История развития детско-юношеского туризма

Дата: 21.05.2016

		

Введение

Детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм, в отличие от
других видов спорта является одной из наиболее эффективных оздоровительных
технологий.
Одной из важных целей детско-юношеского туризма, как спорта,
оздоровления и вида деятельности является формирование здорового образа
жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное
значение в воспитании детей.
Принимая во внимание, что дети и молодежь будущее поколение страны,
в современных экономических условиях не должны терять нравственные
ориентиры, скатываться в бездуховную, наркоманную и криминальную среду
городов перед детским туристским движением страны сегодня стоят
первоочередные задачи:
— вернуть молодому поколению прекрасный мир спортивного туризма и развивать
его;
— эффективно обучить жизненным навыкам выживания человека в природной и
городской среде обитания;
Новые экономические отношения, происходящие в стране обострили
проблемы в детском спортивно-оздоровительном туризме, потребовали изменений
в процессе деятельности основной материальной и организационной базы
массового туризма.
Спортивно-оздоровительный туризм России, в состав которого
органично входит детско-юношеский туризм не оставлен без внимания
Правительством Российской федерации, так в Федеральной программе развития
туризма Российской Федерации от 26. 02. 1996 года № 177. «Развитие туризма
в Российской федерации» определены основные направления развития и детско-
юношеского туризма
Актуальность исследования детского оздоровления в системе
спортивно-оздоровительного туризма России, обусловлена, прежде всего,
социально-экономическими реформами осуществляемыми в стране, созданием
новой государственной системы оздоровления детей действующей и по линии
просвещения и по линии социально-страховых учреждений.
Поэтому тема дипломной работы «Экономические вопросы развития детско-
юношеского туризма» имеет особую ценность.
Более того, применительно к условиям горного региона Западного
Кавказа, горной части Республики Адыгея, она мало изучена и не описана в
нормативной, методической и экономической литературе, несет новое научное
знание, которое необходимо в современных условиях развития детского
спортивно-оздоровительного туризма.
В педагогической науке последних лет, нормативно-правовой базе
спортивно-оздоровительного туризма отмечалась особая эффективность
оздоровления детей в природной среде, ставились вопросы профессиональной
ориентации и самоопределения в детском спортивно-оздоровительном туризме, в
многогранности, специфичности, особенности и сложности воспитания
всесторонне развитого ребенка, познавательно-оздоровительные мероприятия,
которого проводятся в суровых условиях природной «арены». Но оздоровление,
обучение, воспитание и экономическое обоснование эффективности деятельности
этой сферы, в условиях природного туристского оздоровительного детского
лагеря, как структурного подразделения коммерческой системы туризма не
рассматривалось.
Поэтому, необходимость изучения и обобщение собранных материалов
для системы спортивно-оздоровительного туризма о детско-юношеском туризме
развивающемся в структурах коммерческого туризма и определила тему нашего
исследования.
Объект исследования – детский спортивно-туристский лагерь в условиях
Хаджохской турбазы «Горная».
Предмет исследования — методы и формы оздоровления детей, экономическая
эффективность предприятий туризма в условиях обслуживания детей
Цель исследования – изучить условия оздоровления детей средствами туризма
в новых экономических условиях на коммерческом предприятии и эффективность
производства от этой деятельности.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
-определить социально-педагогические основы детско-юношеского туризма и
систематизировать основные требования к гармоничному развитию ребенка
средствами туризма в туристском спортивно-оздоровительном лагере в
современных условиях;
— провести анализ существующей экономической системы оздоровления детей в
туристском спортивно-оздоровительном лагере и определить перспективные
направления развития;
— изучить рекреационные возможности горного района Республики Адыгея на
Западном Кавказе для использования, в развитии сети детских туристских
оздоровительных лагерей;
-изучить организационно-методическую модель построения детского отдыха в
условиях туристского лагеря на примере оздоровительных программ Хаджохской
турбазы «Горная»;

Методы исследования включают в себя:
1. Анализ экономической, педагогической, специальной профессиональной
литературы по проблеме исследования;
2. Анализ материалов содержащих данные о детско-юношеском туризме в
условиях оздоровительных лагерей.
3. Сбор материалов, обработка, наблюдение и экономические расчеты.
4. Непосредственная работа автора исследования в период прохождения
производственной практики.

Исследование проводилось по материалам действующего туристского
предприятия, Хаджохской турбазы «Горная».
Научная новизна исследования темы дипломной работы заключается в
обосновании и подтверждении эффективности деятельности турбазы, как
детского оздоровительного лагеря.
Ранее этим видом деятельности турбаза не занималась. В качестве
главной предпосылки эффективности производственной деятельности турбазы
была использована мотивация обучения и оздоровления детей в условиях
туристских походов, как максимально приближенных к условиям «дикой»
природы.
Адыгея –как один из самых привлекательных южных регионов России,
многие годы собирала и собирает на отдых юных туристов из разных уголков
страны. Туристские и климатические возможности республики Адыгея позволяют
развивать детский туризм круглый год.
В исследовании данной темы, теоретическом обосновании
уникальности природного потенциала Адыгеи для развития детско-юношеского
туризма, его эффективного экономического использования и перспективного
направления освоения стоит наша основная задача. Окрестности поселка
Каменномостского — это самое популярное место для развития детских
туристских и экскурсионных маршрутов. Горы Передового хребта, Фишт-
Оштеновский горный узел и Лагонакское нагорье- это будущее туристской
отрасли республики. С ним связано все перспективное и стратегическое
планирование развития детско-юношеского туризма Адыгеи
Развитие детско-юношеского туризма, предусматривает детальное
изучение горного региона, существующих коммерческих туристских маршрутов,
историю развития и освоения местности, поэтому в работе дана подробная
характеристика географического положения, рекреационных и туристских
возможностей региона, его экономического развития.
Горная Адыгея интересна тем, что здесь можно развивать самые разные
виды спортивно-оздоровительного туризма В спортивном: — пешеходный,
горный, водный, лыжный, авто, вело, мото, и спелеотуризм. В коммерческом —
трекинг, каньонинг, рафтинг, горнолыжный, конный и другие виды отдыха. В
данной работе мы рассматриваем возможности развития самого массового
вида туризма среди детей — пешеходного.
Данная дипломная работа на тему «Экономические вопросы развития
детско-юношеского туризма в Республике Адыгея» на примере Хаджохской
турбазы «Горная» раскрывает направления развития, историю, дальнейшие
природные и туристско-экскурсионные возможности. Выбор исследования данной
темы выпал на эту турбазу потому, что здесь полностью сохранились
туристские традиции и направления развития детского туризма. Именно она
одна из первых в Адыгее перепрофилировалась от обслуживания взрослого
населения в обслуживание детей занимающихся туризмом.
На примере этой турбазы можно проследить альтернативное
бюджетному, проводимому по линии министерства просвещения, коммерческое
развитие детского туризма, проводимое министерством социальной защиты
населения, фондом социального страхования, комитетом по делам молодежи и
другими организациями в рамках оздоровительных летних кампаний в республике
Адыгея. Она первая из турбаз была создана в Адыгее и многие годы была
флагманом развития туризма в республике.
В данной работе дан анализ финансово-экономической деятельности
турбазы «Горная», материального состояния, ее основные направления в
развитии детско-юношеского туризма, возможности и перспективы.
За годы работы эта турбаза смогла самостоятельно развить свои
филиалы турбазы «Кавказ» и «Лаго-Наки», Хаджохская теснина и Большая
Азишская пещера, которые превратились в знаменитые теперь зоны отдыха и
туризма.
Тема исследования экономического развития детско-юношеского туризма в
Адыгее очень актуальна. Материалы этой работы могут быть использованы в
практической деятельности по оздоровлению средствами туризма детей Адыгеи в
ежегодных оздоровительных кампаниях проводимых Министерством социальной
защиты населения Республики Адыгея.
Правительство Республики Адыгея обратило внимание на
туризм назвав его приоритетной отраслью в развитии экономики и стало
заниматься сбором информации о туризме, разработкой перспективных проектов,
анализировать состояние отрасли, которая в настоящее время на 90 процентов
обслуживает детей Адыгеи, Чечни, Урала, Сибири и других регионов.
Материалы исследования данной работы могут быть уже сегодня
применены в практической деятельности руководителями турпредприятий,
организующих детских отдых, инвесторами, школьными учителями и просто
детскими туристскими группами, путешествующими по Адыгее.

Часть 1. Исторические аспекты туристско-краеведческого развития детско-
юношеского туризма.
Истоки зарождения детско-юношеского туризма.

Как социальное явление нового времени детско-юношеский туризм и
краеведение являются детищем промышленной революции, когда появление
буржуазных отношений в Западной Европе породило новые требования к
воспитанию подрастающего поколения. На историческую сцену в эпоху
Возрождения выступил идеал формирования всесторонне развитой личности.
Одной из первых попыток использования туристских походов в воспитательных и
образовательных целях была организация подобных занятий в «Доме игр» —
школе, созданной в 1425 г. Витторино да Фельтре в Мантуе (Северная Италия).
Его воспитанники совершали однодневные и многодневные походы в предгорьях
Альп. Активными сторонниками использования туристских походов в целях
физического воспитания и образования учащихся были: И. Меркуриалис, Э.
Роттердамский, Х.Л. Вивес. Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтель.
В конце XVII, начале XVIII веков в школах Англии, Франции, Германии,
Австрии, Швейцарии и других стран при изучении отдельных предметов учителя
стали использовать пешеходные прогулки и поездки в окрестности. Такие
простейшие формы путешествий получили название экскурсий. При этом
необходимость развития исследовательских способностей учащихся признавалась
многими известными педагогами эпохи Просвещения. Значимость наглядных,
исследовательских методов в образовательном процессе неоднократно
подчёркивали в своих работах Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци,
А. Дистервег. В школах нового типа -коллегиях учащимся раз в неделю
предоставлялся один рекреационный (свободный день), который, в основном,
использовался для прогулок и походов с познавательными целями.
Разрабатывая программу общедоступных средних школ Я.А. Коменский предлагал:
«…в конце обучения два или три года останутся для путешествий».
В России интерес к путешествиям исторически оказался тесно связан с
краеведением. Сведения о прошлом селений, городов и областей, вошли в
местные и общерусские летописи. Поэтому мы вправе считать их первыми
краеведческими исследованиями в нашей стране. В конце XVII в. С.У. Ремизов
создает первый русский атлас по этнографии и археологии.

1. Развитие детско-юношеского туризма в 18 веке.

Начало стимулируемых краеведческих исследований относится к эпохе
преобразований начала XV1I1 века и связано с Указом Петра I от 13 февраля
1718 года, в котором предписывалось докладывать царю обо всех любопытных
находках, а тех, кто их обнаружит — награждать. «Также, если кто найдет в
земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости
человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие какие у нас ныне
есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенными; также какие
старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое,
необыкновенное ружье, посуду или прочее все, что зело старо и необыкновенно
— також бы приносили, за что будет довольная дача»
Ярым сторонником активного привлечения широких слоев населения к
краеведческим исследованиям был В.И. Татищев. В 1734 г. он разослал по
России анкету из 92 вопросов, а в 1737 г. на 198 вопросов — для сбора
данных об отдельных территориях для своей «Истории Российской с древнейших
времен».
В 1760 г. М.В. Ломоносов разослал Академическую анкету, ответы на
которую просил направить в Академию наук. М.В. Ломоносов, сам русский
народный самородок, стремился привлечь «малых, особливо крестьянских детей
к приискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней».
Появляются действительно интересные работы «ученых из народа».
«Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства»
И.И. Лепехина (1780-1790 гг.); «Исторические начатки о двинском народе»
(1785 г.), «Начертание истории г. Холмогор (1790 г.), «Краткую историю о
городе Архангельском» (1792 г.) В.В. Крестинина; «Нищие на святой Руси»
(1862 г.), История кабаков в России в связи с историей Русского народа
(1868 г.) И.Г. Прыжкова
Практика, как основа познания мира, окружающей
действительности была одним из лейтмотивов реформ, проводимых в области
образования в России на протяжении XVIII и XIX веков. Именно это
направление активно развивали Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович, А.Н. Радищев.
Благодаря их деятельности в среде педагогической общественности появилось
значительное число сторонников, так называемого «экскурсионного метода»
исследовательской деятельности. Н.И. Новиков в статье «О воспитании и
наставлении детей» писал: «Не заставляйте детей ваших из книг или по
изустному наставлению учится тому. что они сами могут видеть, слышать и
чувствовать». Подобные педагогические идеи нашли отражение в ряде
документов той поры — «Уставе народным училищам в Российской империи» 1786
года, а также «Уставе учебных заведений, подведомственных университетам»
1804 года.
Программы, утвержденные для народных училищ в 1782 г.,
предписывали собирать учителям и использовать различные краеведческие
сведения, записывать важнейшие местные события, «дабы история Российского
государства имела со временем достоверные памятники
В XIX веке в странах Западной Европы, а также России большую
популярность приобретает идея «наглядности» в школьном образовании,
сформулированная ещё в пору Песталоцци, а также идеи связанные с развитием
творческих способностей ребёнка, как условия успешного обучения. «Природные
способности человека, природосообразно развитые элементарно поставленным
обучением наблюдению, языку, числу и форме одинаково сказываются на всех
отраслях человеческих знаний».
На первый план выступает идея прагматизации знания, возможность его
практического применения. Так в книге Ф. Гансберга «Творческая работа в
школе» переведённой с немецкого языка и изданной в 1913 году, прямо
говорится, что «…всякое знание имеет значение лишь постольку, поскольку
оно может быть применено к современности и к будущему, к нашей жизни и к
развитию человечества. Применимость — вот пробный камень для всякого
знания, называется ли оно биологией или социологией. Применимость знаний —
это был своего рода социальный заказ в условиях формирующегося
индустриально-буржуазного общества.
Подобные идеи в России пробивали себе дорогу не просто, что,
безусловно, связано с условиями ее исторического развития в XIX веке. Одним
из первых, кто на практике использовал различные формы исследовательской
деятельности учащихся, был декабрист И. Д. Якушкин, будучи в ссылке,
преподававший в Ялуторовской женской школе. Он был одним из первых
энтузиастов и организаторов экскурсионной работы и туризма с детьми. В
частности, он практиковал летние походы и экскурсии с целью изучения
окружающей природы.
В конце XIX и, особенно в начало XX века, туристско-экскурсионному
направлению исследовательской деятельности в отечественной педагогике стало
уделяться повышенное внимание. В этом виде педагогической деятельности
объединились интересы общества, педагогов и самих учащихся. Немалая заслуга
в обосновании эффективности экскурсий с точки зрения получения научно —
практического знания принадлежит К.Д. Ушинскому, А.Я. Герду, П.Ф.
Каптереву.
Теоретически обосновал краеведческие исследования К. Д. Ушинский.
«День, проведенный ребенком среди рощ и полей… стоит многих недель,
проведенных на учебной скамье», утверждал он. «Отечествоведение» — так
определил эту отрасль знаний известный методист географии и русского языка
Д.Д. Семенов. «…Преподавание географии начинается с географии
окрестностей, с изучения плана того класса, в котором дети сидят». А.Я.
Герд ввёл в практику преподавания естествознания экскурсию, как метод
обучения. Он считал, что задача учителя заключается в том, чтобы поставить
учащегося в положение маленького исследователя. Но дети не могут
исследовать то, что недоступно их непосредственному наблюдению или
переживанию.
Основатель русской физической культуры П. Ф. Лесгафт настоятельно
рекомендовал взрослым и детям прогулки, экскурсии и походы, как способ
оздоровления и закалки. В отношении преподавания, использующего
краеведческий подход он писал «Вообще все, что преподается в школе, должно
быть непременно связано с жизнью; необходимо всегда исходить из наблюдения
над жизнью, насколько это возможно». Н.Ф. Бунаков и В.П. Вахтеров
разработали методику широкого применения краеведческих знаний в обучении.
П.Ф.Каптерев в 1885 году в своей работе «Дидактические очерки» писал:
«…Несомненно, придёт время, когда кругосветное путешествие, в видах
учебно-воспитательных, будет необходимым элементом серьёзного общего
образования, …педагогу нужно серьёзно озаботиться тем, чтобы по
возможности в каждой отрасли знания основные представления и понятия были
приобретены вполне наглядным путём, иначе будет недостаток основательности
и твёрдости в знаниях».

2. История развития детско-юношеского туризма в 19 веке.

Первые массовые ученические экскурсии были проведены в 1892 г.
Крымским горным клубом для учеников одесских реальных училищ. В начале XX
века в стране по некоторым подсчётам существовало около 100 организаций,
которые занимались проведением экскурсионной работы. В этот период по всей
России создаётся большое количество добровольных обществ, главная цель
которых — знакомство и изучение родного края, организация познавательно-
образовательных экскурсий и научных путешествий в различные уголки страны.
При этом участники экскурсий занимались не только созерцанием красот
природы и историко-культурных памятников, но и проводили практические
наблюдения, ставили опыты, результаты которых старательно фиксировались и
публиковались в печатных изданиях учебных заведений.
В числе наиболее известных обществ созданных в этот период и
оставивших о себе добрую память можно назвать: Кавказский альпийский клуб в
Тифлисе, Крымско-Кавказский горный клуб в Одессе, Владикавказский горный
клуб, Московское общество грамотности, Тверское общество внешкольного
развития учащихся. Общество содействия экскурсиям учеников, созданное при
Курском реальном училище, общество организации путешествий учеников при
Тверской женской гимназии Л.А. Римской-Корсаковой, физико-математический
кружок при Ярославской мужской гимназии, научное общество при Тенищевском
училище в Санкт-Петегбурге и др. Тематика и направления деятельности этих
обществ были весьма разнообразны.
К концу XIX века было многое сделано для того, чтобы вовлечь
учительство в туристско-экскурсионную работу. Были намечены многодневные
маршруты по стране: два в Крыму, три по Северу, шесть по Кавказу и один по
Урал. Эти районы и сегодня являются популярными в детском туризме. Близ
Пятигорска в 1907 г. P.P. Лейцингером был создан так называемый Ученический
приют, через который только в 1909 г. прошли 119 групп.
Подобная активная работа учителей не осталась незамеченной властями.
Так, Министерство Народного просвещения в 1910 году рекомендовало к
включению в учебные программы экскурсии, как вид оздоровительно-
исследовательской деятельности. Идя навстречу многочисленным просьбам
руководителей ученических обществ, Министерство путей сообщения ввело в
1899 году общий льготный тариф для всех железных дорог на летний период. По
этому тарифу было предоставлено право бесплатного проезда на расстояния до
50 верст ученикам и ученицам низших учебных заведений в сопровождении лиц
воспитательного персонала в отдельных вагонах по тарифу 3 класса. Позже
льготный тариф для ученических экскурсий стал действовать на большее
расстояние, но со скидкой в 75% со стоимости билетов. А с 1906 года льготы
были сокращены до 50%, зато доехать по нему можно было даже от Санкт-
Петербурга до Кавказа.
В начале XX века издавались специализированные туристско-экскурсионные
журналы: «Русский турист» в Санкт-Петербурге, «Экскурсионный вестник» в
Москве, «Записки Крымско-Кавказского Горного клуба» в Одессе, где каждое
общество стремилось на страницах печати поделиться своим опытом. Еще в 1899
г на страницах журнала «Русский турист» была учреждена специальная рубрика
«О школьных путешествиях и образовательных прогулках». Здесь приводился
опыт проведения экскурсий в школах России.
Одним из первых, кто в начале XX века обосновал значение
дальних экскурсий, их воспитательно-образовательный смысл, был И.М. Гревс.
Он писал, что «главная, самая определяющая черта в природе экскурсии — это
непосредственное соприкосновение человека с миром через активное
путешествие к нему». А так же: «Путешествие — это один из величайших
факторов развития культуры. В 1903 г. в Санкт-Петербурге издается книга
«Образовательные прогулки по России». В 1910 году известными в
дореволюционной России методистами естественнонаучных дисциплин Б.Е.
Райковым и Г.И. Бочем была выпущена книга «Школьные экскурсии, их значение
и организация». В 1921 году по рекомендации Н.К. Крупской эта работа была
переиздана вновь.

1.4. Развитие детско-юношеского туризма в революционный период и во время
правления Советской власти.
Туристско-краеведческая деятельность за период с 1918 по 1928 годы
была сосредоточена во внешкольных учреждениях и проводилась в форме
многодневных (6-10 дней) экскурсий, путешествий, так называемых «кочёвок».
Главной их тематикой было изучение естественноисторических дисциплин,
сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов. Примечательно, что уже в
1918 г. в Наркомпросе организуется специальное бюро школьных экскурсий. По
поручению наркома А.А Луначарского профессор И.И. Полянский организовал к
маю 1919 г. 6 экскурсионных станций для экскурсионно-исследовательской
работы с учащимися и учителями единой трудовой школы. Организационно-
методическая сторона туризма и краеведения определялась в то время работами
И.М. Гревса, Н.П. Анциферова, Б.Е Райкова, А.А. Яхонтова, Н. К. Крупской.
Как писал И.М. Гревс в первом номере журнала «Экскурсионный вестник»:
«Сделать экскурсию необходимым фактором в школьном курсе явилось задачей
нового времени. Крупская определяла роль экскурсий так: «Экскурсия имеет
громадное значение, но только в том случае, если она хорошо подготовлена.
Надо научиться наблюдать жизнь и стараться из неё черпать всё, что
возможно».
В конце 20-хгодов Обществом пролетарского туризма и экскурсий был
объявлен Всесоюзный исследовательский поход «За сырьем для станков
пятилетки», в котором приняли участие большое количество групп юных
туристов. Академик А.Е. Ферсман, сразу оценивший возможную пользу походов,
писал, что «от туризма мы переходим к целому ряду этапов нашей работы в
области не только научных открытий, но и завоеваний большого хозяйственного
значения».
В тридцатые годы в практике многих советских педагогов значительное
место занимали туристские походы и экскурсии. Интересен опыт А.С.
Макаренко, который широко применял коллективные походы в целях воспитания.
Выдающийся педагог использовал походы как стимул, как подарок
коллективу за успехи учебного и трудового года. Анализируя опыт туристской
работы в коммуне им Ф. Э. Дзержинского, Макаренко считал, что нет лучшего
метода образования и развития молодёжи, чем летние экскурсии и походы,
ежегодно устраивая их для своих воспитанников.
В предвоенные годы усилению туристско-краеведческой работы среди детей
способствовал ряд мер. В 1932 г. коллегия Наркомпроса РСФСР приняла
постановление «Экскурсионно-туристическую работу среди детей на высшую
ступень», к котором поручалось «краевым, областным и районным отделам
народного образования совместно с детскими коммунистическими организациями
принять все меры к организации в городах, рабочих и важнейших колхозных
районах детских экскурсионно-туристических станций и баз на них, проводя
через последние методическую работу». В 1937 году был объявлен
Всероссийский поход пионеров и школьников за минеральным сырьем.
В 1940 году был издан приказ Наркома просвещения РСФСР «О детском
туризме». В школах были созданы клубы юных туристов. «Детский туризм и
экскурсии, — заявил нарком просвещения Потемкин на коллегии Наркомпроса, —
это такой вид учебно-воспитательной работы, в который должны быть вовлечены
все учащиеся». Туризм и экскурсии преследуют прежде всего
общеобразовательные задачи и в самой своей организации несут элементы
физической закалки и подготовки будущего бойца. За 1940 г. к участию в
походах была привлечена 261 тысяча школьников. В начале 1941 года была
объявлены Всесоюзные экспедиции пионеров и школьников по местам боевой
славы гражданской войны и по изучению малых рек.
В годы Великой Отечественной войны туристско-краеведческая
деятельность школьников была направлена на помощь фронту и тылу. Дети
собирали дикорастущие полезные растения, записывали биографии героев
Великой Отечественной войны, помогали семьям фронтовиков и инвалидов.
В послевоенные и начале 50-х годов детский туризм стал массовым.
Многие учителя — бывшие фронтовики — организовывали походы по местам
сражений, приобщали детей к славе и подвигу нашего народа. Именно в это
время многие учителя стали использовать туризм как эффективное средство
воспитания и обучения. В. А. Сухомлинский писал: «Настоящее моральное
воспитание невозможно без эмоционального общения с природой». Его
многочисленные прогулки с детьми в лес, к реке, в поле носили
познавательный характер, были уроками гуманизма. В конце 40-х начале 50-х
годов входят в практику ежегодные слеты юных туристов городов, областей, а
позже — Всероссийские и Всесоюзные.
24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «Об
укреплении связи школы с жизнью». Были утверждены новые учебные планы,
программы, в которых подчёркивалась особая роль краеведческого подхода к
преподаванию школьных предметов значение экскурсий, наблюдений в природе.
В середине 60-х годов берёт своё начало Всесоюзный поход «Дорогой
славы отцов». Первый Всесоюзный слёт участников похода по местам
революционной, трудовой и боевой славы состоялся 19 сентября 1965 года в
крепости-герое Бресте. В походе приняли участие более трех миллионов
человек. Во время походов сооружались памятники погибшим, приводились в
порядок места захоронений, устанавливались имена тех, кто погребен в
братских могилах. Было проведено 11 этапов похода. Всесоюзные слёты
проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Ульяновске, Волгограде, Иванове,
Минске, Ереване, 12-й (и последний) слет проходил уже под другим названием.
В 70-е годы получила продолжение практика проведения Всесоюзных
экспедиций пионеров и школьников. Была объявлена Всесоюзная экспедиция «Моя
Родина — СССР».
Экспедиция была посвящена 50-летию образования Советского Союза и 50-
летию присвоения комсомолу и пионерии имени В.И. Ленина. Основной целью
являлось воспитание учащихся на революционных, боевых и трудовых традициях
советского народа, на примерах дружбы и братства народов нашей
многонациональной страны. В школах в каждом классе предполагалось создать
экспедиционный отряд. Как впоследствии показали отчеты с мест, такие отряды
удалось создать более чем в 20% классов. Проводились слёты лучших
экспедиционных отрядов, конференции, выставки краеведческих материалов,
создавались музеи, велась шефская работа с ветеранами.
В тридцатых — начале пятидесятых годов создаются детские экскурсионно-
туристские станции (ДЭТС), которые становятся инструктивно-методическими и
организационными центрами туристской, краеведческой и экскурсионной работы
на местах. В их кружках получает широкое развитие исследовательский метод в
туристско-краеведческой деятельности учащихся.
Анализируя работу кружков станций юных туристов и Домов пионеров С.
Истомин писал: «Формы и метода поисково-исследовательской работы в школьном
туризме настолько многогранны, что позволяют удовлетворить
всевозрастающие интересы школьников».
С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется программа туристско-
краеведческого движения «Отечество», пришедшая на смену экспедиции «Моя
Родина — СССР».

1.5. Развитие детско-юношеского туризма в Республтке Адыгея.

Рассматривая историю зарождения детского туризма в Адыгее мы
вновь обращаемся к самым интересным и познавательным местам республики.
Хаджох в прошлом веке горский аул, где жили адыги, которые занимались
садоводством, охотой, скотоводством и различными ремеслами уже в то время
удивлял своей первозданной красотой.
В Кавказскую войну он превратился в непреступную
крепость, стал центром сопротивления горцев. После падения аула Гуниб в
Дагестане сподвижник Шамиля Мухамед Эмин возглавил 4-х тысячное войско в
Хаджохе. Впервые о красотах этих мест узнало правительство России из
докладов царских офицеров воевавших в этих местах. Уже тогда предполагалось
Адыгею развивать как туристскую территорию.
Детский туризм в Республике Адыгея имеет давнюю историю. Еще в
прошлом веке ущелья и горы Адыгеи посещали с туристской целью передовая
интелегенция и офицеры царской армии. В начале 20 века в район поселка
Гузерипль, окрестности станицы Хаджох, на высокогорное пастбище Лагонаки
отправлялись школьники Адыгеи в свои первые путешествия. Конечно, первые
природно-познавательные прогулки, делались в окрестностях сел, аулов,
станиц г. Майкопа.
Как и по всей стране в первые годы изучалась природа
своего родного края, посещались и описывались объекты природного комплекса
(леса, луга, реки, ручьи, пруды), изучались почвы, растительный и животный
мир. Большую роль в изучении родного края играла краеведческая работа.
В 1936 г. в горной части Адыгеи был организован 30-й
Всесоюзный туристский маршрут и построена первая туристская база Хаджохская
турбаза «Горная». В 1940 была построен филиал турбазы приют «Кавказ» в
поселке лесорубов Гузерипль. Маршрут начинался в Хаджохе с турбазы
«Горная», а оттуда шли пешком вдоль живописного ущелья реки Белой в
поселок Гузерипль, а затем по хребтам и перевалам Главного Кавказского
хребта к Черному морю.
Открытие этого туристского маршрута для взрослых
активизировало и детский туризм. Вместе с походами выходного дня,
экскурсиями в предгорья и низко-среднегорную часть республики ребята стали
совершать и многодневные походы, используя тропы 30-го маршрута, ночуя на
оборудованных приютах и в балаганах.
Большое внимание уделялось и краеведческой работе. Эту
работу проводили в школьных туристских кружках организуемых Адыгейской
областной станцией юных туристов и финансируемых за счет бюджета по линии
образования.
В школах создавались краеведческие кружки, ведь столько интересного
надо было изучить — древние дольмены, стоянки древнего человека,
геологические обнажения реки Белой, природные комплексы высокогорья,
карстовые пещеры плато Лаго-Наки, ледники горной группы Фишта. Детям всегда
интересна история тех мест, где проходит их маршрут.

Часть 2. Роль детского туризма в гармоничном развитии подростков и
юношей.

2.1. Основные принципы и подходы в воспитании детей в туризме.

Детско-юношеский туризм — это средство гармоничного развития
подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной
деятельности, характерным компонентом которого является путешествие
(экскурсия, прогулка, поход, экспедиция). Это определение прежде всего
указывает на то, что в туризме должны интегрироваться все основные стороны
воспитания: идейно-нравственная, трудовая, эстетическая, физическая,
патриотическая и интернациональная, умственное развитие, политехническое
образования и др. Исходя из истории развития туристской деятельности,
познавательная функция в той или иной мере присуща любому туристскому
мероприятию, поэтому познание для детей нового и необычного на экскурсиях,
в походах, экспедициях, полевых лагерях базируется на одной из основных
составляющих туристской деятельности.
Данная форма организации учебно-воспитательного процесса в детском
туризме базируется, кроме вышеназванного, на теоретических основах
исследовательского метода обучения в походах, который определяет
деятельность руководителя детской группы при подготовке и проведении
учебных мероприятий и участников похода.
Следует отметить, что при организации и проведении данной формы учебно-
воспитательного процесса используется личностно-ориентированная
педагогическая парадигма. В рамках этой парадигмы осуществляются следующие
основные принципы и подходы к учебно-воспитательной работе в туристском
лагере с отдыхающими детьми:
— личностно-деятельностный;
— диалогический или полисубъектный
-индивидуально-творческий;
— культуросообразности;
— целесообразности;
— природосообразности;
— краеведческий;
— целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния.
Исходя из этих теоретических позиций можно определить те
принципиальные педагогические взгляды, на которых следует базироваться в
практике организации и проведения туристских детских лагерей. Основная
задача педагога в оздоровительном лагере заключается в создании некой
гипотетической модели по формированию развивающей и обучающей среды для
детей.
Именно педагогом-воспитателем, инструктором туризма в детском
туристском лагере должны задаваться условия, формы и методы
исследовательской деятельности в походах, благодаря которым у ребенка будет
формироваться внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним
первой информации с творческих позиций.
Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач является
решение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть
превращения внешней необходимости исследования нового и неизвестного
встречающегося ребенку в туристских походах во внутреннюю потребность.
Одним из важнейших принципов организации познавательного отдыха детей
в туристских лагерях, особенно успешно осуществляемым в процессе туристско-
краеведческой деятельности, является принцип целостности воспитательного
процесса и единства педагогического влияния. Эта деятельность способна
одномоментно воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и волевую
сферы личности юного туриста, осуществлять органическое слияние
образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов.
Совместная практическая деятельность ребят в походе должна
основываться, в первую очередь, на интересе, увлечении конкретным делом,
осмыслении работы, и уже во вторую — на занятиях теоретического и
практического характера по изучению основ туризма и оздоровления.
Туристско-краеведческая форма учебно-воспитательной работы является
эмоционально яркой и очень содержательной стороной жизни детей. Такая форма
работы способствует укреплению здоровья, разностороннему воспитанию,
становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.
Особенно актуальными в настоящее время для жителей урбанизированных
пространств являются: укрепление здоровья учащихся через дозированные
физические нагрузки, знакомство воочию с красивейшими ландшафтами страны,
непосредственный контакт с природой.
Для учащихся в подростковом и юношеском возрасте разнообразные
путешествия, знакомство с различными уголками своей страны, изучение на
практике их исторических, культурных, природных достопримечательностей
является наиболее естественной, или как сказали бы классики —
природосообразной деятельностью.
Использование разнообразных туристских и технических средств в
оздоровительном туристском лагере: лазание по скалам, плавание на
байдарках, лодках и катамаранах, работа с различными приборами и
механизмами, проведение радиосвязи, к которым у детей среднего и старшего
возраста имеется повышенный интерес, создает дополнительный привлекательный
фактор участия в туристском походе.
Основу личностно-деятельностного подхода в экологическом воспитании
детей в походе составляет общественно-полезная экологическая деятельность.
Она отвечает следующим требованиям:
— подчиняется основополагающим воспитательным задачам;
— имеет коллективный характер проведения, основанный на принципах
ответственной зависимости, взаимодействия и взаимопонимания;
— адекватна личным потребностям, целям, мотивам;
— является творческой;
— способствует активизации деятельности школьников;
— имеет высокий уровень организации;
-базируется на принципах самоуправления, самодеятельности и
сотворчества;
— имеет очевидный практический фундамент;
— учитывает возрастные и индивидуальные особенности;
— является посильной;
— имеет комплексный характер, то есть включает в себя разнообразные
формы экологической деятельности;
— проводится непрерывно и систематически.
Вся учебно-воспитательная работа в походе строится на полном
самоуправлении, организуется на основе развитой административной и
исследовательской инструментовки. Детские туристские походы и экспедиции
проходят в форме, максимально приближенной к настоящей исследовательской
экспедиции в спортивном туризме.
Например: изучая ущелье Аминовское в окрестностях поселка Каменномостского
дети в походе ведут наблюдения за погодой, описывают геологическое
строение ущелья, собирают гербарий из растительности.
Цели, задачи, принципы организации детской туристской
исследовательской экспедиции (похода с исследовательской ориентацией)
определены программой туристского лагеря.
Туристские экспедиции, походы, полевые лагеря организуются и
проводятся исходя из того, что летние программы туристских лагерей содержат
несколько тематик экспедиций.
Например: на турбазе «Горная» палеонтологическая экспедиция детей
предусматривает поиск окаменелых морских животных, археологическая – поиск
предметов старины в местах расположения старых черкесских аулов.
Главными целями данных форм работы определяются:
рекреационная, т.е. отдых и оздоровление детей в природной
среде;
формирование навыков выживания в природной среде;
формирование творческой активности и познавательного интереса
учащихся;
воспитание экологической культуры личности;
сбор экспериментального материала непосредственно в полевых
условиях;
профессиональная ориентация учащихся;
внеурочная работа по предметам базового школьного учебного плана.
Как показывает анализ туристских программ летнего отдыха и занятости
учащихся в Адыгее; тематика туристских экспедиционных исследований в
настоящее время охватывает такие области, как экология, геология,
гидрология, геоботаника, биогеохимия, гидробиология, орнитология (и другие
области зоологии), история, этнография, фольклор, археология и другие.
Познавательно-исследовательская деятельность отдыхающих детей
развивается, как правило, на базе специализирующегося на детском отдыхе
туристского учреждения.
Реже это бывает группа, организованная на школьных оздоровительных
площадках по месту жительства или организации комитета по делам молодежи.
Разновозрастная, чаще всего, учебная группа, состоящая из 6-15 школьников,
работает по специальной туристской исследовательской программе.
Например: в Адыгее ежегодно формируется такая группа для изучения
фауны и флоры горы Большой Тхач Коротаевым Владимиром.
В практике Коротаева В. были группы, организованные по
принципу класс-команда. Подобная организационная структура имеет право на
существование, хотя ей присущи и некоторые отрицательные моменты —
например, формирование некого группового эгоизма, групповой отчужденности.
Сочетание познавательной деятельности в походе, как принципа
организации работы туристского лагеря и исследовательской экспедиции как
главного структурного звена плана работы воспитателя дает весьма
эффективную схему организации деятельности данных структур детского отдыха.
Полевые экологические исследования в экспедиционных условиях, можно
сказать, являются центральным, смыслообразующим и созидающим
организационное начало звеном процесса исследовательской деятельности детей
в лагере.
Экспедиции и походы проводимые в лагере с исследовательским уклоном
представляются наиболее привлекательными и перспективными в ряду других
форм туристско-краеведческой деятельности (спортивные походы, экскурсии и
др.). Это связано с тем, что экспедиция оказывается наполненной глубоким и
важным для учащихся практическим содержанием. Изучая отзывы детей
туристского лагеря на турбазе «Горная» можно часто встретить фразу «как
самого крутого лагеря Адыгеи» именно потому, что в программе отдыха детей
запланировано несколько интереснейших экспедиций ( С.283 (.
В то же время диаметрально противоположное положение занимают
оздоровительные лагеря Адыгеи расположенные в долине реки Курджипс. Главная
концепция занятости и досуга детей предусматривает только культурно-
развлекательную программу и исключает какие то бы ни были выходы за пределы
лагеря. Это существенно обедняет содержание отдыха детей.
Летний отдых детей в горах являясь итогом учебного года, вместе с
тем, обладает возможностью наиболее полно реализовать на практике знания,
полученные учащимися в течение года.
Не просто отдых и развлечения, но предстоящая работа, изучение нового,
еще неизвестного, а, возможно, — и открытия делают для ребят походы
наиболее привлекательной и интересной формой по сравнению с другими видами
отдыха. Заинтересованное и, зачастую, весьма уважительное отношение
местного населения к научным задачам детей значительно повышает в глазах
ребят социальную ценность интеллектуального труда, формирует целевую
установку, которая позволяет затем молодым людям не останавливаться в своем
образовании и саморазвитии.
В туристском походе должны быть поставлены, осознаны и реализованы
конкретные задачи в условиях конкретного региона. То есть экспедиция — это
определенная модель организации познавательной деятельности.
Во многих туристских лагерях Адыгеи в экспедицию производят конкурсный
отбор. Он является тем мобилизирующим фактором, который заставляет детей
серьезно и равномерно работать по подготовке похода, что повышает
эффективность учебного процесса в походе.
В любой туристской экспедиции — комплексной или узко
тематической, реализация исследовательских программ происходит по различным
направлениям. Очень важным и принципиальным момент является то, что ребенок
сам выбирает из предлагаемого ему перечня, чем ему заниматься. Он также
имеет право поменять интересовавшее его раньше направление, что даже весьма
неплохо, так как пока у ребят еще есть возможность попробовать себя в
разных направлениях исследовательской деятельности предлагаемой в лагере (
С.319 (.
Не секрет, что на практике в условиях детского туристского лагеря все
решает не направление науки, а личность педагога и инструктора туризма, его
талант, профессионализм, увлеченность данной программой лагеря, открытость
для детей и многие другие исключительно индивидуальные личностные
характеристики работника лагеря.
Работа по подготовке и проведению детской туристской экспедиции в
лагере строится на базе модели-матрицы туристско-краеведческого цикла,
разработанной турбазой «Горная».
Работа по модели-матрице туристско-краеведческого направления дает
возможность каждому педагогу — организатору этой деятельности составить
совместно со своими воспитанниками реально действующую программу
гармоничного развития личности средствами туристско-краеведческой
деятельности.
ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ТУРИСТСКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ТУРБАЗЫ «ГОРНАЯ».
1. Постановка целей и задач.
2. Распределение туристско-эколого-краеведческих должностей на
экспедицию.
3. Тематические тренировочные выходы по подготовке и проверке
знаний и исследовательских умений.
4. Экскурсии к памятникам природы и обработка собранных данных.
5. Эколого-краеведческая подготовка к экспедиции.
6. Административно-хозяйственная подготовка к экспедиции.
7. Защита туристско-эколого-краеведческих направлений участников
экспедиции.
8. Итоговый сбор перед выходом в экспедицию.
9. Проведение экспедиции.
10. Обработка данных, собранных в экспедиции.
11. Окончательное оформление письменного отчета об экспедиции.
12. Участие в итоговом мероприятии на экологическую тему.
13. Общелагерная конференция по итогам экспедиции.
14. Участие с докладом по материалам экспедиции на слете-смотре
лагерей Адыгеи.

В туристские экспедиции подбираются хорошо подготовленные в туристском и
физическом плане дети. Можно сказать, что эти два аспекта подготовки
выходят на первый план по сравнению с учебно-исследовательским.
Важным элементом для детского похода в горы является допустимый
уровень объективных опасностей. Очевидно, что детская экспедиция — это
мероприятие с повышенной вероятностью несчастных случаев. Руководители
экспедиции должны максимально снизить вероятность возникновения несчастных
случаев, для чего необходимо: правильное планирование, подбор
педагогического персонала высокой квалификации, тщательная подготовка
снаряжения, предварительное обучение учащихся поведению в экспедиции,
контакт с местными органами власти, работниками лесхозов, рыбнадзора,
егерями. В хорошо подготовленной экспедиции бывает обеспечена достаточная
безопасность в условиях объективных опасностей, характерных для данного
района: непогоды, низких или, наоборот, высоких температур, наличия опасных
зверей, пресмыкающихся и насекомых, опасных участков рельефа, водоемов и
прочее ( С.261(.
В экспедиции подбирают педагогов или инструкторов туризма, основная
часть которых принимала участие в подобных экспедициях или категорийных
походах. Дети идущие в длительный экспедиционный поход все обязаны иметь
практику организации быта, ночлега в полевых условиях; участия в туристских
походах.
После прибытия в базовый лагерь или туристский приют выделяется
время на обустройство и акклиматизацию.
После решения бытовых вопросов можно приниматься за познавательные
программы. Для естественнонаучных направлений необходимые этапы —
подготовка аппаратуры, проверки методик. В это время проводятся однодневные
радиальные выходы в окрестности лагеря. Группы, работающие в населенных
пунктах, знакомятся с ее жителями, налаживают контакты, выявляют людей,
владеющих ценной информацией.
Например: военно-патриотическая экспедиция в станицу Даховская детей
лагеря «Горный» собрала богатейший исторический материал о периоде
оккупации станицы фашистами.
На следующем этапе происходит основной сбор материала. Группы
естественнонаучных направлений после непродолжительной рекогносцировки
отправляются в пешеходные маршруты. Группы гуманитарных направлений
работают на объектах или в населенных пунктах.
Экологическое воспитание и обучение учащихся в туристско-экологическом
походе и экспедиции проводится в рамках разнообразных организационных форм.
Это маршрутная экскурсия на местности, беседы в аудитории, самостоятельные
исследования детей в природе, индивидуальные и групповые консультации (на
пробных площадках, в аудитории), занятия семинарского типа, природоохранные
и природовосстановительные работы, итоговая научная конференция.
Например: дети проводят очистку и оборудование родников, туристских
стоянок.
Каждая из этих форм организации имеет свое особое содержание, обладает
специфическими образовательными и воспитательными возможностями.
Например: в процессе бесед и консультаций в аудитории лагеря
знакомятся с целями и задачами практикума, содержанием различных видов
работ, методами сбора и обработки материалов, правилами оформления
результатов, в ходе самостоятельных исследований в природе проводят сбор
первичной информации о состоянии среды.
В начале экспедиции для каждой группы проводится вводная экскурсия в
природу, а для учащихся младших групп еще и зачетная в конце экспедиции.
Вводная экскурсия по своему содержанию носит комплексный характер. Но
главное внимание инструктор обращает на разъяснение основных положений из
тех заданий, которые будут выполнять дети данной группы в период
предстоящей работы. При этом инструктор дает общую физико-географическую
характеристику местности, отдельных природных объектов и явлений, развивает
навыки по определению видов растений и животных, типов растительных
сообществ, ярусности.
Внимание детей концентрируется на выявлении доступных для
кратковременного наблюдения природных связей типа: рельеф — условия
увлажнения — тип растительности; тип леса — ярусность — освещенность —
фенофаза растений.
Экскурсия будет неполноценной, если в ее содержании не будет уделено
должного внимания раскрытию связей человека с природой. Для этого
необходимо использовать самые разнообразные проявления следов человеческой
деятельности в окружающей среде (дороги, посевы, вырубки, различные
сооружения, посадки растений, замусоривание, вытаптывание, антропогенный
ландшафт.)
В ходе экскурсии отдельным группам детей поручается вести углубленное
наблюдение окружающей среды в природе по специальным заданиям, которые дети
получают перед экскурсией ( С.312 (
Природоохранные и природовосстановительные мероприятия желательно
организовывать в дополнение к исследовательской работе. Это позволяет
понять детям туристского лагеря, что конкретные дела по улучшению
экологической обстановки доступны каждому человеку.
Важнейшим этапом лагерных экспедиций является итоговая конференция
всей лагерной смены. Она происходит обычно в базовом лагере, на турбазе. На
конференцию прибывают все направления экспедиции и отчитываются о
проделанной работе. Надо добиваться, чтобы для всех участников конференция
стала главным, итоговым мероприятием экспедиций. Значительность этого
события подчеркивается всей подготовкой и проведением конференции. При
оформлении места проведения конференции желательно учесть естественный
микрорельеф, который позволит выстроить амфитеатр. Устраивается «кафедра»
для докладчиков, стол президиума, место для представления наглядного
материла и т. д. Если докладов не очень много — их все можно заслушать на
общем (пленарном) заседании. Если докладов более 15-16, то следует часть
докладов перенести на секционные заседания, после которых всех участников
обязательно надо собрать для подведения итогов.
Например: на практике в детском лагере «Горный» по итогам экспедиций
устраивают выставку материалов и интересных находок. В место докладов
небольшие выступления в игровой форме и стенгазеты.
Мониторинг в туристском лагере.
Одной из форм организации экологических исследований в походе учащихся
являются мониторинговые исследования. Следует заметить, что основными
принципами построения экологического мониторинга является непрерывность и
длительность наблюдения, строгая периодичность и комплексность наблюдаемых
параметров.
Оценка и прогноз состояния окружающей природной среды базируется
на сравнении экологических данных, полученных за все время наблюдений:
одними и теми же методами и приборами на не нарушенных природных
территориях, так называемых — фоновых и территориях, находящихся под
антропогенным влиянием.
Для создания экологического мониторинга детьми в лагере невозможно
использовать принципы и методы экологического мониторинга «большой науки»
не адаптируя их к школьному или лагерному процессу. Это связано с тем, что
прерывность лагерной смены не позволяет сохранить принципы непрерывности
наблюдений. В то же время, отсутствие их в наиболее важный для мониторинга
период наблюдений — летний, делает эти наблюдения малоценными для целей
экологического мониторинга. Как правило, в окружении детских
оздоровительных лагерей практически отсутствуют ненарушенные природные
территории, так называемые — фоновые. Это не позволяет осуществлять одну из
составных частей экологического мониторинга — оценку результатов наблюдений
и экологический прогноз.
Немаловажным является то, что психолого-возрастные особенности детей
не приспособлены к монотонной и однообразной работе, связанной с
проведением мониторинговых наблюдений. Детскому характеру более свойственно
выполнение таких заданий, в результате которых конкретный результат
получается довольно быстро. Поэтому важно, в том случае, если исследование
требует довольно длительного времени, наметить какие-то промежуточные
рубежи, которые позволят подвести итоги кокой-то части исследования.
Весьма существенным в экологической исследовательской деятельности
детей в лагере является отсутствие необходимых, но часто дорогостоящих и, к
тому же, опасных приборов. Все это позволяет весьма редко использовать
получаемые данные для профессиональных целей.
Однако, без внедрения в лагерное образование экологических
исследований, в том числе и мониторинговых, невозможно сформировать у детей
полноценные экологические знания, экологическую культуру, тем более,
воспитать экологическую ответственность.
Для создания системы экологической исследовательской деятельности
детей в туристском лагере представляется целесообразным базироваться на
туристско-краеведческих и экологических отдельных мероприятиях.
Здесь особенно эффективен метод малых детских групп.
Особенностью процесса выполнения экологических исследовательских
заданий в походах и экспедициях является организация исследовательской
работы по методу малых групп. Для этого весь экспедиционный отряд, делится
на бригады (звенья). Хотя разделение на рабочие звенья и проводится по
принципу добровольного выбора партнера, инструктору необходимо тактично но
твердо направлять создание групп.
Как показывает опыт, оптимальный состав звена — два — три
человека. Причем желательно, чтобы группы были примерно равносильны по
своему составу: сильный и слабый ученик, два мальчика и девочка. При таком
составе члены звена более равномерно загружены работой, причем
распределение работы внутри звена они организуют сами. Одновременно с этим
решается и целый ряд задач по воспитанию нравственных качеств у подростков:
чувства ответственности, заботливости и внимательного отношения, доверия и
требовательности к товарищу, рыцарского отношения с девочкам и т. п. Звенья
из четырех-пяти человек создаются лишь в случаям крайней необходимости.
Каждому звену можно присвоить название или порядковый номер на период всей
экспедиции.
Если изучаемая тема является коллективной, то важно, чтобы каждый
ребенок чувствовал себя членом исследовательского коллектива, имел
определенные обязанности перед ним и особую ответственность за результаты
своей работы.
Такая организация коллектива во многом облегчает проведение не только
полевых исследований (распределение пробных площадок, проведение
консультаций, равномерное использование оборудования), но и дежурства по
кухне, организацию трудовых дел, подведение итогов и т.п. Участие в группах
детей разного возраста обеспечивает преемственность при выполнении
долговременных изысканий. Коллективная работа приучает ребят к взаимной
ответственности за общее дело.
Комплексный характер детской туристской экспедиции в лагере.
Особое внимание нужно уделить такому важному, концептуальному элементу
в структуре детского похода и туристской экспедиции, как комплексность. При
проведении комплексной экспедиции в одном и том же районе работают разные
направления (и гуманитарные, и естественнонаучные), воспитатели с детьми
исследуют их по своим программам и методикам. При этом существует единая
исследовательская программа экспедиции, выполнение которой осуществляется
методами, общими для всех направлений туристского лагеря.
Например: дети из туристского лагеря «Горный» в экспедиции работают в
различных направлениях. На пляже «Гусинка» они собирают на галечной отмели
различные образцы отполированных водой камней, здесь же из плавника
отбирают различные причудливые коренья и материал для экибане, определяют
расстояние до отдельно стоящих ориентиров и скорость течения реки.

Заключение

Литература.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий