Экономическая гимназия №1518
при Финансовой Академии.Реферат
На тему:
«Останкино прошлое и настоящее»исполнитель:
ученик 8 класса «А»
Дроздов Н. Ю.Москва, 1998г.
Что значит название Останкино и каково его происхождение? Об этом
существует много предположений, но все они являются недостаточно
убедительными, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении формы слова и
названия. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину), Останкино
происходит от слова останок (родовой кусок, остаток, имение, полученное в
наследство). Эта гипотеза несостоятельна уже потому, что первоначально в
XVI веке Останкино имело форму Осташково, который никак не связан со словом
останок. Существует и легенда о том, что село выросло на том месте, где
были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму
название этого селения и является ярким примером так называемый народной
этимологии.
В XV по XVI вв. Подмосковье очень быстро заселялось, появлялись новые
села, особенно деревни, часто получившие названия по имени того, кому они
принадлежали. Вполне возможно, что названием деревни Осташково стало имя
никому теперь неизвестного первопоселенца по имени Остан или Осташ. Этот
ничем не примечательный человек несколько веков тому назад получил за
верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил
под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть – Осташкова
деревня, или Останкино (от имени Осташек или Останок). Возможно, что на
первых порах её называли и так и так, поскольку оба имени – Остап (Останка)
и Осташ (Осташок) образованы от одного греческого имени Евстафий. Со
временем название Осташкова, вероятно, заменилось от Останкино потому, что
имя Остан воспринималось как более литературное, нежели Осташ. Этому
способствовал, по видимому, тот факт, что с постройкой церкви деревня
превратилась в село в начале XVII века, тогда же, видимо, и произошло
изменение формы названия деревни Осташково в село Останкино.
Останкино – одно из самых интереснейших мест в Москве. Впервые оно
упоминается как деревня Осташково в межевой книге по Московскому уезду за
1558 год и числится за Алексеем Сатиным, известной личностью за времена
празднования Ивана Грозного. Он выступал против внутренней политики Царя,
за что и был казнен. После казни Сатина Иван Грозный подарил Осташково
своей жене, а затем и одному из своих опричников – «немчину» Ивану
Григорьевичу Орту. В 1584 году оно под именем сельца «Осташково на
суходоле» принадлежало дьяку В. Я. Щелканову, а с 1617 года князю И. Б.
Черкасскому. Предок Черкасских черкесский князь Семен Андросович в XVI веке
приехал на службу к московским государям, за что он сам и весь его род были
богато одарены земельными владениями под Москвой, получили покровительство
царя и вошли с ним в родство.
В 1646 году в Останкине стояли «двор боярский, двор приказчика и двор
псарный, 37 домов людских, людей в них 39». В 16778 году появился «двор
соколиный», а в нем «15 человек дворовых людей». К тому времени в меле уже
насчитывалось 55 дворов, в которых жили 140 человек.
В 1678-1683 гг., в селе была построена красивая каменная церковь святой
Троицы, в стиле так называемого нарышкинского барокко. Считается, что это
дело рук крепостного зодчего Павла Потехина. Колокольня — же была построена
в 1877-1878 годах по проекту архитектора Н. Султанова. Церковь представляет
собой бесстолпный пятикупольный храм на высоком подклете с двумя
приделами. Заканчивается крупными глазами на тонких барабанах. Сложена
церковь из большемерного кирпича с использованием белого камня. Церковь
украшена двумя рядами кокошников, пышными наличниками окон и ордерными
колоннами.
В 1743 году деревня Осташково, ставшая селом Останкиным, была отдана в
приданое за дочерью князя Черкасского Варварой, вышедшей замуж за сына
графа Бориса Петровича Шереметева, знатного вельможи и сподвижника Петра
Великого за воинские заслуги получившего самое высокое звание – генерал
фельдмаршала. С того времени Шереметевы владели Останкиным до самой
Октябрьской революции.
Расцвет села Останкино в русской истории с именем графа Николая
Петровича Шереметева, внука героя петровских времен, птенца «гнезда
Петрова». Именно при нем был построен знаменитый Останкинский Дворец.
Дворец строился в 1791 по 1799 года, к его строительству на разных
стадиях было привлечено много русских и заграничных зодчих. Проекты
перестройки были выполнены архитекторами Франческо Кампорези и Джакомо
Кваренги, но они не понравились владельцу и он поручил работу крепостным
зодчим Алексею Миронову, Григорию Дикушину и Павлу Аргунову, которые
завершили работу.
Память крепостного П. И. Аргунова, который повседневно был связан со
строительством дворца в Останкине в 1966 году была увековечена: 1-й
Останкинский проезд был переименован в Аргуновскую улицу. Впрочем,
считается, что таким образом сохранена память о всей семье русских
крепостных художников Аргуновых: Иване Петровиче и его сыновьях Николае и
Павле.
Дворец стоит в старинном парке на берегу пруда. Он построен из дерева,
но отштукатурен и производит впечатление каменного. П – образное в плане
здание с парадным двором выдержано в стиле зрелого классицизма. Центральная
часть акцентирована шести колонным коринфским портиком, стоящем на
рустованном выступе первого этажа. Ионические колонны, декорирующие боковые
ризалиты, дополняют торжественный облик парадного фасада.
Останкинский дом по убранству и роскоши представлял целый музей: масса
бронзы, гобеленов, художественных статуй, картин, венецианские зеркала,
всюду мрамор, мозаика, золото, китайский и японский фарфор, мебель с
инкрустациями и т.д.
Нижний этаж был обитаем, верхний же представлял великолепный театр,
окруженный настоящими чертогами. Сад в Останкине делился на английский и
перед домом; аллеи лип были подстрижены стенами и кругами, всюду виднелись
мраморные статуи, беседки и т.д. Известно, что создание парка граф поручил
англичанину Р. Маннерсу. Перед фасадом усадьбы находился пруд
(сохранившийся до наших дней), его окружал лес, который сливался с Марьиной
рощей. И только ближайшие к дому аллеи и лужайки носили французский
характер.
Налево от дворца могучая кедровая роща, по предания, вывезенная из
Сибири старым владельцем Останкина, князем Черкасским, бывшем сибирским
губернатором. В этой роще стоит мраморная урна над прахом любимой собаки
графа. Недалеко отсюда была и «Аллея вздохов» из лип. Между деревьями
встречаются вековые дубы, и среди них есть могучий дуб – прародитель всех
тамошних дубов, имеющий за собой несколько столетий.
Император Павел не раз посещал Останкино. Однажды граф Шереметев
приготовил ему однажды следующий сюрприз: когда государь проезжал густую
рощу, которая заслоняла вид на Останкино, то вдруг, как бы по мановению
волшебного жезла, деревья упали, открыв красивую панораму всего Останкина.
В ожидании государя сделана была от начала рощи до самого Останкина
просека, у каждого подпиленного дерева стоял человек и, по данному сигналу,
сваливал деревья. Император Павел был очень удивлен, любовался декорацией и
благодарил хозяина за доставленное ему удовольствие.
Король был удивлен великолепием Шереметевского имения. После роскошного
обеда король отправился в театр, на котором крепостные актеры сыграли уже
игранную при Екатерине пьесу «Самнитские браки»; роскошные костюмы, точные
эпохе, были необыкновенно богаты, на артистке, игравшей главную роль, было
ожерелье ценой в 100 000 рублей; декорации были написаны Гонзаго.
После шел балет, и затем все гости уже танцевали в залах; под конец был
предложен ужин, в зале, в которой ужинали, был устроен роскошный буфет,
уступы которого были уставлены драгоценными сосудами. Большие блюда с
десертами были накрыты хрустальными колпаками, на которых были представлены
разные этрусские фигуры. Дорога, по которой поехал в Москву, была вся
освещена горевшими смоляными бочками.
Во время коронационных празднеств императора Александра I Останкино
посетил государь – здесь ему был устроен пышный праздник. Государя с
семейством встретили полонезом Козловского, слова Державина «Гром победы
раздавайся», с пушечными выстрелами; затем была пропета кантата на день
коронования государя: «Русскими летит странами на златых крылах молва»;
после пел еще графский хор известные тогда куплеты: «Александр! Елизавета!
Восхищаете вы нас!..»
По окончании обеда высокие посетители приглашены были в темную комнату,
обращенную окнами на двор, и оттуда смотрели блистательный фейерверк.
Блестящая иллюминация, устроенная Шереметевым, от Останкина тянулась на
пять верст к Москве и стоила ему несколько десятков тысяч рублей.
Второв в своих записках говорит, что на всем пути стояли какие-то
изобретенные особые машины, в конструкцию которых входила серебряная ткань.
Теперь нельзя представить той роскоши, блеска, которыми отличались почти
все московские собрания эпохи восшествия на престол Александра I – возможен
ли теперь, например, маскарад с пятнадцатью тысячами гостей, вроде того,
который был устроен в Слободском дворе по случаю коронации императора?
Не менее богатый праздник в Останкине дали опекуны молодого графа, во
время пребывания двора с новобрачными в 1817 году; в это время посетил не
имение Шереметевых и прусский король Вильгельм III, отец новобрачной. Прием
царственных особ состоялся утром, в полдень был здесь утренний спектакль,
давали русскую пьесу: «Семик или Гулянье в Марьиной роще». Пьеса эта долго
не сходила в то время с репертуара; она была не что иное, как большой
дивертисмент из песен и плясок.
Но как уже было упомянуто, главным украшением Останкинского, дворца, да
и всего Останкина, в то время можно было несомненно считать театр. В конце
XVIII века в Москве было 53 крепостных театра, но такого здания с его
великолепным театральным залом не имел ни один из них. Так же театр в
Останкине был прекрасно оборудован и удивлял современников: полы здесь были
так устроены, что за несколько минут кресла убирались вниз, и театр вместе
со сценой превращался в танцевальный зал – «воксал». Это сценическое
оборудование было создано крепостным мастером Ф. И. Пряхиным. Зал владел
прекрасной акустикой, места в нем располагались полукруглым амфитеатром,
чтобы каждому зрителю удобней было видеть сцену и друг друга и доставлять
таким образом «прекрасную картину глазам, когда театр бывает полон», как
писал один из создателей театра – дворца Кварнеги. Репертуар театра
содержал более 100 опер и балетов в основном итальянских композиторов.В театре Шереметева выступала крепостная труппа из 200 талантливых
актеров, певцов, музыкантов, танцовщиц и среди них Прасковья Ивановна
Ковалева (Параша Жемчугова), обладавшая драматическим талантом, редким по
красоте и выразительности голосом, незаурядными композиторскими
способностями.Граф Николай Петрович Шереметев когда увидел Парашу был так поражен её
красотой и голосом что не мог вымолвить ни единого слова. Граф познакомился
с этой женщиной поближе. Шереметев встретил в актрисе действительно редкую
и высокую душу, и любовь его скоро сделалась страстью постоянной и
единственной. Живя с нею граф с каждым часом совершенствовался и возвышался
и не мог этого чувствовать. Он расстался с прежними мелкими увлечениями,
постепенно бросил охоту, забыл праздную жизнь, предался сценическому
искусству, сделался хорошим хозяином, распространил и усовершенствовал
школу, покровительствовал художникам, много читал и много делал добра.
Расстояние между его общественным положением и положением его подруги
было слишком велико для тогдашнего времени: тогда скорее простили бы
распутства, не знавшие предела, чем подобную страсть, и вся эта блестящая
обстановка и внешность скрывала только самую глубокую драму, полную
треволнений, огорчений и прочее.
По рассказам старых людей, граф нередко входил в комнаты Параши и
заводил с ней беседу, как ему тяжело, что он собирается жениться на равной
ему, и нужно им расстаться. Параша не выражала ни упреков, ни жалоб, только
после, когда выйдет граф, она плакала и молилась.
Все выше описанное происходило в Кускове, но так как ни граф ни его
возлюбленная не могли выдерживать косых взглядов, сплетен и т.д., Шереметев
с Прасковьей переезжает в Останкино. Вся труппа кусковского театра тоже
переехала в Останкино вместе со своим хозяином. И вскоре в Останкинском
театре проходили все спектакли, которые игрались в кусковском театре.
Но нельзя сказать что в высшем обществе Прасковью Ивановну вообще не
признавали. Сам император Павел много раз навещал в Останкине Прасковью
Ивановну как хозяйку дома, признавая этим «совершившийся факт», Еще больше
любил Парашу и уважал за высокие душевные качества московский митрополит
Платон, светило своего времени. Посоветовавшись с добрым своим другом,
митрополитом Платоном, «с апробации и благословения его», граф вступил в
законный брак.
Бракосочетание в Москве было торжественное в церкви Симеона Столпняка на
Поварской 6-го ноября 1801 года. Свидетелями бракосочетания были близкие
люди: К. Ан Щербетов, известный археолог А. Ф. Малиновский и синодский
канцелярист Н. Н. Бем, домашний графа; со стороны же невесты друг ее
актриса Т. В. Шлыкова, умершая в 1863 году, 90-та лет. Но ее актриса долго
сохранялся в тайне, и бедная жена одного из первых богачей и знатных людей
не смела при всех называть вго своим мужем. В последние годы супруги жили в
Петербурге на Фонтанке в собственном доме; спальня Прасковьи Ивановны
находилась близ домовой церкви, и последняя была единственным утешением. 3-
го февраля 1803 года у ней родился сын Димитрий, но мать беспрерывно
спрашивала о новорожденном, выражала боязнь, чтобы его не похитили;
требовала часто е себе и единственно радовалась, заслышав крик его в
соседней комнате.
Но дни красавицы были сочтены, и 23-го февраля 1803 года она скончалась.
Погребена она в Невской лавре; над могильной ей плитой видна следующая
эпитафия:
Храм добродетели душа её была,
Мир, благочестие и вера в ней жила.
В ней чистая любовь, в ней дружба обитала
и т.д.
Муж заказал портрет лежавшей в гробу графини и надписал девиз покойной:
«Наказуя наказа мя, смерти же не предаде мя».
Тяжка и мучительна была утрата супруги для графа; до самой кончины го не
мог вспомнить об ней без слез – память о графине увековечена в Москве
постройкой Странно — приимного дома с больницею и богадельнею, основанного
по мысли её графом Николаем Петровичем Шереметевым. Покойнай графиня
отличалась широкою благотворительностью; ежегодно, по завещанию её,
выдается значительная сумма сиротам, бедным, убогим ремесленникам, на
выкупы за долги и на вклады в церковь. После смерти графини Кусково совсем
опустело – граф ещё при жизни её перевел все оттуда в Останкино, — даже
зверинец графа оскудел – все ценные его олени были перебраны к столу, а
борзые и гончие, как и охотничьи наряды, были проданы разным лицам,
славившимся в ту пору охотую.
К довершению всего и сам «Крез меньшой», как тогда называли графа Н. П.
Шереметева, скончался в Петербурге 2-го января 1809 года, снедаемый тоской
по любимой супруге.
После смерти графа все его имение (в том числе и Останкино) перешло к
единственному сыну, графу Дмитрию Николаевичу, которому в то время не было
и шести лет от роду. Поэтому всей собственностью юного графа распоряжались
его опекуны. Но эти «заботливые» опекуны, во время долгой опеки, все
свозили, уничтожали, и продавали даже с аукциона все движимое имение, все
памятники, постройки, здания, сооружения и прочее, прикрываясь недостатком
средств для штата. Нашествие французов в 1812 году пришлось как раз к
стати. Ссылаясь на посещение неприятелей подмосковных имений Шереметева,
они списали огромные списки вещей, будто бы расхищенных или уничтоженных
французами.
Но на самом деле французы тоже «постарались», благополучно разграбив
большую часть имения Шереметевых. Солдаты графа де Мильгама прославились
вандальским разрушением: они разбили мраморные вазы, искалечили скульптуры,
изломали мебель, расстреляли из ружей картины, написанные знаменитыми
художниками.
Побывав в 30-х гг. в Останкине, А. С. Пушкин отметил в своих заметках
запустение в пынных некогда усадьбах: «Роговая музыка не гремит в рощах
Останкино и Свирлово (Свиблово)… Плюшки и цветные фонари не освещают
английских дорожек, ныне заросших травой, а некогда усаженных миртовыми и
померанцевыми деревьями, насчитывающими сотни лет своего существования.
Барский дом дряхл…»
В 1918 году Останкинский дворец был добровольно передан государству
последним владельцем Останкина графом С. Д. Шереметевым. В 1919 году он был
открыт для посещения и стал называться Музеем творчества крепостных.
Но в настоящее время Останкино ассоциируется, в основном, с
телецентром и знаменитой Останкинской башней. А не зря она так знаменита,
ведь эта башня видна из любой точки Москвы, она является архитектурным
центром телевизионного и радио комплекса, который был заложен 22 апреля
1964 года.
Останкинская башня была возведена всего за три с небольшим года.
Тридцать пять научно-исследовательских и проектных институтов разрабатывали
новые рецепты для металла, бетона. Которые использовались на строительной
площадке. В газете регулярно отмечались контрольные «зарубки»: летом она
поднялась выше Эйфелевой башни, весной 1967 года перегнала американский
небоскреб «Эмпайр стэйтс билдинг»…
Каждая цифра связанная с Останкинской башней впечатляет: высота – около
540 метров, 74 сантиметра, масса – 51400 тонн, диаметр основания – башни
более 60 метров, высота её опоры – почти 400 метров. На железобетонном
стволе смонтирован конический стальной шпиль из пяти секций общей высотой
около 150 метров, а на нем укреплены антенны. Высота башни обеспечивает
прием и передачу программ телевидения в радиусе 120 километров.
Башню подпирают десять «ног», идущих от фундамента до 62-метровой
отметки. Служебные помещения в 13 этажей кольцами опоясывают цилиндр, или
стакан, башни. Всего же башня имеет 44 этажа.
Около тридцати лет тщательно проверяются бетонный фундамент башни и
деформация грунта. Результат один и тот же: оседание значительно меньше
расчетного. Строгая вертикальность гигантского сооружения достигалась тем,
что при его возведении в качестве отвеса применялся лазерный луч: он
светился внутри полой конструкции как осевая нить, красный цвет которой
подчеркивала строительная пыль.
Фундамент и коническое основание ствола содержат 2/3 общего веса башни,
который равен 55 тысячам тонн. Внутри стенок ствола проходит более 150
стальных канатов, натянутых с усилием 70 тонн каждый. 540-метровая башня
(вместе с флагштоком) способна выдержать удар стихии, который можно ожидать
раз в 2200 лет! Во время ураганов 1968 и 1973 годов максимальные отклонения
вершины башни составляли 4.5 метра, допустимые же колебания рассчитаны на
12 метров.
На высоте 328 – 334 метров располагается вращающийся ресторан «Седьмое
небо», откуда посетители, сидя за столиками могут наблюдать панораму
города. Полный оборот составляет 40 минут. Выше идет смотровая площадка, а
ниже еще две. Сюда все желающие взглянуть на столицу с уровня птичьего
полета поднимаются на скоростных лифтах. Подъем на скоростных лифтах на
высоту 337 метров занимает всего 58 секунд. Одновременно на смотровых
площадках могут находиться 600 человек.
Вблизи башни работает Центральная высотная гидрометеорологическая
обсерватория. С высоты от 80 до 500 метров датчики телебашни круглые сутки
посылают сигналы приборам, которые фиксируют температуру, скорость и
направление воздушных потоков., влажность, показатели солнечной радиации.
Недалеко от исполинской иглы находится здание длиной 415 и шириной
более 100 метров. Четырехэтажный корпус из сборного железобетона, стекла и
алюминия как бы охватывает центральную, 12 – этажную башню. Здесь
размещаются студии и редакции телецентра. Площадь всех его 4 тысяч
помещений – 173 тысячи квадратных метров (объем свыше 1 миллиона(!)
кубических метров.
Рядом, на улице Академика Королева к 1980 году создали новый теле
радиокомплекс, который после Олимпийских игр был включен в состав
Телецентра в Останкине.
И еще пару слов об Троицкой церкви: в 1992 году эта старая церковь вновь
стала действующей.Список использованной литературы
«Северо — Восток родной столицы» А.Б. Драхлер;
«Старая Москва» М. И. Пыляев;
«Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
«Москва от центра до окраин» Ф. Л. Курлат.Иллюстрации.
Останкинский Дворец_________________________________________стр.4
Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова (графиня Шереметева)____стр.8