Благовещенский собор

Дата: 21.05.2016

		

Благовещенский собор.
В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с
золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484— годах
псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя.
Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60-х годах XVI
века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над г лереями собора
и две ложные —таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение.
В 70-х годах XVI века для Ивана Грозного пристроили паперть с высоким
белокаменным крыльцом. С дворцом собор соединялся специальным переходом.
Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм
служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты.
Собор построен в традициях раннемосковского зодчества. Но так как его
строили псковитяне, то, естественно, здесь присутствуют черты псковской
архитектуры: восьмигранник под центральным барабаном, оригинальные пояски
на главах и много других декоративных элементов. C площади в храм ведут два
входа с высокими крыльцами. Входят в собор через северное крыльцо и
попадают в галерею, стены которой расписаны фресками на библейские темы
(«Чудо с пророком Ионой», «О тебе радуется», «Троица», «Древо Иесеево»,
«Подвиги монастырских затворников» и другие). В простенках, на склонах
сводов и на пилястрах изображены в полный рост античные философы и
писатели: Аристотель, Фукидид, Плутарх, Гомер, Вергилий и другие —в то
время на Руси образованные люди были знакомы с их произведениями.
Из галереи через портал, украшенный белокаменной резьбой, можно попасть в
центральную часть храма. Самой большой ценностью собора является иконостас.
Иконы в иконостасе расположены в пять рядов. Третий ряд называется
«праздничным» —на его иконах изображены различные христианские праздники.
Семь икон с левой стороны ряда (кроме четвертой, она написана неизвестным
псковским мастером XVI века) —«Благовещание», «Рождество Христово»,
«Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря»и «Вход в
Иерусалим» —прин длежат кисти Андрея Рублева. Остальные иконы в этом ряду
иконостаса- «Тайная вечерня», «Распятие», «Положение во гроб», «Сошествие в
ад», «Вознесение», «Сошествие святого духа», «Успение»выполнены художником
Прохором с Городца. Главный ряд иконостаса —деисусный (от греческого слова
«деисус»моление). Он расположен ниже праздничного. Основная тема
ряда —заступничество святых (они изображены в полный рост) за простых
смертных перед богом. Большинство икон этого ряда (кроме «Архангела
Михаила»и «Апостола Петра») написано Феофаном Греком. Немалый интерес
представляет и стенопись собора, выполненная в 1508 году артелью
художников, возглавляемой Феодосием, сыном прославленного Дионисия. Здесь
есть и традиционные мотивы, и новые, характерные для XVI века. Большое
место в росписи занимают сюжеты на тему Апокалипсиса (справа и слева от
иконостаса на сводах под хорами и на арках, поддерживающих хоры). Помимо
библейских сюжетов в росписи стен можно видеть сугубо светские
мотивы —изобр жение византийских императоров и русских князей (столбы
центральной части храма и пилястры). У западной стены, согласно обычаю,
устроены хоры для царицы и ц рских детей. Очень необычно выглядит пол
собора. Во времена Ивана Грозного пол был выложен плитками из драгоценной
агатовидной яшмы. Над выходом из собора обращает на себя внимание настенная
роспись с изображением Спаса Нерукотворного, выполненная известны русским
живописцем XVII века Симоном Ушаковым.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий