Способы формирования муниципальной собственности: правовое регулирование и сравнительный анализ
Ростовский Государственный Университет
Юридический факультетРЕФЕРАТ
на тему:«СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ».Выполнила: студентка 6-го курса ОЗО
_____________________Проверила: доцент ________________
Ростов-на-Дону
2003 г.
Право муниципальной формы собственности, закреплённой в ст. 8 Конституции
РФ, возникает из оснований, предусмотренных целым рядом законодательных и
иных правовых актов[1].
Анализ этих актов позволяет выделить административный и гражданско-
правовые способы формирования муниципальной собственности. Административный
порядок предполагает волю одной стороны – государства и реализуется при
издании акта органа государственной власти. Гражданско-правовой способ
основывается на переходе прав на объекты собственности путём заключения
гражданско-правовых договоров и сделок. Муниципальное образование вправе
заключать их с другими субъектами гражданских прав. В этом случае
учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в
равное положение с контрагентом.
Более детальное закрепление способов формирования муниципальной
собственности происходит на уровне субъектов РФ. В качестве примера можно
привести Закон Московской области «Об общих принципах формирования,
управления и распоряжения муниципальной собственностью в Московской
области». В нём закрепляются следующие способы формирования муниципальной
собственности:
1) путем взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих
зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;
2) путем приобретения имущества на основании договора купли-продажи,
мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим
законодательством РФ;
3) при разграничении государственной собственности в Российской
Федерации на федеральную собственность, государственную собственность
субъектов федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном
законодательством РФ и Московской области;
4) при передаче объектов федеральной собственности в муниципальную
собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;
5) при передаче объектов государственной собственности Московской
области в муниципальную собственность в порядке, установленном настоящим
Законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с
настоящим Законом;
6) при разграничении муниципальной собственности в случае, если в
границах территории одного муниципального образования имеются другие
муниципальные образования;
7) при объединении, преобразовании или упразднении муниципальных
образований;
8) путем получения продукции, плодов, доходов в результате
использования муниципальной собственности;
9) по иным основаниям, предусмотренным действующим
законодательством[2].
Аналогичные основания установлены в «Положении о порядке передачи
объектов собственности Ростовской области в собственность муниципальных
образований», утверждённом Постановлением Законодательного Собрания
Ростовской обл. № 219 от 31 января 1996 года.
В качестве примера иного основания можно привести в пример статью 225
ГК РФ, регулирующую правовые отношения, связанные с приобретением права
собственности на бесхозяйные вещи. Пункт 3 этой статьи определяет особые
правила для приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они
сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению органа
местного самоуправления, на территории которого они находятся. Значение
этого акта заключается в том, чтобы по истечении года с момента взятия на
учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в
муниципальную собственность. До решения суда право собственности
сохраняется за оставившим его лицом и оно может взять его во владение.
Такое имущество может быть приобретено в этот период и по приобретательной
давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в
течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику
или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по
истечении этого периода суд по иску органа, управомоченного управлять
муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество
муниципальной собственностью.
В развитие федеральных законодательных актов и законодательных актов
субъектов РФ органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления в пределах своей компетенции принимают решения о составе
муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о
ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов,
подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации
и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об
осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью
муниципальной собственности и многое другое[3]. При этом, установление
порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является
исключительной компетенцией представительных органов местного
самоуправления.
Так, в соответствии с разделом 3 «Положения о порядке управления и
распоряжения объектами муниципальной собственности города Ростова-на-Дону»,
утверждённого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 28 апреля 1998
г. № 95 (с изменениями от 20 августа 1998 г., 20 апреля 2000 г., 9 апреля
2001 г., 15 октября 2002 г.)[4], установлены следующие формы (способы)
формирования муниципальной собственности, формируемой из:
1) Муниципальной собственности, имеющейся на момент принятия данного
Положения.
2) Объектов государственной собственности, передаваемых в муниципальную
собственность для выполнения полномочий местного самоуправления. При этом
сам порядок разграничения государственной собственности в Российской
Федерации на федеральную и областную государственную собственность, а также
муниципальную собственность и порядок передачи определяются Постановлением
Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.91 «О разграничении государственной
собственности РФ на федеральную собственность, государственную
собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей,
автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную
собственность». Механизм его реализации основан на «Положении об
определении пообъектного состава федеральной, государственной и
муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности»,
утвержденном Распоряжением Президента РФ от 18.03.92 № 114-рп, Указе
Президента РФ от 22.12.93 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в
РФ», Постановлении Правительства РФ от 07.03.95 № 235 «О порядке передачи
объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения
федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и
муниципальную собственность». Передача объектов собственности Ростовской
области в собственность муниципального образования производится также на
основании решения Законодательного собрания Ростовской области № 219 от
11.01.96 г. «О Положении о порядке передачи объектов собственности
Ростовской области в собственность муниципальных образований» и актов
органов местного самоуправления г.Ростова-на-Дону.
При передаче в муниципальную собственность объектов, указанных в
приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.91,
либо отнесенных к объектам социально-культурного и коммунально-бытового
назначения федеральной собственности, Комитет по управлению имуществом
г.Ростова-на-Дону представляет перечень таких объектов Мэру города.
Отнесение данных объектов к муниципальной собственности производится на
основании постановления Мэра города.
3) Имущества, приобретенного в результате коммерческой и некоммерческой
деятельности муниципальных предприятий и учреждений. При этом имущество
унитарного предприятия (учреждения) – существующее, создаваемое и
приобретаемое – является неделимым и не может быть распределено по вкладам
(паям, долям), в том числе между работниками предприятия, поскольку
является объектом муниципальной собственности.
4) Приобретение движимого и недвижимого имущества по сделкам (на
основании договоров купли-продажи, дарения, а также иных сделок об
отчуждении данного имущества), при переработке вещей, самовольной
постройке, находке, существовании на территории города бесхозяйных вещей, в
силу приобретательской давности и по иным основаниям, определенным
законодательством Российской Федерации.
Право муниципальной собственности прекращается в случае гибели или
уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том числе
при приватизации; в порядке разграничения муниципальной собственности;
путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального
образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором; по иным
основаниям, предусмотренным законами РФ.
НОРМАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:1. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.
от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21
марта 2002 г.).
3. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых
основах местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 9
июля 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и
третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997
г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21
марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.).
5. Постановление Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.91 «О
разграничении государственной собственности РФ на федеральную
собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев,
областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-
Петербурга и муниципальную собственность».
6. Указ Президента РФ от 22.12.93 № 2265 «О гарантиях местного
самоуправления в РФ».
7. «Положение об определении по объектного состава федеральной,
государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав
собственности» // утверждено Распоряжением Президента РФ от 18.03.92 № 114-
рп.
8. Постановление Правительства РФ от 6 октября 1999 г. «О передаче
находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований
в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в
муниципальную собственность».
9. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. «О передаче
объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных
организаций в муниципальную собственность» (с изм. и доп. от 27 августа
1999 г.).
10. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. «О порядке
передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения
федеральной собственности в государственную собственность субъектов
Российской Федерации и муниципальную собственность» (с изм. и доп. от 27
августа 1999 г.).
11. «Положение о порядке передачи объектов собственности Ростовской
области в собственность муниципальных образований» // принято Решением
Законодательного Собрания Ростовской обл. № 219 от 11 января 1996 года.
12. Закон Московской области от 10.07.96 №11/98 «Об общих принципах
формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в
Московской области»//Вестник Московской областной Думы. 1996. №10.
13. Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 20 апреля 2000 г. №
268 «О принятии «Положения о Реестре объектов муниципальной собственности
города Ростова-на-Дону».
14. «Положения о порядке управления и распоряжения объектами
муниципальной собственности города Ростова-на-Дону», утверждённого решением
Ростовской-на-Дону городской Думы от 28 апреля 1998 г. № 95 (с изменениями
от 20 августа 1998 г., 20 апреля 2000 г., 9 апреля 2001 г., 15 октября 2002
г.).
15. Постановление Главы администрации г. Ростова-на-Дону от 17 апреля
1996 г. № 598 «О порядке передачи в муниципальную собственность и
отчуждения бесхозяйных квартир, других жилых и нежилых строений, помещений,
находившихся в собственности граждан и юридических лиц».
16. Постановление Главы администрации г. Ростова-на-Дону от 29 августа
1994 г. N 1192 «О процедуре передачи ведомственного жилищного фонда в
муниципальную собственность».
17. Положение «О доверительном управлении муниципальным имуществом
г.Ростова-на-Дону» // утверждено Постановлением Мэра города Ростова-на-Дону
от 15.12.98 г. № 2670.————————
[1] Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22
апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта
2002 г.); Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых
основах местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 9
июля 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.); Гражданский кодекс
Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20
февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999
г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г.,
10 января, 26 марта 2003 г.); Постановление Правительства РФ от 6 октября
1999 г. «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов
социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов
Российской Федерации и в муниципальную собственность»; Постановление
Правительства РФ от 17 июля 1995 г. «О передаче объектов социальной и
инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную
собственность» (с изм. и доп. от 27 августа 1999 г.); Постановление
Правительства РФ от 7 марта 1995 г. «О порядке передачи объектов социально-
культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в
государственную собственность субъектов Российской Федерации и
муниципальную собственность» (с изм. и доп. от 27 августа 1999 г.) и т.д.[2] Закон Московской области от 10.07.96 №11/98 «Об общих принципах
формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в
Московской области»//Вестник Московской областной Думы. 1996. №10.[3] См., например: Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 20 апреля
2000 г. № 268 «О принятии «Положения о Реестре объектов муниципальной
собственности города Ростова-на-Дону»; Постановление Главы администрации г.
Ростова-на-Дону от 17 апреля 1996 г. № 598 «О порядке передачи в
муниципальную собственность и отчуждения бесхозяйных квартир, других жилых
и нежилых строений, помещений, находившихся в собственности граждан и
юридических лиц»; Постановление Главы администрации г.Ростова-на-Дону от 29
августа 1994 г. № 1192 «О процедуре передачи ведомственного жилищного фонда
в муниципальную собственность»; Положение «О доверительном управлении
муниципальным имуществом г.Ростова-на-Дону», утверждённое Постановлением
Мэра города Ростова-на-Дону от 15.12.98 г. № 2670 и др.
[4] Текст решения опубликован в информационном бюллетене «Ростов-
официальный», июнь 1998 г., № 25-26.