Местное самоуправление в конституции РФ

Дата: 21.05.2016

		

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В КОСТИТУЦИИ РФ

Содержание.

Введение……………………………………………………….
…………………………..2

Статья
130……………………………………………………………….
………………..3
Статья
131……………………………………………………………….
………………..9

Статья
132……………………………………………………………….
……………….11

Статья
133……………………………………………………………….
……………….15
Заключение……………………………………………………..
……………………….18
Список
литературы…………………………………………………………
……….19

Введение.

Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике современной России,
сопровождается обострением политических и социальных проблем, которые
в свою очередь сдерживают социально-экономическое развитие страны. В
этих условиях, как показывает отечественный и зарубежный опыт,
важнейшим фактором стабилизации социально-экономической и политической
ситуации в стране выступает использование потенциала самоорганизации
и самоуправления населения.
Местное самоуправление, опираясь на активность населения в
решении актуальных для конкретной территории социально-экономических
и экологических проблем, способно придать развитию российского
общества дополнительные стимулы саморазвития.
В реформировании всей системы управления. В России приоритетное
направление занимает создание и развитие эффективного муниципального
управления. Это связано с действием следующих факторов:
. потребностью в широкой демократизации всех сфер жизни российского
общества, общегосударственной и региональной децентрализации всех
сфер жизни российского общества, общегосударственной и региональной
децентрализации с перераспределением власти и ресурсов между
Федерацией, региональными структурами и низовыми административно-
территориальными образованиями;
. необходимостью сбалансирования интересов и отношений федеральных,
региональных и муниципальных образований и соответствующих им
органов власти;
. необходимостью улучшения качества жизни большей части населения
муниципальных образований;
. настоятельной потребностью использования потенциала самоорганизации
и самоуправления населения в рамках муниципальных образований.
К сожалению, следует признать, что реформа местного самоуправления
все еще не стала приоритетной: крайне низок уровень законодательного
обеспечения деятельности органов муниципального управления,
организационные структуры и методы принятия решений в органах управления
муниципальными образованиями зачастую копируют структуры и методы
федеральных отраслевых органов управления, наконец, следует отметить и
острый дефицит квалифицированных специалистов в сфере муниципального
управления.
В условиях осуществления радикальной политической реформы важным
элементом процесса развития народовластия в России стало внедрение
самоуправленческих начал. Местное самоуправление является логическим
выражением процесса демократизации. Конституция Российской Федерации 1993
года впервые относит местное самоуправление к числу основ конституционного
строя России и определяет его в качестве самостоятельной формы
осуществления народом принадлежащей ему власти. Тем самым впервые на
конституционном уровне закреплено существование существованием независимой
от государства системы власти народа, созданной для решения вопросов
местного значения.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В КОСТИТУЦИИ РФ

Статья 130
1.Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает
самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение,
пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума,
выборов, других форм волеизъявления, через выборные и другие органы
местного самоуправления.

1. Первая часть развивает положения о местном самоуправлении как форме
осуществления власти народом и основе конституционного строя Российской
Федерации. В данном случае определяется его социальное назначение –
обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения,
владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В этой сущностной функциональной характеристике местного
самоуправления обращается внимание на ряд важных моментов. Первое: назван
субъект местного самоуправления – население. Ему как сообществу граждан,
проживающих на соответствующей территории, и каждому в отдельности
гарантируется право на осуществление местного самоуправления
непосредственно и через своих представителей, причем не зависимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям. Указанное право конкретизируется через систему специальных
прав, предусмотренных Конституцией: избирать и быть избранными в органы
местного самоуправления, участвовать в референдуме, обращаться лично, а так
же направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного
самоуправления, знакомиться с документами и материалами органов местного
самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы граждан,
определять структуру органов местного самоуправления, выражать мнение по
поводу изменения границ территорий местного самоуправления, защищать право
на местное самоуправление и образующие его права в судебном порядке.
Второе: в общем виде сформулировано поле деятельности местного
самоуправления – «вопросы местного значения», под которым понимаются
вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения
муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального
образования в соответствии с Конституцией Р.Ф., Федеральным законом,
законами субъектов Р.Ф. В их перечень конституция включает жилищное
строительство и распределения жилья, муниципальное здравоохранение и
образование, управление муниципальной собственностью, охрану общественного
порядка и др.
Третье: установлена экономическая основа местного самоуправления с
наделением населения правами собственника – владения, пользования и
распоряжения этой собственностью. Она признается и защищается наравне с
другими формами собственности.
Федеральный закон «об общих принципах организации местного
самоуправления в Р.Ф.» под муниципальной собственностью понимает
собственность муниципальных образований — городских, сельских и иных. В ее
состав, согласно названому Закону входят средства местного бюджета,
муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного
самоуправления, а так же муниципальные земли и другие природные ресурсы,
находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и
организации, муниципальные банки и другие финансово–кредитные организации,
муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения
образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и
недвижимое имущество. Субъекты Р.Ф. передают в собственность муниципальных
образований объекты, находящиеся в собственности субъектов Р.Ф. необходимые
для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением
полномочий субъектами Р.Ф. и муниципальными образованьями, а так же между
муниципальными образованьями. Споры, возникающие по этому поводу,
разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.
Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью.
Они же от имени муниципального образования осуществляют права собственника
в отношении имущества, входящего в состав данной собственности; в случаях
предусмотренных законами субъектов Р.Ф. и уставами муниципальных
образований, это право может быть реализовано населением непосредственно.
В соответствии с Законом органы местного самоуправления вправе
передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное
пользование физическими и юридическими лицами, сдавать их в аренду,
отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом,
находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в
договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или
передаваемых в пользование объектов. В интересах населения они могут
устанавливать условия использования земель, находящихся в границах
муниципального образования.
Муниципальная собственность может быть приватизирована. При этом
порядок и усилия ее приватизации определяют непосредственно населением или
представительными органами местного самоуправления. Доходы от приватизации
объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный
бюджет.
Право муниципальной собственности регулируется Гражданским кодексом
Р.Ф. Им, в частности, закреплено, что особенности приобретения и
прекращение права собственности на имущество, включая имущество,
находящееся в собственности муниципального образования, могут
устанавливаться лишь законом.
Четвертое: местное самоуправление обеспечивает самостоятельное
решение населением вопросов местного значения. Самостоятельность –
определяющая черта местного самоуправления. Она выделяется при его
характеристике как основы конституционного строя и в др. случаях;
реализуется в пределах установленных полномочий; производна от
реально обеспеченных материальных, финансовых и других условий
функционирования местного самоуправления; корреспондирует
ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления; получает конкретное правовое выражение и
гарантируется.

2. Во 2ой части статьи раскрывается организационный механизм
функционирования местного самоуправления. Ведущую роль в нем играют
формы прямого волеизъявления граждан. На первое место в этом отношении
Конституция ставит референдум. Он, согласно Федеральному закону «об общих
принципах организации местного самоуправления в Р.Ф.», определяется как
голосование по вопросам местного значения. Этим же Законом устанавливаются
общие правила, касающиеся референдума, в этом числе закрепляется, что:
— решение о его проведении принимается представительным органом
местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию
населения в соответствии с уставом муниципального образования. В
случае, если в муниципальном образовании представительный орган
местного самоуправления не сформирован, местный референдум может
назначать главой местной администрации по требованию граждан в
количестве не менее 5% числа избирателей муниципального
образования.;
— в нем имеют право участвовать все граждане, проживающие на
территории муниципального образования, обладающие избирательным
правом, причем только непосредственно и на добровольной основе;
— голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением
граждан не допускается;
— решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении
какими-либо органами государственной власти, государственными
должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для
его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган
местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос,
обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и
итоги голосования подлежат официальному опубликованию;
— решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан в пределах
полномочий местного самоуправления, обязательны для исполнения всеми
расположенным на территории муниципального образования
предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их
организационно-правовых форм, а также органами местного
самоуправления и гражданами; неисполнение или ненадлежащее
исполнение таких решений влечет ответственность в соответствии с
законами; данные решения могут быть обжалованы в суд.
Предполагается, что положения по поводу местного референдума
получат развитие в законах РФ и, в соответствии с ними, в уставах
муниципальных образований. В них, в частности, должны найти
отражение порядок назначения и проведения референдумов, принятия и
изменения принятых ими решений, виды референдумов и случаи, когда
они обязательны, гарантии участия в них граждан.
Местное самоуправление осуществляется гражданами и путем
муниципальных вопросов. С их помощью население выражает свою волю о составе
представительных органов, членах иных выборных органов местного
самоуправления, выборных должностных лицах местного самоуправления, дает
им необходимую демократическую легитимация.
Конституция Р.Ф. закрепляет право избирать и быть избранными в органы
местного самоуправления, а также случаи, когда граждане лишаются этих прав.
Ее положения конкретизируются Федеральным законом « об основных гарантиях
избирательных прав граждан Р.Ф.» от 6 декабря 1994 г., который
распространяется в том числе на выборы органов местного самоуправления.
Федеральный закон « об общих принципах организации местного самоуправления
в Р.Ф.» определяет, что муниципальные выборы осуществляются на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при
обеспечении установленных законом избирательных прав граждан. Федеральное
законодательство, таким образом, создает необходимые предпосылки
демократической однородности выборов на всех уровнях, включая местное
самоуправление. Субъекты Р.Ф. принимают законы о порядке проведения
муниципальных выборов. Данный вопрос отражается в уставе муниципального
образования. При этом формулируемые в названных актах положения не могут
противоречить Федеральному закону « об основных гарантиях избирательных
прав граждан Р.Ф.», но в них могут устанавливаться дополнительные
гарантии избирательных прав граждан.
Федеральные органы государственной власти и органы государственной
власти субъектов Р.Ф. гарантируют проведение муниципальных выборов. Это
означает, что названные органы создают необходимые правовые, материально-
технические, финансовые и иные условия для таких выборов, не препятствуют
их проведению и защищают избирательные права граждан.
Именно с позиций гарантий местного самоуправления Конституционный суд
Р.Ф. в постановлении от 30 мая 1996 г. по делу о проверке
конституционности Федерального закона « об общих принципах организации
местного самоуправления в Р.Ф.» с изменениями от 22 апреля 1996 г. пришел
к выводу о допустимости указания Федеральным законом сроков, в течении
которых должны быть сформированы путем выборов новые органы местного
самоуправления. При этом данная мера ограничена переходным периодом и
рассматривается как средство, упорядочивающее процесс становления и не
допускающее затягивание создания ее выборных органов; она не нарушает права
органов государственной власти субъектов федерации и муниципальных
образований назначать конкретную дату выборов, а лишь ставит реализацию
указанного права в определенные временные рамки.
Рассматриваемая часть статьи исходит из того, что граждане осуществляют
местное самоуправление также путем «других форм прямого волеизъявления». К
таковым Федеральный закон «об общих принципах организации местного
самоуправления в Р.Ф.» относит собрания (сходы) граждан. Они способствуют
выражению общественного мнения, позволяют населению публично направлять,
контролировать и оценивать деятельность органов местного самоуправления. В
отдельных поселениях, если подобное предусмотрено уставом муниципального
образования и соответствует закону субъекта Р.Ф., данные собрания могут
выполнять полномочия представительных органов местного самоуправления. В
этом случае они считаются правомочными при участии в них более половины
жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Порядок созыва и проведения собрания граждан, принятия и изменения его
решения, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального
образования в соответствии с законами субъектов Р.Ф.
Федеральный закон закрепляет право населения на правотворческую
инициативу в вопросах местного значения. Она реализуется в соответствии с
уставом муниципального образования и, если выделить главное, заключается в
том, что население вносит в органы местного самоуправления проекты правовых
актов, которые подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с
участием представителей населения, а результаты рассмотрения —
официальному опубликованию.
Граждане непосредственно участвуют в решении дел местного значения
путем индивидуальных и коллективных обращений, направляемых в органы
местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Федеральным законом установлено, что названные адресаты обязаны дать ответ
по существу обращений в течение одного месяца. За нарушение сроков и
порядка ответа на обращения граждан законом может быть предусмотрена
административная ответственность.
Местное самоуправление осуществляется через собственные органы. Им
присущ ряд черт: структура этих органов определяется населением
самостоятельно; они формируются данным населением и его представительными
органами; обладают полномочиями на решение вопросов местного значения и в
их пределах издают правовые акты; являются юридическими лицами в
соответствии с уставом муниципального образования; не входят в систему
органов государственной власти.
Федеральный закон « об общих принципах организации местного
самоуправления в Р.Ф.» исходит из разнообразия системы органов местного
самоуправления. При этом, однако, выделяются выборные органы, образуемые в
соответствии с названым законом, законами субъектов Р.Ф., уставами
муниципальных образований, а так же признается обязательным наличие
выборных органов местного самоуправления муниципальных образований.
Одним из видов выборных органов является представительный орган
местного самоуправления. Он состоит из депутатов, избираемых на основе
общего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в
соответствии с федеральным законом и законами субъектов Р.Ф.
Ведущее положение этим органам придается выделением вопросов,
находящихся в их исключительном ведении. К числу таковых Федеральный закон
относит: принятие общеобязательных правил по предметам ведения
муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального
образования; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
принятие планов программ развития муниципального образования, утверждение
отчетов об их исполнении; установление местных налогов и сборов;
установление порядка управления и распоряжения муниципальных налогов и
сборов; установление порядка управления и распоряжения муниципальной
собственностью; контроль за деятельностью органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами
муниципальных образований.
Численный состав представительных органов местного самоуправления,
сроки полномочий депутатов, режим их работы и взаимоотношений с
избирателями, полномочия этих органов, порядок принятия решений и другие
вопросы организации и деятельности представительных органов определяются
уставом муниципального образования.
В структуре органов местного самоуправления уставом муниципального
образования может быть предусмотрена должность главы муниципального
образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по
осуществлению местного самоуправления на территории муниципального
образования. Согласно Федеральному закону « об общих принципах организации
местного самоуправления в Р.Ф.» данный глава избирается гражданами,
проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо
представительным органом местного самоуправления из своего состава в
порядке, установленном федеральными законами субъектов Р.Ф. он наделяется
собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в
соответствии с уставом муниципального образования, а избранный населением
глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав
представительного органа местного самоуправления, председательствовать на
его заседаниях. Закреплено, что глава муниципального образования
подотчетен непосредственно населению и представительному органу местного
самоуправления.
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должности
иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а так же другие
органы местного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, общин и
т.п.). Наименование этих органов и должностных лиц, порядок формирования
органов и должностных лиц, порядок формирования органов местного
самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы
организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований
в соответствии с законами субъектов Р.Ф.

Статья 131
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и
на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
Структура органов местного самоуправления определяется населением
самостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное
самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих
территорий.

1. Часть первая комментируемой статьи фиксирует территориальные
пределы местного самоуправления. Их установление имеет важное значение,
ибо в конечном счете очерчиваются пространственные границы деятельности
муниципального образования, его населения и органов, действия принятых ими
решений.
Выделяются городские и сельские поселения. Они, условно говоря,
являются базовыми в системе местного самоуправления. Население, проживающее
в них, не может быть лишено права на его осуществление. ТО есть
недопустимо одностороннее изъятие этого права; только при свободном
волеизъявления граждан названных сообществ может происходить отказ от
указанного права в пользу других муниципальных образований либо возможна
какая-либо иная его трансформация.
Местное самоуправление не исключается и на других территориях. При этом
упомянутый Федеральный закон приводит примерный перечень территорий
муниципальных образований – район (уезд), сельский округ (волость,
сельсовет) и т. д., указывая, что данные территории устанавливаются в
соответствии с законами субъектов Р.Ф. с учетом исторических и иных
местных традиций.
Местное самоуправление распространяется на территории закрытых
административно-территориальных образований. Оно реализуется населением в
его границах, но с некоторыми особенностями, установленными названным
Законом в части землепользования, формирования бюджета и некоторых других
вопросов. Данное положение согласуется с федеральным законом « об общих
принципах организации местного самоуправления в Р.Ф.», которым
предусмотрено, что в целях защиты конституционного строя, обеспечения
обороны страны и безопасности государства федеральным законом допускается
ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на
отдельных территориях, куда включаются приграничные территории и территории
закрытых административно-территориальных образований.
Территориями муниципального образования могут быть территории
внутригородских муниципальных образований. Вопросы об образовании,
объединении, о преобразовании или об упразднении этих муниципальных
образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом
мнения населения соответствующей территории представительным органом
местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом
города.
Территорию муниципального образования составляют земли городских,
сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования,
рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие
земли в границах муниципального образования независимо от форм
собственности и целевого назначения.
Территория муниципального образования самоуправляется. Этой цели служат
органы местного самоуправления. Их структура определяется населением
соответствующего муниципального образования самостоятельно.
Данная формула означает, что:
— мнение населения по указанному вопросу обязательно и оно является
окончательным;
— граждане вправе выбрать модель самоуправления, виды органов, их
структуру, а так же решить, какой должна быть внутриструктурная
организация этих органов в части численности выборных членов, комиссий,
аппарата, муниципальных служащих и т. п.;
— при выражении своей воли население действует самостоятельно, но на основе
и в пределах, установленных федеральными законами и законами субъектов
Р.Ф.;
— волеизъявления по поводу структуры органов местного самоуправления
происходит в формах, названных в ч.2 ст.130, при их разнообразной
комбинации, главное, чтобы приятное решение действительно отражало
позицию большинства населения муниципального образования;
— изменения структуры муниципальных органов должны осуществляться при
широкой гласности и общественной поддержке.
2. Часть 2 комментируемой статьи обращает внимание на то, что у
территорий муниципальных образований есть границы. Их можно именовать
муниципальными границами. Они не всегда совпадают с границами
административно территориальных единиц.
Вопрос об установлении и изменении границ муниципального образования
возникает при образовании, преобразовании или упразднении муниципальных
образований. Основы его решения содержит Федеральный закон « об общих
принципах организации местного самоуправления в Р.Ф.», согласно которому
установление и изменение границ муниципального образования осуществляется с
учетом исторических и иных местных традиций; инициатором данного процесса
могут быть население, орган местного самоуправления, а так же орган
государственной власти субъекта Р.Ф.; не допускается изменение указанных
границ без учета мнения населения соответствующих территорий, причем
законодательный орган субъекта Р.Ф. обязывается предусмотреть законом
гарантии учета этого мнения. Конкретный порядок образования, объединения,
преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и
изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Р.Ф.
Специфика относительно границ имеется применительно к закрытым
административно-территориальным образованиям. Законом Р.Ф. « о закрытом
административно-территориальном образовании» предусмотрено, что территория
и граница таких образований определяются исходя из особого режима
безопасности функционирования предприятий с учетом потребностей развития
населенных пунктов; границы данных образований могут не совпадать с
границами субъектов федерации и административно-территориальных единиц;
установление этих границ и земель, отводимых предприятиями и объектами,
находится в ведении федеральных органов государственной власти.

Статья 132
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной
собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет,
устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного
порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными
государственными полномочиями с передачей необходимых для их
осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных
полномочий подконтрольна государству.

1. Часть 1 статьи устанавливает виды внешних предметов ведения органов
местного самоуправления, родовой признак этих предметов ведения, а также в
общих чертах – полномочия в решении вопросов местного значения. При этом
необходимо обратить внимание на то, что включение названных вопросов в
сферу деятельности муниципальных органов, безусловно, свидетельствует об их
роли в данном отношении.
Муниципальные органы самостоятельно решают вопросы местного значения.
Эта самостоятельность по-разному реализуется ими в соответствующих сферах,
но в главном она предполагает, что органы местного самоуправления в рамках,
установленных законом, действуют свободно, исключая санкционирование,
подтверждение или отмена актов, принятых ими в пределах ведения. В
интересах дела данные органы координируют свою деятельность с органами
государственной власти и иными муниципальными органами.
В конституции фиксируется ряд направлений деятельности органов местного
самоуправления. Одно из них – управление муниципальной собственностью.
Указанная собственность принадлежит муниципальному образованию. От его
имени правомочия собственника осуществляют прежде всего представительный
орган местного самоуправления, который устанавливает порядок управления и
распоряжения этой собственностью, другие органы местного самоуправления в
рамках их компетенции, а также на основе нормативных правовых актов и по
их специальному поручению юридические лица и граждане.
Органы местного самоуправления могут своими действиями приобретать и
осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности,
выступать в суде. Согласно упомянутому Федеральному закону они вправе в
установленном порядке совершать с имуществом, находящимся в муниципальной
собственности, любые сделки; создавать предприятия, учреждения и
организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их
реорганизации и ликвидации; определять цели, условия и порядок деятельности
муниципальных предприятий, учреждений и организаций, регулировать цены и
тарифы на их продукцию, утверждать их уставы, назначать и увольнять
руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивать
отчеты об их деятельности; использовать собственные материальные и
финансовые средства при размещении муниципальных заказов на выполнение
работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения,
строительству и ремонту социальной инфраструктуры и т.д.
Муниципальные образования имеют собственные бюджеты. Формирование,
утверждение и исполнение этих бюджетов, контроль за их исполнением
осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. При этом
между ними существует определенное разделение труда: к ведению
представительного органа относится рассмотрения проекта бюджета,
утверждение данного бюджета, контроль за его исполнением и утверждение
отчета об исполнении бюджета, а к ведению главы муниципального образования
– составление проекта соответствующего бюджета, и контроль за
использованием выделенных бюджетных ассигнований.
Отношения, возникающие по поводу местного бюджета, регулируются
названным Законом, Законом РСФСР « об основах бюджетного устройства и
бюджетного процесса в РСФСР » от 10 октября 1991 г. и Федеральным законом «
об общих принципах организации местного самоуправления в Р.Ф.». В числе
наиболее важных элементов данных отношений необходимо упомянуть следующее:
— в доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы,
отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Р.Ф. в соответствии
с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов
Р.Ф., закрепленными на долговременной основе, финансовые средства,
переданные органами государственной власти органам местного
самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий,
поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества
в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибили муниципальных
предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные
платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов
местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в
результате деятельности органов местного самоуправления;
— органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами
местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов
по результатам отчетного г. не подлежит изъятию федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов Р.Ф.;
— в доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно
предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и
осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных
полномочий, полномочий субъектов Р.Ф., а также могут быть предусмотрены
в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и
территорий, не являющихся муниципальными образованиями;
— федеральные органы государственной власти, органы государственной власти
субъектов Р.Ф. в соответствии с законом гарантируют муниципальным
образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных
источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов,
определяемых на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
— в ходе исполнения бюджета исполнительный орган вправе принимать решения о
внесении изменении изменений по статьям расходов бюджетной классификации
в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования
средств;
— представительный орган, его комиссии и комитеты в установленном порядке
вправе в процессе исполнения бюджета потребовать от соответствующего
исполнительного органа, его финансовых органов, других органов и
должностных лиц предоставления любой информации, связанной с исполнением
бюджета, принять решение о привлечении аудитора для проведения
соответствующей проверки;
— исполнительный орган в установленный срок по утвержденной форме и в
принятом порядке представляет представительному органу отчет об
исполнении бюджета, по результатам рассмотрения которого принимается
решение о его утверждении или не утверждении.
В сфере ведения, причем исключительно представительных, органов
местного самоуправления находится установление местных налогов, сборов, а
также льгот по их уплате. Согласно указанному закону население
непосредственно путем местного референдума, на собраниях граждан или
представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения
могу т предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для
финансирования решения вопросов местного значения; органы местного
самоуправления в соответствии с законами субъектов Р.Ф. получают плату, в
том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами,
которые добывают на территории муниципального образования.
Органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного
порядка. Это предполагает создание ими на подведомственной территории
условий, гарантирующих безопасность личности, беспрепятственную
реализацию гражданами конституционных прав и свобод. Достижение данной цели
требует разнообразных мер. Непосредственное отношение к ним имеет
правомочие муниципальных органов в пределах, установленных законом,
принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную
ответственность. Такие акты затрагивают права, свободы и обязанности
человека и гражданина в соответствии с Федеральным законом ««об общих
принципах организации местного самоуправления в Р.Ф.» вступают в силу после
их официального опубликования.
Важную роль в указанной сфере призвана играть милиция общественной
безопасности. В районах, городах, районах городов она создается и
функционирует в качестве структурного звена в составе отделов внутренних
дел соответствующего субъекта Р.Ф. Их начальники назначаются вышестоящими
руководителями по согласованию с исполнительными органами с последующим
утверждением представительными органами муниципальных образований.
Численность местной милиции обеспечивается финансированием из бюджетов
субъектов Р.Ф.; муниципальные образования вправе за счет средств
собственных бюджетов устанавливать дополнительную численность милиции
общественной безопасности, контролировать ее деятельность.
Указом президента Р.Ф. от 3 июня 1996 г. « о поэтапном формировании
муниципальных органов охраны общественного порядка» признано необходимым
ускорить процесс формирования муниципальных органов охраны общественного
порядка и разработать в трехмесячный срок соответствующие законопроекты,
которые должны определить состав данных органов, порядок, формы и методы их
взаимодействия с органами внутренних дел Р.Ф., права и обязанности служащих
этих органов, условия и порядок контроля за их деятельностью со стороны
государства, особенности организации охраны общественного порядка в городах
Москве и Санкт – Петербурге; рекомендовано учитывать положения настоящего
Указа в актах субъектов федерации и уставах муниципальных образований, а в
последних также предусматривать выборность населением руководителей
муниципальных органов охраны общественного порядка.
2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет один из аспектов
взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной
власти, связанный с наделением муниципальных органов отдельными
государственными полномочиями. Федеральный закон « об общих принципах
организации местного самоуправления в Р.Ф.» регламентирует некоторые
стороны этих отношений. В частности, устанавливается, что:
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами
субъектов Р.Ф.
Делегирование государственных полномочий происходит с одновременной
передачей муниципальным органам необходимых материальных и финансовых
ресурсов. Финансовые средства ежегодно предусматриваются соответственно в
федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Р.Ф.;
Органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных
государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены
соответствующими органами государственной власти материальными и
финансовыми средствами;
Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и
порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий определяются соответственно
федеральными законами и законами субъектов Р.Ф.
Субъекты федерации в пределах компетенции дополняют федеральное
законодательство.

Статья 133
Местное самоуправление Р.Ф. гарантируется правом на судебную защиту, на
компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений,
принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав
местного самоуправления, установленных Конституцией Р.Ф. и федеральными
законами.

Статья закрепляет основные федеральные гарантии местного
самоуправления. Они носят общий характер и обеспечивают как право населения
на самоуправление и составляющие его территориальные, финансовые,
организационные и иные права, так и права муниципальных органов,
уполномоченных на ведение местных дел. В конкретных сферах
жизнедеятельности местного самоуправления действуют специальные гарантии.
Это подтверждает Федеральный закон « об общих принципах местного
самоуправления в Р.Ф.», относя к полномочиям органов государственной власти
Р.Ф. не только в целом обеспечение гарантий осуществления предусмотренных
Конституцией Р.Ф. и законами субъектов Р.Ф. обязанностей государства в
области местного самоуправления, но и создания федеральных гарантий его
финансовой самостоятельности, избирательных прав граждан при выборах
органов местного самоуправления и т.д.
Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту.
Указанное положение согласуется с характеристикой Р.Ф. как демократического
правового государства, признанием того, что права и свободы человека и
гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются
правосудием.
Судебная защита выступает как барьер от неправомерных действий и
решений, ущемляющих права местного самоуправления. Федеральный закон « об
общих принципах местного самоуправления в Р.Ф.» предусматривает
обязательность решений местного самоуправления; их неисполнение или
ненадлежащее исполнение влечет ответственность в соответствии с законами,
что не исключает применение судебных мер ответственности. Кроме того,
данный Закон устанавливает, что граждане, проживающие на территории
муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные
лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд
иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления
актов органов государственной власти и государственных должностных лиц,
органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления,
предприятий, учреждений и организаций, а так же общественных объединений.
Суд – инстанция, которая способна вводить деятельность местного
самоуправления, его органов и должностных лиц в правовое русло. В
соответствии с Законом об общих принципах местного самоуправления решения,
принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут
быть обжалованы в суд или арбитражный суд; только они вправе признать акты
этих органов и должностных лиц недействительными. Допустимость обжалования
решений, принятых местным референдумом, предполагает, что суд также может
их аннулировать.
С участием суда решается вопрос об ответственности органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед
государством. Она наступает в случае нарушения ими Конституции Р.Ф.,
конституции, устава субъекта Р.Ф., федеральных законов, законов субъекта
Р.Ф., устава муниципального образования. Если подобные нарушения
установлены, законодательный орган государственной власти субъекта Р.Ф.
может обратится в соответствующий суд, за исключением вопроса о признании
несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного
должностного лица местного самоуправления Конституции Р.Ф., конституции,
уставу субъекта Р.Ф., федеральным законам, законам субъекта Р.Ф., уставу
муниципального образования. Положительное заключение суда по этому поводу
является основанием для рассмотрения законодательным органом
государственной власти субъекта Р.Ф. вопроса о прекращения полномочий
соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного
лица местного самоуправления.
Судебный порядок не исключается при определении ответственности
органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
перед физическими и юридическими лицами.
Местное самоуправление гарантируется правом на компенсацию
дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами
государственной власти. Упомянутый федеральный закон конкретизирует это
положение, указывая на следующие моменты:
— компенсация должна быть обеспечена не только при увеличении расходов, но
и при уменьшении доходов органов местного самоуправления, возникших в
результате решений, принятых органами государственной власти;
— забота о компенсации в подобных случаях лежит на федеральном органе
государственной власти или органе государственной власти субъекта Р.Ф.,
принявшем соответствующее решение;
— размер компенсации определяется одновременно с принятием решения органом
государственной власти. Было бы полезно это делать с учетом мнения
органов местного самоуправления;
— решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы
органов местного самоуправления, реализуются органами местного
самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
В данном случае ответственность муниципальных органов и должностных лиц
допустима в той мере, в какой адресованные им решения финансово
обеспечены.
По смыслу федерального закона в рассматриваемых случаях предполагается
финансовая компенсация.
Рассматриваемая статья содержит запрет на ограничение прав местного
самоуправления. Этот запрет имеет общую основу в Конституции, согласно
которой Конституция Р.Ф. и федеральный закон имеют верховенство на всей
территории Р.Ф.
Запрет на ограничение прав местного самоуправления обеспечивается
разными правовыми способами. В частности, Федеральный закон «об общих
принципах организации местного самоуправления в Р.Ф.»:
— исчерпывающим образом очерчивает круг полномочий федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти субъектов Р.Ф. в
области местного самоуправления;
— определяет, что законодательное регулирование субъектами Р.Ф. вопросов
местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Р.Ф.
и настоящим Федеральным законом;
— закрепляет, что Федеральные законы, законы субъектов Р.Ф.,
устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить
Конституции Р.Ф. и настоящему Федеральному закону, ограничивать
гарантированные ими права местного самоуправления. В случае противоречия
норм муниципального права, содержащихся в законах, положениями
Конституции Р.Ф., настоящего Федерального закона применяются положения
Конституции Р.Ф., настоящего Федерального закона;
— исходит из того, что положения настоящего Федерального закона в равной
мере распространяется на республики, края, области, города федерального
значения, автономную область, автономные округа.
Недопустимость ограничения конституционных и законом установленных прав
местного самоуправления предполагает равенство муниципальных образований в
этих правах и исключение дискриминации между ними. Акты органов
государственной власти, нарушающие муниципальные права подлежат отмене,
могут быть в судебном порядке признаны недействительными.
Субъекты Р.Ф. не могут понижать федеральный стандарт прав и гарантий
местного самоуправления, но они вправе в пределах своих возможностей
повышать его.

Заключение.

Проблемы местного самоуправления волнуют общественность несколько
столетий. Острыми они были и в России прошлого века. В XIX в.
(особенно во второй половине) проблема самоуправления стала предметом
специального изучения как в Западной Европе, так и в России.
Остаются они актуальными и для будущих исследователей, так как
совершенствование самоорганизации и саморегуляции общества не имеют
предела. История местного самоуправления – это непрерывный процесс
совершенствования гражданского общества.
Для целостного всестороннего познания самоуправления необходим и
важен анализ его эволюции, выявление общих закономерностей и
сущности самоуправления и местного самоуправления.
На мой взгляд, чем больше россияне будут понимать и
поддерживать свою Конституцию, руководствоваться ею в своей
повседневной жизни и работе, тем больше у нас будет шансов
сохранить стабильность и гражданский мир, продолжить реформы,
нацеленные на возрождение России.

Список литературы.

1. Конституция РФ.
2. «Муниципальное право России», учебник, Москва, Новый Юрист, 1998г.
3. «Муниципальное управление», учебник, Москва — Нижний Новгород,
1998г.
4. «Государственное и муниципальное управление», Москва, 1999г.
5. «Основы местного самоуправления», Санкт-Петербург, 1998г.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий