взаимосвязаны, но и пересекаются, иногда многократно, например,
власть как бы тождественна политике и в то же время она и деятельность,
и средство, и цель, и, наконец, функция политики; отпадают, далее, самые
слабые определения — через средства, цели и др. Решение проблемы
наметил уже К.Шмитт, ее усовершенствовали современные
исследователи. Оно состоит в выделении самой политики ее универсальной
абстрактной сущности -ее принципиального начала, что избавляет от
частных, неполных, чересчур конкретных определений и перечислений и
позволяет выработать обобщенную емкую формулу, определяющую ее
сущность , и отдельно собрать ее конкретные виды, формы и проявления
(много разных политик — внутренних, внешних, мирных, силовых и т.д. и
т.п.), относительно которых возможны соответствующие частные
определения, справедливые и по отношению к более общим трактовкам
политики.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА — деятельность государства на международной арене,
регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической
деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными
организациями, всемирными и региональными международными организациями.
В.п. опирается на экономический, демографический, военный, научно-
технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних
определяет возможности В.п. деятельности государства на тех или иных
направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации В.п. целей.
Формой традиционного осуществления В.п. является установление
дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и
даже объявление войны при обострении отношений с бывшими партнерами) между
государствами; открытие представительств государства при всемирных и
региональных международных организациях или членство государства в них;
сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими
партиями и другими общественными организациями; осуществление и поддержание
на различном уровне эпизодических и регулярных контактов с представителями
государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не
имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в диалоге с
которыми заинтересовано по тем или иным причинам. Наличие устойчивых
каналов связи с зарубежными партнерами позволяет государству разнообразить
сочетание методов и средств В.п. деятельности: осуществление регулярного
обмена информацией, обмен визитами на разных уровнях; подготовка и
заключение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому
спектру вопросов, включая договоры и соглашения конфиденциального и
секретного характера; способствование развитию возможностей внутри — и
внешнеполитической деятельности одних государств и блокированию аналогичных
возможностей других (по тем или иным направлениям); подготовка и
осуществление частичной или полной блокады; подготовка к войне и
обеспечение благоприятной для ведения военных действий В.п. обстановки и
т.д.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА — совокупность направлений экономической,
демографической, социально-интеграционной, социально-культурной,
репрессивной и т.д. деятельности государства, его структур и институтов,
ориентированных на сохранение или реформирование существующего социально-
политического строя. В осуществлении целей В.п. государство использует
широкий спектр средств: закрепление существующих отношений собственности
либо их трансформацию на своей территории; налоговые рычаги и льготы;
создание социально-престижных и социально-непрестижных общественных
статусов экономическими, пропагандистско-идеологическими и репрессивными
средствами; регулирование занятости путем создания рабочих мест в
государственном секторе экономики; направленная организация социального
воспитания, общего и специального образования; мероприятия в сфере
здравоохранения и спорта; организация розыско-следственной, судебной и
пенитенциарной системы; регламентация службы реадаптации лиц, замеченных в
девиантном поведении и т.д. фундаментом В.п. является соотношение социально-
экономических укладов, сложившееся на данном этапе развития общества, и
производное от него соотношение господствующих в обществе классов и других
общественных групп, определяющее приоритетность целей, выбор методов и
средств, степень удовлетворенности промежуточными результатами
внутриполитического развития.

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА — часть общей политики определенных социальных сил и
специально созданных ими институтов власти, направленная на подготовку и
использование (преднамеренное или вынужденное, военное или невоенное)
средств вооруженного насилия для достижения тех или иных классовых,
национальных или общечеловеческих целей; для ведения войны или
противодействия. В относительно самостоятельную отрасль деятельности В.п.
выделилась на рубеже XVIII — XIX вв. В настоящее время в международной
практике установился взгляд на В.п. как на одну из специфических частей
(или направлений) в системе общей политики государства. В.п. нельзя отнести
только к внешней или только к внутренней политике. Она имеет двойное
вхождение. Внутренняя сторона этой политики связана с созданием средств
вооруженного насилия и их возможным использованием в разрешении
внутригосударственных конфликтов. Внешняя сторона охватывает всю
деятельность по использованию (военному или невоенному) силовых средств
политики в межгосударственных отношениях. В.п., как ни одна другая, тесно
взаимодействует со всеми (точнее, почти со всеми) разновидностями политики.
В условиях войны это взаимодействие носит характер глубокой и
всепроникающей интеграции. Наиболее тесно и очевидно В.п. взаимодействует с
экономической, социальной, научно-технической, а также с политикой в
области духовной жизни общества. Поэтому В.п. следует отнести к разряду
комплексных, синтезированных разновидностей политики.

ГЕОПОЛИТИКА — одно из фундаментальных понятий теории международных
отношений, характеризующее место и конкретно-исторические формы воздействия
территориально-пространственных особенностей положения государств или
блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные
международные процессы. Исторически становление Г. связано с исследованием
роли географического фактора в жизни общества, прежде всего с концепциями
географического детерминизма.
Основные пространственно-географические особенности государств
преломляются в концепциях пропорционального развития сухопутных, надводных
и подводных военно-морских сил (а также транспортного флота большого и
малого каботажа), морских и воздушных сил береговой охраны, военно-
воздушного, транспортно-воздушного и авианосного флотов с соответствующим
техническим и иным обеспечением. Программы военного ракетостроения и
военные аспекты космических программ планируются с учетом географического
положения, состояния и пропорции вооружений потенциального противника и
обычно учитывают геополитический профиль тех или иных видов противостоящих
им вооружений.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — политика, направленная на охрану и
оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и
возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие социосферы,
обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность
человека. Экология долгое время была предметом изучения естественных наук,
первоначально — биологических, затем географических. В настоящее время она
становится сферой повышенного интереса политики. Возрастает значение
антропогенных (от греч. anthropos — человек и genes -рождающий) факторов,
обусловленных различными формами влияния деятельности человека на отдельные
компоненты и природу в целом. Основная задача экологии человека —
определение места человека в изменяющихся условиях окружающей среды. Ареал
человеческой деятельности постоянно расширяется, включая в последнее время
глубины океанов и космическое пространство. Взаимодействия природы и
общества в их диалектическом единстве и борьбе — предмет исследования
социальной экологии. В ходе научно-технической революции неизмеримо
усиливается влияние производственной деятельности на экономику: состав
атмосферы мирового океана, водоемов суши, тепловой режим планеты, фон
радиоактивности и т.п. Это нередко приводит к нарушениям экологического
равновесия. Отрицательные последствия антропогенных воздействий на
экономику в глобальном масштабе столь внушительны, что они приводят к
возникновению глобального экологического кризиса. Его проявлениями являются
изменения, угрожающие естественной основе жизни человека и негативно
воздействующие на развитие общества: опасность изменения генетического
фонда, недостаточная энергетическая, минерально-сырьевая и
продовольственная обеспеченность развития, демографический дисбаланс,
загрязнение окружающей среды растущими токсическими отходами и др. В связи
с этими глобальными негативными явлениями, их масштабом, нарастанием
динамизма и остроты, комплексным характером возникает опасность
перерастания эколог, кризиса в экологическую катастрофу, ведущую к гибели
нашей цивилизации. Перед человечеством встает общая задача — поиск путей
выхода из нарастающего экологического кризиса, обеспечения экологической
безопасности. Защита человека, экологический императив его выживания,
вобравший в себя множество забот и проблем, в т.ч. социально-экономических
и политических, составляет суть экологизации политики.
[pic]

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий