Теневая экономика: основные положения, отражение в системе национальных счетов

Дата: 21.05.2016

		

Академия бюджета и казначейства Минфина РФ

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

КАФЕДРА «СТАТИСТИКА»

Курсовая работа

по дисциплине «СТАТИСТИКА»

Тема: «Теневая экономика: основополагающие концепции, определения,
отражение в системе национальных счетов»

Выполнил:

Студент Ходов Александр Дмитриевич

Группа 2У3

Научный руководитель: к. э. н., зав.
кафедрой, доцент

Ларионова Елена Игоревна

Москва 2011

Содержание

Введение

1. История и периоды развития

2. Причины возникновения и условия
формирования

3. Понятие теневой экономики

Сферы теневой экономики

Виды теневой экономики

4. Влияние теневой экономики на
экономику страны

Стабилизирующее влияние теневой экономики

Дестабилизирующее влияние теневой
экономики

Сравнение влияний

5. Теневая экономика и налогообложение

Способы уклонения от налогов

Проблемы коррупции

Проблемы оффшоров

6. Отражение в СНС

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Теневая экономика является очень трудным для исследования и изучения
предметом; это явление, которое относительно легко обнаружить, но невозможно точно
измерить и изучить, так как практически вся информация, является конфиденциальной
и обнародованию не подлежит.

«Теневая экономика» существовала еще в древние времена
в разных странах. Коррупция разного рода зафиксирована летописцами древности в Египте,
Китае, Персии, Греции, Риме и Индии, а также в ряде Европейских стран в периоды
с XV по XIX века.

Теневая экономика — одна из самых насущных проблем современной
России и всего мира, в том или ином виде она имеет место во всех странах, движется
и видоизменяется на протяжении столетий.

Россия переживает неоднозначный этап своей истории, характеризуемый
огромным по масштабам процессом коренного реформирования политической и экономической
системы. Достигнуты вполне реальные результаты экономического изменения: во многом
сформированы экономическая инфраструктура и рыночные механизмы стимулирования и
регулирования производства, полностью уничтожено такое понятие, как товарный дефицит,
сальдо внешней торговли на протяжении длительного периода положительное.

Вместе с тем создание рыночной системы отношений вызвало к жизни
ряд отрицательных явлений и процессов. Одним из них является развитие до огромных
масштабов теневой деятельности, влияние которой на экономику страны постоянно усиливается.
Теневая экономика состоит из весьма многообразных видов экономической деятельности,
которые оказывают абсолютно различное влияние на экономику страны в целом и на ее
экономическую безопасность.

Главные показатели российской теневой экономики следующие: уклонение
от уплаты налогов, трансферт капитала за рубеж, «двойная» бухгалтерия,
бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция.

Теневая экономика не исчезла и в начале 21 века, а наоборот,
ее роль существенно возрастает в современном глобализирующемся мире.

90е годы стали этапом напряженно вспыхнувшего в России научного
и общественного внимания к явлению теневой экономики. Сама по себе теневая экономика
не является вновь возникшей проблемой.

В современном литературном мире, особенно в публицистике, в понятие
теневой экономики вкладывают разные значения. К теневой экономике относят все виды
экономической деятельности, которая по каким-то причинам не учитывается государственной
статистикой и, как следствие, не включается в ВВП.

Теневая экономика как предмет изучения представляет в качестве
фактора влияния на обычные законные процессы экономики: формирование и распределение
дохода, торговля, инвестирование и экономический рост. Влияние теневой экономики
на экономику России настолько велико, что необходимость их досконального изучения
объективна. В первую очередь имеет значение история возникновения теневой экономики
в России.


1. История и периоды развития

Начало формирования советской современной теневой экономики связывают
с серединой 60-х — началом 70-х гг. Этот этап считается пиком взлета и подъема командно-административной
экономики. Именно с этим этапом связывают начало функционирования теневой экономики,
а точнее за счет использования собственности, принадлежащей государству, поскольку
первоначальное накопление капитала теневой экономики основано именно на разворовывании
государственной собственности. Расцвет командно-административной системы характеризовался
абсолютной централизацией системы управления экономикой, полным распределением экономических
благ между населением, что исключало возможность приписывания государственной собственности
частным лицам.

Получить сырье, материалы и помещения для организации теневого
производства можно было только от государственных структур, так как абсолютно все
средства производства являлись правительственными. Без их содействия организация
производства была невозможной. Существует теория, что способом получения данных
средств производства был подкуп государственных служащих и чиновников. Но для подкупа
необходимо наличие свободных денежных средств, чего не могло обеспечить накопление
при наемном труде в период командно-административной экономики.

Таким образом, теневая экономика могла возникнуть в период расцвета
командно-административной системы только при наличии источника средств производства,
то есть сырья, материалов, оборудования. В отличие от США, где для начала предпринимательской
деятельности необходимым условием является наличие первоначального капитала, в Советском
Союзе даже наличие свободных денежных, что уже маловероятно, не означало возможность
закупки необходимых материалов и начала производства.

Невозможность накопления стартового капитала одним лицом или
группой лиц по договоренности в этот период невозможен в связи с:

1. низкой заработной платой,

2. отрицательным отношением населения к индивидуальной трудовой
деятельности и предпринимательству (этому способствовала политическая установка
руководящей партии и соответствующая пропаганда)

3. разница между спросом и предложением, что вызывало не накопление
денег, а их полный обмен на товары.

Но даже если у группы лиц будет необходимая сумма свободных наличных
средств, то использованию их для подкупа помешал бы социально-психологический фактор.
В его основе лежит преданность и личная покорность, которые командно-административная
система навязывала и внедряла в общество. Неподчинение этим положениям грозило отторжением
от системы, а также от всего перечня благ, льгот, имущественных и материальных ценностей,
которыми система наделяла человека, занимавшего определенную должность. Именно стремление
сохранить должность, занимаемую позицию в иерархии системы гарантировало следование
каждым отдельным звеном своей линии поведения надежнее всяких законов и запретов.
Последствия нарушения были лучшим сдерживающим фактором против подкупа и вступления
чиновника в теневые отношения.

Поэтому можно сделать вывод, что теневая экономика непросто зародилась
внутри командно-административной системы, а была создана ей с определенными целями.
К концу 60х годов процесс создания материально-технической базы для индустриального
производства был полностью завершен, и командно-административная система столкнулась
с первыми признаками падения энтузиазма работников, так как производились в основном
средства производства, и население не могло в полной мере удовлетворять свои потребности.
Основной задачей пропаганды тогда стало внедрение идеи, что советские люди будут
жить лучше при коммунизме. Под этой установкой была определенная база — экономика
была развита индустриально, а имевшаяся товарная база кратно превышало свободные
денежные средства населения. Поэтому показателем роста народного благосостояния
партийным руководством считался рост объемов производства и заработной платы. Увеличение
заработной платы обеспечивалось стабильно, то ос объемом производства ситуация была
другой. Во-первых, отсутствие логичной пропорции между ростом заработной платы и
производительностью труда подорвали экономический характер стимулирования к труду.
Неликвидированные несоразмерности между производством собственно средств производства
и предметов потребления могли привести к реальному улучшению благосостояния людей
и привели к новым изменениям: денежная масса стала превышать товарную (в отличие
от начала 60х, когда ситуация была обратной), и этот разрыв постоянно увеличивался.
Именно в этот период стала формироваться свободная денежная масса на руках у населения,
которая в дальнейшем послужила средством приобретения продукции теневой экономики.

Для командно-административной экономики выход из сложившейся
ситуации был только в экстенсивном развитии. Это привело к сбоям в координации между
управленческими и производственными структурами, а в дальнейшем создало дефицит,
но уже не только предметов потребления, но и средств производства. Изначально дефицит
был искусственный, так как производимая продукция распределялась по регионам не
по потребностям, а по установке сверху. Как результат — переизбыток сырья и продукции
и одном регионе и недостаток в другом. Поскольку недостаток ресурсов и товаров можно
было восполнять только на внутреннем рынке, появляется система бартера, охватывающая
большую часть страны. Именно она дает возможность накопления материалов и сырья
для теневого производства.

Началом этой деятельности послужило также одобрение руководством
завышения результатов работы предприятий и сельскохозяйственного сектора. Например,
для выполнения принятых повышенных планов по сбору урожая, с одобрения районного
руководства, засевалась большая территория. В отчетах же указывалась меньшая посевная
площадь. Эти возможности могла также быть использованы для начала теневой деятельности.

Первоначально теневые отношения обеспечивали реализацию политической
установки на рост народного благосостояния, корректируя просчеты работы государственных
структур. В этом заключается основная особенность теневой экономики нашей страны.

Для сравнения, теневая экономика США развивалась в первую очередь
для удовлетворения незаконный потребностей населения (азартные игры, спекуляция
спиртным во времена сухого закона). В России же теневая экономика удовлетворяла
в первую очередь основные потребности человека в сферах пищевого производства, предметов
потребления, а теневой характер система приобретала из-за необходимости утаивания
источников сырья, материалов, а также создания видимости развивающегося государства.
Это было необходимо командно-административной системе для создания видимости благополучной
державы.

Также нередки случаи, когда теневые сделки проводились через
командно-административную систему. Например, основная часть уголовных дел в 70е
была возбуждена по фактам реализации теневой продукции через систему розничной торговли
государства. В первую очередь это связано с психологией поколения и недоверием большинства
к «левой» продукции. Помимо того, реализовать продукцию при условии полного
контроля системы над экономикой практически невозможно вне системы. Поэтому в большинстве
случаев товары поставлялись на государственные базы и рынки по подложным документам.

Таким образом, возникновение теневой экономики в нашей стране
основывалось на монополизации основных отраслей производства, централизованном распределении
материалов, сырья и оборудования. Главную роль сыграли представители управленческого
государственного аппарата различных звеньев, выступавшие в роли распределителей
и управляющих системой теневой экономики.

Таким образом, в специфике создания теневой экономики России
можно выделить ряд основных особенностей.

Первая особенность — взаимосвязь теневой и государственной экономики,
неразрывное их существование. Эта связь не нарушается и при смене государственного
строя. Наоборот, эти изменения дают еще больше возможностей для роста объемов и
масштабов теневой экономики.

Вторая особенность — упрощенный процесс кооперирования и сращивания
двух противоположных сфер, так как для производства продукции теневой экономики
используются средства государственных структур.

Третья особенность — наличие государственной спекуляции и государственного
рэкета. Это связано с завышением цен на товары импортного производства для продажи
населению и в то же время бесплатному их распределению среди представителей правящей
элиты. Коррупция выражается в постоянной необходимости подкупа должностных лиц для
получения официально необходимых документов или оказания услуг.

Четвертая особенность — наличие полулегальной деятельности в
сфере финансовых отношений, но в рамках закона. Например, из-за различий в законодательствах
России и Беларуси российские коммерческие банки и местные органы власти устремлялись
в банковскую систему Беларуси, где не было ограничений на размер паевого участия
государственных органов при коммерческих банков. В результате появляется возможность
повысить уставные капиталы.

Таким образом, из истории развития теневой экономики Советского
союза и в дальнейшем России можно увидеть, что это зона хозяйственной деятельности,
возникшая как регулятор недостатков централизованного планирования из-за недоразвитости
правовых норм и общей отсталости командно-административной системы от темпов жизни
и требований населения.

Каждое из определений раскрывает один из аспектов этого сложного
социально-экономического явления, каким выступает теневая экономика. Однако каждое
из них характеризует реальную угрозу экономической безопасности личности, общества
и государства.


2. Причины возникновения и условия формирования

Условиями возникновения современной теневой экономики являются
неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на экономику страны в целом, а также
на социальный аспект. Сюда относится кризис, инфляция, социальные обострения, дефицит
товаров и услуг, социальные волнения.

Основные группы факторов, способствующие развитию теневой экономики
в современном мире:

1. Экономические

мировой финансовый кризис и его неблагоприятные последствия для
экономики в целом

коррумпированность процесса приватизации

высокие налоговые ставки для бизнеса, вынуждающие предпринимателей
укрывать часть деятельности

деятельность незарегистрированных экономических субъектов, укрывающихся
от налоговых выплат

2. Социальные

высокий уровень безработицы и желание безработного населения
получить доход любым способом, независимо от его законности

низкий уровень социальных гарантий, практическое отсутствие страхования,
низкий уровень жизни в целом

совокупный доход распределяется между группами населения неравномерно,
слишком большие «ножницы» между богатыми и бедными

3. Правовые

отсутствие реальной борьбы с экономической преступностью

коррумпированность и бездеятельность правоохранительных органов

несовершенное и морально устаревшее законодательство

Развитию теневой экономике в банковской и финансовой сфере способствуют
следующие факторы:

1. Хозяйствующие субъекты обладают свободным доступом к наличным
средствам клиента, этот процесс ничем не контролируется.

2. До сих пор в России не предусмотрена административная и уголовная
ответственность организаций за несоблюдение условий работы с денежной наличностью
и проведением кассовых операций, включая:

1. За осуществление наличных расчетов с другими организациями,
если размер этих расчетов превышает установленные законодательством размеры

2. За несоблюдение условий, согласованных с кредитной организацией,
касаемо использования поступающей наличности в организацию, а также ее использование
без согласования с кредитной организацией

3. За препятствование проведению проверок кредитными организациями
по соблюдение установленного порядка использования денежных средств

4. За неверное оформление первичных учетных документов и их отсутствие,
ненадлежащее ведение бухгалтерского учета.

3. Дополнительной возможностью нарушения установленного порядка
платежей является возможность организации открывать в банке множество счетов (расчетные,
бюджетные, текущие, аккредитивные, ссудные, депозитные, валютные, и другие).

4. Отсутствие законодательных актов по приему в качестве залога
под кредит земли и другого недвижимого имущества

5. В условиях развития электронных платежных систем имеет место
отсутствие регламентированной процедуры по ее проведению

6. Отсутствие единой базы данных о лицах, причастных к экономическим
преступлениям

Более 2/3 выявленных за последнее время в России нарушений в
финансовой сфере являются следствием недобросовестного или неполного контроля финансового
сектора со стороны банков. Треть обнаруженных нарушений законодательства приходится
на махинации с валютными выплатами, а одна пятая — проведением коммерческими банками
разного рода капитальных валютных операций без соответствующих разрешений Банка
России.

Необходимо заметить, что Банк России, оказывает противодействие
теневой экономике, используя свои функции, такие как валютное регулирование, валютный
надзор, банковский надзор и другие элементы, оказывающие максимальное противодействие
незаконным сделкам.

При содействии Банка России были созданы и отправлены в Государственную
Думу предложения, полностью прописывающие деятельность банков и других кредитных
организаций. Также ведется работа по пресечению проникновения преступных капиталов
на финансовый рынок страны.

С целью защиты интересов банков, инвесторов и других субъектов
финансового сектора, а также в соответствии с банковским законодательством и федеральным
законом Банк России утвердил Положение “Об организации внутреннего контроля в банках“.
Действие данного постановления распространяется на все действующие коммерческие
банки и небанковские кредитные организации и полностью регламентирует порядок проведения
проверок, выдачи займов и кредитов, проверку кредитоспособности клиента и остальные
важнейшие элементы функционирования банка. Но для дальнейшего улучшения положение
рынка капитала, привлечения иностранных инвестиций и создание здоровой экономики
необходимы более жесткие меры для исключение теневой экономики из всех сфер общественной
жизни, как экономической и финансовой, так и социальной.


3. Понятие теневой экономики
Сферы теневой экономики

Теневая экономика включает в себя несколько областей.

Первая сфера теневой экономикиэто государственный контроль
бюджетными средствами и производство, абсолютно неподвластное контролю со стороны
общества благодаря силе государства.

Государство является общественным институтом, задача которого
— отстаивать всеобщие цели, а это либо желание сохранить само себя от уничтожения
и порабощения, либо попытка обеспечения прогрессивного и результативного развития.
Но в то же время, являясь высшим институтом власти, государство хочет выполнить
и особенные, специфические цели, которые идут в разрез с позицией народа, но отражает
интересы представителей властной элиты.

Для достижения государством, а точнее его правящей верхушкой,
своих целей необходимы средства, которые государство получает через налоги от граждан,
но использует не на благо общества. А в тех случаях, когда государственная элита
является владельцем собственности и природных богатств, желание разбогатеть за счет
граждан страны кратно возрастает. Основным условием выполнения данной схемы является
вывод государственных затрат из общественного надзора.

В рамках названной теневой сферы можно назвать различные по политической
роли, но абсолютно бесполезные из-за отсутствия общественного контроля с экономической
точки зрения виды затрат:

Данная сфера государственной теневой экономики представляет собой
сложную многоступенчатую структуру, окутывающую и пронизывающую практически все
отрасли экономики, в которых возможно получение дохода. Основной результат работы
этого сектора теневой экономики — масштабные потери общества, внутри которого наблюдается
уменьшение внутренних источников финансирования экономики, так как вместо запуска
и реализации проектов, способных привести к реальному росту экономики и улучшения
благосостояния населения, государство просто разворовывает средства и ухудшает и
без того нестабильное положение.

Вторая крупнейшая сфера теневой экономики — нелегальное производство,
которое также называют подпольной или теневой экономикой. В эту сферу входят производства,
наличие которых вызвано востребованностью у населения. Основной причин незаконности
данного производства является его противоречие социальным установкам общества или
политической доктрине государства. Эти противоречия требуют от субъектов данной
деятельности укрытия ее от закона.

Обе сферы родственны заменой общественного мнения на нечто сглаженное
и не имеющее возражений. И в обоих случаях отсутствием достоверной общественной
оценки является действие государства, но в этих сферах оно выражается в различной
форме.

Самым распространенным участком для теневого производства является
личной домашнее хозяйств, несмотря на то, что в России его относить к возможному
месту возникновения теневого производства не принято, хотя практически по всем признакам
оно является идеальным образчиком теневого производства. Во-первых, подсобное хозяйство
находится на приусадебных или дачных участках, что мешает использованию современных
технологий в производстве. Это вызывает превышение издержек, а точнее затрат труда.
Если рассматривать дачный участок в качестве объекта теневой экономики в общественном
аспекте, то мы имеем дело с потерей рабочей силы.

Таким образом, можно сделать вывод, что личное подсобное хозяйство
попадает под понятие теневой экономики и является ее составляющей частью.

Но необходимо учитывать, что помимо приусадебного хозяйства в
понятие теневой экономики входит ряд других производств. Сюда следует добавить все
виды производств и услуг, которые оказываются на дому без соответствующей регистрации.
Объемы выпускаемой таким образом продукции сравнимы с объемами общегосударственного
производства, что наносит огромный удар по валовому продукту страны и стабильности
экономики. С экономической точки зрения абсолютно не имеет значения, каким путем
продукт был произведен, важно лишь его наличие и соответствие потребностям, делающее
его необходимым. Но из-за участия в производстве теневой экономики человек, т.е.
потенциальный работник, не входит в трудовое население страны и выключается из процесса
общественного производства. Именно это дает право отнести домашнее, кустарно производство
к теневой экономике.

Несмотря на то, что данные вид деятельности существовал повсеместно
и во все времена, нельзя рассматривать домашнее хозяйство в отдельности от всей
структуры производства товаров потребления. Теневая экономика все же является составляющей
частью экономики страны в целом, во многом стабилизирует и корректирует огрехи политики
государства и удовлетворяет многие потребности населения, не восполняемые государственным
сектором экономики.

Виды теневой экономики

В теневой экономике выделяют несколько видов. К базовым относят
следующие три:

1. Законное производство продукции на территории домашних хозяйств
и потребление данной продукции внутри самого домашнего хозяйства без юридического
оформления. Данные вид теневой экономики считается полезным и подлежит всяческому
стимулированию и развитию.

2. Сокрытие или преуменьшение размеров законной деятельности
с целью уклонения от уплаты налогов и получения более высоких прибылей компанией.
Данный вид финансовой экономики охватывает практически всю экономику России, от
крупных промышленных производств до частных предпринимателей. Этот вид теневой экономики
опасен для государства из-за сокрытия производства, и как следствие отсутствия налоговых
поступлений в бюджет, а также создания криминогенной обстановки.

Первые два из основных видов теневой экономики учитываются Госкомстатом
для анализа структуры и объемов теневой экономики. Эти два типа теневой экономики
в совокупности называют неформальной экономикой.

Основной задачей по отношению к неформальной экономике является
в создание благоприятных экономический условий, способствующих ее выводу из тени,
регистрация производства.

3. Незаконная деятельность, включающая в себя производство запрещенных
к обороту товаров (наркотики, оружие) и нелегальные услуги (проституция), а также
незаконные виды деятельности, не связанные с производственным процессом (рэкет,
вымогательство и др.). Это операции с финансовыми и нефинансовыми активами, которые
не изменяют объем валового внутреннего продукта, но являются экономическими по своей
сути. Эти действия не учитываются Госкомстатом при расчете показателей развития
экономики.

По мнению неофициальных источников, теневая экономика составляет
приблизительно 40-45 % к ВВП, и это значение постоянно увеличивается в силу невозможности
остановить незаконные действия.

Для уменьшения объемов теневой экономики необходимо уничтожение
экономических и социальных условий, способствующих ее развитию, а также пресечение
самих противозаконных действий.


4. Влияние теневой экономики на экономику страны
Стабилизирующее влияние теневой
экономики

Существует несколько направлений стабилизирующего влияния теневой
экономики на экономику и общество России.

Во-первых, с точки зрения хозяйствующих субъектов, она обеспечивает
экономически выгодный процесс производства. Теневая экономика и двойная бухгалтерия
при налоговых отчислениях в бюджет позволяет увеличить валовую и чистую прибыль,
направить ее на развитие предприятия, а значит сделать его конкурентно способным
в данной отрасли.

Во-вторых, влияние теневой экономики создает на рынке товаров
и услуг новые ниши, что позволяет увеличить занятость и уменьшить безработицу в
период рецессии и экономического кризиса. В данном качестве теневая экономика выступает
в роли стабилизатора, который сглаживает разницу между доходами разных групп населения,
тем самым уменьшая социальную напряженность.

В-третьих, происходит формирование финансовой базы для негосударственной
социальной деятельности. Спонсирование политических партий, различных союзов, взносы
во всевозможные фонды, спонсирование спортивных состязаний, благотворительность
в театре, кино, музыке и тд. — в этом качестве теневая экономика выступает как способ
формирования гражданского общества в его российской интерпретации, включающей в
себе полностью или частично криминальные элементы.

Развитие теневой экономики стало, возможно, единственной причиной
создание рыночной системы в России. Завышенные налоговые ставки не оставляли компаниям
выбора, кроме как частично или полностью уйти в теневую сферу. Таким образом, был
заключен негласный договор между государством и предпринимателями. Государство сняло
с себя часть обязательств по регулированию уровня безработицы, разрядки социальной
напряженности и развития экономики. Взамен предприниматели не опасались предвзятого
отношения налоговых служб.

Для сравнения, достигнутая на базе натурального хозяйства договоренность
между населением и государством не может послужить основой для формирования современной
рыночной экономики. Она может обеспечить только физическое выживание людей, потребляющих
продукцию собственного потребления. Поэтому за основу взаимодействия государства
и теневой экономики принято брать производственный сектор.

Дестабилизирующее влияние теневой экономики

В настоящее время существует тенденция к переходу рыночной экономики
к системе с криминализованными экономическими отношениями. Основными ее признаками
являются:

1. Абсолютная коррумпированность государственного аппарата и
правоохранительных органов

2. Масштабы теневого сектора сравнимы с государственным

3. Роль права и законов занижена, судебная система подчиняется
административному блоку и теневому капиталу.

4. Неформальная экономика играет огромную роль в повседневной
жизни людей

Дестабилизирующее влияние данной системы на экономику страны
огромно и влечет за собой ряд последствий:

Первое последствие — создание класса олигархии, присваивающего
себе колоссальные доходы за счет создания теневых монополий и сговора с административным
аппаратом власти. Параллельно идет процесс обнищания большей доли населения страны.

Второе последствие — полная деградация бюджетной системы, рост
государственного долга как вынужденное средство выхода из сложившейся ситуации.
Впоследствии сужение реального сектора экономики, разорение большей части производственных
предприятий.

Третье последствие — перераспределение сфер национального потребления.
Основное потребление приходится на часть создавшейся элиты, которая располагает
огромными ресурсами для создания дочерних предприятий и сопутствующих компаний
(охранные структуры). В тоже время благосостояние большей части населения в последнее
время имеет тенденцию к снижению.

Четвертое следствие — утечка производственного капитала за рубеж.
По различным оценкам ежегодная потеря капитала составляет от 20 до 100млрд. долларов
США. Это связано с тем, что сформировавшаяся благодаря теневой экономике элита имеет
политическое влияние в сфере принятия решений о перераспределении капитала, и основная
масса ресурсов, которые могли стать потенциалом для развития отечественного производства,
отправляется за рубеж.

Основным свидетельством того, что государственный аппарат полностью
следует воле экономической элиты, свидетельствует правительственная денежно-кредитная
политика, а точнее наблюдаемый сейчас постоянный рост государственного долга. Также
показательной является приватизационная политика, которая направлена на практически
бесплатную раздачу крупнейших предприятий. Фактом является огромный перерасход бюджетных
средств, превышающий лимит, на содержание госаппарата, на предоставление ссуд и
обслуживание внутреннего долга. В тоже время наблюдается резкой сокращение расходуемых
средств на культуру, социальную составляющую и оборонную промышленность.

Разворовывание бюджетных средств приобрело уже законный характер.
Примером являются государственные обязательства, распределяемые между коммерческими
банками под высокий реальный процент, а затем выкупаемыми за счет чистой денежной
эмиссии.

Отсутствует контроль над действиями государства со стороны общества.
Большая часть государственных институтов превратились в «государства в государстве».
Большая часть информации, касаемо финансовой политики и государства и процессов
приватизации утаивается от внешних наблюдателей. При вскрытии серьезных нарушений
и случае присвоения бюджетных средств не применяются какие-либо строгие меры для
урегулирования ситуации и наказания виновных. Это способствует все большей криминализации
государственного аппарата.

Предприятия же, которые вынуждены вести производство на законных
основаниях, не утаивая доходов, а также не имея связей в административном аппарате
государственной власти, обречены на банкротство, поэтому наиболее рациональным решением
является переход в теневую сферу.

Следующая проблема — снижение объемов налоговых поступлений из-за
вытеснения официальной государственной налоговой системы. Это влечет за собой несостоятельность
государственных процессов налогообложения, не сумевших выполнить свои основные функции
и обеспечить фискальные потребности самого государства. Альтернативой официальному
налогообложению стали прямые выплаты денежных средств чиновникам, за выполнение
ими своих прямых обязанностей, а также выплаты за сохранность бизнеса, т. н.
«крыша».

При такой ситуации, т.е. сокращении доли официальных налогов
и увеличении альтернативных платежей может наступить момент, когда поступления в
бюджет будут ниже минимального уровня, необходимого для выполнения государством
своих функций и обязательств.

Также теневая экономика дезорганизует развитие и структуру нормальной
государственной экономики мешает созданию нормальных официальных предприятий, захватывает
производственную монополию. Она понижает трудовую дисциплину работников, мешает
развитию предприятия в области инноваций, которые требуют дополнительных вложений
сил. Снижается квалификация работников, которые задействованы одновременно в теневой
и государственной экономике.

Теневая экономика частично или полностью связана с криминальными
структурами, поэтому многие разногласия решаются с применением насилия. Результаты
социологических опросов показывают, что от 30 до 50% предпринимателей сталкивались
с рэкетом и крышеванием в процессе производственной деятельности. В реальности эта
цифра скорее всего приближается к 100%

В результате мы наблюдаем возникновение целого слоя вооруженных
людей, которые под влиянием внешних обстоятельств вынуждены защищать свои бизнес.
Эта ситуация опасна для всего российского общества в целом.

Теневая экономика — основной фактор формирования деловой этики,
и, что более важно, социальных норм в обществе. Расширение позиций теневой экономики
привели к размытости понятий правильности поступков и этики ведения бизнеса. Так
например, обналичивание средств основной частью предпринимателей осуществляется
путем составления поддельных договоров об оказании услуг.

В принципе — это незаконная операция, участники которой должны
быть наказаны, но такие случаи крайне редки. Мало того, подобной операцией пользуются
бюджетные организации и правоохранительные органы, для обеспечения средств для текущей
деятельности. Таким образом, несмотря на отсутствие официального разрешения, данная
операция получила общественное одобрение и является вполне приемлемой в российском
обществе.

Это понятие называется «неформальная институционализация»:
действие широко практикуется, имеет общественную апробацию, однако не является одобренным
со стороны государства.

Дестабилизирующее же влияние состоит в том, что теневая экономика
привела к неформальной институционализации не только обналичивания денежных средств,
но и ряда других экономических операций. Например — насилие при разрешении конфликтов,
откатов чиновникам и других. В результате дестабилизирован механизм поощрения за
правильные поступки и наказания за неправильные. Это вызывает потерю людьми социальных
ориентиров и — срыв общественного порядка. Люди не могут предвидеть, какова будет
реакция общества на то или иное их действие и поступают на свой страх и риск.

Сравнение влияний

Влияние этих групп факторов неравномерно в процессе становления
российской экономики. На первом этапе (1991-1996) основное воздействие оказывало
стабилизирующее влияние теневой экономики на российское общество. На втором (1997-2002)
доминировали факторы дестабилизации.

На первом этапе теневая экономика играла роль стабилизатора,
когда были закрыты большая часть заводов и научно-исследовательских институтов,
что повлекло за собой огромную по величине безработицу. Люди, потерявшие работу,
нашли новые ниши, которые давали им заработок и социальный статус. В результате
влияния всех факторов в то время, социальная напряженность возросла, но не достигла
той опасной черты, за которой следует распад общества и начало межклассовой розни.
На втором этапе основную роль сыграли негативные факторы теневой экономики, расширение
которой привело к деградации государства и утрате им своих позиций. Это отразилось
на экономической ситуации в стране и вылилось в налоговый кризис, о котором говорилось
выше. В настоящее время в России продолжается кризис, проявившийся с августа 1998г.
Он носит вялотекущий характер, и сложно делать какие-либо прогнозы по поводу дальнейшего
влияния теневой экономики на экономику России, поскольку на данном этапе изменения
внутри системы носят крайне нестабильный характер. Но не стоит исключать возможность
социальных обострений при отсутствии изменений в жизненном укладе общества.


5. Теневая экономика и налогообложение
Способы уклонения от налогов

Теневой бизнес в основной своей части предусматривает прежде
всего уклонение от налогов, таможенных пошлин и других видов платежей государству.
Как показывает практика, наиболее образцовым является уклонение от налогов, этот
процесс является более частным и лучше всего подходит для определения теневой экономики.
Уклонения от других видов платежей происходят по схожему механизму, но гораздо реже
встречаются в практике, либо чаще, но в определенной сфере. Уклонение от налогов
же является повсеместным.

Перейдем к способам уклонения от уплаты налогов.

Основные способы уклонения от уплаты налогов, не зависящие от
вида налога:

· 
Сокрытие объектов налогообложения:

искажение или не отражение финансово-хозяйственных операций в
бухгалтерском учете

ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой
регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензии,
также при использовании поддельных документов и несуществующих организаций

ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других
организаций или структурных подразделений

уничтожение бухгалтерских документов после проведения операции

· 
Занижение объектов налогообложения:

перенос части денежных средств на ненадлежащие бухгалтерские
счета

создание фиктивных излишков продукции за счет увеличения убытков,
необоснованного списания готовой продукции

преднамеренное внесение в бухгалтерские документы искаженных
данных

· 
Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам
или с целью неуплаты текущих налогов:

перечисление выручки на счета зависимых компаний, без обязательств
по выплате соответствующих налоги

отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с заведомым
отсутствием возврата дохода

создание искусственной дебиторской задолженности

· 
Неправомерное использование льгот:

включение в штат персонала неработающих пенсионеров и инвалидов

введение основного вида производства под видом льготного

К способам уклонения от уплаты налогов в зависимости от вида
налога относят:

1. Уклонение от уплаты акцизов

2. Уклонение от уплаты подоходного налога

3. Занижение налога на прибыль

4. Уклонение от уплаты и занижение НДС

Также возможно уклонение от уплаты других видов налогов, в зависимости
от деятельности организации.

Текущая экономическая ситуация в нашей стране такова, что большая
часть компаний, независимо от их отраслевого назначения, объемов выпускаемой продукции
и сферы деятельности, преднамеренно идет на уклонение от уплаты налогов. Это связано
как и со злым умыслом, так и с размером налоговых ставок, которые вынуждают предпринимателей
укрывать часть доходов для продолжения функционирования бизнеса. Например, увеличение
отчислений в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фонд
социального страхования до 34% может вынудить предпринимателей не оформлять официально
работников предприятий для сохранения доходов.

Серьезной проблемой это увеличение станет и для малого бизнеса,
ведущего бухгалтерский учет по упрощенной системе. Для них доля выплат возрастает
практически в два раза (с 14% до 26%), что неминуемо приведет к сокрытию доходов
и «затенения» малого бизнеса, который и без того находится в плачевном
состоянии.

Проблемы коррупции

Коррупция уже давно отмечается как основной фактор развития теневой
экономики. В последнее время особое внимание к этой проблеме вызвано ее выходом
за национальные рамки в связи с глобализацией.

Именно глобализация, а также отмена большинства барьеров для
контроля над сделками на международной арене, в частности валютного контроля, привели
к увеличению случаев уклонения от налогов. Несмотря на большую взаимосвязь с налоговыми
преступлениями, коррупция выделена в отдельный блок, способствующий и развивающий
теневую экономику, а непосредственно налоговыми злоупотреблениями в тенденции глобализации
считаются «налоговый рай» и преференциальные налоговые режимы.

Для анализа коррупции в первую очередь необходимо дать ей определение.
Коррупция — это злоупотребление государственной властью или положением в целях личной
наживы. Также коррупция включает в себя незаконные сделки при контактах частного
бизнеса и административного аппарата государства:

1. выдача лицензии (разрешения) на открытие своего дела

2. приеме и продвижении по государственной службе

3. принятие решений о выделении земли

4. принятие решений о льготных налоговых условиях, о государственных
инвестиционных контрактах и заказах

5. доступ к предоставляемым государством товарам и услугам

Существует два объяснения взаимозависимости между теневой экономикой
и коррупцией:

1. Теневая экономика представляет собой попытку уйти от коррупции
— предприниматель укрывает бизнес, чтобы не платить взяток чиновникам

2. Коррупция является причиной роста объемов теневой экономики

Однозначным является факт того, что коррупция является отрицательным
последствием глобализации.

Об этом свидетельствует взаимосвязь между ростом международных
инвестиций и взяточничеством. Рост международной коррупции напрямую связан с ТНК,
увеличением масштабов нелегальной иммиграции, международной торговле оружием и другими
видам незаконной теневой экономики.

Тем не менее руководства государств раньше считали взятками только
внутренние прямые платежи чиновникам, а на международной арене это понятие не использовалось
для поддержание соответствующего статуса. Взятки называли компенсациями, представительскими
расходами, платами за консультацию и др. В законодательствах многих стран было прописано,
что данные элементы можно было считать издержками при данной уровне конкуренции
и данной отрасли международной торговли.

Только с середины 90-х годов коррупция была включена в число
первоочередных задач для решения. Первым шагом были рекомендации странам принять
необходимые меры для обнаружения, пересечения и борьбы с иностранными государственными
служащими, цель которых получение иностранных государственных заказов. В результате
разработанных поправок к налоговым законодательствам, запрещающим трактовать взятки
зарубежным компаниям как расходы, большая часть стран международной арены внесла
соответствующие поправки в свои налоговые законодательства. Эти исправления приравнивают
взятки к уголовным преступлениям, независимо от того, даются они иностранным государственным
служащим или нет. Но сам факт существования двойного трактования взяток в зависимости
от места их назначения говорит о размытости границ теневой и легальной экономики.
Кроме того это лишний раз подтверждает роль иностранных инвестиций в качестве фактора
роста коррупции.

Глобализация усложнила налоговым органам процесс сбора налога
как в документальном плане, так и непосредственно, поскольку сотрудник налоговой
не может отлавливать неплательщика по всему миру и использовать современные электронные
средства для отслеживания проведенных операций.

Проблемы оффшоров

Новый экономический феномен, играющий решающую роль при уклонении
от налогов корпорациями — налоговый рай или оффшор. Рост числа преференциальных
налоговых режимов вызван не столько желанием привлечь иностранный капитал для развития
экономики страны, сколько целью наживаться.

Основные критерии идентификации оффшоров:

1. Непрозрачность и закрытость информации как налоговой, так
и финансово-юридической

2. Слишком высокая доля финансового сектора в экономике страны

3. Низкое или нулевое налогообложение как минимум нескольких
типов доходов

Если еще недавно под оффшорами подразумевались небольшие островные
страны, особенно в районе Карибского бассейна, то сейчас это уже крупные государства
со вполне сильной экономикой, и их число постоянно растет. Большинство специалистов
указывают на прямую связь между оффшорами и коррупцией, теневой экономикой.

Оффшор считается опасным и недозволенным проектом, по причине
подрыва налоговых баз других стран, ухудшении инвестиционной политики и затруднении
деятельности налоговых органов в целом.

Также к отрицательным последствиям существования оффшоров относится
создание новых путей для минимизации выплачиваемых налогов и укрывания финансовых
активов путем их перемещения. Данные перемещения производят крупные изменения в
налоговых базах разных государств, подчас вредоносные для экономик государств. Налоговое
бремя перемещается с мобильных объектов налогообложения на немобильные (труд, недвижимость),
с доходов — на расходы. Государственные налоговые системы нарушают стабильность
мировой финансовой системы, оказываясь под воздействием неоднозначности факторов,
так как оффшоры влияют на налоговые системы разных стран по-разному.

Оффшор поощряет уклонение от налоговых платежей, поэтому его
дальнейшее развитие и разрастание может в будущем подорвать систему налогообложения
и социального страхования, ускорить рост бюджетного дефицита, снизить налоговые
поступления в казну, увеличивать налоговые ставки, и как следствие, увеличивать
количество компаний, которые будут укрывать свои доходы. В результате может оказаться
ошибочным направление политики страны, поскольку она получает неверные сведения
(данные о безработице, рынке труда и занятости, доходах и потреблении). Также роль
«налогового рая» проявляется и в таких формах, как регистрация фиктивных
прибылей, отмывание криминальных доходов, сокрытие банковских счетов налогоплательщиков
от проверки налоговых органов.

За последние несколько лет рядом стран были приняты соглашения
об обоюдной помощи по борьбе с преступлениями в области налогов и теневым сектором
экономики. В число возможных мер включен обмен информацией и уничтожение барьеров
по обмену ей для поддержания совместной работы налоговых органов разных стран.

Основная причина, давшая стимул международному сообществу для
борьбы с оффшорами и налоговой преступностью, это выбор — либо война с альтернативной
налоговой системой со всеми возможными последствиями, либо вырабатывание нового
законодательства для ужесточения текущей ситуации. И поскольку налоговая война может
оказаться для мира разрушительней минувшего финансового кризиса, выбор стал очевиден.


6. Отражение в СНС

Необходимость объективной оценки и характеристики экономики предполагает
полное отражение всех аспектов, связанных с экономикой в хронологическом порядке
их возникновения: как в текущих, показывающих изменение в процессах производства,
распределения и использования доходов, так и в счетах, показывающих изменение экономических
активов, а также в счетах товаров и услуг. Взаимосвязь показателей теневой экономики
во всех счетах поможет обеспечить двустороннее отслеживание в движении денежных
средств: уменьшение поступлений в нелегальной области и увеличение в законной и
наоборот.

Огромный объем неучтенной теневой экономики мешает четко определить
ряд макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт. Показатели
ВВП неправильно отражаются следующим образом:

1. Официальные темпы роста ВВП занижаются
при ускорении ростов теневой экономики (характерно при переходе страны к рыночной
системе)

2. Структура ВВП искажается за счет
неправильного отражения пропорций государственного и теневого производства, а также
потребления товаров и услуг.

3. Размеры ВВП сокращаются по причине
того, что большая часть потребляемых товаров является продуктом теневой экономики

Объем теневой деятельности по производству товаров и услуг в
СНС должен анализироваться и после оценки добавляться к стоимости выпуска, рассчитанного
на основе данных статистического учета. Подобным образом должны корректироваться
и другие показатели СНС: валовая добавленная стоимость, оплата труда наемных работников,
ВВП, промежуточное потребление, прибыль, конечное использование товаров и услуг,
смешанные доходы.

теневая экономика оффшор коррупция

Одним из видов теневой экономики является получение скрытого
дохода за счет наличия разницы в ценах на товары и услуги, являющимся различными
доплаты свыше отпускной цены, которые могут выступать в виде чаевых и т.п. Они интерпретируются
в СНС как составная часть конечной стоимости товара и добавляются к конечной стоимости
выпуска, ВВП, оплаты труда наемных работников. Это делает возможным сбалансировать
стоимость произведенных товаров и величину полученных и использованных доходов.

Намеренное снижение величины заработной платы персонала для уменьшения
величины выплачиваемого налога на заработную плату и отчислений в государственные
фонды пенсионного страхования и социального страхования не влияет на общий размер
ВВП, но сказывается на его компонентах. Это становится возможным благодаря оплате
труда наличными средствами или выпускаемым продуктом без соответствующего отражения
операций в бухгалтерском учете. При возникновении подобных ситуаций следует увеличить
размер оплаты труда наемных работников, сальдо первичных доходов и уменьшить прибыль
предприятий, идущих на такие операции. Использование данного вида дохода домашними
хозяйствами уже учтено, поэтому не нуждается в корректировке.

Согласно основным положениям СНС в границы объемов производства
не включается и не отражается в ВВП непроизводственная деятельность, отражающая
перераспределение активов, полученных как законным, так и незаконным путем. Данные
вид деятельности не влияет на размер ВВП, но оказывает влияние на формирование активов
отраслей экономики, и поэтому обязана отражаться в СНС.

Большое распространение в нашей стране получила утечка капитала
за рубеж, например незаконные переводы активов на счета банков других стран. Эта
система представляет собой перераспределение активов организаций и по своей сути
не влияет на размер ВВП. Но в ряде случаев эти переводы связаны с вывозом товаров
за рубеж, что уже оказывает непосредственное влияние на объем валового внутреннего
продукта. По этой причине необходим полный и постоянный анализ всех операций, связанных
с переводом капитала за рубеж.

Полное соответствие системе национальных счетов предполагает
комплексный анализ всех видов операций на всех этапах отслеживания:

1. 
при создании базы статистических показателей, характеризующих исследуемое
явление

2. 
определение программы наблюдения, отработка механизмов и форм исследования

3. 
создание информационной базы, связанной с исследуемым явлением

4. 
создание системы оценок по отдельным операциям и теневой экономики в совокупности

Комплексный подход при изучении теневой экономики ввиду ее проникновения
во все отрасли жизни граждан предполагает использование показателей всех аспектов
экономической статистики:

1. промышленности

2. сельского хозяйства,

3. финансов

4. транспорта

И социальной статистики:

1. бюджетов домашних хозяйств,

2. правонарушений

3. балансов организаций


Заключение

Теневая экономика является все же пагубным порождением, нежели
чем положительным, поэтому основная задача государства — приложить все силы по ее
устранению и высветлению.

Система мер по борьбе и теневой экономикой и антикриминализации
должна иметь несколько направлений:

1. Меры социально-экономического характера.

Они должны быть направлены на кардинальные перемены в сфере социально-экономических
отношений:

1. Уменьшение различий в размерах денежных доходов разных групп
населения

2. Снижение темпов развития безработицы и ее уровня соответственно

3. Подъем национального производства и сельского хозяйства, строительства
жилых зданий и производственных территорий

4. Развитие отраслей и секторов народного хозяйства

5. Увеличение престижа честного труда на государственной основе

Также основным направлением должно стать пересмотр и изменение
системы налогообложения в стране, а также упрощение действующей системы налогообложения.

2. Введение постоянной экспертизы принимаемых законов
и подзаконных актов в экономической сфере для препятствования коррумпированности
административного аппарата государства.

Необходимо изменение большинства законодательных актов Российской
Федерации связанных с аспектами по борьбе с организованной преступностью и отмыванием
доходов, полученных преступным путем, о происхождении собственности и системе приватизации,
о монополистическом сговоре и системе антимонопольной службы, о переводе капитала
за рубеж и оффшорах; о преднамеренной неуплате кредитов и многих других нарушений
в сфере финансово-кредитных отношений.

3. Принятие законопроектов об изменении структуры правоохранительных
органов, что в настоящее время начато, если рассматривать принятый Закон «О
полиции», который должен реструктурировать систему правоохранительных органов
в лучшую сторону. Также необходимо принять ряд мер по улучшению работы судов, налоговых
и таможенных органов, уничтожению коррупции в этих сферах. Необходимо провести также
децентрализацию судебной системы, исключив тем самым количество решений, принимаемых
«сверху».

Защита прав акционеров и дольщиков на предприятиях также является
немаловажной задачей государства, способствующей пресечению незаконной приватизации
предприятий.

Только применение всех мер в едином, комплексном блоке сможет
ослабить влияние теневой экономики на экономику России в целом и создать условия
для будущего экономического роста, а значит и улучшения жизни граждан.


Список использованной литературы

1. Ведяпин В.И. «Общая экономическая теория», Москва, 1999

2. Багданов И.Я. «Экономическая безопасность России: теория и практика»,
Москва, 2001

3. Гукасьян Г.М. «Экономическая теория: проблемы новой экономики»,
Москва, 2002.

4. Фиглин Л.С. «Теневая занятость», Москва, 2002

5. Тимофеев Л.М. «Теневая Россия: экономико-социальное исследование»,
Москва, 2000

6. Глинкина С.К., Клейнер Г.М. «Высветление экономики и укрепление
национальной безопасности России», Москва, 2003

7. Красавина Л.О., Валенцева Н.А., «Научные подходы к оценке масштабов
теневой экономики», Москва, 2005

8. Камаев В.Д., «Учебник по основам экономической теории.»,
Москва, 1996

9. Ореховский П. «Статистические показатели и теневая экономика»,
Москва, 2003

10. Бунич А.П., Гуров А. И, “Теневая экономика”, Москва, 1998.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий