Система образования США

Дата: 21.05.2016

		

Министерство Высшего образования Российской Федерации
Сыктывкарский Государственный Университет
Кафедра Педагогики

РЕФЕРАТ

по педагогике

Тема: Система образования в США

Преподаватель: Краева И.Ю.

Выполнил: Ворохиб П.И.

СЫКТЫВКАР 1999

Оглавление.

Введение ……………………………………………………………………………………………………………………………………3

Система образования в США ………………………………………………………………………………………4

Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………………14

Список литературы …………………………………………………………………………………………………………15

Введение.

В данном реферате я попытаюсь рассмотреть систему образования США,
сравнить ее с Российской системой.
Система образования США.
Американская система университетского образования очень сильно
отличается от нашей. Она создавалась в стране с культурой и традициями,
отличающимися от наших, в других социально-экономических условиях. Вместе с
тем в последнее время у нас в стране появилось много желающих перенести эту
систему в наши университеты. Разумеется, в американской системе есть много
такого, что не мешало бы нам заимствовать. Однако далеко не все, пусть даже
и очень хорошее для их условий, подходит для нас. И дело здесь не только (и
не столько) в экономических причинах, сколько в соответствии с другими
основными элементами системы образования, сложившейся в нашей стране, —
системы, которая высоко ценится во всем мире, в том числе и в США. В то же
время американская система иногда чрезмерно идеализируется, а иногда,
наоборот, как говорится, отвергается в корне. И то и другое происходит, по-
видимому, от недостаточного сравнительного анализа нашей и американской
систем высшего образования.
Представляется уместным рассказать про американскую систему высшего
образования более подробно. При этом мы не будем говорить о ее недостатках,
оставляя, в частности, в стороне вопрос об уровне подготовки выпускников
большинства американских университетов. Нам интересен лишь положительный
опыт, реализующийся преимущественно в ведущих университетах США.
В США продолжительность обучения в средней школе составляет в целом 12
лет. В американские вузы поступают выпускники полных средних школ, имеющие
дипломы об окончании старшей средней школы. По стандартам, принятым,
например, в Великобритании, американский документ о полном среднем
образовании приравнивается к английскому сертификату общего образования
обычного уровня, не дающему в Великобритании права поступления в
университеты. Для этого в британских средних школах надо заниматься еще 2
года и получить сертификат общего образования повышенного уровня. Поэтому
обладатель американского диплома об окончании средней школы должен
проучиться еще 1-2 года в колледже, прежде чем поступать в британские
университеты. Этим, очевидно, объясняется то, что в Великобритании
собственный выпускник средней школы обучается на первую академическую
степень (обычно бакалавра) по естественным и гуманитарным наукам 3 года, а
в США собственный выпускник средней школы получает такую же степень через 4
года.
Обучение в американских вузах ведется по трем основным уровням с
разным содержанием и назначением.
Первые четыре года (или эквивалентный период времени в системе
заочного обучения) высшего образования в США называются первой ступенью и
завершаются присвоением степени бакалавра. Слово «колледж», хотя и с
определенными оттенками, чаще всего означает либо учебное заведение,
присуждающее лишь степень бакалавра (или, возможно, магистра, но не
доктора), либо первый этап обучения в университете, т. е. первые 4 года
университетского образования.
Обучение на первой ступени, завершаемое присвоением степени бакалавра,
ведется в широком диапазоне и не ориентировано на какое-либо
профессиональное занятие. При этом присваиваются степени бакалавра искусств
или бакалавра наук. Однако имеет место и обучение на степень бакалавра с
профессиональной направленностью.
Учебный план для подготовки на первую академическую степень (обычно
бакалавра) в общеобразовательных колледжах рассчитан на 4 года, хотя
отдельные вузы в порядке эксперимента стараются этот срок уменьшить, в
первые 2 года изучаются общеобразовательные предметы: английский язык,
иностранные языки, гуманитарные дисциплины, математика, естественные науки
и компьютеры. Обычно в конце второго года обучения студенты должны назвать
дисциплины для своего дальнейшего углубленного изучения, после чего с
помощью своих преподавателей-консультантов намечают более
специализированные учебные программы.
Обучение на степень бакалавра ведется по трем группам курсов: базовые
курсы, дающие общее образование в различных областях, основные курсы и
курсы по выбору. В течение первых двух лет обучения студенты изучают
базовые курсы, вводные курсы в свои основные области знаний и некоторые
селективные курсы. В течение последних двух лет студенты занимаются,
главным образом, основными курсами, а также некоторыми курсами по выбору,
которые дополняют или углубляют их знания по основным курсам.
Обычно студент занимается по четырем или пяти курсам в течение одного
семестра. В зависимости от колледжа и структуры выбора студентами курсов от
10 до 25 процентов курсов являются чисто факультативными; их посещение
позволяет студентам знакомиться с различными интересующими их отраслями
знаний, часто еще до момента выбора своей будущей специализации и связанных
с ней основных предметов соответствующего учебного плана. Кроме того,
наличие большого числа факультативов дает возможность осваивать области,
которые студентам вряд ли когда-нибудь придется изучать в рамках
формальной программы.
Обучение на второй ступени (на степень магистра) ведется по
программе, ориентированной на специализированную практическую деятельность
в различных областях. Лица со степенью бакалавра для получения степени
магистра по какой-либо специальности обычно должны учиться 2 года, хотя кое-
где имеются и одногодичные курсы на степень магистра. Наряду со степенями
по определенной специальности, могут присуждаться и непрофессиональные или
научно-исследовательские магистерские степени. Для получения степени
магистра требуется написать диссертацию.
Высшей ступенью образования в США является докторантура. Она
предполагает специализированное обучение и самостоятельное научное
исследование в избранной области знаний.
Степень доктора философии обычно присваивается обладателям степени
бакалавра при условии обучения и проведения научных исследований в течение
4 или 5 лет. В первые два года аспирант изучает соответствующие курсы,
после чего сдает по ним квалификационный экзамен. В последующем он пишет
диссертацию, которую представляет к защите для получения степени доктора
философии.
Главным элементом учебного процесса является лекция. Для усвоения и
закрепления изложенного в лекциях материала студенческие потоки часто
разделяют на дискуссионные группы по 15-30 человек. Каждая группа
встречается один или два раза в неделю и под руководством преподавателя или
аспиранта обсуждает вопросы, изложенные в лекции, и представляет
выполненные задания.
По некоторым предметам студенты объединены в немногочисленные группы.
Ведущие с группой занятия преподаватели встречаются со студентами несколько
раз в неделю для чтения лекций, проведения дискуссий и контроля знаний.
Студенты периодически представляют рефераты, отчеты и отвечают на вопросы,
что позволяет следить за усвоением ими учебного материала. Во многих вузах
преподаватели требуют обязательного посещения занятий и принимают меры
воздействия на пропускающих их. Однако в целом ряде вузов практикуется
свобода посещений занятий студентами. В большинстве случаев даже на второй
ступени обучение осуществляется на базе учебных курсов (дисциплин),
преподаваемых профессорами (часто с ассистентами) группам студентов
(от 5-6 до нескольких сотен человек), которые собираются для формальных
занятий на определенное количество часов в неделю (3-4 или немного больше)
в течение семестра (около 15 недель).
Студенты выполняют письменные задания и, как правило, сдают экзамены —
иногда несколько раз — для получения окончательной оценки по курсу. Степени
присваиваются при получении курсовых зачетов, причем предусматривается, что
одни должны быть сданы по основным дисциплинам, т. е. по специальности,
другие — по ряду курсов, которые зачастую содержат вводный теоретический
или иллюстративный материал по основным принципам или теоретическим
системам в широких областях знаний, например в литературе и искусстве,
математике и естественных или общественных науках.
Американские студенты обычно не подвергаются всесторонним экзаменам
и никаким иным образом не «отчитываются» за знания, которые уже
удостоверены как «усвоенные», исходя из удовлетворительной оценки по
конкретному курсу. Даже на второй ступени, где всеобъемлющие экзамены и
диссертации нередко являются ключевыми факторами обучения, предварительно
требуется пройти определенное число курсов и набрать в совокупности
необходимое количество «зачетных единиц» (типичный курс оценивается в
3-4 единицы на основании количества часов формального обучения в неделю).
Важной характеристикой метода накопления курсовых зачетов,
подтверждающих усвоение определенного объема знаний, является
допустимость временного прекращения учебы студента и возобновления ее на
более позднем этапе или перевода студента из одного учебного заведения в
другое при условии, конечно, что накопленные им в прошлом зачеты
действительны при поступлении в это учебное заведение или при возобновлении
учебы.
Обучение в исследовательской школе, вершина которого — степень доктора
философии (PhD), осуществляется в основном приблизительно в 200 ведущих
университетах; почти все из них имеют также обширные программы подготовки
бакалавров. Обычно на одни и те же отделения и факультеты возложена
ответственность, как за преддипломное, так и последипломное (т. е. второй
ступени) образование, и профессора, получающие вознаграждение, главным
образом, за научную работу и обучение студентов в исследовательской школе,
могут одновременно преподавать на одном-двух курсах колледжа; но,
разумеется, их внимание сосредоточено, прежде всего, на курсах
последипломного образования, работе с диссертантами и (особенно в области
естественных наук) на руководстве аспирантами с докторской степенью. Даже
многие из тех американских университетов, которые не придерживаются строго
селективного подхода при наборе студентов и располагают значительными
финансовыми ресурсами и политическим влиянием, оставаясь доступными и не
элитарными на первой ступени, тем не менее создали на базе тех же самых
профессорско-преподавательских и административных структур ряд наиболее
известных в мире селективных и явно элитарных программ на уровне второй
ступени и исследовательских институтов.
Научные исследования — специальная сфера деятельности скорее
университетов, чем колледжей, особенно когда речь идет о дорогостоящих
исследованиях (в частности, в области физических и биомедицинских наук),
требующих солидной материально-технической базы, участия студентов, как
минимум, со степенью бакалавра и наличия критической массы более или менее
одинаково подготовленных ученых. Как правило, они финансируются частично за
счет субсидий различных фондов или правительственных учреждений.
Исследования могут поглощать часть или все время ученого-преподавателя
(в последнем случае он освобождается от ведения курса), хотя профессор
обычно продолжает заниматься с аспирантами и работающими над
диссертационными изысканиями, а также руководит работой молодых ученых с
докторской степенью. Американские университеты выпускают в год сейчас
приблизительно 38 тысяч специалистов со степенью доктора философии.
Отметим еще некоторые особенности американских университетов.
Общегуманитарное образование не заканчивается в школе. Поэтому студенты-
естественники в качестве обязательных должны изучать некоторые гуманитарные
предметы (и часто языки), а студенты гуманитарных факультетов — некоторые
предметы естественнонаучного цикла (часто математику).
Контроль знаний студентов является многоступенчатым и, как правило,
включает: а) короткие опросы 4-6 раз в семестр во время семинарских
занятий; б) письменные экзамены 2-3 раза в семестр, проводимые для потока в
лекционных аудиториях; в) семестровые экзамены. Оценка за семестр
выставляется с учетом всех форм промежуточного и итогового контроля как
средняя взвешенная. Таким образом, студент, который в течение семестра
характеризовался прохладным отношением к изучению предмета, а на
семестровом экзамене сумел получить высокую оценку, не получит этой высокой
оценки за работу в семестре в целом. Представляется, что этот порядок
является всегда целесообразным, и следует изучить возможность его внедрения
в учебный процесс нашего университета.
Требовательность на экзаменах довольно высока. Высшей оценкой является
«А», следующими положительными оценками являются «В», «С», «D», а
непроходной (неудовлетворительной) оценкой является «F». Типичное
распределение оценок, например, по физике за ряд лет выглядит следующим
образом: А- 10, В- 10, С — 40, D — 25 и F-15 процентов соответственно.
Нетрудно видеть, что высшие оценки удается получить лишь небольшому числу
студентов. Процент неудовлетворительных оценок также довольно высок.
Дипломы с отличием имеются во многих университетах, но не во всех. Для
получения диплома с отличием недостаточно хорошо учиться. Необходимо
изучить некоторые курсы, которые специально объявляются как курсы для
дипломов с отличием. Например, в университете Беркли для получения диплома
с отличием по физике необходимо изучить курс теоретической физики примерно
аспирантского уровня.
Как известно, диплом с отличием в наших университетах выдается только
на основе оценок по изученным курсам. Не является ли целесообразным
дополнить требование по оценкам требованием успешного изучения определенных
дополнительных курсов более высокого уровня в сравнении с курсами, которые
сдают студенты, получающие обыкновенный диплом?
Главное в подготовке студента в университетах США — выработка навыков
самостоятельного творческого мышления и широкого кругозора на основе
современных представлений.
В связи с этим в ряде общих курсов изменяют традиционный исторический
порядок изложения материала «от простого к сложному», вводят студента с
самого начала в круг современных идей данной области науки. Таков курс
общей физики Массачусетского технологического института, где делается
попытка Формирования у студентов на начальных этапах обучения представлений
о строении физического мира на основе концепций теории относительности и
квантовой механики. В общем курсе биохимии (для медицинских колледжей)
отказываются от последовательного изложения свойств биоорганических
соединений на основе их классификации. В основу кладется функциональный
подход, при котором сразу рассматриваются основные метаболические
процессы, а механизмы отдельных реакций и молекулярные свойства участвующих
в них соединений раскрываются по ходу изложения этого материала. Одна из
тенденций состоит в таком планировании программ, при котором можно давать
часть общих курсов по биологии, химии, геологии после прохождения цикла
Фундаментальных физико-математических дисциплин, чтобы осветить ряд общих
вопросов с использованием методов физики и математики уже на уровне общего
образования.
В некоторых университетах вводятся специальные занятия по обучению
студентов элементам логики творческого научного мышления. Делается это
путем летального разбора специально подобранных оригинальных научных
статей и подробного обсуждения сопутствующего теоретического материала.
Цель обсуждения состоит в том, чтобы студенты, изучая фактический материал,
полученный автором, сами пришли к определенным научным выводам и решили
вопрос о дальнейших экспериментах. Опыт показал, что после проведения
соответствующих регулярных занятий (по три часа в неделю) студенты успешно
ориентируются в проблемах молекулярной генетики.
В проведении лабораторных занятий отказываются от необходимости
иллюстрировать на практикуме все основные разделы соответствующего
Фундаментального курса. Считается, что в свете современных требований к
качеству специалиста основная цель — выработать у студента, начиная с
младших курсов, способность творчески и самостоятельно применять основные
положения теории. Число заданий сокращается, зато выполнение каждого при
консультации преподавателей включает самостоятельный выбор аппаратуры и
обоснование метода, определение последовательности экспериментов и
всесторонний анализ данных с учетом возможных ошибок. В конце занятий
проводятся практические экзамены.
Заключение.
Таким образом, я кратко рассмотрел систему образования в США, разобрал
ее основные особенности и принципы. Однозначного ответа по поводу того,
какая система образования лучше у меня нет, поскольку я считаю, что в
каждой есть доля хорошего и плохого и что в случае построения лучшей
системы образования стоит скомбинировать различные системы.
Список литературы.
1. Различные статьи и доклады из журналов и газет.
2. Мнения учащихся, обучающихся в США по обмену.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий