Министерство образования Российской Федерации
Новокузнецкий филиал-институт
Кемеровского Государственного университетаюриспруденция
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ ПРАВУВАРИАНТ № 2
Выполнил: студентка 5 курса
гр. ЮЗ-982
Пушкина М.М.Проверил:
г.Новокузнецк – 2003 г.
О Г Л А В Л Е Н И Е :1. Виды муниципально-правовых норм 3
2. Схема «Система территориального общественного самоуправления». 7
3. Задача 10
Используемая литература 121. Виды муниципально-правовых норм
Муниципально-правовые нормы – правовые нормы, закрепляющие и
регулирующие отношения, возникающие в процессе организации и деятельности
местного самоуправления.
Муниципально-правовые нормы имеют специфические черты:
1. Если обычные правовые нормы, появляются в результате деятельности
государства, то муниципально-правовые нормы наряду с этим, в
результате, в том числе правотворческой деятельности органов местного
самоуправления.
2. Каждая муниципально-правовая норма одновременно является и нормой
какой-либо другой отрасли права.
Класссификация муниципально-правовых норм:
1. По объекту правового регулирования, то есть по кругу регулируемых
отношений:
. нормы, регулирующие общественные отношения в области основ местного
самоуправления, принципов и функций местного самоуправления;
. нормы, регулирующие территориальные основы местного самоуправления;
. нормы, регулирующие финансово-экономические основы местного
самоуправления;
. нормы, регулирующие организационные основы местного самоуправления;
. нормы, регулирующие гарантии местного самоуправления;
. нормы, регулирующие ответственность органов и должностных лиц местного
самоуправления;
. нормы, регулирующие полномочия местного самоуправления (муниципальных
образований) в отдельных отраслях и сферах местной жизни.2. По характеру содержащихся в них предписаний муниципально-правовые
нормы делятся на:
. управомочивающие нормы (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно
делать). Управомочивающие нормы, например, определяют предметы ведения
местного самоуправления;
. обязывающие нормы (нормы, содержащие предписания, что нужно делать).
Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с
документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и
свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также
обязанности государственных органов по отношению к муниципальным
органам, обязанности других субъектов муниципального права;
. запрещающие нормы (нормы-запреты, устанавливающие, что нельзя делать).
Это нормы, закрепляющие то или иное правило запретительного характера,
обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного
самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного
самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами.
3. По степени определенности (категоричности) содержащихся в них
предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и
диспозитивные.
. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу
нормативных правовых актов органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы,
обязанности человека и гражданина (требуется их официальное
опубликование (обнародование).
. Примером диспозитивных норм могут служить нормы, устанавливающие
порядок рассмотрения и решения законодательным (представительным)
органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о
прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления,
выборного должностного лица местного самоуправления (ст.49 Федерального
закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации»).
4. По территории действия нормы муниципального права могут быть:
. федеральными действуют на всей территории России);
. муниципально-правовые нормы субъектов РФ;
. локальные муниципально-правовые нормы, действующие в пределах
территории муниципальных образований
5. По источникам, то есть по характеру актов, в которых содержится
нормы муниципального права:
. муниципально-правовые нормы, содержащиеся в Конституции Российской
Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации; в
федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации в актах
Федерального Собрания РФ;
. в указах Президента Российской Федерации, актах Правительства
Российской Федерации, актах органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
. в постановлениях Конституционного Суда;
. в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, решениях
органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления (уставы муниципальных образований, общеобязательные
правила по предметам ведения муниципального образования).6. Кроме того, нормы муниципального прав могут быть поделены на нормы
материально-правовые и процессуальные.
. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и
обязанности граждан, других субъектов муниципального права.
. Процессуальные нормы муниципального права определяют порядок
(процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления,
порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных
образований, процедуру реализации права населения на правотворческую
инициативу в вопросах местного значения и т.д.
7. Классификация норм муниципального права возможна не только по их
видам, но и по муниципально-правовым инититутам.
Правовой институт в муниципальном праве представляет совокупность
муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных
общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального
права самостоятельную, обособленную группу.
К муниципально-правовым институтам относятся, например, основы
деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт,
который состоит из более простых институтов: института территориальной
основы местного самоуправления, института муниципальной собственности,
института муниципальной службы и др.2. Схема «Система территориального общественного самоуправления».
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного
самоуправления» рассматривает территориальное общественное самоуправление
как одну из форм местного самоуправления. Одновременно, территориальное
общественное самоуправление — это смешанная форма участия населения в
местном самоуправлении, осуществляемая с помощью как непосредственных, так
и представительных форм участия.
Территориальное общественное самоуправление населения –
самоорганизация граждан по месту их жительства на территории муниципального
образования для самостоятельной и под свою ответственность осуществления
собственных интересов в вопросах местного значения непосредственно
населением или через создаваемые им органы территориального общественного
самоуправления[1].
Согласно ст.80 Закона «О местном самоуправлении в РФ» система
территориального общественного самоуправления населения включает в себя
общие собрания (сходы), конференции граждан, местные референдумы, иные
формы непосредственной демократии; органы территориального общественного
самоуправления населения (советы или комитеты микрорайонов, жилищных
комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы
самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц,
кварталов, домов и тому подобное).Система территориального общественного самоуправления населения
|Общие собрания (сходы), конференции |Органы территориального |
|граждан, местные референдумы, иные |общественного самоуправления |
|формы непосредственной демократии |населения (советы или комитеты |
|(обращения граждан, нормотворческая |микрорайонов, жилищных комплексов, |
|инициатива) |поселков, сельских населенных |
| |пунктов; советы или комитеты улиц, |
| |кварталов, домов и др. |
|Общие собрания (сходы), конференции |Органы территориального |
|граждан созываются местными Советами|общественного самоуправления |
|и органами территориального |населения создаются по инициативе |
|общественного самоуправления |граждан на основе их добровольного |
|населения по мере необходимости. |волеизъявления. |
|К компетенции общих собраний |Компетенция органов территориального|
|(сходов), конференций граждан |общественного самоуправления |
|относятся следующие вопросы: |населения определяется их |
|- избрание органов территориального |положениями (уставами) с учетом |
|общественного самоуправления |полномочий, передаваемых им местными|
|населения и принятие положений |Советами и местной администрацией. |
|(уставов) о них; |Местные Советы и местная |
|- утверждение программ деятельности |администрация могут устанавливать |
|органов территориального |сферы совместной компетенции с |
|общественного самоуправления |органами территориального |
|населения по социально — |общественного самоуправления |
|экономическому развитию |населения по согласованию с ними, а |
|соответствующей территории и отчетов|также перечень вопросов, решения по |
|об их выполнении; |которым не могут быть приняты без |
|- решение других вопросов, |согласования с органами |
|относящихся к компетенции органов |территориального общественного |
|территориального общественного |самоуправления населения. |
|самоуправления населения, | |
|затрагивающих интересы населения | |
|соответствующей территории. | ||Иные формы непосредственного | |
|самоуправления: | |
|1.Обращения граждан — эта форма | |
|достаточно подробно регламентирована| |
|в законодательстве, выделяют два | |
|вида обращений: индивидуальные и | |
|коллективные. По функциональному | |
|критерию: предложения, заявления и | |
|жалобы. В соответствии со ст.33 | |
|Конституции РФ, правом на обращение | |
|в органы местного самоуправления | |
|обладают исключительно граждане РФ. | |
|В региональном законодательстве это | |
|право, как правило, предоставляется | |
|также иностранцам и лицам без | |
|гражданства. | |
|2.Нормотворческая инициатива — под | |
|этой формой понимается право | |
|внесения проекта нормативного акта в| |
|представительный орган местного | |
|самоуправления. Региональное | |
|законодательство закрепляет | |
|различный кворум для такой | |
|инициативы: | |
|а.1% подписей от всех обладающих | |
|избирательным правом и проживающих | |
|на данной территории; | |
|в.1000 подписей в поддержку | |
|нормативного акта граждан, | |
|проживающих на данной территории. | |3. Задача
Определите с учетом признаков муниципального служащего какие из
ниженазванных работников не являются таковыми:
. Мэр города,
. Прокурор,
. Судья,
. Нотариус,
. Заведующий юридического отдела городской администрации,
. Депутат городского Совета,
. Начальник отдела торговли и бытовых услуг районной администрации,
. Начальник цеха,
. Стенографистка,
. АдвокатП.1 ст.2 ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»
дает понятие муниципальной службы.
Муниципальная служба — профессиональная деятельность, которая
осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не
являющейся выборной.
Согласно ст.7 ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской
Федерации» муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации,
достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом
муниципального образования в соответствии с федеральными законами и
законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной
должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за
счет средств местного бюджета.
Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и
исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов
местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
На основании этих признаков муниципальными служащими являются:
. Заведующий юридического отдела городской администрации,
. Начальник отдела торговли и бытовых услуг районной администрации,
Не являются муниципальными служащими:
. Мэр города,
. Прокурор,
. Судья,
. Нотариус,
. Депутат городского Совета,
. Начальник цеха,
. Стенографистка,
. АдвокатИспользуемая литература
1. Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации»
2. Федеральный закон от 08.01.1998 N 8-ФЗ (ред. от 25.07.2002) «Об
основах муниципальной службы в Российской Федерации»
3. Закон РФ от 06.07.1991 N 1550-1 (ред. от 21.03.2002) «О местном
самоуправлении в Российской Федерации»4. Игнатов В.Г., Рудсет В.В. Местное самоуправление в современной России.
— Ростов-на-Дону, 2001. – 416 с.
5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской федерации. –
М., 2001. – 552 с.————————
[1] О.Е.Кутафин, В.И.Фадеев. Муниципальное право РФ. – М., 2001. – С.82