Герои и сюжеты баллады В.А. Жуковского «Светлана»

Дата: 12.01.2016

		

Герои и сюжеты баллады В.А. Жуковского
«Светлана»

Сюжет, герои и проблематика одной из
баллад В.А.Жуковского .

Баллада
— это стихотворный рассказ преимущественно фантастического или героико-исторического
характера.

Наиболее
известной балладой Жуковского является баллада <Светлана>, над которой
поэт работал в 1808-1812 г. В качестве свадебного подарка баллада посвящена
племяннице Жуковского А. Протасовой.

Стремление
автора восполнить национальную русскую тем в поэзии увенчалось наибольшим
успехом. Он дал совокупность примет русского национального стиля: зима,
колокольчик икона. Избушка. Использовал стиль народного сказочного
повествования, зачин: <Раз в крещенский вечерок> Здесь фольклорное начало
отражено в традиционных для сказок словосочетаниях: <чистая война>,
<перстень золотой>, <серые изумруды>.

Отображена
и этнографическая сторона народного быта: праздник Крещения с его обрядами. В
образе Светланы Жуковский впервые намечает характерные черты русского женского
типа, как он его понимает: верность, покорность, поэтичность.

Далее
в балладу входит и лирическая тема, связанная с тоской по милому другу. Потом
идет описание приготовления к будущей свадьбе. Приведены подлинные тексты
гадальной песни в обработанном виде, с обращением к мифологическому кузнецу.
Приготовление к свадьбе со <златым кольцом>, которым предстоит обручится
невесте у <святого налоя>. Здесь намеренно в одной фразе повторяется
<венец венчаться>, относящихся к самому обряду.

Это
эпическое начало разрушается своим ответом и погружает нас в лирическую грусть
.Дальнейшее развитие сюжета ведет к тому, что Светлана с помощью гаданий на
зеркале вызывает жениха. Он опять призывает ехать девушку к венчанию. Но уже во
время путешествия <сердце вещее> внушает Светлане тревогу. Она удивлена и
настроена долгим молчанием жениха.

И
в храме встречает их гроб, и происходит не венчание, а обряд отпевания. Однако
почему-то кони поносят молодых мимо храма, а потом из-за поднявшейся метели они
свернули к одинокой хижине, где жених внезапно исчезает вместе с лошадьми.
Светлана входит в хижину и видит. Покойник оживает но он не в состоянии
причинить ей вреда. Её спасает молитва перед иконой Спаса.

Картина
свадьбы сменилась романтическим пейзажем: гроб с оживающим покойником, белым
голубем, символизирующий бога. Мертвец, как ожидалось с самого начала баллады,
оказался возлюбленным Светланы, а происходящие оказалось в финале сном.

Мораль
баллады в том, что вера спасла девушку от жениха-оборотня, который пытался
увлечь Светлану с собой в потусторонний мир. И вот лирический эпилог поэмы,
возвышающий героиню. В эпилоге лирический пейзаж — ручеёк, луг.

Заключительные
стихи раскрывают смысл её имении. Сюжет баллады драматичен, это поддерживается
чередованием эпических и лирических мест. Главная мысль баллады о роли
Провидения в нашей жизни.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий