Роль государства в управлении экономикой

Дата: 21.05.2016

		

Содержание

Введение

Глава 1. Деятельность государства в
управлении экономикой

Глава 2. Роль государства в
управлении экономикой

Заключение

Литература

Введение

В отечественной науке можно наблюдать
расхождение мнений в отношении роли государства в управлении экономикой. С
одной стороны, крах административно-командной экономической системы в странах
бывшего СССР и Восточной Европы вызывает сомнение в необходимости усиления его
роли. А с другой – переосмыслить ее важность заставляют такие причины, как:

— финансовый кризис «государств
всеобщего благосостояния», проявляющийся в большинстве промышленно развитых
стран;

— крушение ряда государств и небывалое
увеличение числа чрезвычайных ситуаций в различных частях света;

— а также усиление роли государства в
управлении экономикой в странах Восточной Азии, благодаря чему они смогли явить
миру экономическое чудо.

Разные экономические системы мира и отдельные государства отличаются друг
от друга по соотношению ролей в управлении экономикой. Различия касаются набора
способов и форм регулирования, пределов действия той или иной формы, а также
направленности регулирования экономики. Однако во всех случаях экономические
функции государства в управлении экономикой играют очень существенную роль.

Эта роль осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно
составить исчерпывающий перечень государственных экономических функций. С
определенной достоверностью можно установить долю национального продукта,
производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой
государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. трудно. В данной работе автор ставит цель
количественно выразить роль правительства в управлении экономикой

Глава 1. Деятельность государства в
управлении экономикой

Деятельность государства в управлении экономикой можно свести к
нескольким основным функциям. Это, во-первых, составление макроэкономических
планов-прогнозов или, иначе говоря, индикативных планов. Их назначение —
определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным
целям развития производства. Вместе с тем выявляются главные проблемы, с
которыми предстоит столкнуться при реализации плана. Созданный в итоге документ
просто информирует общественность и деловые круги о предполагаемой общей
картине состояния экономики.

Ко второй форме участия государства в управлении экономикой можно отнести
формирование решений, непосредственно затрагивающих структуру хозяйства. Это
прежде всего распределение централизованных инвестиций и иных контролируемых
государством ресурсов, размещение госзаказов, а также разработка программ
свертывания неэффективных отраслей и производств, урегулирование возникающих
социальных проблем, создание в том или ином регионе благоприятного климата для
привлечения частных инвестиций путем вложения государственных средств в
развитие инфраструктуры. Решения подобного рода должны иметь, как правило,
обязательный характер, оформляться в виде законодательных актов, постановлений
и т.п. Понятно, что именно такие регулирующие функции должны преобладать в
условиях государственной организации экономической жизни (в той или иной мере
они существуют также в странах с рыночной экономикой).

И, наконец, третья форма влияния государства на хозяйственную
деятельность — это выработка системы регуляторов для процессов, не входящих в
сферу прямого правительственного контроля. Такие регуляторы призваны
поддерживать стабильный характер экономического развития. Среди них налоги,
дотации, принципы и методы ценообразования, а также налоговые и кредитные
льготы приоритетным отраслям, таможенные правила и др. Важнейшая регулирующая
роль в современной рыночной экономике принадлежит инструментам
кредитно-денежной политики, обеспечению стабильности денежной единицы и
сбалансированности внешних платежей. [1]

Разумеется, соотношение между обозначенными тремя формами участия
государства в управлении экономикой может варьировать в зависимости от
хозяйственной среды. Так, составление планов и прогнозов всегда являлось
неотъемлемой чертой советской экономики.

В стабильных государствах правительства разрабатывают и осуществляют
программы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной
платы, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенных
групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные
доходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходов
путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью
системы налогов и других платежей.

Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддержать и
облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих
эффективному функционированию рыночной экономики.

2. Защита конкуренции.

3. Перераспределение доходов и богатства.

4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры
национального продукта.

5. Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование
экономического роста. Задачи по обеспечению правовой базы рыночной экономики
разрешаются путем введения правил поведения, которыми должны руководствоваться
производители в своих отношениях с потребителями. Законодательные акты
правительства касаются определения прав собственности, отношений между
предприятиями, запрета на продажу фальсифицированных продуктов и лекарств,
установления стандартов качества, маркировки продукции, ответственности за
соблюдением условий контрактов и т.д. [2]

Глава 2. Роль государства в
управлении экономикой

В странах мира, в принципе, может
наблюдаться различная степень влияния государства на экономические процессы,
разные при этом получаются результаты, и зависит это от многих обстоятельств, в
том числе, от особенностей исторического развития. В наиболее общем виде можно
выделить два принципиально отличающихся идеологических подхода к роли
государства в управлении экономикой: индивидуалистический и коммунитарный. Хотя
в реальной практике обычно используется некая их комбинация, с преобладанием
одного из них.

В обществе с индивидуалистической
идеологией роль государства обычно ограничена. Его главные цели – защита
собственности, обеспечение гарантий заключаемым договорам, соблюдение
открытости рынка и максимально свободной конкуренции. Государственное
вмешательство носит временный характер и может происходить лишь при образовании
кризисных ситуаций, в связи с эпидемиями, войнами, в случае нарастания
экологических катастроф, когда под угрозой оказываются здоровье и безопасность
нации.

Абсолютно иной является роль государства
в обществе с коммунитарной идеологией (не путать с коммунистическим обществом,
хотя по выполнению государством функций такое сравнение напрашивается). Роль
государства здесь состоит в определении потребностей сообщества в кратко- и
долгосрочной перспективе и в их планомерном удовлетворении, в обеспечении
следования страной намеченным курсом, иногда – принудительно, и даже с
использованием всей его политической мощи.

Помимо того, в коммунитарном государстве
(Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Швеция) планирует и определяет общий курс
развития экономической жизни правительство. То есть исполнительные органы
оказываются важнее законодательных, именно они «командуют» бизнесом. В
индивидуалистическом же государстве (США, Канада, страны Западной Европы),
напротив, роль правительства, как правило, ограничена. Там довольно сильна
законодательная власть и действует серьезная система «сдержек и противовесов»
власти исполнительной.[3]

На переосмысление «традиционного
европейского» взгляда на роль государства – не его дело планировать и управлять
национальной экономикой, и правительству следует лишь реагировать на давление
групп интересов, на кризисы по мере их возникновения – смогли повлиять три
основных фактора.

Первый – это растущая производительность
таких стран, как Тайвань, Южная Корея, Япония, чья национальная стратегия
характеризовалась тесным сотрудничеством правительства с субъектами рыночной
экономики (и даже вмешательством в экономическую сферу), причем ряд отраслей (с
целью обеспечения ведущего положения в мире) там получали существенную
государственную поддержку (селективное управление).

Именно успехи стран
Азиатско-тихоокеанского региона, где нет «свободной торговли», «свободных
предпринимателей» и даже «свободы рынка» – в европейском понимании, и где
существенные социально-экономические достижения обеспечило именно жесткое
государственное управление, в котором наибольшее развитие получило селективное
управление – поставили под сомнение правильность индивидуалистической идеологии
(по крайней мере, в ее «чистом виде»).

Второй фактор – глобализация бизнеса,
формирование сложных коалиций многонациональных корпораций, которые
целенаправленно и избирательно (селективно) поддерживались правительством.
Хотя, справедливости ради, заметим, что взаимоотношения между правительством и
многонациональными корпорациями часто носят сложный и напряженный характер. А
корпорации даже склонны рассматривать отдельные государства как «подмостки»,
где они играют по своим правилам, пользуясь при этом силой одних и слабостью
других стран.

И третий фактор (который может
рассматриваться как результирующий от первых двух) – возрастающее значение
новых технологий, обеспечивающих успешное и опережающее экономическое развитие.
Несмотря на то, что технология сама по себе способна к быстрому распространению
в мире, умение активизировать это распространение и воспользоваться им
оказывается далеко неодинаковым в различных странах.[4]

Как считают ученые, функцией государства
здесь должно быть стимулирование, направление и ускорение структурных и
технологических изменений, необходимых для долговременного роста, для получения
выигрыша социумом в целом, для подъема страны на более высокую ступень общественного
развития.

Хотя здесь не следует выпускать из
внимания и тот факт, что именно распространение современных высоких технологий
содержат в себе угрозу для природной среды, и по этому поводу уже сегодня в
мировом сообществе нарастает тревога. Все чаще раздаются призывы к соблюдению
экологической безопасности, к усилению контроля над их разработкой и
внедрением, что объективно потребует большего вмешательства государства.

Таким образом, учитывая внутренние
потребности дальнейшего общественного развития, одновременно стимулируемого
мировым сообществом, в экономически развитых странах постепенно происходили
изменения в области государственного управления. Государство все больше
перемещалось в центр происходящих событий в экономической и социальной сферах,
хотя и не в качестве «главнокомандующего», а как партнер и помощник, как
«катализатор» и регулятор проводимых изменений.

Все вышеперечисленные факторы заставили
по-новому осознать и само понятие «эффективного государства», так как от этого
могли зависеть экономические и социальные успехи, и которое, как оказалось, для
разных стран имело неодинаковое смысловое значение. Потребовалось ответить на
вопрос, чем же в реальности объясняется тот факт, что одни государства успешнее
реагируют на перемены и стабильнее развиваются, чем другие?

Как оказалось, эффективность
государственного управления в области экономики обуславливается не
количественными, а качественными его характеристиками, она не связана напрямую,
ни с численностью государственного аппарата, ни с величиной государственной
собственности (как, например, в США или Японии), а зависит именно от грамотного
использования селективного подхода.

И причину многих неудач в области
государственного вмешательства в экономическую сферу следует искать, прежде
всего, в неспособности правительства в конкретный момент времени правильно
избрать направления селективного управления, оценить те или иные потенциальные
точки роста и увязать меж собой интересы субъектов взаимодействия.

В частности, выбор точек роста, производимый
исходя из политических соображений (угледобыча в Великобритании) привел к
негативным результатам. И наоборот, отказ от преувеличенного государственного
воздействия на отрасли, отягчающие экономику, ориентация на развитие
современных технологий помогли ряду стран выдвинуться на лидирующие позиции в
мире, сделать отдельные отрасли экспортирующими, и в целом добиться серьезного
экономического роста.

Кроме того, даже при тщательном
вычислении точек роста, успех государства (исходя из его национальных интересов)
может быть достигнут только при определенных обстоятельствах: правительство
обязано понимать, в чем состоит этот национальный интерес; предприниматели и
трудящиеся должны быть готовы трудиться во имя этого интереса; а сообщество в
целом – быть готово к определенным жертвам.

Защитить и вытащить из кризиса все
отрасли одновременно невозможно. Каким-то из них придется – в «роли обиженных»,
ожидать подъема других отраслей, необходимого для всеобщего процветания. Причем
в условиях демократических обществ этот процесс обычно протекает весьма
болезненно. [5]

В государственном селективном управлении
экономикой неизбежно будут тесно переплетаться и сталкиваться интересы правительственных
структур, людей, которые в них работают, связей, которые на них влияют.
Фактически правительство – это совокупность соревнующихся друг с другом
исполнительных ведомств, законодательных и судебных органов, где может
осуществляться лоббирование бесчисленных национальных и зарубежных групп
интересов.

Причем перед государствами уже
неоднократно вставали и будут продолжать вставать проблемы, связанные с тем,
что определенные группы интересов могут подталкивать к достижению краткосрочных
целей в ущерб долгосрочным национальным интересам. Но здесь должен жестко
работать принцип выбора, лежащий в основе селективного управления экономикой, и
первостепенное внимание следует уделять именно тем отраслям, которым это
действительно необходимо для всеобщего блага.

Осуществляя селективное управление
экономикой, правительство должно ориентировать весь бизнес на приобретение
страной выгодных позиций в мировой экономике. И для укрепления
конкурентоспособности той или иной отрасли (или даже отдельной фирмы) оно будет
вынуждено действовать совместно с субъектами рыночной экономики, вступать с
ними в партнерские отношения.[6]

Следует заметить, что в странах
Организации экономического сотрудничества апробация самого селективного подхода
началась несколько десятилетий назад и получила довольно быстрое
распространение, хотя в каждой из них могли быть избраны разные приоритеты, и
неодинаковыми оказываться успехи.

В поисках форм наиболее эффективного
селективного управления, одни страны стремились резко сократить традиционную
зарегулированность, что нередко начиналось с приватизации. В других же мог
осуществляться пересмотр комплекса административного регулирования в пользу его
увеличения и при этом наиболее широкого применения селективного отбора.

В частности, в Австралии, Японии,
Мексике, главной задачей было избрано максимально возможное административное
разрегулирование, сковывающее активность субъектов экономической деятельности,
и сведение мер правительственного контроля к селективному управлению. В других
же странах – Канаде, Нидерландах, США для повышения качества регулирования и
контроля изменялись процессы принятия решений внутри правительственных
учреждений, и проводилась в полном смысле слова селекция объектов (точек роста)
и методов управления.

Основной целью являлся поиск наиболее
эффективной системы управления экономикой (и степени влияния правительств на
бизнес), с помощью которой можно было бы содействовать концентрации усилий и
ресурсов на наиболее важных ее направлениях, обеспечить максимально высокую
конкурентоспособность фирм и отраслей, обеспечить реальный прорыв в завтрашний
день.

И объектами селективного управления,
прежде всего, становились такие сферы жизнедеятельности общества, как экспорт,
развитие высокотехнологических производств и, конечно, защита интересов
потребителя.

В результате степень государственного
влияния во всем мире существенно возросла. Только в течение последнего столетия
его расходы достигли почти половины ВВП в промышленно развитых странах и
четверти – в развивающихся странах. А современные технологии, значительно
расширив сферу услуг, одновременно открыли возможности и для совершенствования
рыночных отношений.

При этом, расширение функций государства
преимущественно происходило со ставкой на социально значимые направления
экономического развития, с ориентацией по построение государства всеобщего
благосостояния. Переместился акцент с количественных на качественные
характеристики государственного влияния, на повышение эффективности его
деятельности в направлении удовлетворения нужд населения. [7]

Социальная направленность проводимых
реформ в области государственного управления обуславливалась осознанием того
факта, что эффективность государства, в конечном счете, должна определяться не
только устойчивостью экономического развития, но и с помощью создания и
функционирования целого ряда важнейших социальных институтов. Обеспечения для
людей возможности вести более здоровую и счастливую жизнь, получать возможность
реализации своего внутреннего потенциала и увязывать его с общественными
интересами.

Государство во всех случаях продолжает
сохранять за собой ведущую роль в области национальной безопасности, охраны
окружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителя и др., причем по
мере развития экономики возрастают и общественные ожидания. Сам же социальный
прогресс во многом зависит от достижения равновесия между экономическим ростом
и социально-политической стабильностью.[8]

При проведении реформ правительствам
различных стран, так или иначе, приходилось сталкиваться с определенными
трудностями. С одной стороны, требовалось предоставлять определенную свободу
динамике рыночных сил, в том числе, с использованием методов селективного
управления, а с другой – необходимо было вырабатывать более эффективные меры по
защите и развитию социально значимых сфер общественной жизни.

Широко известны возникающие в мировой
практике протесты против внедрения конкуренции области телекоммуникации,
энергетики, транспорта, так как это может входить в противоречие с проблемой
защиты прав потребителя – повлечь за собой повышение цен и тарифов. И
правительства западных стран были вынуждены принимать компенсационные меры для
преодоления последствий рыночных реформ (к примеру, программу выплаты адресных
субсидий) и одновременно обеспечивать сохранение наиболее динамичных и
эффективных рынков, способствующих внедрению новых технологий и снижению цен.

По мнению западных экономистов, при
осуществлении селективного управления государственные органы должны научиться
быстрому реагированию на происходящие в мире события, уметь наиболее полно их
оценивать и при этом точно знать, когда и куда нужно вмешиваться в экономику,
какие более гибкие и эффективные инструменты и стимулы использовать, в том
числе, основанные на рыночных технологиях и добровольно заключаемых
соглашениях. В качестве действенного стимула может стать грамотно разработанная
система налогообложения. Так, например, введение налога на содержание серы в
бензине в Швеции, в конечном счете, привело к оздоровлению окружающей среды, к
улучшению здоровья граждан.

Не менее важным элементом
государственного управления на Западе считается предоставление потребителям
наиболее полной информации о предлагаемых им товарах и услугах, содействие
созданию атмосферы взаимного доверия между производителем и потребителем. В
дополнение защиты прав потребителей может осуществляться протекционизм (как
мера селективного управления) в отношении импортных товаров.

В итоге, в странах с развитой рыночной
экономикой государство постепенно начало перемещаться в центр происходящих
событий экономической сферы, хотя его деятельность не всегда была эффективной.
И это зависело, прежде всего, от грамотного использования селективного подхода,
избранных в нем направлений и оценки потенциальных «точек роста», наконец, от
умения увязывать меж собой интересы всех субъектов взаимодействия.

Следует заметить, что в странах
Организации экономического сотрудничества апробация самого селективного подхода
началась несколько десятилетий назад и довольно быстро получила широкое
распространение. Одновременно осуществлялся поиск наиболее эффективной системы
управления экономикой и обеспечения реального прорыва в завтрашний день.

В результате степень государственного влияния
во всем мире существенно возросла. При этом происходило расширение его функций
с ориентацией на достижение равновесия между экономическим ростом и
социально-политической стабильностью, на построение государства всеобщего
благосостояния.

По мнению западных экономистов, при
осуществлении селективного управления государственные органы должны научиться
быстрому реагированию на происходящие в мире события, уметь их наиболее полно
оценивать и при этом точно знать, когда и куда нужно вмешиваться в экономику,
какие более гибкие и эффективные инструменты и стимулы использовать, в том
числе, основанные на рыночных технологиях и добровольно заключаемых
соглашениях.[9]

Заключение

Таким образом на основании
вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы.

Существующее расхождение мнений в
отношении роли государства в управлении экономикой обусловлено, с одной
стороны, крахом административной формы управления в бывших странах социализма,
а с другой – нарастанием кризисных ситуаций в странах развитой экономики, а
также успехами государственного вмешательства в ряде стран
Азиатско-тихоокеанского региона.

На успешность государственного участия в
экономических процессах, прежде всего, влияют принципиально различающие
идеологические подходы к управлению экономикой: индивидуалистический и
коммунитарный.

В обществе с индивидуалистической
идеологией законодательная власть сильнее исполнительной, и роль государства
обычно ограничена. Его главные цели – защита собственности, соблюдение
открытости рынка и максимально свободной конкуренции. Государственное вмешательство
носит временный характер и происходит при образовании разного рода кризисных
ситуаций.

В обществе с коммунитарной идеологией
функции управления экономикой осуществляет правительство, и роль государства
состоит в определении потребностей общества в кратко- и долгосрочной
перспективе, в обеспечении следования страной намеченным курсом, иногда
принудительно. В странах азиатских странах, сумевших добиться значительных
социально-экономических успехов с помощью жесткого государственного
регулирования, нет «свободы рынка» и «свободных предпринимателей» – в
европейском понимании.

Но на переосмысление «традиционного
европейского» взгляда на роль государства смогли также повлиять глобализация
бизнеса и возрастающее значение новых технологий, где основной функцией
государства должно стать стимулирование, направление и ускорение структурных и
технологических изменений, необходимых для успешного, опережающего и
долговременного роста экономики, для получения выигрыша социумом в целом.

Литература

1. Государственное регулирование
рыночной экономики /Под. ред. Волгина Н. А. М., 2007.

2. Государственное регулирование
экономики: мировой опыт и реформа в России. М., 2006.

3. Вопросы экономики, 2003. № 11.

4. Основы социального управления /
Под. ред. Иванова В. Н. М., 2001.

5. Райзинберг Б. А., Фархутдинов Р.
А. Управление экономикой. М., 2000.

6. Российский экономический журнал,
2002. № 11-12.

7. Экономист, 2001. № 5.


[1] Райзинберг Б. А.,
Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. М., 1999. С.44.

[2] Лившиц А. В.
Государство в рыночной экономике/ Российский экономический журнал, 1992. №
11-12. С. 65.

[3] Панаева В. С. Роль государства в современной
экономической системе/ Вопросы экономики, 1993. № 11. С.15.

[4] Варга В.Н.  Роль
государства в рыночном хозяйстве/
Экономист, 1991.  № 5.  С. 28.

[5] Государственное
регулирование рыночной экономики /Под. ред. Волгина Н. А. М.,  2000. С.84.

[6] Райзберг Б. А.,
Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. М., 1999. С.51.

[7]  Хавина С.А. Основные тенденции развития
государственного регулирования экономики за рубежом и в России/
«Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России. М.,
1996. С. 46.

[8] Основы
социального управления / Под. ред.  Иванова В. Н. М., 2001. С. 136.

[9] Хавина С.А. Основные тенденции развития
государственного регулирования экономики за рубежом и в России/
«Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России. М.,
1996. С. 49.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий