Законодательство РФ о налогах и сборах. Общие принципы построения налоговой системы РФ
Тема:
«Законодательство РФ о налогах и сборах. Общие принципы
построения налоговой системы РФ.»Содержание:
Введение 3
Законодательство РФ о налогах и сборах. 4
Общие принципы построения налоговой системы РФ. 9
Заключение 28
Список использованной литературы: 29Введение
Налоговая система Российской Федерации была создана в 1991 году, когда
в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе.
Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге
на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость»
и другие. Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и
других платежей, определил плательщиков, их права и обязанности, а также
права и обязанности налоговых органов. В соответствии с вышеуказанным
законом, установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а
также льгот их плательщикам должна осуществляться высшим органом
законодательной власти. В настоящее время, с 1.01.1999г., все эти вопросы
регулирует Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая), принятый
31 июля 1998 года за № 146-ФЗ.Законодательство РФ о налогах и сборах.
Законодательство РФ о налогах и сборах — совокупность норм,
содержащихся в законах РФ, устанавливающих систему налогов и сборов, общие
принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и
прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и
сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения
налоговых обязательств.
Статья 57 Конституции РФ определяет, что «каждый обязан платить
законно установленные налоги и сборы». Разновидности налогов и сборов, а
также порядок их уплаты определяются законодательными органами в форме
законов и не могут быть установлены подзаконными нормативными актами.
Подтверждением этого служит то, что второе предложение ст. 57 Конституции
РФ начинается со слов «законы, устанавливающие новые налоги…». Говоря
иначе, установление налогов и сборов и порядка их взимания — прерогатива
исключительно законодателя, а формой выражения его воли может быть только
закон. Конституция не допускает взимания налога или сбора на основе указа,
постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти.
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что «установить налог или
сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут
считаться «законно установленными»[1].
На этих конституционных положениях базируется и Налоговый кодекс
Российской Федерации. Согласно п. 1, 4 и 5 ст. 1 части первой НК РФ понятие
«законодательство о налогах и сборах» охватывает, во-первых,
законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых
в соответствии с ним федеральных законов; во-вторых — законодательство
субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных
нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными
(представительными) органами власти субъектов РФ. Наконец, это понятие
охватывает нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые
представительными органами местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что
«конституционное требование об установлении налогов и сборов только и
исключительно в законодательном порядке представляет собой один из
принципов правового демократического государства и имеет своей целью
гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от
произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти»[2].
Законодательная ветвь власти действует в рамках системы разграничения
компетенции государственных органов. Эта система перестанет
функционировать, если законодательный орган по какой-либо причине не будет
выполнять свои функции. Этим будут подорваны гарантии реализации
гражданских прав и свобод. Гарантией реализации прав налогоплательщика
является реальное разделение права облагать налогом и взимать его. Поэтому
законодатель не вправе отказаться от выполнения своих функций, в том числе
путем широкого делегирования полномочий. С позиции Конституции РФ наделение
законодательного органа правом устанавливать налоги означает также и
установление обязанности законодательного органа самостоятельно реализовать
это право.
Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил эту точку зрения и
указал в Постановлении от 11 ноября 1997 г. № 16-П, что «наделение
законодательного органа Российской Федерации конституционными полномочиями
устанавливать налоги означает также обязанность самостоятельно реализовать
эти полномочия».
Утверждение налогов законом является не только средством ограничения
полномочий исполнительной власти, но и необходимым инструментом
установления безусловной обязанности налогоплательщиков уплачивать налоги.
Только закон в силу его стабильности, определенности, особого порядка
принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для
исполнения им налоговой повинности. Если бы существенные элементы налога
или сбора могли устанавливаться исполнительной властью, то принцип
определенности налоговых обязательств подвергался бы угрозе, поскольку эти
обязательства могли быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону в
упрощенном порядке. Только законодательная форма введения денежной
повинности в максимальной степени исключает взаимосвязь уплаты налога с
решением налогоплательщика о целесообразности такого шага.
Налоговые отношения регулируются не только законами, но и подзаконными
актами. Однако только закон налагает на налогоплательщика соответствующие
обязанности. Поэтому федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Федерации, исполнительные органы местного
самоуправления, а также органы государственных внебюджетных фондов издают
нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и
сборами, только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и
сборах. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах
и сборах.
Вопрос о налоговом законодательстве — это не только вопрос о видах
нормативных правовых актов, но и об отношениях, подлежащих урегулированию
именно актами конкретного вида. По форме налоговое законодательство
является совокупностью актов законодательных (представительных) органов. По
содержанию налоговое законодательство является совокупностью норм,
регулирующих вопросы налогообложения и сборов, отнесенные Конституцией РФ к
ведению законодательных (представительных) органов власти.
Таким образом, налоговое законодательство состоит из комплекса
налоговых норм, которые в совокупности образуют сложную систему, включающую
акты федерального налогового законодательства, налогового законодательства
субъектов РФ, налоговые нормативные правовые акты органов местного
самоуправления. Акты органов исполнительной власти не составляют
законодательства о налогах и сборах.Общие принципы построения налоговой системы РФ.
Общие принципы построения налоговой системы в России определяет часть
первая Налогового кодекса Российской Федерации, принятая Федеральным
законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Данным нормативным документом дано
определение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Помимо этого, Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов,
взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и
сборов в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок
исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия
ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и
сборов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других
участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и
сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий
(бездействия) и их должностных лиц.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и
физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в
отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного
самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами
юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или
выдачу разрешений (лицензий).
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены
налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
— объект налогообложения;
— налоговая база;
— налоговый период;
— налоговая ставка;
— порядок исчисления налога;
— порядок и сроки уплаты налога.
Объектами налогообложения могут являться операции по реализации
товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных
товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий
стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием
которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает
возникновение обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения,
определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом
положений части первой Налогового кодекса.
В соответствии с законодательством о налогах и сборах отдельным
категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов могут быть
предоставлены налоговые льготы, то есть преимущества по сравнению с другими
налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не
уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Налогоплательщик обязан:
— уплачивать законно установленные налоги;
— встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность
предусмотрена НК РФ;
— вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и
объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена
законодательством о налогах и сборах;
— представлять в налоговый орган по месту учета в установленном
порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны
уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством
о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии
с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
— представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях,
предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и
уплаты налогов;
— выполнять законные требования налогового органа об устранении
выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также
не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых
органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
— нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах
и сборах.
Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели –
помимо вышеназванных обязанностей должны письменно сообщать в налоговый
орган по месту учета:
— об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;
— обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях —
в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
— обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории
Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их
создания, реорганизации или ликвидации;
— об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или
реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого
решения;
— об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок
не позднее десяти дней с момента такого изменения.
Налогоплательщик имеет право:
— получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию
о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах
и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и
сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков,
полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
— получать от налоговых органов и других уполномоченных
государственных органов письменные разъяснения по вопросам
применения законодательства о налогах и сборах;
— использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке,
установленном законодательством о налогах и сборах;
— получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный
налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
— на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо
излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
— представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо
через своего представителя;
— представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по
исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых
проверок;
— присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
— требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения
законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в
отношении налогоплательщиков;
— не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их
должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным
законам;
— обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и
действия (бездействие) их должностных лиц;
— требовать соблюдения налоговой тайны;
— требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме
убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или
незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и
другими актами законодательства о налогах и сборах.
Налоговые органы вправе:
— требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по
формам, установленным государственными органами и органами местного
самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты
(удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы,
подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты
(удержания и перечисления) налогов;
— проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
— производить выемку документов при проведении налоговых проверок у
налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о
совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть
достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены,
сокрыты, изменены или заменены;
— вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы
налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для
дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими
налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях,
связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
— приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест
на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых
агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;
— осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для
извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов
налогообложения независимо от места их нахождения производственные,
складские, торговые и иные помещения и территории, проводить
инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
— взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в
порядке, установленном НК РФ;
— контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их
доходам;
— заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении
действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право
осуществления определенных видов деятельности;
— предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
— о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения
законодательства о налогах и сборах;
— о признании недействительной государственной регистрации
юридического лица или государственной регистрации физического
лица в качестве индивидуального предпринимателя;
— о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по
основаниям, установленным законодательством Российской
Федерации;
— о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора
об инвестиционном налоговом кредите.
Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК
РФ.
В соответствии со ст.12 Налогового кодекса, в Российской Федерации
устанавливаются федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ
(далее – региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и
обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и
законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым
кодексом законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях
соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога
законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются
следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах,
установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы
отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения
устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога
законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также
предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиком.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и
нормативными правовыми актами представительных органов местного
самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными
правовыми актами представительных органов местного самоуправления и
обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных
образований. При установлении местного налога представительными органами
местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие
элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ,
порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному
налогу. Иные элементы налогообложения НК РФ. При установлении местного
налога представительными органами местного самоуправления могут также
предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиком.
Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или)
сборы, не предусмотренные НК РФ.
Перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов
установлен ст.13, 14, 15 НК РФ.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды
минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально — сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными
биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
К региональным налогам и сборам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
Причем при введении в действие налога на недвижимость прекращается
действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество
организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы.
Согласно ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, статьи
13, 14, 15 вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ
«Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
В настоящее время действует перечень федеральных региональных и
местных налогов и сборов, установленный ст. 19, 20, 21 Закона РФ «Об
основах налоговой системы в Российской Федерации»
Закон относит к федеральным следующие налоги и сборы:
— налог на добавленную стоимость;
— акцизы;
— налог на доходы физических лиц;
— единый социальный налог;
— налог на операции с ценными бумагами;
— таможенная пошлина;
— платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в
федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе
Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и
областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты
автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на
условиях, предусмотренных законодательными актами Российской
Федерации;
— налог на прибыль организаций;
— государственная пошлина;
— налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
— сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация»
и образованных на их основе слов и словосочетаний;
— налог на игорный бизнес;
— плата за пользование водными объектами;
— сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового
спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
— налог на добычу полезных ископаемых.
К региональным налогам и сборам относятся следующие налоги:
— налог на имущество предприятий;
— лесной доход;
— сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических
лиц.
— налог с продаж.
— транспортный налог.
К местным относятся следующие налоги и сборы:
— налог на имущество физических лиц;
— земельный налог;
— регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью;
— налог на строительство объектов производственного назначения в
курортной зоне;
— курортный сбор;
— сбор за право торговли;
— целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций
независимо от их организационно-правовых форм на содержание
милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и
другие цели.
До введения в действие ст. 13, 14, 15 НК РФ, налоги, сборы, пошлины и
другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями
19, 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации», не взимаются (статья 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-
ФЗ).
В случаях и в порядке, установленных Налоговым Кодексом и принимаемыми
в соответствии с ним федеральными законами может предусматриваться
установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в
соответствии с которыми в течение определенного периода времени вводится
особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена совокупности
налогов и сборов, подлежащих уплате одним налогом.
В настоящее время действуют специальные налоговые режимы:
— в особых экономических зонах (Федеральный закон от 22.01.1996 № 13-
ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области»,
Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об особой экономической
зоне в Магаданской области»);
— для Организаций, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков в
налоговых органах закрытых административно — территориальных
образованиях (Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом
административно — территориальном образовании»);
— при исполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4
Налогового кодекса РФ);
— для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1
Налогового кодекса РФ);
— упрощенная система налогообложения (глава 26.2 Налогового кодекса
РФ);
— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности (глава 26.3 Налогового кодекса
РФ).
Статья 3 НК РФ формулирует основные начала законодательства о налогах
и сборах:
— Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;— Законодательство о налогах и сборах основывается на признании
всеобщности и равенства налогообложения;
— При установлении налогов учитывается фактическая способность
налогоплательщика к уплате налога;
— Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно
применяться исходя из социальных, расовых, национальных,
религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать
дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в
зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или
места происхождения капитала;
— Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть
произвольными;
— Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами
своих конституционных прав;
— Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое
экономическое пространство Российской Федерации и, в частности,
прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах
территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или
финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать
препятствия не запрещенной законом экономической деятельности
физических лиц и организаций;
— Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или
отменяются Налоговым Кодексом РФ. Налоги и сборы субъектов
Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются,
изменяются или отменяются соответственно законами субъектов
Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми
актами представительных органов местного самоуправления о налогах и
сборах в соответствии с Налоговым Кодексом РФ;
— Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и
сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными
Налоговым Кодексом признаками налогов или сборов, не
предусмотренные Налоговым Кодексом либо установленные в ином
порядке, чем это определено Налоговым Кодексом;
— При установлении налогов должны быть определены все элементы
налогообложения;
— Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы
таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда
и в каком порядке он должен платить;
— Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов
законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу
налогоплательщика (плательщика сборов).
Из Конституции РФ вытекает более сложная и многофункциональная
структура принципиальных основ налогообложения и сборов в Российской
Федерации, которая выстраивается в следующем порядке:
1) принцип реализации совместного ведения Федерации и ее субъектов в
установлении общих принципов налогообложения и сборов в Российской
Федерации (п.»и» ст.72 Конституции РФ);
2) принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой
системы на всей территории Российской Федерации (ст.8 Конституции
гарантирует единство экономического пространства, свободное
перемещение товаров, услуг, финансовых средств, а в п.»н» ст.72 к
совместному ведению Федерации и ее субъектов Конституция России
относит установление общих принципов организации системы органов
государственной власти и местного самоуправления). Двойной уровень
в построении федерального налогового законодательства с учетом
потребностей развития налогового федерализма и кодификации
налоговых властных и имущественных норм между государством и
налогоплательщиками вытекает из смысла ст.75 Конституции, согласно
которой должны быть установлены федеральным законом правовые
основы об общих принципах налогообложения и сборов в Российской
Федерации и кодифицированы нормы, регулирующие возникновение и
функционирование системы налогов Российской Федерации и налоговых
отношений в целом;
3) принцип равенства прав субъектов РФ в принятии собственного
налогового законодательства (ч.1, 2, 4 ст.5 Конституции утверждают
равенство и самостоятельность законодательства субъектов РФ);
4) принцип конституционности актов налогового законодательства (ст.4
и 125 Конституции регламентируют, что акты (в том числе и
налоговые) или их отдельные положения, признанные
неконституционными, утрачивают силу);
5) принцип регулятивности (гибкости) налоговых платежей, как
инструмента внешнеторговой и инвестиционной политики (ст.15
Конституции подтверждает действие на территории России
общепринятых в мировой практике принципов и норм международного
регулирования торгового оборота и движения капитала);
6) принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня
(ст.114 Конституции возлагает на Правительство РФ обеспечение и
исполнение налоговых обязательств в рамках Федерации и ее
субъектов в интересах как единого экономического пространства, так
и в интересах отдельных регионов);
7) принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных
налогов и распоряжении своими бюджетными средствами (ст.132
Конституции устанавливает права органов местного самоуправления
самостоятельно управлять муниципальной собственностью,
формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать
местные налоги и сборы, решать иные вопросы);
8) принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом
(вытекает из смысла ст.19 Конституции);
9) принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщиков
(ст.57 Конституции устанавливает обязанность каждого платить
законно установленные налоги и сборы) и неотвратимости
ответственности за нарушение налогового законодательства;
10) принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от
неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба,
обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов
(ч.2 ст.8 Конституции защищает равным образом частную,
государственную, муниципальную и иные формы собственности);
11) принцип предотвращения двойного налогообложения и неотягощения
налогового бремени (хотя он прямо не закреплен в Конституции РФ,
но из смысла ее ст.34 и 35 вытекает право на свободное
использование своих способностей в предпринимательской
деятельности и неотчуждаемость имущества, что возможно лишь при
разумном налоговом бремени; ст.57 Конституции определяет, что
законы, отягчающие налоговое бремя, обратной силы ее имеют, а ст.6
Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации»
закрепляет однократность налогообложения);
12) принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях
(ст.29. Конституции гарантирует право граждан получать информацию
любым законным способом, за исключением сведений, составляющих
государственную тайну);
13) принцип социальной ориентированности налоговой политики (ст.7
Конституции провозглашает Россию социальным государством, политика
которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека);
14) принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых
отношениях, защита интересов участников налоговых отношений в суде
(ст.123 Конституции подчеркивает гласность судопроизводства,
осуществление его на основе состязательности и равноправия
сторон).Заключение
В советской теории государства и права традиционно понятием
«законодательство» охватывались акты различных государственных органов, в
том числе органов исполнительной власти, имевшие нормативный характер.
Принципиальная концепция, лежащая в основе формирования налогового
законодательства Российской Федерации,— создание системы законов о налогах
прямого действия, исключающей издание конкретизирующих и развивающих их
подзаконных актов. Именно законодательная основа налогов, исключающая
возможность неоднозначного толкования тех или иных положений, создает
необходимые условия для подлинной защиты прав налогоплательщиков.Список использованной литературы:
— Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации»
— Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ «Налоговый Кодекс
Российской Федерации (часть первая)»;
— Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. N 16-П
«По делу о проверке конституционности статьи 11(1) Закона
Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О Государственной
границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 года»
— Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П
«По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов
города Москвы и Московской области, Ставропольского края,
Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок
регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в
названные регионы»
— Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (части
первой) / Отв. ред. к. ю. н. Г. В. Петрова. – М.: НОРМА, 2001.
— Налоговое право. Учебное пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. — М.:
ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
————————
[1] Постановление КС РФ от 4 апреля 1996г.№9-П
[2] Пункт 3 Постановления КС РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П.