Американская словесность XVII века и последующая литературная традиция

Дата: 12.01.2016

		

Мишина Л.А., Чебоксары

Американская
литература формируется гораздо позднее других национальных литератур — это
происходит в XVII в., в то время, когда европейские страны уже имели богатую
историю литературы, разветвленную систему жанров и гениальные произведения.
Многие американские авторы в XVII в. были рождены в Европе, и можно было бы предположить,
что они привезли с собой на новый континент европейские литературные традиции,
то есть — что американская литература создавалась на европейской литературной
основе. Однако в действительности этого не происходило: одни были увезены в
Новый Свет родителями еще детьми, другие, хотя и были к моменту отъезда зрелыми
людьми, были далеки от литературы. Таким образом, словесность, родившаяся в
XVII в. на территории современных Соединенных штатов Америки, является
оригинальной. Она необычна и по жанровой структуре и представляет собой
проповеди, письма, дневники, эссе, трактаты, исторические описания, биографии.
Будучи документальной и художественно-документальной, американская литература
XVII в. обладает еще одной важной особенностью: все произведения, созданные в
этот период, независимо от своей жанровой принадлежности, рождены религиозным
сознанием. Однако, несмотря на эти ограничительные рамки — документальная и
художественно-документальная природа, отсутствие крупных дарований, доминантное
положение теологического начала, — словесность XVII в. смогла стать полноценным
начальным периодом американской национальной литературы. Еще большее удивление
вызывает тот факт, что в этом небольшом литературном пространстве были рождены
все основные идеи будущей великой американской литературы: это идея избранности
и параллельно с ней концепция, получившая в XIX в. название «доверия к себе»
это идея выдержки, имеющая два ракурса — «человек и природа» и «человек в
обществе» это включенность личности в общественно значимые проблемы.
Характерными для всей последующей американской литературы останутся также такие
особенности, как автобиографизм и широкая распространенность документальных и
художественно-документальных жанров.

Идея
избранности, безусловно, является одной из основных, формирующих ментальность
современных американцев. Обычно ее объясняют экономическими причинами и
связывают с тем материальным триумфом, который происходил и происходит в США
двадцатого столетия. Однако корни ее значительно глубже и никак не связаны с
экономикой, а лежат в принципиально иной сфере — в сфере религии.

Американская
словесность XVII в. создавалась людьми, которые в Англии были гонимы за свои
религиозные взгляды и в стремлении свободно исповедовать протестантскую веру
решили переселиться в Новый Свет. Глубоко верующие люди, или, как их называли,
«святые», составляли большую часть переселенцев. Именно они и их дети создавали
на новом континенте основы литературы, религии, философии и богословия будущих
Соединенных штатов Америки. Линию экономического развития заложили и развивали
люди, именуемые «чужаками», устремившиеся на  новые земли в целях получения материальной
выгоды. О двух категориях переселенцев пишет, в частности, один из крупнейших
авторов XVII в. Уильям Брэдфорд в своем сочинении «История поселения в
Плимуте».

Американские
протестанты, именуемые пуританами, имели четко разработанную концепцию, в
которой ключевой идеей было сопоставление собственной истории и истории «детей
Израилевых». Сравнение с «Богом избранным народом» и сформировало идею
избранности американцев. С. Беркович в работе «Пуританские истоки личности
американца» приводит красноречивую цитату из проповеди священника Сэмюэля
Уэйкмана, жившего в Новой Англии в XVII в.: «Иерусалим был, Новая Англия есть,
они были, вы есть божьи дети… употребляйте название «Новая Англия» вместо
названия «Иерусалим», и вы увидите смысл вашего дела» (New Haven — London,
1976. Р. 31).

Библейские
образы вмонтированы в структуру произведений раннеамериканских авторов. Они
составляют особенность как содержательной, так и формальной стороны сочинений.
Часто библейский образ или религиозный догмат выносится в заглавие написанного.
Джон Уинтроп называет свою знаменитую проповедь «Образец христианского
милосердия». Эдвард Джонсон озаглавливает свое историческое сочинение «Чудесное
провидение Сионского спасителя в Новой Англии». Election Sermon (проповедь,
произнесенная в период избрания губернатора и других должностных лиц) Джонатана
Митчелла именуется «Неемия на стене» и основана на библейском сюжете о
восстановлении Иерусалимской стены. Трактату против рабства Сэмюэль Сьюолл дает
название «Продажа Иосифа». Одним из самых популярных образов в произведениях
американской литературы этого периода является образ Моисея, который
предводительствовал в 38-летнем переходе евреев по пустыне из египетского плена
на родину. Свое переселение в Новый Свет пуритане воспринимали как освобождение
и ассоциировали с великим переходом «сынов Израилевых» через Синайскую пустыню.

В
XVIII в. идея избранности теряет религиозный ореол и приобретает более
прагматичный характер. Такой она предстает в знаменитой «Автобиографии»
Бенджамина Франклина, стоящего у истоков многих сфер деятельности в
американском обществе. У Франклина эта идея сопрягается с образом человека-работника,
личности, создавшей саму себя. По-своему эта идея звучит и в Декларации
независимости, написанной Томасом Джефферсоном.

В
XIX в. американская литература получает известность и признание в Европе. Этот
внешний фактор укрепляет идею, рожденную американским самосознанием. Возникшая
в трансценденталистском кругу эмерсоновская теория «доверия к себе» укрепила
идею избранности, а поэзия Уолта Уитмена, в которой восхищение жизнью могло
быть прочитано как восхищение американской жизнью, придала этой идее блеск.

Велико
разнообразие форм воплощения этой идеи у американских авторов XX в. Восхищение,
сквозящее сквозь критику, — так можно обозначить позицию Теодора Драйзера,
Джека Лондона, Скотта Фицджеральда. Роман Торнтона Уайлдера «Мартовские иды»
рожден к жизни параллелью между Соединенными Штатами и Римской империей,
параллелью, существовавшей тогда в сознании историков и художников. B  1970-е гг., в связи с 200-летним юбилеем
страны (1976 г.), в Америке появляются произведения, обращенные к истокам, к ранней
национальной истории, в которых свое звучание имеет и идея избранности. Среди
этих произведений, в частности, роман Джона Гарднера «Осенний свет».

Родившись
в XVII столетии, идея избранности имела столь глубокое и концептуальное
обоснование, что, даже утратив религиозные корни, она активно продолжает
существование, более того — приобретает форму своеобразного религиозного
догмата.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий