Муниципальное управление в Российской Федерации

Дата: 21.05.2016

		

Муниципальное управление в Российской Федерации.
1. Основы осуществления местного самоуправления в РФ.
Муниципальное управление в РФ строится на основе Конституции РФ
и нормативно правовых актов, регламентирующих построение структуры
муниципальных органов и их компетенции, а также распределение
государственных финансовых фондов и иных ресурсов между органами
государственной власти и муниципального управления. «Термины
«муниципальный» и «местный» и словосочетания с этими терминами применяются
в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и
организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение
которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в
иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления
Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ
конституционного строя Российской Федерации.» (Федеральный закон об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ № 154-ФЗ в ред. от
04.08.2000.)
Чтобы понять задачи, принципы построения и компетенцию органов
муниципального или иными словами местного самоуправления необходимо
обратиться непосредственно к основному закону РФ, т.е. к Конституции РФ:
п.2 ст. 3 « Народ осуществляет свою власть непосредственно, а
также через органы государственной власти и органы местного
самоуправления»
п. 2 ст. 8: «В Российской Федерации признаются и защищаются
равным образом частная, государственная, муниципальная и иные
формы собственности».
Статья 12
«В Российской Федерации признается и гарантируется местное
самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий
самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему
органов государственной власти».
П. 2. ст. 32: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать
и быть избранными в органы государственной власти и органы
местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».
Глава 8 «Местное самоуправление»:
Статья 130
1.Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает
самостоятельное решение населением вопросов местного значения,
владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем
референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через
выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 131
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских
поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных
традиций. Структура органов местного самоуправления определяется
населением самостоятельно. 2. Изменение границ территорий, в
которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом
мнения населения соответствующих территорий.
Статья 132
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют
муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный
бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану
общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом
отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их
осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных
полномочий подконтрольна государству.

Статья 133
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется
правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов,
возникших в результате решений, принятых органами государственной власти,
запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных
Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Таким образом органы муниципального управления в Российской Федерации
признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации
самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по
решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов
местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных
местных традиций. Они создаются и функционируют в РФ с целью выражения
власти народа. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного
обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования,
отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами
субъектов Российской Федерации.
К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль
за их соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного
бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых
вопросов местного значения;
4) комплексное социально — экономическое развитие муниципального
образования;
5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых
помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений
дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений
здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание
муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление
контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных
образований;
10) создание условий для жилищного и социально — культурного
строительства;
11) контроль за использованием земель на территории муниципального
образования;
12) регулирование использования водных объектов местного значения,
месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для
строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-,
тепло- и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений
топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного
значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципального
образования;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных
учреждений, обеспечения населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли,
общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в
муниципальном образовании;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в
муниципальной собственности;
24) организация и содержание муниципальной информационной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации
муниципального образования;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в
муниципальном образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости
населения;
29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального
образования;
30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном
образовании, организация муниципальной пожарной службы.
Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные
вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов
Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не
отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов
государственной власти.
В целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и
безопасности государства допускается ограничение прав граждан на
осуществление местного самоуправления на отдельных территориях федеральным
законом.

2. Структура органов муниципального управления.
Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях.
Муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько
поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная
территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах
которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная
собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные
полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему
органов государственной власти. Перечень органов муниципального управления
в каждом конкретном муниципальном образовании определяется Уставом данного
образования.
Местное самоуправление осуществляется двумя основными способами:
— путем проведения местного референдума — голосования граждан по
вопросам местного значения;
— проведением выборов в представительный орган местного
самоуправления — выборный орган местного самоуправления,
обладающий правом представлять интересы населения и принимать от
его имени решения, действующие на территории муниципального
образования.
Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов,
избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при
тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации. В исключительном ведении представительных
органов местного самоуправления находятся:
1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального
образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального образования,
утверждение отчетов об их исполнении;
4) установление местных налогов и сборов;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной
собственностью;
6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами
муниципальных образований.
. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность
главы муниципального образования — выборного должностного лица,
возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на
территории муниципального образования, а также должности иных выборных
должностных лиц местного самоуправления.
С целью претворения в жизнь решений представительных органов
муниципального управления в муниципальных образованиях согласно уставам
могут создаваться иные органы местного самоуправления.
Выборное должностное лицо местного самоуправления должностное лицо,
избранное населением непосредственно или представительным органом местного
самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального
образования полномочиями на решение вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления,
выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по
изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу
определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами
субъектов Российской Федерации.

3.Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления
местного самоуправления.

1.Местный референдум.
2.Муниципальные выборы — выборы депутатов, членов иных выборных органов
местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления
осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных
прав граждан.
3.Собрание (сход) граждан.
4.Народная правотворческая инициатива — Население в соответствии с уставом
муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в
вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного
значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат
обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей
населения, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию
(обнародованию).
5. Обращения граждан в органы местного самоуправления.
6. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия
населения в осуществлении местного самоуправления — самоорганизация граждан
по месту их жительства на части территории муниципального образования
(территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями,
микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для
самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных
инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через
создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В
соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут
являться юридическими лицами.

4.Муниципальная собственность и иные формы обеспечения осуществления
муниципального управления.

В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета,
муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного
самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы,
находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и
организации, муниципальные банки и другие финансово — кредитные
организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные
учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое
и недвижимое имущество. Органы местного самоуправления управляют
муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества,
входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального
образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях,
предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами
муниципальных образований, население непосредственно.
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы,
отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации
в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и
законами субъектов Российской Федерации, закрепленными на долговременной
основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти
органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных
полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального
имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли
муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции,
трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и
решениями органов местного самоуправления, а также другие средства,
образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать
целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных
законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством
Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи,
получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово
— кредитные учреждения.
С целью наиболее полного осуществления функций муниципального
управления Правительством РФ принимаются Целевые программы по развитию
местного самоуправления в регионах.

Основными особенностями органов местного самоуправления являются:
— Органы муниципального управления формируются на основе
Федерального законодательства но их состав и полномочия
определяются уставом муниципального образования;
— Органы муниципального управления на являются органами
государственной власти.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий