Крестьянский социализм А.Н.Герцена и Н.Г.Чернышевского. Экономические программы народничества
Реферат
Студент:
Марченко Виктор Иванович
Сибирская
автомобильно-дорожная академия
г.Называевск
– 2006г
Введение
В 40-х годах XIX века на арену политической борьбы в
России, сменяя дворянских революционеров, выступили революционеры из
разночинной интеллигенции. Это знаменовало собой огромный исторический факт.
При этом, революционная инициатива переходила из рук передовых представителей
дворянства в руки революционных демократов, выражавших настроение основных масс
трудящихся, то есть, прежде всего крестьянства, кровно заинтересованного в
устранении крепостного права и в расчистке пути для свободного развития
капиталистических отношений. Экономической основой такого перемещения
революционной инициативы от идеологов одного класса к идеологам другого класса,
было развитие производительных сил, товарных отношений, развитие капитализма в
стране. Таким образом, в рамках феодально-крепостнических общественных
отношений в России складывались новые, капиталистические отношения. Все
прогрессивные силы русского общества в этот период сосредоточили свое внимание
на задачах коренного общественного преобразования России.
Революционно-демократические и материалистические теория были направлены на
обоснование необходимости отмены крепостного права. Деятельность передовых
русских естествоиспытателей также объективно способствовала подъему
революционной инициативы общества. Значительное влияние на воспитание
революционеров 40-60-х годов имели революции 1848 года во Франции, Германии и
Италии. Русские революционеры с жадностью следили за опытом революционной
борьбы во всех странах мира, изучали и воспринимали его применительно к
условиям исторического развития России. Зачинателями нового этапа
освободительного движения в России и новой эпохи в развитии русской
общественной мысли выступили в 40-х годах XIX века Белинский и Герцен, Огарев и
Петрашевский. Завершили этот этап исторически и логически – Чернышевский,
Добролюбов и их соратники.
Влияние марксизма
Первая встреча марксизма с русским народничеством
произошла до появления русского марксизма, и, стало быть, не имея
противников-марксистов в России, народники вовсе не были врагами марксизма.
Более того, если “классическое народничество” означало восприятие капитализма
как “врага номер один”, то можно сказать, что этот тип народничества не только
испытал влияние марксизма, но и в определенном смысле был создан им. Не
случайно классический этап развития народнической мысли наступил после
опубликования первого тома “Капитала”, и не случаен тот факт, что, к великому
удивлению Маркса, первый перевод “Капитала” был издан в России благодаря
усердию народников (перевод был начат Германом Лопатиным, близким другом
Маркса. Следовательно, мы можем утверждать, что русское народничество было не
только реакцией на капитализм в России и даже не “показательным эффектом”
капитализма на Западе, но, возможно, прежде всего русским ответом на
социалистическую мысль Запада. Это явилось реакцией на западный социализм со
стороны демократической интеллигенции страны отсталого крестьянства, в то время
находившейся на начальном этане капиталистического развития, и понятно, что
прежде всего это должна была быть реакция на марксизм: ведь Маркс стал уже
главной фигурой европейского социализма и автором самого авторитетного труда о
развитии капитализма.
После распространения марксизма в России народники
более глубоко осознали несовместимость некоторых предпосылок исторического
материализма со своими понятиями о возможном пути социального развития России,
но в это же время отдельные народники продолжали изучать марксизм и пытались
дискутировать с “русскими и последователями Маркса” на марксистском языке.
Значение этих дискуссий, в особенности для проблем современного “третьего
мира”, состоит в том, что русские народники, (и, добавим, первые польские
марксисты, которые частично находились под их влиянием) были первыми
мыслителями, подчеркивавшими специфические условия “опоздавших”, то есть
отсталых аграрных стран, которые на себе испытывают результаты модернизации в
условиях сосуществования со странами развитого капитализма и пытаются
выработать свою теорию социалистической модернизации.
“Капитал” произвел на русских демократов столь
глубокое впечатление, в особенности описание жестокостей, связанных с
первоначальным накоплением, что они решили любыми средствами воспрепятствовать
капиталистическому развитию России и, таким образом, превратились в самых
настоящих, классических “народников”.
В исследованиях «Экономическая деятельность и
законодательство» (1859), «Капитал и труд» (1860), «Примечания к „Основаниям
политической экономии” Д. С. Милля» (1860), «Очерки политической экономии (по
Миллю)» (1861) и др. Чернышевский вскрыл классовый характер буржуазной
политэкономии и противопоставил ей собственную экономическую «теорию
трудящихся», которая доказывает «… необходимость замены нынешнего
экономического устройства коммунистическим…» Экономическая теория
Чернышевского явилась вершиной домарксистской экономической мысли. Чернышевский
отвергал неизбежность эксплуатации и утверждал, что экономические формы
(рабство, феодализм, капитализм) преходящи. Критерием превосходства одной формы
над другой он считал способность к обеспечению роста производительности
общественного труда. С этой позиции он с исключительной глубиной критиковал
крепостничество. Признавая относительную прогрессивность капитализма,
Чернышевский критиковал его за анархию производства, за конкуренцию, кризисы,
эксплуатацию трудящихся, за неспособность обеспечить максимально возможную
производительность общественного труда. Переход к социализму он считал
исторической необходимостью, обусловленной всем развитием человечества. При
социализме «… отдельные классы наемных работников и нанимателей труда
исчезнут, заменившись одним классом людей, которые будут работниками и
хозяевами вместе».
К. Маркс и Ф. Энгельс изучали сочинения Чернышевского
и называли его «… великим русским ученым и критиком…», «…
социалистическим Лессингом…» В. И. Ленин считал, что Чернышевский «… сделал
громадный шаг вперед против Герцена. Чернышевский был гораздо более
последовательным и боевым демократом. От его сочинений веет духом классовой
борьбы» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 94). Чернышевский ближе других
мыслителей домарксистского периода подошёл к научному социализму. В силу
отсталости русской жизни он не смог подняться до диалектического материализма
Маркса и Энгельса, но, по словам Ленина, он — «… единственный действительно
великий русский писатель, который сумел
с 50-х годов вплоть до 88-го года остаться на уровне
цельного философского материализма…» (там же, т. 18, с. 384). Для обоснования
своей политической программы Чернышевский изучал экономические теории и, по
словам К. Маркса, «… мастерски показал… банкротство буржуазной политической
экономии…»
В подходе к капиталу Чернышевский также не ограничился
позицией классиков западной политэкономии. Он делал отличный от них вывод:
поскольку капитал является продуктом труда, то и принадлежать он должен тем,
кто его создал. Разделяя теорию Рикардо и, по существу, отождествляя прибыль с
прибавочной стоимостью, он делал ударение на обратной зависимости прибыли и
заработной платы, подчеркивал несовместимость интересов стоящих за этими
категориями двух классов. В интересах повышения материального благосостояния
трудящихся следовало, по его мнению, объединить прибыль с заработной платой.
Чернышевский — крупнейший мыслитель и ученый своего
времени. Он оказал громадное влияние на современников и последующие поколения
революционеров. Его труды по философии, политической экономии и истории
составили целую эпоху в развитии этих наук.
В. И. Ленин называл его самым большим и талантливым
представителем социализма до К. Маркса.
Экономические идеи в России первой половине
XIX в..
Предреформенная экономика России представляла собой
сложный комплекс разнородных хозяйственных укладов, явившийся результатом
разложения крепостнического способа производства. В промышленности сочетались
крепостная (вотчинная и посессионная) мануфактура с принудительным трудом,
капиталистическая мануфактура на вольнонаемном труде, капиталистическая
фабрика, городское и деревенское ремесла. В этом пестром сочетании наметилась
победа капиталистической фабрики не только над крепостной, но и над
капиталистической мануфактурой. Но феодальные преграды развитию промышленности
не были уничтожены. Это сказывалось в необеспеченности рабочей силой
предприятий, в платеже дани феодалам в виде относительно высокой заработной
платы, в которую входил оброк, в узости рынка вследствие господства
крепостнических отношений в стране. Крепостничество стало барьером,
задерживавшим рост капиталистической промышленности.
В сфере сельского хозяйства трудности развития
капитализма были несравненно большими. В середине XIX века в сельском хозяйстве
стали распространяться отношения капиталистического типа, но возникшие такого
рода отношения существовали наряду с крепостническими, не заменяя их.
Чем дальше шло развитие экономики, тем больше
обнаруживалось несоответствие между производственными отношениями и характером
производительных сил. Это несоответствие, выражавшее гнилость экономического
базиса, обнаруживалось в политической военной и идеологической областях.
В числе известных мыслителей, экономистов первой
половины XIX в. — П.И. Пестель, Н. И. Тургенев, Н. М. Муравьев, В. Ф. Раевский
и др. В произведениях П. И. Пестеля («Русская правда», «Дележ земель» и др.),
Н. И. Тургенева («Опыт теории налогов»), Н. М. Муравьева («Конституция»), В. Ф.
Раевского («О рабстве крестьян») и др. разрабатывались вопросы политической и
экономической программы, содержалось ее теоретическое обоснование. В них рассматривались
проблемы политической экономии. В архиве П. И. Пестеля была обнаружена рукопись
неизвестного автора «Практические начала политической экономии», включающая две
части: 1) земледелие, 2) фабрика (здесь рассматривались вопросы торговли). В
рукописи была предпринята попытка применить идеи западной политэкономии для
обоснования программы капиталистического развития экономики России.
Главное место в трудах русских ученых занимали
аграрные проблемы. В аграрном проекте Павла Ивановича Пестеля (1793–1826)
предусматривались уничтожение крепостного права, ликвидация монополии помещиков
на землю со значительным сокращением их землевладения. Пестель предлагал
конфисковать часть земли у помещиков с частичным выкупом, установить
максимальные размеры земельного владения, разрешить частную собственность
крестьян на землю, создать общественный земельный фонд, из которого наделять
нуждающихся для ведения своего хозяйства.
Кризис крепостничества
В 40-60-е годы Россия переживала тяжелый и острый
кризис крепостнической системы в сельском хозяйстве, и в промышленности. Он
выразился как в дальнейшем значительном росте капиталистического уклада, так и
в важных изменениях, происходивших внутри самих феодальных отношений. Эти
отношения задерживались крепостниками, не желавшими отказаться от своих прав и
привилегий. Поскольку помещики-крепостники опирались на свое государство, на
царское правительство, то борьба против крепостничества неизбежно смыкалась с
борьбой против царизма и его идеологии. Отсюда понятно, почему главным вопросом
идеологической борьбы 40-60-хгодов XIX века был тот же вопрос о крепостном
праве.
Старые общественные производственные отношения пришли
в острое противоречие с развивающимися производительными силами; в недрах
старого общества вырастали новые производительные силы: в рамках феодализма
складывался и развивался капитализм. Это был переломный период в истории
России. Рост крестьянских волнений, убийства помещиков, захват крестьянами
имений всё это было настолько очевидным выражением кризиса крепостнической
системы и расшатывало устои царизма, что даже самые заядлые крепостники
признавали необходимость отмены крепостного права.
Капитализм развивался рядом с крепостничеством,
ослабляя его позиции, создавая предпосылки его уничтожения, но оставаясь бессильным
уничтожить феодальные монополии дворянства, охраняемые самодержавием. Помещичье
хозяйство до отмены крепостного права переживало серьезные изменения, но оно не
превращалось в капиталистическое. Крепостное хозяйство все более тормозило
развитие производительных сил, требовавших новых производственных отношений. Н.
Г. Чернышевский являлся идеологом трудящихся, в первую очередь крепостного
крестьянства. Экономические произведения Чернышевского содержали глубокий
анализ и критику крепостничества, обоснование экономической программы
крестьянской революции, критику капитализма и западной политэкономии. В них
создавалась новая экономическая теория- «политическая экономия трудящихся»,
развивалось и обосновывалось социалистическое учение. Центральное место в трудах
Чернышевского заняли вопросы критики крепостничества, разработка
демократической программа решения аграрного вопроса.
Период кризиса крепостничества характеризуется
огромным подъемом общественной мысли в России. Этот подъем выразился прежде
всего в появлении и сравнительно широком распространении идей социализма.
В рассматриваемое время в России рабочий класс еще не
отделился от крестьянства; не было почвы для восприятия так называемого
научного социализма (марксизма). Однако идеи утопического социализма получили
довольно широкое распространение, но имели свою национальную особенность: они
были тесно связаны с революционным крестьянским демократизмом.
В эпоху кризиса крепостничества русская экономическая
мысль развивалась в неразрывной связи с борьбой вокруг вопроса о крепостной
зависимости.
Борьба против нее принимает новый характер. С
крепостничеством борются не во имя того, чтобы дворянина сменил буржуа, а во
имя полной ликвидации всякой эксплуатации. Если раньше освобождение крестьянина
от крепостной зависимости было наивысшим требованием и не ставился вопрос о
том, кто будет главенствовать в хозяйственной жизни страны. Теперь же
выдвигается требование освободить крестьянина не только от крепостной
зависимости, но и от всякой другой ее формы, чтобы он был полностью свободным
хозяином.
Александр Иванович Герцен (1812–1870) и Николай
Гаврилович Чернышевский (1828–1889)
оставили обширное литературное наследие, внеся большой
вклад в отечественную экономическую мысль. Центральное место в их экономических
взглядах заняли вопросы борьбы с крепостничеством. Крепостное право явилось, по
словам Герцена, «ошейником рабства» на шее народа, позором русского быта.
Герцен и Чернышевский с возмущением разоблачали алчность и паразитизм
крепостников. Герцен писал, что «Россия не может сделать ни шага вперёд, пока
не уничтожит рабство. Крепостное состояние русского крестьянства — это рабство
всей Российской империи». По словам Герцена, крепостничество обрекло русский
народ на «податное состояние, отданное не только на разграбление, но и на
сечение помещикам и полиции». Он с особым негодованием писал о торговле людьми,
поскольку нельзя быть свободным человеком и иметь крепостных, дворовых людей,
«купленных как товар, проданных как стадо». Критикуя крепостническую систему,
Герцен и Чернышевский выдвинули и обосновали требование её уничтожения. Борьбе
с крепостничеством они подчинили все свои интересы, на это направили все
усилия.
Круг проблем, рассматриваемый Герценом, определялся
прежде всего потребностями экономического развития России, поэтому важное место
имела критика системы крепостнических отношений. Он справедливо утверждал, что
“весь русский вопрос, по крайней мере, в настоящее время, заключается в вопросе
о крепостном праве”(т.7, стр. 362).
Крепостническую эксплуатацию Герцен рассматривал как
кражу помещиком труда крестьянина. Он решительно отвергал стремление
крепостников доказать, что оброк необременителен для крестьянина. Сравнивая
оброчные имения крупных помещиков с положением барщинных крестьян
мелкопоместных дворян, он отмечал, что оброчные крестьяне лишь “менее бедные и
несчастливые”.
Раскрывая противоречия крепостнических отношений,
Герцен показал, что существуют две различные, противоположные друг другу
России: Россия крепостного народа и Россия помещиков с их самодержавным
правительством. Между этими Россиями не может быть примирения. Противопоставив
Россию крестьян помещичьей, дворянской России с ее политическим строем,
направленным на охрану господства и привилегий дворян, Герцен открыто встал на
сторону крестьянской, народной России.
Он показал обострение противоречий между крестьянами и
помещиками, вызванное усилением стремления помещиков к наживе и превращение
крепостного крестьянина “в разрабатываемую собственность”.
Жестокая эксплуатация крестьян не могла, по мнению
Герцена, предотвратить разорение помещиков, вывести помещичье хозяйство из
кризиса. Герцен отмечает исключительно большую задолженность помещичьих имений
предреформенной России. Он доказывал бесперспективность крепостнического
хозяйства помещиков.
Герцен разоблачал жестокие формы крепостнической
эксплуатации в России. Он писал, что по другую сторону официальной России были
уже “не люди, а материал, ревизские души, продажные, купленные, всемилостивейше
пожалованные, приписанные к фабрике, экономические, податные, но не признанные
человеческими”.
Русский помещик был для Герцена собственник не столько
земли, сколько крестьян, крепостником, близким к рабовладельцу.
Революционная деятельность Александра Ивановича
Герцена и его яркое литературно-философское творчество явились одной из самых
славных страниц в истории российского освободительного движения и русской
демократической культуры. А. И. Герцен, наряду с Н. П. Огаревым и В. Г.
Белинским, выступил во второй четверти XIX в. как великий мыслитель-материалист,
революционер и демократ, пламенный борец против самодержавно-крепостнического
строя. В условиях кризиса крепостного строя в России и разгоревшейся классовой
борьбы крестьянства против помещиков революционно-демократическая идеология и
материалистическая философия Герцена, Белинского и их соратников была могучим
орудием борьбы против господствовавшей реакционно- крепостнической идеологии,
консервативной идеологии помещичье-буржуазного либерализма и различных форм
идеалистического мировоззрения.
В своеобразном характере русского крепостничества
Герцен видел историческую почву, благоприятствующую особому
некапиталистическому развитию России к социализму.
Крестьянский социализм
Утопический социализм 40-50-х гг. мог иметь только
крестьянскую основу и крестьянскую окраску. Развитие этого социализма
определяется тем, что он явился революционным выражением требований крепостного
крестьянства.
Русский социализм по мере своего развития все теснее
связывался с политической и экономической борьбой против крепостного права,
отражая в этой борьбе интересы крестьянства.
В целом это направление русской
общественно-экономической мысли прямо связано с идеями декабристов и Радищева,
но переход от дворянской революционности к крестьянской воплотил в себе
Александр Иванович Герцен. Он и придал русскому социализму вполне определенный
крестьянский характер.
Герцен выступил как основоположник теории «русского
крестьянского социализма». Её разделял и Огарёв. Они исходили из ошибочного
представления о том, что после падения крепостного права Россия пойдёт по
социалистическому пути. Их идеалом стал социализм, а борьба с крепостничеством
приобрела социалистическую окраску. Зародыш социализма Герцен видел в
крестьянской общине. Потеряв веру в победу революции в Западной Европе после
поражения революции 1848 г.,
он возлагал свои надежды на Россию. В 1851 г. в статье «Русский народ и социализм»
Герцен утверждал, что именно русский народ таит в себе основы социализма. По его
мнению, Россия с её крестьянской общиной ближе к социализму, чем страны
Западной Европы. Под социализмом Герцен имел в виду: 1) право крестьян на
землю, 2) общинное землевладение, 3) мирское самоуправление. Он намечал
создание такого общества посредством использования готовых частичек зародышей
социализма, которые, по его мнению, содержала крестьянская община. В
действительности во взглядах Герцена не было ничего социалистического. Он
создал и развивал одну из утопических теорий. Решающее влияние на формирование
мировоззрения Герцена оказало восстание декабристов. Вскоре после 14 декабря 1825 г. и жестокой расправы
царизма с декабристами А. И. Герцен и его друг Н. П. Огарев на Воробьевых
горах, под Москвой, дали клятву отдать свою жизнь борьбе за дело, начатое
декабристами. Герцен писал: «14 декабря, действительно, открыло новую фазу
нашему политическому воспитанию… эти люди разбудили душу у нового поколения —
повязка спала с его глаз».
В своей аграрной программе Чернышевский исходил из
необходимости полной ликвидации помещичьей собственности на землю, помещичьего
землевладения. Земля должна была стать государственной собственностью с
передачей ее в пользование крестьянским общинам. Требование национализации
земли составляло важнейший пункт его аграрной программы. Помещичьи хозяйства
ликвидировались и заменялись крестьянскими. Но такие хозяйства представляли
только первый шаг на пути создания новой экономической системы. В дальнейшем
предусматривался переход к крупным коллективным хозяйствам, которые в состоянии
обеспечить прогресс производства, основанного на широком применении достижений
науки и техники. Осуществление такой программы Чернышевский связывал с народной
революцией. В решении аграрной проблемы значительное место отводилось
крестьянской общине. Отношение к ней изложено Чернышевским в ряде произведений,
в частности, в статьях «О поземельной собственности», «Критика философских
предупреждений против общинного владения», «Суеверие и правила логики» и др.
Учитывая сохранение крестьянской общины в России, Чернышевский считал
необходимым использовать ее в социально-экономических преобразованиях, отводил
ей важное место в структуре того аграрного строя, который должен был
утвердиться после ликвидации крепостничества. Выступая за полное уничтожение
класса помещиков, национализацию земли, он считал, что на основе общины следует
строить систему землевладения и землепользования.
Социализм Чернышевского не вышел за рамки
утопического. «Чернышевский, — писал В. И. Ленин, — был социалистом-утопистом,
который мечтал о переходе к социализму через старую, полуфеодальную
крестьянскую общину, который не видел и не мог в 60-х годах прошлого века
видеть, что только развитие капитализма способно создавать материальные условия
и общественную силу для осуществления социализма».
Чернышевский дал характеристику капиталистической
конкуренции, экономических кризисов и некоторых других вопросов. Он исходил из
того, что социализм будет свободен от конкуренции и анархии производства, место
которых займет планомерность, соревнование. Социалистическое производство
должно, по его мнению, руководствоваться рациональным расчетом общественных
потребностей и реальных возможностей их удовлетворения на каждом конкретном
этапе развития производительных сил общества.
Крестьянский социализм по Герцену сложился в 50-х
годах, когда человек, чьи помыслы были устремлены к России, не мог видеть в
жизни этой страны тех общественных сил, которые развились через несколько
десятилетий. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском
хозяйстве России уже в 40-х годах поставило перед экономической мыслью вопрос о
характере экономического развития России после ликвидации крепостного права.
Герцен выступил с обоснованием особого
некапиталистического пути развития России. Такому представлению о путях
экономического развития России благоприятствовала социально-экономическая
обстановка периода падения крепостного права. Перед реформой сельское население
составляло более 90% всего населения страны. Несмотря на процесс разложения,
наблюдавшийся среди помещичьих и особенно государственных крестьян, господство
крепостного права задерживало раскол деревни. Пролетариат еще не выделился из
общей массы трудящихся. Крестьянство самостоятельно выступало против крепостного
права и помещичьей власти. Его движение не возглавлялось и буржуазией, искавшей
пути соглашения с помещиками.
Герцен видел в освобождении крестьян с землей не
только уничтожение крепостнических отношений, но и начало последующего
социалистического преобразования России.
Как же так получилось, что существование общества
подлинного равенства он стал связывать со страной, которая отстала от ведущих
стран Европы, которая способствовала подавлению революционных движений конца
40-х годов.
Признавая, что его родина выступала в те годы в роли
“первого жандарма вселенной”, Герцен утверждал, что как есть две Европы
Европа буржуа и Европа работников, так есть и две России Россия
правительственная, императорская, дворянская, солдафонская и Россия “черного
народа”, бедная, хлебопашная, крестьянская. Народ не ответственен за действия
правительства.
Пригнувшись под историей, задавленный и забитый,
русский народ сохранил свою могучую душу, свой великий национальный характер.
Теперь-то нам ясно, что капиталистическое развитие
России в тогдашних конкретных условиях было неизбежно, закономерно и
прогрессивно. Это был единственно возможный путь к социализму. Но было бы
нелепо требовать, чтобы так смотрел на дело Герцен в эпоху, когда еще страшной
реальностью было крепостное право, а рабочего класса в сколько-нибудь
«европейском» смысле вовсе не существовало. Гуманист и народолюбец, Герцен
искал для России какой-то третий путь, который позволил бы ей освободиться от
крепостничества и вместе с тем избежать капитализма и господства буржуазии. В
идейных спорах 40-х годов Герцен выступал как один из вождей западников,
которые, в противовес славянофилам, отстаивали прогрессивность вхождения России
в «европейский мир». В 50-е годы Герцен вроде бы меняет фронт: он говорит об
особом пути и особом предназначении России. Его публицистика как- бы
перекликается с прославленными строками Тютчева! «Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить! У ней особенная стать. В Россию можно только
верить». Но в главном Герцен был далек от тютчевского поэтического
славянофильства и еще дальше от воспевания старины и отсталости, чем занимались
официальные монархические славянофилы. Он видел особое призвание России в том,
чтобы соединить западные идеи социализма с народными основами русской крестьянской
общины и показать миру возможность нового общественного строя без эксплуатации
человека человеком. Идея социальной революции идея европейская. Из этого не
следует, что именно западные народы более способны ее осуществить. Так писал
Герцен в1854 г. Залогом русской социальной революции он считал крестьянскую
общину, отсутствие развитой частной собственности крестьян на землю, традиции
коллективизма, взаимопомощи, артельности в русском народе. Эти национальные
особенности он видел и в рабочих, ремесленных артелях. Русских рабочих по
психологическому складу он считал теми же крестьянами и полагал, что они
принципиально отличны от западноевропейских. На стихийный общинный социализм (в
других местах он употребляет понятие «коммунизм») возлагал Герцен свои надежды,
противопоставляя его как крепостничеству, так и капитализму. Община испокон
веков существовала в русской деревне, однако до 40-х годов XIX в. несколько
загадочным образом почти не привлекала внимания ученых и писателей. Может быть,
потому, что она была чем-то абсолютно органическим, очевидным и потому
незаметным. “Община спасла русский народ от монгольского варварства и от
императорской цивилизации, от выкрашенных по-европейски помещиков и от немецкой
бюрократии. Общинная организация, хоть и сильно потрепанная, устояла против
вмешательства власти”
Как же случилось, что многовековой институт народной
жизни община, органично вписывающаяся в феодальный быт русской деревни,
служившая для самодержавия охранительным началом, стала основным аргументом теории
русского освободительного движения?
Что же социалистического нашел Герцен в общине?
Во-первых, демократизм, или “коммунизм” (т.е.
коллективность) в управлении жизнью села: крестьяне на своих сходках, “на миру”
решают общие дела деревни, выбирают местных судей, старосту, который не может
выступить вразрез с волей “мира”. Это общее управление бытом обусловлено тем
и это второй момент, характеризующий, по мнению Герцена, общину в качестве
зародыша социализма, что люди владеют землей сообща. Он считал, что на основе
общинного землевладения можно улучшить земледелие; если ликвидировать помещичью
власть и чиновничество, можно развить народное образование.
Это общинное владение представлялось Герцену зародышем
социалистической коллективной собственности. Наконец, элемент социализма Герцен
видел также в крестьянском праве на землю, т.е. в праве каждого крестьянина на
надел земли, который община должна предоставить ему в пользование. “Это
основное, натуральное, прирожденное признание права на землю ставит народ
русский на совершенно другую ногу, чем та, на которой стоят все народы Запада”
(т. 18, стр. 355). Это право он считал достаточным условием жизнеспособности
общины. Оно исключало, по его мнению, возникновение безземельного пролетариата.
“Человек будущего в России мужик, точно так же, как во Франции работник”
(т.7, стр.326).
Герцен полагал, однако, что сама по себе община
никакого социализма не представляет. Своей патриархальностью общинное
устройство много веков усыпляло народ. Личность в общине принижена, ее кругозор
ограничен жизнью семьи и деревни. Для того чтобы развивать общину по пути
социализма необходимо приложить к ней западноевропейскую науку. С ее помощью
можно будет ликвидировать отрицательные, патриархальные стороны общины. Герцен
полагает, что усвоив науку, русский народ пройдет все ступени трудного
исторического развития, которые прошла Западная Европа, но этот путь будет
гораздо короче. “Задача новой эпохи, в которую мы входим, писал Герцен,
состоит в том , чтоб на основаниях науки сознательно развить элемент нашего
общинного самоуправления до полной свободы лица, минуя те промежуточные формы,
которыми по необходимости шло…развитие Запада. Новая жизнь наша должна так
заткать в одну ткань эти два наследства, чтоб у свободной личности земля
осталась под ногами и чтобы общинник был совершенно свободное лицо” (т.14, стр.
183).
Таким образом, путь России к социализму через общину
Герцен не рассматривал как исключение из общемирового развития.
Реакционные круги, вплоть до правых славянофилов,
стремились использовать его «открытие» для увековечения «патриархальных»
крепостнических отношений. Герцен и другие революционные демократы, критикуя
монархизм и замаскированное крепостничество автора, хотели видеть, независимо
от этого, в русской общине прообраз ячейки социализма. Во второй половине XIX
в. сельская община оказалась в центре дискуссий по вопросам общественного
развития России. Общине были присущи элементы демократии, порой защищавшие
крестьянскую массу как от произвола помещиков и правительства, так и от
нарождавшихся кулаков-мироедов. Но в конкретных условиях предреформенной и
пореформенной России община могла стать и стала преимущественно учреждением, в
котором воплотились не социалистические, а феодально-крепостнические отношения.
Прогрессивным во второй половине века могло быть только капиталистическое
развитие, а этому-то развитию община мешала, прикрепляя крестьянина к земле,
препятствуя переливу рабочей силы в промыслы, увековечивая сословную
замкнутость, косность, забитость крестьянских масс. Герцен не мог не видеть
многие проявления тенденций капиталистического развития России. Любопытно. что
он иногда называл обуржуазивание дворянства, соединение феодальной эксплуатации
крестьян с капиталистической распространением начал политической экономии. Для
Герцена политическая экономия его времени ассоциировалась с именами Мальтуса и
Сэя и представлялась антигуманной наукой об обогащении немногих за счет многих,
о способах эксплуатации труда капиталом. Внедрение «принципов политической экономии»
в России он считал гибельным для народа и надеялся, что ему будет противостоять
община, поскольку ‘ее экономический принцип полная противоположность…
положению Мальтюса ‘: она предоставляет каждому без исключения место за своим
столом’. Жестокому, антигуманному капитализму Герцен стремился противопоставить
патриархальную гуманность русского сельского «мира», где все бедны, но с голоду
человек не умрет, если у соседей есть чем поделиться с ним. Герцен бесчисленное
число раз объяснял, что он понимает под русским социализмом. В одном из самых
ярких мест он говорит; ‘Мы русским социализмом называем тот социализм, который
идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего
передела полей, от общинного владения и общинного управлення,- и идет вместе с
работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой
стремится социализм вообще и которую подтверждает наука’. В этой статье Герцен
в нескольких ярких фразах показывает пути зарождения и формирования
социалистических идей в России и место в этом процессе Чернышевского, который
тогда был уже в Сибири, на каторге. Из цитаты видно, что Герцен считал
важнейшим «социалистическим» элементом общины отсутствие безусловной частной
собственности на землю (постоянный передел земли в общине по размерам семьи). К
сельской общине он присоединяет и промысловую артель. Наконец, он указывает,
что принципы социализма подтверждаются наукой, но конечно же не буржуазной
политической экономией его времени. Какую именно науку имел здесь в виду
Герцен, мы не знаем. Теория, которая действительно стремилась соединить науку с
социализмом, уже существовала, но Герцен не мог принять ее основных положений.
Герцен с особой яркостью и неповторимым своеобразием показал, что вокруг
проблемы «Россия и Запад» группируется весь круг вопросов будущего развития
России и русского народа. Нельзя не согласиться со словами А. Володина:
‘Русские мыслители самых разных мировоззрений, но объединенные общим
беспокойством о будущем своей страны, проявляют именно в это время предельную
активность в осмыслении проблемы «Россия и Запад». Амплитуда решений громадная.
Достаточно только перечислить имена некоторых мыслителей, чтобы понять,
насколько разнообразен их ряд: Чаадаев… Гоголь… Белинский… Хомяков…
Достоевский… Салтыков-Щедрин… Тютчев… Чернышевский… Писарев…
Чичерин… В этом ряду Герцен одна из важнейших фигур«». Хорошо известен
принцип: идеи мыслителей прошлого надо рассматривать в свете исторических
условий их деятельности, искать в этих идеях не то, чего эти мыслители не дали
и объективно не могли дать, а то, что было ново и смело для своего времени.
Н. Г. Чернышевский Николай Гаврилович Чернышевский был
сыном священника в Саратове. Отец предназначал его к духовной карьере, но, видя
исключительные способности своего сына, дал ему домашнее (очень тщательное)
воспитание, и только когда ему исполнилось 16 лет, отдал его прямо в старший
класс духовной семинарии. Чернышевский поражал и учителей, и товарищей
огромными знаниями он знал очень хорошо все новые языки, а также латинский,
греческий и еврейский. Начитанность его была совершенно исключительной и резко
выделяла его из среды товарищей. Уже в студенческие годы оформились философские
и ‘ социально-политические убеждения Чернышевского; особо надо отметить его
вхождение в кружок Иринарха Введенского (1815-1855). которого тогда называли
«родоначальником нигилизма». В кружке Введенского говорили преимущественно на
социально-политические, иногда и философские темы, и у Чернышевского уже в
это время ясно определились его симпатии к социализму. Чернышевский следил
очень внимательно-преимущественно за французской социалистической мыслью. Уже в
1848-ом году он пишет в своем дневнике, что он стал ‘решительно партизаном
социалистов и коммунистов’. Революционное настроение Чернышевского,
разраставшееся от изучения социалистических утопий, отбрасывало его от Гегеля.
Но в том же 1849-ом году Чернышевский прочитал «Сущность христианства»
Фейербаха; книга не поколебала пока религиозных взглядов Чернышевского, но он
продолжал изучать Фейербаха и скоро стал горячим и убежденным поклонником его
антропологизма и материалистических его тенденций5). Надо признать, что
источники взглядов Чернышевского лежали в общей научно- философской литературе
его времени, и прежде всего, в том культе научности («сциентизме»), который
вообще характерен для XIX века. Чернышевский (как отчасти и Герцен) стоял под
влиянием французской духовной жизни,- отсюда шли те социалистические веяния,
которые захватывали ум и сердце Чернышевского целиком. Конечно,
социально-экономические идеи Чернышевского имели ясно выраженный этический
корень; примат этики над «чистой» научностью чрезвычайно существенно определял
духовную установку Чернышевского. Это была настоящая вера в науку, в ее неограниченные
возможности, ее познавательную мощь; это поддерживалось и тем реализмом,
который вообще очень ярко стал проявляться в русской литературе с середины
40-ых годов,- в противовес «романтизму» отцов.
Экономические программы
народничества
В своей аграрной программе Чернышевский исходил из
необходимости полной ликвидации помещичьей собственности на землю, помещичьего
землевладения. Земля должна была стать государственной собственностью с
передачей ее в пользование крестьянским общинам. Требование национализации
земли составляло важнейший пункт его аграрной программы. Помещичьи хозяйства
ликвидировались и заменялись крестьянскими. Но такие хозяйства представляли
только первый шаг на пути создания новой экономической системы. В дальнейшем
предусматривался переход к крупным коллективным хозяйствам, которые в состоянии
обеспечить прогресс производства, основанного на широком применении достижений
науки и техники. Осуществление такой программы Чернышевский связывал с народной
революцией. В решении аграрной проблемы значительное место отводилось
крестьянской общине. Отношение к ней изложено Чернышевским в ряде произведений,
в частности, в статьях «О поземельной собственности», «Критика философских
предупреждений против общинного владения», «Суеверие и правила логики» и др.
Учитывая сохранение крестьянской общины в России, Чернышевский считал
необходимым использовать ее в социально-экономических преобразованиях, отводил
ей важное место в структуре того аграрного строя, который должен был
утвердиться после ликвидации крепостничества. Выступая за полное уничтожение
класса помещиков, национализацию земли, он считал, что на основе общины следует
строить систему землевладения и землепользования. Чернышевский дал
характеристику капиталистической конкуренции, экономических кризисов и
некоторых других вопросов. Он исходил из того, что социализм будет свободен от
конкуренции и анархии производства, место которых займет планомерность,
соревнование. Социалистическое производство должно, по его мнению,
руководствоваться рациональным расчетом общественных потребностей и реальных
возможностей их удовлетворения на каждом конкретном этапе развития
производительных сил общества.
Герцен считал важнейшим «социалистическим» элементом
общины отсутствие безусловной частной собственности на землю (постоянный
передел земли в общине по размерам семьи). К сельской общине он присоединяет и
промысловую артель. Наконец, он указывает, что принципы социализма
подтверждаются наукой, но конечно же не буржуазной политической экономией его
времени.
Тенденции народничества в какой-то степени характерны
для современных социальных учений и воззрений ряда стран «третьего мира». В
этих учениях в разной форме и с различной политической направленностью
представлены идеи, родственные русскому народничеству.: критика буржуазной
действительности с точки зрения мелкого производителя; определение крестьянства
как ведущей социальной группы общества, а интеллигенции как лидера социального
движения и др. Идеологиям развивающихся стран, как и русским народникам,
присущи идейная противоречивость, многообразие мировоззренческих позиций,
различие политических ориентаций — от либерально-буржуазных до
революционно-демократических. К. Маркс и Ф. Энгельс, а позднее В. И. Ленин
указывали на возможность некапиталистического развития для молодых стран при
условии поддержки их рабочим классом и социалистических революций в развитых
странах. Критикуя утопические мелкобуржуазные представления, уклонения в
сторону национализма и буржуазного либерализма, встречающиеся в современном
национально-освободительном движении, коммунисты в то же время поддерживают его
революционно-демократические силы, выступающие в борьбе с международным
империализмом за некапиталистический путь развития, за социальный прогресс.
Центральным звеном системы взглядов народничества,
явилась теория некапиталистического пути развития России, идея перехода к
социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских
начал сельской общины. Подобная перспектива предусматривала ряд радикальных
социальных мер: ликвидацию помещичьего землевладения, наделение крестьян
землёй, установление демократического народного правления. Теория
некапиталистического пути развития России была выдвинута в конце 40 — начале
50-х гг. родоначальниками народничества А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским.
Идеи «крестьянского социализма» активно пропагандировал Н. П. Огарев. «Вера в
особый уклад, в общинный строй русской жизни; отсюда — вера в возможность
крестьянской социалистической революции — вот что одушевляло их, поднимало десятки
и сотни людей на геройскую борьбу с правительством», — писал В. И. Ленин
(Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 271). В конце 60—70-х гг. теоретическим
обоснованием идеи некапиталистического пути развития становится субъективная
социология (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и др.), которая движущей силой
исторического прогресса провозглашала «критически мыслящие личности»,
интеллигенцию. Последняя характеризовалась как носитель просвещения,
нравственного сознания (идея «долга перед народом»), идеалов справедливого
социального общежития. Данная концепция — осознанно или неосознанно —
разделялась большинством деятелей народничества. Возникшая как реакция
передовой интеллигенции на обнаружившуюся в годы революционной ситуации 1859—61
неспособность крестьянских масс подняться на революцию, субъективная социология
по своему социальному содержанию отражала революционно-демократические
тенденции. Вместе с тем в теоретическом отношении она была несостоятельной,
была проявлением идеализма и субъективизма, шагом назад по сравнению с
взглядами Герцена и Чернышевского, В 80-х гг. в народничестве. получил развитие
«экономический романтизм» (В. П. Воронцов, Н. Ф. Даниельсон и др.),
представители которого исходили из противопоставления типов экономической
эволюции Западной Европы и России. Народники-экономисты стремились доказать
бесперспективность капиталистического развития в России и необходимость
перехода к «народному производству» — некапиталистической индустриализации,
артельно-общинному методу организации хозяйства. Будучи в целом ошибочной
мелкобуржуазной теорией, «экономический романтизм» привлекал внимание
общественной мысли к особенностям экономического развития России.
Народничество, идеология и движение разночинной
интеллигенции, господствовавшие на буржуазно-демократическом этапе
освободительной борьбы в России (1861—95) и отражавшие интересы крестьянской
демократии. Соединяя радикальную буржуазно-демократическую антифеодальную
программу с идеями утопического социализма, народничество одновременно
выступало и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития
страны. С момента зарождения в народничестве. наметились две тенденции —
революционная и либеральная. В 60—80-х гг. революционные народники разными
путями стремились к крестьянской революции. С середины 1880-х гг. либеральное
народничество, ранее не игравшее существенной роли, стало господствующим
направлением. народничество исчерпало свою революционность и было идейно
разгромлено марксизмом. С начала пролетарского этапа ведущая роль в освободительном
движении перешла к рабочему классу во главе с марксистско-ленинской партией. В
движении народничества участвовали представители многих национальностей России,
идеология народничества своеобразно преломлялась в условиях различных
национальных районов страны.
Народничество в России — «это целое миросозерцание…
Громадная полоса общественной мысли» (Ленин В. И., Тетради по аграрному
вопросу. 1900—1916, 1969, с. 21). Оно оказало влияние на развитие литературы
(Н. А. Некрасов, Г. И. Успенский, Н. Н. Златовратский и др.), живописи
(передвижники), музыки (композиторы «Могучей кучки»), историографии (В. И.
Семевский, А. Я. Ефименко и др.), экономической науки (земская статистика) и
др.
1870-е гг. явились новым этапом в развитии
революционного демократического движения, по сравнению с 60-ми гг. неизмеримо
выросло число его участников. Весной и летом 1874 началось массовое «хождение в
народ», которое явилось первой проверкой идеологии революционного
народничества. Крестьянство не поддержало пропагандистов; к концу 1875
участники движения были арестованы и затем осуждены по «процессу 193-х».
«Хождение в народ» выявило организационную слабость народнического движения и
определило необходимость единой централизованной организации революционеров.
Попыткой преодолеть выявившуюся организационную слабость народничества явилось
создание «Всероссийской социально-революционной организации» (конец 1874 —
начало 1875). В середине 70-х гг. проблема концентрации революционных сил в
единой организации стала центральной. Она обсуждалась на съездах народников в
Петербурге, Москве, в эмиграции, дебатировалась на страницах нелегальной
прессы. Революционерам предстояло выбрать централистский или федеративный
принцип организации, определить отношение к социалистическим партиям в др. странах.
Народничество такое же характерно русское явление, как
и нигилизм, как и анархизм. Народничество, прежде всего, вера в русский народ.
Чувство вины перед народом играло огромную роль в психологии народничества.
Интеллигенция всегда в долгу перед народом и она должна уплатить свой долг. Вся
культура, полученная интеллигенцией, создана на счет народа, на счет народного
труда и это налагало тяжелую ответственность на приобщенных к этой культуре.
«Русское народничество порождение раскола петровской эпохи. Оно продукт
сознания интеллигентными слоями неоправданности своей жизни, нелепости своей
жизни».
Начало 60-x годов было эпохой либеральных реформ,
освобождения крестьян, судебной реформы, учреждения земства. Было несколько лет
большей гармонии, относительной примиренности левой интеллигенции с властью и
желание участвовать в осуществлении реформ, идущих сверху. «Но эти весенние
настроения продолжались недолго». Реакционное настроение сверху и революционные
настроения снизу нарастали, и атмосфера становилась все более нездоровой.
Началось революционное движение, которое выразилось в террористических актах
против Александра II. Революционные акты изменить строя не могли, так как
огромная масса народа все еще верила в священность самодержавной монархии. После
освобождения крестьян революционное народничество, аграрный социализм получили
новые мотивы. B России началось развитие капиталистической индустрии.
Преемниками народничества стали
«социалисты-революционеры» — эсеры, оформившиеся в партию в 1902 в результате
объединения народнических групп и кружков.
В нелегальных народнических изданиях ставилась
проблема интернациональных связей между трудящимися разных стран. Сильное
влияние на развитие революционного движения в России оказала Парижская Коммуна
1871. По словам революционера и писателя С. М. Степняка-Кравчинского, с
появлением Парижской Коммуны «… русский социализм вступил в воинствующий
фазис своего развития» (Соч., т. 1,
М., 1958, с. 374).
Заключение
Идеи А.И. Герцена и Н.Г.Чернышевского отражали борьбу
крестьянства против помещичьего землевладения в условиях падения крепостного
права, развивавшихся в России капиталистических отношений. Проповедуя идеи
“крестьянского социализма”, они нападали на феодальное помещичье землевладение,
доводя борьбу против него до требования ликвидации частной земельной
собственности и передаче всей земли крестьянским общинам.
Анализ теории “крестьянского социализма” показывает,
что она представляла собой разновидность утопического социализма, хотя и
превосходила утопический социализм Западной Европы своей революционной
действенностью и тесной связью с практикой, с движением народных масс. Жизнь
показала несостоятельность данной теории, ее утопизм. Развитие капитализма в
России опровергло надежды, возлагавшиеся Герценом и Чернышевским на общину и
некапиталистический путь развития. Сельская община оказалась не в состоянии
противодействовать развитию капитализма и предотвратить дифференциацию
крестьянства. Но, несмотря на свой утопизм теория эта была формой, выражавшей
прогрессивное требование об уничтожении крепостничества.
Революционная деятельность Александра Ивановича
Герцена и его яркое литературно-философское творчество явились одной из самых
славных страниц в истории российского освободительного движения и русской
демократической культуры.
А. И. Герцен, наряду с Н. П. Огаревым и В. Г.
Белинским, выступил во второй четверти XIX в. как великий
мыслитель-материалист, революционер и демократ, пламенный борец против
самодержавно-крепостнического строя.
В условиях кризиса крепостного строя в России и
разгоревшейся классовой борьбы крестьянства против помещиков
революционно-демократическая идеология и материалистическая философия Герцена,
Белинского и их соратников была могучим орудием борьбы против господствовавшей
реакционно-крепостнической идеологии, консервативной идеологии
помещичье-буржуазного либерализма и различных форм идеалистического
мировоззрения.
А. И. Герцен, вышедший из помещичьей среды и
принадлежавший к поколению дворянских революционеров, был продолжателем лучших
традиций борьбы против крепостничества и царизма, в особенности традиций А. Н.
Радищева и декабристов. Но Герцен не остался на уровне своих предшественников и
учителей — дворянских революционеров — и с 40-х годов, несмотря на некоторые
колебания и либеральные иллюзии, начал переходить на
революционно-демократические позиции.
А. И. Герцен был одним из тех выдающихся мыслителей и
деятелей революционной демократии XIX в., труды которых явились высшим
достижением домарксистской общественно-политической и философской мысли; они
обогатили сокровищницу русской и мировой культуры, приумножили духовное величие
и славу русского народа.
Н. Г. Чернышевский являлся идеологом трудящихся, в
первую очередь крепостного крестьянства. Экономические произведения
Чернышевского содержали глубокий анализ и критику крепостничества, обоснование
экономической программы крестьянской революции, критику капитализма и западной
политэкономии. В них создавалась новая экономическая теория- «политическая
экономия трудящихся», развивалось и обосновывалось социалистическое учение.
Центральное место в трудах Чернышевского заняли вопросы критики
крепостничества, разработка демократической программа решения аграрного
вопроса.
Народники-дворяне
руководствовались мотивами совести, народники-разночинцы — мотивами чести.
Русскому народничеству всегда было свойственно отвращение к буржуазности и
боязнь развития капитализма в России. Народники верили в особые пути развития
России, в возможность миновать западный капитализм, в предназначение русского
народа разрешить социальный вопрос лучше и скорее, чем на западе. Русскому народу всегда были чужды понятия о собственности. Для русского сознания важно не отношение к принципу собственности,
а отношение к живому человеку. Русский коммунизм имеет доктрину противоположную
народничеству, но в него вошли сильные элементы религиозного народничества.
Деятельность
народников, их самоотверженность вызывали к ним глубокие симпатии со стороны
образованной части общества. Поведение революционеров выглядело особенно
впечатляющим в сравнении с погоней за наживой, которая расцвела тогда на почве
железнодорожного строительства, учреждения банков и торгово-промышленных
предприятий. Однако крестьяне, жившие собственной жизнью, сообразно укоренившимся
представлениям, не откликнулись на призывы народников. Стремившиеся к
переустройству жизни на основах «общинного» социализма революционеры не сумели
претворить свою программу в жизнь.
Список литературы
Соч.: Полн. собр. соч., т, 1—16, М., 1939¾53;
Собр. соч., т. 1¾5, М., 1974; Избр. экономич. произведения, т. 1—3, М.,
1948— 1949;
Избр. философские соч., т. 1—3, М., 1950—51; Эстетика,
М., 1958; Что делать? Из рассказов о новых людях, Л., 1975.
* Герцен А. И. Соч. Т. 12. М., 1957. С. 35.
Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 20. С. 175.
* Чернышевский Н. Г. Избранные экономические
произведения. Т. 2. М.,
1948. С. 69.
13. См.: Н. К, Каратаев. Народническая экономическая литература,
с. 160-169.