Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения

Дата: 21.05.2016

		

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.
Самарский государственный педагогический университет.
Факультет дефектологии.

Контрольная работа по МПП в начальных классах специальных школ на тему:

«Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в
процессе проведения экскурсий на уроках природоведения»

Выполнила студентка
3-го курса з/о

Проверила:
Устинова Е.В.

Самара, 2000.

План.
I. Экскурсия — непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектов
и явлений в естественной или искуственно созданной обстановке. 3
II. Беседа и рассказ учителя как методика обучению анализу и сравнению
объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках
природоведения в I — III классах начальной школы. 4
III. Роль экскурсии в процессе формирования у учащихся представлений о
природе как едином целом. 8
Литература. 9

Экскурсия — непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектов и
явлений в естественной или искуственно созданной обстановке.

Педагоги, психологи, методисты убедительно доказали, что процесс
формирования и развития личности должен начинаться с первых дней жизни
человека, что создаёт благоприятные условия для раскрытия потенцильных
возможностей ребёнка. Выявлению и раскрытию этих возможностей способствует
проведение экскурсий.

В течение многих лет в учебных программах начальных классов массовой и
вспомогательной школ значительное место в изучении природоведческого
материала отводится экскурсиям и предметным урокам, на которых предметы и
явления рассматриваются в естественных условиях.

Цель этих уроков – ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы
при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы.

Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным
на предшествующих уроках материалом. В тоже время полученные на экскурсиях
представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на
последующих уроках.

Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях
обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать,
устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы,
способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей
действительности.

Беседа и рассказ учителя как методика обучению анализу и сравнению
объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках
природоведения в I — III классах начальной школы.

В I классе дети не изучают природоведение, а знакомятся с отдельными
элементами и явлениями природы во время наблюдений, экскурсий, чтения
статей из книги для чтения за 1 класс.

Для знакомства с сезонными изменениями в природе наряду с наблюдениями
программой для I класса предусматривается проведение экскурсий.

Первую экскурсию в природу учитель проводит с целью показа детям, что
происходит в природе ранней осенью.

Прежде чем повести детей на экскурсию учитель должен изучить место
экскурсии, выбрать именно ту часть леса или парка где растут лиственные и
хвойные растения, наметить наиболее короткий и удобный путь от школы, места
для бесед и отдыха.

На экскурсиях учитель начальных классов должен проводить работу по
уточнению и расширению природоведческих понятий, формированию
материалистического мировоззрения, развитию логического мышления,
воспитанию эстетических чувств, приобретение учащимися умения наблюдать в
природе.

Экскурсии проводятся непосредственно в природу, в музей, на выставку,
в ботанический сад, в зоопарк, на фабрику, на водоёмы окрестностей, и т.д.

Они бывают:

1. Учебные (програмные)

2. Внеучебные (непрограмные)

Учебные экскурсии можно проводить до изучения темы (вводные
экскурсии), например в III классе для ознакомления с ландшафтом своей
местности, или после изучения темы (обобщающие экскурсии), например во II
классе после изучения каждого времени года.

Каждую экскурсию руководитель заранее тщательно готовит.
Предварительно ему необходимо самому побывать на месте проведения
экскурсии; найти наиболее интересные типичные объекты; изучить и определить
маршрут, удобные места для остановок; продумать характер самостоятельных
наблюдений учащимися; выяснить, что ребята могут собрать для коллекций (без
ущерба для природы); составить план проведения экскурсии; наметить основные
вопросы для итоговой беседы.

Должны быть подготовлены к экскурсии и учащиеся. Учитель знакомит
детей с задачами и целью экскурсии; на уроке, предшествующем экскурсии,
ставит перед учащимися вопросы, которые они должны будут решить на
экскурсии; распределяет задания для наблюдений и сбора природного
материала.

Успех экскурсии во многом зависит от ее организации. С этой целью
класс можно разделить на небольшие группы (по 5—6 человек) и назначить в
каждой старшего, который будет отвечать за порядок и выполнение заданий.
Каждая группа имеет соответствующее снаряжение: компас, лопатки, папки для
гербария. этикетки, баночки, лупу и т. п. в зависимости от характера
экскурсии.

Главное, чтобы учащиеся знали, что и как надо увидеть, рассмотреть,
узнать в природе.

Соответственно месту и объектам изучения учитель определяет структуру,
методы проведения экскурсии и составляет план-маршрут. Например, вот как
можно провести зимнюю экскурсию во II классе.

Содержание экскурсии: определение признаков зимы, свойств снега и
льда, характерных признаков лиственных и хвойных деревьев; наблюдение за
жизнью зимующих птиц, растений и зверей, деятельностью человека по охране
природы.

Методы и виды работ: беседа, рассказ учителя, наблюдения, практическая
работа, самостоятельная работа, обработка собранного материала.

Маршрут и объекты для наблюдений: дорога, пруд или озеро, лес;
зимующие птицы (ворона, галка, сорока, воробей, синица, дятел, снегирь);
деревья (береза, липа, дуб, сосна, ель); растения под снегом; насекомые и
их личинки под корой или в старом пне; следы на снегу.

Во время экскурсии дети собирают веточки и плоды отдельных деревьев и
кустарников, упавшие кусочки коры, сухие стебли трав, выкапывают из-под
снега одно зеленое растение. Если в лесу дети найдут шишки, расклеванные
птицами, обгрызенные белкой, или какие-нибудь другие следы жизни леса, то
их тоже надо принести в класс. Хорошо, если учителю, а может быть, и
ученику удастся сделать несколько фотоснимков.

Желательно увидеть деятельность человека по охране природы
(подкормку птиц, искусственные гнездовья, кормовые столики для птиц и
других животных и т. д.) и самим принять непосредственное участие в этой
работе.

В конце экскурсии учитель проводит беседу по следующим вопросам: как
выглядят зимой лиственные и хвойные деревья и кустарники? Какое значение
для жизни растений имеет снег? Каких животных можно наблюдать зимой в лесу,
по дороге в лес, на пруду или озере? Чем питаются зимующие птицы?

В последующие дни дети оформят из материалов экскурсии выставку в
уголке природы. Собранные материалы можно использовать на предметных уроках
природоведения, а также на уроках чтения, изобразительного искусства,
трудового обучения.

Подобные экскурсии имеют не только образовательные задачи (освоение
детьми основных признаков сезонов и изменений, которые происходят при этом
в растительном и животном мире), но и воспитательные. Надо уже с I класса
воспитывать в детях любовь к природе, помогать им видеть в окружающей их
природе прекрасное, открывать для них мир больших чувств и мыслей, делать
ребят защитниками, друзьями природы.

В III классе экскурсии связаны с изучением своего края, своей
местности. Перед каждой экскурсией учитель должен провести большую
подготовительную работу, познакомиться с планом местности, с отдельными
элементами природы по намеченному маршруту, прочитать о растениях и
животных своей местности, разработать индивидуальные задания для учащихся и
т. д. Особенно надо обратить внимание на самостоятельную работу учащихся во
время экскурсий.

На экскурсии у третьеклассников формируют правильные представления о
холме и его высоте, равнине, оврагах, местных водоемах (реке, озере,
пруде), их расположении, особенностях, хозяйственном использовании
человеком.

Знакомство с растительным и животным миром лучше всего организовать
при проведении комплексных экскурсий. Надо стремиться к тому, чтобы
учащиеся могли бы сами открывать те связи и взаимозависимости, которые
существуют между животными и растениями. Так, на экскурсии к водоёму можно
показать эту связь на примере лягушки, которая питается в основном
насекомыми. Уничтожение лягушек ведёт к тому, что комары и мошки
размножатся в районе водоёма в огромном количестве.

Собранный на экскурсии материал оформляют соответствующим образом и
используют на различных уроках.

Роль экскурсии в процессе формирования у учащихся представлений о
природе как едином целом.

Знакомство с природой в начальных классах вызывает у школьников
радость, видя и понимая свое единство с природой, они переживают заботу и
тревогу о сохранении и умножении природных богатств. В. А. Сухомлинский
говорил, что во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с
природой необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной,
что природа — это наш дом, природа — частица нас самих, а равнодушие к
природе — это безразличие к собственной судьбе.

Успех проведения экскурсии во многом определяется учителем, его
мастерством, любовью к природе, чутким отношением к детям. Необходимо,
чтобы увиденное отразилось и на эстетическом воспитании детей, вызвало у
них живой образ, обострило их глаз, обогатило мысль, язык поэтическими
образами. Однако детям надо помочь находить эти поэтические краски. С этой
целью можно использовать чтение отрывков из художественных произведений, в
которых имеются поэтические описания природы. Если дети устали на экскурсии
или учитель чувствует, что необходимо повысить интерес к какому-либо
объекту, можно использовать для этого занимательные вопросы и загадки.

Таким образом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное
значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят обьекты
природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой,
животных с растениями. Это позволяет сформировать у учащихся представление
о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом
взаимосвязаны. Отдельные понятия, полученные на класных занятиях,
экскурсиях сливаются в более широкое понятие — «природа».

Литература.

1. Подзоров В.И. Природоведение с методикой преподавания. — Киев, 1990.
2. Геращенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения:
учебное пособие для учащихся пед. уч-щ. — М: Просвещение, 1984.
3. Минаева В.М. Внекласная работа по природоведению в начальных классах. —
Минск, 1980.
4. Ковель Н.С. Природоведение в 4 кл. четырёхлетней начальной школе. —
Киев, 1989.
5. Экскурсии по изучению природы родного края. — Томск, 1958.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий