Баллада А. фон Платена «Klaglied Kaiser Otto des Dritten» и традиция духовной песни

Дата: 12.01.2016

		

Ю.А. Плаксина

Некоторые
стихотворения Августа фон Платена (и, в частности, баллада «Klaglied Kaiser
Otto des Dritten», 1833) явно соотносятся с распространенным в XVII веке в
Германии жанром духовной песни. Отцом этого жанра можно по праву считать М.
Лютера (1483-1546), который подвергает литературной обработке ряд псалмов и
создает на их основе замечательный сборник стихов под названием «Духовные
песни». Позже это название станет обозначением самого жанра.

Духовные
песни Лютера еще очень разнородны по своей строфической и ритмической
структуре. Однако уже здесь намечается некоторое единство во внешнем оформлении
духовной песни как особого литературного жанра. Наиболее частотными размерами
данного цикла стихов становятся трех- и четырехстопный ямбы: «Herr Gott, dich
loben wir! Herr Gott, wir danken dir» «Aus tiefer Not schrei ich zu dir. / Herr
Gott erhor mein Rufen».

Бoльшинство
своих песней Лютер делит на строфы в семь и девять строк, связанных между собой
перекрестной и парной рифмой (чаще всего по схеме ababccdde или ababccd):

Ein
neues Lied wir heben an,

Des
walt Gott, unser Herre.

Zu
singen, was Gott hat getan,

Zu
seinem Lob und Ehre.

Zu
Br?ssel in dem Niederland

Wohl
durch zween junge Knaben

Hat
er sein Wunder macht bekannt,

Die
er mit seinen Gaben

So
reichlich hat gezieret.

или:

Ach
Gott, von Himmel siehe darein

Und
la? dich das erbarmen.

Wie
wenig sind der Heiligen dein,

Verlassen
sind wir Armen.

Dein
Wort man l??t nicht haben wahr,

Der
Glaub ist auch verloschen gar

Bei
allen Menschenkindern.

К
XVII в. форма духовной песни выкристаллизовывается окончательно, а жанр этот
достигает небывалого расцвета, что бесспорно связано с особенностями эстетики
барокко. К этому жанру обращаются ведущие представители этого направления: С.
Дах, A. Грифиус, М. Опиц, Ф. Цезен, П. Герхардт и др. Модель барочной духовной
песни предполагает строго регламентированную строфическую структуру. Она обычно
состоит из восьмистиший с перекрестной рифмой (ababcdcd):

Der
Wind auf leeren Stra?en

Streckt
aus die Fl?gel sein,

Streicht
hin gar scharf ohn Ma?en

Zur
Bethlems Krippen ein,

Er
brummelt hin und wieder,

Der
fliegend Winter bot,

Greift
an die Gleich und Glieder

Dem
frischvermenschten Gott

(Ф.
Шпее).

Aus
diesem tiefen Grunde,

Der
Aengsten ruf ich dir,

Mit
Hertzen und mit Munde

O
Gott, mein Trost und Zier

Du
wollest, Herr, mir leihen.

Dein
v?terliches Ohr:

Erh?re
ja mein Schreien,

La?
diese Seufzer vor

(М.
Опиц).

Ведущим
стихотворным размером духовной песни становится трехстопный ямб:

Gott
stehet mir vor allen,

Die
meine Seele liebt;

Dann
soll mir auch gefallen,

Der
mir sich herzlich gibt,

Mit
diesem Bunds-Gesellen

Verlach
ich Pein und Not,

Geh
auf den Grund der H?llen

Und
breche durch den Tod

(С.
Дах)

Точно
по такой же схеме построены некоторые стихотворения Августа фон Платена (в том
числе и анализируемая баллада). Ср., например:

O
Haupt, voll Blut und Wunden,

Voll
Schmerz und voller Hohn,

O
Haupt, zum Spott gebunden

Mit
einer Dornenkron;

O
Haupt, sonst sch?n gezieret,

Mit
h?chster Ehr und Zier,

Jetzt
aber h?chst schimpfieret,

Gegr??et
seist du mir!

(П.
Герхардт).

O
Erde, nimm den M?den,

Den
Lebensm?den auf,

Der
hier im fernen S?den

Beschlie?t
den Pilgerlauf!

Schon
steh’ ich an der Grenze,

Die
Leib und Seele teilt,

Und
meine zwanzig Lenze

Sind
rasch dahin geeilt

(А.
фон Платен).

На
соотнесенность с традицией барочной духовной песни указывает уже само название
баллады: традиционный мотив духовных песен (наряду с мотивами раскаяния и
мольбы-просьбы) — мотив жалобы — был воспринят Платеном и использован в
балладе. Обращаясь к Богу, лирический  герой
сетует на свою злую судьбу, на несбывшиеся мечты и разбитые надежды.
Стихотворение проникнуто настроениями глубокой скорби и печали. Показательно
также созвучие названия баллады А. фон Платена — «Klaglied» (жалобная песнь,
песнь-жалоба) — заголовку одного из стихотворений М. Опица — «Nachtklage»
(ночная жалоба).

Важнейшим
риторическим элементом канонической духовной песни является обращение к Богу,
что вполне естественно для духовной песни как жанра, возникшего и
развивающегося на основе протестантского ритуального песнопения. На синтаксическом
уровне это обращение обычно оформляется восклицательным предложением и
открывает стихотворение. Эмоциональность такого обращения зачастую усиливается
междометиями, сопровождающими имя Создателя (например, у П.Герхардта: «O, Jesu,
liebster Freund…»; у Ф.Шпее: «Ach, Jesu, Jesu, teuer Held…», «Nur ich, o Jesu,
bin allein…»; у М.Опица: «O Gott, mein Trost und Zier…», «F?r dir, o Herr,
bestehn…» и т.д.), а также многократным варьированным повторением этого
обращения на протяжении всего стихотворения.

Платен
в своей балладе «Klaglied Kaiser Otto des Dritten» видоизменяет этот элемент
путем смены адресата, выводит его из сферы духовного, наделяет светским
содержанием и тем самым секуляризирует жанр духовной песни. В обращениях
Платена на месте Бога оказываются земля, мир, Рим и др., на уровень которых он
переносит дихотомию Бога и мира, наделяя одни элементы сакральным значением, а
другие представляя знаками «грешного» мира:

O
Erde, nimm den M?den,

Den
Lebensm?den auf,

Der
hier im fernen S?den

Beschlie?t
den Pilgerlauf!

Или:

O
Rom, wo meine Bl?ten

Verwelkt,
wie d?rres Laub,

Dir
ziemt es nicht zu h?ten

Den
kaiserischen Staub!

Такая
десакрализация духовной песни посредством нарушения канонической риторической
формулы и делает возможным использование формы барочной духовной песни для
передачи балладного, эпического содержания. Баллада построена как монолог
паломника, достигшего цели и прощающегося с жизнью («Schon steh’ ich an der
Grenze, / Die Leib und Seele teilt», — мотив, принципиальный особенно для «вечерней»
духовной песни). Пройденный путь присутствует здесь в завершенном виде и делает
ситуацию балладной с присущим именно романтической балладе налетом историзма и
экзотики странствия в святые места. Вместе с тем, это странствие — метафора
жизни, и лирический герой пребывает в барочной, по сути дела, ситуации
предстояния и отчета Богу, на место которого и подставлена сакрализуемая таким
образом «земля».

Воспринимая
форму и основные мотивы барочной духовной песни, Платен наполняет ее новым
содержанием. Синтез жанров духовной песни и баллады, жанра собственно
лирического и жанра повествовательного, порождает особую лирическую (носитель
речи — герой — зачастую маска лирического героя) эпичность, характерную для
большинства баллад Платена, что и определяет их специфичность.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий