Механическая цивилизация

Дата: 12.01.2016

		

«Сlосkwork Оrange» — «Заводной
апельсин» — так называется скандально известный роман Энтони Берджеса. Так же
называется фильм великого американского режиссера Стэнли Кубрика, снятый в
шестидесятые годы XX века. Роман до сих пор является одним из самых читаемых, а
фильм до сих пор запрещен к показу в ряде стран из-за чудовищных сцен насилия,
показанных в нем.

Что
это? Очередное порождение массовой культуры, пичкающей читателя и зрителя
изображением самых низменных сторон человеческой природы? Вовсе нет: «Заводной
апельсин» по праву занимает место в классике европейской литературы, а фильм
Кубрика признан одним из самых злободневных фильмов XX века.

Берджес
создал роман-антиутопию, в котором показано будущее человечества, которое
видится автору исключительно в темных тонах. В романе, совсем как в фильме
«Банды Нью-Йорка», действуют молодежные криминальные группировки. Юноши,
потерявшие веру в собственное будущее и чужие авторитеты, становятся опасной
разрушительной силой. Волна насилия захлестывает страну, власти бессильны
предпринять что-либо действенное. И тогда появляется гениальное — и страшное —
изобретение: «сыворотка добра». Получив инъекцию сыворотки и просмотрев
«учебно-воспитательный» фильм о насилии, человек навсегда приобретал иммунитет
к насилию. Он не был больше способен не то что ударить человека по лицу, а даже
обидеть бродячего котенка. В ответ на попытку применить насилие к любому живому
существу, организм привитого отвечал мучительной физической реакцией.
Обработанный таким образом главный герой «Механического апельсина» теряет свою
былую способность к агрессии. Он не может защитить ни другого человека, ни себя
от распоясавшихся хулиганов. И главный герой перестает чувствовать себя
полноценным человеком…

В
современном мире ведутся научные разработки, призванные найти способы влияния
непосредственно на сознание человека, сделать каждого землянина послушным
автоматом. Берджес предостерегал от этого еще полвека назад. В то же время
писатель приходил в ужас от склонности к насилию, которая обнаруживалась у все
большего числа его современников. Это говорило о вырождении традиционной
морали, построенной на новозаветных принципах. А еще это свидетельствовало о
том, что общество тяжело больно, ведь если молодые не могут найти применение
своим силам, то о чем еще это может говорить? Берджес критикует не молодых
людей, ставших убийцами, — он вскрывает недостатки современной цивилизации,
которая в погоне за прибылью и скоростью забывает о душе человека. Если
правосудие берет на себя полномочия Господа Бога, то грош цена такому
правосудию.

Немногие
знают, что Энтони Берджес гостил в Советском Союзе, где пристально и довольно
беспристрастно изучал жизнь молодежных полукриминальных группировок в Москве и
Ленинграде. Любопытно, что характерный сленг, на котором разговаривают «крутые
парни» из «Заводного апельсина», основан на славянских, а точнее, русских
словах.

К
началу XXI века мировой цивилизации, в принципе, удалось преодолеть волну
молодежного насилия, рожденную в эпоху «бархатных революций» шестидесятых годов
и достигшую пика в восьмидесятые-девяностые. Однако проблем еще остается
предостаточно: взять хотя бы молодежную безработицу, атмосферу всеобщей
разочарованности, характерную как для развитых, так и для развивающихся стран.

Грозит
ли человечеству эпоха «Заводного апельсина», где насилие станет таким же
привычным, как утренняя зарядка? Или это предупреждение все же излишне? И от
чего мы сейчас больше далеки — от идеально послушных и гуманных «заводных
людей» или от безумных убийц и насильников, населяющих страницы романа
Берджеса?

Хочется
верить, что наступит эра человеческого достоинства, когда роман под названием
«Заводной апельсин» перестанет быть мрачным пророчеством о ближайшем будущем
земной цивилизации и превратится в прогрессивной памятник мысли далекого XX
века.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий